Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА" В ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТЕ ТУЛГУ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА" В ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТЕ ТУЛГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБУЧАЮЩИЙ РЕСУРС / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ФАЙЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьянова Мария Николаевна, Плясов Алексей Валентинович

Рассмотрены основные методы реализации дистанционного обучения. Дан анализ отличий дистанционной и очной формы обучения технических дисциплин проводился на примере курса «Прикладная механика» Интернет-института ТулГУ. Показано в статье, каким образом необходимо построить и реализовать курс дистанционного обучения, чтобы он был наиболее эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STUDYING TECHNICAL DISCIPLINES USING DISTANCE AND FULL-TIME LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE COURSE "APPLIED MECHANICS" AT THE TSU INTERNET INSTITUTE

The main methods of implementing distance learning are considered. The analysis of the differences between distance and full-time education of technical disciplines is given on the example of the course «Applied mechanics» of the TSU Internet Institute. It is shown how it is necessary to build and implement a distance learning course so that it is effective.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА" В ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТЕ ТУЛГУ»

УДК 372.862

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-8-203-209

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОЙ И ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ПРИКЛАДНАЯ МЕХАНИКА» В ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТЕ ТУЛГУ

М.Н. Кирьянова, А.В. Плясов

Рассмотрены основные методы реализации дистанционного обучения. Дан анализ отличий дистанционной и очной формы обучения технических дисциплин проводился на примере курса «Прикладная механика» Интернет-института ТулГУ. Показано в статье, каким образом необходимо построить и реализовать курс дистанционного обучения, чтобы он был наиболее эффективным.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, электронный обучающий ресурс, мультимедийный файл.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

На сегодняшний день дистанционным образованием уже никого не удивишь, подавляющее большинство государственных университетов и институтов в Российской Федерации в различном объеме и качестве применяет в учебном процессе дистанционные образовательные технологии. Обучающиеся студенты сегодня видят эту форму обучения как современную альтернативу традиционной очной форме обучения и не только при получении дополнительного высшего образования, профильного повышения своей квалификации или переподготовки, но и используют данный способ обучения для получения впервые высшего образования [2]. Особенно актуальным сегодня является такой вид образования. Он стал таким особенно в 2020-м году из-за COVID 19 и сложившейся из-за этого эпидемиологической обстановкой во всем мире. От современных тенденций развития образования никуда не деться, и многие передовые Вузы это осознают, и стараются меняться в этом перспективном направлении, в том числе и в Тульском государственном университете.

Для начала отметим важные отличия дистанционного образования: 1) гибкость. У студентов по расписанию нет потребности, посещать учебные мероприятия в университете. Любой студент может обучаться неограниченно по времени, сколько ему требуется для изучения данной дисциплины; 2) модульность. Любая изучаемая студентом дисциплина, которая может быть изучена студентом, создает единое представление в структуре системного мышления об конкретной области дисциплины. Это дает возможность из перечня самостоятельных учебных дисциплин создать учебный план, соответствующий групповым или индивидуальным потребностям; 3) параллельность. Освоение знаний может производиться без барьера от основной профессиональной деятельности; 4) большие дистанции от места жительства студента до высшего учебного заведения не является преградой к получению знаний, умений и навыков; 5) асинхронность. Обучение студента производиться в любое время, по удобному для него и преподавателю расписанию. 6) численность студентов при дистанционном образовании не является преграждающим параметром. Все студенты имеют выход на многие источники учебной информации - электронные библиотечные системы, электронные базы данных, также студенты могут взаимодействовать между собой и преподавателями посредством компьютерных технологий. [3, 4].

Однако изучение общетехнических дисциплин имеет ряд особенностей, и наиболее явно они прослеживаются при разных формах обучения - дистанционной и очной. Рассмотрим особенности реализации обучающих программ по общетехническим дисциплинам на примере курса «Прикладная механика» Интернет-института ТулГУ.

