Научная статья на тему 'Особенности изучения глагола по технологии укрупненных дидактических единиц'

Особенности изучения глагола по технологии укрупненных дидактических единиц Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1298
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изучение глагола / глагол / русский язык / укрупненные дидактические единицы / особенности изучения глаголов

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микерова Г. Ж.

Статья посвящена описанию дидактических и методических особенное гей изучения глагола при обучении по технологии укрупненных дидактических единиц, реализация которых приводит к оптимальному развитию учащихся и получению системы знаний, умений и навыков по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the description of didactic and methodical peculiarities of studying of a verb according to the technology of integrated didactic units. Their realization results in the optimum development of students and reception of the knowledge system and skills in the Russian language.

Текст научной работы на тему «Особенности изучения глагола по технологии укрупненных дидактических единиц»

Г. Ж. Микерова

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Работа представлена кафедрой русского языка и методики преподавания Адыгейского государственного университета.

Научный консультант - доктор педагогических наук, профессор М. X. Шхапацева

Статья посвящена описанию дидактических и методических особенное гей изучения глагола при обучении по технологии укрупненных дидактических единиц, реализация которых приводит к оптимальному развитию учащихся и получению системы знаний, умений и навыков по русскому языку.

The article is devoted to the description of didactic and methodical peculiarities of studying of a verb according to the technology of integrated didactic units. Their realisation results in the optimum development of students and reception ofthe knowledge system and skills in the Russian language.

«Глагол - это часть речи, обозначающая процесс, т. е. представляющая признак как действие, состояние или становление»■ так определяет научная грамматика . Глагол - разряд слов, который характеризуется большим семантическим богатством. Кроме разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез различных грамматических категорий и форм. По своему словообразовательному составу глагол также представляет собой своеобразие по сравнению с другими частями речи: как ни в какой другой части речи, в нем развита система префиксального словообразования; у глагола довольно своеобраз-

ные и сложные способы суффиксального словообразования. В связи с указанными особенностями глагола находится его правописание: безударные гласные корня, наличие безударных гласных не только в корне, но и в приставках, суффиксах и окончаниях. Богатство значений глагола, как указывает В. В. Винорадов, обусловлено также многообразием его синтаксических возможностей: «В области глагола протекают напряженные процессы конструктивного объединения элементов речи» . Большое значение глагол имеет для построения словосочетаний: как известно, в русском языке широко развито глагольное управление,

правильное употребление падежей существительных в значительной мере зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола.

Названные особенности этой части речи обусловливают особую трудность изучения глагола. Он изучается, начиная с начальной школы и заканчивая в среднем звене, но качество знаний об этой части речи остается низким даже в вузе. В арсенале ученых, методистов русского языка, учителей-практиков имеется множество приемов изучения названной части речи, но результаты обучения русскому языку, в частности всех сторон морфологической единицы - глагола, не формируют систему знаний, а значит, умений и навыков использования глагола в коммуникативных целях при составлении устных и письменных высказываний учащимися. Исходя из вышесказанного проблема изучения особенностей изучения глагола в процессе обучения русскому языку по технологии УДЕ являегся актуальной. Она определяется необходимостью повышения эффективности обучения русскому языку по технологии УДЕ, в частности специфических приемов изучения глагола.

Слова в языке существуют не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Отсюда основным условием овладения грамматической категорией глагола и его особенностями является изучение его в определенной системе, во взаимосвязи и сопоставлении его категорий. Такую возможность дает использование технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ).

Основой концепции укрупнения стали новейшие знания в области гносеологии (М. Бунге, К. Сухотина), принципы противопоставления, опережающего отражения действительности, циклических (обратных) связей мыслей, соединение анализа и синтеза (индукции и дедукции), опора на контрасты и аналогии в мышлении.

Совокупное применение методов технологии УДЕ оказывается более результативным по сравнению с «измельчением без

меры» учебного материала погому, что при этом создаются условия для проявления фундаментальных закономерностей мышления, а именно: 1) закона единства и борьбы противоположностей; 2) перемежающегося противопоставления контрастных раздражителей (И. П. Павлов); 3) принципа обратных связей, системности и цикличности процессов (П. К. Анохин); 4) обратимости операций (Ж. Пиаже); 5) перехода к сверхсимволам, т. е. оперирование более длинными последовательностями символов (кибернетический аспект).

