Научная статья на тему 'Особенности изменений смыслового содержания субъективной картины болезни у участников групповой психологической коррекции'

Особенности изменений смыслового содержания субъективной картины болезни у участников групповой психологической коррекции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛЫ / ОБРАЗ МИРА / ПРОЦЕСС ОСМЫСЛЕНИЯ СОСТОЯНИЙ / ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ермак Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности изменений смыслового содержания субъективной картины болезни у участников групповой психологической коррекции»

10. Сметнева Н.А. Обучение студентов-филологов средствам выражения ценностного отношения к родному языку в научно-учебной речи: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. -257 с.

11. Стернин И. А. Речевое воздействие как интегральная наука / И. А. Стернин. - М.; Воронеж, 2000. - 240 с.

12. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А. Шерковин. - М.: Мысль, 1973. - 215 с.

13. Шелестюк Е.В. Способы, типы, приемы и инструменты речевого воздействия// Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве - Материалы международной научной конференции. - Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006. - С. 153-164.

В.В. Ермак

ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ СМЫСЛОВОГО СОДЕРжАНИЯ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У УЧАСТНИКОВ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Ключевые слова: смыслы, образ мира, процесс осмысления состояний, групповая психотерапия.

Теоретические предпосылки

В отечественной психологии смысловая сфера личности рассматривается как сложное многомерное образование, элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Обширный теоретический анализ различных аспектов смысловой сферы личности в отечественной психологии представлен в работах И.В. Абакумовой [1], А.К. Белоусовой, Б.С. Братуся [6], Ф.Е. Василюка [7], В.П. Зинченко [8], В.Е. Клочко [9], Д.А. Леонтьева [10] и др. Д.А. Леонтьев рассматривает смысловую сферу личности как динамическую систему смысловых структур личности, существующих как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Смысловая сфера включает ряд разноуровневых смысловых структур, которые функционируют как единое целое. Для описания динамики смысловой сферы личности Д.А. Леонтьев выделяет смысловые процессы (смыслостроительство, смыслообразование, смыслоосознание) [10]. В структуре смысловой сферы дифференцируются ведущие, ядерные смысловые структуры (обобщенные смысловые образования, составляющие ядро человеческой личности), частные, периферические и смысловые конструкты.

В.Е. Клочко в рамках теории психологических систем открывает в предметах наличие природных и иерархизированных системных (психологических) качеств: смысл -это системное качество 1 порядка, отражается «как соответствующее субъекту в его субъективной значимости для актуальной деятельности»; ценность - системное качество 2 порядка - «отражается как соответствующее возможности субъекта организовать более значимую систему жизненных отношений» [9]. Им также выделены и рассмотрены при анализе мыслительной деятельности процессы смыслообразования и смыслоумирания. Развивая эти идеи, А.К. Белоусова рассматривает совместную мыслительную деятельность как систему, в структуру которой входят процессы смыслоформирования: смысло-образование, смыслосохранение, смыслопередача и смыслоумирание [3]. В соответствии

© Ермак В.В., 2013

с представлениями В.Е. Клочко о развитии смыслового уровня сознания, этот уровень организуется системой смыслов, сформированных человеком в процессе его деятельности и жизни. Смыслы формируются человеком как соответствующие его актуальным потребностям, в связи с этим смысловой слой сознания и образа мира человека может отличаться определенной динамикой. В.Е. Клочко считает, что смысловое сознание является неустойчивым образованием. «Нечто, имеющее смысл, т.е. открывающееся человеку как необходимое ему, способное удовлетворить потребность, реализовать возможность, выходит из фона и в результате удовлетворения потребностей и желаний возвращается в него» [9, с. 91]. В этой связи мы предположили, что в процессе группового обсуждения личностных проблем личностные изменения происходят за счет изменений содержания смыслового уровня сознания, связанного с представлениями о себе. Этот процесс можно пронаблюдать в ходе групповой психотерапии.

В психологии групповая психотерапия рассматривается как межличностное общение, направленное на обсуждение группой личностных проблем. В работах зарубежных (Э. Берн, Д. Брадфорд, К. Бенне, Д.У. Джонсон, Р. Кочунас, А.Г. Либерс, Я.Л. Морено, К. Роджерс, К. Рудестам, В. Шутц, И. Ялом) и отечественных ученых (А.А. Александров, В.Ф. Василюк, Т.П. Гаврилова, Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский, Е.Б. Мизинова, Е.Т.Соколова, Г.В. Старшенбаум, В.Г. Ромек, А.Ю. Федотов, А.Б. Холмогорова, Э.Г. Эй-демиллер и др.) показано, что в условиях групповой психотерапии происходит положительная личностная динамика пациентов. Эта динамика становится возможной за счет процессов смыслопередачи, которые осуществляются в ходе группового общения. В исследовании А.К. Белоусовой, Е.А. Суроедовой выявлено, что стратегии смыслопередачи, реализуемые в общении, направлены на «расширение пространства инициативного воздействия субъекта общения на партнеров», в результате которого у партнеров формируются сходные смыслы [5]. Эта же проблема - передачи смыслов - в аспекте изменения оценок о себе и других была разработана в исследовании А.К. Белоусовой и А.А. Гринько, которые обнаружили, что «...групповая психотерапия, осуществляемая в форме совместной мыслительной деятельности, является той средой, в которой происходит трансформация установок» [4]. Известно, что смыслы связаны с установками человека, поэтому изменение установок приводит в изменению смыслов. В то же время этот феномен практически не выступает предметом анализа для понимания особенностей образа мира участников групповой психотерапии. В этой связи интерес представляет изучение изменения особенностей компонентов смыслового слоя образа мира как процесса развития представлений о себе и своих проблемах в ходе групповой психотерапии. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность достигнутого уровня знаний по проблеме изменений образа мира в процессе групповой психотерапии.

