Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИЗРАИЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА'

ОСОБЕННОСТИ ИЗРАИЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
Израиль / государственный строй / ветви власти / партийная система / война в Газе / Israel / political system / power branches / party system / war in Gaza

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карасова Татьяна Анисимовна

Государственный строй Израиля парламентская республика. В Израиле активно действуют институты законодательной и исполнительной власти однопалатный парламент (Кнессет), правительство, развитая судебная система. Государство Израиль, созданный в 1948 г. как продукт еврейской национальной идеи и еврейского национального движения сионизма, существует в обстановке постоянного этнополитического конфликта, что серьезно воздействует на природу его демократии, внутреннею и внешнею политику. В последние десятилетия политическая система Израиля все чаще характеризуется как кризисная. Отсюда следует, что все более актуальными становятся проблемы нестабильности правительств, приводящие к бесконечным досрочным парламентским выборам. Это отражает нарастающие кризисные явления в политической системе государства. С особой силой кризисные явления проявили себя после резкого обострения палестино-израильского конфликта в Газе в октябре 2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE PARLIAMENTARISM IN THE COUNTRIES OF THE ARABIC ORIENT

State system of Israel is a parliamentary republic where all branches of power the legislativeunicameral Parliament (Knesset), the executive (Government) and the judicial are actively operating. The State of Israel established in 1948 as a product of a national-political idea and the nationalist Zionist movement exists in an environment of constant ethnopolitical conflict. As a result this has a significant impact effects the nature of the state democracy, influences Israeli internal and foreign policy. During the last decades Israel political system increasingly characterized as a crisis. Consequently the governmental instability problems are becoming more and more pressing which leading to endless early parliamentary elections. This reflects the growing crisis of political state system in Israel. Crisis phenomena have manifested themselves with particular force after sharp exacerbation of Palestinian -Israeli conflict in Gaza in October 2023.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИЗРАИЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА»

КАРАСОВА Татьяна Анисимовна — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Отдела Израиля и еврейских общин, Институт востоковедения РАН, Москва, Россия - ОЯСШ 0000-0002-0245-5960; karasovat@list.ru

10.56700/т5181-4788-1075-Ь

ОСОБЕННОСТИ ИЗРАИЛЬСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

Аннотация. Государственный строй Израиля - парламентская республика. В Израиле активно действуют институты законодательной и исполнительной власти - однопалатный парламент (Кнессет), правительство, развитая судебная система. Государство Израиль, созданный в 1948 г. как продукт еврейской национальной идеи и еврейского национального движения -сионизма, существует в обстановке постоянного этнополитического конфликта, что серьезно воздействует на природу его демократии, внутреннею и внешнею политику. В последние десятилетия политическая система Израиля все чаще характеризуется как кризисная. Отсюда следует, что все более актуальными становятся проблемы нестабильности правительств, приводящие к бесконечным досрочным парламентским выборам. Это отражает нарастающие кризисные явления в политической системе государства. С особой силой кризисные явления проявили себя после резкого обострения палестино-израильского конфликта в Газе в октябре 2023 г.

Ключевые слова: Израиль, государственный строй, ветви власти, партийная система, война в Газе.

Зтапы израильского парламентаризма и эволюция партийных систем

Политический режим государства Израиль трудно поддается строгой классификации. В современной литературе израильская демократия часто характеризуется как хрупкая, неполная, или своеобразная. По мнению известного эксперта П. Меддинга, израильской структуре власти присуща некая гибридность, которую он объяснял наличием следующих элементов: унитарного и централизованного правительства, кабинета министров, доминирующего над парламентской системой, однопалатного парламента и провозглашаемого парламентского суверенитета. К этим признакам он прибавлял ещё четыре, имеющих консенсусный характер: принцип пропорционального представительства; многопартийность; плюрализм в политических взглядах и широкие правительственные коалиции [Medding, 1990, 36]. При создании государства Израиль в 1948 г. оно было определено как демократическое, с последующим уточнением — как демократическое и национальное (еврейское). Израиль, как еврейское государство, провозглашает свой суверенитет от имени учредившего его народа — евреев и рассматривает себя как центр мирового еврейства и еврейской жизни. Однако наличие арабского меньшинства и его положение в стране меняют характер израильской демократии. Это

принципиальное положение дает возможность некоторым израильским специалистам определять характер израильской демократии как «этно-кратию» [Smooha, 1999:1].

Выборы в законодательный орган — однопалатный парламент (Кнес-сет) базируются на избирательной системе пропорционального представительства и осуществляются на основе соревнования отдельных партий или партийных списков. В составе Кнессета 120 членов. Кнессет избирает президента страны сроком на пять лет не общим национальным голосованием, а членами Кнессета. Он осуществляет в основном представительские функции [Карасова, 2009:11].

Действующая пропорциональная система выборов рассматривает всю страну как один избирательный округ. Каждая партия, участвующая в выборах, получает мандаты на представительство в Кнессете пропорционально поданной за нее на выборах доле голосов избирателей. Почти неизбежным итогом этого феномена является «широкая многопартийность», ставшая функцией значительного усложнения структуры израильского общества, чьи составные части заинтересованы в наличии в Кнессете и правительстве собственного политического лобби. Это, в свою очередь, привело к распространенной практике периодических расколов действующих партий и выделению их фракций в самостоятельные партийные списки.