Единая психологическая сущность укрупнения единицы усвоения заключается в следующем: ткани развивающихся системных знаний, предыдущие и последующие во времени звенья должны иметь, как правило, больше общих носителей информации, начиная с возможно более низшего кода. При укрупнении дидактических единиц используются скрытые резервы мышления, существенно повышающие результативность процесса обучения в целом, так как «человеческий мозг, по-видимому, унаследовал некоторые механизмы симультанного мышления, ускоренной переработки информации, которые мы называем подсознательными, от нервных систем предшественников на эволюционной лестнице 3

органического мира» .

Уже ученик начальных классов знает, что глагол изменяется по числам, лицам (в настоящем времени), по родам (в единственном числе прошедшего времени), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (неопределенная форма). По результатам наших исследований, даже в 7-м классе учащиеся затрудняются все эти знания воспроизвести в системе, поскольку все они разрознены по различным темам и годам обучения. Мы предлагаем использовать в практике обучения следующую укрупненную модель, в которой наглядно отображены: неопределенная форма глагола, изменение личной формы глагола по временам, числам, лицам (рис. 1).

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

1. ЛИ- я ЧТО ю МЫ что ЕМ

2. ЦО ты ЕЛЬ ВЫ Е1Е

3. Он, Она, Оно ДЕЛА ЕТ они ДЕЛА КТ

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

1 Я ЧТО А О мы что И

2 ты вы

3 Он, Он а, Оно ДЕЛАЛ они ДЕЛАЛ

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ (сложное)

1 Я ЧТО У ДЕЛА мы что ЕМ ДЕЛА

2 ТЫ ЕШЬ вы ЕШ ТЬ

3 Он, Он а, Оно БУД ЕГ ТЬ они БУД

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ (простое)

1 Я ЧТО ю мы что ЕМ

2 ты ЕЛЬ вы ПК

3 Он, Он а, Оно СДЕЛА ЕТ они СДЕЛА КТ

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

ЧТО ДЕЛАТЬ ЧТО СДЕЛАТЬ

Рис. 1. И з м е н е н и е г л а г о л о в

Поскольку обучение по технологии УДЕ построено на методе противопоставления, систематически используются проблемные методы. М. И. Махмутов считает, что наиболее эффективным средством активизации учащихся являются не отдельные задания, а их особая система, представленная в следующей схеме структуры уро-4

ка , которая адаптирована нами к урокам русского языка (рис. 2).

Приведем урок русского языка по технологии УДЕ по теме «Виды глагола», который иллюстрирует эту схему. Урок начинается с актуализации.

1. Проводится минутка чистописания, в которой учащиеся по образцу учителя спи-

сывают с доски слова и предложение, повторяя написание и соединение букв Ш, ш: шагает, шелестят, зашуршали. На шоссе слышится шум машин. Предлагается отметить орф о граммы и ответить на вопрос: «Как вы думаете, о какой части речи пойдет сегодня речь на уроке?»

2. Далее идет повторение о глаголе по вопросам: «Что такое глагол? Как изменяется глагол?». Охарактеризуйте написанные глаголы (шагает -гл. (н. ф.-шагать), ед. ч., наст, вр., 3 л.; шелестят - гл. (н. ф. -шелестеть), мы. ч., наст, вр., 3 л.; зашур-шали-гл. (н. ф.- зашуршать), мн. ч., прош. вр.; слышится - гл. (н. ф. - слышиться), ед. ч., наст, вр., 3 л.).

Усвоение новых понятий и способов действий

7

Ф

к- о >5

>.

С

яс I зс

О £ х ф ш

X о X Ж

О 5 О

С 3 т ц

® и 0)

о. 3 п

а>

ш

Рис. 2. Схема связи элементов дидактической, логнко-психолопгческой и методической структур проблемного урока русского языка по технологии УД Е

3. Затем осуществляется переход к новой теме - учащимся предъявляется фактический материал путем демонстрации карточек:

шагает - шагают, ехал - едет, одевал -одевался

Учащиеся называют число, время, возвратность глаголов.

4. Обращается внимание на доску, где глаголы в два столбика написаны контрастными по цвету мелками:

делать - сделать

рисовать - нарисовать

гладить - погладить.

Следующий этап урока - усвоение новых понятий и способов действий.

1. Учитель спрашивает: «По какому грамматическому признаку различаются глаголы первого и второго столбиков?» Рто задание создает проблемную ситуацию.) Учащиеся предлагают свои варианты - по времени, по числу и т. п. В процессе ответов на вопрос обнаруживается, что все глаголы даны в неопределенной форме, которая не имеет времени, числа и т. п. Учитель обращается к детям: «Мы назвали все известные вам грамматические при-

знаки, но так и не смогли определить, в чем разница между глаголами (постановка проблемы). Что можно предложить?». Учащиеся выдвигают гипотезу: «Наверное, есть неизвестный нам грамматический признак глаголов». - «Какая же задача стоит перед нами на уроке, как вы думаете?» (Определить этот новый ырамматический признак глагола).

