ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО КОМПОНЕНТА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ
С.Н. Морева
Moreva S.N. Specific aspects of management in the socio-cultural sphere. The article is dedicated to the motivation of the organizational and pedagogical conditions of manager research work in social and cultural sphere. The article considers theoretical aspects of the basic trends in research work, reflects different conceptions of the scientific schools of management, forms and types of the research work of a specialist, discusses pedagogical model of the development of research component of a manager.
В настоящее время отмечено активное формирование и развитие новых технологий социально-культурной деятельности различного назначения, анализ которых позволил конкретизировать технологические подходы к исследовательской деятельности как компоненту социально-культурной сферы. К ним были отнесены:
- поиск принципиально новых подходов социально-культурной деятельности к удовлетворению потребностей населения, основанных на социально-культурном диагностировании, прогнозировании, моделировании, проектировании; исследовании проблем и социально-культурной деятельности детей и подростков;
- применение накопленных результатов научных исследований в разнообразных технологиях социально-культурной деятельности;
- удовлетворение потребностей населения в социально-культурной деятельности посредством координации исследований в разных областях науки.
В рамках указанных подходов происходит осуществление следующих направлений исследовательской деятельности: ретроспективные, перспективные и прогностические. Констатирован процесс сближения и интеграции научных парадигм развития социально-культурной деятельности на основе общей парадигмы социального развития страны [1]. Наряду с этим отмечено активное формирование и развитие новых технологий социально-культурной деятельности различного назначения.
Следовательно, исследовательские технологии [2-3], применяемые в социальнокультурной сфере, позволяют удовлетворить требования аудитории этой отрасли на основе опережающих, прогностических научных
исследований, которые и ориентируют менеджеров на изучение и решение актуальных проблем. Таким образом, исследовательские технологии социально-культурной деятельности охарактеризованы как перспективные направления работы менеджера, имеющие широкую область применения в практике организации досуговых программ.
Указанные положения позволили разработать структурно-функциональную модель исследовательской деятельности специалиста социально-культурной сферы, подтверждающую необходимость овладения умениями и навыками исследовательской деятельности, и включает функциональные направления менеджера, обеспечивающие в совокупности своих связей и отношений достижение направления деятельности: а) административно-управленческая деятельность;
б) социально-культурная работа с различными возрастными категориями населения;
в) информационная, методическая, обучающая и просветительская деятельность.
Для развития исследовательского компонента в учебном процессе подготовки специалиста социально-культурной сферы необходимо сформировать следующие педагогические условия:
- формирование знаний у участников педагогического процесса в области научноисследовательской деятельности;
- формирование ценностных ориентаций личности на овладение постоянно возрастающим объемом профессиональных знаний и умений;
- построение образовательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода, при ведущей роли самореализации будущего специалиста в социально-культурной сфере;
- практическая включенность всех участников образовательного процесса в исследовательскую, познавательную деятельность;
- наличие соответствующей эмоционально-положительной установки в образовательном пространстве;
- обеспечение преемственности содержания, форм, методов повышения качества знаний и умений на различных этапах профессионального образования.
Таким образом, единство методологических, теоретических и технологических знаний в совокупности с умениями и навыками исследовательской деятельности, а также с практическим опытом в указанной сфере определяют в основном профессиональную компетентность менеджера.
Для совершенствования исследовательского компонента деятельности менеджера в социально-культурной сферы разработана педагогическая модель развития исследовательского компонента менеджера социальнокультурной сферы. Основываясь на ведущих положениях системного подхода, при разработке модели мы включили в качестве компонентов внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся политические, экономические, социальные, которые удовлетворяют профессионально-образовательные запросы рынка труда социально-культурной сферы в квалифицированных специалистах. Внутренние факторы (информационные, педагогические, воспитательные) отражают необходимость соответствия профессионально-ориентированной образовательной сферы системе подготовки специалистов социально-культурной деятельности. При этом организационно-управленческие функции менеджера социально-культурной сферы (изучение, планирование, организация, координация, контроль) являются решающим условием для достижения конкретных организационных целей.
Основным документом, положенным в основу построения модели, является Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 071401 - Социально-культурная
деятельность. Квалификация «Менеджер социально-культурной деятельности»). Приоритетные цели модели сформулированы на основании социального заказа, который направлен на обучение специалиста с опреде-
ленным уровнем подготовленности к профессиональной деятельности. Определены частнодидактические принципы, необходимые для обеспечения процесса развития исследовательской деятельности. Указанные компоненты реализуются в технологии научно-исследовательской деятельности, включающей три этапа: приобщение студентов к научной проблематике; обучение практическим навыкам научно-исследовательской работы; интеграция в научное сообщество (индивидуальная работа), которая предполагает: а) выполнение самостоятельного исследования; б) подготовку выступления на конференции и публикации в научном издании.
Выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации предложенной модели, к которым отнесены:
- научное, учебно-методическое обеспечение;
- междисциплинарная интеграция и модульный подход в освоении содержания подготовки;
- организация целенаправленного, комплексного, поэтапного процесса развития исследовательских умений и навыков;
- координация профессиональной подготовки специалиста в соответствии с запросами рынка труда;
- формирование установки на единое понимание сущности и содержания исследовательской деятельности в социально-культурной деятельности всеми субъектами образовательного процесса.
В качестве критериев, характеризующих эффективность исследовательской деятельности, определены: состав и качество выполнения операций, осознанность, полнота и свернутость, степень сложности, рациональная последовательность их выполнения. На основании указанных критериев мы выявили следующие уровни сформированности исследовательской деятельности: 1 (низкий), 2 (средний), 3 (высокий).
