Молодая наука
УДК 23/28 UDC 23/28
ОСОБЕННОСТИ ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Н. Шурыгин Курсант группы 2343 Военно-воздушный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Воронеж) Россия, Воронеж, 394042 Старых Большевиков
54 «А»
А.Н. Асташова e-mail: [email protected] доцент, кандидат исторических наук, доцент тел. 8(908)1483874 адрес: 394011 г. Воронеж ул. Сосновая д. 24, кв.
24.
Авторское резюме: В данной статье рассматриваются истоки течения, получившего позднее название обновленчества на территории Воронежской области. Анализируется два этапа истинно-православного движения, которые тесно связаны с именем Алексея Буя. Вся информация основана на архивных материалах. Ключевые слова: истинно-православное движение, буевцы, иосифляне, Воронежская епархия.
SPECIFIC FEATURES OF THE "TRUE-ORTHODOX" MOVEMENT AT THE VORONEZH REGION
N. N. Shurygin Cadet group 2343 Air training and research center air force «Air force Academy named after Professor N. E. Zhukovsky and
Y. A. Gagarin (Voronezh) Russia, Voronezh, 394042 Old Bolsheviks 54 «A»
A.N. Astashova e-mail: [email protected] associate Professor, candidate of historical Sciences, associate Professor phone: 8(908)1483874
address: 394011, Voronezh, St. Pine house 24,
apartment 24. Abstract: : this article discusses the origins of the current, later named Renovationism in the Voronezh region. Analyzes two stage true-Orthodox movement, which is closely linked with the name of Alexei Buoy. All information is based on archival materials.
Keywords: true Orthodox movement, bouncy, easyplane, the Voronezh diocese.
Зарождение обновленчества началось в предреволюционные годы, в то время интеллигенция стремилась изменить христианство, «усовершенствовать его» и выразить в нем свои интересы. Всероссийский союз демократического духовенства и мирян, в котором нашло свое выражение течение обновленчества, образовался после 1917 года. Всероссийский союз получил поддержку большевиков после октября 1917 года, а изначально был довольно малочисленной группой. Большевики сыграли организационную и руководящую роль в инициировании и осуществлении обновленческого раскола. Обновленческий раскол Русской Православной Церкви был организован Политбюро и ГПУ в мае 1922 г. сразу же после ареста Патриарха Тихона. Обновленческое движение создавалось как «советская» альтернатива «черносотенной», «тихоновской» Церкви. При содействии властей «церковная оппозиция» пыталась «похитить высшую Церковную власть у законных канонических иерархов». Она объявила себя высшим церковным управлением и поспешила лишить сана сразу восемьдесят архиереев, активно стоящих на стороне Патриарха. С 1921 года чекисты вели систематическую «обработку» воронежского архипастыря, с тем, чтобы он поддержал группу «прогрессивного столичного» духовенства. (Сапелкин Н.С.)
Декларация заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Старогородского) от 29 июля 1927 г. о признании Русской Православной церковью Советской власти и об отказе РПН от участия в контрреволюционной деятельности вызвала неоднозначную реакцию среди клира и православных мирян. Часть их поддержала Декларацию, в то время как другая отвергла ее и обвинила
митрополита Сергия в превышении власти и нарушении церковных канонов. Наиболее сильной и сплоченной группой среди оппозиционных линии митрополита Сергия были сторонники митрополита Петроградского Иосифа (Петровых)
- «иосифлянцы».
На территории ЦЧО иосифлянское движение называлось «буевским»- по имени возглавлявшего его управляющего Воронежской епархией епископа Козловского Алексия (Буя).
Как следует из имеющейся в архивно-следственном деле № П-9236 выписки из докладной записки благочинного 3-го округа Воронежского уезда протоиерея Тихона Черницкого митрополиту Сергию, «раскол в г. Воронеже назревал подготовляться с момента появления первого посланца митрополита Сергия от 16/29 июня 1927 г.. Тотчас среди ссыльного духовенства в гор. Воронеже началось глухое подпольное недовольство патриаршим местоблюстителем, оно уговаривало Алексия Буя не обнародовать воззвания и отколоться от патриаршего синода» (ГАВО 1:1).