Во время предвыборных кампаний идет активная борьба за голоса избирателей, не всегда прозрачная и даже (как порой выясняется после выборов) не всегда полностью соответствующая законодательству. Право участия в голосовании предоставлялось всем гражданам Израиля, достигшим 18 лет. На избирательный процесс неоднозначно влияют такие особенности развития израильской государственности, как специфическое соотношение политической и национальной идентичности, противоречия между модернизацией и традиционализмом израильского общества, между светскими и религиозными слоями населения. Это относится и к противоречиям между этническими, субэтнической и религиозными группами. Данные процессы способствуют дальнейшему расслоению гражданского общества Израиля, что приводит к стремлению отдельных этнических общин и групп отстаивать свои интересы путем формирования все новых партий, участвующих в выборах, что ведет к усилению политической фрагментации и ослаблению представительства наиболее крупных партий. Поэтому правительство Израиля — всегда коалиция партий, порой разномастных, которые набрали необходимое число голосов для представительства в Кнессете. Для лидеров партии, получившей на выборах наибольшее число голосов, это означает нелегкие переговоры и торг с будущими партнерами по коалиции. Порой это давало малым партиям шанс войти в правительство, если для получения устойчивого большинства ведущей партии не хватило нескольких голосов. В целом создание коалиции выглядит как процесс, определявшийся не только идеологическими, но и личными пристрастиями и антипатиями.

Характерной чертой израильской политической системы является отсутствие официальной Конституции. Она формально не была принята, главным образом в связи с нежеланием светских партий обострять отношения с религиозными деятелями по вопросу: является ли Израиль светским государством? Учитывая особую роль религии в формировании еврейской идентичности, религиозные институты не были отделены от государства.

Исполнительная власть в Израиле играет основную роль в принятии государственных решений. Основная политическая власть принадлежит премьер-министру и кабинету министров. Премьер-министр, будучи главой исполнительной власти, лидером правящей партии, главой администрации, по факту главным дипломатом страны и главнокомандующим, имеет все полномочия для претворения в жизнь своей политической программы.

Лидеры основных партий правящей коалиции, сформировав кабинет министров и имея большинство в Кнессете, выполняют все основные функции управления государством: формулируют общие цели государственной политики, контролируют исполнительную и законодательные власти и представляют высший слой политической элиты [Карасова, 2009:15].

Израильский парламентаризм прошел в своем развитии четыре основных этапа: первый период (1948—1977 г.) — этатизм, бессменное правление коалиции сионистских левых лейбористский партий(блок МААРАХ). Второй этап (1977—1999 г.) — период нестабильного равновесия левых и правых партий (МААРАХ — «Коалиция» и правоконсервативный блок «Ликуд» — «Сплочение». В середине 90-х гг. израильский парламентаризм вступил в третий этап своего развития — эпоху «партийного полиморфизма», который характеризовался резким увеличением числа новых, мелких партий и усиливавшимся кризисом «исторических» крупных партий. Этот этап стал ответом на глубокие изменения, произошедшие в Израильском обществе, и в первую очередь его превращение в плюралистское общество на основе идеи мультикультурализма. Шел процесс возрастания политического веса новых элит и различных социальных, культурных и общинных групп48. Увеличение числа парламентских партий привело к необходимости формировать коалиционные правительства с участием сомнительных партнёров, которым трудно договориться по основным проблемам внутренней и внешней политики, что сказывается на эффективности управленческих функций правительства. Поэтому, по мнению И. Турана, профессора Стамбульского университета Бильги, президента Международной ассоциации политической науки, актуальным трендом

48 Ханин З. Партийно-клановые структуры власти современного Израиля. Опыт типологии. Новые элиты Израиля (ред Бен-Рафаэль Э., Нойбергер Б. и др., 2007— novye-ehlity-izrailya — / Хроники Иерусалима: Дом Бялика. Доступ: http:// gazeta.rjews.net/hanin51.shtml

сегодня стало «выживание без управления». Это означает, что правительствам часто не удаётся решить важные проблемы, с которыми сталкивается общество, что подрывает доверие к либерально-демократическому

49

процессу49.

Четвертым этапом израильской парламентарной демократии (2009— 2019) стало временное укрепление правого лагеря страны во главе с «Ликудом» под руководством Б. Нетаньяху, который образовал ядро своих правящих коалиций из стратегических союзов «Ликуда» с время от времени меняющимися партиями-спутниками, чаще всего с ультраортодоксальными партиями. Нетаньяху выступал в качестве единого согласованного кандидата, руководители же этих партий либо не имели премьерский амбиций, либо претендовали на роль «официальных наследников» Нетаньяху после завершения последним своей политической карьеры50.

