_РЕГИОН КРУПНЫМ ПЛАНОМ ..._
УДК 373.5.67:7.02:376
Краснова Наталья Николаевна
Аспирант лаборатории эстетического воспитания Института проблем образования НАПН Украины, natalka.krasnova@gmail.com, Луганск, Украина
особенности изобразительной деятельности в специализированных общеобразовательных школах художественного профиля украины
Аннотация. В статье анализируются особенности изобразительной деятельности в специализированных общеобразовательных школах художественного профиля Украины. Цель статьи - выяснить в какой мере художественная деятельность в специализированных общеобразовательных школах художественного профиля способствует продуктивному мироотображеннию. Отмечается, что каждый вид изобразительного искусства влияет на мироотображение учащихся, но только благодаря углубленному и комплексному изучению всех его видов (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства и др.) отображение действительности проходит в наглядных образах, воспроизводящих объективно существующие свойства реального мира (объем, цвет, пространственность, материальную форму предмета и т.д.). Все это становится возможным в условиях учебно-воспитательной системы специализированных общеобразовательных школ художественного профиля, которые обеспечивают полное среднее образование и художественную (изобразительную) допрофессиональную подготовку учащихся в процессе изучения профильных предметов, факультативных курсов и курсов по выбору, имеющих мощный потенциал для формирования мироотображения. Особенностями изобразительной деятельности учащихся в названных заведениях являются: углубленное и комплексное изучение различных видов изобразительного искусства, привлечение учащихся к участию в творческих проектах разного уровня, что позволяет знакомиться с различным видением мира художниками и обогащать свое мировосприятие, результатом чего является создание собственных художественных образов как отражения мира.
Ключевые слова: специализированные общеобразовательные школы художественного профиля, мироотображение школьников в процессе изобразительной деятельности.
Krasnova Natalia Nikolaevna
Postgraduate student of the laboratory of esthetic education of the Institute of problems of education of the academy ofpedagogical sciences of Ukraine, natalka.krasnova@gmail.com, Lugansk, Ukraine
peculiarities of figurative activity at comprehensive specialized artistic schools of ukraine
Abstract. Peculiarities of figurative activity at Ukrainian comprehensive and specialized artistic schools are reviewed in this article. The aim of the article is to find out how figurative activity at specialized and artistic schools promotes students' productive worldwide reflection. It is noted that each kind of art influences on students' worldwide reflection, but only thanks to deep and complex study of all its forms (graphic, art, painting, decorative and applied arts, etc) it takes place in reality representation of visual images that reproduce objectively existing properties of the real world (volume, colour, spatial, material and shape of an abject, etc). All this becomes possible in the conditions of teaching and educational system of specialized comprehensive schools of an art profile which provide senior secondary education and art (graphic) preprofessional preparation of pupils in the course of studying of profile subjects, facultative courses and the elective courses having powerful potential for formation of a worldwide reflection features of graphic activity of pupils in the called institutions are: profound and complex studying of different types of the fine arts, involvement of pupils to participation in creative projects of different level that allows to get acquainted with various vision of the world by artists and to enrich the attitude, result of that is creation of own artistic images as world reflections.
Keywords: specialized comprehensive schools of an art profile, mirootobrazheniye of school students in the course of graphic activity.
Современное образование в Украине имеет мировоззренческую направленность, что позволяет формировать мироотображение личности. Анализ научной и методической литературы свидетельствует, что мироотображение, присутствует в каждом из уровней активного освоения мира: мироощущении (И. Карпенко, В. Нестеренко, О. Рудницкая), мировосприятии (Ю. Кулюткин, А. Леонтьев, О. Рудницкая, С. Тарасова), миропонимании (А. Кузьминский, В. Нестеренко) миротолковании (М. Мостепаненко), миро-деянии (А. Белых, А. Дронова, А. Леонтьев, О. Рудницкая, К. Шуртаков), миропреобра-зовании (А. Кузьминский, М. Мостепаненко, О. Рудницкая). Однако, несмотря на существующие работы в русле проблемы мировоззрения и его компонентов, формирование мироотображення у учащихся 5-7 классов в процессе создания художественных образов, практически не исследованы.
