Научная статья на тему 'Особенности исследования процесса развития социально-педагогической реальности с позиций цивилизационного подхода'

Особенности исследования процесса развития социально-педагогической реальности с позиций цивилизационного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1140
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ-СТАДИЯ / ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION / CIVILIZATION APPROACH / HISTORICAL AND PEDAGOGIC PROCESS / HUMAN CIVILIZATION / CIVILIZATION-STAGE / LOCAL CIVILIZATION / GREAT CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланов Иннокентий Александрович

В статье анализируется значение цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса, анализируются подходы к трактовке понятия «цивилизационный подход, выявляется сущность данного педагогического феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of study the process of development of social and pedagogic reality from a perspective of civilization approach

In the article the essence of civilization approach in the study of historical and pedagogic process is analyzed, as well as approaches to interpretation of the concept «civilization approach, the essence of this pedagogical phenomenon is under study.

Текст научной работы на тему «Особенности исследования процесса развития социально-педагогической реальности с позиций цивилизационного подхода»

4. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия). - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.

5. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Изд-во Московского психологосоциального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 432 с. (Серия «Психологи Отечества-).

6. Имедадзе Н.В. Психологический анализ владения вторым языком (психология билингвизма) // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе: сб. науч. тр. / под ред. И.А. Зимней. - Москва: Изд-во МГЛУ им. Мориса Тореза, 1980. - С. 64-75.

7. Очиров М.Н. Краткий русско-бурятский сло.. варь математических терминов. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1995. - 32 с.

8. Очиров М.Н., Лубсанова Л.Б., Габеева Л.Н. Математика для младших школьников, не владеющих родным языком. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. - 50 с.

9. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности. - М.: Изд-во Московского психол.-социального ин-та; Воронеж: Модэк, 2006. - 280 с.

10. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация

содержания образования в условиях реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации-. - Режим доступа:

http://www.rusnauka.com/28 РЯЫТ 2011/Pedagogica/4

94906.doc.htm

11. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с.

Лубсанова Любовь Батоевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и математики Бурятского госуниверситета. E-mail: lub sanova@vandex.ru

Lubsanova Lubov Batoevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of professional teaching and mathematics, Buryat State University. E-mail: lubsanova@vandex.ru

УДК 37.015 © И.А. Маланов

Особенности исследования процесса развития социально-педагогической реальности

с позиций цивилизационного подхода

В статье анализируется значение цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса, анализируются подходы к трактовке понятия «цивилизационный подход-, выявляется сущность данного педагогического феномена.

Ключевые слова: цивилизация, цивилизационный подход, историко-педагогический процесс, человече... ская цивилизация, цивилизация-стадия, локальная цивилизация, великая цивилизация.

I.A. Malanov

Peculiarities of study the process of development of social and pedagogic reality from a perspective of civilization approach

In the article the essence of civilization approach in the study of historical and pedagogic process is analyzed, as well as approaches to interpretation of the concept «civilization approach-, the essence of this pedagogical phenomenon is under study.

Keywords: civilization, civilization approach, historical and pedagogic process, human civilization, civilization-stage, local civilization, great civilization.

В современной педагогической науке термин «историко-педагогический процесс- рассматривается в качестве двуединого процесса развития практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли; он трактуется как неотъемлемая сторона историко-культурного процесса. И педагогическая мысль, и педагогическая практика, ставящие и решающие вопросы, связанные с «воспроизводством- человека, органически вплетены в целостный процесс экономической, социальной, политической и духовной эволюции общества, в развитие форм и способов общения и жизнедеятельности людей.

Сегодня поиск концептуальных подходов к изучению особенностей развития образователь-

ного пространства неразрывно связан, в частности, с решением проблемы самоопределения и самоидентификации образовательных традиций, возникших и развивающихся в различных социокультурных условиях, осознания их места, ро... ли и перспектив во всемирном историкопедагогическом процессе. Это в полном объеме способствует постановке вопроса о его сущностном единстве, конкретно-историческом многообразии и направленности развития мирового образовательного пространства. Продуктивный ответ на этот вопрос может быть получен только в том случае, если максимально полно будут учтены экономические, социальные, политические и духовные детерминанты эволю...

