Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2254
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИЧИНА "ВРЕМЯ" / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СКАЗКА / ЭКСПЕРИМЕНТ / VALUE "TIME" / MATHEMATICS / ELEMENTARY SCHOOL / DIDACTIC GAME / MATHEMATICAL TALE / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукьяновна, Назарова Виктория Ришатовна, Тихонова Оксана Сергеевна

В статье освещается вопрос о сложности изучения величины «Время» в начальных классах. Рассматриваются эффективные способы изучения данной величины на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры игр, математических сказок, текстовых задач, возможных экспериментов обучающихся в начальной школе, способствующих формированию у младших школьников осознанных представлений о величине «время» и способах его измерения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гребенникова Надежда Лукьяновна, Назарова Виктория Ришатовна, Тихонова Оксана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

елошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 455 с.

оронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации. - М.: ВИТАПРЕСС, 2011. - 72 с.

оро М.И. Учебник. - В 2-х частях. - 4-е изд. М.: Просвещение, 2015. - 112 с.: ил. - (Школа России) вчинникова В.С. Методика обучения решению задач в начальной школе. - М.: Мегатрон, 2011. - 67 с.

елькина Л.В. Методические подходы к формированию представлений о задаче, решаемой в несколько действий // Начальная школа - 2013. - №16 - С. 63-71.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ «ВРЕМЯ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гребенникова Надежда Лукьяновна

кандидат педагогических наук, доцент Назарова Виктория Ришатовна

студентка факультета педагогики и психологии Тихонова Оксана Сергеевна

студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»,

г. Стерлитамак

Аннотация. В статье освещается вопрос о сложности изучения величины «Время» в начальных классах. Рассматриваются эффективные способы изучения данной величины на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры игр, математических сказок, текстовых задач, возможных экспериментов обучающихся в начальной школе, способствующих формированию у младших школьников осознанных представлений о величине «время» и способах его измерения.

Annotation. The article highlights the issue of the complexity of studying the value "Time" in primary classes. Effective ways of studying this value in primary school math lessons are considered. Examples of games, mathematical fairy tales, text problems, and possible experiments of primary school students that contribute to the formation of conscious ideas about the value of "time" and how to measure it in younger students are given.

Ключевые слова: величина «время», обучение математике, начальная школа, дидактическая игра, математическая сказка, эксперимент.

Key words: value «time», mathematics, elementary school, didactic game, mathematical tale, experiment.

Представление о времени считается необходимым при характеристике предметов и явлений находящейся вокруг ребенка реальности, исследуемых народом на протяжении жизни. Обращению с временным ресурсом следует обучать в течение всего школьного периода, в особенно в начальных классах, так как непосредственно в это время дети - младшие школьники открывают для себя картину мира.

В толковом словаре И. М. Ожегова понятие время имеет не одну трактовку: «1) объективная форма существования бесконечно развивающейся материи; 2) продолжительность, длительность чего-либо, измеряемая секундами, минутами, часами» [3, с. 103].

Величина «Время» считается самой сложной из всех для восприятия младших школьников. Данные проблемы, в первую очередь, обусловлены характерными отличительными чертами категории времени: его текучестью, необратимостью, неимением наглядных форм, непрямым измерением (измерение посредством тех изменений, которые совершаются за установленный интервал времени), относительным и условным характером временной терминологии (при торжественности значений временных обозначений определенный период действительности, на который они ориентируют, постоянно перемещается), невозможностью его услышать, потрогать.

Вместе с тем, С. Л. Рубинштейн утверждал, что не следует преувеличивать недоступность временных представлений для детей и, что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке» [4, с. 275]. Таким образом, величину «время» следует изучать уже с первого класса.

Исходя из программных требований младшие школьники обязаны обладать способностью различать время с помощью часов, иметь понятие о главных общепризнанных единицах измерения времени, сопоставлять промежутки времени, осуществлять над ними арифметические операции.

В 1 классе младшие школьники знакомятся с измерительным прибором - часами и их шкалой -циферблатом, расширяют знания о месяцах и временах года, полученных в дошкольном периоде развития. Во 2 классе запас знаний, приобретенных в 1 классе, уточняется, систематизируется и расширяется. Усваивается соотношение между часом и минутой. Ученики обязаны овладеть тем, что 1 минута равна 60 секундам и использовать это в практике измерения времени с точность до минуты. Знакомятся с такими единицами измерения, как год, месяц, неделя, сутки и соотношениями между ними в 3 классе. В 4-м классе

происходит ознакомление с наименьшей единицей времени - секундой, а также - с «крупной» единицей измерения времени «век» или «столетие», учатся работать с такой моделью длительных временных промежутков, как «лента времени». Здесь можно обсудить с обучающимися, «что такое тысячелетие». К окончанию 4 класса младшие школьники обязаны осознавать, что интервалы - единицы времени возможно сопоставлять (сравнивать), суммировать, переводить из одной единицы измерения в иную. Обучающиеся кроме Результатом работы над величиной «время» в начальных классах является таблица единиц измерения времени, которую обучающиеся обязаны знать наизусть.