Методы и процедура исследования

В основу исследования нами положена идея изучить изменения в содержании смыслового слоя образа мира у участников групповой психотерапии. Исследование проводилось в отделении неврозов и психотерапии НИПНИ им В.М. Бехтерева в процессе работы в качестве группового психотерапевта с двумя краткосрочными психотерапевтическими группами и в качестве супервизора с тремя краткосрочными психотерапевтическими группами больных неврозами. В исследовании приняли участие 48 человек (пять психотерапевтических групп), в возрасте от 18 до 50 лет. Измерение проводилось дважды: в начале и по окончании групповой психотерапии.

Основная задача исследования - изучение динамики изменений в смысловом слое образа мира. Для решения этой задачи был использован симптоматический опросник Е.

Александровича с целью изучение того, какие группы симптомов доминируют в клинической картине больных неврозами и какие подвергаются изменениям в процессе психотерапии [2]. Опросник позволяет проанализировать, как происходит осознание и процесс осмысления состояний, переживаний, симптомов, которые находятся в фокусе сознания человека. На наш взгляд, за этими явлениями стоят процессы, связанные с изменением смыслового слоя сознания участников психотерапевтической группы. Выраженность и ранг симптома в определенной степени отражают его смысл в смысловом слое образа мира и сознания человека. Использование опросника Е. Александровича дает возможность посмотреть на те смысловые иерархии, которые характерны для человека до и после групповой психотерапии.

Обсуждение результатов

Анализ данных, полученных в результате исследования, показывает, что наиболее существенные трансформации в показателях до и после групповой психотерапии у всех обследованных пациентов произошли в динамике переживаний симптомов всех основных невротических расстройств: выявлены значимые изменения по всем шкалам (всего 14) невротических расстройств и переживаний.

Представленные в таблице данные показывают, что до психотерапевтических сеансов в структуре образа мира участников на первом плане стоят шкалы 6, 2, 5, 10, 12 (соответственно - неврастенические расстройства, депрессивные расстройства, истерические расстройства, трудности в социальных контактах, психастенические расстройства). При этом выраженность большинства шкал находится в пределах нормы (1-4 стена), за исключением шкалы неврастенических расстройств со средней выраженностью результатов (5-6 стенов). После психотерапевтических сеансов наблюдается снижение до уровня нормы показателей всех шкал, а также изменяется соотношение доминирующих шкал. На первое место опять же выходят шкалы 6, 2 (соответственно - неврастенические расстройства, депрессивные расстройства), затем на третье место с четвертого перемещается шкала 10 (трудности в социальных контактах), на четвертое место с пятого перемещается шкала 12 (психастенические расстройства), на пятое место с восьмого перемещается шкала 4 (нарушение сна).

У всех обследованных пациентов наиболее существенные изменения произошли в динамике переживаний симптомов всех основных невротических расстройств, что и отражается в показателях до и после групповой психотерапии. В шкале переживаний симптомов страха и фобий у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 3,50; а после окончания групповой психотерапии х = 2,58. Можно считать, что данный результат показывает снижение симптоматики в переживаниях страхов и фобий за счет эффективности групповой психотерапии.

Произошло также снижение симптоматики депрессивных расстройств: у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 4,83; а после окончания групповой психотерапии - х = 3,69. Наблюдается снижение симптомов беспокойства и напряжения: у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 3,94; а после окончания групповой психотерапии - х = 3,0. Симптомы нарушения сна также значительно снизились после прохождения групповой психотерапии: до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 3,83; а после окончания групповой психотерапии х = 3,13. Изменились симптомы истерических расстройств: до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 4,50; а после окончания групповой психотерапии х = 3,10.

По шкале переживаний симптомов неврастенических расстройств: до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 5,67; а после окончания групповой психотерапии х = 4,54. Данный результат показывает снижение симптоматики в неврастенических расстройствах. Наименьшие изменения произошли в шкале переживаний симптомов сексуальных расстройств: у пациентов, больных неврозами, до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 2,60; а после окончания групповой психотерапии х = 2,21. Однако и здесь результат показывает снижение симптоматики в сексуальных расстройствах.