Начнем с того, что дисциплина «Прикладная механика» - это дисциплина, занимающаяся изучением механических устройств и принципов их работы и машин, в которых они используются. Механизм проектируется на базе последовательных расчетов и методов, уточняю-

щих их работу. При этом они обязаны отвечать всем принятым стандартам расчета и классификации. Работоспособность машин и их механизмов, их надежность зависят от верно спроектированной конструкции, что требует обширных знаний в технике. В Интернет-институте ТулГУ дисциплина представлена частями: «Теория механизмов и машин» и «Сопротивление материалов».

«Теория механизмов и машин» - это такой раздел дисциплины «Прикладная механика», в котором получают знания по классификации механизмов и машин, структуре и конструктивным особенностям механизмов, влияющим на его работу в транспортных, энергетических и технологических машинах. А также освоить умения и навыки по кинематическому и динамическому анализу механизмов, которыми определяется необходимость их использования в различных отраслевых машинах.

«Сопротивление материалов» - это такой раздел дисциплины «Прикладная механика», в котором рассматриваются распространенные виды деформаций: растяжение, сжатие, сдвиг, кручение, изгиб; метод сечений; внешние и внутренние силы; виды напряжений; испытания образцов, реакции в опорах балок и эпюры; теории прочности; расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость.

Как видно, «Прикладная механика» представляет собой комплексную дисциплину и от того насколько хорошо студентами будет изучен материал, зависит успех освоения других дисциплин в дальнейшем. В частности дисциплин, входящих в профессиональный цикл и требующих умения проводить расчёты на прочность, долговечность, распознавать виды деформаций, составлять кинематические и структурные схемы, анализировать структуру механизма, производить кинематический и динамический анализ и синтез механизма, а также навыков конструирования [5].

В «Тульском Государственном Университете» в «Интернет-институте» дисциплина изучается студентами в третьем и четвертом семестрах. Главное меню курса выглядит следующим образом (рис.1).

Прикладная механика

В начало / Мои курсы / Прикладная механика

Новости

Новостной форум вопросы преподавателю , Оцените курс

Тема 1

Изучен ие дисци пл и ны

ЭУМР Прикладная механика (3 семестр) ЭУМР Прикладная механика (4 семестр)

Тема 2

Размещение письменных работ

^ Контрольная работа (3 семестр) Курсовая работа (4 семестр)

Тема 3

Лабораторная работа 3 семестр

Рис. 1. Главное меню курса «Прикладная механика», представленного в Интернет-институте ТулГУ

Изучение курса «Прикладная механика» осуществляется через лекционные, лабораторные, практические занятия и самостоятельную работу. Самостоятельная работа состоит из расчетно-графических работ, контрольно-курсовых работ и курсовых работ, типовых задач и

204

т.д. В Интернет-институте ТулГУ данный курс состоит из конспекта лекций, лабораторных работ, контрольно-курсовой работы в третьем семестре и курсовой работы в четвертом. Также курс содержит тестовые задания к зачету или экзамену. Для выполнения всех видов заданий предусмотрены методические материалы с контрольными вопросами после каждого раздела.

Отметим, что очно дисциплина изучается также - 2 семестра.

Существуют ли принципиальные отличия в изучении материала дистанционно и очно? Каковы особенности каждой формы обучения, и что в итоге будет лучше для студента?

Начнем с того, что при очной форме обучения студенты обязаны посещать учебное заведение для успешного освоения материала, а во втором - делают то же самое, находясь дома. Несмотря на это различие, объём учебного материала не меняется. И если в первом случае студенты слушают объяснение материала, непосредственно видя всю последовательность построения, и делая необходимые пометки в тетрадях, то при дистанционном изучении курса студентам предлагается электронный конспект лекций, который они изучают самостоятельно. Да, с одной стороны это удобно, можно изучать материал в любое удобное время, однако стоит отметить, что в онлайн-формате информация воспринимается намного сложнее. Особенно это касается технических дисциплин, которые гораздо сложнее для понимания и изучения, нежели гуманитарные. Вот почему в первую очередь стоит обратить внимание на подготовку конспекта лекций по техническим дисциплинам.