По мнению Ф. Фребеля первые временные представления о времени ребенок должен усвоить в процессе деятельности, в играх и занятиях с дидактическим материалом [5]. Мы совершенно с этим согласны. Именно поэтому предлагаем для формирования такой наисложнейшей величины использовать в изучении математики в начальных классах исторические сведения, игры и сказки, текстовые задачки, касающиеся времени, проведение экспериментов.

Применение исторических сведений является одним из критериев интересности содержания учебного материала, служит для развития познавательного интереса учащихся к математике [1, с. 33]. Математические сказки открывают для ребят сложные вещи удивительным волшебным образом. За дидактической игрой младшие школьники и вовсе не замечают, как быстро и легко усваивают новое знание. Текстовые задачи достаточно часто проводят параллель с жизнью, что тоже облегчает понимание учебного материала темы «Время и его измерение» и его значение в быту, в технике и, вообще, в жизни. А эксперименты так всегда приводят обучающихся в восторг, ведь дети любят «открывать» знания самостоятельно.

Рассмотрим вышеперечисленное, примененное нами на практике, более подробно.

Игра «Лучший часовод». Оборудование для игры: циферблат, созданный из диска, наклеенных цифр и стрелок (секундных и минутных), карточки с указанием времени и фишки. Сначала учитель раздает каждому часоводу свои «часы». Затем педагог поочередно показывает карточку с временем, которое часоводы должны установить точь-в-точь установить на часах. Первому выполнившему верно вручается фишка. По окончании игры выбирается самый лучший часовод, который точнее всех устанавливал время.

Эксперименты для формирования чувства времени:

1. Установка песочных часов, рассчитанных на 3 минуты, на стол учителя. Детям предлагаются несколько примеров. Часы переворачиваются, и ученики начинают решать примеры. По истечении песка нужно остановиться и посчитать количество решенных примеров. В ходе эксперимента ребята выясняют, за какое же время оказывается можно решить определенное количество примеров.

2. На мобильном телефоне ученики смотрят текущее время. Песочные часы переворачиваются и как только песок «перетекает» полностью, т.е. «время истекло» ребята снова определяют время по телефону время. Задача: рассчитать за какое время «истек» песок в песочных часах. Тем самым дети узнают: как измеряли время в старину песочными часами и рассказывают, где используются такие часы и сейчас - в современных жизненных ситуациях.

3. Зафиксировать на листочке время начала и конца нахождения в школе. Зафиксировать начало и конец каждой перемены и сложить его. Сравнить время, полностью проведенное в школе с тем, что было выделено на перемены.

4. Самостоятельный эксперимент: засечь время, когда ученик отправляется спать и время своего пробуждения. Вычислить время продолжительности сна. Сопоставить выясненное время с нормой сна для возраста ученика.

Для рассказа исторических данных были использованы сказки «Откуда появились названия дней недели?» [2, с.47], С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», которые раскрыли особенности исторического происхождения названий дней недели и месяцев.

Выполнить эксперимент с целью ощущения таких промежутков времени как: неделя, месяц и год, из-за их длительности, довольно проблемно. Однако решение текстовых задач, связанных с жизнью, с указанными единицами абсолютно допустимо. К примеру:

1. Творческий конкурс «Моя семья» начался 24 сентября, а завершился 7 октября. Сколько дней длился конкурс?

2. Белка и Стрелка впервые полетели в космос 19 августа 1960 г., а Юрий Гагарин первый раз отправился туда же на корабле 12 апреля 1961 г. Сколько суток, месяцев и лет прошло от полета животных до отправления человека в космос?

Таким образом, ученикам начальной школы с некоторыми трудностями дается усвоение величины «Время». Успешность изучения величины младшими школьники будет в том случае, если в процессе изучения времени, как и других вопросов начального курса математики, использовать игровой метод, математические сказки, исторические данные, эксперименты и текстовые задачи, так как они обладают наглядностью, моделированием, непринужденной познавательной обстановкой, вызывающей интерес обучающихся.

Список литературы

1. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 6-7. - С. 32-36.

2. Гребнева В.А., Смирнова Ю.П. Методическое пособие по использованию математических сказок при обучении детей. - Оршанка: ГБПОУ Республики Марий Эл «Оршанский многопрофильный колледж им. И.К.Глушкова», 2017. - 52 с.

3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс, 2008. - 736 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

5. Фребель Ф. Воспитание человека// Избр. пед. соч. - М.: Педагогика, 1956. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.