УДК 65.012.124
Вершинина Екатерина Сергеевна Vershinina Ekaterina Sergeevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры управления
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
œndidate of sciences (law), associate professor of the department of management Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Осянин Андрей Николаевич Osyanin Andrey Nikolaevich
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (sociology), associate professor of the department of philosophy Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Особенности использования выборочного метода при исследовании общественного мнения о деятельности ОВД методом анкетирования
Features of the use of sampling in the study of public opinion about the activities of ATS by surveying
Работа посвящена рассмотрению особенностей конструирования выборочной совокупности при проведении исследования общественного мнения о деятельности ОВД методом анкетирования.
Ключевые слова: метод анкетирования, генеральная совокупность, выборочная совокупность, ошибки выборки, репрезентативность.
Work is devoted to consideration of features of designing of a sample when carrying out research of public opinion about activity of department of internal affairs by a questioning method.
Keywords: questioning method, population, sample, selection errors, representativeness.
Целью работы является рассмотрение теоретических аспектов выборочного метода в социологическом исследовании, а также его использования при проведении исследования общественного мнения о деятельности ОВД методом анкетирования [1, с. 145].
Процедурно-методические вопросы реализации исследования. Обоснование выборки и обеспечение ее репрезентативности является одним из наиболее сложных этапов исследовательской программы. Процесс выборки базируется:
— на взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов;
— правомерности выводов о целом на основании изучения его частей — при условии, что
по своей структуре часть является микромоделью целого.
Прежде чем приступить к углубленному рассмотрению основных методов выборки, применяемых в исследовании социальных проблем, целесообразно дать определение таких ключевых понятий, как генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица наблюдения.
Генеральная совокупность — все множество объектов исследования, заданных программой исследования, то есть совокупность потенциальных объектов, теоретический объект [2, с. 148]. Например, все жители Нижегородской области старше 18 лет или все студенты всех нижегородских вузов.
Выборочная совокупность — часть элементов генеральной совокупности, которые выступают в качестве объекта наблюдения, эмпирический объект исследования.
Элементы выборочной совокупности (респонденты), подлежащие изучению, — есть единицы наблюдения.
Выборочный метод имеет две методологические основы:
— всем социальным явлениям присущи сходство и повторяемость;
— закон больших чисел. Сущность его состоит в том, что при большом числе независимых опытов частота появления какого-то события близка к его вероятности. То есть чем больше наблюдений мы совершаем, тем более точно отражаем истинные характеристики генеральной совокупности, тем ближе результаты исследования к истинным значениям.
Основным требованием к выборке и основным свойством хорошо сконструированной выборки является ее репрезентативность. Репрезентативность выборки — это способность выборки отражать существенные черты и характеристики генеральной совокупности (ГС). Репрезентативная выборка позволяет перенести результаты исследования на весь изучаемый объект.
Однако любая выборка предполагает наличие ошибки. Под ошибкой выборки понимают отклонение от истинного значения признака в генеральной совокупности. Ошибки выборки бывают трех типов: случайные, систематические и процедурные.
Случайные ошибки являются статистическими, их число можно уменьшить, увеличив объем выборки. Объем выборки должен быть тем больше, чем разнороднее ГС, чем выше уровень статистической надежности, которую мы задаем, и чем меньшую ошибку мы можем себе позволить. Объем выборки не зависит от объема генеральной совокупности.
Чтобы определить дисперсию, мы можем провести пилотажный опрос — опрос, проводимый с целью отработки методики исследования (анкеты, выборки), не предполагает репрезентативности.
Для расчета требуемого объема выборочной совокупности необходимо представлять дисперсию признаков, которые мы будем измерять в ходе исследования, и максимально допустимую ошибку при заданном уровне статистической надежности. Наиболее распространенной практикой в социологии является расчет размеров выборочной совокупности
(ВС) при уровне предельной ошибки выборки, равном 5%, и уровне статистической надежности, равном 95%.
Для определения уровня дисперсии опираются на то, что значительная часть признаков в социологических исследованиях являются качественными. Дисперсия для качественного признака вычисляется по формуле (1) [2, с. 149]:
Б = д х (1 - д)
(1)
Максимально возможная дисперсия для качественных признаков вычисляется по формуле (2):
Б = 0,5 х (1 - 0,5) = 0,25
(2)
Для вычисления размера выборки будем пользоваться формулой (3):
0,25*2
п =
А2
(3)
где I2 — квадрат уровня статистической надежности (для 95% уровня статистической надежности 1 = 2), А2 — квадрат предельной ошибки выборки.
