Научная статья на тему 'Особенности историко архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере Поволжья'

Особенности историко архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
периодизация и классификация торгово-рыночных комплексов / особенности архитектурно-пространственного формирования региональных торгово-рыночных комплексов / development of trade and market complexes / classification / features of spatial organization of fairs / bazaars / markets

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сабина Ильгизовна Калимуллина, Галина Николаевна Айдарова

Постановка задачи. Недостаточная изученность развития торгово-рыночных комплексов, формирования их типологических особенностей оказывает влияние на полноту научного знания и практику архитектурного проектирования. Цель исследования выявление историко-архитектурных периодов и особенностей формирования региональных архитектурных типов торгово-рыночных комплексов. Задачи исследования: выявление основных этапов историко-архитектурного формирования торгово-рыночных комплексов; классификация торгово-рыночных комплексов; установление типов торгово-рыночных комплексов Поволжья, в том числе Татарстана в контексте Российских явлений;. определение понятий и терминов, связанных с торгово-рыночными комплексами, Результаты. В статье рассмотрены 4 этапа исторического формирования торговых объектов и комплексов в зависимости от хозяйственных и технологических укладов. Выявлены базовые архитектурные типы пространств для торговых процессов: стихийные и организованные, открытого и закрытого типа, единичные и комплексные. Открытого типа: торжок, уличные торговые ряды, береговые торговые ряды, базарные площади, рынки, региональные и общегородские ярмарки; закрытого типа: каравансараи, гостиные дворы, пассажи, торговые центры; даны их структурные характеристики. Выводы. Исторически сформировавшиеся типы торговых комплексов эволюционировали в современные ярмарочные, рыночные комплексы и торговые центры. Выявлено, что структурной единицей торговых комплексов стал «торговый ряд», «торговая площадь», «торговая улица». Установлено, что формирование архитектуры современного торгово-рыночного комплекса может осуществляться на основе развитой инфраструктуры, соединения функций торговли, выставки, развлечений, жилья, отдыха; может совмещать крытый рынок, открытые торговые ряды, рынок-улицу; рынок из крытых павильонов, благоустроенные открытые общественные пространства с учетом региональных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the historical and architectural formation of regional trade and market complexes on the example of the Volga region

Problem statement. Insufficient knowledge of trade and market complexes, the formation of their typological features has an impact on the completeness of scientific knowledge and the practice of architectural design. The purpose of the study is to identify the historical and architectural periods of the formation of architectural types of trade and market complexes. The research objectives are to identify the main stages of the historical and architectural formation of trade and market complexes; to classify trade and market complexes; to establish the types of trade and market complexes of the Volga region, including Tatarstan; to define concepts and terms related to trade and market complexes. Results. The article considers 4 stages of the historical formation of retail facilities and complexes depending on economic and technological structures. The basic architectural types of spaces for trade processes are revealed: spontaneous and organized, open and closed, single and complex. Open type: rows of shopping stalls, coastal rows of shopping stalls, market squares, markets, regional and citywide fairs; closed type: caravanserais, merchant courts, arcades, shopping centers; their structural characteristics are given. Conclusions. Street trading was a linear organization along the house space, through trading shops. Markets were divided into open areas with commercial covered or open rows, or living rooms with several merchant shops. A bazaar was an open square or a covered large room with shopping arcade. Fairs represent seasonal trade and mobile, and therefore the location of such trade is possible in many urban spaces. Shopping centers are represented by large closed-type spaces, which include a variety of functions with trading points.

Текст научной работы на тему «Особенности историко архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере Поволжья»

УДК: 72.01

DOI: 10.52409/20731523_2023_2_146 EDN: VUGQKJ

Особенности историко - архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере

Поволжья

С. И. Калимуллина1, Г.Н. Айдарова 2

1 АО «Казанский гипронииавиапром» им. Б.И. Тихомирова» г. Казань. 2Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань,

Российская Федерация.

Аннотация. Постановка задачи. Недостаточная изученность развития торгово-рыночных комплексов, формирования их типологических особенностей оказывает влияние на полноту научного знания и практику архитектурного проектирования. Цель исследования - выявление историко-архитектурных периодов и особенностей формирования региональных архитектурных типов торгово-рыночных комплексов. Задачи исследования: выявление основных этапов историко-архитектурного формирования торгово-рыночных комплексов; классификация торгово-рыночных комплексов; установление типов торгово-рыночных комплексов Поволжья, в том числе Татарстана в контексте Российских явлений;. определение понятий и терминов, связанных с торгово-рыночными комплексами,

Результаты. В статье рассмотрены 4 этапа исторического формирования торговых объектов и комплексов в зависимости от хозяйственных и технологических укладов. Выявлены базовые архитектурные типы пространств для торговых процессов: стихийные и организованные, открытого и закрытого типа, единичные и комплексные. Открытого типа: торжок, уличные торговые ряды, береговые торговые ряды, базарные площади, рынки, региональные и общегородские ярмарки; закрытого типа: караван-сараи, гостиные дворы, пассажи, торговые центры; даны их структурные характеристики. Выводы. Исторически сформировавшиеся типы торговых комплексов эволюционировали в современные ярмарочные, рыночные комплексы и торговые центры. Выявлено, что структурной единицей торговых комплексов стал «торговый ряд», «торговая площадь», «торговая улица». Установлено, что формирование архитектуры современного торгово-рыночного комплекса может осуществляться на основе развитой инфраструктуры, соединения функций торговли, выставки, развлечений, жилья, отдыха; может совмещать крытый рынок, открытые торговые ряды, рынок-улицу; рынок из крытых павильонов, благоустроенные открытые общественные пространства с учетом региональных традиций.

Ключевые слова: периодизация и классификация торгово-рыночных комплексов, особенности архитектурно-пространственного формирования региональных торгово-рыночных комплексов.

Для цитирования: Калимуллина С.И., Айдарова Г.Н. Особенности историко-архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере Поволжья // Известия КГАСУ 2023 № 2(64), с.146-162, DOI:10.52409/20731523_2023_2_146, EDN: VUGQKJ

Features of the historical and architectural formation of regional trade and market complexes on the example of the

Volga region

S. I. Kalimullina1, G.N. Aidarova2 1 JSC "Kazan giproniiaviaprom" named after B.I. Tikhomirov" Kazan.

2Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation.

Abstract. Problem statement. Insufficient knowledge of trade and market complexes, the formation of their typological features has an impact on the completeness of scientific knowledge and the practice of architectural design. The purpose of the study is to identify the historical and architectural periods of the formation of architectural types of trade and market complexes.

The research objectives are to identify the main stages of the historical and architectural formation of trade and market complexes; to classify trade and market complexes; to establish the types of trade and market complexes of the Volga region, including Tatarstan; to define concepts and terms related to trade and market complexes.

Results. The article considers 4 stages of the historical formation of retail facilities and complexes depending on economic and technological structures. The basic architectural types of spaces for trade processes are revealed: spontaneous and organized, open and closed, single and complex. Open type: rows of shopping stalls, coastal rows of shopping stalls, market squares, markets, regional and citywide fairs; closed type: caravanserais, merchant courts, arcades, shopping centers; their structural characteristics are given.

Conclusions. Street trading was a linear organization along the house space, through trading shops. Markets were divided into open areas with commercial covered or open rows, or living rooms with several merchant shops. A bazaar was an open square or a covered large room with shopping arcade. Fairs represent seasonal trade and mobile, and therefore the location of such trade is possible in many urban spaces. Shopping centers are represented by large closed-type spaces, which include a variety of functions with trading points.

Key words: development of trade and market complexes, classification, features of spatial organization of fairs, bazaars, markets.