Как следует из имеющегося в архивно-следственном деле №. 9238 меморандума Воронежского губернского отдела ОПТУ от 20 января
- 15 мая 1928 г. большую роль в формировании буевского движения играли священники, административно высланные в г. Воронеж: протоиерей Владимир Чиликин, священник Иоанн Каменский, служившие при Покровской церкви бывшего Покровского женского монастыря, священник Сергий Гортанский, служивший при церкви бывшего Алексеевского Акатова мужского монастыря, протоиерей Николай Пискановский, служивший при Вознесенской церкви г. Воронеже и др.
Ссыльные священники на собрании воронежского духовенства и мирян, состоявшемся 10 октября 1927 г. при заслушивании декларации митрополита Сергия выступили с особой резолюцией, выражавшей недоверие митрополиту Сергию и руководимому им Синоду.
С ноября 1927 г. с благословения епископа Алексея Буя священники Покровской церкви г. Воронежа, Покровской церкви женского монастыря, церкви Святого князя Владимира возобновили в службах поминовение архиепископа Воронежского Петра Зверева, осужденного по политическим мотивам, вопреки распоряжению о непоминовении. Затем сам Алексий Буй стал поминать Петра Зверева в службах в кафедральном Алексеевском соборе. (ГАВО 2:2)
9/2 января 1928 года епископ Козловский Алексий Буй выступил с посланием к православному клиру и мирянам Воронежской церкви (выписка из послания имеется в архивно-следственном деле № П-9236).
В послании говорилось: «Стоя на страже православия и зорко следя за всеми проявлениями церковной жизни не только во вверенной нашему смирению епархии, но вообще в патриархате, мы, к великому нашему прискорбию, обнаружили в последних деяниях возвращавшегося к своим обязанностям Заместителя Патриаршего местоблюстителя Сергия Митрополита Нижегородского стремительный уклон в сторону обновленчества: превышение прав и полномочий, предоставленных ему и нарушение святых канонов (решение принципиальных вопросов самостоятельно, перемещение и увольнение архиереев без суда и следствия и т.п.). Своими противными духу православия деяниями митрополит Сергий отторгнул себя от единственной Святой Соборной Апостольской церкви и утратил право предстоятельства русской церкви. Православные святители и пастыри пытались всячески воздействовать на митрополита Сергия, и возвратить его на путь прямой и истинный. Будучи волею Божией с благословения зам. патр. местобл. Серафима арх. Углического от 16/29 февраля 1927 г. обличен высокими полномочиями быть «стражем Воронежской церкви» с оставлением одновременно и еп. Козловского округа, и вполне разделяя мнение и настроение верных православию иерархов и своей паствы, отныне отмежевываюсь от митр. Сергия, его неканонического Синода и деяний их, сохраняя каноническое преемство через патр.мест. Петра митр. Крутицкого, назначенного патр. мест., высокопреосвящ. Петром митр. Крутицким, от 6 декабря 1925 г. Третьим кандидатом в зам. Патр. местоблюст. высокопр. митр. Иосифа, избираю своим высшим духовным руководителем». (ГАВО 3:2 )
В Меморандуме Воронежского Губернского отдела ОПТУ от 28 января 1928 г., хранящемся в архивно-следственном деле № П-9236 говорится, что 28 января 1928 г. епископ Алексей Буй в церкви Покровского Девичьего монастыря объявил верующим, что, ввиду отклонения митрополита Сергия в обновленчество, верующие не должны иметь с ним общение. Церкви г. Воронежа заняли выжидательную позицию.
Распоряжением заместителя патриаршего
- -
местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия от 27 января 1923 г. епископ Алексий Буй был лишен должности управляющего Воронежской епархией - Временное управление епархией было передано епископу Богучарскому Владимиру (Горьковскому). (Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-9236 Л.249-конверт). Однако Алексий Буй отказался подчиниться распоряжению. С этого момента раскол стал формальным. К 26 февраля 1928 г. к Алексию Бую примкнули (добровольно или под нажимом церковных советов) священники Успенской, Спасской, Ивано-Предтеченской, Дернов-ской, Онуфриевской церквей, Владимирского собора, Покровский женский и Алексеевский Акатов мужской монастыри в г. Воронеже.
