Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TED-ЛЕКЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TED-ЛЕКЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный медиаресурс / лекции TED / Лингвистическая школа профессионального роста / коммуникативная компетенция / educational media recourse / TED Talks / Linguistic school of professional growth / communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Божкова Алена Васильевна, Лопатина Мария Юрьевна

Статья посвящена изучению использования медиаресурса TED Talks на занятиях по английскому языку в рамках проекта «Лингвистическая школа профессионального роста». Цель статьи – изучить особенности развития коммуникативной компетенции обучающихся на основе разработанного алгоритма работы с TED-лекциями при преподавании английского языка в реализуемом авторами проекте. Основными методами исследования выступают анализ научной литературы и информационных ресурсов в области применения видеоматериалов TED Talks, а также эмпирические методы, включающие анкетирование, наблюдение и изучение опыта деятельности. Сформулированы основные критерии отбора видеолекций с учетом уровня владения школьниками английским языком. Представлен алгоритм работы с TED-лекциями на занятиях. Описаны задания, сопровождающие преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный этапы осуществления обучения на основе данных видеоматериалов. Опыт работы в проекте дал возможность убедиться на практике, что использование анализируемого медиаресурса позволяет создать социокультурный контекст и способствует развитию коммуникативных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Божкова Алена Васильевна, Лопатина Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TED TALKS USE IN ENGLISH CLASSES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT “LINGUISTIC SCHOOL OF PROFESSIONAL GROWTH”

The article describes the relevance of TED Talks use in English classes within the framework of the educational project “Linguistic School of Professional Growth”. The project is done by the English language department of the “Altai State Pedagogical University”. The objective of the article is to study the peculiarities of students’ communicative competence development on the basis of the algorithm of work with TED lectures in the process of English teaching in the mentioned project. The methods used in the paper are analysis of scientific literature and information resources in the sphere of TED Talks video material use and empirical methods including a questionnaire study, observation and reflection on practical experience. The main criteria of video material selection considering students’ level of English proficiency are formulated. An algorithm of work with the lectures in classes of English is presented. The article describes pre-viewing, while-viewing and post-viewing exercises which can be used in class. Work experience in the given project allowed the authors to confirm the fact that the use of the studied educational media resource helps to create a sociocultural context and contributes to development of the communicative competence of learners.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TED-ЛЕКЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»»

УДК [371.68:811.111]:004.9 DOI 10.37972/chgpu.2024.123.2.010

А. В. Божкова, М. Ю. Лопатина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ TED-ЛЕКЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, Россия

Аннотация. Статья посвящена изучению использования медиаресурса TED Talks на занятиях по английскому языку в рамках проекта «Лингвистическая школа профессионального роста». Цель статьи - изучить особенности развития коммуникативной компетенции обучающихся на основе разработанного алгоритма работы с TED-лекциями при преподавании английского языка в реализуемом авторами проекте. Основными методами исследования выступают анализ научной литературы и информационных ресурсов в области применения видеоматериалов TED Talks, а также эмпирические методы, включающие анкетирование, наблюдение и изучение опыта деятельности. Сформулированы основные критерии отбора видеолекций с учетом уровня владения школьниками английским языком. Представлен алгоритм работы с TED-лекциями на занятиях. Описаны задания, сопровождающие преддемонстрационный, демонстрационный и последемон-страционный этапы осуществления обучения на основе данных видеоматериалов. Опыт работы в проекте дал возможность убедиться на практике, что использование анализируемого медиаресурса позволяет создать социокультурный контекст и способствует развитию коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: образовательный медиаресурс, лекции TED, Лингвистическая школа профессионального роста, коммуникативная компетенция

A. V. Bozhkova, M. Yu. Lopatina

TED TALKS USE IN ENGLISH CLASSES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE PROJECT "LINGUISTIC SCHOOL OF PROFESSIONAL GROWTH"

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia

Abstract. The article describes the relevance of TED Talks use in English classes within the framework of the educational project "Linguistic School of Professional Growth". The project is done by the English language department of the "Altai State Pedagogical University". The objective of the article is to study the peculiarities of students' communicative competence development on the basis of the

algorithm of work with TED lectures in the process of English teaching in the mentioned project. The methods used in the paper are analysis of scientific literature and information resources in the sphere of TED Talks video material use and empirical methods including a questionnaire study, observation and reflection on practical experience. The main criteria of video material selection considering students' level of English proficiency are formulated. An algorithm of work with the lectures in classes of English is presented. The article describes pre-viewing, while-viewing and post-viewing exercises which can be used in class.

