Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ"'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОГЕННАЯ НАГРУЗКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ПРИРОДНАЯ СРЕДА / ТУРИЗМ / ЭКОЛОГИЯ / ANTHROPOGENIC LOAD / GLOBALIZATION / TEACHING / NATURAL ENVIRONMENT / TOURISM / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бура Людмила Викторовна, Селиванов Виктор Вениаминович

В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса для раскрытия понятия «Экологический туризм», который обеспечивает условия сохранения различных видов природных ресурсов в условиях глобализации экономики и активного антропогенного воздействия на окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бура Людмила Викторовна, Селиванов Виктор Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDYING THE TOPIC “ECOLOGICAL TOURISM” IN THE PROCESS OF TEACHING THE DISCIPLINE “TOURISM RESOURCES”

The article discusses the features of the disclosure of the concept of "Ecological tourism", which provides the conditions for the conservation of various types of natural resources in a globalized economy and active anthropogenic impact on the environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ" В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ"»

лингвистические и нелингвистические сведения (которые относятся непосредственно к иным областям знания по типу культуры, географии, быта и т.д.);

- печатный текст, представляющий собой наиболее распространенную и традиционную форму педагогического взаимодействия со студентами, который является основой для создания коммуникативной ситуации в рамках содержательной сущности текстов. Ключевую роль здесь играют письменные упражнения, которые предлагают сопоставить факты из текстового сегмента с фактами из бытовой или профессиональной (учебной) жизнедеятельности обучающихся, из окружающей их действительности;

- научную конференцию, которая представляет собой крайне важное мероприятие в студенческом образовательном пространстве, в рамках которого обучающимися рассматриваются наиболее актуальные проблемы иностранной лингвистической системы и т.д.

Е.Ю. Камышева и Т.В. Кравцова выделяют такие преимущества коммуникативного педагогического моделирования в обучении иностранному языку в вузе:

- мотивированное и максимально заинтересованное изучение обучающимися общекультурной, бытовой и профессиональной лексики на иностранном языке;

- грамотное формирование речевой ситуации на основе накопленного опыта, представленного педагогом в рамках образовательного процесса;

- междисциплинарная интеграция знаний;

- расширение общекультурного и профессионального кругозоров обучающегося;

- обмен базовыми и специальными знаниями между педагогом и обучающимся (обучающийся здесь -эксперт в своей области, что дает ему возможность почувствовать свою значимость, самоактуальность и прийти к самоосознанности) [2].

Выводы. Таким образом, применение системы коммуникативных ситуаций и различных моделей в рамках педагогического коммуникативного моделирования в значительной степени обеспечивает постепенное и поуровневое развитие лингвистических действий и форм до более высокой степени навыков с последующей демонстрацией их в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Наиболее важным здесь является педагогическая компетентность не только в области собственно педагогической науки, но и в психологии, и философии, и лингвистике, и социологии, и т. д. Коммуникативное моделирование в этом случае представляется целостной системой активного влияния на мотивацию обучающихся высшей школы и главным механизмом развития лингвистической иностранной культуры и у обучающихся, и у педагога.

Литература:

1. Аниол А.В. Моделирование и наглядность в обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / А.В. Аниол // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - №3 (15).

2. Камышева Е.Ю., Кравцова Т.В. Использование метода моделирования иноязычных коммуникативных ситуаций в образовательном процессе / Е.Ю. Камышева, Т.В. Кравцова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 31.

3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка под ред. К.М. Ирисхановой. МГЛУ, 2005, 247 с.

4. Плужник И.И. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки / И.И. Плужник. - Тюмень 2003. -С. 3-28.

Педагогика

УДК 378.225

кандидат психологических наук Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и туристского бизнеса Селиванов Виктор Вениаминович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса для раскрытия понятия «Экологический туризм», который обеспечивает условия сохранения различных видов природных ресурсов в условиях глобализации экономики и активного антропогенного воздействия на окружающую среду.

Ключевые слова: антропогенная нагрузка, глобализация, преподавание, природная среда, туризм, экология.

