18.Хорни А'. Невротическая личность нашего 19. Эйдемихчер Э.Г., Юстицкий В. Психология и времени. Самоанализ Общ. ред. Т.В. Бурмен- психотерапия семьи. СПб., 1999.
ской. М., 1993.
Поступила в редакцию 2.09.2004.
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММЫ ЭТНОКУЛЬ ГУРОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Т В. Яковлева, В.В. Демичева
Yakovleva I .V.. Demicheva V.V. The peculiarities of mother tongue acquisition in a primary school in '.he course of realization of «The program of pupils' ethno-cultural education and training». In the article a new approach to mother tongue acquisition is based. I he core of the program is an ethno-cultural text about traditions, customs, rites, holidays, people's oral art, and symbols of the Russian people. Basing on the material of this text, grammatical, educational and developing problems are solved. Generality of the program lies in the fact that ethno-cultural texts can be used in both traditional and alternative programs.
Как отмечает академик Н.М. Шанский, включение в школьный курс родного языка ггнокулыуроведчсского компонента должно быть представлено не только в качестве материала для всякого рода упражнений и разборов, но и. в первую очередь, в качестве средства формирования языковой грамотности и выразительности, в качестве средства научения школьников речевому общению [10].
С помощью языка люди постигают нравственный опыт предшествующих поколений, основы традиционной культуры воспитания, национальные ценности.
«Обучая - воспитывать», - главная задача педагогики. Решить ее можно путем комплексного подхода, целенаправленным и действенным влиянием различных форм и средств. Сущностью комплексного подхода в педагогическом процессе является единство обучения, воспитания, развития, так как их органическое единство в том, что они дают единую систему взглядов, убеждений, знаний, умений и навыков, являющихся решающим фактором, определяющим интересы, потребности, мотивы и стимулы поведения.
Необходимость разработки программы этнокультурологического образования и воспитания учащихся определяет современная стратегия обновления русской национальной школы. Важнейшей задачей школы становится восстановление ее этнокультурной и этносоциальной функций, возврата ей действительно национального характера. Школа
должна стать в полной мере социальным ин-С1 итутом русской нации, обеспечивающим сохранение и развитие русского языка и культуры.
Русский язык - как средство обучения и воспитания - располагает большим воспитательным и образовательным потенциалом. Однако изучение русского языка осуществляется сегодня в условиях деформации русского языка, расшатывания его норм. Хотя учителя используют в преподавании русского языка элементы этнокультурологии, но происходит это эпизодически, бессистемно. В обучении школьников недостаточно реализуется этнокультурологический подход, предполагающий духовное развитие личности на традициях русской культуры. Отмечается снижение мотивации в изучении родного языка, паление интереса к чтению художественной литературы.
В сложившейся ситуации представляется необходимой разработка программы этно-культуроведческого образования и воспитания младших школьников средствами русского языка. Именно в начальной школе должны закладываться основы формирования этнокульту роведческой компетенции учащихся. Федеральная целевая программа «Русский язык» провозглашает необходимость обновления содержания и методов обучения русскому языку; усиления роли русского языка в российском образовательном и воспитательном пространстве.
15 основе программы лежит этнокуль-туроведческий текст, содержащий сведения
о традициях, обычаях, обрядах, праздниках, устном народном творчестве, символах русского народа. Па материале такого текста решаются задачи грамматические, воспитательные и развивающие.
Задачи программы:
!. Формирование личности как носителя языка с ее этническими особенностями, способной ощущать язык как высший дар, национальную и общечеловеческую ценность.
2. Ознакомление учащихся с основными константами русской культуры средствами языка.
3. Приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи.
4. Воспитание детей на традиционной культуре русского народа.
5. Развитие способности восприятия, понимания, интерпретации духовного содержания этнокультуроведческого текста как условие формирования национального самосознания.
6. Изучение системы родного языка как средство развития этнокультуроведческой компетенции школьников.
Данная программа дополняет Государственную программу общеобразовательной школы (начальные классы): грамматические темы сохраняются, но изучаются они на основе этнокультуроведческого материала, который представлен в виде этнокультуровед-ческих текстов.
Особенностью программы является то, что предложенные тгнокультуроведческие тексты могут использоваться при обучении школьников как по традиционной, так и по альтернативным программам.