Work experience in the given project allowed the authors to confirm the fact that the use of the studied educational media resource helps to create a sociocultural context and contributes to development of the communicative competence of learners.

Keywords: educational media recourse, TED Talks, Linguistic school of professional growth, communicative competence

Введение. Цифровизация общества предопределяет новую концепцию обучения иностранным языкам с использованием различных образовательных медиаресурсов. В настоящее время в современном информационном пространстве распространяются и популяризируются так называемые лекции TED Talks (далее - TED-лекции), история которых берет свое начало с 1984 года. Их основателями считаются Гарри Маркс и Ричард Саул Вурман.

Тексты конференций TED Talks представляют собой законченные речевые продукты, которые главным образом характеризуются регламентированностью. В соответствии с правилами TED ("TED Rules") спикеры обязаны соблюдать определенные требования, такие как: 1) максимальное время выступления - не более 18 минут; 2) каждая речь произносится одним спикером; 3) текст лектора не может содержать рекламы, политической или религиозной агитации, псевдонаучных заявлений и т. п. [11].

Изучение особенностей использования TED-лекций как актуального медиаресурса в процессе обучения иностранному языку привлекает внимание многих исследователей (Е. В. Ваценко, Т. В. Ларина [1], А. М. Иванова, Е. В. Малыгина [2], C. А. Рассада, С. А. Фрезе [3], Н. Арифин [4], Т. Арнстен [5], М. С. Нурсафира [8], Л. Д. Рубенштейн [9], Дж. Вольф [12], Р. Хайних, М. Моленда, Дж. Д. Руселла, С. Е. Смалдино [6], Б. Зибелл [13] и др.) и открывает перспективы для дальнейшей работы в данной области.

Цель статьи - определить своеобразие формирования и развития умений и навыков коммуникации обучающихся на основе разработанного алгоритма работы с TED-лекциями при преподавании иностранного языка в авторском проекте «Лингвистическая школа профессионального роста». Данная программа обучения функционирует на базе кафедры английского языка Лингвистического института ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». Процесс образования в рамках проекта направлен на углубление знаний изучаемого языка и подготовку учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ Алтайского края к педагогической деятельности учителя английского языка.

Актуальность исследуемой проблемы. Информатизация и цифровая трансформация социума обусловливают применение современных приемов и инструментов обучения иностранным языкам с использованием различных медиаресурсов в образовании. Авторы обосновывают необходимость применения лекций TED Talks на занятиях по английскому языку в рамках образовательного проекта с целью развития коммуникативной компетенции школьников.

Материал и методы исследования. Материал исследования - TED-лекции и задания, созданные на их основе. В работе использованы анализ научной литературы

и информационных ресурсов в области применения видеоматериалов TED Talks, а также эмпирические методы (анкетирование, наблюдение и изучение опыта деятельности).

Результаты исследования и их обсуждение. К основным критериям отбора образовательных ресурсов относят: 1) учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, который подразумевает подбор учебного материала для школьников в соответствии с их возрастом, интересами и уровнем владения английским языком; 2) тематический критерий, состоящий в выборе темы видеофрагмента, заданий и упражнений, которые направлены на развитие навыков и умений коммуникации и лингвистическую, речевую, социокультурную, а также межкультурную компетенции.

Преимущества использования образовательного видеоконтента TED Talks на занятиях по английскому языку заключается в следующем: 1) трансляция непосредственно новой и интересной для обучающихся информации способствует росту их мотивации к изучению языка; 2) данный контент включает несколько видов наглядности - предметную, языковую, ситуативную и мимико-жестикуляционную; 3) аутентичные видеоматериалы позволяют продемонстрировать обучающимся, как носители языка используют его в естественных для них условиях [9].