При подготовке конспекта лекций следует обратить внимание не только на содержание, но и на форму излагаемого материала. Т.к. конспект лекций пишется, не для самого себя, а для тех, кто будет по нему учиться, а это не так просто. Очень много зависит от мастерства преподавателя, его психолого-педагогической, логической и языковой подготовки.

Также изложенный материал должен быть предельно ясным для обучающегося студента. Зачастую автор игнорирует сложность материала и его непонимание студентами. Для того чтобы реализовать принцип ясности надо отчетливо понимать уровень подготовки слушателей, исходить из правильного соотношения знакомого и незнакомого им материала. Нельзя «обрушивать» на обучающихся студента целый поток новой для него информации, они просто не смогут ее понять. Новая информация должна быть разбавлена некой общей, уже известной студентам информацией, полученной из предыдущих курсов.

Лекционный материал должен быть четко структурирован, и логически поделен. Согласитесь, материал, состоящий из пунктов, между которыми нет границ или они расплывчаты, воспринимается сложнее [6-8].

Что касается содержания, то большое разнообразие графических редакторов и прикладных программ позволяет максимально подробно, детально и понятно изложить материал для обучающегося студента [9-10].

В курсе «Прикладная механика» Интернет-института ТулГУ помимо подробного текстового объяснения с иллюстрациями лекционный материал содержит большое количество мультимедийных файлов для более наглядного объяснения. Все мультимедийные файлы озвучены, каждое действие, каждый шаг проговаривается, и подробно объясняется студенту. Так, например, в Теме 2 «Кинематический анализ и синтез механизмов», раздел 2.2. «Графические методы определения кинематических характеристик плоских механизмов», содержит не только текстовое объяснение, но и мультимедийный файл с пошаговым построением и объяснением (рис.2).

Конечно же, у студентов могут возникнуть дополнительные вопросы. И если у студентов очной формы обучения есть возможность задать вопрос непосредственно на лекции, то у студентов с дистанционным обучением, казалось бы, этой возможности нет [11-13]. Однако это не так. Обучающийся дистанционно имеет постоянный контакт с преподавателем и контроль над получением знаний. Связаться с преподавателем можно по электронной почте или же непосредственно в «Интернет-институте» ТулГУ предусмотрен раздел «Вопросы преподавателю», где по всем вопросам - организационным, либо моментам непонятным при самостоятельном изучении материала студент может обратиться к преподавателю.

Кроме изучения теоретического материала, технические дисциплины предусматривают выполнение лабораторных работ, поскольку они предполагают получение навыков работы с разного рода приборами, установками, а также техническими системами. Цель лабораторных занятий - освоение студентами на практике научно-теоретических положений изучаемого материала, овладение технологиями экспериментирования, установление связи теории с практикой, т. е. приобретение экспериментальных умений. В курсе «Прикладная механика» лабораторные работы предусмотрены учебным планом в течение двух семестров обучения (рис.3).

Тема 2. Кинематический анализ и синтез механизмов

.2. Графические методы определения кинематических характеристик плоских механизма

положений механизма, достаточно близко отстоящих друг от друга. Полученные значения кинематических величин могут Оыть сведены в таблицы или по полученным значениям этих величин могут бьггь построены графит, носящие название кинематических диаграмм.

В зависимости от характера движения исследуемых звеньев ипи отдельных точек механизма могут оыть построены и различные кинематические диаграммы Каждая кинематическая диаграмма обычно представляет собой графическое изображение изменения самого из кинематических параметров звена перемещения точки звена исследуемого механизма в функции времени или перемещения входного звена механизма, т.е. в функции обобщенной координаты.