Annotation. The article discusses the features of the disclosure of the concept of "Ecological tourism", which provides the conditions for the conservation of various types of natural resources in a globalized economy and active anthropogenic impact on the environment.

Keywords: anthropogenic load, globalization, teaching, natural environment, tourism, ecology.

Введение. В условиях глобализации почти все виды туризма имеют свойство оказывать антропогенно -пагубное воздействие на экологию, при этом влияют весьма благоприятно на социально - экономическое благополучие тех дестинаций, где происходит их развитие. В этой связи крайне важно формирование у обучающихся туристской специальности бережного отношения к широкому кластеру туристских ресурсов,

используемых в практической деятельности при организации туристского бизнеса, с целью сохранения этих ресурсов для будущих поколений.

Необходимо понимать, что экологический туризм не только никоим образом не ухудшает экологию природных зон, но, напротив, создает условия для сохранения всех видов природных ресурсов. Это крайне важно в современном прагматичном мире в условиях нависшей над планетой угрозы экологической катастрофы, а также неосознанном потребительском отношении подавляющего количества людей в отношении планеты, флоры и фауны, появившейся на ней задолго до зарождения человечества.

Экологический туризм, несомненно, положительно влияет на сохранение природных территорий, что выражается в балансе социально - культурных, этических, экономических и экологических воздействий туризма.

Современный экологический туризм тесно связан с такими направлениями как культура этичного отношения к экосистемам, а также с интересами туризма.

Устойчивое развитие экологического туризма в нашей стране способно поднять экономику туристской деятельности в целом на совершенно новый уровень, при этом может обеспечить более комфортное состояние главному ресурсу экологического туризма - особо охраняемым природным территориям России.

Целью статьи является изучение критериев, принципов и особенностей экологического туризма в процессе изучения курса «Туристские ресурсы», что позволит обучающимся более полно проанализировать туристский потенциал Крыма, а, в дальнейшем, после окончания ВУЗа, профессионально работать над программами организации отдыха в рамках сохранения экологии этого уникального природного региона.

Проведенный анализ научных, методических источников и современных тенденций, сложившихся в теории и практике формирования экологического туризма, выявил ряд преимуществ этого вида туристской деятельности:

- Это туризм с низким уровнем воздействия на природу, когда люди сознательно стараются оценить окружающую среду, сохранить природные ресурсы и реинвестировать достаточный объем финансовых средств в защиту естественной среды обитания.

- Экотуризм полезен для местного сообщества, так как он обеспечивает занятость, услуги и стимулирует экономическое развитие региона. Это помогает в обеспечении энергосбережения и защищает растения и животных от воздействия традиционного туризма.

- Экотуризм открывает новые возможности для небольших инвестиций и повышает ответственность государства за охрану биологических ресурсов. В развивающихся странах это действенное средство социально-экономического и экологического подъема.

- Экотуризм обеспечивает рекреационные и образовательные поездки, не нарушая гармонию природной среды, что помогает в достижении экономического эффекта от участия людей в сохранении флоры и фауны.

- Посещение национального парка или охраняемой территории способствует уходу за парком, так как взимается плата на содержание обслуживающего персонала.

- Экотуризм - это быстрорастущий бизнес. С его ростом обеспечивается занятость местного населения.

- В настоящее время экотуризм становится очень популярным, особенно в таких экстремальных турах, как альпинизм, рафтинг, наблюдение за птицами и т. д. В таких турах участники должны навести порядок, прежде чем уехать, и, следовательно, естественная среда обитания будет сохранена.

Изложение основного материала статьи. Идея экотуризма возникла и развивалась в 80-х годах, когда необходимость в охране окружающей среды стала более насущной для защиты естественной среды обитания от вмешательства человека для будущих поколений. Характеристики экотуризма касаются в основном направлений, где культурное и экологическое наследие имеется в изобилии в определенных частях нашей планеты. Растущий спрос на альтернативные виды туризма, например, экотуризм, агротуризм и ответственный туризм, делают такие страны, как Греция, более популярными в качестве направлений развития туристской деятельности. Происхождение термина «экотуризм» точно не известно. Считался, что первым, кто использовал этот термин в 1965 г., был Д. Хетцер [7].