Для качественной оценки результатов использовались следующие интегральные характеристики:
- уровень творческой познавательной самостоятельности и активности, интерес к изучаемому предмету, исследовательской деятельности в целом;
- удовлетворение уровнем их подготовленности к исследовательской деятельности для решения профессиональных задач;
- качество студенческих самостоятельных работ;
- наличие рекомендаций к публикации.
Количественные показатели применялись к оценке сформированных компонентов навыков и умений научно-исследовательской деятельности, позволяющих оценить изменение уровня их активности при продвижении по этапам формирующего эксперимента (участие в научных кружках, участие в НИРС, число студенческих публикаций).
Содержательными критериями эффективности формирования включенности в исследовательскую деятельность являются профессиональная направленность и учебная мотивация, активность, творчество, а их интегральным выражением служила академическая успеваемость (педагогическая оценка), выраженная в отметке, фиксирующая результат исследовательской деятельности.
Для апробации данной модели нами была проведена комплексная экспериментальная работа, в период с 2001 по 2005 гг. на кафедре социально-культурной деятельности Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина, которая включала констатирующий и формирующий эксперименты. В исследовании приняли участие около 600 человек. В выборочную совокупность анкетного опроса включены: специалисты-менеджеры социально-культурной сферы Тамбовской, Липецкой, Пензенской областей и студенты специальностей 071401 - социально-культурная деятельность и 100103 -специалист по сервису и туризму Белгородского института культуры и искусств, Волгоградского института культуры искусств, Московского государственного университета культуры и искусства, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского музыкально-педагогического
института им. С.В. Рахманинова. Базой углубленного исследования был избран ТГУ им. Г. Р. Державина.
В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что направленность учебнообразовательного процесса в условиях современной высшей школы нацелена на развитие научно-исследовательской работы студентов. Данные экспериментальной работы показали, что в процессе учебного процесса у студентов происходило развитие исследовательских умений: ставить цели, принимать
решения, анализировать проблемы, воплощать исследовательские проблемы в практику социокультурной деятельности. Полученные выводы исследования показывают, что разработанная модель способствует повышению уровня сформированности данного качества и влияет на повышение качества знаний, умений и навыков студентов. Введение в учебный процесс курса «Основы научноисследовательской деятельности» позволило обеспечить позитивную динамику продвижения студентов по этапам исследования. В результате чего к концу преобразующего этапа эксперимента высокого уровня исследовательских умений и навыков достигли 53,8% студентов, участвующих в эксперименте, среднего - 34,6%, низкого - 11,6%.
Таким образом, содержательная деятельность всех этапов эксперимента была направлена на формирование потребности в научно-исследовательской деятельности, позволяющей разрабатывать ближайшие и отдаленные цели исследовательской деятельности, осуществлять самостоятельность выбора исследовательских проблем как объекта изучения; разрабатывать план исследования, определяющий формы и методы исследования; осуществлять исследовательский замысел в условиях учреждений социальнокультурной сферы региона. Систематически организованная и целенаправленная научноисследовательская деятельность студентов обеспечила позитивную динамику профессионального роста.
Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности педагогической модели и позволил выявить организационно-педагогические условия исследовательской деятельности:
- наличие информационно насыщенной
профессиональной социально-культурной
среды, предполагающей информационное, научное, учебно-методическое обеспечение исследовательской деятельности менеджера;
- организацию системы взаимодействия между учреждениями досуга, учебными заведениями, системой дополнительного образования, другими социально-культурными институтами, а также административными и руководящими органами социально-культурной сферы;
- формирование соответствующих ценностных профессиональных приоритетов в
деятельности менеджера социально-культурной сферы;
- введение в структуру непрерывной подготовки менеджера специальных программ и учебных курсов, связанных с освоением знаний, умений и навыков научноисследовательской работы, направленных на развитие познавательной активности, самостоятельной работы, положительной мотивации к исследовательской деятельности;
- постоянное развитие и совершенствование технологии исследовательской деятельности в социально-культурной сфере.
Таким образом, по результатам опытноэкспериментальной работы сделан вывод о том, что процесс подготовки к исследовательской деятельности - это поэтапное продвиже-
ние, становление личности менеджера от начального уровня его профессиональноличностных качеств и качеств исследовательских умений к специалисту, готовому интегрировать в практическую деятельность.
1. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.
2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социальнокультурная деятельность. М., 2004. С. 481-485.
3. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.
Поступила в редакцию 6.03.2006 г.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Э.В. Кулешова
Kuleshova E.V. Playing technologies as a way of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health. The author reveals the necessity of socio-cultural rehabilitation of the pre-school age children with restricted abilities of the health, and outlines the ways for optimization of this process. The priority in the rehabilitation of the pre-school age children, to the author’s opinion, belongs to the use of playing technologies of leisure activities in the corrective pedagogical work. The article reveals the possibilities of playing technologies enabling the pre-school age children with restricted abilities to accumulate social potentials and to secure the preparation of the children of this category for the valuable life in the society.
Социально-культурное состояние общества в настоящее время характеризуется как кризисное в силу глубокого социального расслоения, неравных возможностей получения образования и доступа к культурным ценностям, разрыва с традициями национальной культуры.
В этих условиях возникает необходимость поиска новых адекватных современной действительности механизмов социокультурного становления личности.
Особенно актуально это звучит в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, что обусловлено следующими факторами: во-первых, развитие такого ребенка протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда
оптимальны; во-вторых, процесс личностного формирования отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, социального, психологического и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка.
Изучая закономерности развития детей при различных типах аномалий, Л. С. Выготский выделил наряду с общими закономерностями их психического развития следующие: затруднения во взаимодействии с социальной средой, нарушение связей с окружающим миром [1].
В этом случае ребенок с ограниченными возможностями здоровья «выпадает» из си-