Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
385
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ВТОРИЧНЫЕ ДАННЫЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / АНАЛИЗ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВТОРИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Ибрагимова А.А.

В научно-исследовательской работе рассмотрены особенности использования вторичных данных на примере отдельных стран мира, а именно на примере США, Европы и Африки. Изучены наиболее часто употребляемые источники и способы применения вторичных данных. Проанализированы преимущества и недостатки использования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.9

Ибрагимова А.А.

сстудент 2-го курса магистратуры кафедры таможенного дел Высшей школы экономики и управления Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) (Россия, г. Челябинск)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ ДАННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

Аннотация: в научно-исследовательской работе рассмотрены особенности использования вторичных данных на примере отдельных стран мира, а именно на примере США, Европы и Африки. Изучены наиболее часто употребляемые источники и способы применения вторичных данных. Проанализированы преимущества и недостатки использования.

Ключевые слова: вторичные данные, международный маркетинг, маркетинговые исследования, анализ вторичных данных, маркетинговая деятельность, вторичная информация.

При проведении маркетинговых исследований используются сведения, полученные на основе первичных и вторичных данных.

Вторичные данные - это информация, собранная ранее из внутренних и внешних источников для иных целей, отличных от целей маркетинговых исследований [4, с. 107].

Кабинетные исследования - это наиболее доступный и дешевый метод проведения маркетинговых исследований. Данный метод получения маркетинговой информации - практически доминирующий метод для малых и средних организаций [6].

К источникам внутренней вторичной информации относятся отчёты компаний, беседы с руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, финансовые и бухгалтерские отчёты, командировочные отчёты, обзоры жалоб

потребителей, благодарственные письма, обзор корреспонденция фирмы по деловым вопросам, планы производства и научно-исследовательские работы [1, с. 89].

Внешними источниками служат данные международных организаций, а именно: Международный валютный фонд, ООН, постановления, законы, указы государственных органов, публичные выступления общественных, государственных, политических деятелей, результаты научных исследований, официальная статистика и так далее.

В России функционируют компьютерные информационные системы, специально ориентированные на сбор и передачу информации, в том числе о товарах и рынках. В первую очередь осуществляется сбор такой информации, как статистические ежегодники, данные переписи населения, годовые финансовые отчеты фирм, результаты конкурсов, судебные решения, информация бирж, таблицы курсов акций [2, с. 384].

Вторичные данные предоставляют исследователям возможность более глубокого ознакомления с ситуацией в различных отраслях, с тенденциями изменения объёма прибыли и продаж, с последними достижениями науки и техники. Именно поэтому сбор вторичных данных обычно предшествует сбору первичных [5, с. 388].

Вторичные данные также имеют недостатки: разная степень новизны, нестыковка единиц измерения, невозможность оценить достоверность информации, использование различных определений и классификаций. Названные недостатки обусловлены, в первую очередь, тем, что вторичная информация не относится к определенному маркетинговому исследованию, а исходит из каких-либо других целей [8, с. 239].

Среди компаний, проводящих маркетинговые исследования, можно выделить

корпорацию Decision Analyst, Inc., которая создала сайт, посвященный вторичным

данным. На данном сайте можно найти и изучить такую информацию, как предсказание

экономических тенденций, оценка международной ситуации, анализ исторических

событий, изучение общественного мнения. Сайт корпорации полезен для специалистов

по маркетингу, которых интересуют демографические данные для прогноза размера

рынка на осваиваемых территориях, то есть вторичная информация применяется для

5

того, чтобы определить количество населения, темпы роста в конкретной географической области.

Вторичные данные играют большую роль и для министерств. Например, министерство образования должно знать количество детей в возрасте шести лет, которые в этом году пойдут в школу. Вторичные данные используются и для оценки состояния рынка. Например, поскольку известна величина налога на литр топлива, специалист по топливному рынку сможет легко определить, сколько литров бензина потребляется в данном районе.