Рисунок 2 б - Построение кинематической диаграммы кривошипно-попзунного механизма

Рис.. 2. Мультимедийный файл «Графические методы определения определения кинематических характеристик плоских механизмов»

Тема 3

Лабораторная работа 3 семестр

1 МУкЛРМв!

Выполнить ЛР№1 * Л МУкЛР№>2

Выполнить ЛР№2 Г ш МУкЛР№>3 в^ Выполнить ЛР№3

Тема 4

Лабораторная работа 4 семестр

Г ЛР №4. Динамически балансировка вращающихся частей машины

Допуск к защите ЛР №4 (4 семестр) ^ Зашита ЛР №4

ЛР №5, Испытание конструкционных материалов на сжатие у^* Защита ЛР №5. Теория и опыт

Защита ЛР Конструкция машины * _ ЛР №б. Испытание малоуглеродистом стали на растяжение ^ Зашита ЛР №б. Общие вопросы Защита ЛР №6. Разрывная машина

Рис. 3. Перечень лабораторных работ

В процессе выполнения лабораторных работ обучаемые должны получить навыки проектирования и конструирования различных систем, научиться самостоятельно решать практические задачи.

И опять здесь у студентов дистанционной формы обучения возникают некоторые трудности. Как и очники они изучают материал по методическим указаниям, но непосредственно принять участие в проведении лабораторной работы они не могут. Для выполнения

большинства лабораторных работ требуется специальное оборудование и студенты обучающиеся дистанционно лишены возможности работы на нем [14]. Вот почему одним из важнейших элементов дистанционной формы обучения является учебно-методическое обеспечение изучаемого предмета. Поэтому для некоторых лабораторных работ предусмотрен, и отснят видеоматериал, где наглядно продемонстрирована работа установки, и сняты в процессе эксперимента все параметры необходимые студентам для расчетов (например, лабораторная работа №4 «Динамическая балансировка вращающихся частей машины»). Тем самым виртуальная лабораторная работа позволяет студенту как бы присутствовать непосредственно в аудитории, видеть, как работает установка и самому снимать показатели [15]. Далее также, как и при очной форме обучения студенты обязаны не просто выполнить, но и защитить лабораторную работу, ответив на ряд вопросов по теме. В Интернет-институте защита лабораторных работ по курсу «Прикладная механика» проходит дистанционно, но это не означает, что у студентов этой формы обучения есть преимущества перед очниками. Связано это с тем, что время и количество для ответов строго ограничено.

Самостоятельная работа является обязательной для студентов как при очной форме обучения, так и дистанционной. Её объём определяется учебным планом, и является обязательной составляющей при изучении курса. Самостоятельная работа - это особая форма учебной деятельности, которая направлена на формирование самостоятельности студентов, усвоения ими знаний, навыков, умений и применения их на практике через выполнение типовых заданий. К формам самостоятельной работы относятся: рефераты, контрольные работы, курсовые работы и проекты и т.д.

Для приобретения умений и навыков решения задач анализа механизмов и машин, в третьем семестре параллельно с чтением лекций по курсу «Прикладная механика» студентам инженерных специальностей необходимо выполнить контрольно-курсовую работу. В четвёртом семестре выполняется более сложная курсовая работа, закрепляющая навыки сразу двух семестров.

Важные требования к работам - чертежи должны быть сделаны в системах автоматизированного проектирования Компас 3D или Autocad, поскольку чертежи проверяются преподавателем на предмет правильности построения и размерности, а также это позволяет преподавателю править работу на этапе предварительной оценки и возвращать ее студенту. Для выполнения контрольно-курсовой и курсовой работ студентам предлагается методический материал с необходимыми разъяснениями и примерами. Вопросы, возникающие при выполнении данного вида работ, студент также может задать в разделе «Вопросы преподавателю» либо прикрепить черновик для проверки с перечнем вопросов. Проверив, преподаватель вернет черновик со своими пометками и комментариями. Также для закрепления материала и подготовке сдачи зачета/экзамена в конце каждого методического материала представлены вопросы для самопроверки (рис.4). При выставлении оценок за контрольно-курсовую и курсовую работы у преподавателя есть возможность в закладке «Комментарии», пояснить все недочёты и ошибки в работе студенту.