ции педагогических явлений, рассматриваемых в контексте диалога различных эпох и культур с учетом отраслей знания, которые изучают человека и общество: истории, социологии, этногра... фии, культурологии, антропологии, психологии и т.п.

Решению поставленных проблем с учетом указанных подходов при концептуальном осмыслении развития историко-педагогического процесса способствует междисциплинарная категория «цивилизация-, широко используемая в современном отечественном обществознании.

В отечественной науке цивилизационный подход к изучению общественных явлений получает все большее признание. Этот подход мо... жет быть положен и в основу концептуальной интерпретации развития образовательного пространства.

Цивилизационный подход позволяет осмыслить развитие историко-педагогического процесса, в полном объеме учитывая материально-экономические, социально-политические и духовно-нравственные начала в истории. Современная трактовка категории «цивилизация-создает предпосылку для выделения различных уровней во всемирном историко-педагогическом процессе, выражающих как его универсальные свойства, так и конкретно-исторические особенности. Для истории педагогики важен и тот факт, что в современном обществознании все более настойчиво мерилом цивилизационного процесса объявляется человек, его свобода, спо... собность к самовыражению, самореализации.

Цивилизационный подход позволяет дать целостную интерпретацию историкопедагогического процесса, в центре которого стоит человек воспитывающий и воспитываемый, осваивающий культуру, созданную предшествующими поколениями, и преобразующий себя и культуру в ходе этого освоения. Антропоцентрированность и культуросообразность цивилизационного подхода задают точку зрения на историко-педагогический процесс, обращен... ную к проблеме реализации сущностных сил человека в конкретно-историческом многообразии форм социального бытия.

В западной историко-педагогической литературе, несмотря на отдельные попытки рассматривать педагогические феномены в струк... туре цивилизации, понимаемой как синоним культурного бытия человека в целом, эта категория, как правило, используется в значении, которое в обобщенном виде сформулировал американский культуролог А. Кребер. Он опре... делял цивилизации как естественно данные в истории единицы. В этом смысле термин «циви-

лизация- использовал и Э. Майерс в упоминавшейся работе. Данный подход является весьма продуктивным, ибо в его контексте реализуется идея, согласно которой «цивилизация определя... ет протяженность и границы воспитательных систем; культура дает им основу содержания-(М. Накостен). Именно с точки зрения такого подхода (или во всяком случае с его учетом) в многочисленных зарубежных работах анализируется развитие историко-педагогического процесса на Западе [1].

Объективная трудность концептуализации цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса связана с практи... чески необозримым количеством толкований самой категории «цивилизация-. Так, даже говоря о цивилизациях как естественно данных в истории единицах, для определения их внутренней сущности используют различные термины: душа (О. Шпенглер), стиль (А. Тойнби), центральный смысл или ментальность (П. Сорокин), этнос (Ф. Бэгби), массовое сознание (К. Доусон), коллективное сознание (Р. Уэскот), мировоззрение (Д. Ричардсон) и т.п.

В Советском энциклопедическом словаре под цивилизацией понимается ступень, уровень общественного развития материальной и духовной культуры, а в культурно-исторической периодизации, принятой в ХУШ-Х1Х вв., третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень - дикость). Данное понятие было введено Л. Морганом и Ф. Энгельсом [2].

Цивилизационный подход к изучению развития историко-педагогического процесса способствует рассмотрению динамики педагогических явлений с учетом специфики ядерных социальных образцов, присущих различным культурно-историческим типам обществ, создает предпосылку для анализа собственно педагогических феноменов в контексте предельно широких социализирующих процессов. Стремление к последнему, выраженное еще Л.Н. Толстым, становится все более заметным с 1960-х гг.