Он дал четыре определения этому виду туризму:

1. Минимизация воздействия на окружающую среду.

2. Уважение культуры местного населения.

3. Максимизация выгод для местного населения.

4. Повышение туристской удовлетворенности.

Первый из них был признан самой отличительной чертой экотуризма. Растущая озабоченность по поводу состояния окружающей среды в сочетании с растущей неудовлетворенностью массовыми и другими формами традиционного туризма привели к увеличению спроса на природный опыт альтернативного характера. В это же время менее развитые страны начали осознавать, что природный туризм предлагает средства для получения иностранной валюты и обеспечивает менее разрушительное использование ресурсов, чем такие альтернативы, как заготовка леса и сельское хозяйство. К середине 1980-х годов ряд таких стран определили экотуризм как средство достижения целей как для сохранения природных ресурсов, так и для их развития.

Первое формальное определение экотуризма, как правило, приписывается Х. Цебаллос - Лоскурейну (1987), который определил его как «путешествие в относительно нетронутые и незагрязненные районы с конкретной целью восхищаться, изучать и наслаждаться пейзажем, дикими растениями и животными, а также изучать существующие культурные особенности прошлого и настоящего, обнаруженные в этих областях» [6].

Важным моментом в этом контексте является то, что посетители уже давно путешествуют в природные зоны под видом отдыха и туризма, и некоторые наблюдатели выразили сомнение в том, что экотуризм - это просто новое название для старого вида деятельности.

Х. Цебаллос - Лоскурейн провел сравнение между массовыми туристами и экологами по естественному использованию природных богатств.

Обе группы стремятся отправиться в природные зоны, но массовый турист играет более пассивную роль в отношениях с природой, участвуя в мероприятиях, не связанных с реальной заботой о природе или экологии, таких как водные виды спорта, бег трусцой и велосипедные прогулки. С другой стороны, экотуристов привлекают природные территории, и они играют более активную роль за счет

непотребительского использования дикой природы и природных ресурсов, таких как фотографии природы, ботанические исследования и наблюдение за дикой природой.

Выводы из этого сравнения заключаются в том, что деятельность, в которой участвуют экологи, может существовать только в хорошо сохранившихся или охраняемых районах. Ассоциация экотуризма с охраняемыми территориями действительна, поскольку она усиливает элемент сохранения, хотя в определении не упоминается ответственность индустрии экотуризма за сохранение окружающей среды.

Кроме того, определение не учитывает экономические последствия, которые может оказать эта форма туризма, такие как деградация ресурсов, удовлетворенность посетителей и положительное воздействие на дикую природу. Но эта форма туризма не игнорирует коренных жителей, которые часто обитают в таких природных условиях, которые являются одновременно частью окружающей среды, и их культура повышает интересы посетителей.

В этой ситуации С. Ньюваарт (2006) рассматривал экотуризм с активной позиции, подчеркивая природоохранные, природные, экономические и культурные компоненты экотуризма. Эта концепция расширяет число посещений природной среды, а также служит этикой того, как обращаться к природной среде, обеспечивая минимальное воздействие на ее ресурсную базу. Экотуризм требует планирования или управляемого подхода, который уравновешивает экономические, социальные и экологические цели [8].

Слово «экотуризм» стало модным словом в начале 1990-х годов, но так много людей использовали его по-разному, что оно стало практически бессмысленным. Экотуризм также по-разному определяется как «экономический процесс, в котором продаются редкие и красивые экосистемы» [2], или «туризм с особым мотивом наслаждения дикой природой и неразвитой природной территорией» [3] или «целенаправленное путешествие в природные районы, чтобы понять культуру и природные ресурсы, историю окружающей среды, заботясь о том, чтобы не нарушить целостность экосистемы» [1].