3. Контрольно-обучающие вопросы

3,2. Кинематика механизмов

1 Как вычисляется масштабный коэффициент плана положений схемы механизма''

2. С какой точки механизма начинается построение планов скоростей и ускорений?

3. Что такое план скоростей для конкретного положения механизма?

4. Преимущества и недостатки планов скоростей (ускорений) по сравнению с другими методами 6. Как вычисляется масштабный коэффициент построения плана скоростей?

6. на какой теореме основано построение планов скоростей'

7. Записать скорость тела через скорости переносного и относительного движений

в. Свойства пропорциональности и подобия при построении планов скоростей (ускорений) 9. Записать векторные уравнения для построения планов скоростей ползуна кривошипно-ползунного механизма 10. Записать векторные уравнения для определения скорости точки, принадлежащей шатуну и коромыслу шарнирного четырехзвенника. 11 Как определить скорость (ускорение) центра масс шатуна в шарнирно-рычажмом механизме'

12. Как вычислить угловую скорость звена по плану скоростей?

13. Как вычислить угловое ускорение звена по плану ускорений?

14. В каких единицах измеряются линейные скорости и ускорения'

15. В каких единицах измеряются угловые скорости и ускорения?

16. Как определить нормальную составляющую ускорения по плану скоростей'

17. Записать векторное уравнение для ускорения точки при его сложном движении когда переносное движение поступательное. 16, Записать векторное уравнение для ускорения точки при его сложном движении, когда переносное движение вращательное

19. Как вычислить модуль Кориолисова ускорения, если известен план скоростей?

20. Как определить направление Кориолисова ускорения, если известен план с*оростей?

Рис.4. Контрольно-обучающие вопросы для самопроверки

Отметим, что дистанционная форма обучения предполагает более объективный контроль знаний, поскольку преподаватель лично не знаком со своими студентами. А для того, чтобы студенты были заинтересованы в положительной оценке, курсовая работа входит в итоговую оценку по дисциплине, а контрольно-курсовая является допуском к экзамену [16].

После изучения курса и выполнении всех необходимых видов работ студенты сдают зачет/экзамен в виде тестирования.

При разработке курсов дистанционного образования следует принимать во внимание изолированность студентов, а значит материалы, выложенные для самостоятельного изучения должны быть максимально понятными и снабжаться всеми необходимыми пояснениями. Эта проблема может быть сведена к минимуму благодаря большому количеству мультимедийных файлов, дублирующих особо сложные моменты в лекционных материалах, показывающих принцип работы машин и установок в лабораторных работах, а также интерактивное общение с преподавателем на форумах, как это было сделано в курсе «Прикладная механика» Интернет-института ТулГУ.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 No273^3 (ред. От 23.07.2013) Об образовании в Российской Федерации. М., 2012.

2. Кузнецова О.В. Дистанционное обучения: за и против // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8-2. С. 362-364.

3. Прохоров А.О. Отечественные системы дистанционного образования // Компьютер пресс. 2003. №6. С. 178-184.

4. Ганчарик Л.П. Методология дистанционного обучения. Минск: Академия упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2002. 160 с.

5. Калашникова Л.Я. Курс «Прикладная механика» как основа изучения технических дисциплин направления «Технологическое образование» // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Чита: Забайкальский государственный университет, 2010. С. 44-48.

6. Гусев Д.А. Основные принципы эффективного построения системы дистанционного обучения // Московский педагогический государственный университет. М.: Наука и школа. 2014. №5. С. 106-112.

7. Музяков С.И. Ценностные основания модернизации высшего профессионального образования в России // Социология образования. 2007. № 2. С. 4-11.