Таким образом, мироотображение - это целостная система процессов рационального и эмоционального воспроизведения объектов внешнего мира, которая находит выражение во внешних результатах (продукты деятельности) и внутренних проявлениях (чувства, состояния, качества и др.). Отражая предметы (объекты) внешнего мира, личность направляется от его мироощущения, мировосприятия через мироосмыс-ление, миротолкование к миродеянию, т.е. преобразовательной и созидательной деятельности. Такой механизм не противоречит сущности процесса создания образов и в художественной деятельности, в частности изобразительной, когда личность воспринимает образы мира, перерабатывает их и воспроизводит (создает), используя различные художественные средства, например, средства изобразительного искусства. Цель статьи - выяснить в какой мере художественная деятельность в специализированных общеобразовательных школах художественного профиля способствует продуктивному мироотображеннию.
Значимость изобразительной деятельности в формировании гармонично развитой личности отмечали искусствоведы, психологи, педагоги (Л. Выготский, Н. Ветлуги-на, Т. Казакова, Т. Комарова, С. Коновец, Е. Рожкова и др.). Исследователи отмечают, что изобразительная деятельность являет-
ся специфическим способом отображения действительности в визуальных образах на двух уровнях отображения: на уровне объективного воспроизведения и на символическом уровне (превращение абстрактных идей (понятий) в чувственные образы и поиск художественной формы для воплощения чувственного образа). Изобразительной деятельностью учащиеся занимаются в предметном курсе в общеобразовательной школе, однако в условиях специализированного общеобразовательного учебного заведения она имеет свою специфику. Рассмотрим ее особенности в таких типах учебных заведений.
За последние 10 лет в Украине расширилась сеть общеобразовательных учебных заведений за счет реструктуризации учебного процесса и определены направления индивидуализации и дифференциации обучения: по содержанию образования (общеобразовательное и профильное обучение), по способностям и творческими возможностями (углубленное изучение, индивидуальные программы), по интересами и наклонностями (факультативы, кружки, секции, научно-технические общества), по индивидуальным стилям обучения (разный темп обучения, выбор методов обучения). Важное место в осуществлении профилизации обучения отводится школам нового типа, среди которых - специализированная школа, общеобразовательное учебное заведение ЫП ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов, что позволяет обеспечить целостную образовательную модель профильной школы которая охватывает все звенья учебного процесса и состоит из начальной профилизации (начальные классы), допрофильного обучения (5-9-е классы), профильного обучения (10-11-е классы) [1]. Такие школы предоставляют учащимся возможность специализироваться в отдельных областях знаний и овладевать их содержанием на более высоком уровне владения предметом [2, с.70].
В Украине сегодня существуют специализированные общеобразовательные учебные заведения естественно-математического, технологического, филологического, общественно-гуманитарного, спортивного и художественно-эстетического профиля. Специфика нашего исследования требует сосредоточиться на специализированных об-
щеобразовательных школах художественно-эстетического направления (музыкального, изобразительного, актерского, вокального и хореографического профиля), предусматривающие выбор учениками такого образовательного маршрута, который позволил бы успешно овладеть средствами воздействия на предмет деятельности - художественные образы [3].
Художественная деятельность в специализированных школах художественного профиля имеет свои отличительные особенности: целостная система включает изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных; в соответствии с наклонностями и задатками, учащиеся специализируются в отдельных отраслях художественно-творческих знаний; овладевают их содержанием на более высоком уровне владения предметом. Внедрение в школьную практику всех видов изобразительного искусства позволяет расширить ассоциативные представления учащихся, выполнить комплексную функцию в развитии сенсорной, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, обогатить их субъективное мировосприятие, мироощущение и как следствие - мироото-браженние. Всему этому подростки учатся в процессе освоения профильных предметов (живопись, рисунок, композиция, лепка), факультативных курсов и курсов по выбору (декоративно-прикладное искусство, дизайн, история изобразительного искусства, цветоведение, художественная фотография, конструирование, бумагопластика, черчение), что позволяет отображать действительность в наглядных образах, воспроизводящих объективно существующие свойства реального мира (объем, цвет, простран-ственность, материальную форму предмета, световоздушную среду и т.д.). Разнообразие изучаемых видов и жанров изобразительного искусства, художественных произведений (на занятиях, в музеях), создают условия для предоставления подросткам большого количества высокохудожественных образцов для восприятия и отображения образов мира, взаимодействия в диалоге «человек - мир», «человек - природа», «человек - человек».