Как указывается в меморандуме Губернского отдела ОСПУ от 26- февраля 1928 г. в г. Воронеже епископа Алексия Буя не помина,- только священник Ильинской церкви протоиерей Федор Малицкий. В губернии Алексия Буя не поддержали (к февралю 1928 г.) Бутурлиновский, Валуй-ский уезды, с. Уразово и сл. Селиваново Воронежского уезда. (ГАВО 4:2 )
Расцвет движения буевцев приходится на 19301931 гг. (тогда движение охватило, 20 районов Центрально-Черноземной области). Вторая волна последовала в июле-августе 1932 г. (Из докладной записки Союза воинствующих безбожников ЦЧО 1934 Г.-Ф.2 Оп.1 Д.2879 Л.1) Центром буевцев являлся Алексеевский Акатов монастырь в г. Воронеже. На 1 января 1931 г. буевцы владели 112 храмами в ЦЧО, однако, как следует из «Сводки состояния религиозного движения по ЦЧО на 1 января 1931 г.! «... фактическое количество сторонников буевщины гораздо больше, чем показывает количество церквей. По тактическим соображениям часть буевцев скрывают свое политическое лицо и скрываются под маской серги-евцев». (ГАВО 5:1)
31 августа 1928 г. постановленном Особого Совещания при Коллегии ОГПУ 8 сторонников Алексея Буя были осуждены по ст. 58-10 УК РСФСР. В Обвинительном заключении по делу говорилось, что они «примыкая к реакционно-черносотенному кругу церковного движения и участвуя в создании в церковных кругах раскола, вели наряду с этим активную антисоветскую агитацию среди верующих, возбуждая к волнениям и беспорядкам против Советской власти». (ГАВО 6:2)
28 июля 1930 г. Коллегия ОГПУ вынесла при-
говор по делу Алексея Буя и 37 его сторонников. Они обвинялись в создании подпольной антисоветской церковно-монархической организации «буевцев», ставившей конечной целью поднятие выступления против Советской власти и восстановление монархии». Как указывается в «Обвинительном заключении» по делу, «Организация «буевцев» строилась применительно к церковно-мерархической структуре, создавала свои периферийные группы в основном около приходских советов». Центром организации являлся Алексеевский Акатов монастырь в г. Воронеже. На местах «буевцы» имели влияние в 6 округах ЦЧО: Острогожском, самые опасные пункты: (с. Нижний Икерец, с. Платава, с.Урыв, с.Афанасьевна, г.Буденный, г.Бобров); Усман-ском (с.Семидесятное, с.Хреновские Выселки, с.Хохол, с.Новая Усмань); Елецком
(г.Задонск, с.Тюнино); Борисоглебскому (с.Троицкое, с.Танцири) и т.д. Всего в состав «местных организаций «буевцев» входило 470 жителей Центрально-Черноземной области, в том числе 66 священников и 75 монахов (ГАВО 7:2)
10 апреля 1931 г. тройкой при 1111 ОГПУ по Центрально-Черноземной области были осуждены 41 житель Землянского района ЦЧО по ст.58-10,58-П УК РСФСР Они обвинялись в создании в Землянском районе церковно-монархической организации «Истинно-Православная Церковь» - филиала «Всесоюзной Истинно-Православной Церкви». Как указывалось в «обвинительном заключении» по делу, во главе «организации» стоял священник бывшего Землянского монастыря с.Стадницы Аверин Иван Александрович. Организация была неразрывно связана с руководителем ИПЦ ЦЧО еп.Иосафом Поповым из г. Н.Моссковска (так в тексте) УССР и монахами г.Киева. Организация «ИПЦ» Землянского района ЦЧО имела 2 «ячейки»: в с.Ст.Ольшанке и Нижней Ведуге. Работа «организации» ИПЦ «сводилась в основном к контрреволюционной агитации с использованием религиозных предрассудков верующих масс» (предсказания конца света, высказывания о существовании антихриста в лице Советской власти и коммунистов). (ГАВО 8:2) «Руководитель» ИПЦ в Землянском районе ЦЧО священник Аверин Иван Александрович на допросе 23 февраля 1931 г. показал: «Я-священник «Истинно-Православной Церкви» и последователь Алексея Буя». На допросе 17 марта 1931 г. Аверин И.А, назвал епископа Алексея Буя «ру-
Р
ководителем Истинно-Православной церкви». (ГАВО 9:2)