Основополагающие принципы построения программы:
1. Принцип гуманистической психологии и развивающею обучения: гуманизация и соединение чувственного, рационального и духовного знания в структуре личности; куль-гуросообразность. индивидуальный и деятельный подход, сотрудничество, творческое рашитие личности, практическая направленность, учет возрастных особенностей ребенка.
2. Методические принципы обучения русскому языку, выделенные и обоснованные Л.П. Федоренко; внимание к материи языка, понимание языковых значений; развитие чувства языка, координация устной и письменной речи [9].
3. Лингвокультуроведческие принципы;
- интерактивный: сохранение единого образовательного пространства, позволяющего выявлять отношение ученика к окружающему миру; формирование толерантного сознания;
- историко-культурный: формирование посредством языка национально-культурного и личностного самосознания, формирование взгляда на язык как на исторический и культурный феномен;
- коммуникативный: языковое развитие учащихся, совершенствование умений и навыков в разной речевой деятельности, овладение культурой общения и культурой речевою поведения;
- этнолингвистический: рассмотрение
языка как хранилища исторической памяти народа, отражения его образа жизни, психологии. верований, этических оценок;
- лингвоэкологический: воспитание любви к родному языку, чувства ответственности за его настоящее и будущее.
Цель. Как и курс русского языка в целом, данная программа имеет познавательную направленность, которая реализуется в двух ведущих целях - специальной и общепредметной.
()бщепре<)метная - учить анализу языковых явлений с целью выявления духовной, национально-культурной и индивидуальной семантики слова; воспитывать средствами предмета интерес к истории своей родины, развивать познавательные способности учащихся, стремление самостоятельно добывать знания, обогащать словарь, развивать коммуникативные способности, навыки связной речи, прививать интерес к предмету «Русский язык», формировать и развивать языковую личность ребенка. (Яшковая личность - это любой носитель языка, умеющий соединять мысль со звуком и использовать язык как средство выражения духа народа, нации.)
Специальная цель - воспитывать через систему этнокультуроведческих понятий духовно-богатую, нравственно-ориентирован-
реализуется в период обучения грамоте. Из рассказе в учителя дети узнают о традициях, обычаях, праздниках, об устном народном творчестве русского народа. Большие возможности в плане этнокультуроведческого образования и воспитания учащихся имеет учебник «Русская азбука» (авторы В.Г. Го-рецкий и др.). Учебник выполнен в «народном» стиле, содержит красочные иллюстрации. приобщающие детей к народной культуре. Материал учебника дает возможность учителю рассказать детям о традициях русского народа. В учебник включены сказки, иллюстрации к ним. Этот жанр народного творчества делает доступным для сознания первоклассников усвоение национальных ценностей. Представленные в книге послови-
Таблица I
класс
Грамматическая тема Этнокульту роведческая тема Словарь к уроку
Повторение изученною в первом классе Устное народное творчество Народное творчество, пословица, поговорка, сказка
Речь Возникновение речи Речь, язык
Звуки и буквы Колыбельные песни Колыбельная, дитятко, нежность
Гласные и согласные звуки Обрядовые песни Обрядовая песня, обряд
Гласные звуки и буквы Вышивка Узор, символ
Согласные звуки и буквы Русский дом Крыша, символ, погреб, конь-сторож
Шипящие согласные звуки Русская печь Изразец, ухват, лежанка
Сочетания ча. та, чу. щу Красный угол Святое место, иконы, украшение, столешник
Алфавит Из истории азбуки Славяне, кириллица
Слово и слог Заговоры Заговор, колдовство, лихорадка, легота, хворь
Как нужно переносить слова? Обереги Оберег, поверье, сглаз
Предложение Русская Масленица Масленица, легенаа
Подлежащее и сказуемое Масленица (продолжение) Блины, гулянье, гадать
Текст (типы текста) Празднование Масленицы Чучело, шест, округа, прибаутки, заигрыш. карнавал, лакомка, начинка, голубцы, национальный, кулебяка, разгул, гулянье
Текст (основная мысль текста) Празднование Масленицы (продолжение) Родственник, родительский, суета, перетягивание каната, кулачные бои, хоровод, чехарда, прятки
Имя существительное Предметы русского быта Мастер на все руки, ендова
Заглавная буква Ру сские фамилии Царь Петр I, Петровская эпоха, родословная, фамилия, мастеровой, ремесло
Глагол Народный костюм Прапрабабушка, многоцветие, костюм, губерния
Имя прилагательное Русские сарафаны Полотно, тесьма, понева
Предложение Женский головной убор Кокошник, повязка, венец, бисер, владелица
ную личность с развитым чувством самосознания. человека, любящего свою родину, свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культу ру других народов.