Эти определения формируют две конкретные тенденции - потребительский товар и удовлетворительный опыт. Экотуризм, таким образом, является деятельностью, благоприятствующей окружающей среде, так как он не предполагает потребительского отношения к природе, он поощряет экологическую этику и гарантирует, что эко-туристы получают вдохновляющее и эмоциональное удовлетворение, поскольку он направлен на благо сохранения дикой природы и окружающей среды и, в конечном счете, способствует местному региональному развитию.

Эти различные концептуальные определения экотуризма можно обобщить так: «Экотуризм - это туризм и отдых, которые носят как природный, так и антропогенно устойчивый характер» [2]. Компонент природы носит описательный или позитивный характер, поскольку он просто описывает местоположение деятельности и связанные с ней мотивы потребителей. Устойчивый компонент является предписывающим или нормативным, потому что он отражает то, что люди хотят, чтобы такая деятельность была. Устойчивость включает экологические, экспериментальные, социокультурные и экономические аспекты.

Важность этой устойчивости обеспечивает стабильность туризма в целом, и она является результатом только положительного общего баланса в отношении экологических, практических, социально-культурных и экономических воздействий. Экспериментальное воздействие описывает влияние посетителей друг на друга, в то время как социокультурное воздействие относится к влиянию посетителей на местных жителей. Туристская деятельность, которая приносит больше положительных чистых выгод, будет более устойчивой, чем туристическая деятельность, которая приносит меньше положительных чистых выгод [5].

Таким образом, экотуризм привлек внимание мирового сообщества как позитивный вклад в сохранение природных и культурных ресурсов, а также в развитие туризма. Поскольку горы привлекают туристов своим величием, природной красотой и уникальной экосистемой, они считаются убежищем для любителей экотуризма, которые обычно ориентированы на отдых и приключения.

Как концепция, экотуризм имеет набор принципов и практик. Последние определения имеют тенденцию подчеркивать различные принципы, связанные с концепцией устойчивого развития. Международное общество экотуризма (1991) определило его как «ответственное путешествие в природные районы, которое сохраняет окружающую среду и улучшает благосостояние местного населения» [4]. А. Туохино (2001) определил его как «экологически устойчивый туризм в природных зонах, который интерпретирует местную окружающую среду и культуру, способствует пониманию их туристами, способствует сохранению и улучшает благосостояние местного населения» [9].

Определений экотуризма можно было бы привести достаточно много. Главное, что необходимо понимать, что прогулка по тропическому лесу не является экотуризмом, если только эта конкретная прогулка не принесет пользы окружающей среде и людям, которые там живут. Сплав на плотах - это экотуризм, только если он повышает осведомленность и помогает защитить водораздел. Экотуризм является стратегией устойчивого развития, потому что он может предложить новые возможности для роста депрессивной экономике, не угрожая продолжающемуся функционированию природных экосистем и систем культурного развития человека.

Таким образом, экотуризм по определению охватывает позитивные аспекты природы, образования, удовольствия и благополучия людей. Соблюдает основные эколого-этические принципы. Основные права, такие как право на существование или на жизнь в мире, право на чистый воздух и чистую воду, являются основными правами человека.

При условии адекватного планирования, организации и управления, к экологическому туризму можно отнести чрезвычайно широкий спектр деятельности — от длительных научных экспедиций до кратковременного отдыха на природе в выходные дни. Все это многообразие можно условно классифицировать по различным критериям, в частности, по группам путешествующих, главным объектам посещения, видам туристской деятельности, продолжительности пребывания и др.

Кроме этого, объектами экотуризма могут быть культурные, этнографические, археологические и исторические достопримечательности, а также природно-антропогенные (культурные) ландшафты в целом, — что особенно характерно для экологических туров в их широкой трактовке.

В англоязычных странах по специфике занятий условно выделяют научный, познавательный и рекреационный туризм.

К научному экотуризму иногда относят экспедиции ученых, летние полевые практики студентов, иные путешествия, включающие сбор научной информации о посещаемом регионе. Научный туризм обычно составляет относительно небольшую долю в общем экотуристском потоке, однако роль его может быть

достаточно велика. В частности, он может существенно пополнить информацию о малоизученных районах и объектах. Полученная информация может быть полезна не только для развития науки, но и для дальнейшего развития в регионе экотуризма на устойчивой основе.

