Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / МУЛЬТИМЕДИА / ПОДГОТОВКА ГРАФИЧЕСКИХ ДИЗАЙНЕРОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чвала Марина Станиславовна, Потапенко Полина Юрьевна

В статье раскрываются особенности использования средств мультимедиа при подготовке будущих графических дизайнеров для активизации познавательной деятельности обучающихся, формирования у них компетенций проектной деятельности, информационных компетенций. Рассмотрены возможности использования образовательных мультимедийных продуктов для повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чвала Марина Станиславовна, Потапенко Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF MULTIMEDIA TO ENHANCE THE COGNITIVE ACTIVITY OF DESIGN STUDENTS

The article reveals the features of using multimedia in the preparation of future graphic designers to enhance the cognitive activity of students, to form their project design competencies, information competencies. The possibilities of using the educational multimedia products to improve the quality of training are considered in the article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

6. Ли В. Молчание в русской и китайской фразеологических картинах мира // Политическая лингвистика. -2016. - № 6. - С. 182— 186.

7. Наумов А. И. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. - 1996. - № 3. - C. 71-95.

8. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2010. - 594 с.

9. Роготнева Е.Н. Влияние дистанции власти на взаимоотношения людей в обществе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 5. - С. 57-62.

10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. -М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.

11. Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. -345 p.

12. Hofstede G. H. Culture's Consequences. Sage Publications, London, New Delhi, 2001. - 596 p.

13. Hofstede G. Cultures and Organizations: Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival. - L.: Profile Books, Ltd., 2003. - 113 p.

14. Liman M., Michael H. Analyzing National Change in Citizen Secularism Across Four Time Periods in the World Values Survey. -2010. - V. 3. - № 2. - P. 19-32.

М. С. Чвала, П. Ю. Потапенко

УДК 378:7.05-051

ОСОБЕННОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ

МУЛЬТИМЕДИА

ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-

ДИЗАЙНЕРОВ

дной из четких тенденции развития цивилизации в XXI века является глобальная информатизация общества. Развитие технологии кардинально повиляло на современное образование. На сегодняшний день мультимедиа стали не только неотъемлемой частью обыденной жизни, но и важной составляющей образовательных процессов. Сейчас перед вузами стоит задача создать такую среду, которая бы способствовала развитию выпускников нового формата - «инноваторов». Технологии обучения активно трансформируются, поэтому для достижения новых задач образования уже недостаточно использовать только традиционные формы и методы обучения. Сегодня повышаются требования к профессиональной деятельности преподавателей. Для достижения современных целей образования им необходимо адаптироваться к столь стремительно изменяющимся условиям, активно использовать мультимедиа в обучении. Со стороны работодателей и потребителей существует потребность в компетентных выпускниках, однако уровень подготовки выпускников не всегда соответствует современным требованиям рынка труда. Приобретает все большую актуальность поиск наиболее эффективных путей использования современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения для подготовки конкурентоспособных на рынке труда выпускников.

Целью статьи является определение особенностей использования информационно-ком-

муникационных технологии, средств мультимедиа для повышения эффективности подготовки будущих бакалавров профиля «Графический дизайн».

Сегодня в вузах активно внедряются информационные системы и технологии, которые открывают новые перспективы для повышения эффективности процесса обучения. Активное использование компьютерных технологий расширяет спектр форм подачи учебного курса.

Научно доказано, что большую часть информации человек воспринимает зрительно. Небольшой процент людей может быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию. Как отметил М. МакЛюэн, в нарастающем потоке информации у человека не остается времени на ее рациональное осмысление, поэтому именно единство технологических сред (аудио, видео, графика, анимация и т. д.) значительно ускоряет процесс усвоения информации, дает лучший результат в обучении [6].

Одним из способов повышения эффективности обучения является использование технологии мультимедиа, которая позволяет организовать учебный процесс с использованием новых методов, может выступать средством коммуникации.

Отдельные аспекты проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки обучающихся отражены в ряде научных трудов. Так, Н.С. Анисимова, Н.В. Кле-мешева, О. В. Шлыкова исследовали возможности применения мультимедийных технологий в обучении; И. И. Косенко, А. В. Тумалев изучали возможности использования мультимедиа в процессе подготовки учителя. Н.О. Вет-лугина разработала организационно-педагогические условия применения мультимедиа технологий при подготовке бакалавров.

Р. Майер изучал характер и влияние продуктов мультимедиа на человека, разработал когнитивную теорию мультимедиа обучения, определил принципы разработки дизайна продуктов мультимедиа. Его теория определяет пять когнитивных процессов мультимедийного обучения: выбор релевантных слов из представленного текста или повествования; выбор соответствующих изображений из пред-

ставленной графики; организация выбранных слов в когерентное словесное представление; организация выбранных изображений в когерентное изобразительное представление; объединение графических, устных представлений и предшествующих знаний.