В словарь к уроку включены слова, представляющие собой, с одной стороны, россиеведчески ценностную лексику , то есть слова, передающие реалии русской народной культуры, с другой стороны, незнакомые для детей, новые слова, в которых представлены изу чаемые лингвистические явления.
Программа состоит из двух частей:
1 часть пропедевтическое знакомство с основами народной культуры - 1-й класс;
2 часть - этнокультуроведческое образование - 2- 4-й классы.
Пропедевтическое знакомство с основными понятиями культуры русского народа
Таблица 2
3 класс
Грамматическая тема Этнокультуроведческая тема Словарь к уроку
Повторение изученного во втором классе Устное народное творчество Словесность, фольклор, из уст в уста, культура
Повествовательные, вопроси-телные и побудительные предложения Народный календарь Календарь, счисление, посевать. предсказывать. земледелец
Восклицательные предложения Народные игрушки Игрушечных дел мастера, обряд, образ
Главные и второстепенные члены предложения Филимонове кая игрушка Свистулька, умелец, филимоновский
Словосочетание Искусство гжели Гжель, сосуд, квасник
Тема текста Городецкая роспись Городецкий, роспись, ставни, чаепитие, барышня, кавалер, розана
Корень слова Русский народный костюм Пошив, костюм, передник, пояс, вручную
Окончание Женский костюм Курской |убернии Курская губерния, щиколотки, душегрея, лапти
Приставки и суффиксы Русские народные песни Дрема, лавочка, деточка, у кладет
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне Пословицы и поговорки русского народа. Народные символы Правдивость, правило жизни, ритмичность
Правописание безударных гласных в корне Традиции русского народа Старость, традиция, глуховатость, докучливые нравоучения
Слова с непроизносимыми согласными в корне Русское мороженое Рецепты, наструганное молоко, лакомство
Правописание приставок Русские народные сказки Жанр, жизненный опыт, мудрость народа
Предлог и приставка Русская сказка «Колобок» Колобок, амбар, метен, сусеки, скребен, мешен, сажен, стужен
Части речи Небылицы Небылица, быль
Имена существительные Хлеб всему голова Хлеб, почитаемый продукт, покуда, хлебушко, предки
Род имен существительных Русская выпечка Нироги, расстегай, рыбник, левашник, курник, баба (пирот)
Изменение имен существительных по числам Пиша русских людей Вершки, корешки, кладовка, соленья, варенья, маринады
Изменение имен существительных по падежам (склонение) Ярмарка Глашатай, ярмарка, лавка, балаган, давеж. погром
Имя прилагательное Загадка Загадка, богатая выдумка, разговорная речь
Имена прилагательные Растения России Мать-и-мачеха, чешу йки
Изменение прилагательных по родам Колядка Коляда, колядка, быт
Изменение имен прилагательных по числам Свадебная песня Свадьба, сватья, красная девушка
Глагол Народные игры Народная игра. вереница, горелки, трубачи, калач
Изменение г лагола по числам Считалки Считалка, крестовик, сочетание, ритм
Глаголы прошедшего времени Старинные обычаи Обычай, колядовать, обход, величать, святки
Глаголы настоящего и будущего времени Русский язык Ошеломляют, шедевры, духовная сущность
Таблица 3
4 класс
Грамматическая тема Этнокул ьту роведчес кая тема Словарь к уроку
Повторение изученного в третьем классе Родина Малая родина, родной уголок, край, впитывается, летопись, башня, кремль, бойница
Однородные члены предложения Древние русские профессии Профессия, промысел, богомаз, лапотник, овчинник, валяла, вышивальщица, угольщик. смолокур, гончар, кузнец, бондарь
Имя существительное Скоморохи Скоморохи, бродячий, искусство, духовенство
Три склонения имен существительных Русские традиции Передел, крещение, святой, сноп, знамение. жнец
Множественное число имен существительных Старинный бы г Часовенка, колодец, соломенник, тюфяк. Покров день
Имя прилагательное Жостовские подносы Поднос, расписной, овальный, фон, лакировать
Имя прилагательное Родина Степь, золотая целина
Склонение имен прилагательных Праздник Святой Троицы Православный, духи, нечистая сила, Нептун. Водолей, русалка, гонки, «преданья старины глубокой», Троица
Склонение имен прилагательных во множественном числе Палех Лаковые шкатулки, палехские изделия
Повторение изученного об имени существительном и имени прилагательном Пасха Пасха, воскрешение, воистину, кулич, традиция
Текст К истории слова «Россия» Российский, русский. Россия, Русь, государство, народность
Местоимение Из истории названий месяцев (январь) Первник. ФУ день, зимец. сечень. двуликий
Глагол. Общее понятие. Повторение Посиделки Посиделки, святочные вечера, гостинцы
Изменение глаголов по временам Крещение Крещение, водосвятие, лечебные цели
Неопределенная форма глагола Русская баня Баня, париться, атрибут, веник, парилка, прорубь
Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) Г адания Гадания, грядущее, фундамент, фольклорный, новолетье, лунка
Первое и второе спряжение глаголов Уважай старость Поколение, опекать, поучать
Повторение щученного Земля русская Дивный, дивиться, дубрава, исполнена
цы, поговорки, загадки продолжают знакомство с устным народным творчеством, подчеркивают смекалку, ум. трудолюбие русского народа.