Познавательный экотуризм — это экотуризм в классическом понимании. Его разновидностями можно считать туры по наблюдению птиц (бёрдвотчинг — от английского birdwatching), китов или экзотических бабочек, ботанические экскурсии, археологические, этнографические и палеонтологические путешествия, экосафари, туры для любителей видео- и фотосъемки.

Основной целью рекреационного экотуризма является отдых на природе, хотя, безусловно, он также преследует определенные познавательные цели. Такой туризм может быть активным (являясь разновидностью «приключенческого» туризма) и пассивным. К его активным формам нередко относят пешие, конные и лыжные походы, альпинизм, спелеотуризм, многие виды горных и водных путешествий (сплав на катамаранах и плотах, байдарки, каноэ). Пассивными формами рекреационного туризма могут, например, считаться: отдых в палаточных лагерях, ближние походы и прогулки, пикники.

Все многообразие видов экотуризма целесообразно разделить на два его основных класса:

• Экотуризм в границах особо охраняемых природных территорий (акваторий) и в условиях «дикой», ненарушенной или мало измененной природы. Разработка и проведение таких туров — классическое направление в экотуризме; соответствующие туры являются экотурами в узком значении данного термина, их можно отнести к «австралийской» или «северо-американской» модели экотуризма.

• Экотуризм вне границ особо охраняемых природных территорий и акваторий, на пространстве окультуренного или культурного ландшафта (чаще всего сельского). К этому классу туров можно отнести весьма широкий спектр видов экологически ориентированного туризма, начиная с агротуризма и вплоть до круиза на комфортабельном лайнере; этот тип экотуров можно отнести к «немецкой» или к «западноевропейской» модели.

Экологические туры можно классифицировать по многим признакам — по способу передвижения, по составу участников, по продолжительности, по отношению к границам страны проживания туристов и т.д. Однако наиболее существенными следует считать два видовых признака — его цель и его объект.

По основной цели тура можно различать следующие виды экотуров:

• наблюдение и изучение «дикой» или «окультуренной» природы с обучением экологическим знаниям, отдых в окружении природы с эмоциональными, эстетическими целями;

• лечение природными факторами;

• туры со спортивными и приключенческими целями.

По основному объекту, в значительной мере определяющему содержание программы тура и отчасти форму его организации, различаются такие виды экотуров:

• ботанические, зоологические, геологические и тому подобные туры;

• эколого-этнографические или археологические, эколого -культурные туры;

• агротуры;

• спелеологические, водные, горные туры и т.п.

Наконец, весьма важным классификационным признаком для выделения форм экотуров являются возраст и состояние здоровья участников (во многих странах с развитыми традициями экотуризма существуют, например, специальные туры для инвалидов), а также для групп с малой численностью. Вполне понятно, что содержание программ туров и их организационные особенности будут принципиально различными для детских походов и для экспедиций, рассчитанных на взрослых людей, равно как и для малых компактных и для больших групп участников [1].

В целом, экотуризм означает управление туризмом таким образом, чтобы человек извлекал максимальную пользу из природы, не нарушая ее природный баланс. Он стремится восстановить общение человека с природой и обеспечить удовлетворение потребностей местных общин, чтобы их местные культуры и традиции оставались сохраненными.

Экотуризм признает полную интеграцию туристской индустрии, чтобы гарантировать, что путешествия и туризм являются источником дохода для жителей этого района и что, в свою очередь, они способствуют сохранению, защите и восстановлению экосистемы Земли.

Таким образом, защита окружающей среды становится жизненно важной частью устойчивого туризма. Важно, чтобы экологическая перспектива и требования к туризму учитывались таким образом, чтобы они отвечали эстетическим, экономическим и социальным потребностям и обеспечивали сохранение культурной целостности, основных экологических процессов, биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения.

Ответственный экотуризм включает в себя программы, которые сводят к минимуму неблагоприятное воздействие традиционного туризма на природную среду и повышают культурную целостность местного населения.