Парламентский контроль над деятельностью правительства Нетаньяху становился все более формальным. Уже с 1988 г. ни один состав Кнес-сета не достиг официального окончания своей каденции в четыре года. В Кнессете XVIII созыва 2013—2015 г. более 40% депутатов от «Ликуда» предыдущего состава не были переизбраны и продолжали работать в тех же парламентских комиссиях. По мнению израильского специалиста А. Эпштейна, стало почти невозможным обеспечить разделение исполнительной и законодательной ветвей власти в условиях, когда около половины депутатов, голосующих каждый раз против вотумов недоверия правительству, сами входили в его состав51. Это нарушало принцип полного суверенитета парламента и его приоритетного положения.

Именно в тот период наблюдалась растущая разбалансировка всех ветвей власти, сопровождавшаяся падением уровня доверия общества к правящим институтам. Кризисная ситуация начала особенно активно развиваться в конце «эпохи Нетаньяху». Растущее общественное раздражение партийной системой Израиля, выстроенной вокруг шаткого доминирования «Ликуда», вплотную приблизилось к пределу, когда, говоря словами Рейбрука, «система еще способна выдержать груз насмешек, не потеряв прочности» [Рейбрук, 2018, с.11].

В результате бесконтрольного увеличения количества конкурирующих партий ( в выборах 2022 г., например, участвовало 37 партийных списков) шло разрушение блоковой системы. Усиливавшийся идеологический ни-

49 Туран И. Либеральная демократия и ветер перемен. // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. С. 36—53. Доступ: https://globalaffairs.ru/articles/ demokratiya-i-veter/ №2, 2023.

50 Карасова Т.А., Ханин З. Израильский парламентаризм в XXI в.: электоральный сбой или кризис системы? // Восток (Orient"), 2022, №3 DOI: 10.31857/ S086919080020267-0.

51 Эпштейн А.Д. Израиль: особенности структуры и функционирования третьего правительства Б. Нетаньяху. Доступ: http://www.iimes.ru/?p=17366 (Проверено: 29.04.2013)

гилизм способствовал образованию сиюминутных непрочных коалиций, а с 2019 по 2022 г. наблюдалась откровенная «избирательная чехарда».

Избирательные кампании 2019—2022 г. и новый этап

переформатирования партийно-политической системы

Четыре внеочередные избирательные кампании 2019—2021 гг. продемонстрировали очередную попытку перестройки политического спектра путем создания партии центра («Партия обновления» «Кахоль—лаван» — «Сине-белая» — по цветам государственного флага. — Т.К..) под руководством Ганца в апреле 2019 г. Это правительство просуществовало всего несколько месяцев. На втором этапе было сформировано правительство «национального единства», которое возглавили партии Я. Лапида «Йеш Атид» (Есть будущее) и правая партия Н. Беннета «Ямина» (Правая). Затем последовали коалиционные провалы по итогам выборов 2020 и 2021 гг.52.

К внутренним проблемам прибавилась вялотекущая неопределенность будущего статуса премьер-министра Б. Нетаньяху, так как против него с 2016 г. продолжается судебный процесс по обвинению в коррупции. Из-за пандемии коронавируса суд был отложен, что дало возможность Нетаньяху по-прежнему возглавлять правительство. В 2020 г. обострилась дискуссия о БАГАЦе в Кнессете из-за очевидно нарастающей угрозы усиления религиозного лагеря. Бесконечные выборы не разрешили насущные внутренние проблемы государства, а главная цель оппозиции — смещение с поста премьера-долгожителя Нетаньяху — стала неким объединяющим фактором на политической арене страны.

Итоги выборов 2022 г. продемонстрировали следующий этап политического кризиса в Израиле. К власти вернулся «Ликуд», который сумел создать самое правое в истории Израиля правительство в коалиции с право-религиозным лагерем. «Ликуд» вновь, в шестой раз в истории страны, возглавил коалиционное правительство Израиля, куда вошли партии правого религиозно-сионистского и ультрарелигиозного блока, большинство из которых проводит радикальный антиарабский и анти-прогрессистский курс53. Характерная черта нынешнего правительства — отсутствие каких-либо активных политических установок у оппозицион-

52

Moïsi D. Isreal: Four Elections Later, Deadlock Yet Again. Доступ: https://www. institutmontaigne.org/en/expressions/israel-four-elections-later-deadlocked-yet-again (Проверено:21.10.2022).

53

В правящую коалицию вошли ультрарелигиозные партии ШАС (Объединение сефардов-хранителей Торы, лидер А. Дери); Оцма Иегудит (Еврейская мощь — И. Бен-Гвир) и «Яхдут А-Тора» (Еврейство Торы) или Объединенный иудаизм Торы — лидер И. Голькнопф). К ним примкнула партия религиозных сионистов — «Ционут А-Датит» (Б. Смотрич). Четыре из пяти лидеров партий, вошедших в правительственную коалицию, — Б.Нетаньяху, А.Дери, Б. Смотрис и И. Бен-Гвир — были под судом или арестом, обвинялись в расизме. Israel's greatest threat in 2023 is 'breakdown of relations with West': Report. Доступ:https://www.

ных партий левого и правоцентристского флангов и концентрация усилий правительства в основном на проблемах устойчивости правительства и личного политического выживания самого Нетаньяху.