В целом если рассчитать, то мы убедимся, что при А = 0,05, р = 0,95:
ГС 500 1000 2000 3000 4000 5000 10000 100000
ВС 222 286 333 350 360 370 385 398 400
Из формулы (3) можно вывести
А =
V п
и подсчитать стандартную ошибку для фиксированного размера выборки.
п 25 45 100 156 400
% 20 15 10 8 5
Таким образом, оптимальный объем выборки для любого объема генеральной совокупности является 400 человек и ее увеличение существенным образом не влияет на уменьшение погрешности. Однако для опроса, посвященного оценке эффективности ГУ МВД, важно учесть, что необходимо опросить граждан, проживающих на территории, закрепленной за каждым территориальным органом. В данном случае объема выборки в 400 человек будет явно недостаточно. В то же время опрос 400 человек по каждому территориальному органу делает общий размер выборки чрезвычайно большим. В данном случае представляется оптимальным
п
решением, чтобы объем выборочной совокупности по каждому территориальному органу составлял не менее 200 человек. Тогда при расчете распределения по конкретному территориальному органу 1% будет составлять не менее 2-х человек, а погрешность не будет превышать 7%. Уровень погрешность по общей выборки будет составлять менее 5%.
Рассмотрим подробнее принципы формирования выборочной совокупности. Все способы формирования выборочной совокупности можно разделить на случайные и неслучайные (целевые). Первые формируются в соответствии со статистическими методами и базируются на основных положениях теории вероятностей. Неслучайные выборки весьма разнообразны. Можно выделить следующие методы:
— квотная;
— выбор типичного объекта;
— метод снежного кома;
— метод стихийного отбора (метод основного массива).
Квотная выборка предполагает, что, обладая знаниями о структуре генеральной совокупности, мы целенаправленно формируем структуру выборочной совокупности. Признаки, по которым происходит такое формирование, называют квотными. Традиционно в число квотных признаков входят демографические и социальные показатели, такие как распределение представителей генеральной совокупности по полу, возрасту, образованию, типу и отрасли занятости, а также по географическому признаку (месту проживания или регистрации). В нашем случае важно, чтобы количество опрошенных мужчин и женщин разных возрастов соответствовало статистическим данным о половозрастном распределении населения старше 16 лет, проживающих на территории конкретных территориальных органов ГУ МВД по Нижегородской области.
Для расчета вневедомственной оценки в приказе от 31 декабря 2013 года № 1040 приводятся показатели безопасности граждан и деятельности территориальных органов внутренних дел:
1. Уверенность граждан в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан).
2. Уровень доверия к органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности (доля выражающих доверие от общего числа опрошенных).
3. Оценка эффективности деятельности органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан).
4. Уровень виктимизации (доля граждан, подвергшихся противоправным посягательствам, от числа опрошенных).
5. Количество жалоб, поступивших в адрес Министерства внутренних дел Российской Федерации и его руководства (на 100 тысяч населения).
6. Оценка деятельности органов внутренних дел по материалам, размещенным в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (доля материалов негативного содержания от общего количества материалов).
7. Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг.
В соответствии с приложением № 8 рассматриваемого приказа (форма «4-Крит» [3]), только первые четыре показателя раскрывают сведения о результатах опроса общественного мнения и представляются ФГКУ «ВНИИ МВД России». Остальные три показателя предоставляются УОС МВД России, ДДО МВД России, ГУТ МВД России, ДИТСиЗИ МВД России.
Данное положение также предусматривается методиками, разрабатываемыми непосредственно в соответствующих территориальных органах внутренних дел.
Проанализировав вышеуказанное, делаем вывод, что для их оценки исследования общественного мнения целесообразно использовать следующий перечень вопросов (таблица 1).
Для того чтобы иметь общее представление о социологической выборке, ее формировании, приведем следующие рекомендации:
1) определение доли категорий респондентов должно строго рассчитывается от общего количества жителей региона старше 16 лет или общего числа подлежащих опросу, а не от каких-то иных отдельных совокупностей;
2) нельзя нарушать принцип «случайности» отбора респондентов. Лица, назначенные на проведение анкетирования, должны опрашивать те категории и конкретных лиц, которые намечены сформированной выборкой, а не те, которые наиболее «удобны» анкетеру в силу, например, географической близости (опрашиваются соседи) или контактной близости (опрашиваются родные и знакомые, а также наиболее коммуникабельные слои населения, например женщины или лица с высшим образованием). В результате может произойти смеще-
отраспЕВЫЕ проблемы юридической науки и практики
Таблица № 1
Примерный перечень вопросов для проведения исследования (анкетирования) общественного мнения о деятельности ОВД
ВЫСКАЖИТЕ СВОЕ СОГЛАСИЕ СО СЛЕДУЮЩИМИ УТВЕРЖДЕНИЯМИ (1 — совершенно согласен, 2 — скорее согласен, 3 — и да, и нет, 4 — скорее не согласен,
5 — абсолютно не согласен)
1. Я уверен в защищенности (безопасности) своих личных и имущественных интересов от преступных посягательств 1 2 3 4 5
2. Я доверяю органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности 1 2 3 4 5
3. Деятельность органа внутренних дел как государственного органа по защите интересов граждан является эффективной 1 2 3 4 5
4. Подвергались ли Вы в последнее время каким-либо противоправным посягательствам 1 2 3 4 5
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ
ПОЛ: ВАШ ВОЗРАСТ: 1. До 18 лет 4. 30—39 лет
1. Муж 2. 18—24 года 5. 40—49 лет
2. Жен 3. 25—29 лет 6. 50 лет и старше
1. Рабочий 6. Военнослужащий и работник аппарата
2. Крестьянин управления
3. Работник производственной 7. Предприниматель
РОД сферы 8. Учащийся вуза, техникума, колледжа и т. п.