Прогресс в области экотуризма заключается в участии в эко-восстановлении, восстановлении биоразнообразия и эко-развитии местного населения в любой деградировавшей туристской экосистеме. Помимо оценки экологических и культурных факторов, инициативы поставщиков гостеприимства по содействию утилизации, повышению энергоэффективности, повторному использованию воды и созданию экономических возможностей для местных сообществ являются неотъемлемой частью экотуризма.

Историческое, биологическое и культурное сохранение, сохранение, устойчивое развитие - области, тесно связанные с экотуризмом.

Глобальное значение экотуризма, его преимущества и его влияние были признаны в 2002 году, который был объявлен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международным годом экотуризма (МГЭ). МГЭ предоставляет возможность ознакомиться с опытом экотуризма во всем мире, с тем, чтобы консолидировать инструменты и институциональные рамки, обеспечивающие его устойчивое развитие в будущем, что означает максимизацию экономических, экологических и социальных выгод от экотуризма, избегая при этом его недостатков и негативных последствий.

Поскольку суть экотуризма заключается в восхищении природой и отдыхом на свежем воздухе, она включает в себя широкий спектр мероприятий, таких как треккинг, походы, альпинизм, наблюдение за птицами, катание на лодках, рафтинг, биологические исследования и посещение заповедников дикой природы. Это сродни приключенческому туризму с той разницей, что, хотя приключенческий туризм ищет

острых ощущений, экотуризм гарантирует удовлетворение. Его вдохновляющий и эмоциональный аспект ценится потому, что он не нацелен на потребительскую эрозию природных ресурсов.

Экотуризм в принципе основан на природе и включает в себя определенную степень обучения, но образование и интерпретация служат ключевыми элементами и определяют характерные черты экотуризма. Человек, который занимается экотуризмом, имеет возможность погрузиться в природу так, как большинство людей не могут наслаждаться ею в своей обычной городской жизни. Этот человек в конце концов обретет сознание, которое превратит его в того, кто активно занимается вопросами сохранения окружающей среды. Наконец, экотуризм - это участие в восстановлении экологии, восстановлении биоразнообразия и экологическом развитии местных жителей в любой деградировавшей туристской экосистеме.

В идеале, воздействие экотуризма включает в себя улучшение качества жизни туристов, увеличение доходов туроператоров и гидов, местных сообществ и необходимость сохранения и рационального использования биоразнообразия со здоровой окружающей средой. Негативных последствий может быть много, если экотуризм не будет предприниматься и поощряться без ущерба для окружающей среды.

Такие воздействия включают ухудшение состояния окружающей среды, потерю местных сообществ, культур и традиций, эксплуатацию людей и окружающей среды. Воздействие туристов на окружающую среду, общество и экономику носит сложный характер. Поскольку спрос на природный туризм, в основном, приходится на нетронутые районы с низким уровнем образования, нагрузка на такие экосистемы может быть довольно высокой. Если экотуризм быстро растет, то может возникнуть несколько проблем. Это могут быть экологические проблемы, культурные и социальные изменения, нарушение традиционной экономической деятельности и т.д. Даже местное население может не захотеть терпеть посетителей до определенного предела. Поскольку любое сохранение охраняемых территорий для целей туризма влечет за собой огромные альтернативные издержки, если выгоды не будут распределяться справедливо, это приведет к огромным потерям благосостояния для общества.

Большая часть доходов от туризма концентрируется в руках нескольких влиятельных игроков. В результате крупные туристские операторы практически не имеют конкуренции, и, следовательно, основные средства сосредоточены в руках немногих крупных операторов, в то время как расходы на туризм должны покрываться людьми, живущими в этом районе. Многие из богатых биоразнообразием мест расположены в странах третьего мира, и поэтому большинству экотуристов приходится путешествовать на большие расстояния, чтобы добраться до эко-пунктов назначения - в основном на самолете. На естественную растительность постепенно негативно влияют туристы. Неконтролируемый экотуризм на охраняемых территориях ускоряет процесс эрозии из-за вытаптывания растительности туристами.