Важнейшая характеристика нынешнего правительства состоит в том, что впервые в истории государства произошла консолидация всех основных религиозных партий, которые никогда прежде не могли объединиться в единую коалицию из-за непреодолимых идейных разногласий. Это касается прежде всего партии религиозных сионистов и ультраортодоксальных партий. Теперь они почувствовали свою электоральную силу и возможность влияния на всю политическую систему Израиля54. Совокупная электоральная сила этого лагеря потенциально на любых выборах может стать блокирующей для остальных партий. Поэтому не исключена возможность дальнейших попыток усиления политической роли религиозных партий.

Правительство начало процесс проведения целого ряда болезненных реформ, против любых попыток «размывания еврейского характера государства» путем усиления религиозного диктата в стране. Был представлен план реформирования судебной реформы и Верховного суда (БАГАЦа), целью которой было взять под контроль кабинета министров процесс назначения судей, что, в сущности, являлось попыткой подорвать независимость сильной судебной системы. Такая попытка израильским обществом справедливо была расценена как наступление на демократию, и встречена массовыми акции протеста.

Обострение палестино-израильского конфликта. Война в Газе

и позиции правительства Нетаньяху

Нерешенность палестинской проблемы является основной причиной военных обострений палестино-израильского противостояния и способствует тому, что конфликт периодически обостряется. Десятилетия оккупации Западного берега, сохраняющаяся блокада сектора Газа — те основные факторы «тлеющего» конфликта, готовые взорваться вспышками террористических атак и насилия. Повторяющиеся обстрелы со стороны Газы израильской территории и применяемая израильской армией концепция сдерживания в виде «карательных военных операций», дававших обычно «передышку» на 1—3 года, были неэффективными55.

Резкая эскалация палестино-израильского конфликта в октябре 2023 г. повлекла самые драматичные последствия как для израильской,

middleeasteye.net/news/israel-greatest-threat-breakdown-relations-west-inss (Проверено: 29.01. 2023).

54 Baroud R ."Why the Outrage? 'Jewish Power' Party is the New Norm in Israeli Politics" Доступ: https://arabamericannews.com/2019/03/09/why-the-outrage-jewish-power-party-is-the-new-norm-in-israeli-politics/ (Проверено:19.03.2019)

55 Sagir D. Deterrence is no substitute for policy. Доступ:https://blogs.timesofisrael. com/deterrence-is-no-substitute-for-policy. (Проверено: 31.10.2923).

так и для палестинской стороны. Ситуация в израильском обществе после внезапного нападения ХАМАСа на территорию Израиля остается катастрофической. В результате нападения погибло около 1200 человек на юге Израиля, а 240 человек были похищены в сектор Газа в качестве заложников. Несмотря на то, что еще рано говорить о долгосрочных последствиях атаки ХАМАС на Израиль 7 октября, она уже вошла в израильскую историю, как пример самого болезненного политического и военного провала израильского руководства по защите населения.

Очевидно, что для израильского общества — это коллективная травма56. Террористическое нападение ХАМАСа в какой-то степени связано с нарастанием острой политической борьбы в Израиле. Вполне возможно, что радикальная часть руководства ХАМАСа учитывало дополнительные возможности успеха своей операции именно за счет неразберихи во внутриполитической ситуации в самом Израиле.

Немедленно после заявления правительства о начале масштабной операции возмездия были заявлены основные военные цели в Газе: уничтожение режима ХАМАСа и разрушение его военного потенциала; удаление угрозы терроризма с территории сектора Газа; максимальные

усилия по возвращению заложников; защита государственных границ

57

и его граждан .

В предыдущие годы своего правления Нетаньяху всегда придерживался правила сохранения статус-кво на территориях Западного берега р. Иордан и в Газе, что вело к замораживанию конфликта и способствовало решению израильского руководства убрать проблемы урегулирования из региональной повестки дня. Эта ситуация оказалась под угрозой из-за правительственной политики поощрения расширения поселений на территориях, хотя было очевидно, что любой шаг по пути аннексии территорий или расширения там еврейских поселений может вызвать взрыв регионального масштаба и привести к резкой реакции международного сообщества.[Карасова, 2015:413—414]

В ходе войны со всей остротой обнаружились вновь обостряющиеся разногласия между правительством Нетаньяху и израильским обществом. Усиливалась критика в адрес главы кабинета министров, которого обвиняли в том, что он «проворонил» войну, в том, что он единственный, кто не признал себя виновным и попытался перевести вину на разведывательные организации (Шаббак и Аман) и армию (ЦАХАЛ). Руководство

5 Хлебникова Л.Р. Основные политические в Государстве Израиль. Доступ: https://rassiancouncil.ra/analytics-and-comments/analytics/osnovnye-vnutripoliticheskie-tendentsii-v-gosudarstve-izrail/ (Проверено: 7.11.2023)

57 Gat A. The Aims of the War in Gaza—and the Strategy for Achieving Them. Доступ: https://www.inss.org.il/publication/gaza-war-targets/#:~:text=The%20aims%20 of%20the%20war%20in%20Gaza%20as%20defined%20by,the%20release%20of%20 the%20hostages. (Проверено: 26.02.2024).

