Научная статья на тему 'Особенности изменения функционального состояния девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги'

Особенности изменения функционального состояния девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВУШКИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ХАТХА-ЙОГА / АСАНЫ / СТАТОДИНАМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / GIRLS / RESEARCH / HATHA YOGA / ASANAS / STATODYNAMIC COMPLEXES / FUNCTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Батталова Оксана Александровна, Маринович Маргарита Александровна

В настоящей статье представлены результаты исследования влияния занятий гимнастическими упражнениями на функциональное состояние девушек. Экспериментальные исследования, в которых приняли участие 33 девушки 16-летнего возраста, проводились в пос. Венцы Гулькевичского района Краснодарского края на базе МБОУ СОШ № 13 в течение 9 месяцев. В экспериментальные занятия с девушками были включены: дыхательные упражнения, асаны, статодинамические комплексы гимнастических упражнений. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики занятий гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги с девушками и выявили положительный прирост во всех исследуемых показателях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Трофимова Ольга Сергеевна, Батталова Оксана Александровна, Маринович Маргарита Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of change of functional state of girls exercising gymnastic exercises with hatha yoga elements

This article presents the results of the study of the influence of gymnastic exercises on the functional state of the girls. Experimental studies in which 33 girls aged 16 years old took part were carried out in the village Ventsy of the Gulkevichsky district of the Krasnodar region on the basis of the school № 13 MBOU GES for 9 months. In the experimental classes with the girls there were included: the breathing exercises, asanas, statodynamic complexes of gymnastic exercises. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the developed methods of gymnastic exercises with the elements of hatha yoga with the girls and revealed positive increase in all the studied indicators.

Текст научной работы на тему «Особенности изменения функционального состояния девушек, занимающихся гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги»

REFERENCES

1. Ivanitcsky, M. (1985), Human anatomy (including the basics of dynamic and sports morphology): textbook, Physical culture and sport, Moscow.

2. Sergienko, l. (2013), Sport selection: theory and practice, Soviet sport, Moscow.

3. Issurin, V. (2017), Sport gift: prognosis and realization, Sport, Moscow.

4. Kuramshin, Yu. (2017), Theory and method of physical education, Soviet sport, Moscow.

5. Guba, V. (2008), Theory and practice of sport selection and early orientation in sport events, Soviet sport, Moscow.

6. Timakova, T. (2018), Sport selection factors or who will become Olympic champion, Sport, Moscow.

Контактная информация: v.terekhin@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 26.07.2019

УДК 796.035

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕВУШЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ С

ЭЛЕМЕНТАМИ ХАТХА-ЙОГИ

Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Александровна Батталова, магистрант, Маргарита Александровна Маринович, магистрант, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар

Аннотация

В настоящей статье представлены результаты исследования влияния занятий гимнастическими упражнениями на функциональное состояние девушек. Экспериментальные исследования, в которых приняли участие 33 девушки 16-летнего возраста, проводились в пос. Венцы Гулькевичского района Краснодарского края на базе МБОУ СОШ № 13 в течение 9 месяцев. В экспериментальные занятия с девушками были включены: дыхательные упражнения, асаны, статодинамические комплексы гимнастических упражнений. Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной методики занятий гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги с девушками и выявили положительный прирост во всех исследуемых показателях.

Ключевые слова: девушки; исследование; хатха-йога; асаны; статодинамические комплексы; функциональное состояние.

FEATURES OF CHANGE OF FUNCTIONAL STATE OF GIRLS EXERCISING GYMNASTIC EXERCISES WITH HATHA YOGA ELEMENTS

Olga Sergeevna Trofimova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oksana Alexandrovna Battalova, the master student, Margarita Alexandrovna Marinovich, the master student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

This article presents the results of the study of the influence of gymnastic exercises on the functional state of the girls. Experimental studies in which 33 girls aged 16 years old took part were carried out in the village Ventsy of the Gulkevichsky district of the Krasnodar region on the basis of the school № 13 MBOU GES for 9 months. In the experimental classes with the girls there were included: the breathing exercises, asanas, statodynamic complexes of gymnastic exercises. The results of the pedagogical experiment confirmed the effectiveness of the developed methods of gymnastic exercises with the elements of hatha yoga with the girls and revealed positive increase in all the studied indicators.