ЗАНЯТИЙ: 4. Сотрудник правоохранительных 9. Неработающий пенсионер
органов 10. Безработный
5. Работник непроизводственной 11. Иное (укажите)
сферы
ОБРАЗОВАНИЕ:
1. Неполное среднее
2. Среднее общее
3. Среднее профессиональное
4. Высшее профессиональное
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА (РАЙОН ПРОЖИВАНИЯ): ,
ние выборки как по демографическим, так и по социально-экономическим показателям;
3) необходимо соблюдать квоты выборочной совокупности. Так как после проведения опросов могут выявляться несоответствия намеченной выборочной совокупности с полученными количественными показателями по той или иной группе опрошенного населения. При этом должен производиться так называемый «ремонт выборки», то есть приведение в соответствие с необходимыми пропорциями численности социальных групп путем выбраковки (при переборе) или дополнительного опроса (при недоборе);
4) перед проведением опроса анкетер должен провести инструктаж респондента;
5) после заполнения респондентами своих анкет, анкетер обязан проверить полноту заполнения таковой;
6) во время опроса пожилых людей нужно принимать во внимание, что часть их, являясь гражданами пенсионного возраста, продолжает трудовую деятельность. Как следствие, такой респондент, отвечая на вопрос анкеты «Род занятий», указывает несколько позиций, например: пенсионер и рабочий, пенсионер и работник аппарата управления и т. д. Это может привести как к нарушениям выборочной совокупности, так и к ошибкам при последующей компьютерной обработке анкет;
7) выборочная совокупность определяется на основе полученных в статистических управ-
лениях данных о социально-демографическом и социально-профессиональном составе населения исследуемого региона. Составляется разработочная таблица, где в соответствии с долями городского и сельского населения, мужского и женского населения, а также отдельных социально-профессиональных групп в общем числе жителей старше 16 лет данного региона рассчитываются окончательные показатели количества граждан, подлежащих опросу из указанных групп населения.
Например, доли городского и сельского населения (соответственно численностью 170 000 и 80 000 человек; мужчин (110 000), женщин (140 000), рабочих (53 000), крестьян (45 000) иных категорий (152 000) в регионе с населением 250 000 человек составят:
городское население (170000 / 250000 х 100) = 68%;
сельское население (80000 / 250000 х 100) = 32%;
мужчины (110000 / 250000 х 100) = 44%; женщины (140000 / 250000 х 100) = 56%; рабочие (53000 / 250000 х 100) = 21,2%; крестьяне (45000 / 250000 х 100) = 18%; иные категории (152000 / 250000 х 100) = 60,8%
Если предполагается опросить 300 человек, то в соответствии с полученными данными в определенных выше группах должны быть опрошены:
городское население (68 х 300 / 100) = 204; сельское население (32 х 300 / 100) = 96; мужчины (44 х 300 / 100) = 132; женщины (56 х 300 / 100) = 168; рабочие (21,2 х 300 / 100) = 64; крестьяне (18 х 300 / 100) = 54; иные категории (60,8 х 250000 / 100) = 182 человека.
Таким образом, получаем общие пропорции, то есть сколько всего человек должно быть опрошено в той или иной группе населения во всем регионе.
Исчисление количества представителей определенных групп населения, подлежащих опросу по месту проживания (город, село), строится на основе статистических данных о долевом представлении этих групп в городской и сельской местности.
Например, если из общего количества мужчин, проживающих в регионе, в городе проживает 69%, а на селе 31%, то из общего количества мужчин, подлежащих опросу (132 человека), в городе должен быть опрошен (69 х 132 / 100) 91 человек, а на селе (31 х 132 / 100) — 41.