For citation: Kalimullina S.I., Aidarova G.N. Features of the historical and architectural formation of regional trade and market complexes on the example of the Volga region// News KSUAE. 2023. № 2 (64), p. 146-162, DOI: 10.52409/20731523_2023_2_146, EDN: VUGQKJ

1. Введение

Понятие «торговый комплекс» предполагает группу коммерческих предприятий, спроектированных, построенных, эксплуатируемых и управляемых как единое целое. В свете происходящих событий проблема актуальности торговых центров и рынков становится значительной, так как прибыль и интерес у людей пропал. В настоящее время существует множество видов торгово-рыночных отношений. Они выражаются в различных типах и классификациях экономических товарно-денежных оборотах, которые требуют организации архитектурного пространства для процесса сбыта. Площадками могут быть торговые улицы, базары, торговые центры, ярмарки, которые являются классическими моделями рынка как общего понятия для различных торговых процессов и операций. Это предполагает создание новой типологии зданий в связи с возникновением новых потребностей и возрождением традиционных видов торговли. Открытые торговые площадки как более демократичные пользуются все большей популярностью, что показала статистика роста ярмарок за последние годы. Вместе с тем, актуальными остаются вопросы формирования многофункциональных торгово-развлекательных рыночных комплексов, более гибких в условиях изменяющихся запросов и новых технологий.

В трудах, посвященных исследованию торгово-рыночных комплексов отражены различные аспекты их организации.

М.Соловьёва дает важные сведения и термины, описывая становления ярмарок от первых балаганов до организованных торговых площадей и ярмарок на Руси. [1]. Р.М.Валеев утверждает, что Волжская Булгария была значимым звеном в системе Великого Волжского торгового пути, о чем свидетельствуют исторические находки, описанные в исследовании; отмечает важность расположения городов на пересечении путей [2]. А.Х. Халиков отмечает расселение и быт татарского народа, типологические особенности татарских базаров, традиционные виды торговли открытого и закрытого типа [3].

Особенности зарубежных торговых центров и их социально-экономические аспекты формирования освещены в трудах В. В. Московцева, Ю. П. Лукьяновой, Н. Флигстин [4,5]. А.А. Авдашин отмечает наличие китайских торговых рядов перед гостиным двором в Москве в 1661-1665-м годах, указывая на влияние зарубежной торговли [6]. Исследованию архитектурной организации московских гостиных дворов нижегородской ярмарки посвящены труды С.М. Шумилкина, К.В.Симонова, К.А. Абдрахманова, В.Н Шкунова [7-10].

И. Прознич описывает историю развития Сенного базара, его традиционные особенности и типологические составляющие, которые позволили базару быть одним из самых популярных торговых комплексов своего времени [11]. А.Ю. Романова рассказывает о формировании торговли Казанского края, начиная с XVI века в период формирования купеческого сословия. Ярмарки со временем становились не только местного, но и регионального и межнационального значения [12]. О. Данкир _освещает историю Мологской ярмарки, приводит исторические сведения начиная с 12-го века [13].

Н. Наумкин в своей статье рассуждает о вероятном прохождении большой ярмарки на Гостином острове в период ее расцвета, описывая возможные прохождения сделок. Историю работы данной ярмарки автор подтверждает историями людей, которые нашли предметы того времени [14]. В работах О.Мамаевой, Т.Рябовой, Е.В. Пименовой, В.И. Шумейко, посвященных технологиям торговых процессов и экономическим вопросам, отмечаются новые тенденции и проблемы снижения интереса к торговым центрам [1517].

В рассмотренных исследованиях содержатся фрагментарные сведения об отдельных исторических периодах, отдельных типах торговых пространств, их функциональной принадлежнгости, а также тенденции развития современных торговых комплексов. При этом остаются в тени особенности историко-архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов. Недостаточная

изученность развития торгово-рыночных комплексов, формирования их типологических особенностей оказывает влияние на полноту научного знания и практику архитектурного проектирования.

Цель исследования: особенности историко- архитектурного формирования региональных торгово-рыночных комплексов на примере Поволжья.

Задачи исследования: выявление основных этапов и особенностей историко-архитектурного формирования торгово-рыночных комплексов; разработка классификации торгово-рыночных комплексов; установление типов торгово-рыночных комплексов Поволжья, в том числе Татарстана в контексте Российских явлений; определение понятий и терминов, связанных с торгово-рыночными комплексами.

2. Материалы и методы

Для решения поставленных задач применен комплексный подход, выявлены и проанализированы литературные источники, включающие труды по общей истории, истории архитектуры, культурологии, этнологии, вопросам организации торговых процессов. Методом натурного анализа изучены планировочно-пространственные и функциональные процессы некоторых торгово-рыночных комплексов Казани. При разработке периодизации и классификации торговых объектов использованы методы историко-архитектурного, типологического, структурного анализа и синтеза.

3. Результаты исследования

Анализ литературных источников позволил выявить этапы развития пространственной организации торгово-рыночных комплексов, факторы их формирования на фоне исторических событий, повлиявших на становление открытых и закрытых типов торгово-рыночных комплексов, таких как базар или ранние виды уличных торговых центров. Пространственное формирование торговых пространств проявлялось и видоизменялось с ростом торгово-рыночных отношений: натуральное хозяйство, индивидуальное предпринимательство в сельских хозяйствах, мануфактура.

1 этап (IX- ХУЛ вв.)

На Руси история развития рынков начиналась с IX века. В деревнях и городах проходили торги, которые длились всего несколько дней с небольшим выбором товара, но всегда с весёлыми гуляниями и развлечениями, порой доходящими до безрассудства. По сторонам площади и на прилегавших к ней улицах имелись ряды шалашей, полок, скамей, которые имели свою специализацию в зависимости от товара. Розничная торговля шла и в рядах, и посредине площади, прямо с возов [18].

В Среднем Поволжье в Х - XIV вв. Волжская Булгария была ключевым звеном в системе Великого Волжского торгового пути, соединявшего страны Северной и Центральной Европы с Востоком. В первых упоминаниях о базарах на пути в Булгар говорилось о сборных мечетях в центральных частях крупных городов на центральном рынке. Караван-сарай, вероятно, возводился из дерева со сложной планировочной структурой и, возможно, кирпичными строениями, которые могли быть согласно историческим сведениям банями. Украшался комплекс входными порталами, которые строились из прочного камня-известняка. Принципиальное отличие Караван-сарая от ближневосточных и среднеазиатских комплексов заключалось в укреплении двора и устройства помещений, имевших названия худжр, ориентированных во двор и обогреваемых в зимнее время. Конфигурация комплекса представляла прямоугольный двор, с торговыми помещениями в центре и вокруг него в несколько ярусов [19].

Рис. 1 Исторический аналог: сохранившийся караван-сарай Шах Аббаси, XI в., Иран.

Fig. 1 Historical analogue: the preserved caravanserai of Shah Abbasi, XI century, Iran. (https://cdn.tabnak.ir/files/fa/news/1398/5/10/1054353_127.jpg)

В ханской Казани караван-сарай, расположенный на площади против Ханских (кремлёвских) ворот, ярмарочный комплекс «Таш аяк» под западным склоном Кремля, торговый комплекс Волжской ярмарки на Гостином острове, вероятно, так же могли представлять собой замкнутые дворы, по периметру которых располагались жилые, складские помещения и торговые лавки, ориентированные входами во двор. Известная ярмарка, проводимая с XV в. на острове Гостином на р. Волга около Казани, стала преемницей древних традиций по посредничеству данной территории между Севером и Югом, Западом и Востоком [20]. По мнению А.Х. Халикова особенность татарского базара по сравнению с русским заключалась в длинных, крытых галереях, тянущихся вдоль улиц с обеих сторон. Маленькие полутемные торговые лавки не имели окон и освещались при помощи дверных проемов, сохраняя прохладу летом и сухость зимой. Обязательным атрибутом ансамбля базара оставалась главная мечеть. После вхождения

Казанского ханства в состав Московского государства, базары и ярмарки в Казани сохраняли прежние места, например, Гостиный двор, Сенной базар и др. [21] .