сил обороны и разведки публично признали свою ответственность за случившееся, и после войны их деятельность будет рассматриваться комиссиями, очевидно, многие из них уйдут в отставку. Нетаньяху, однако, не был готов взять на себя ответственность и пытался маневрировать, обещая ответить на вопрос о его персональной вине после войны. Он провозгласил долгую войну, что позволяет правительству оставаться у власти .

В израильском обществе есть консенсус по вопросу необходимости продолжать военную операцию, однако ее затягивание и беспрецедентно большое число погибших среди мирного населения Газы вызывают растущую негативную реакцию. Главная опасность неэффективности достижения заявленных целей, по мнению многих ведущих политических оппонентов премьер-министра и военных экспертов, исходит из позиций крайне правого состава нынешнего правительства59. Неспособность правительства выработать долгосрочную стратегию войны и определить наиболее эффективную тактику по достижению поставленных целей становится все более очевидной. Об этом открыто говорят члены израильского генералитета, входящие в созданный после начала войны состав экстренного кабинета безопасности, ведущие политические и военные эксперты60. Растущее недовольство в обществе происходит на фоне усиливающейся обеспокоенности граждан Израиля безуспешными попытками правительства освободить всех заложников, удерживаемых ХАМАС в секторе Газа.

В Израильском руководстве в настоящее время отвергается не только перспектива создания палестинского государства, но и возможность палестинского самоуправления в Газе. Премьер-министр также не спешит говорить о выводе израильских военных из Газы и о послевоенном будущем сектора. Израильское общество тревожит недоговороспособность своего руководства. Участились требования о немедленной замене премьер-министра, но Израиль — парламентская республика, и механизм

58 Ayalon A, Sher G, and Petruschka O. Why Netanyahu Must Go. After the War, Israel Will Need a Two-State Solution He Cannot Deliver. Доступ: https://www. foreignaffairs.com/israel/why-netanyahu-must-go?utm_medium=newsletters&utm_ source=fatoday&utm_campaign=AI%20Is%20Already%20at%20War&utm_ content=20231031&utm_term=FA%20Today%20-%20112017. (Проверено: 31.10. 2023).

59 The Victims of Bibi-ism, From Mount Meron to the Gaza Border. Haaretz Editorial. Доступ: https://www.haaretz.com/opinion/editorial/2024-03-07/ty-article-opinion/the-victims-of-bibi-ism-from-mount-meron-to-the-gaza-border/0000018e-1591-d792-a7be-3db1847e0000 (Проверено: 704. 2024).

60 Ayalon A, Sher G, and Petruschka O. Why Netanyahu Must Go. After the War, Israel Will Need a Two-State Solution He Cannot Deliver. Доступ: https://www. foreignaffairs.com/israel/why-netanyahu-must-go?utm_medium=newsletters&utm_ source=fatoday&utm_campaign=AI%20Is%20Already%20at%20War&utm_ content=20231031&utm_term=FA%20Today%20-%20112017. (Проверено: 31.10. 2023).

импичмента премьер-министра в политической системе государства не предусмотрен. Это требование означало бы проведение новых выборов, что невозможно в условиях войны61.

Планы будущего Газы после войны

Обостряются разногласия по проблеме будущего сектора Газа после не вполне определенных сроков окончания военных действий. Главой правительства для обсуждения в кабинете безопасности был представлен некий план, названный «День после». Нетаньяху категорически отрицает любую возможность продвижения идеи палестинского государства, что разрушает основной смысл сегодняшней стратегии Израиля: удаление ХАМАСа для создания новых возможностей решения палестинской проблемы. Он выступил против идеи управления Газой палестинской администрацией, считая, что Израиль будет полностью контролировать безопасность в этом секторе62. Один из вариантов плана Нетаньяху послевоенного решения проблемы Газы предусматривает также возможность управления этим сектором коалицией арабских государств. Однако арабское руководство отказывается выполнять эту роль и категорически отрицает любой ее вариант без палестинского участия или в случае повторной израильской оккупации этой территории63.

План вызвал серьезную критику со стороны некоторых членов кабинета безопасности и военных экспертов. Были высказаны мнения о его несостоятельности, поскольку, даже если все военные цели будут достигнуты — освобождение заложников, уничтожение военной инфраструктуры ХАМАСа и разгром его политического режима, — это не гарантирует восстановления порядка и стабильности в Газе. Нетаньяху предлагает сделать из сектора Газа отдельное от Западного берега территориальное образование, не допустить там, по его выражению, «ни Хамастана, ни Фатахстана»64. Однако идея возвращения Палестинской автономии к власти в Газе была бы оптимальным решением, тем более что ее разделяют арабские страны региона, которые планируется привлечь к воссоз-

61 Likud MK blasts immunity law for Netanyahu. By TOI staff Доступ: https:// www.timesofisrael.com/breaking-ranks-influential-likud-mk-blasts-immunity-law-for-netanyahu/?utm_source=Breaking+News&utm_campaign=breaking-news-2019-05-16-2077333&utm_medium=email (Проверено: 16.05. 2019).