Специфика существования в специали-
зированных школах художественного профиля распределения всех видов визуальных искусств по отдельным учебным дисциплинам (рисунок, живопись, композиция, лепка, дизайн и т.д.) предполагает наличие парциальных (специализированных) программ по профильным предметам и курсам по выбору. В отличие от программ для общеобразовательных школ, которые предусматривают лишь ознакомление с различными видами изобразительного искусства, парциальные направленные на углубленное изучение определенного вида изобразительной деятельности.
Украинскими учеными и педагогами представлены парциальные программы профильных предметов, курсов по выбору и факультативов: «Живопись, 1 - 12 классы» (авторы - В. Ружицкий, В. Власова); «Композиция, 5 - 9 классы» (авторы - Т. Рубля, Л. Фесенко); «Композиция, 10 - 11 классы» (автор - А. Калиниченко); «Композиция, 5 - 12 классы» (автор - В. Туляев); «Декоративно-прикладное искусство, 1 - 12 классы» (авторы - Л. Бычкова, А. Кушниренко), которые представляют авторские подходы к преподаванию художественных дисциплин и рассчитаны на различную продолжительность изучения курсов. Такая вариативность позволяет педагогу выбрать программу в соответствии с собственными взглядами, предпочтениями и возможностями учащихся.
Важную роль в учебно-воспитательном процесе школы художественного профиля играет связь урочной (учебных курсов) и внеурочной деятельности, где освоенные компетентности реализуются в разнообразном художественном творчестве (выставки, конкурсы, фестивали), что предусматривает развитие умений школьников воспринимать, чувствовать, перерабатывать и воспроизводить информацию, оперировать образами, отображать, создавать новое, т.е. овладевать изобразительной деятельностью.
Поскольку изобразительная деятельность - это выражение отношения к миру, то большое внимание уделяется художественному продукту (рисунку) как результату и проявлению этого отношения. Рисунок как факт отображения мира способен передавать тонкие нюансы мировоззрения, миропонимания, мироощущения: от непосредственного отображения того, что видим и того,
что знаем о мире, к глубинному смысловому выражению себя, своего отношения к миру и того, каким его хотим видеть. Следовательно, рисунок является не только способом отображения общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений, но и фактом самовыражения. Таким образом, участие в художественных проектах (художественных выставках, конкурсах и т.д), которое практикуется в специализированных учебных заведениях, имеет мощное влияние на формирование познавательного компонента мироотображення (понимать мир (природу, людей, себя), овладевать содержанием событий и явлений окружающей действительности), и деятельностного (уметь презентовать себя и результаты собственного творчества в процессе изобразительной деятельности).
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в специализированных общеобразовательных школах художественного профиля, общеобразовательных учебных заведениях 1-Ш ступеней, осуществляется полное среднее образование и профильная художественная (изобразительная) допро-фессиональная подготовка учащихся, художественная деятельность имеет свои особенности: углубленно изучаются различные виды изобразительного искусства. (Это реализуется расширенным составом учебных курсов - живопись, рисунок, композиция,
декоративно-прикладное искусство, лепка, дизайн и их содержательным наполнением и позволяет учащимся овладевать понятиями и художественнями техниками, необходимыми для изобразительного творчества); участие школьников в творческих проектах различного уровня - региональные, все-украинские, международные олимпиады, конкурсы, выставки позволяет знакомиться с различным видением мира художниками и обогащать свое мировосприятие, дает «пищу» для мироосмысления, результатом чего является создание собственных художественных образов как отражения мира природы, людей и себя.
Библиографический список
1. Положение об общеобразовательном учебном заведении [Электронный ресурс]: Постановление Каб. Министров Украины от 14 июн. 2000 г. № 964. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov. ua/laws/show/964-2000-п. - Название с экрана. -(дата обращения: 23.03.13).
2. Педагогический глоссарий / сост. В. Волка-нова. - М.: Шк. мир, 2011. - 128 с.
3. О Концепции становления сети средних учебных заведений для развития творческой одаренности: решение коллегии М-ва образования Украины от 26.06.96 г. № 9/5-4: докладная записка о концепции становления сети среди. закл. образования для развития творческой одаренности // Информ. сб. М-ва образования Украины. -1996. - № 17/18. - С. 48-64.