Если рабочих из общего количества рабочих в регионе, в городе проживает 90%, а на селе 10%, то из общего количества рабочих, подлежащих опросу (64 человека), опрошено должно быть в городе (90 х 64 / 100) 58 и на селе (10 х 64 / 100) 6 человек.
Аналогично рассчитывается и численность остальных категорий населения (таблица 2).
На основе окончательных расчетов разрабо-точной таблицы составляется и утверждается структура выборки по указанной форме (таблица 2). Согласно такой структуре и должен проводиться опрос населения.
Выбор единиц наблюдения целесообразно осуществлять по модели сложной, комбинированной, квотно-пропорциональной, многоступенчатой выборки со случайным отбором респондентов на последней ступени. Представительность генеральной совокупности в выборке предусматривается по следующим показателям:
— пропорциональная представительность основных социально-профессиональных групп в общей численности взрослого населения региона;
— пропорциональная представительность различных демографических групп (пол, возраст);
— пропорциональная представительность городского и сельского населения.
В соответствии с указанным выше выборка может осуществляться по четырехступенчатой схеме отбора единиц наблюдения (200 ед. в каждом из 35 территориальных органов ГУ МВД России по Нижегородской области (приказ ГУ МВД России по Нижегородской области от 26 февраля 2014 г. № 238)).
Первая ступень — административно-территориальный район — район города Нижнего Новгорода или области. В каждом из них выбирается 1-2 населенных пункта городского и сельского типа, в которых число отобранных респондентов соответствовало существующей в регионе пропорции городского и сельского населения.
Вторая ступень — социально-профессиональная группа населения. Квотно-пропорцио-нальный отбор респондентов по 10 основным группам в соответствии со статистическими данными (таблица 3).
Третья ступень — первичный производственный коллектив — в каждой отрасли из имеющихся отбираются типичные предприятия и учреждения по группам с различной формой собственности и численностью занятых работников с таким расчетом, чтобы на минимальном
Таблица 2
Примерная разработочная таблица для определения численности опрашиваемых граждан
Группы населения Всего* по Статистические Выборка
региону данные
(в%) город село город село всего
(в%) (в%) (чел.) (чел.) (чел.)
Всего 100 70 30 210 90 300
Мужчины 48 69 31 96 43 139
Женщины 52 71 29 114 47 161
Рабочие 26 90 10 70 8 78
Крестьяне 20 — 100 — 60 60
Работники производственной сферы 7 81 19 17 4 21
Работники непроизводственной сферы 8 80 20 19 5 24
Работники аппарата управления 2 82 18 5 1 6
Сотрудники правоохранительных органов 1 90 10 3 0 3
Военнослужащие 1 60 40 2 1 3
Предприниматели 1 60 40 2 1 3
Учащиеся вузов, техникумов и т. п. 4 99 1 11 1 12
Неработающие пенсионеры 20 93 7 56 4 60
Безработные 3 80 20 7 2 9
Иные категории 7 85 15 18 3 21
* — за 100% принято 100 тыс человек.
их количестве можно было разместить необходимую численность выборки по заданным квотам. Доступ к населению из числа незанятого населения осуществляется путем адресной выборки.
Четвертая ступень — отдельный индивид, производственный работник, служащий — на выбранных предприятиях, по месту жительства. Отбор должен проводиться случайным выбором единиц наблюдения до заполнения необходимых квот по полу, социально-профессиональным группам.
Репрезентативность будет осуществляться по схеме несвязанных параметров. Общий объем выборки составит 7000 единиц наблюдения. Степень представленности квотной выборки тем выше, чем больше параметров, по которым она воспроизводит признаки генеральной совокупности.
Примечания
1. Осянин А.Н., Вершинина Е.С. Методические аспекты организации исследования общественного мнения о деятельности ОВД методом анкетирования // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (33).
2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., 1995.
3. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ от 31 декабря 2013 г № 1040 (в ред. приказов МВД России от 20.08.2014 № 708, от 13.08.2015 № 823). URL: http://base.garant. ru/70693384/ (дата обращения: 18.04.2016).
Notes
1. Osyanin A.N., Vershinina E.S. Methodological aspects of the organization of the study of public opinion on the activities of the ATS questionnaire method // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 1 (33).
2. Batygin G.S. Lectures on the methodology of sociological research: the textbook for students in the humanities. universities and graduate students. Moscow, 1995.
3. Issues of the evaluation of the territorial bodies of the Ministry of Internal affairs of the Russian Federation: order of December 31, 2013 № 1040 (as amended by the Russian Interior Ministry orders from 20.08.2014 № 708 from 13.08.2015 № 823). URL: http://base.ga-rant.ru/70693384/ (reference date: 04.18.2016).