Ученым определены три требования к познавательным способностям учащегося во время обучения: посторонняя обработка (которая не связана с целью обучения), необходимая обработка (которая необходима для того, чтобы мысленно представить материал) и генеративная обработка (которая направлена на осмысление материала). Три учебные цели заключаются в том, чтобы уменьшить постороннюю обработку, управлять необходимой обработкой и способствовать генеративной обработке. Поэтому мультимедийные учебные сообщения должны быть разработаны таким образом, чтобы направлять соответствующую когнитивную обработку во время обучения, не перегружая когнитивную систему учащегося [5, с. 43].

Разработка и внедрение мультимедийных продуктов в образовательный процесс позволит сформировать программу развития для каждого обучающегося индивидуально. Среди плюсов такого обучения можно выделить возможность изучения материалов в удобное время, формирование индивидуального учебного плана, возможность непрерывного образования, одновременное обращение к различным источникам информации большого количества обучающихся. Мультимедиа предоставляют различные выразительные средства для отображения информации в сочетании с интерактивностью. Среди образовательных мультимедийных продуктов - справочники, энциклопедии, презентации, компьютерные учебные курсы (широко используются при дистанционном обучении), электронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии и т. д. Мультимедийный продукт может предусматривать возможность интерактивного взаимодействия пользователя с данной информацией - гипермедиа. В какой-то степени мультимедиа органично соединяют в себе обучение и развлечение, что уже облегчает учеб-

ный процесс [3, с. 151-152]. Сегодня особенно востребованы обучающие игры, которые повышают мотивацию, стимулируют познавательный интерес. Геймификация знаний становится одним из перспективных трендов. Игровая педагогика использует постановку ряда целей и повторение определенных действий для запоминания информации, в результате чего обучающиеся продвигаются на следующий уровень.

Использование мультимедиа в процессе обучения значительно упрощает подачу и усвоение обширного объема информации, способствует развитию ключевых компетенций, навыков профессионального мышления, стимулирует интеллектуальную активность обучающихся, помогает развить их творческие способности и способности самообучения. Эффективное применение современных теорий и технологий обучения в высших учебных заведениях оказывает положительное влияние на успеваемость обучающихся. С помощью хорошо подобранной экранной информации можно сделать обучение интересным и увлекательным. Лекции, проводимые с использованием мультимедийных технологий, позволяют повысить вовлеченность обучающихся, наглядно продемонстрировать явления, процессы за счет использования различных форм представления материала, усилить внимание аудитории в период падения работоспособности студентов.

При использовании мультимедийных продуктов важным пунктом является профессионализм. К преподавателю сегодня предъявляется все больше требований, ведь теперь, помимо владения широким спектром компетентно-стей в педагогической деятельности, необходимо активно внедрять новые информационные технологии. К преподавателю, использующему мультимедиа в образовательном процессе, предъявляются классические требования - традиционные и специфические - связанные с использованием современных компьютерных технологий. Преподавателю необходимо грамотно подобрать материал для диалога с обучающимися, алгоритмы и структуры взаимодействия их с мультимедиа-тех-

нологиями, сформировать критерии управления действиями студентов. В связи с этим возник новый термин - дистанционная педагогика - «наука о применении информационно-компьютерных технологий в дистанционном режиме, влияющая на развитие, формирование, социализацию, индивидуальную культуру деятельности и общения личности, обучающая самостоятельной работе и самообразованию» [2, с. 64].

В условиях применения новых технологий у многих преподавателей могут возникать трудности в овладении компьютерной грамотностью. С относительно недавнего времени начала происходить усиленная информатизация учебного процесса, которая оказала дополнительные нагрузки на преподавателей, связанные с приобретением новых знаний, выбором методик преподавания, а также эффективным использованием новых технологий. Стоит также отметить, что у некоторых преподавателей может отсутствовать качественная компьютерная техника, программное обеспечение. Вследствие всего вышеперечисленного возрастают временные затраты на подготовку к занятиям, которые могут невольно сформировать у отдельных преподавателей некоторые предубеждения, психологические барьеры, возможно даже некое отторжение от информационного подхода в образовании.

Мультимедийные технологии являются эффективными только при условии, что преподаватель заинтересован в их использовании, уверен в них и знает, что данные технологии помогают решать ему педагогические задачи более эффективно. К тому же автоматизация некоторых рутинных процессов педагогической деятельности нетворческого характера поможет высвободить время для общения с обучающимися в познавательных целях [1, с. 25].