2. В результате подобной беседы формулируется цель поиска решения учебной проблемы. Как организуется поиск? Поскольку значение слова лучше всего обнаруживается в предложении, классу даются два предложения и предлагается вместо точек вставить подходящие по смыслу глаголы «писал - написал».

Я долго ... упражнение. Я уже... упражнение.

Школьники записывают предложения в тетради, вставив соответствующие глаголы.

3. Далее идет анализ языкового факта. «Скажите, как вы нашли соответствующий глагол, не зная грамматического признака? (По смыслу.) В чем же смысловая разница между глаголами первого и второго стол-

биков?» Учащиеся интуитивно чувствуют разницу, но пока не могут дать четкое определение.

4. Тогда учащимся предлагается новый материал в виде двух рассказов-миниатюр: Мама звонит с работы сыну, спрашивая: «Как дача?» Мальчик отвечает: «Я уроки учил, решал задачу, готовился к диктанту, потом убирал комнату и подметал пол». Во втором рассказе другой мальчик ответил маме: «Яуроки выучил, задачу решил, к диктанту подготовился, потом убрал комнату и подмел пол». В контексте значение глаголов раскрывается легче, тем более что учащиеся убеждаются в практической значимости искомого свойства глагола, т. е. решение проблемы, жизненность и эмоциональность языкового материала стимулируют мыслительную деятельность учащихся. «Как вы думаете, чья мама может быть совершенно спокойна и почему?» - спрашивает учитель. Ребята отвечают, что первый мальчик как будто делал то же самое, что и второй, но мы не знаем, закончил ли он свои дела или нет, а второй закончил.

5. Так учащиеся самостоятельно определяют сущность того качества глаголов,

которое является неизвестным, искомым, целью поиска. Теперь ученики уверенно делают вывод о том, что глаголы первой группы обозначают незаконченные действия, а глаголы второй группы - законченные действия (проблема решена). «А как вы сами назвали бы новый глагольный признак?» - спрашивает учитель. Ребята предлагают свои формулировки: «незаконченный глагол», «глагол незаконченного действия» и т. д. Учитель знакомит учащихся с новым термином, значение которого ученикам уже известно: «Эти две группы глаголов называются глаголами совершенного и несовершенного вида».

Третий этап структуры проблемного урока. Так путем самостоятельного выполнения учебных заданий усваивается новое понятие. Далее на уроке идет формирование умений и навыков: предлагаются разнообразные упражнения и, наконец, творческая самостоятельная работа, в которой учащиеся показывают свои умения использовать глаголы нужного вида в речевой практике.

На приведенном примере прослеживается сиегема учебных заданий и вопросов,

подлежащее

сказуемое

дополнение

В. (кого-что) прям. + гл. перех.

Р. кого-что предлоги Д. кому-чему Т.кем-чем П. (о) ком-чем

что делает каков

образа действия как, каким образом

времени когда, как долго, с каких пор, до каких пор

места где, куда, откуда

причины почему, с чего, отчего

цели зачем, для чего, с какой целью

меры сколько, на сколько, во сколько

Рис. 3. Синтаксическая модель предложения

которая приводит к возникновению проблемной ситуации и решению возникшей проблемы. В этом процессе учащиеся самостоятельно приходят к новым лингвистическим понятиям, что служит развитию их творчества.

Изучение переходных и непереходных глаголов по технологии УДЕ осуществляется совместно с темами «Дополнение», «Прямое дополнение» на синтаксической модели предложения (рис. 3).

На приведенном примере изучения глагола обозначим результаты обучения школьников по технологии УДЕ. Педагогические средства в технологии УДЕ при формировании системы лингвистических понятий (в частности, понятия глагола

как части речи и его категорий) обеспечивают единство содержательного, операционного и мотивационного компонентов мыслительной деятельности учащихся. Благодаря указанным особенностям технологии УДЕ и обучения русскому языку младших школьников по этой технологии экспериментально было установлено, что их реализация направлена на рост:

• общего развития учащихся, их познавательных процессов;

• интереса к русскому языку (на саморазвитие знаний);

• творческого лингвистического мышления школьников;

• качества знаний, умений и навыков.

ПРИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Грамматика современного русского языка. М., 1970, С. 310

Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М., 1972. С. 511. ЭрдниевП. М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения: В 2ч. Ч. 1.М., 1992.

4

Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М., 1977. С. 190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.