Изображение на страницах азбуки народных музыкальных инструментов, танцев, предметов быта, игр. костюма, если учитель проведет соответствующую работу, сформирует у школьников представление о народном художественном творчестве.
книге для чтения «Родная речь» (составители: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) имеется раздел «Устное народное творчество», куда включены народные песни, скороговорки, пословицы, поговорки, сказки, потешки, г. е. дидактический материал учебников для первого класса способствует формированию национального самосознания младших школьников.
Па уроках литературного чтения рекомендуется пользоваться «Словарем-справочником к урокам литературного чтения» (авторы В.В. Демичева, Т.В. Яковлева,
О.И. Еременко). Методика изучения этно-кулыуроведческой лексики подробно описана в данном пособии.
Второй этап программы реализуется в процессе изучения русского языка. Каждый у рок русского языка должен быть определен естественной связью между этнокульгуро-ведческой и грамматической темой. Во главу угла следует поставить текст, рассказывающий о традициях, обычаях, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве русского народа. Грамматический материал вводится через тексты такого рода, и работа ведется, с одной стороны, по формированию грамматических навыков учащихся, а с другой стороны, по ознакомлению детей с традиционной культурой русского народа. Методика проведения таких уроков подробно описана в моног рафии Т.В. Яковлевой «Проблема использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов».
Считаем, что Программа может лечь в основу создания концепции русской школы как национальной и системы этнокультуро-ведческого воспитания учащихся.
1. Быстрова Е.А. Новые тенденции в преподавании русского языка и школьный учебник // Русская словесность. 19%. № 4. С. 39-43.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974.
3. Горецкий В.Г. и др. Русская азбука. М.. 2000.
4. Демичева В.В., Яковлева Т.В.. Еременко О.И Словарь-справочник к урокам литературного чтения (в помощь учителю начальной школы). Белгород. 2002.
5. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. Русский язык. М.. 2000.
6. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для
2 класса четырехлетней начальной школы. М.. 2001.
7. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для
3 класса четырехлетней начальной школы. М., 2001.
8. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для
4 класса четырехлетней начальной школы. М., 2001.
9 Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. Курск, 1994.
10. Шанский Н.М. Концепция образования по русскому (родному) языку в 12-летней школе // Русск. яз. в шк. 2000. № 2.
И .Яковлева Т.В. Проблема использования текстов по народной педагогике в процессе подготовки учителей начальных классов. Белгород, 1998.
Поступила в редакцию 10.02.2004.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ РОДНОГ О ЯЗЫКА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
B.H. /tponoBa
Dronova V.N. New approaches to organizing mother tongue acquisition by young schoolchildren as a cultural anil historical env ironment. The article presents the characteristics of a language as a social and cultural phenomenon peculiar to every nation, which has a mentally organized communicative system. Special attention is paid to the methods of study of language theory and practice by young schoolchildren in the framework of realization of the alternative systems of education. At the same time the importance of the teacher's qualitative speech and linguistic communicative grounding is emphasized.
Па современном этапе развития школы осуществляется пересмотр не только образовательных приоритетов, но и ценностных ориентаций в комплексе с поведенческими установками. При этом достаточно явно про-
слеживаются две тенденции, обусловленные спецификой содержания языкового образования и воспитания младших школьников: одна из них предпринимает попытки придать курсу родного языка речевую направлен-