Термин «Ярмарка» в исследованиях В. В. Московцева, Ю. П. Лукъянцевой представляется как продвижение продукции посредством коммуникации между продавцом и покупателем, существующее с древних времен. Ярмарки разделялись на 5 видов в соответствии с налогообложением, которое зависело от места, длительности и товара, что является ещё одним аспектов торговли. Разделялись на: международные, межрегиональный, областные; сезонные и постоянные; универсальные и специализированные; ярмарки праздничные или выходного дня; налогооблагаемые и свободные [22]. Самыми популярными ярмарками были: Мологская (холопья) ярмарка (Верхнее Поволжье, конец XIV — начала XVI веков.), Макарьевская ярмарка (Верхнее Поволжье, XVII- нач. Х1Х вв). Мологская ярмарка получила свое название по месту нахождения в холопьем городе Мологи, который имел выход на широкое русло, что способствовало продажам прямо с реки. Суда выстраивались таким образом, что имелась возможность перейти с одного берега на другой, не используя мост. Источником развлечения помимо торговли были кабаки, которых насчитывалось около семидесяти и разные развлечения [23]. С XV—XVII века зародилась развлекательная функция при торговле в виде отдельных павильонов, салонов, балаганов и садов, что очень сильно привлекало людей.

2 этап XIV- конец XVII вв.

Объединение отдельных купеческих лавок в ряды является первым шагом на пути развития архитектуры торговых зданий. Длинные ряды аркад из ритмичного повторения трех элементов: арки, двери, окна- оказался настолько функционально и образно оправданным, что стало признаком торговых сооружений в России (Торговые ряды, Гостиные дворы). Пространство помещений внизу, предназначались для общения с покупателями. В помещении второго этажа находились полки для товаров. Корпуса попарно лицевыми сторонами друг к другу соединялись между собой сводами на уровне первого яруса. Образованный таким способом длинный крытый проход, служил общим торговым залом. Освещался этот коридор отверстиями в сводах [24].

В 1661-1665-м годах в Москве к существующему гостиному двору пристраивают Новый Гостиный двор. Здание было с трехэтажными корпусами, над которыми возвышалась богато декорированная, двухпролетная башня, завершенная шатром, напоминающим шатры кремлевских башен. Башня замыкала переулок выхода на Красную площадь прямо напротив Спасской башни. Внутренний двор был местом для разгрузки и складирования товара; по периметру его окружали двухъярусные корпуса — в них находились склады и магазины, куда можно было попасть также и со стороны улиц.». Площадь перед гостиным двором с противоположной стороны украшали Китайские ряды — четыре корпуса в духе китайской архитектуры, предназначенные для торговцев из Азии [25].

Казань в ХУ веке становится крупным рынком сбыта. Основными торговыми партнёрами для Казанского ханства были Московское государство и русские княжества, Кавказ, Турция. Для торговли с внешним миром открывалась международная ярмарка, располагавшаяся на Гостином острове на Волге, которая существовала с XIII в. и до 1524 г. Другой рынок располагался территориально на месте площади Тукая, а весь северный берег озера Кабан и берега Булака были плотно застроен складами для хранения различного товара привезенного на рынок. Для разгрузки товаров с корабля можно было подняться по руслу Казанки, до слияния с Булаком [26].

Во второй половине ХУ1 века, после вхождения Казанского ханства в состав Московского государства Иваном IV Грозным был введён ряд ограничений для татарского населения: запрет на ведение торговли в городах, на продажу нерусскому населению «заповедных товаров». Международная Торговля надолго пришла в упадок, но местная торговля, согласно сведениям Писцовых книг, оставалась в Казани на прежних местах [27]. По восточной традиции застройка велась по принципу замкнутых кварталов, внутри которых были свои проезды, тупики, закоулки. Торговля велась у острожных ворот Забулачья, на так называемом Сенном базаре, который в Х1Х веке после урегулирования планировки превратился в торговую Сенную площадь Торговое

значение Казани было восстановлено лишь к концу XVII в. В середине XVII в. появляются гостиные дворы, некоторые из них строились с угловыми и воротными башнями в формах феодальной крепостной архитектуры, напоминающие структуру караван-сарая более раннего времени [28].

3 этап (конец XVIII- Х1Х вв)

В XIX в. рост мануфактурного производства привел к бурному развитию ярмарочной деятельности. География проведения ярмарок расширяется. К концу первой половины XIX в. в России их насчитывалось свыше 5,5 тыс. Ярмарки становились крупнейшими центрами оптовой торговли. Самой большой считалась Нижегородская ярмарка с вместимостью 20 тысяч человек. Экономическая жизнь развивалась весьма активно, чему способствовала ярмарка, открывшаяся на Стрелке (месте слияния Оки и Волги) в 1817 году [29]. В ярмарке были заинтересованы торговые фирмы Японии и Китая. Изменение торговой политики после 1917 г. привело к оживлению товарооборота с восточными странами [30]. Торговля товарами импортного (восточного, азиатского) происхождения на российских ярмарках дореволюционной эпохи проанализирована в статьях И.Ю. Авдакова и В.Н. Шкунова. [31, 32] Посещавшие несколько оренбургских купцов Нижегородскую ярмарку находились под впечатлением от коммерческой инфраструктуры и предлагали построить такие же торговые ряды на месте ветхих строений Гостиного двора в 1865-1867 гг [33]

Административный корпус ярмарки к концу XIX в. обветшал и в 1885 г. было решено разобрать до основания и устроить конкурс на новый проект. Основное ядро торгового комплекса Макарьевской ярмарки составляли 48 приблизительно одинаковых двухэтажных корпусов. Центральное место со стороны города занимал Главный дом с двумя квадратными корпусами, в следствии чего их фасады получили более тщательную разработку. Перед Главным домом имелась площадь "для торжествованний", ограниченная по сторонам восемью Г-образными торговыми корпусами. На оси с Главным домом располагалось самое высокое здание ансамбля - ярмарочный собор. Все это окружал подковообразный широкий канал с системой шлюзов, имевший глубину для заводки с Волги судов. Канал выполнял одновременно и функцию противопожарного разрыва от окружающих временных деревянных строений. Вдоль боковых сторон комплекса шли более чем на 25 метров подземные галереи [34].

Рис.2. Главный дом Нижегородской ярмарки. 1890 г. Fig.2. The main house of the Nizhny Novgorod Fair. 1890 Photo by M. Dmitriev. (https: //ar. culture .ru/ru/subj ect_widget_full/glavnyy-yarm arochnyy-dom?ysclid=lhqos3r9s73850419n)

Экономическое развитие Казанской губернии в XVIII в. характеризуется прежде всего развитием феодального способа производства, который являлся господствующим. В 1714 г. в Казани была построена суконная мануфактура. Со второй половины XVIII в.