Современная интерпретация категории «ци... вилизация- и базирующийся на ней подход к изучению всемирного историко-

педагогического процесса создают предпосылки для решения ряда важнейших задач, стоящих сегодня перед педагогической наукой. Этот подход способствует выработке целостного концептуального взгляда на природу единства и многообразия историко-педагогического процесса, созвучного реалиям современности, когда человечество движется к мировой цивилизации при сохранении национально-регионального

своеобразия, а также позволяет преодолеть рас... пространенное в зарубежной науке негативное отношение к идее всемирности историкопедагогического процесса. Интерпретация этого процесса с точки зрения цивилизационного подхода делает возможным рассматривать его развитие с учетом многообразных социокультурных детерминант, преодолевая односторонность подхода, утвердившегося в отечественной науке советского периода, а также оценивать его гуманистическую перспективу. Разработанная к настоящему времени теория цивилизации и наиболее перспективные подходы к рассмотрению различных феноменов общественной жизни, а также проблемы, стоящие перед историкопедагогическим познанием, сегодня делают возможным и необходимым формулирование концепции цивилизационного подхода к изучению историко-педагогического процесса и рассмотрение развития этого процесса в ее контексте.

Парадигмальный смысл при концептуальном осмыслении историко-педагогического процесса категории «цивилизация- приобретает благодаря способности выражать историфицированную природу человека сквозь призму совокупности всех форм его общественной жизнедеятельности. Их конкретное многообразие, концентрирующееся вокруг устойчивых ядерных культурных образцов, которые определяют общность социальных отношений, традиций и идей, возрастает по мере лока... лизации цивилизационного процесса во времени и пространстве. Опираясь на имеющиеся в обще... ствознании трактовки категории «цивилизация-, Г.Б. Корнетовым выстроена иерархия взаимодо... полняющих друг друга понятий - человеческая цивилизация, цивилизация - стадия, великие цивилизации, локальные цивилизации, мировая цивилизация, которые способствуют разработке целостной теоретической интерпретации сущност... ного единства, социокультурного многообразия конкретных форм существования и направленности развития образовательного пространства [3].

Понятие «человеческая цивилизация- характеризует общественную историю в целом, социальную форму движения материи как таковую. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте человеческой цивилизации позволяет выявить его универсальное сущностное основание, придающее этому процессу статус атрибута общественной истории и задающее всеобщие рамки, в которых только и может осуществляться его последующая конкретизация.

Понятие «цивилизация-стадия- характеризует тот этап в развитии человеческой цивилизации, когда в результате перехода от есте... ственного половозрастного к общественному

разделению труда утверждается новый тип социальности, противостоящий первобытнообщинному строю; естественно сложившиеся формы и способы организации жизни человече... ского рода изживают себя и отступают перед новыми общественными принципами. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте цивилизации-стадии позволяет выявить присущий ей обобщенный тип образовательной практики и педагогической мысли.

Понятие «локальная цивилизация- характеризует те естественно данные в истории единицы, которые, имея, как правило, этническую и (или) государственную определенность и будучи связанными внутри себя общностью ядерных социальных отношений, культурных традиций и идей, образуют социокультурные орга... низмы, покрывающие «поле- цивилизации-стадии. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте локальных цивилизаций позволяет выявлять специфические устойчивые подходы к постановке и решению педагогических проблем, которые сформировались в рамках конкретно-исторических типов обществ.

Понятие «великая цивилизация- характеризу... ет группы локальных цивилизаций, особенности стиля (или способа) жизни которых определяются универсальными социокультурными характеристиками. Все великие цивилизации - Западная, Ближневосточная, Южноазиатская, Дальнево... сточная - имеют региональный полиэтнический характер и обладают обширной периферией. Рассмотрение историко-педагогического процесса в контексте великих цивилизаций позволяет выделить то особенное, что характеризует теорию и практику воспитания и образования соответству... ющих групп локальных цивилизаций и может быть представлено в форме интегративных базисных педагогических традиций, специфических для Западной, Ближневосточной, Южноазиатской и Дальневосточной цивилизаций. Базисные педаго... гические традиции великих цивилизаций являют собой устойчивые стереотипы, обусловливающие предельно общие рамки способов постановки и решения воспитательно-образовательных проблем, детерминированные глубинными особенностями данных социокультурных систем. Они просматриваются как базисные в масштабе великих цивилизаций в целом, проявляясь с разной степенью отчетливости в различных конкретных ситуациях, но в качестве тенденций в явном или неявном виде существуя на протяжении всей их истории и являясь в конечном счете ведущими [4].