Keywords: girls, research, hatha yoga, asanas, statodynamic complexes, functional condition.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации процесс обучения в старших классах образовательной организации характеризуется преимущественно умственным трудом, а система физического воспитания школьников практически неизменна. Известно, что работоспособность и уровень здоровья старшеклассников должны соответствовать весьма многообразным интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам учеников. Тем не менее, как показывает многолетний опыт работы учителей физической культуры, подтверждения многих исследователей (С.П. Аршинник, 2017, А.С. Клименко, 2018 и др.), в последнее время наблюдается тенденция снижения уровня здоровья школьников, уровень физической подготовленности и их двигательная активность.

Во время учебной деятельности девушки особенно восприимчивы к нервнопсихи-ческим перегрузкам, которые приводят к умственной перегрузке. Кроме того, много времени они посвящают изучению учебного материала (О.Н. Бацина, 2007; Е.И. Ончукова, 2018). В связи с этим было отдано предпочтение в пользу использования упражнений нетрадиционных оздоровительных систем на занятиях физической культурой с девушками, учитывая тот факт, что нетрадиционные оздоровительные средства вызывают интерес у населения, и, в частности, у молодежи и нуждаются в адаптации в отечественной системе образования (Л.С. Дворкин, 2016).

Вместе с тем, анализ научно-методической литературы свидетельствует о малом количестве исследований, посвященных использованию нетрадиционных средств, и в том числе отсутствуют работы, где в качестве основного средства физического воспитания используют гимнастические упражнения с элементами хатха-йоги. Это, по нашему мнению, является очевидной актуальностью исследования, направленного на обоснование условий повышения эффективности физической подготовки девушек в условиях образовательной организации на основе использования гимнастических упражнений с элементами хатха -йоги.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментальные исследования проводились в пос. Венцы Гулькевичского района Краснодарского края на базе МБОУ СОШ № 13 в течение 9 месяцев. В педагогическом эксперименте приняли участие девушки 16 лет, разделенные на две группы - контрольную (16) и экспериментальную (17).

Девушки экспериментальной группы занимались по разработанной методике занятий гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги, девушки контрольной группы занимались по стандартной программе физического воспитания, включающей упражнения общеразвивающего характера - легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки, спортивные игры.

В экспериментальные занятия с девушками были включены: дыхательные упражнения, асаны, статодинамические комплексы гимнастических упражнений. Обучение технике асан начиналось с первых занятий, каждую асану девушки удерживали на протяжении 4-8 вдохов - выдохов в одном подходе. Способы обучения использовались как раздельный, так и поточный, применяемый в статодинамических комплексах, организованный с целью согласования асан и соединяющих их движений с ритмом дыхания.

Практическое экспериментальное занятие гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги состояло из трех частей - разминки, основной части и заключительной. Занятия в экспериментальной группе проводились три раза в неделю, продолжительностью 45 минут (таблица 1).

Рекомендацией для девушек было выполнять все гимнастические упражнения с элементами хатха-йоги с максимальной концентрацией внимания на выполняемых действиях и придерживаться внутренних ощущений.

Таблица 1 - Структура и содержание построения занятия в экспериментальной группе

ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЕ

1. Разминка 15% 10 мин Организационные мероприятия, общеразвивающие упражнения, предварительный стретчинг, ходьба и бег.

2. Основная 75% 30 мин Дыхательные упражнения «полное дыхание» и «пранаямы»: Анулома Вилома, Самавритти пранаяма, Капалабхати и Бхастрика пранаямы, асаны, статодинамические комплексы гимнастических упражнений.

3. Заключительная 10% 5 мин Психорегулирующие упражнения, релаксация, упражнения на восстановление дыхания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

До начала и по окончании педагогического исследования проводилось тестирование уровня функционального состояния девушек экспериментальной и контрольной групп. На начало эксперимента нами не отмечена в изучаемых показателях статистическая достоверность различий между средними величинами функционального состояния девушек обеих групп, только за исключением пробы Штанге (Р <0,05). За период экспериментальной работы оценка функциональных показателей в экспериментальной группе показала положительные изменения (таблица 2).