При включении данного медиаресурса в образовательный процесс рекомендуется применять различные виды деятельности, которые целесообразно использовать на следующих этапах работы с видеолекцией [5]:

1) "Before you watch" (преддемонстрационный этап). На этом этапе осуществляются устранение трудностей усвоения изучаемого материала, развитие мотивации обучающихся, а также вводится лексика, необходимая для понимания текста и его обсуждения, и активизируется погружение школьников в учебный процесс;

2) "While you watch" (демонстрационный этап). Он подразумевает активную работу обучающихся с практическими заданиями, которые направлены на понимание содержания лекции и поиск новой языковой информации;

3) "After you watch" (последемонстрационный этап). Заключительный этап предназначен для развития коммуникативных умений и навыков. Задания могут быть различными, например, изложение собственной позиции, комментирование, обсуждение проблем, дебаты и т. д.

В рамках реализации проекта «Лингвистическая школа профессионального роста» авторами разработан алгоритм работы с TED-лекциями при обучении школьников английскому языку. В качестве примера использован видеофрагмент лекции на тему "Inclusive education paves the path for development", спикером которой выступила Сара Ро-зенблум, преподаватель-волонтер [10]. Она поделилась со слушателями опытом своей работы в Танзании с детьми младшего школьного возраста с особенностями развития. При работе с используемым видеофрагментом предлагается поговорить об особенностях инклюзивного образования.

Просмотр и обсуждение материала лекции необходимо разделить на 3 этапа: "Before you watch", "While you watch" и "After you watch".

На первом этапе ("Before you watch") перед началом обращения к видеофрагменту обучающихся необходимо познакомить с некоторыми понятиями и выражениями, которые им неизвестны или могут представлять для них трудность. Это позволит наиболее полно и исчерпывающе понять материал в целом и обсудить его в дальнейшем: during a volunteer stint, to struggle due to psychosocial or medical issues, to underperform in the classroom, a grey area, peer work, dyslexia, dyscalculia, to gauge students' comprehension, to complete a standard curriculum (вокабуляр урока).

В качестве разминки (warming-up) можно обратиться к таким вопросам: What is inclusive education? What problems can teachers face in the process of teaching special needs children? Do you know any projects in Russia that support children with learning difficulties?

На втором этапе ("While you watch") перед включением видеофрагмента стоит обратиться к заданиям, где необходимо, например, выбрать правильный вариант ответа, заполнить пропуски. Их школьники должны выполнить во время просмотра лекции:

I. Choose the correct option:

1) Sarah has been working in ... for the past 10 years.

a) the USA b) Tanzania c) Morocco

2) She founded Toa Nafasi in 2012. a) true b) false

3) Toa Nafasi means

a) provide a chance b) to succeed c) to help special needs children

II. Fill in the gaps with a word or word combination from the video:

1. The Tanzanian educational system is in need for massive_.

2. The purpose of The Toa Nafasi Project is to give each child an __________ to

succeed.

3. The three phases of the project are assessment, referral and __________ .

Упражнения на данном этапе работы с видеолекцией нацелены на развитие ауди-

тивных способностей обучающихся, которые являются чрезвычайно важными из приобретаемых навыков. Вместе с тем некоторые методисты недооценивают необходимость включения заданий на понимание услышанного в процесс обучения иностранному языку, называя аудирование навыком «Золушки», который «не замечается ее старшей сестрой -говорением» [7, p. 238].

Одним из важных преимуществ TED-лекций, в том числе и для формирования навыков аудирования и говорения, является тот факт, что обучающиеся не только слушают аутентичную речь носителей языка, но и наблюдают за движениями и мимикой говорящего, что позволяет им получить более полное представление о речевой ситуации. Следует отметить необходимость корректности субтитров TED-лекций, которые можно включать на этапе повторных прослушиваний с целью извлечения детальной информации, а также пополнения словарного запаса обучающихся.

На третьем этапе ("After you watch") происходит обсуждение видеолекции, в ходе которого можно ответить на вопросы:

What is the main idea of the given TED talk? What problems did the speaker (Sarah Rosenbloom) face during her first years of work as a volunteer nursery school teacher in Tanzania? Why did she decide to found The Toa Nafasi Project? What do you think of inclusive education?