Чрезмерная реклама туристских мест привлекает новых туристов, которые не знают о важности таких мест для сохранения природы и в итоге деятельность таких туристов способствует деградации этих регионов. Эти изменения могут оказывать влияние на состав и функционирование всей экосистемы. В отсутствие каких-либо регулирующих и контролирующих органов туристы, которые охотятся ради удовольствия, напрямую негативно влияют на дикую природу.

Массовое развитие туризма отрицательно сказывается на природном очаровании прибрежных и морских районов. Неконтролируемый всплеск строительной активности, спровоцированный наплывом туристов и добычей песчаных ресурсов, приводит к постоянной эрозии прибрежных районов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воздействие на окружающую среду также возникает с социально-культурной точки зрения. Если воздействие будет отрицательным, местная устойчивость экотуризма будет поставлена под угрозу. В некоторых районах местные жители становятся недовольными развитием экотуризма.

Необходимо привлечь внимание мирового сообщества к быстрой деградации окружающей среды горных районов из-за неконтролируемых походов и альпинистских экспедиций, в результате чего в долинах и на склонах гор образуются свалки мусора и уничтожается лес, в процессе добычи дров для отдыхающих.

Массовый туризм и неконтролируемый туристский трафик наносят ущерб и без того хрупкой и истощающейся экосистеме гор. Не исключено, что «туризм разрушает туризм», но принятие принципов экотуризма может помочь им восстановить свою быстро исчезающую красоту и помочь местным жителям улучшить свои экономические условия и сохранить свою культурную целостность.

Таким образом, правомерно сделать вывод, что экотуризм окажет положительное влияние на сохранение природных ресурсов, если ему будет оказана политическая и экономическая поддержка. Эта новая концепция экотуризма настолько кажется очевидной, что в конечном итоге она может стать гораздо более жизнеспособной в экономическом отношении, устойчивой в экологическом отношении, приемлемой в социальном отношении и идеальной в философском отношении, чем традиционный туризм. Это важный инструмент для лучшего сохранения и защиты природных ресурсов, окружающей среды и экологии в целом.

Выводы. Усвоив выше изложенный материал, обучающиеся должны четко уяснить, что сложность современной ситуации в организации туристской деятельности проявляется в ее противоречии: скорость течения глобализационных процессов и становления информационного общества сочетается со всплеском национальных культур и осознанием самоидентичности цивилизаций. Такая ситуация в современной культуре, несомненно, влияет на психологию национальной идентичности в современной туристской среде, позволяющая организовывать туристскую деятельность без нанесения ущерба окружающему нас природному многообразию.

Будущие специалисты в области туристской деятельности должны уже на студенческой скамье уметь формировать и развивать этот вид туризма, отдавая себе отчет, что экотуризм является наиболее быстро растущим сектором в отрасли туризма в настоящее время, и у него есть ряд преимуществ. Экотуризм и его устойчивое развитие могут стать значительным вкладом в развитие туристской отрасли в целом, привлекая интерес как путешественников, так и сегментов сервисной туристской деятельности, связанных с индустрией туризма.

Экотуризм открывает новые возможности для небольших инвестиций и повышает ответственность государства за охрану биологических ресурсов. Он является эффективным средством социально-экономического и экологического развития, особенно в развивающихся регионах Потенциал для развития экологического туризма на российских особо охраняемых природных территориях неисчерпаем.

Развитие устойчивого экологического туризма в России не только возможно, но и необходимо. Для многих регионов страны это единственный способ решить проблему, которая на протяжении многих лет

казалась неразрешимой: как уравновесить интересы человека и природы, не нанося при этом ущерб любой из сторон.

Крымский полуостров, как один из развивающихся туристских регионов, обладает уникальным сочетанием природного и культурного наследия. Сочетание естественного и культурного наследия обеспечивает потенциал для развития экотуризма, особенно в горных и предгорных районах Крыма.