22 октября 1932 г. Тройкой при 1111 ОГПУ по ЦПО были осуждены 26 граждан Бобровского района ЦПО по обвинению в создании «контрреволюционной церковно - повстанческо - монархической организации Истинно -Православная Церковь «Пещерники». Как следует из «Обвинительного заключения» по делу члены данной «организации» устраивали тайные собрания с целью отправления религиозных обрядов. В Шатрицких пещерах (Лискинский район) участниками ИПЦ «Пещерники» была организована «пещерная церковь». Члены организации на нелегальных собраниях выражали недовольство политикой Советской власти, называли Советскую власть «властью антихриста», высказывали намерения бойкотировать Советскую власть. (ГАВО 10:2)
В 1937 г. началась сплошная массовая ликвидация религиозных объединений всех ориен-таций. На тот момент в области насчитывалось чуть более сотни обновленческих приходов. Обновленчество переживало глубокий духовный и организационный кризис. Многие его представители под угрозой гонений отказывались от священного сана, кое-кто искал сближения с патриаршей Церковью. Однако от репрессий не спасало даже тесное сотрудничество значительной части обновленцев с органами НКВД. 24 апреля 1937 г. в Воронеже были арестованы «участники контрреволюционно-монархической группы, возглавляемой обновленческим митрополитом Острогорским Иваном Евграфовичем, в количестве 6 человек - все священнослужители Никольской церкви». При обыске у него изъяты печать и штамп «Митрополита Иоанна Воронежского и всея области», панагия, крест золотой, крест серебряный, мантия, клобуки. В Воронеж он прибыл из г. Калинина в мае 1936 г. 7 августа 1937 г. по постановлению тройки УНКВД по Воронежской области он и его «подельники» были расстреляны.
Второй этап развития «Истинно-православной церкви» на территории Воронежской области наступил после Великой Отечественной войны. В 1942 - первой половине 1943 г. государственные органы стали постепенно отвергать обновленцев. Это было связано с изменением политики по отношению к Патриаршей Церкви. В середине 1940-х гг. стала формироваться новая религиозная субкультура - оппозиция официальной Церк-
ви. Это происходило не в последнюю очередь из-за государственной политики, направленной на сращивание Патриаршей Церкви и обновленчества. Характерной особенностью этого этапа является отсутствие каких-либо сведений о священниках ИПЦ и превалирующая роль общин истинно-православных христиан (мирян) в этом движении.
Как указывается в Информационной записке Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК СССР по Воронежской области Н. Озеркина от 15 января 1946 г., в с Л Катуховка Панинсксго р-на(...) проживают истинно-православные христиане (ИПХ). В их взаимоотношениях чисто религиозного порядка общего ничего нет. Последние держат себя сугубо изолированно, в колхозе не состоят и никакого участия в общественных и политических мероприятиях не принимают. Политическая окраска этого религиозного течения явно антисоветская и больше того, с монархическим оттенком. Авторитетом среди них к руководителем является юродивый по имени «Ваня», который во время религиозных служб, проводимых им в частных домах, распространяет всякие антисоветские вещи.
В период подготовки к проведению выборов в Верховный Совет СССР среди указанной публики широкое распространение приняли настроения всеми мерами и средствами уклоняться от участия в этой важнейшей политической кампании.. (ГАВО 11:2)
Согласно Информационной записке Н. Озерки-на от 02 сентября 1946 г. группа ИПХ имелась также в Елань-Коленовском районе. (ГАВО 12:2)
4 февраля 1946 г. Воронежским областным судом была осуждена по ст. 58-10,58-11 УК РСФСР группа верующих-жителей сел Бобровского и Хреновского районов Воронежской области в составе 7 человек. Они обвинялись в участии в антисоветском церковном подполье-«Истинно-православное христианство» в 1944-1945гг. организации нелегальных собрании, выступали на них с антисоветскими призывами.