Базисные педагогические традиции великих цивилизаций включают в себя стереотипы, детерминирующие характер педагогического дей-

ствия как действия социального, который, согласно М. Веберу, может определяться, во-первых, целерационально, ориентируясь на достижение прагматического успеха, практического результата; во-вторых, ценностно рационально, ориентируясь на безусловно принятую систему религиозных, идеологических, этических и т.п. ценностей; в-третьих, традиционно, ориентируясь на механическое воспроизведение привычки; в-четвертых, аффективно, эмоцио... нально, ориентируясь на актуальные аффекты и чувства. Конкретное педагогическое действие может включать в себя момент эффективности, являясь непосредственной эмоционально окрашенной реакцией воспитателя на действия или слова воспитуемого, на ту или иную ситуацию. Но сама постановка педагогических целей, выбор средств их реализации как в теории, так и на практике могут преимущественно (на уровне тенденции) определяться целерационально, ценностно рационально, традиционно (при том или ином сочетании этих ориентиров).

Имея своим предметом, своей целью и результатом человека, педагогика обращается к формированию трех сфер личности - интеллектуально-познавательной (рациональной), мотивационно-ценностной (эмоциональной), нравственно-практической (волевой). То, развитию каких сфер для решения педагогических задач отдается предпочтение, как они иерархизируют... ся, какие считаются приоритетными, каким образом связываются процессы приобщения к знаниям, развитие мышления, формирование мотивов, переживаний, поведенческих навыков, фик... сируется в базисных педагогических традициях великих цивилизаций Запада и Востока [5].

Базисные педагогические традиции выражают также тенденции преимущественной ориентации механизмов социализации, в том числе и воспитания, либо на репродуктивное воспроизведение готовых образцов культуры (форм деятельности, мышления, переживания, общения), зафиксированных в устойчивых стереоти... пах, либо на свободное творчество, критически преобразующее в своей основе отношение к накопленной культуре и способам ее передачи от поколения к поколению [2].

И, наконец, базисные педагогические традиции включают в себя то, как осознается и реализуется в социумах, с одной стороны, стремление интегрировать человека в различные общности (семья, община, класс, этнос, государство, конфессиональные и профессиональные группы и т.п.), подготовить его к выполнению определенных заданных социальных ролей, включить в жесткие надличностные структуры, а с другой -

развить в человеке самосознание, недогматиче... ское мышление, самостоятельность оценок и поступков, сформировать личностную независимость, неповторимую индивидуальность, т.е. базисные педагогические традиции во многом определяются социально-культурной реальностью того или иного периода цивилизационного развития человечества, а также они обусловли... вают развитие образовательного пространства и сущностно его характеризует.

В логическом ряду «человеческая цивилизация - цивилизация-стадия - великая цивилизация - локальная цивилизация- каждый из ука... занных уровней задает степень конкретизации педагогических явлений, ту систему социокультурных координат, в которой они должны рассматриваться, соотношение родовых и видовых признаков исследуемых феноменов. Каждый из указанных уровней имеет свой концептуальный смысл для познания и типизации историкопедагогического процесса, изучения мирового образовательного пространства, педагогическо... го наследия, решения современных проблем теории и практики образования и прогнозирования его развития в обозримом будущем.

Определить некоторые важные перспективы развития историко-педагогического процесса в начале XXI в. позволяет его рассмотрение в контексте понятия «мировая цивилизация-. Она представляет собой такое состояние человеческой цивилизации на этапе развития цивилизации-стадии, когда великие и локальные цивилизации, сохраняя свою социокультурную специфику, сливаются в своеобразную планетарную метацивилизацию. Интенсивный процесс формирования мировой цивилизации, имеющий глубокие исторические корни и особенно активизировавшийся в Новейшее время, ставит в повестку дня проблему единого образовательного (с точки зрения конвертируемости) и научнопедагогического пространства, вопрос о привне... сении в педагогические идеологии различных цивилизаций общечеловеческих ценностей, способствует диалогу и взаимообогащению педаго... гических традиций.

Цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса - это способ концептуального осмысления целей, средств, механизмов, условий, результатов осуществле... ния историцированной природы общественного индивида, обеспечивающий анализ педагогиче... ских феноменов в единстве их выражения от общечеловеческого до локального уровней с учетом многообразных социокультурных детерминант. Иерархия уровней рассмотрения историко-педагогического процесса, заданная циви...

лизационным подходом, - всеобщего (человеческая цивилизация), общего (цивилизация-

стадия), особенного (великие цивилизации), единичного (локальные цивилизации) - способствует его последовательной конкретизации. По мере конкретизации способы постановки и решения педагогических проблем, в конечном сче... те базирующиеся на специфической «извечной» (хотя и проявляющейся вариативно) природе человека, наполняются все более определенным социокультурным содержанием, логика развития которого (с точки зрения глобальной исторической перспективы) способствует реализации потенций этой природы [3].

Историко-педагогический процесс на уровне человеческой цивилизации предстает в качестве атрибута социальной формы движения материи как способ осмысления и более или менее успешного разрешения противоречия между представлениями общества, его групп, отдельных людей о свойствах, которыми должен обладать человек, и невозможностью обеспечить их формирование ни посредством механизмов генетической (врожденной) наследственности, ни в ходе спонтанной (стихийной, неорганизованной) социализации. Неизменность природы человека как представителя вида Ното sapiens, единые механизмы его ро... ста и созревания, основанные на естественном развитии организма и распредмечивании-опредмечивании культуры в ходе деятельности и общения, позволяют рассматривать этот уровень как всеобщий по отношению ко всем прочим уровням проявления историко-педагогического процесса, связанным с конкретными формами существования общества и культуры.

Историко-педагогический процесс предста... ет в форме двух исторических типов, первый из которых детерминируется спецификой естественного половозрастного разделения труда, присущего первобытнообщинному строю, а второй - спецификой общественного разделения труда, присущего обществам, достигшим цивилизации-стадии. Тип историко-педагогического процесса, свойственный цивилизации-стадии, выступает как общее по отношению ко всем многообразным педагогическим феноменам, которые существуют на данном этапе развития человеческой цивилизации. Цивилизация-стадия, в свою очередь, проходит в своем развитии через аграрный, индустриальный и постин... дустриальный типы социальности, каждый из которых несет в себе потенцию создания более полных предпосылок для реализации природы человека, постепенного высвобождения его от пут личной и вещной зависимости. Это, как тен... денция, находит свое выражение в содержании

педагогической идеологии, способах ее практиче... ского воплощения.

Устойчивые подходы к способам постановки и решения педагогических проблем, обусловленные характером общности материального и духовного бытия локальных цивилизаций (свя... занных, как правило, с конкретными этносами и/или государствами) и отражающие уровень единичного в историко-педагогическом процессе, генерализуются в рамках так называемых великих цивилизаций - Западной, Ближнево... сточной, Южноазиатской и Дальневосточной. Присущие им базисные педагогические традиции выражают сущностное единство стереотипов практической и теоретической педагогиче... ской деятельности, осуществляемой в рамках ряда сравниваемых локальных цивилизаций, и представляют уровень особенного в историкопедагогическом процессе.

Базисные педагогические традиции способствуют воспроизводству в каждом новом поколении свойств и качеств, обусловленных ядерными социокультурными особенностями великих цивилизаций. Вектор развития идеалов и способов воспитания и образования на Востоке был ориентирован на формирование «традиционного- человека, жестко ограниченного в сво... ем индивидуальном самоопределении надличностными ценностями и структурами. На Западе базисные педагогические традиции, прошедшие противоречивый путь становления и развития, пронизаны рационализмом, индивидуализмом, обращены к проблеме формирования творче... ской, свободной личности.