Таблица 2 - Показатели функционального состояния девушек контрольной и экспериментальной групп за период педагогического эксперимента

Показатели Этап Экспериментальная группа (п = 17) Контрольная группа (П = 16) Р между группами

М±ш Р М±ш Р

Индекс Гарвардского степ-теста 1 33±0,5 <0,001 34±0,7 <0,001 >0,05

2 48±0,7 41±0,8 <0,001

ЧД в покое, кол-во/мин 1 16±0,4 <0,001 17±0,3 <0,05 >0,05

2 14±0,3 16±0,4 <0,01

Жизненный индекс, мл/кг 1 48±1 <0,001 47±1,1 <0,001 >0,05

2 58±0,9 52±0,9 <0,001

Проба Штанге, с 1 45,5±1,2 <0,001 41,9±1 <0,01 <0,05

2 55,2±1,2 48,3±1,2 <0,001

Проба Генчи, с 1 31,1±0,9 <0,001 30,9±0,9 >0,05 >0,05

2 36,9±1,1 31,6±1,2 <0,01

В целом у девушек экспериментальной группы существенно улучшились все функциональные показатели (Р <0,001). Наибольший прирост зафиксирован в показателе индекса Гарвардского степ-теста - 50,9%, далее в пробе Штанге (задержка дыхания на вдохе) - 22,8%, жизненном индексе - 19,1%, пробе Генчи (задержка дыхания на выдохе) - 18,3%, частота дыхания уменьшилась на 12,7%. На улучшение показателей занимающихся девушек, по нашему мнению, повлияли именно дыхательные упражнения из хатха-йоги. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что совершенствование выносливости и работоспособности происходит за счет продолжительности упражнения, а в экспериментальной группе на занятиях гимнастическими упражнениями с элементами хатха-йоги непрерывное воздействие физической нагрузки на организм девушек было основано на выполнении асан поточным способом в течение продолжительного времени.

У девушек из контрольной группы также отмечены положительные изменения практически во всех функциональных показателях, за исключением результатов в пробе Генчи, что не способствовало появлению достоверности различий между начальными и итоговыми результатами (Р >0,05).

ВЫВОДЫ

В целом, подводя итог, можно сделать заключение, что занятия по экспериментальной методике положительно воздействуют на функциональное состояние занимающихся,

что выявлено в достоверном увеличении их результатов. Результаты данного педагогического эксперимента позволяют с высокой степенью достоверности оценить влияние разработанной методики на уровень функциональной подготовленности девушек 16 лет и подтвердить целесообразность её использования в процессе их физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приоритеты детей школьного возраста при формировании программы испытаний комплекса ГТО / С.П. Аршинник, О.Н. Костюкова, А.И. Тесля, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 7-12.

2. Дворкин, Л.С. Влияние занятий хатха-йогой на функциональное и физическое состояние пожилых людей / Л.С. Дворкин, Е.И. Ончукова, М.В. Одегнал // Культура физическая и здоровье. -2016. - № 5 (60). - С. 64-70.

3. Бацина, О.Н. Формирование культуры здоровья девушек старшеклассниц в системе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Бацина О.Н. - Чайковский, 2007. - 193 с.

4. Клименко, А.С. Формирование основ здорового образа жизни у школьников средствами физкультурно-оздоровительных технологий / А.С. Клименко, И.В. Тихонова // Тезисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов южного федерального округа. - Краснодар, 2018. - С. 81-82.

5. Ончукова, Е.И. Использование рекреационных занятий функциональной тренировкой с учащимися 16-17 лет для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2018. - № 1. - С. 182-183.

REFERENCES

1. Arshinnik, S.P., Kostyukova, O.N., Teslya, A.I. and Tkhorev, V.I. (2017), "Priorities of schoolchildren in the formation of the testing program of the GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (147), pp. 7-12.

2. Dvorkin, L.S., Onchukova, E.I. and Ognegal, M.V (2016), "The effect of hatha yoga classes on the functional and physical condition of the elderly", Physical Culture and Health, No. 5 (60), 2016, pp. 64-70.

3. Batsina, O.N. (2007), The formation of a health culture of girls of high school students in the system of physical education, dissertation, Tchaikovsky.

4. Klimenko, A.S. and Tikhonova, I.V (2018), "Formation of the basics of a healthy lifestyle in schoolchildren by means of sports and fitness technologies", Abstracts of the XLV scientific conference of students and young scientists of higher educational institutions of the Southern federal district, Krasnodar. 81-82.

5. Onchukova, E.I. and Trofimova, O.S. (2018), "The use of recreational classes in functional training with students aged 16-17 to prepare for passing the standards of the GTO complex", Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 182-183.

Контактная информация: votrofim@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.08.2019

УДК 796.035

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ АКВААЭРОБИКОЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ЕДИНОБОРСТВ ДЛЯ ЖЕНЩИН 55-60 ЛЕТ

Ольга Сергеевна Трофимова, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Котлярова, магистрант, Виктория Витальевна Фоменко, студентка, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

Краснодар

Аннотация

В настоящей работе приводятся результаты исследования влияния методики занятий аквааэробикой с использованием элементов единоборств на улучшение показателей физического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.