www.careerjourney.ru
УДК 372.8
Байбикова Е.Р.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Особенности изучения темы: «Основные классы неорганических соединений» в школьном курсе химии
Аннотация: с 1 сентября 2022 года в силу вступили обновленные ФГОСы, а обучение учащихся осуществляется по единым образовательным программам, в связи с чем обновилось и содержание школьных предметов, в частности и Химии. В статье рассмотрены методические особенности изучения темы «Основные классы неорганических соединений» при изучении химии в восьмом классе. Ключевые слова: урок, основные классы неорганических соединений, химия в школе, методика преподавания химии.
Научный руководитель - Л.Г.Сафина
В 2021-2022 гг. были утверждены и введены ФГОС начального, основного и среднего общего образования (далее - ФГОС), которые трактуются как обновлённые, а не новые, поскольку методологическая основа ФГОС и их структура осталась прежней. Основная цель введения обновленных ФГОС - формирование единого образовательного пространства общего образования за счет стандартизации его процессов, требований, условий
Свою предельную конкретизацию требования ФГОС получают в Федеральных основных общеобразовательных программах (ФООП НОО, ФООП ООО, ФООП СОО), а них - в федеральных рабочих программах по учебным предметам. В них по годам обучения представлены предметное содержание и предметные результаты, а для уровней образования -метапредметные и личностные результаты [1].
С 1 сентября 2022 года в силу вступили обновленные ФГОСы, а обучение учащихся осуществляется по единым образовательным программам, в связи с чем обновилось и содержание школьных предметов, в частности, химии.
В школьном курсе химии тема «Основные классы неорганических соединений» рассматривается при изучении раздела «Важнейшие представители неорганических веществ».
Вещества классифицируются на простые и сложные, которые в свою очередь классифицируются на чистые вещества и соединения. К основным классам неорганических соединений относятся оксиды, кислоты, основания, соли. В школьном курсе химии данная тема рассматривается следующим образом:
Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений [2].
Химия - наука о веществах и их превращениях, поэтому изучению свойств веществ во всех учебных программах уделяется первостепенное внимание. Для лучшего усвоения учащимися свойств веществ необходимо изучать их в определенном порядке по определенному плану. Усвоение нового материала облегчается, если он изучается в установленной последовательности. Кроме того, это приучает учащихся к системности и планомерности, как при изучении свойств вещества. Данный прием формирует и развивает логическое мышление, речь и умение высказывать монологические суждения. Предлагаемый план в зависимости от возраста и глубины изучаемого вещества план может быть расширен или сокращен. Примерный план изучения неорганического соединения [3]
1. Историческая справка. Кем, когда и как было открыто соединение. Происхождение названия, его значение и краткий комментарий. Если в начале изучения химии и на пропедевтических курсах вопрос рассматривается конкретно, то есть, кто и когда сделал открытие, то в старших классах его необходимо рассматривать в связи общественно-исторической обстановкой того времени.
2. Нахождение в природе. Общее содержание элемента в массовых процентах в земной коре. Изотопный состав. Распределение по сферам (масс. %%; состояние): литосфера; гидросфера; атмосфера; биосфера. Для водорода и гелия приводятся содержание их во Вселенной. В 8 классе рассматривается распространение химических элементов в природе, их содержание в горных породах, в составе минералов, в природных водоисточниках и живых организмах.
3. Физические свойства при обычных условиях. Агрегатное состояние. Внешние признаки (вкус, цвет, запах, тактильные ощущения и т.д.). Растворимость в воде. Физические константы (плотность, температура плавления и др.) На первых этапах изучения химии учащиеся описывают физические свойства вещества при обычных условиях по схеме: агрегатное состояние; внешние признаки (вкус, цвет, запах,
тактильные ощущения и т.д.); растворимость в воде; физические константы (плотность, температура плавления и др.).
4. Положение в периодической системе (для химического элемента) или в общей классификации веществ (для соединения).
Строение атома или молекулы. Кристаллическая решетка. Первые сведения о строении веществ (качественный и количественный состав) учащиеся узнают в 8 классе. Эти данные позволяют развить понятия о строении и свойствах важнейших классов неорганических веществ, понятия о классификации химических элементов на основе строения их атомов.
5. Химические свойства. Электролитическая диссоциация. Взаимодействие с индикаторами. Взаимодействие с кислородом, водородом, другими неметаллами в последовательности их расположения в периодической системе (галогены, халькогены и т.д.). Взаимодействие с металлами в последовательности их расположения в периодической системе (щелочные металлы, щелочноземельные металлы т.д.). Взаимодействие с водой, оксидами, кислотами, основаниями и солями. Отношение к нагреванию. Особые свойства. Идентификация. Правила обращения. Генетические связи.
6. Биологические (физиологические) свойства. Значение как биогенного элемента или вещества; механизм действия. В 8 классе дается лишь констатация физиологических свойств веществ и элементов -необходимо для нормального развития организма; безразлично для нормального функционирования организма; является ядом или наносит определенный вред организму.
7. Применение в различных отраслях деятельности человека (в определенной последовательности). На всех этапах обучения обзор применения веществ необходимо рассматривать с точки зрения свойств вещества. Следует научить учащихся приводить примеры применения веществ по отраслям хозяйства и отдельным направлениям деятельности человека, в определенной последовательности, например: машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство, электроника, медицина, искусство, домашнее хозяйство и быт и т.д.
8. Получение: а) в лаборатории; б) в промышленности.
9. Краеведческий материал. Включение учителем в процесс изучения вещества краеведческих данных об этом веществе повышает интерес учащихся к предмету; показывают нагляднее значение химии для региона; убеждают учащихся в том, что химия - это не только колбочки и пробирки в химическом кабинете, но и реальные дела, производства. То есть, химия - настоящая производительная сила в экономике региона и страны в целом.
10. Обобщение и заключение.
В зависимости от возрастных особенности и программных требований объем и глубина изучаемого материала будет различной. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся повышаются после изучения таких теоретических вопросов, как: основы атомно-молекулярного учения; генетические связи между основными классами неорганических веществ; периодический закон; строение вещества и химическая связь, основы химической кинетики, теория электролитической диссоциации; теория химического строения органических веществ. После изучения каждого из перечисленных вопросов подход к изучению веществ углубляется и расширяется.
В качестве методических рекомендаций изучения данной темы представлен примерный план изучения неорганического соединения, по которому можно рассматривать каждый из классов неорганических соединений, изучаемых в восьмом классе, этим же планом можно пользоваться и при дальнейшем изучении химии элементов в 9 классе и при изучении органических веществ в 10 классе.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЫАр ://fgosreestпm^ducatюnaLstandard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovamia (дата обращения: 23.04.2023)
2. Федеральная основная общеобразовательная программа. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024 (дата обращения: 23.04.2023)
3. Пак М.С. Теория и методика обучения химии: учебник для вузов. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 306 с.
Информация об авторе:
Байбикова Екатерина Рафальевна, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.