Как следует из «Обвинительного заключения» по делу члены группы ИПХ не признавали Советскую власть, призывали не вступать в колхозы («потому что там работают в религиозные праздники»),не служить в Красной Армии, не пускать детей в школу (потому что там не изучают Закон Божий),не иметь советских документов (потому что на них печать «антихриста»),не
- -
иметь общения со священниками Русской Православной Церкви.
Группу ИПХ создала «матушка Пелагея», после отъезда которой в Харьковскую область группой стала руководить Фекла Трофимовна Нестеренко («матушка Фекла»),прибывшая осенью 1944 г. в Воронежскую область из Харьковской области от «руководителя» харьковской общины истинно-православных христиан иеромонаха Серафима Шевцова («батюшка Серафим»).
Бобровскую общину ИПХ возплавляла Анна Прохоровна Баженова, 1869 г.р.,а Хреновскую-Пелагея Михайловна Рыжова, 1903 г.р. С членов общин руководителями собирались взносы - так называемая «десятина, которая затем отвозилась в Харьков». (ГАВО 13:2 )
12 сентября 1951 г. Особым Совещанием при МГБ СССР осуждена группа верующих из 14 жителей Евдаковского, Острогожского и Под-горенского районов Воронежской области. Они обвинялись в создании в 1947 г. организации истинно-православных христиан, участии в нелегальных совместных богослужениях. Как указывалось в «Обвинительном заключении» по делу, участники группы ИПХ не признавали Советскую власть, отказывались вступать в колхозы, служить в Армии, принимать участие в выборах, брать и подписывать советские документы. Осужденные проповедовали близкий конец света. (ГАВО 14:2)
Один из обвиняемых, Ф.Ф.Хмыз ,на допросе 21 июня 1951 г. так определял отношение истинно-православных христиан к Русской Православной Церкви: «... примерно с 1921-1922 гг. Русская Православная Церковь стала «обновленческой» церковью, перешла на сторону Советской власти и служит ей, а не Богу. Между тем, Советская власть выступает против религии. Поэтому с 1921-1922 гг. в церковь не хожу. (ГАВО 15:2 )
08 августа 1953 г. выездная сессия Воронежского областного суда в г. Павловске осудила группу истинно-православных христиан Павловского и Верхнемамонского районов Воронежской области, состоявшую из 7 человек. Они обвинялись в создании подпольной организации ИПХ, участии в тайных совместных богослужениях, непризнании Советской власти, отказе служить в армии и вступать в колхозы, участвовать в выборах, брать и подписывать советские документы, проведении антисоветской агитации. (ГАВО 16:2 )
Согласно справке Управления КГБ СССР по
Воронежской области от 30 марта 1961 г. в 1961 г. на территории Воронежской области к истинно-православным христианам примыкало до 600 человек. В основном это были жители Ново-усманского (с.Боровое-30 человек, с.Масловка-27 человек, с. Рождественская Хава - 12 человек), Аннинского (до 40 человек), Новохоперского, Подгоренского, Абрамовского, Елань-Коленов-ского, Лосевского и ряда других районов области, а также г.Воронежа. Кроме того, в Калачеевском и Воробьевском районах проживало 25 сторонников Истинно-Православной Церкви. До 1961 г. около 100 истинно-православных христиан собиралось на кладбище г. Воронежа у могилы «Святого Антония». В 1961 г. эти собрания были пресечены УКГБ СССР по Воронежской области (ГАВО 17:48 ) В 1962 г. существовала группа ИПХ в С.Никольском Аннинского района, насчитывавшая в своем составе 64 человека (29 семей). (Докладная записка Воронежскому обкому КПСС «О состоянии и деятельности секты ИПХ в СЛи-кольском Аннинского района». (ГАВО 18:49 ) Согласно данным Справки «О религиозности населения в Воронежской области в Г960-19О5 гг.» в области в 1959 г. насчитывалось 720 истинно-православных христиан, в 1960-650, в 1961 г.-600, в 1962г.-271,в 1965 г.-241,в 1964 г.-270,в 1965 г.-350 человек. В 1965 г. в области имелось 21 незарегистрированная группа ИПХ: 2-в Аннинском районе, 2-в Бутурлиновском районе, 2-в Грибановском районе,1-в Калачеевском, 7-в Но-воусманском, 5-в Новохоперском,1-в Павловском районах, 1-в г. Воронеже. (ГАВО 19:52 ) В 1966г. в Воронежской области действовало 18 незарегистрированных групп истинно-православных христиан (Справка «0 состоянии религиозности среди молодежи Воронежской области на 01 января 1957 г.»). (ГАВО 20:54 ) На 01 января 1973 г. группы истинно-православных христиан действовали в 23 населенных пунктах Воронежский области: г.Воронеж (68 человек),с.Никольское Аннинского района (31 человек),г.Борисоглебск (10 человек),г.Бутур-линовка (12 человек),с.Гвазда Бутурлиновского района (16 человек),с.Клеповка Бутурлиновского района (9 человек), с.Козловка Бутурлиновского района (8.человек),с.Углянец Верхнехавского района (8 человек),р.п.Грибановский (14 человек),с.Васильевка Грибановского района (9 человек.),с.Верхний Карачан Грибановского рай-
она (8 человек),п.Воля Новоусманского района (9 человек),Боевский с/совет Новоусманского района (8 человек),с.Елань-Колено Новохоперского района (II человек),с.Колено Новохоперского района (12 человек),с.Троицкое Новохоперского района (21 человек),с. Некрылово Новохоперского района (8 человек),с. Ново-Покровка Новохоперского района (9 человек),с.Ярки Новохоперского района (16 человек), г. Павловск (II человек), Александровка Павловского района (10 человек), с .Русская Буйловка Павловского района (6 человек), с .Старая Тишанка Таловского района (16 человек). Всего на территории Воронежской области на 01 января 1973 г. проживало 332 сторонника ИПХ («Список незарегистрированных сектантских религиозных объединений по Воронежской области по состоянию на 01.01.1973г.») (ГАВО 21:56 ) На 01 января 1974 г. в Воронежской области насчитывалось 329 истинно-православных христиан («Список незарегистрированных сектантских религиозных объединений по Воронежской области на 01.01.1974 г.»). Как указывается в отношении Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Воронежской области М.Шибанова от 15 января 1974 г., «о количестве служителей культа у ИПХ нет данных, они повсеместно заявляют, что у них нет служителей культа». (ГАВО 22:56 ) В 1975 г. на территории Воронежской области насчитывалось 27 незарегистрированных объединений ИПЦ, ИПХ («Сведения с религиозных объединениях по Воронежской области на 1975 г.»). (ГАВО 23:59). Таким образом, обновленчество в ЦЧО в 19201930-е гг. было, прежде всего, составляющей политического момента, позволяющей, как рассчитывало большевистское руководство, обострить «революционные» противоречия в РПЦ до «раскола». С другой стороны, это было средством заинтересовать «обновленчеством» тех представителей интеллигенции, которых в начале века привлекала идея религиозного обновления церкви и общества. Однако эффект этой меры был кратковременным и в дальнейшем привел к обратным результатам. В победном 1945 г. с ликвидацией последних епархий обновленчество в России фактически прекратило свое существование. В ЦЧО начался новый виток образования различных незарегистрированных сектантских религиозных объединений по Воронежской об-
ласти (ИПЦ, ИПХ), непризнающих Советскую власть, которые в единичных вариантах просуществовали вплоть до 70-х годов XX века.
Литература
ГАВО 1 - Государственный Архив Воронежской области (далее ГАВО) Ф.1353 Оп.2 Д.№П-9236 Л.249-конверт ГАВО 2 - ГАВО. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-9236 Л.249-конверт
ГАВО 3 - ГАВО. Ф. 9353 Оп.2 ДМ1-9236 Л249-конверт
ГАВО 4 - ГАВО. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-9236 Л.249-конверт. ГАВО 5 - ГАВО. ГАВО 6 - ГАВО. Л.224. 2/Л. ГАВО 7 - ГАВО. Л.14.