Мультимедийные технологии активно применяются в дистанционном обучении. Поиск эффективных путей организации дистанционного обучения входит в круг научных интересов многих отечественных и зарубежных ученых. Среди зарубежных исследований, по-

202///

священных дистанционному и электронному обучению, следует выделить работы Т. Андерсона, Дж. Боата, Р. Деллинга, Т. Кларка, О. Петерса, Д. Шейла, чей опыт требует внимательного изучения для повышения эффективности использования различных технологий в учебных заведениях. Развитие системы дистанционного обучения существенно изменило методические подходы профессорско-преподавательского состава к профессиональной деятельности. В современных условиях, когда правительства ряда стран приняли решение о временном переходе учебных заведений на дистанционное обучение, приобретает все большую актуальность поиск оптимальных средств обучения, использование дополнительных систем управления данными и информацией. Так, в ОАЭ были разработаны приложения для обучения: Avaya Spaces, BlueJeans Google Hangouts Meet, Cisco We-bex, Slack. Обеспечен доступ к приложениям Microsoft Teams, Skype для бизнеса, Blackboard, Zoom. В Китае и Сингапуре были запущены сервисы «виртуальных классов». В Армении внедрена университетская платформа iUniversity. Для проведения занятий в дистанционной форме во многих университетах внедрена система «электронный университет» на основе ELMS Moodle. Однако в процессе внедрения технологий дистанционного обучения общество столкнулось с некоторыми негативными факторами. Так, внедрение замедляет недостаточная подготовка кадров к эффективной работе в дистанционном режиме, разработка электронных дидактических средств и др., повышаются временные затраты на оформление материалов с учетом различных требований и рекомендаций. Отметим, что при внедрении дистанционных технологий, еще на этапе разработки учебных ресурсов, следует учитывать рекомендации психологов относительно выбора цветовой гаммы оформления информации, гарнитуры шрифта и его размера, комбинации текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.

При дистанционном обучении эффективным является проведение вебинаров, на которых обучающиеся могут принимать участие

в мозговом штурме при решении проектных задач, получать ответы на интересующие вопросы, загружать файлы, проходить тестирование. Однако у этого инструмента имеется и ряд минусов, ведь в таких мероприятиях очень сложно установить эмоциональную связь со всеми слушателями. Стоит подчеркнуть, что, какими бы эффективными ни были разработанные мультимедийные средства, они не смогут заменить преподавателя, но позволят представить материал в различных формах, повысить его наглядность.

Применение информационно-коммуникационных технологий при подготовке будущих дизайнеров-графиков возможно в качестве средств обучения, творческой самореализации в процессе проектной деятельности, средств сбора, обработки и хранения необходимой информации, средств контроля результатов обучения.

Большое значение для дальнейшей успешной профессиональной деятельности графических дизайнеров имеет развитие профессионального мышления, формирование способности осуществлять научный и практический поиск в процессе решения творческих задач. В процессе подготовки обучающихся необходимо уделить особое внимание развитию компетенций проектной деятельности, информационных компетенций, которые так необходимы для их дальнейшей успешной творческой деятельности в условиях непрерывно изменяющейся среды.

Развитию информационных компетенций обучающихся будет способствовать выбор учебного материала, направленный на «решение ряда проблем, проработку ситуаций профессиональной деятельности в различных условиях» [4, с. 113]. Деятельность педагога должна быть направлена на стимулирование обучающихся на непрерывное саморазвитие и поиск нестандартных решений. Для повышения качества подготовки студентов целесообразно строить обучение на проблемно-ориентированном подходе, на осуществлении ими исследовательской деятельности; использовать интеграцию учебных дисциплин; активно использовать мультимедийные презентации, ин-фографику, тесты, тренажеры, образователь-

ные интернет-ресурсы; применять принцип вариативности для поддержания мотивации и раскрытия творческих способностей обучающихся [4, с. 114].

При подготовке будущих дизайнеров проектная деятельность может быть реализована в разработке комплексных дизайн-проектов, проектировании стратегий развития визуальных коммуникаций, имеющих практическое применение, проведении научно-проектных исследований.

Важной частью представления результатов деятельности является мультимедийная презентация. В ней могут быть использованы слайды с кратким описанием этапов выполнения проекта, иллюстративным материалом, анимацией, обоснованием выбора тех или иных решений, гипертекстом. Подготовка презентаций проектов стимулирует развитие компетенций устной и письменной коммуникации, способности обрабатывать и представлять результаты деятельности. В процессе подготовки и презентации материала обучающийся научится лаконично излагать и визуализировать свои мысли.

В настоящее время в связи с новыми требованиями все организации высшего образования должны обеспечивать размещение порт-фолио студентов с возможностью доступа к нему в виртуальной среде. Существуют специальные программные комплексы и интернет-ресурсы, с помощью которых выполнение этого требования станет возможным.

Электронное портфолио помогает студентам собирать и накапливать динамическую оценку результатов своей деятельности -учебной, общественной, профессиональной, научно-исследовательской. Формирование электронного портфолио имеет ряд преимуществ для обучающихся, преподавателей и работодателей: организация учебно-исследовательской работы, фиксирование, анализ и оценка индивидуальных достижений, формирование положительной учебной мотивации, привлечение внимания работодателей, отслеживание динамики развития компетенций студента, грамотный подбор специалистов для замещения вакантных должностей. Важным отличием веб-портфолио от бумажного образца яв-

ляется то, что достижения обучающегося можно отобразить более наглядно благодаря возможности использования аудио, видео, анимации, гиперссылок и т. д. Благодаря этому можно быстро и качественно оценить возможности каждого отдельного индивида. