Причинами такого выбора стали:
-возможность создавать различные категории (каналы), в том числе голосовые, и беседы внутри категорий для общения с обучающимися;
-голосовые каналы позволяют организовать аудио и видео связь, демонстрацию экрана обучающимися и преподавателем;
-возможность в текстовых каналах прикреплять файлы, ссылки на различные источники (размещение и хранение информации);
-возможность встраивать чат-боты и ютюб каналы.
3) Технологию проведения онлайн занятий по обучению конструированию Куборо с использованием сервиса Discord мы видим следующей:
-по каждой теме программы преподаватель создает категорию с текстовым и голосовым каналом, а также каналы для групповой (парной) работы обучающихся и проектной деятельности;
-в голосовом канале проводится 7-10 минутный инструктаж по теме занятия с демонстрацией примеров решения заданий с использованием программы Cuboro Webkit;
-в текстовом канале размещаются задания, ссылки на видеозаписи инструктажа, которые при необходимости обучающиеся могут просмотреть (видеоролики 3-5 минутные по принципу «клипового» видео);
-после инструктажа обучающиеся переходят в групповые голосовые каналы, самостоятельно выполняют практические задания в программе Cuboro Webkit, общаются в команде, при необходимости могут написать в общий канал «вопрос к преподавателю». Педагог периодически заходит в голосовые каналы команд для консультирования обучающихся;
-в конце занятия обучающиеся в общем голосовом канале демонстрируют возможные решения заданий занятия;
-для рефлексии мы предлагаем прохождение опросов через ресурс Menti (ссылка на опрос прикрепляется в текстовый канал Discord занятия).
4) В дальнейшем мы планируем разработку онлайн курса занятий кружка конструирования Куборо с применением программы Cuboro Webkit на платформе Stepik.
Список литературы:
Шбразовательный центр "Куборо" // URL: https://cuboroeducation.ru (дата обращения: 19.12.2020).
2.Павлов А.Е. Дополнительное образование в условиях карантина / А.Е. Павлов, В.С. Ершова, А.А. Родюкова // URL : https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/359804650.pdf (дата обращения: 04.01.2021).
3.Проект RUKAMI // URL : https://old.kruzhok.org/iniciativy/post/ festival-rukami (дата обращения: 10.01.2021).
4.ТОП-10 лучших платформ для создания и проведения онлайн-обучения // URL : https://postium.ru/platformy-i-servisy-dlya-onlajn-obucheniya (дата обращения: 26.12.2020).
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ «МАССА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Гребенникова Н.Л.
Кандидат педагогических наук, доцент
Косцова С.А. старший преподаватель Ильбулатова Д.В., Малкина А.А.
Студенты факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
г. Стерлитамак
Аннотация. Масса является физической величиной, с которой младшие школьники знакомятся еще в 1 классе, опираясь на понятия «тяжелее», «легче». Результаты, которые должны быть сформированы у младших школьников: конкретные представления учеников о массе, ее единицах измерения, а также умения выполнять арифметические действия со значениями данной величины, полученными в результате измерения. В данной статье описывается последовательность изучения величины «масса» в начальных классах, возможности рассмотрения старинных мер.
Abstract. Mass is a physical quantity that younger students get acquainted with in the 1st grade, based on the concepts of "heavier", "lighter". The results that should be formed in younger students: specific ideas of students about the mass, its units of measurement, as well as the ability to perform arithmetic operations with the values of this value obtained as a result of measurement. This article describes the sequence of studying the value "mass" in primary classes, the possibility of considering ancient measures.
Ключевые слова: начальная школа, изучение математики, величина «масса», измерение массы, старинные меры. Перевести на англ. по-новой.
Key words: primary school, the study of mathematics, the value of "mass", mass measurement, vintage action
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерения имеет большое значение в плане развития младших школьников. Каждая изучаемая величина - это некоторое обобщенное свойство реальных объектов окружающего мира, по которому можно между объектами устанавливать отношения «больше», «меньше», или «равно», а также - выполнить измерение. Работа с измерением величин развивает пространственное мышление и воображение. Впоследствии, учащиеся смогут оперировать ими в реальной практической жизни.
Изучение величин обусловлено тем, что через понятие величины описываются свойства предметов окружающего ученика мира, благодаря знакомству взаимозависимости величин у учащихся формируются целостные представления о мире, а изучение измерения величин необходимо человеку в реальной жизни.
Масса - это одна из основных физических величин. Первые представления о том, что предметы имеют массу, дети получают в жизненной практике ещё до школы [3, с. 198]. Даже в раннем возрасте дети понимают различия между тяжелыми и легкими предметами (может ли ребенок поднять, или переместить что-то). Допонятийные представления о массе сводятся к свойству предметов «быть легче» и «быть тяжелее», определяя это сначала через ощущения - «прикидкой на руку». Затем младшие школьники знакомятся с термином «масса» в 1 классе, как с мерой количества вещества. Тогда и выводятся задачи изучения данной темы младшими школьниками:
- создать общие представления о величине, на примере величины «длина»;
- сформировать представления о величине «масса»;
- познакомить с единицами измерения массы и их соотношениями;
- овладеть умением измерять массу, выражать ее в единицах измерения, записывать значение массы;
- сформировать умение переводить массу некоторого предмета, выраженную в определенном наименовании, в единицы других наименований;
- сформировать умение выполнять арифметические действия.
При изучении данной темы с особой ответственностью необходимо отнестись к терминологии. Обусловлено это тем, что в быту при измерении массы с помощью чашечных, пружинных или других весов распространенно некорректное использование название величины «вес». На самом деле, взвешивая на весах, мы определяем количество вещества, т.е. - массу взвешиваемого объекта. Поэтому надо младшим школьникам помочь усвоить правильное название величины, измерение которой выполняется посредством взвешивания на весах: помочь понять, что это масса - а не вес.
Прежде чем начать работу над величиной, учитель должен узнать о уже имеющихся представлениях учеников о массе. В усвоении отличительных признаков этой величины учащимся также должен помогать учитель - давать им для сравнения предметы, имеющие идентичную форму и размер, но разную массу или наоборот: большие, но легкие, а меньшие, но тяжелее (например, воздушный шар и металлический шарик). Здесь учитель и вводит понятие «Масса».
Например, учитель ставит на стол 2 кубика одного цвета и размера, но из разного материала: один -деревянный, а другой - склеен из бумаги, спрашивая: «В чем же разница между этими кубиками?». Первоклассники рассматривают, изучают, говорят ответы, но самое главное, что мы хотим услышать - это то, что они «по-разному весят», что один тяжелее, а другой - легче. Учитель поясняет, что кубики имеют разную массу. Аналогичная работа возможна с тетрадью и учебником, с одинаковыми по внешнему виду коробками, но одна из них пустая, а другая наполнена, например, песком. Надо провести и сравнение, например, одинаковых ведерок в разной мере заполненных водой или каким-то сыпучим веществом, чтобы дети убедились в том, что при сравнении одинакового вещества по массе, тяжелее то ведерко, в котором больше вещества, что масса показывает, сколько насыпано одинакового вещества, т.е. масса -мера количества вещества.
Пока учащиеся выясняют, чей ответ оказался правильным, учитель достает чашечные весы. Далее учащиеся кладут на одну чашу весов один кубик, а на вторую - другой. Самая важная задача учителя в этом процессе - это обратить внимание младших школьников на «стрелочки», которые показывают, какой из предметов тяжелее, а какой легче. Учим учащихся пользоваться этими весами, сравнивая положение чашек весов с положением рук: если предмет тяжелее, то чашка, как и рука, опускается вниз, а если предмет легче, то чашка поднимается вверх. Тогда весы не в равновесии [2, с.295 ].
Далее идет знакомство с единицей измерения - килограмм. Знакомство с основной единицей измерения массы - килограммом, происходит в процессе выполнения практических заданий. Учитель может заранее принести предмет, масса которого равна килограмму. Например, масса 1 пачки соли равна 1 кг, а масса пачки крупы немного меньше, чем 1 кг, масса 1 булки хлеба, 1 пачки вермишели, 1 банки консервов, и т.п. намного меньше, чем 1 кг. Учащиеся могут по очереди «взвесить», вернее сравнить массу этих пачек, взяв их в руки («прикидка на руку»), чтобы иметь представление о том, как тяжел 1 килограмм.
На основе сформированных представлений и умений, в третьем классе, при изучении чисел до тысячи, вводится новая единица измерения массы - грамм. Учитель может показывать гирьки массой в 1 грамм, а также и другие до 100 граммов. Отличным и эффективным наглядным пособием для закрепления знаний является шкала циферблатных весов с точностью до 5 граммов. Такие весы, которые использовались раньше в магазинах, например, рис. 1, имеют двусторонний циферблат, позволяющий и покупателю, и продавцу определить массу покупки. У каждой хозяйки на кухне тоже есть весы (рис. 2).
Рис. 1. Циферблатные весы Рис.2. Кухонные весы
А как же ввести понятие «грамм» в словарь учащихся? Берутся все те же весы и объясняются учащимся, что килограмм, который мы уже изучили, можем поделить еще на десять одинаковых частей (по шкалам на весах) и у нас получатся 100 г, 200 г, 300 г и так далее до 1 килограмма. Берем часть шкалу от 0 до 100 и показываем, что она может поделиться еще на 10 и 100 одинаковых частей. Обговариваем со школьниками, что одно такое деление обозначает 10 грамм. После изучения килограмма и грамма ведется работа над их соотношением, то есть дается понятие того, что 1 килограмм равен 1000 граммам. Это будет первая строка в таблице единиц массы: 1 кг = 1000 г.
В четвертом классе учащиеся знакомятся с единицами измерения массы: центнер и тонна, их соотношение с килограммом и граммом, как итог составляется таблица единиц массы. Проиллюстрировать тонну и центнер можно наглядно, например: масса «снаряженного», готового к поездке легкового автомобиля ВАЗ примерно 1 тонна, а 2 полных мешка картошки или 2 мешка сахара -1 центнер и другие примеры [4, с. 76].
Развивающий и воспитывающий характер имеют задачи со старинными мерами массы. Прежде чем начать работать с ними, учитель проводит ознакомительную работу: дает понятие фунту, лоту, золотнику, доле; сравнивает их с общепринятыми современными единицами измерения массы. Например, сообщает, что старинная крупная мера массы 1 пуд равна 16 кг 380 г, а мелкая - 1 золотник - 4 г 270 мг г и т. д. Здесь можем провести межпредметную работу, то есть соединить урок математики и литературного чтения, предложив такое задание: «Помните ли вы пословицы со старинными мерами массы?». [1, с. 17-18] Ответы могут быть такими:
- «Мал золотник, да дорог»;
- «Болезнь входит пудами, а выходит золотниками»;
- «Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съедаешь».
Примеры заданий для младших школьников:
I.6 кг - 3 кг 6 кг + 3 кг 4 кг - 2 кг 4 кг + 2 кг
2.Масса ведра клюквы 7 кг, а клубники на 1 кг больше. Узнай массу 1 ведра клубники.
3.На базаре купили пакет муки массой 5 кг. Использовали 3 кг. Сколько килограмм муки осталось?
4.В ящик уложено по 5 банок в 3 ряда. Какая масса ящика, если масса одной банки 1 кг 800 г?
5.На почту привезли 14 посылок по 500 г каждая. Какова масса посылки? Запиши ответ в килограммах.
6.Масса одного граната 160 г, а масса одной груши на 40 г меньше. Какова масса одной груши?
7.Маша за день съела 400 г яблок, а Вова на 140 г больше. Масса 1 яблока примерно 80 г. Сколько яблок, съел Вова? Реши задачу двумя способами.
8.3 000 г = ...кг 4 кг = ... г 1 кг 300 г = ... г 6400 г = ... кг ... г
9.Масса энциклопедии 2 кг 300 г. Какова масса словаря, если известно, что он на 200 г легче? Ответ дайте в граммах.
10.На одну чашу весов положили 3 кг свеклы, а на другую 2 кг 100 г. Сколько нужно еще доложить, чтобы чаши уравновесились?
II.2 ц 3 кг = . кг, 3 т 4 ц = . кг;
12.Сравните: 1 ц 2 кг ... 12 кг 1 т 4 ц ... 41 ц 160 ц ... 1 т 6 кг;
13.Масса автомобиля Ока равна 650 кг, а КАМАЗ - на 2380 кг тяжелее. Какова масса КАМАЗа?
14.В один грузовик вмещается 5 ц угля. Сколько нужно грузовиков для перевозки 180 ц угля?
15.В магазин привезли 9 коробок конфет по 12 кг каждый. Сколько всего привезли конфет? Выразите ответ в центнерах.
Изучение величин ведёт к пониманию многих вопросов из курса математики. Знания о такой величине, как «масса» должны быть точные, учащиеся знакомятся с единицами её измерения, овладевают умениями измерять величину, учатся выражать результаты измерений в различных единицах и выполнять действия над ними.
Библиографический список:
1.Гребенникова Н.Л. Из истории математики: дидактические материалы для внеурочных занятий . -Стерлитамак: СФБашГУ. 2012. - 19 с.
2.Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для учащихся школ. -М.: Просвещение, 1984. - 335 с.
3.Белошистая А.В. Методика обучения в начальной школе: курс лекций, учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». - М.: ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
4.Тихоненко А.В. Формирование представлений о массе тел и емкости// Начальная школа. - 19997. -№ 11. - С. 75-79.
ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ «ПЛОЩАДЬ» В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Гребенникова Надежда Лукьяновна
кандидат педагогических наук, доцент Ишикаева Нурзиля Ильдаровна студентка факультета педагогики и психологии Кутлубаева Альбина Рамилевна
студентка факультета педагогики и психологии Хабибуллина Илюза Венеровна
студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»,
г. Стерлитамак
Аннотация. В статье освещается вопрос о сложности изучения величины «площадь» в начальной школе. Рассматриваются эффективные способы организации работы над данной величиной на уроках математики. Приводятся примеры игр, языковой материал в виде математических сказок и рассказов, текстовые задачи, которые способствуют формированию у младших школьников осознанных представлений о величине «площадь» и способах её измерения.
Annotation. The article highlights the issue of the complexity of studying the value of «area» in primary school. Effective ways of organizing work on this value in math lessons are considered. Examples of games, language material in the form of mathematical fairy tales and stories, text problems that contribute to the formation of younger students ' conscious ideas about the size of the «area» and how to measure it are given.
Ключевые слова: величина «площадь», обучение математике, методические приемы изучения величины «площадь», начальная школа, математические сказки, младшие школьники.
Key words: the value of «area», teaching mathematics, methodological techniques for studying the value of «area», primary school, mathematical fairy tales, primary school children.
Среди множества понятий, которые изучаются в курсе математики в начальной школе, особое место занимает площадь, поскольку мы с ней встречаемся чаще всего. Задания на площадь имеют практическую направленность и полезны в жизнедеятельности человека. Делая в квартире ремонт, нам необходимо определить количество тех или иных строительных материалов, которое зависит от площади квартиры или комнаты. Для измерения участка земли, дома, огорода, сада, школы нам также необходимы элементарные представления и знания о площади и способах её измерения. Издавна люди осознали необходимость точности измерения разных величин. Поэтому единица измерения имеет глубокую историю. Основой точных измерений являются удобные, чётко определённые единицы величин и точно воспроизводимые эталоны этих единиц.
В толковом словаре С.И. Ожегова понятие площадь имеет не одну трактовку:
«1) Величина чего-либо в длину и ширину, измеряемая в квадратных единицах (площадь треугольника, площадь участка). 2) Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно расходятся в разные стороны улицы (Красная площадь в Москве). 3) Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели (посевная площадь). 4) То же, что жилая площадь (разговорный стиль)» [4, с. 557].
Уже в дошкольном возрасте дети сравнивают предметы по площади и правильно устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», если сравниваемые предметы резко отличаются друг от друга или совершенно одинаковые. При этом дети пользуются наложением предметов или сравнивают их на глаз, сопоставляя предметы по занимаемому месту на столе, на земле, на листе бумаги и т.п. Однако, сравнивая предметы, у которых форма различна, а различие площадей, в свою очередь, не очень чётко выражено, дошкольники испытывают затруднения. В этом случае они заменяют сравнение по площади сравнением по длине или по ширине предметов, т.е. переходят на линейную протяженность, особенно в тех случаях, когда по одному из измерений предметы сильно отличаются друг от друга. Такие проблемы дети научатся разрешать уже в школе.