62 Mythanna A. What is Israel's plan for the day after the war? Доступ: https://www. middleeastmonitor.com/20231220-what-is-israels-plan-for-the-day-after-the-war/ (Проверено:20.12.2023).

63 Mythanna A. What is Israel's plan for the day after the war? Доступ: https://www. middleeastmonitor.com/20231220-what-is-israels-plan-for-the-day-after-the-war/ (Проверено:20.12.2023).

64 Udi Dekel "The Day After" Hamas's Rule in Gaza: Time to Sober Up From the Illusions. Доступ: https://www.inss.org.il/publication/the-day-after-hamas/ (Провере-но:17.03.2024).

данию там инфраструктуры и экономики. Такое решение положительно оценивается и международным сообществом65.

Из-за своего неопределенного будущего Нетаньяху вынужден поддерживать антипалестинские заявления и планы своих министров — лидеров крайне правой религиозной сионистской партии и ультрарелигиозной партии — Бецалеля Смотрича и Итамара Бен-Гвира, которые оказывают давление на главу правительства, угрожая коалиционным кризисом и развалом правительства. Действия лидеров этих партий продолжают нагнетать обстановку в израильском обществе. Министр финансов Смотрич и министр национальной безопасности Бен-Гвир выдвинули план постоянного присутствия в Газе израильской армии, выселения всех жителей сектора66. Министры-религиозники призвали палестинских жителей Газы добровольно выехать в другие страны, пока Израиль не вытеснит боевиков ХАМАС. Смотрич считает этот вариант решения палестинского вопроса гуманитарным решением. Он настаивает, что после войны Израиль должен восстановить в Газе еврейские поселения, которые были в секторе до 2007 года, когда израильтяне в одностороннем порядке вывели оттуда все свои силы67.

Число альтернативных планов по будущему устройству Газы растет. Их авторы видят главное препятствие для выработки долгосрочного плана развития Газы в политике премьер-министра. Нетаньяху не может отойти от жесткой линии, поскольку боится разрушить свою коалицию и потерять электоральную поддержку со стороны своих ультраправых сторонников на грядущих выборах. «Этот человек, — подчеркивает аналитик Т. Фридланд, — воюет только за себя»68.

Нарастает международное давление на Израиль. Соединенные Штаты активно продвигают свои планы по послевоенному устройству Газы, отличающиеся от планов израильского руководства. США разрабатывают

65 Dekel U. "The Day After" Hamas's Rule in Gaza: Time to Sober Up From the Illusions. Доступ: https://www.inss.org.il/publication/the-day-after-hamas/ (Провере-но:17.03.2024).

66 Israel D. Smotrich's Revenge: Biden's Sanctions on Settlers Turned into Potential Collapse of PA Banking System. Доступ: https://www.jewishpress.com/news/business-economy/smotrichs-revenge-bidens-sanctions-on-settlers-turned-into-potential-collapse-of-pa-banking-system/2024/03/15/ (Проверено: 15.03.2024).

67 Smotrich hails Netanyahu for opposing Palestinian Authority's return to Gaza. Доступ: https://www.timesofisrael.com/liveblog-november-11-2023/?utm_ source=The+Daily+Edition&utm_campaign=daily-edition-2023-11-11&utm_ medium=email (Проверено: 11.11.2023).

68 Freedland J.There's only one way out of this Gaza war and Netanyahu is blocking it. Joe Biden must force him from power. Доступ: https://www.theguardian.com/ commentisfree/2023/dec/15/gaza-war-benjamin-netanyahu-joe-biden-israel-us (Проверено: 15.12. 2023). Robertson N. Netanyahu says Israel opposes Palestinian Authority in Gaza after war. Доступ: https://thehill.com/policy/defense/4305628-netanyahu-israel-opposes-palestinian-authority-gaza/ (Проверено: 11.11.2023).

варианты будущего сектора Газа после победы над ХАМАС. Существует план привлечения ООН и вариант контроля местными странами с внешним контролем странами НАТО. Однако президент Джо Байден считает, что введение даже небольшого контингента американских войск в сектор может оказаться политически рискованным. Еще один вариант предусматривает контроль над сектором Газа проамериканскими странами региона — Саудовской Аравией или ОАЭ. Представители администрации Байдена указывают на необходимость в дальнейшем перейти к переговорам о создании палестинского государства. Главная цель любого из этих вариантов — не дать ХАМАС вновь получить власть в секторе Газа69.

Заключение

Подобная беспрецедентная в израильской истории ситуация и явный политический тупик, в котором оказалась партийно-политическая система Израиля, несомненно, требует постановки вопросов о будущей судьбе израильского парламентаризма. После начала войны в Газе ситуация в государстве и израильское общество изменились. Понятно, что по окончании военных действий стране потребуются серьёзные политические трансформации. Возможны серьёзные перемены не только внутри Израиля, но и в регионе в целом, где могут серьезно измениться отношения Израиля с рядом арабских государств, связанных с ним в рамках «договоренностей Авраама».