стала зарождаться и промышленность. В крае появляются первые промышленные предприятия. Центром северной части становится Сенной базар с мечетью. Вокруг строились в основном гостиницы, доходные дома, складские и торговые помещения. Площадь имела вид прямоугольника. Композиционным центром комплекса стало здание базарной мечети, выстроенное в 1845 году. Группа доходных домов у базарной мечети имеют черты объемно - караван планировочного и типологического сходства позволяют отнести их к караван-сараям, сочетавшим функции торговых рядов, гостиничных зданий и складских помещений, окружавших сенную площадь, отдаленно напоминавших по типологии - сарай — стойла и конюшни, обширный внутренний двор. Здесь имелись караульный и три питейных дома, гостиничные номера, доходные дома, бани. Центральным местом считалась площадь, к которой примыкали ряды мелких лавок и частных магазинчиков [35].

Береговая торговля проводилась на пристанях Волги и Казанки, или с лодок по берегам речки Булак. Во время половодья, Булак заполнялся до самого верха водой, людей перевозили с одного берега на другой в лодках. Торговали на площади прямо с телег, ларей, бочек, с рогож, которые расстилали на земле. Зимой сюда обозами везли мороженую рыбу. В 19 веке стали появляться каменные дома с торговыми рядами. К этому времени на базаре работали 20 ремесленных мастерских, 9 трактиров, 7 питейных заведений [36].

Рис. 3 Торговые ряды в Казани на берегу Булака.

Fig. 3 Shopping malls in Kazan on the shore of Bulak. (https: //chronograph.livej ournal.com/3 52524 .html)

Рыбный рынок до конца XIX века имел разбросанную планировку и застройку из дощатых лавок, палаток, будок, лари, шкафов, но позже появляются каменными двух- и трехэтажные застройки среди одноэтажных домов. Рыбнорядская площадь (ныне Тукаевская) в середине XVIII века простиралась от озера Кабан до Николаевского сада. Дома состояли из двух помещений-в первой приказчики обслуживали покупателей, во второй хранили товар. Задняя дверь такого строения обычно выходила во двор, застроенный сараями и погребами, которые были набиты льдом и служили холодильными камерами. Постоянные места были собственностью города. Крестьяне, приезжавшие в базарные дни, продавали с возов. К началу XX века на Рыбном базаре насчитывалось около сорока торговых заведений, относящихся к разряду крупных, а на Рыбнорядской улице все больше работали рестораны, столовые, трактиры [37].

4 этап ( начало XX-XX век )

В годы военного коммунизма торговля была почти уничтожена. С 1921 года, в связи с введением НЭПа, наблюдается ее возрождение. В 1920-е годы становятся популярны базары. Во времена СССР существовала теория проектирования торговых зданий, издавались пособия по строительству, однако они имели своеобразные методы. Министерство торговли разрабатывало подобные издания, изучая и анализируя зарубежный опыт, но в свете тех исторических событий под другим углом, подгоняя под задачи социализма [38]. В стабильные советские годы базары становятся частью симбиоза с государственной системой торговли и снабжения, терминалами трансрегиональной частной торговли [39].

В 1920-у годов в Казани функционировало 5 базаров: Рыбнорядский, Толкучий рынок, Съестной базар, Сенной базар, Сорочий базар. Базарчики имелись в каждой слободе, а также постепенно восстановила работу Казанская ярмарка. В Гостином дворе, по воскресеньям шла оживленная торговля всевозможными вещами и товарами. Тем самым сводя свободную торговлю на нет. К 1940 году в Казани работало 10 колхозных рынков — Сталинский, Чеховский, Суконный, Лозовский, Вахитовский, Конный, Ягодинский, Кзылармейский и Ленинский. По данным исследователей и писателей в городе в 1940 году имелось 443 магазина и 429 палаток [40]. В постсоветский период некоторые исторически сложившиеся рынки Казани сохраняли свое значение и место расположения: Чеховский, Суконный, Колхозный и др., возникли новые - Московский, Савиноский и др. Наряду с рыночной торговлей, эпизодически здесь проводятся сезонные ярмарки, где функции торговли нередко соединяются с функциями развлечения с устройством небольшой сцены для музыкальных номеров и др.

К концу ХХ века чуть ли не повсеместно начинается строительство торговых центров. Базары, рынки и подобные продовольственные точки по возможности перепрофилировались или исчезали.1 Однако стоит отметить, что на данный момент существуют коренные отличия в проведении ярмарочных мероприятий. Во-первых, само понятие ярмарки зачастую отожествляют с выставками, и проводится анализ этих двух понятий в целом, причем большее значение отводится выставкам. Как показывает зарубежный опыт, ярмарки являются важным механизмом установления прямых торговых связей и развития рыночных процессов'' [41].

В настоящее время городская торговля открытого типа включает в себя максимальное количество функций от стихийной организации пространства (штучная частная торговля на улицах) до крупных организованных общественно-торговых пространств (уличные сезонные ярмарки). К закрытым торгово-рыночным комплексам можно отнести базары и торговые центры. Принцип классической модели все также сохраняется, но имеет этнические отголоски прошлого по сравнению с нынешними молами.

Таблица1

Исторические типы пространственной организации _торгово - рыночных объектов._

Название Тип сооружения Место и период существования Пространственная организация

Торжок Торговое место открытого типа Торги в городах и селениях Руси, городах Поволжья, начало с 1Х века Торговая площадь для временного торга или позднее с постоянными местами продаж в виде лавок, амбаров, прилавков с навесами, небольшим двориком.

Сезонная Ярмарка площадь открытого типа Казань, Гостиной остров на Волге с XIII в. до 1524 г. Ежегодная сезонная ярмарка с временными местами продаж в виде торговых рядов, лотков, телег и др.

Караван-сарай открыто- закрытого типа Волжская Булгария, Булгар Х - ХГУвв. Торговые дворы с укрепленными с угловыми и воротными башнями

Сенной базар открытого типа Казань, Сенная площадь, середина XVI-Х1Хвв. Площадь в виде прямоугольника. Композиционным центром комплекса было здание базарной мечети. Группа доходных домов вокруг площади имела типологическое сходство с

1 Зайнуллина А.М., Типология современных архитектурных решений рынков, Известия КГАСУ, 2017, № 4 (42) С.95-101.

Окончание таблицы 1

караван-сараями, сочетавшим функции торговых рядов, гостиничных зданий и складских помещений, стойла и конюшни, обширные внутренние дворы.

Гостиный двор на. Гостиный двор, открыто- закрытого типа Варварке. Москва, ХУ11 в Казань. ХУ111-Х1Хвв. Двухъярусные корпуса с галереями вокруг замкнутого двора. Внутренний двор был местом для разгрузки и складирования товара, в корпусах находились склады и магазины.

Торговые ряды Начало XVII Торговые ряды представляли собой два ряда торговых лавок, объединенным общим проходом посередине, не имевшим никакого покрытия с характерной системой продольных и поперечных проходов.

Семейные кооперации и мастерские Купеческие лавки закрытого типа Казань, XVIII в Располагались линейно на торговых улицах

Торговля на Булаке Береговая торговля, открытого типа Казань, ХУ -XVIII в Береговая торговля с телег, ларей, бочек

Рыбнорядск ая площадь Торговая площадь, открытого типа. Казань,середина XVIII в. Имела разбросанную планировку из дощатых лавок, палаток, будок, «шкафов», позже каменных двух- и трехэтажных построек

Здание Александров ского пассажа Торговая улица закрытого типа Казань, конец XIX в. Торговый комплекс, включавший гостиничные номера, квартиры, магазины, складские помещения; в основе планировки внутренняя улица(пассаж) под стеклянной крышей

Ярмарочный комплекс Торговая площадь открытого типа, крытая галерея, павильоны Нижегородская ярмарка, Нижний Новгород, конец XIXв. в Крупный многофункциональный торгово-рыночный комплекс, состоящий из множества строений.