Актуальность выбранной для дискуссии темы побуждает обучающихся принять активное участие в предлагаемых видах деятельности, в том числе аргументированно высказать свое мнение. По итогам беседы школьникам можно предложить сделать мини-проекты в малых группах на тему "Inclusive education: pros and cons" и представить их классу или поучаствовать в дебатах.

Апробация алгоритма работы с TED-лекциями в реализуемом проекте проводилась с учащимися 9-11 классов. В конце курса им было предложено пройти анкетирование, направленное на определение того, как использование TED-лекций повлияло на развитие коммуникативных умений и навыков на занятиях по английскому языку.

В опросе приняло участие 18 человек, которым необходимо было ответить на следующие вопросы: 1) Помог ли Вам предложенный формат работы с TED-лекцией расширить словарный запас? 2) Улучшил ли он навыки аудирования? 3) Стали ли Ваши навыки говорения лучше после обучения в предложенном формате?

Варианты ответов: 0 - нет; 1 - скорее нет, чем да; 2 - скорее да, чем нет; 3 - да.

Результаты анкетирования представлены на рис. 1 .

2023 - 2024

2 72 2.78 2=89

I I I

Помог ли Вам Улучшил ли данный Стали ли Ваши навыки

предложенный формат формат работы навыки говорения лучше после

работы с лекцией TED аудирования? обучения в

расширить словарный предложенном

запас? формате?

Рисунок 1 - Вопросы по поводу использования представленного формата работы с TED-лекциями

на занятиях по английскому языку: средние результаты анкетирования (2023-2024 учебный год)

Выводы. На основе анализа результатов проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что предложенный формат работы с TED-лекциями в процессе изучения английского языка является эффективным способом развития иноязычной коммуникативной компетенции. Использование видеоматериалов в качестве источника информации позволяет обучающимся изучить новую лексику, развить навыки аудирования и говорения. Респонденты высоко оценили образовательные возможности работы с лекциями медиаресурса TED Talks.

Итоги работы в проекте «Лингвистическая школа профессионального роста» показывают, что использование данного образовательного ресурса в процессе обучения английскому языку позволяет создать социокультурный контекст, развивает критическое мышление, а также навыки командной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ваценко Е. В., Ларина Т. В. Формирование навыков презентационной грамотности студентов с использованием материалов TED Talks при обучении деловому английскому языку // Актуальные проблемы бизнес-образования : материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. - Минск : Национальная библиотека Беларуси, 2017. - С. 31-34.

2. Иванова А. М., Малыгина Е. В. Возможности использования современного медиа-контента TED Talks в обучении английскому языку как второму иностранному // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 3. - С. 49-57.

3. Рассада С. А., Фрезе С. А. К вопросу о теории и практике применения видеоматериалов конференции TED в процессе обучения английскому языку в языковом вузе // Вестник Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых. - 2017. - № 29(48). - С. 55-62.

4. Arifin N. Enhancing Speaking Performance and Reducing Speaking Anxiety Using Ted Talks // JLEET (Journal of Language Education and Educational Technology). - 2020. - № 5(1). - P. 41-58.

5. Arnsten T. English Language Teaching With TED Talks [Электронный ресурс]. - URL : http://blog.tesol.org/ted-talks-for-english-language-teaching/ (дата обращения: 20.11.2023).

6. Heinich R., Molenda M., Rusella J. D., Smaldino S. E. Instructional media and technologies for learning. -New Jersey : Prentice Hall, 1996. - 428 p.

7. Nunan D. Second language teaching and learning. - Boston : Heinle & Heinle, 1999. - 330 p.

8. Nursafira M. S. TED Talks in EFL Context: An Alternative Way for Teaching and Improving Student's Speaking Skills [Электронный ресурс] // Elsya : Journal of English Language Studies. - 2020. - № 2(2). - P. 43-47. -URL : https://doi.org/10.31849/elsya.v2i2.3968 (дата обращения: 10.11.2023).

9. Rubenstein L. D. Using TED Talks to Inspire Thoughtful Practice [Электронный ресурс] // The Teacher Educator. - 2012. - № 47(4). - P. 261-267. - URL : https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08878730.2012.713303 (дата обращения: 15.11.2023).

10. Rosenbloom S. Inclusive education paves the path for development [Электронный ресурс]. - URL : https://www.ted.com/talks/sarah_rosenbloom_inclusive_education_paves_the_path_for_development (дата обращения: 05.12.2022).