Большое значение будут иметь репутационные потери Израиля, которого мировое общественное мнение обвиняет в военных действиях, приведших к многотысячным жертвам мирных граждан Газы и обострению гуманитарной катастрофы в секторе. Внутреннее и внешнее напряжение государства развивается на фоне неуклонного поправения правительственного курса. Трудно представить, что крайне правое правительство примет одобренное всем мировым сообществом положение, что мирное соглашение палестино-израильского конфликта должно базироваться на решении о двух государствах между р. Иордан и Средиземным морем: Государства Израиль и Палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа. Поэтому в настоящее время наименее вероятным представляется вариант скорого развития мирного процесса.

Список литературы

Карасова Т.А. Демократическая форма власти и политическая система Израиля. — Demokraticheskaya forma vlasti i politicheskaya sistema Izrailya. Сборник научных статей: «Израиль в современном мире» /Институт

9 Rabinovich I. Biden and Netanyahu: A crisis in perspective. Доступ: https://www. brookings.edu/articles/biden-and-netanyahu-a-crisis-in-perspective/ (Проверено: 2.04.2024). Пылев А. Три варианта будущего Газы: что готовят Палестине США и Израиль Доступ: https://bloknot.ru/v-mire/tri-varianta-budushhego-gazy-chto-gotovyat-palestine-ssha-i-izrail-1192220.html (Проверено: 2.22.2023).

востоковедения РАН (отв. ред. Карасова Т.А.). — М.: Издательство «Риал-текст», 2009. 288 с.

Карасова Т.А., Ханин З. «Израильский парламентаризм в XXI в.: электоральный сбой или кризис системы?» — izrailskij-parlamentarizm-v-hkhi-v-ehlektoralnyj-sboj-ili-krizis-sistemy «Восток» (Orient"), 2022, №3.

Карасова Т.А. Израиль и США. Основные этапы становления стратегического партнерства 1948—2014. — izrail-i-ssha-osnovnye-ehtapy-stanovleniya-strategicheskogo-partnerstva-1948-2014. — М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. 464 с.

Туран И. Либеральная демократия и ветер перемен. — liberalnaya-demokratiya-i-veter-peremen // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 2. Доступ: https://globalaffairs.ru/articles/demokratiya-i-veter/ №2, 2023

Пылев А. Три варианта будущего Газы: что готовят Палестине США и Израиль — tri-varianta-budushchego-gazy-chto-gotovyat-palestine-ssha-i-izrail Доступ: https://bloknot.ru/v-mire/tri-varianta-budushhego-gazy-chto-gotovyat-palestine-ssha-i-izrail-1192220.html (Проверено: 2.22.2023).

Ханин З. Партийно-клановые структуры власти современного Израиля. Опыт типологии. — Partijno-klanovye struktury vlasti sovremennogo Izrailya. Opyt tipologii. Новые элиты Израиля (ред Бен-Рафаэль Э., Ной-бергер Б.и др.) 2007— novye-ehlity-izrailya — /Хроники Иерусалима: Дом Бялика. Доступ: http://gazeta.rjews.net/hanin51.shtml

Хлебникова Л.Р. Основные политические в Государстве Израиль.-osnovnye-politicheskie-v-gosudarstve-izrail Доступ: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/osnovnye-vnutripoliticheskie-tendentsii-v-gosudarstve-izrail/ (Проверено: 7.11.2023).

Эпштейн А.Д. Израиль: особенности структуры и функционирования третьего правительства Б. Нетаньяху.- izrail-osobennosti-struktury-i-funkcionirovaniya-tretego-pravitelstva-b-netanyahu Доступ: http://www.nmes. ru/?p=17366 (Проверено: 29.04.2013).

Ayalon A, Sher G, and Petruschka O. Why Netanyahu Must Go. After the War, Israel Will Need a Two-State Solution He Cannot Deliver. Доступ: https://www.foreignaffairs.com/israel/why-netanyahu-must-go?utm_ medium=newsletters&utm_source=fatoday&utm_campaign=AI%20Is%20 Already%20at%20War&utm_content=20231031&utm_term=FA%20 Today%20-%20112017. (Проверено: 31.10. 2023).

Baroud R ."Why the Outrage? 'Jewish Power' Party is the New Norm in Israeli Politics" Доступ: https://arabamericannews.com/2019/03/09/why-the-outrage-jewish-power-party-is-the-new-norm-in-israeli-politics/ (Провере-но:19.03.2019).

Dekel U. "The Day After" Hamas's Rule in Gaza: Time to Sober Up From the Illusions. Доступ: https://www.inss.org.il/publication/the-day-after-hamas/ (Проверено:17.03.2024).

Israel's greatest threat in 2023 is 'breakdown of relations with West': Report. Доступ: https://www.middleeasteye.net/news/israel-greatest-threat-breakdown-relations-west-inss. (Проверено: 29.01.2023).

Freedland J.There's only one way out of this Gaza war and Netanyahu is blocking it. Joe Biden must force him from power. https://www.theguardian. com/commentisfree/2023/dec/15/gaza-war-benjamin-netanyahu-joe-biden-israel-us (Проверено: 15.12. 2023).