Изучение вторичных данных позволяет, например, производителю сыров усилить свои рыночные позиции путём проведения кабинетных исследований в области молочных продуктов. Квалифицированный персонал попытается ответить на главные вопросы, используя внутренние и внешние источники информации: какие марки пользуются наибольшей популярностью? В чём заинтересованы потребители сыров? Главные тенденции на рынке сыров? Какие продукты можно использовать в качестве заменителей сыров? [3, с. 416].

Исходя из вышеуказанной информации, можно выделить главные преимущества использования вторичной информации:

1. Быстрота получения в сравнении со сборами первичных данных

2. Дешевизна в сравнении с первичными данными

3. Легкость пользования

4. Вторичные данные повышают эффективность применения первичных данных

Однако может случиться так, что сведений, нужных исследователю, может не оказаться или существующие данные могут быть устаревшими, неполными и ненадежными. В этом случае с гораздо большими затратами средств и времени исследователю придется собирать первичные данные, которые скорее всего окажутся более актуальными и точными [7, с. 300].

В Европе вторичные данные широко используются для исследований здоровья

населения. Одним из примеров является их использование для мониторинга ожирения

- растущей медицинской и социальной проблемы, которая представляет собой

6

серьёзное бремя с ежегодными расходами. В ходе исследований вторичные данные использовались для отслеживания растущей степени ожирения и характеристик хирургического вмешательства в особых группах населения, например, у подростков. Также проводились исследования с использованием вторичных данных, чтобы установить связь между ожирением и повреждениями спинного мозга.

Вторичные данные применялись для установления таких проблем как:

- несоблюдение периода приёма назначаемых препаратов против ожирения

- несоответствие стандартам физической активности и питания в школах

- нерациональный уход за пациентами с ожирением

Вторичные данные очень полезны при анализе затрат на здравоохранение. Например, данные аптек позволяют выявлять общие тенденции назначения лекарств и сравнивать закономерности среди различных подгрупп поставщиков медицинских услуг. Эти исследования могут выявить неэффективность использования новых дорогих лекарств, которые приносят лишь незначительное улучшение по сравнению с существующими методами лечения.

Исследование вторичных данных всегда будет иметь второй приоритет по сравнению с исследованием первичных. Перспективы развития заключаются в том, что во многих случаях вторичные данные играют ключевую роль, в связи с которой не понадобится первичное исследование рынка. Следовательно, для многих компаний вторичная информация является первым шагом в проведении исследования рынка.

Вторичные данные способны помочь определить тенденции на рынке, ознакомиться с деловой информацией и провести анализ имеющейся конкуренции. При исследовании вторичного рынка легко узнать, в каком статусе компания находится на рынке, а также какое мнение сложилось у клиентов о данной компании.

Список литературы:

Kotler Philip, Bowen John, Makens James, Baloglu Seyhmus Marketing for Hospitality and Tourism // Pearson Longman, 2007. P. 89;

Анопченко Т.Ю. Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»: учебное пособие / Т.Ю. Анопченко, ГА. Волошин, А.М. Григан, Л.Г. Матвеева, Е.О. Миргородская, И.Ю. Солдатова, Н.Е. Тарасова, М.А. Чернышев. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002. С. 384;

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Издательство Финпресс, 1998. С. 416; Гольдштейн Г.Я. Маркетинг: учебное пособие для магистрантов / Г.Я. Гольдштейн, А.В. Катаев. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999. С. 107;

Дудин В.И. Методология и методы социологического исследования: учебник / В.И. Дудин, Е.Э. Смирнов. - СПб.: - издательство СПбГУ, 2014. С. 388; Журнал "Маркетинг в России и за рубежом" №5 [электронный ресурс]. URL: http://www.mavriz.ru/articles/2000/4/302.html (дата обращения 02.02.2019); Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер. - Санкт-Петербург: -издательство Вильямс, 2007. С. 300;

Перцовский Н.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова. Под ред. Н.И. Перцовского - М.: Высшая школа, 2001. С. 239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.