11. Ted Talks [Электронный ресурс]. - URL : https://www.ted.com/talks (дата обращения: 08.12.2023).

3,00 2,00 1,00 0,00

12. Wolfe J. TEDucation: Input and output; 2 ways of using TED talks in the language classroom // Proceedings from The Asian Conference on Technology in the Classroom. The International Academic Forum (IAFOR). - Japan, 2013. - P. 345-349.

13. Ziebell B. Teaching English with TED talks: Create your own ESL materials (full guide) [Электронный ресурс]. - URL : https://eltabbjournal.com/teaching-english-with-ted (дата обращения: 19.12.2023)

Статья поступила в редакцию 14.05.2024

REFERENCES

1. Vacenko E. V., Larina T. V. Formirovanie navykov prezentacionnoj gramotnosti studentov s ispol'zovaniem materialov TED Talks pri obuchenii delovomu anglijskomu jazyku // Aktual'nye problemy biznes-obrazovanija : materialy XVI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Minsk : Nacional'naja biblioteka Belarusi, 2017. - S. 31-34.

2. Ivanova A. M., Malygina E. V. Vozmozhnosti ispol'zovanija sovremennogo media-kontenta TED Talks v obuchenii anglijskomu jazyku kak vtoromu inostrannomu // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2017. - № 3. - S. 49-57.

3. Rassada S. A., Freze S. A. K voprosu o teorii i praktike primenenija videomaterialov konferencii TED v processe obuchenija anglijskomu jazyku v jazykovom vuze // Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. G. i N. G. Stoletovyh. - 2017. - № 29(48). - S. 55-62.

4. Arifin N. Enhancing Speaking Performance and Reducing Speaking Anxiety Using Ted Talks // JLEET (Journal of Language Education and Educational Technology). - 2020. - № 5(1). - P. 41-58.

5. Arnsten T. English Language Teaching With TED Talks [Elektronnyj resurs]. - URL : http://blog.tesol.org/ted-talks-for-english-language-teaching/ (data obrashcheniya: 20.11.2023).

6. Heinich R., Molenda M., Rusella J. D., Smaldino S. E. Instructional media and technologies for learning. -New Jersey : Prentice Hall, 1996. - 428 p.

7. Nunan D. Second language teaching and learning. - Boston : Heinle & Heinle, 1999. - 330 p.

8. Nursafira M. S. TED Talks in EFL Context: An Alternative Way for Teaching and Improving Student's Speaking Skills [Elektronnyj resurs] // Elsya : Journal of English Language Studies. - 2020. - № 2(2). - P. 43-47. -URL : https://doi.org/10.31849/elsya.v2i2.3968 (data obrashcheniya: 10.11.2023).

9. Rubenstein L. D. Using TED Talks to Inspire Thoughtful Practice [Elektronnyj resurs] // The Teacher Educator. - 2012. - № 47(4). - URL : https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08878730.2012.713303 (data obrashcheniya: 15.11.2023).

10. Rosenbloom S. Inclusive education paves the path for development [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.ted.com/talks/sarah_rosenbloom_inclusive_education_paves_the_path_for_development (data obrashheniya: 05.12.2022).

11. Ted Talks [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.ted.com/talks (data obrashcheniya: 08.12.2023).

12. Wolfe J. TEDucation: Input and output; 2 ways of using TED talks in the language classroom // Proceedings from The Asian Conference on Technology in the Classroom. The International Academic Forum (IAFOR). - Japan, 2013. - P. 345-349.

13. Ziebell B. Teaching English with TED talks: Create your own ESL materials (full guide) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://eltabbjournal.com/teaching-english-with-ted (data obrashcheniya: 19.12.2024)

The article was contributed on May 14, 2024

Сведения об авторах

Божкова Алена Васильевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3736-7629, alenavk203@mail.ru

Лопатина Мария Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул, Россия, https://orcid.org/0009-0003-2471-5721, maryayl@mail.ru

Author Information

Bozhkova, Alena Vasilievna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of English Language, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3736-7629, alenavk203@mail.ru

Lopatina, Maria Yurievna - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of English Language, Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russia, https://orcid.org/0009-0003-2471-5721, maryayl@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.