8. Гусев Д.А., Флеров О.В. Дополнительное профессиональное образование в социальном пространстве современной России // Наука и школа. 2018. № 5. С. 44.

9. Потатуров В.А. Информатизация образования как проблема культуры // Человек и культура. 2015. № 3. С. 1-40.

10. Фролова А.А. Шаг вперед, два шага назад: к вопросу об инновациях и традициях в образовательном процессе // Наука и школа. 2015. № 4. С. 126-134.

11. Алдошина И.А., Игнатов П.В. Мультимедийные технологии в интерактивном дистанционном образовании - глобальный прорыв в сфере 222 образования XXI века // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб, 2015. С. 47-49.

12. Климачков А.В. Роль информационных технологий в дистанционном образовании, подход к обучению, цели образования и компетенции // Сборник статей по материалам II международной заочной научнопрактической конференции, посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2014. С. 59-79.

13. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Материалы V Международной научной конференции «Педагогика: традиции и инновации». Челябинск, 2014. C. 175-182.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Косарчук Н.А. О дистанционном образовании как чудодейственном средстве от всех болезней высшего образования // Совет ректоров. № 1. 2015. С. 70-75.

15. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука № 6 (48), 2007. С. 32-41.

16. Руденко Ю.С. Балльно-рейтинговая система учета и оценки учебных достижений студентов вуза в контексте компетентностного подхода // Мир образования образование в мире. 2017. № 3 (67). С. 143-149.

Кирьянова Мария Николаевна, канд. техн. наук, доцент, ginger-libra@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Плясов Алексей Валентинович, канд. техн. наук, доцент, plyasov-a@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEATURES OF STUDYING TECHNICAL DISCIPLINES USING DISTANCE AND FULL-TIME LEARNING ON THE EXAMPLE OF THE COURSE «APPLIED MECHANICS» AT THE TSU

INTERNET INSTITUTE.

M.N. Kirianova, A.V. Plyasov

The main methods of implementing distance learning are considered. The analysis of the differences between distance and full-time education of technical disciplines is given on the example of the course «Applied mechanics» of the TSU Internet Institute. It is shown how it is necessary to build and implement a distance learning course so that it is effective.

Key words: distance learning, electronic learning resource, multimedia.

Kirianova Maria Nikolaevna, candidate of technical science, docent, ginger-libra@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Plyasov Aleksey Valentinovich, candidate of technical science, docent, plyasov-a@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 004; 621

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-8-209-214

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭНЕРГОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИ АКТУАЛИЗАЦИИ СВОЙСТВ БРОНЕЗАЩИТЫ

И.К. Устинов, О.А. Артеменко, Е.И. Устинов, А.М. Зуев

В статье рассматриваются вопросы энерготехнических процессов, которые возникают в результате соприкосновения средств поражения с бронезащитой различных конструкций, которые выполнены с применением новейших достижений в науке и технике [1-2]. Анализируется сложный механизм разращения поверхности бронезащиты в моменты поражения объектами воздействия, которые включают в себя транспортные и кинетические процессы на основе теории энерготехнических процессов [3].

Ключевые слова: бронезащита, транспортировка, энерготехнический процесс, кинетика.

Применение бронезащиты с целью поглощения и рассеивания средств поражения (поражающего фактора), в том числе энергии и импульса, представляет собой комплексный энерготехнологический процесс, который включает [4-25].

Транспортные процессы [4-8, 15-17]:

транспортировку средств поражения в зону бронезащиты;

транспортировку поражающей энергии в зону бронезащиты;

транспортировку поражающего импульса (момента импульса) в зону бронезащиты;

транспортировку средств поражения из зоны бронезащиты за пределы охраняемого субъекта с продуктами утилизации;

транспортировку поражающей энергии из зоны бронезащиты за пределы охраняемого субъекта с продуктами утилизации;

транспортировку поражающего импульса (момента импульса) из зоны бронезащиты за пределы охраняемого субъекта с продуктами утилизации;

209

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.