ГАВО 8 - ГАВО. Л.589.
ГАВО 9 - ГАВО. 329.
ГАВО 10 342-36 ГАВО 11 ГАВО 12 ГАВО 13 Л.324-335. ГАВО 14 л.131-152. ГАВО 15 Л.55. ГАВО 16 Л.226-248. ГАВО 17 ГАВО 18 ГАВО 19 ГАВО 20 ГАВО 21 ГАВО 21 ГАВО 22
Ф.2 Оп.1 Д. 1624 Л.31. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-9236
Ф.9353 Оп.2 Д.; Р П-24705 т. 1
Ф.9353 Оп.2 Д.№П-18130 т.1
Ф. 9353 Оп.2 Д. 18130 т I Л.
ГАВО. Ф. 9353 Оп.2 Д № П-18214 Л.
ГАВО. Ф.З Оп.2 ДЛ47 Л.148. ГАВО. Ф.З Оп.2 ДЛ54 Л28. ГАВО. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-24563
ГАВО. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-24893 т.З
ГАВО. Ф.9353 Оп.2 Д.№ П-24893 т.1
ГАВО. Ф.9353 Оп.2.Д.№ П-23884 т.4
ГАВО. Ф.З Оп.48 Д.86 Л.7,8,13). ГАВО. Ф.З Оп.49 Д. 153 Л. 8-В. ГАВО. Ф.З Оп.52 Д151аЯ4445. ГАВО. Ф.З Оп.54 Д.129 Л.2 2. ГАВО. ФЗОп.56Д462Л37. ГАВО. Ф.З Оп.56 Д. 462 Л. 61. ГАВО. Ф.З.Оп.59 Д.288 Л.40.
References:
GAVO 1- State Archive of the Voronezh region (hereinafter GAVO )
F. 1353 Op.2№P-9236 L. 249-envelope. [in Russian]
GAVO 2 - GAVO. F. 9353 Op.2.№ P-9236 L. 249-envelope. [in Russian] GAVO 3 - GAVO. F. 9353 Op.2 DM1-9236 L
envelope. [in Russian]
GAVO 4 - GAVO. F. 9353 Op.2№ P-9236 L. 249-envelope. [in Russian]
GAVO 5 - GAVO. F. 2 Op.1 L. D. 1624 31. [in Russian]
GAVO 6- GAVO. F. 9353 Op.2№ P-9236 L. 224. 2/L. [in Russian] GAVO 7 - GAVO. F. 9353 Op.2; P P-24705. 1 L. 14. [in Russian]
GAVO 8- GAVO. F. 9353 Op.2.№P-18130 1 L. T. 589. [in Russian]
GAVO 9- GAVO. F. 9353 Op.2 D. 18130 t I L 329. [in Russian]
GAVO 10 - GAVO. F. 9353 Op.2 D No. P-18214 L. 342-36. [in Russian]
GAVO 11 - GAVO. F. W Op.2 DL L. 148. [in Russian]
GAVO 12 - GAVO. F. W Op.2 DL L. [in Russian] GAVO 13 - GAVO. F. 9353 Op.2.№ P-24563 L. 324-335. [in Russian]
GAVO 14 - GAVO. F. 9353 Op.2.№ P-24893 T. W L. 131-152. [in Russian]
GAVO 15- GAVO. F. 9353 Op.2.№ P-24893. 1 L 55. [in Russian]
GAVO 16- GAVO. F. 9353 Op.2.D. No. P-23884 4 T. L. 226-248. [in Russian]
GAVO 17- GAVO. F. W Op.48 D. 86 L. 7,8,13. [in Russian]
GAVO 18 - GAVO. F. W Op.49 L. D. 153 8 -B. [in Russian]
GAVO 19 - GAVO. F. W Op.52 Da). [in Russian] GAVO 20 - GAVO. F. W Op.54 129 D. L. 2 2. [in Russian]
GAVO 21 - GAVO. F. W Op.56 J. L. 462 61. [in Russian]
GAVO 21 - GAVO. F. W Op.56 462 L. D. 61. [in Russian]
GAVO 22 - GAVO. F. Z. Op.59 288 L. D. 40. [in Russian]