Колхозные рынки: Сталинский , Чеховский, Суконный, Московский и др. Торговая площадь, открыто- закрытого типа. Казань, XX-ХХ1 вв. Крытые павильоны с торговыми рядами, рассредоточенные павильоны и торговые ряды открытого типа.

Торговые центры Крупный комплекс закрыто- открытого типа Крупные и средние города, ХХ-ХХ1 вв. Многофункциональные комплексы с зально-ячеистой структурой

4. Обсуждение

Анализ показал разнообразие исторических типов торговых объектов. Торжок представлял собой стихийно сформированное пространство. Уличная торговля -линейную организацию вдоль домового пространства, посредством крытых или открытых галерей, береговая торговля как разновидность открытой уличной торговли. Базарные площади представляли собой центричное скопление открытых торговых рядов. Гостиные дворы формировались купеческими лавками и обходными галереями. Ярмарки представляли собой многофункциональные открытые и закрытые комплексы, занимавшие значительные территории. Караван - сарай представлял собой торговый комплекс из открытых и закрытых пространств. Крытый базар представлял большое центрично организованное пространство с торговыми рядами. Пассажи представляют собой крытые многофункциональные комплексы линейной структуры. Торговые центры - крупные торговые комплексы закрытого типа с торговыми ячейками, включающими разнообразные функции. Современные городские ярмарки представляют собой сезонную мобильную торговлю, с дисперсным расположением в различных городских

пространствах. Во всех исторических типах торгово-рыночных комплексов и современных торговых центров выявлены функции досуга и развлечения.

Как показало исследование, среди исторически сложившихся функций ярмарок издавна существуют функция выставки (Мологская ярмарка, Нижегородская ярмарка). В настоящее время ярмарки приобретают иной смысл. К.В. Симонов предлагает термин, где ярмарка имеет функции выставки, а именно демонстрация и распространение товара в чётко установленные сроки с некой периодичностью [42].

Как в своей книги отмечает Н. Флигстин, любой ученый, который пытается изучить формирование рынка, всегда сталкивается с проблемой, что рынок это в большей степени социальный институт [43]. В связи с этим обнаруживается некоторая двойственность в трактовке терминов: базар и рынок, рынок и рыночный комплекс, рыночный комплекс и торговый комплекс.

В своей статье Куракина А.А. рассматривает создание комфортной среды в торговом центре при помощи планировочных приемов архитектуры. При построении учитывается система под названием «wayfinding», что в переводе означает «нахождение пути», которая направлена на формирование потоков людей и торговли. В приемы входят такие направления, как создание наиболее длинного пути, распределение и направление потоков, управление восприятием торгового пространства и скоростью потока, создание «якорей», «польза» прохождения маршрута, логика маршрута [44]. При этом представляется важным сохранение приоритетов функционального разнообразия, зеленых островков, выставочных зон, зон развлечения и др..

Развлекательная функция издавна существовала в торгово-рыночных комплексах открытого или открыто-закрытого типа и остается актуальной (Нижегородская ярмарка, Толкучий рынок, Чеховский рынок). По современным требованиям все открытые рынки, кроме сельскохозяйственных, должны размещаться в капитальных зданиях, что привело к сокращению самых популярных у населения рынков более чем в два раза [45]. Поддержание развлекательной функцией подобного здания, в виде кинотеатра или фудкорта продлевает жизнь экономическим площадкам, но не на длительный срок. Торговые центры сегодня перестали восприниматься как магазины в связи с тем, что функции, как общепит, кинотеатры в пропорциональном соотношении занимают примерно 60% по словам маркетолога И.Тебеневой [46].

Наблюдается сокращение строительства количества торгово-развлекательных зданий за последние 5-7 лет и выявление новых тенденций, напоминающих привычный старый рынок, где есть натуральные продукты, для здорового образа жизни [47].

Если учесть все исторические аспекты формирования, социальные и экономические принципы становления, добавить зарубежный опыт и развить концепцию, то можно выявить один из возможно удачных вариантов становления торгового центра-рынка. Для заложения архитектурного компонента необходимо учесть и новые технологии, как отдельный аспект формирования [48].

Авторы предлагают ввести подобные системы в общественные здания, дабы расширить возможности для развлекательных функций. Для сезонного назначения было

бы удобным очерчивать территорию процессов торговли, привлекая людей взаимодействовать как в городской среде, так и в торговой.

Любой из типологий не хватает социального аспекта. Создание новой типологии повлечёт за собой организацию пространств открытого и закрытого типа, отвечающих актуальным потребностям и основанных на историческом и социальном аспектах, заключающих в себе возрождение традиционной торговли.

5. Заключение

1. Выявлены 4 этапа развития торговли на примере территории Поволжья: 1 этап (IX-XVII вв.), 2 этап XIV- конец XVII вв. ,3 этап (конец XV1II- Х1Х вв) , 4 этап ( начало XX-XXI век ).

2. Предложенная классификация включает торгово-рыночные комплексы открытого типа: базарные площади, уличная торговля, региональные и общегородские ярмарки; закрытого типа: караван-сараи, купеческие лавки при мануфактурах, гостиные дворы, рынки, крытые галереи(пассажи), торговые центры, молы, рынки; комбинированного типа: открыто-закрытые комплексы, объединяющие крытые и открытые торговые площади.

3. Установлены типы торгово-рыночных комплексов Поволжья, в том числе Татарстана в контексте Российских явлений. Установлены типы : открытые площади с торговыми крытыми рядами; прибрежная открытая торговля, комплексы с гостиными дворами; ансамбли с мечетями; ансамбли с купеческими домами и лавками. Исторически сформировавшиеся типы торговых комплексов эволюционировали в современные ярмарочные, рыночные комплексы и торговые центры.

4. Определено что термин «рынок» имеет широкое значение, применимое как к понятию «рыночные отношения» как социального института, так и к типологии архитектурного объекта. Термин «Торгово-рыночный комплекс» можно отнести как к исторически сформировавшимся типам пространственной организации торговли, так и к современным торговым объектам. Структурной единицей пространственно организованных торговых комплексов стали «торговый ряд», «торговые ряды» (торжок, толкучий рынок, ярмарка). Стихийные «торговые точки» формировались и формируются в местах, не предусмотренных для торговли (товарный обмен, торговля с лотка, с телеги, на улице и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы / References

1. Соловьёва М. Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра // История ярмарок в России, «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/253 3 02/istoriya-yarmarok-v-

rossii?ysdid=lhqpg8g8nv931486795 (дата обращения: 10.09.2022) [Solovyova M. Ancient fairs: from the booth to the cultural center // History of fairs in Russia, "Culture.RF" [website]. URL : https: //www. culture.ru/materials/25 3 3 02/istoriya-yarmarok-v rossii?ysclid=lhqpg8g8nv931486795 (reference date: 09.10.2022)]

2. Валеев Р. М. Торговля Волжской Булгарии с северной и западной Европой в Домонгольский период (IX - начало XIII века) // [Электронный ресурс]. URL: https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4759 (дата обращения: 22.11.2022) [Valeev R. M. Trade of Volga Bulgaria with northern and western Europe in the Pre-Mongol period (IX - the beginning of the XIII century) // [website]. URL: https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4759 (reference date: 22.11.2022)]

3. Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. // Казань: Татарское книжное издательство.1989. - 220 с. [Khalikov A.H. The Tatar people and their ancestors. // Kazan: Tatar Book Publishing House.1989. - 220 p.]