В начале XXI в. в условиях становления мировой цивилизации усиливаются взаимодействие и диалог между педагогическими тради... циями различных цивилизаций, вектор развития которых все более ориентируется на воспроизводство человека, способного к самостоятельному самоопределению и активной самореализации в меняющемся мире. Несмотря на различные адаптивные потенции цивилизаций Восто... ка, на стремление к сохранению национальнокультурной (локально-цивилизационной) самобытности, происходит распространение наибо... лее адекватных потребностям индустриального и постиндустриального общества педагогических достижений Запада. В развитии всемирного историко-педагогического процесса все более отчетливо просматривается тенденция, связанная с ориентацией на общечеловеческие ценности, на гуманистический мотив свободы и лич... ностной независимости каждого человека.

Предложенная концепция цивилизационно... го подхода к рассмотрению историко-

Ю.Г. Резникова, Л.Г. Карпова. Формирование навыков учебно-исследовательской работы у учащихся основной школы

педагогического процесса позволяет охаракте... ризовать его развитие с точки зрения системы ценностей и подходов, оформившихся в рамках великих и локальных цивилизаций, что вносит элемент относительности в оценку воспитатель. но-образовательных явлений. В то же время установка на признание идеи человеческой природы, присущей всем людям и по-разному реализуемой в различных условиях жизнедеятель... ности, позволяет привнести антропологический принцип в качестве универсального основания, системообразующего звена рассмотрения историко-педагогического процесса и анализа его конкретных модификаций, обусловленных различными социокультурными детерминантами.

Таким образом, цивилизационный подход к изучению историко-педагогического процесса позволяет органично синтезировать при его рассмотрении социокультурный, антропологический и системно-структурный аспекты. Антро... пологическая точка зрения на историкопедагогический процесс в рамках цивилизаци... онного подхода к его изучению актуализирует рассмотрение проблемы гуманизации историкопедагогического процесса как фактора, обеспечивающего максимальную самореализацию человека в условиях его свободного самоопределения и развития. Цивилизационный подход способствует:

1) утверждению идеи всемирности историко-педагогического процесса;

2) проведению антропологической точки зрения на рассмотрение педагогических фено... менов;

3) преодолению односторонней социальноэкономической интерпретации историкопедагогического процесса, являющейся следствием формационного редукционизма;

4) обеспечению его целостной многоуровневой интерпретации с учетом всего многообра... зия экономических, социальных, политических и духовных детерминант развития;

5) акцентированию внимания на устойчи... вых социокультурных стереотипах постановки и решения педагогических проблем [2].

Таким образом, цивилизационный подход при изучении всемирного историкопедагогического процесса позволяет двигаться от логической сущности педагогических явлений к анализу их конкретно-исторических модификаций разной степени общности, от всеобщего через общее и особенное к единичному и, наоборот, от единичного через особенное и общее к всеобщему. Это создает предпосылку, позволяющую улавливать и типологизировать в отдельных проявлениях историко-

педагогического процесса и всеобщее, и общее, и особенное, и единичное, а также учитывать универсальный вектор его стадиальной динамики и реальное социокультурное многообразие.

Литература

1. Белозерцев Е.П. Образование: историкокультурный феномен: курс лекций. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 704 с.

2. Корнетов Г.Б. Педагогика: теория и история.

- М.: Изд-во УРАО, 2003. - 256 с.

3. Корнетов Г.Б. Теория и практика образования: учеб. пособие. - М.: Изд-во АСОУ, 2006. - С. 31.

4. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. - 265 с.

5. Маланов И.А. Развитие образовательного пространства региона: цивилизационный подход: монография. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. - 173 с.

Маланов Иннокентий Александрович, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 210411.

Malanov Innokenty Alexandrovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of pedagogy, Buryat State University. Tel. (301-2) 210411.

УДК 371.385.5 © Ю.Г. Резникова, Л.Г. Карпова

Формирование навыков учебно-исследовательской работы у учащихся основной школы

В статье анализируется педагогический потенциал биологии в формировании исследовательских умений и навыков у обучающихся. Автором предлагается дидактическая система включения учащихся гимназии в ис... следовательскую деятельность.

Ключевые слова: учебно-исследовательская работа учащихся, саморазвитие личности, творческий потенциал личности, практическая работа по биологии, исследовательские умения и навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.