По шкале переживаний симптомов дереализации у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 2,50; а после окончания групповой психотерапии х = 1,94. Данный результат показывает снижение симптомов в переживании дереализации. Симптомы навязчивостей у пациентов до начала групповой психотерапии составили х = 2,90; а после окончания групповой психотерапии х = 2,29, что показывает снижение их в процессе групповой психотерапии.

По шкале переживаний симптомов (трудностей) в социальных контактах у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 4,48; а после окончания групповой психотерапии х = 3,25. Данный результат показывает снижение симптомов (трудностей) в социальных контактах. В переживании симптомов ипохондрических расстройств у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 4,0; а после окончания групповой психотерапии х = 2,58, из чего следует, что произошло снижение симптоматики в процессе групповой психотерапии.

По шкале переживаний симптомов психастенических расстройств у пациентов до начала групповой психотерапии средние значения составили х = 4,04, а после окончания групповой психотерапии х = 3,23. Данный результат показывает снижение симптоматики в психастенических расстройствах.

Симптомы соматических нарушений у пациентов до начала групповой психотерапии составили х = 2,67; а после окончания групповой психотерапии х = 2,08, что показывает также их уменьшение после прохождения групповой психотерапии. И, наконец, показатель переживания общей симптоматики до начала групповой психотерапии у пациентов составил х = 323,19, а после окончания х = 242,31.

Выводы

Опросник Е. Александровича позволяет оценить наличие пяти симптомокомплек-сов: обсессивно-фобических расстройств, эмоциональных нарушений, вегетативно-соматических расстройств, перцептивно-гностических и личностных нарушений. По результатам нашего исследования у пациентов, больных неврозами, в процессе групповой психотерапии происходит значительное снижение симптоматики по всем пяти основным симптомокомплексам. Представленные результаты характеризуют, с одной стороны, успешность ситуации групповой психотерапии, а с другой стороны, показывают изменения в смысловом слое образа мира участников психотерапевтических групп. Практически по всем шкалам, за исключением шкалы 7 (сексуальные расстройства), наблюдаются значимые различия.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет говорить о том, что в процессе групповой психотерапии происходят изменения в содержании смыслового слоя сознания, связанные с состояниями и осознанием этих состояний у участников психотерапевтической группы. Таким образом, анализ полученных результатов позволяет утверждать, что в процессе групповой психотерапии происходят значимые изменения в смысловых слоях образа мира участников.

Библиографический список

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Р/нД: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 480 с.

2. Александрович Е., Чабала Ч. Методологические проблемы изучения психотерапии // 3-й Международный симпозиум социалистических стран по психотерапии. - Л., 1979. -С. 5-7.

3. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности / А.К. Бело-усова. - Р/нД.: Изд-во РГПУ. - 2002. - 360 с.

4. Белоусова А.К., Гринько А.А. Личностные оценки как проявление смысловых установок в процессах мышления о другом человеке / А.К. Белоусова, А.А. Гринько. // Известия ЮФУ. Педагогические науки. - Р/нД: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. - № 11. - С. 129-136.

5. Белоусова А.К., Суроедова Е.А. Стратегии смыслопередачи студентов в процессах общения / А.К. Белоусова, Е.А. Суроедова // Известия ЮФУ. Педагогические науки. -Р/нД: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. - № 10. - С. 111-120.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: ЕЕ-медиа, 2012. - 453 с.

7. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

8. Зинченко В.П. Алексей Николаевич Леонтьев: от генезиса ощущений к образу мира // В кн.: Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко / сост. Т.Г. Щедрина, Б. Мещеряков; науч. ред. Т. Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2011. - С. 341-352.

9. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / Под редакцией Г.В. Залевского. - Томск: Издательство Томского университета, 2000. - 154 с.

10. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

В.П. Иванов

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЕРУЮЩИМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В вооруженных СИЛАХ РОССИИ

Ключевые слова: офицеры, новая религиозная обстановка, основы вероучения и культа, конфессии, военные учебные заведения, военное духовенство.

Новая идеология относительно религиозных взглядов граждан в нашей стране и в Вооруженных силах России, сложившаяся в постсоветское время, привела к росту числа верующих в армии и на флоте. Если в конце 80-х годов прошлого столетия число верующих в армии и на флоте составляло менее 1 %, то в настоящее время число верующих военнослужащих составляет 72 % [8, с. 6]. Новая религиозная ситуация выявила ряд проблем, к появлению которых современная армия оказалась не готова. К числу таковых, например, можно отнести неготовность офицеров в своем большинстве осуществлять воспитательную работу с верующими военнослужащими и взаимодействовать с военным духовенством, недостаточную подготовленность военного духовенства к работе с личным составом в условиях воинской службы и др.

Исследования показывают, что большинство офицеров не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее культа, особенностей психологии ее сторон-

© Иванов В.П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.