4. Московцев В. В., Лукьянова Ю. П. Эволюция ярмарок в России: социально-экономический аспект // Международный научно-теоретический и прикладной журнал. Социально-экономические явления и процессы № 2 (018), 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (дата обращения: 15.08.2022) [Moskovtsev V. V.,

Lukyanova Yu. P. The evolution of fairs in Russia: socio-economic aspect // International Scientific, Theoretical and Applied Journal. Socio-economic phenomena and processes No. 2 (018), 2010 [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (reference date :08.15.2022)]

5. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. // Экономическая социология. Т. 14. № 1. Январь 2013, Стр. 30-33. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (дата обращения: 22.06.2022) [Fligstin N. Architecture of markets: economic sociology of capitalist societies of the XXI century. // Economic Sociology. Vol. 14. No. 1. January 2013, P. 30-33. [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (reference date: 06.22.2022)]

6. Авдашкин А. А., «Китайский» рынок в пространстве российского города (Случай Челябинска) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341942381_Chinese_market_in_the_space_of_a_Rus sian_city_the_case_of_Chelyabins doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13. D0I.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 (дата обращения: 10.09.2022) [ Avdashkin A. A., "Chinese" market in the space of the Russian city (The case of Chelyabinsk) // [website]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341942381_Chinese_market_in_the_space_of_a_Rus sian_city_the_case_of_Chelyabins doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 . D0I.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 (reference date: 09.10.2022)]

7. Шумилкин С.М. Нижегородская ярмарка. // Нижний Новгород: «Кварц»-2014.-199с. [Shumilkin S.M. Nizhny Novgorod Fair. // Nizhny Novgorod: "Quartz"-2014.-199 p.]

8. Симонов К.В. Историческая ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности в России // Материалы XXIII междунар. науч.-практ. конф. Проблемы современной экономики, Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015 [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-retrospektiva-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-rossii . (дата обращения: 15.08.2022) [Simonov K.V. Historical retrospective of exhibition and fair activities in Russia // Materials of the XXIII International Scientific and practical conference. Problems of Modern Economy, Novosibirsk: CRNS Publishing House, 2015 [website]. URL:https:// https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-retrospektiva-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-rossii/viewer. (reference date: 08.15.2022)]

9. Абдрахманов К.А. Трудовая повседневность оренбургского пореформенного купечества в сфере ярмарочной торговли // Исторические науки и археология, Самарский научный вестник. 2021 Т. 10, № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-povsednevnost-orenburgskogo-poreformennogo-kupechestva-v-sfere-yarmarochnoy-torgovli/viewer. (дата обращения: 25.09.2022) [Abdrakhmanov K.A. Labor everyday life of Orenburg post-reform merchants in the field of fair trade // Historical Sciences and Archeology, Samara Scientific Bulletin. 2021 Vol. 10, No. 1 [website]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-povsednevnost-orenburgskogo-poreformennogo-kupechestva-v-sfere-yarmarochnoy-torgovli/viewer. (reference date: 25.09.2022)]

10. Шкунов В.Н. Сбыт импортных товаров на ярмарках Симбирской губернии в первой половине XIX века // Известия Самарского научного центра РАН. Исторические науки. 2019. № 4 (4). С. 25-29. [Электронный ресурс]. URL: https://sciup.org/sbyt-importnyh-tovarov-na-j armarkah-simbirskoj -gubernii-v-pervoj -polovine-xix-

148315364?ysclid=lhqremclbg644156530 (дата обращения: 5.10.2022) [Shkunov V.N. Sale of imported goods at fairs of Simbirsk province in the first half of the XIX century // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical sciences. 2019. No. 4 (4). P. 25-29. [website]. URL: https://sciup.org/sbyt-importnyh-tovarov-na-jarmarkah-simbirskoj -gubernii-v-pervoj -polovine-xix-1483153 64?ysclid=lhqremclbg644156530 (reference date: 5.10.2022)]

11. Прознич И. Легенды старой Казани: сенной базар // Электронный журнал «MediaСоль» [Электронный ресурс]. URL: https://mirputeshestvij./legendy_staroy_kazani_sennoy_bazar (дата обращения: 7.10.2022) [

Proznich I. Legends of old Kazan: hay market // Electronic magazine "Mediasol" [website]. URL: https://mirputeshestvij./legendy_staroy_kazani_sennoy_bazar (reference date: 7.10.2022)]

12. Романова А.Ю. Ремесло и торговля в казанском крае на рубеже XVI-XVII ВВ. // Цифровая Наука №5 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (дата обращения: 18.05.2023) [Romanova A.Yu. Craft and trade in the Kazan region at the turn of the XVI-XVII centuries. // Digital Science No. 5 2020 [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (reference date: 05/18/2023)]

13. Данкир О. Молога на Волге // Электронный журнал «Проза.ру», 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2020/05/22/1309 (дата обращения: 20.011.2022) [ Dankir O. Mologa on the Volga // Electronic magazine "Prose.ru", 2020 [website]. URL: https://proza.ru/2020/05/22/1309 (reference date: 20.011.2022)]

14. Наумкин Н.Н. Гостиный остров 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/12/28/1246 (дата обращения: 18.05.2023)[Naumkin N.N. Gostiny Ostrov 2019 [website]. URL: https://proza.ru/2019/12/28/1246 (reference date: 05.18.2023)]

15. Мамаева О. Минпромторг предложил упростить открытие уличных рынков в городах России // Электронная газета РБК «Город» 16 фев 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5a8694b29a794731e00fc387 (дата обращения: 11.12.2023) [Mamaeva O. Minpromtorg proposed to simplify the opening of street markets in Russian cities // The electronic newspaper of RBC "Gorod" February, 16 2018 [website]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5a8694b29a794731e00fc387 (reference date: 11.12.2023)]

16. Рябова Т. Крах торговых центров оказался неизбежным. «Половина площадей до сих пор пустует» // Электронный журнал «СМИ «Моменты» 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://momenty.org/city/6832 (дата обращения: 18.12.2022) [Ryabova T. The collapse of shopping centers was inevitable. "Half of the squares are still empty" // Electronic magazine "Mass media "Moments" 2019 [website]. URL: https://momenty.org/city/6832 (reference date: 12/18/2022)]

17. Пименова Е.В., Шумейко В.И. Трансформация в архитектуре уникальных общественных зданий // Инженерный вестник Дона, № 4 (2016) Электронный научный журнал "Инженерный вестник Дона", 2007-2016 гг. Преобразования в архитектуре уникальных общественных зданий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3939 (дата обращения: 07.03.2023) [Pimenova E.V., Shumeyko V.I. Transformation in the architecture of unique public buildings // Engineering Bulletin of the Don, No. 4 (2016) Transformations in the architecture of unique public buildings. [website]. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3939 (reference date: 07.03.2023)]

18. Соловьёва М, там же Соловьёва М. Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра // История ярмарок в России, «Культура.РФ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarmarok-v-rossii?ysclid=lhqpg8g8nv 931486795 (дата обращения: 10.09.2022) [Solovyova M. Ancient fairs: from the booth to the cultural center // History of fairs in Russia, "Culture.RF" [website]. URL: https://www.culture.ru/materials/253302/istoriya-yarmarok-v-rossii?ysclid=lhqpg8g8nv931486795 (reference date: 09.10.2022)]

19. Валеев Р. М., там же Валеев Р. М. Торговля Волжской Булгарии с северной и западной Европой в Домонгольский период (IX - начало XIII века) // [Электронный ресурс]. URL: https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4759 (дата обращения: 22.11.2022) [Valeev R. M. Trade of Volga Bulgaria with northern and western Europe in the Pre-Mongol period (IX - the beginning of the XIII century) // [website]. URL: https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/4759 (reference date: 22.11.2022)]

20. Романова А.Ю., там же Романова А.Ю. Ремесло и торговля в казанском крае на рубеже XVI-XVII ВВ. // Цифровая Наука №5 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (дата обращения: 18.05.2023) [Romanova A.Yu. Craft and trade in the Kazan region at the turn of the XVI-XVII centuries. // Digital Science No. 5 2020

[website]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (reference date: 05/18/2023)]

21. Халиков А.Х. там же Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. // Казань: Татарское книжное издательство.1989. - 220 с. [Khalikov A.H. The Tatar people and their ancestors. // Kazan: Tatar Book Publishing House.1989. - 220 p.]