Литература:

1. Афанасьев О.Е. Концепт «Экологического туризма» в мировой и Российской практике: компаративный анализ и кейсы / О.Е. Афанасьев, А.В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма - 2017. - Т. 11. - №4. - С. 7-25.

2. Багдасарян В.Э. История туризма: учеб. пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 190 с.

3. Богатырева Д.С. К вопросу о профессиональной подготовке будущих специалистов туристской отрасли / Д.С. Богатырева // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко: сб. науч. тр. / гл. ред. Е.Н. Трегубенко; вып. ред. Е.Н. Дятлова; ред. сер. О.Г. Сущенко. - Луганск: Книта, 2017. -№ 1 (3): Серия 1, Пед. науки. Образование. - С. 41-48.

4. Бюллетень Международного общества экотуризма. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecotourism-russia.ru/eshche_odna_ vnutrennjaja/ bjulleten_mezhdunarodnogo_obshchestva_ekoturizma_ties_.html

5. Селиванов В.В. Туризм, как приоритетная отрасль динамизации социально-экономического развития Крыма / В.В. Селиванов, Л.Б. Нюренбергер, И.Ю. Севрюков, О.В. Леушина // Экономика и предпринимательство. - № 11 (100). - 2018. - С. 411-415.

6. Ceballos-Lascurain, H. (1987). Estudio de Prefactibilidad Socioeconomica del Turismo Ecologico y Anteproyecto Arquitectonico y Urbanostico de Centro de Turismo Ecologico de la Reserva de la Biostera Sian Ka'an, Quintana Roo. Mexico: Study made for SEDUE Mexico.

7. Hetzer D. (1965) Environment, tourism, culture. UNNS. Reported Ecosphere, 1-3.

8. Nievaart, S. (2006). Ecotourism is an oxymoron. Sustainable tourism as alternative? The case of Costa Rica. URL: https:// ru.scribd.com/ document/ 127723044/Ecotourism-is-an-0xymoron (Accessed on October 25, 2017).

9. Tuohino, A., & Hynonen A. (2001). Ecotourism - imagery and reality. Reflections on concepts and practices in Finnish rural tourism. Nordia Geographical Publications, 30(4), 21-34.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы готовности будущего учителя к проектированию педагогических технологий. В работе обосновываются основные аспекты подготовки будущего учителя к педагогическому проектированию в рамках его обучения в высшей школе, в частности к проектированию новых педагогических технологий.

Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектная деятельность в образовании, проектирование образовательного процесса, педагогическая технология, проектная технология, проектные умение, готовность к проектированию педагогических технологий, профессиональная подготовка будущих учителей, современное педагогическое образование.

Annotation. This article is devoted to the study of the problem of readiness of future teachers to design pedagogical technologies. The paper substantiates the main aspects of preparing a future teacher for pedagogical design in the framework of his training in higher school, in particular, for the design of new pedagogical technologies.

Keywords: pedagogical design, project activity in education, design of the educational process, pedagogical technology, project technology, project skills, readiness to design pedagogical technologies, professional training of future teachers, modern pedagogical education.

Введение. Ведущей целью педагогического образования в высшей школе является формирование готовности будущих учителей к реализации профессионально-педагогической деятельности. Учитывая многофункциональность педагогического труда, обоснуем готовность к профессионально-педагогической деятельности как сложное полиструктурное личностное образование [1].

На современном этапе развития образования, ввиду процессов информатизации и технологизации учебно-воспитательного процесса, содержание педагогического труда включает и такой компонент, как реализация педагогического проектирования. Главным объектом педагогического проектирования выступает образовательный процесс, а также его компоненты. Проектирование учебного процесса базируется на определении содержательного наполнения структурных компонентов в контексте критериев качества профессионального образования, которое становится заостренной в плоскости конкурентоспособности будущих специалистов - выпускников высших учебных заведений [3].

В данном контексте подчеркнем, что важной составляющей процесса профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе является формирование их готовности к реализации педагогического проектирования в учреждениях образования. Одним из показателей профессионализма и компетентности педагога в данном ключе важно обосновать также и готовность его к проектированию педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.