Israel D. Smotrich's Revenge: Biden's Sanctions on Settlers Turned into Potential Collapse of PA Banking System. Доступ: https://www.jewishpress. com/news/business-economy/smotrichs-revenge-bidens-sanctions-on-settlers-turned-into-potential-collapse-of-pa-banking-system/2024/03/15/ (Проверено: 15.03. 2024).

Gat A. The Aims of the War in Gaza—and the Strategy for Achieving Them. Доступ: https://www.inss.org.il/publication/gaza-war-targets/#:~:text=The%20 aims%20of%20the%20war%20in%20Gaza%20as%20defined%20by,the%20 release%20of%20the%20hostages. (Проверено: 26.02.2024).

Likud MK blasts immunity law for Netanyahu. By TOI STAFF Доступ: https://www.timesofisrael.com/breaking-ranks-influential-likud-mk-blasts-immunity-law-for-netanyahu/?utm_source=Breaking+News&utm_ campaign=breaking-news-2019-05-16-2077333&utm_medium=email (Проверено: 16.05. 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Medding P. 1990. The Formation of Israeli Democracy, 1948—1967. — New York: Oxford university press.

Moi'si D. Isreal: Four Elections Later, Deadlock Yet Again. Доступ: https://www.institutmontaigne.org/en/expressions/israel-four-elections-later-deadlocked-yet-again (Проверено: 21.10.2022).

Mythanna A. What is Israel's plan for the day after the war? Доступ: https:// www.middleeastmonitor.com/20231220-what-is-israels-plan-for-the-day-after-the-war/ (Проверено: 20.12.2023).

Rabinovich I. Biden and Netanyahu: A crisis in perspective. Доступ: https:// www.brookings.edu/articles/biden-and-netanyahu-a-crisis-in-perspective/ (Проверено: 2.04.2024).

Robertson N. Netanyahu says Israel opposes Palestinian Authority in Gaza after war. Доступ: https://thehill.com/policy/defense/4305628-netanyahu-israel-opposes-palestinian-authority-gaza/ (проверено: 11.11.230).

Sagir D. Deterrence is no substitute for policy. Доступ:https://blogs. timesofisrael.com/deterrence-is-no-substitute-for-policy. (Проверено: 31.10.2923).

Smooha S. 1999. Existing and Alternative Policy Towards the Arab in Israel. Israel Studies. Vol.4, Issue2,1999.

Smotrich hails Netanyahu for opposing Palestinian Authority's return to Gaza. Доступ: https://www.timesofisrael.com/liveblog-november-11-2023/?utm_ source=The+Daily+Edition&utm_campaign=daily-edition-2023-11-11&utm_medium=email (Проверено: 11.11.2023).

The Victims of Bibi-ism, From Mount Meron to the Gaza Border. Haaretz Editorial. Доступ: https://www.haaretz.com/opinion/editorial/2024-03-07/ ty-article-opinion/the-victims-of-bibi-ism-from-mount-meron-to-the-gaza-border/0000018e-1591-d792-a7be-3db1847e0000 (Проверено: 704. 2024).

KARASOVA Tatyana Anisimovna, Cand. Sci. (Hist.), Leading Research Fellow at the Department of Israel and Jewish Communities of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia — ORCID 0000-0002-0245-5960; karasovat@list.ru

FEATURES OF ISRAELI PARLIAMENTARISM

Abstract. State system of Israel is a parliamentary republic where all branches of power - the legislative- unicameral Parliament (Knesset), the executive (Government) and the judicial are actively operating. The State of Israel established in 1948 as a product of a national-political idea and the nationalist Zionist movement exists in an environment of constant ethnopolitical conflict. As a result this has a significant impact effects the nature of the state democracy, influences Israeli internal and foreign policy. During the last decades Israel political system increasingly characterized as a crisis. Consequently the governmental instability problems are becoming more and more pressing which leading to endless early parliamentary elections. This reflects the growing crisis of political state system in Israel. Crisis phenomena have manifested themselves with particular force after sharp exacerbation of Palestinian -Israeli conflict in Gaza in October 2023. Key Words: Israel, political system, power branches, party system, war in Gaza

ДОЛГОВ Борис Васильевич — доктор исторических наук (07.00.03 — Всеобщая история (Новое и новейшее время)), ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований ФГБУН Института востоковедения РАН; ведущий научный сотрудник Отдела Европы и Америки Института научной информации по общественным наукам РАН. Адрес: Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12. Институт востоковедения РАН. Тел.: (8-495) 621-18-84; e-mail: info@ivran.ru

10.56700/p0759-9715-8304-s

проблемы парламентаризма в странах арабского востока

Аннотация. В статье рассматривается становление парламентаризма в наиболее значимых странах Арабского Востока. Особое внимание уделено анализу развития парламентских систем в арабских странах в сложный период «арабской весны» и ее последствий. В заключение подтверждается, что Арабский Восток, несмотря на внутренние проблемы и попытки внешнего давления, показал пример формирования парламентских систем на основе демократических достижений парламентаризма в мире и своих цивилизационных особенностей, отражающих стремление арабских обществ к созданию нового миропорядка на принципах многополярности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.