22. Московцев В. В., Лукьянова Ю. П., там же Московцев В. В., Лукьянова Ю. П. Эволюция ярмарок в России: социально-экономический аспект // Международный научно-теоретический и прикладной журнал. Социально-экономические явления и процессы № 2 (018), 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (дата обращения: 15.08.2022) [Moskovtsev V. V., Lukyanova Yu. P. The evolution of fairs in Russia: socio-economic aspect // International Scientific, Theoretical and Applied Journal. Socio-economic phenomena and processes No. 2 (018), 2010 [website]. URL: https://cyberleninka.m/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (reference date:08.15.2022)]

23. Данкир О., там же Данкир О. Молога на Волге // Электронный журнал «Проза.ру», 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2020/05/22/1309 (дата обращения: 20.011.2022) [ Dankir O. Mologa on the Volga // Electronic magazine "Prose.ru", 2020 [website]. URL: https://proza.ru/2020/05/22/1309 (reference date: 20.011.2022)]

24. Романова А.Ю., там же Романова А.Ю. Ремесло и торговля в казанском крае на рубеже XVI-XVII ВВ. // Цифровая Наука №5 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (дата обращения: 18.05.2023) [Romanova A.Yu. Craft and trade in the Kazan region at the turn of the XVI-XVII centuries. // Digital Science No. 5 2020 [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7remeslo-i-torgovlya-v-kazanskom-krae-na-rubezhe-xvi-xvii-vv?ysclid=lhruoz32jt224741761 (reference date: 05/18/2023)]

25. Авдашкин А. А., там же Авдашкин А. А., «Китайский» рынок в пространстве российского города (Случай Челябинска) // [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341942381_Chinese_market_in_the_space_of_a_Rus sian_city_the_case_of_Chelyabins doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13. D0I.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 (дата обращения: 10.09.2022) [ Avdashkin A. A., "Chinese" market in the space of the Russian city (The case of Chelyabinsk) // [website]. URL: https://www.researchgate.net/publication/341942381_Chinese_market_in_the_space_of_a_Rus sian_city_the_case_of_Chelyabins doi.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 . D0I.org/10.20874/2071-0437-2020-49-2-13 (reference date: 09.10.2022)]

26. Наумкин Н.Н. там же Наумкин Н.Н. Гостиный остров 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://proza.ru/2019/12/28/1246 (дата обращения: 18.05.2023) [ Naumkin N.N. Gostiny Ostrov 2019 [website]. URL: https://proza.ru/2019/12/28/1246 (reference date: 05.18.2023)]

27. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского Ханства // Издатель: "ИНСАН", Москва, 1991 ISBN: 5-85840-253 [Электронный ресурс]. URL: https://xn-80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/ocherki-po-istorii-kazanskogo-hanstva (дата обращения: 07.07.2022) [Khudyakov M.G. Essays on the history of the Kazan Khanate // Publisher: INSAN, Moscow, 1991 ISBN: 5-85840-253 [website]. URL: https://xn-80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/ocherki-po-istorii-kazanskogo-hanstva (reference date: 07.07.2022)]

28. Решетников Н.Ф Сенная площадь в Казани. // Очерки истории архитектуры. [Электронный ресурс]. URL:http://nik-rech.narod.ru/album_kazan/excursion/page/page319.htm (дата обращения: 09.09.2022) [Reshetnikov N.F. Sennaya Square in Kazan. // Essays on the history of architecture. [website]. URL:http://nik-rech.narod.ru/album_kazan/excursion/page/page319.htm (reference date: 09.09.2022)]

29. Сенюткина О.Н. Татарская община Нижнего Новгорода в условиях социально-экономических перемен рубежа XIX-XX вв. // «Из истории и культуры народов Среднего Поволжья». 2017. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tatarskaya-obschina-nizhnego-novgoroda-v-usloviyah-sotsialno-ekonomicheskih-peremen-rubezha-xix-xx-vv/ (дата обращения: 19.12.2022)

[Senyutkina O.N., The Tatar community of Nizhny Novgorod in the conditions of socioeconomic changes at the turn of the XIX-XX centuries // From the history and culture of the peoples of the Middle Volga region. 2017. № 7 // [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tatarskaya-obschina-nizhnego-novgoroda-v-usloviyah-sotsialno-ekonomicheskih-peremen-rubezha-xix-xx-vv (reference date: 19.12.2022)

30. Халиков А.Х. там же Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. // Казань: Татарское книжное издательство.1989. - 220 с. [Khalikov A.H. The Tatar people and their ancestors. // Kazan: Tatar Book Publishing House.1989. - 220 p.]

31. Шкунов В.Н. там же Шкунов В.Н. Сбыт импортных товаров на ярмарках Симбирской губернии в первой половине XIX века // Известия Самарского научного центра РАН. Исторические науки. 2019. № 4 (4). С. 25-29. [Электронный ресурс]. URL: https://sciup.org/sbyt-importnyh-tovarov-na-jarmarkah-simbirskoj-gubernii-v-pervoj-polovine-xix-148315364?ysclid=lhqremclbg644156530 (дата обращения: 5.10.2022) [Shkunov V.N. Sale of imported goods at fairs of Simbirsk province in the first half of the XIX century // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. Historical sciences. 2019. No. 4 (4). P. 25-29. [website]. URL: https://sciup.org/sbyt-importnyh-tovarov-na-jarmarkah-simbirskoj-gubernii-v-pervoj-polovine-xix-

148315364?ysclid=lhqremclbg644156530 (reference date: 5.10.2022)]

32. Авдаков И.Ю. История торговли России со странами востока на Нижегородской ярмарке // Вестник Института востоковедения РАН №2(8),2019. с.203-213 [Электронный ресурс].URL: https://arxiv.gaugn.ru/s2618-73020000620-7-1-ru-13/?reader= Y (дата обращения: 28.02.2023) [Avdakov I.Yu. The history of trade between Russia and the countries of the East at the Nizhny Novgorod Fair // Bulletin of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences No. 2(8), 2019. P.203-213 [Electronic resource].URL: https://arxiv.gaugn.ru/s2618-73020000620-7-1 -ru-13/?reader = Y (reference date: 02.28.2023)]

33. Абдрахманов К.А. там же Абдрахманов К.А. Трудовая повседневность оренбургского пореформенного купечества в сфере ярмарочной торговли // Исторические науки и археология, Самарский научный вестник. 2021 Т. 10, № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-povsednevnost-orenburgskogo-poreformennogo-kupechestva-v-sfere-yarmarochnoy-torgovli/viewer. (дата обращения: 25.09.2022) [Abdrakhmanov K.A. Labor life of Orenburg post-reform merchants in the field of fair trade // Historical Sciences and Archeology, Samara Scientific Bulletin. 2021 Vol. 10, No. 1 [website]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/trudovaya-povsednevnost-orenburgskogo-poreformennogo-kupechestva-v-sfere-yarmarochnoy-torgovli/viewer. (reference date: 25.09.2022)]

34. Шумилкин С.М. там же Шумилкин С.М. Нижегородская ярмарка. // Нижний Новгород: «Кварц»-2014.-199с. [Shumilkin S.M. Nizhny Novgorod Fair. // Nizhny Novgorod: "Quartz"-2014.-199 p.]

35. Прознич И. там же Прознич И. Легенды старой Казани: сенной базар // Электронный журнал «MediaСоль» [Электронный ресурс]. URL: https://mirputeshestvij./legendy_staroy_kazani_sennoy_bazar (дата обращения: 7.10.2022) [ Proznich I. Legends of old Kazan: hay market // Electronic magazine "Mediasol" [website]. URL: https://mirputeshestvij./legendy_staroy_kazani_sennoy_bazar (reference date: 7.10.2022)]

36. Решетников Н.Ф. там же Решетников Н.Ф Сенная площадь в Казани. // Очерки истории архитектуры. [Электронный ресурс]. URL:http://nik-rech.narod.ru/album_kazan/excursion/page/page319.htm (дата обращения: 09.09.2022) [Reshetnikov N.F. Sennaya Square in Kazan. // Essays on the history of architecture. [website]. URL:http://nik-rech.narod.ru/album_kazan/excursion/page/page319.htm (reference date: 09.09.2022)]

37. Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Старая Казань в цвете: как изменился центр города за 100 лет — от Рыбной площади до Кольца, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, 18 ноября 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/womens-league/aktualno/istoriya/staraya-kazan-v-cvete-kak-izmenilsya-centr-goroda.html (дата обращения: 09.09.2022) [Old Kazan in color: how the city center has changed in 100 years — from Rybnaya Square to the Koltso, Kazan (Volga Region) Federal

University // [website]. — URL: https://kpfu.ru/womens-league/aktualno/istoriya/staraya-kazan-v-cvete-kak-izmenilsya-centr-goroda.html (reference date: 09.09.2022)]

38. Канаян К., Канаян Р., Канаян А. там же Канаян К., Канаян Р., Канаян А. «Проектирование магазинов и торговых центров».М.: «Юнион-Стандарт Консалтинг», 2005 - 424с. [ Kanayan K., Kanayan R., Kanayan A. Designing of shops and shopping centers. Moscow: "Union-Standard Consulting", 2005 - 424 p.]

39. Флигстин Н. там же Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. // Экономическая социология. Т. 14. № 1. Январь 2013, Стр. 30-33. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (дата обращения: 22.06.2022) [Fligstin N. Architecture of markets: economic sociology of capitalist societies of the XXI century. // Economic Sociology. Vol. 14. No. 1. January 2013, P. 30-33. [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (reference date: 06.22.2022)]

40. Московцев В. В., Лукьянова Ю. П., там же Московцев В. В., Лукьянова Ю. П. Эволюция ярмарок в России: социально-экономический аспект // Международный научно-теоретический и прикладной журнал. Социально-экономические явления и процессы № 2 (018), 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (дата обращения: 15.08.2022) [Moskovtsev V. V., Lukyanova Yu. P. The evolution of fairs in Russia: socio-economic aspect // International Scientific, Theoretical and Applied Journal. Socio-economic phenomena and processes No. 2 (018), 2010 [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-yarmarok-v-rossii-sotsialno-ekonomicheskiy-aspekt/viewer. (reference date :08.15.2022)]

41. Твердюкова Е.Д. Колхозная торговля Ленинграда 1930-х годов // Вестник Санкт-Петербургского Университета сер.2, 2007 г. с. 126-132. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kolhoznaya-torgovlya-leningrada-1930-h-godov/viewer (дата обращения: 14.09.2022) [ Tverdyukova E.D. Collective farm trade of Leningrad of the 1930s // Bulletin of the St. Petersburg University ser.2, 2007, P. 126-132. [website]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kolhoznaya-torgovlya-leningrada-1930-h-godov/viewer (reference date: 14.09.2022)]

42. Симонов К.В., там же Симонов К.В. Историческая ретроспектива выставочно-ярмарочной деятельности в России // Материалы XXIII междунар. науч.-практ. конф. Проблемы современной экономики, Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015 [Электронный ресурс]. URL:https:// https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-retrospektiva-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-rossii/viewer. (accessed: 08.15.2022)]. (дата обращения: 15.08.2022) [Simonov K.V. Historical retrospective of exhibition and fair activities in Russia // Materials of the XXIII International Scientific and practical conference. Problems of Modern Economy, Novosibirsk: CRNS Publishing House, 2015 [website]. URL:https:// https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-retrospektiva-vystavochno-yarmarochnoy-deyatelnosti-v-rossii/viewer. (reference date: 08.15.2022)]

43. Флигстин Н. там же Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. // Экономическая социология. Т. 14. № 1. Январь 2013, Стр. 30-33. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (дата обращения: 22.06.2022) [Fligstin N. Architecture of markets: economic sociology of capitalist societies of the XXI century. // Economic Sociology. Vol. 14. No. 1. January 2013, P. 30-33. [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (reference date: 06.22.2022)]

44. Мамаева О. там же Мамаева О. Минпромторг предложил упростить открытие уличных рынков в городах России // Электронная газета РБК «Город» 16 фев 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5a8694b29a794731e00fc387 (дата обращения: 11.12.2023) [Mamaeva O. Minpromtorg proposed to simplify the opening of street markets in Russian cities // The electronic newspaper of RBC "Gorod" February, 16 2018 [website]. URL: https://realty.rbc.ru/news/5a8694b29a794731e00fc387 (reference date: 11.12.2023)]

45. Флигстин Н. там же Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века. // Экономическая социология. Т. 14. № 1. Январь 2013, Стр. 30-33. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (дата обращения: 22.06.2022) [Fligstin N. Architecture of markets: economic sociology of capitalist societies of the XXI century. // Economic Sociology. Vol. 14. No. 1. January 2013, P. 30-33. [website]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-rynkov-ekonomicheskaya-sotsiologiya-kapitalisticheskih-obschestv-xxi-veka/viewer (reference date: 06.22.2022)]

46. Рябова Т. там же Рябова Т. Крах торговых центров оказался неизбежным. «Половина площадей до сих пор пустует» // Электронный журнал «СМИ «Моменты» 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://momenty.org/city/6832 (дата обращения: 18.12.2022) [Ryabova T. The collapse of shopping centers was inevitable. "Half of the squares are still empty" // Electronic magazine "Mass media "Moments" 2019 [website]. URL: https://momenty.org/city/6832 (reference date: 12/18/2022)]

47. Galina Aidarova and Elza Bashirova. Regional architecture of Russia: Kazan - conflicts of the "old" and "new". IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 890 (2020) 012016 IOP Publishing. doi: 10.1088/1757-899X/890/1/012016

48. Рябова Т. там же Рябова Т. Крах торговых центров оказался неизбежным. «Половина площадей до сих пор пустует» // Электронный журнал «СМИ «Моменты» 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://momenty.org/city/6832 (дата обращения: 18.12.2022) [Ryabova T. The collapse of shopping centers was inevitable. "Half of the squares are still empty" // Electronic magazine "Mass media "Moments" 2019 [website]. URL: https://momenty.org/city/6832 (reference date: 12/18/2022)]

Информация об авторах Сабина Ильгизовна Калимуллина , архитектор, АО «Казанский гипронииавиапром» им. Б.И. Тихомирова», г. Казань, Российская Федерация E-mail : kalimullinasabina4@gmail. com

Галина Николаевна Айдарова, доктор архитектуры, профессор, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань, Российская Федерация

E-mail: aidagalnik@mail.ru

Information about the authors Sabina Il. Kalimullina, architect, JSC "Kazan Giproniiaviaprom" named after B.I. Tikhomirov", Kazan, Russian Federation Email: kalimullinasabina4@gmail.com

Galina N. Aidarova, doctor of architecture, professor, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan, Russian Federation. Email: aidagalnik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.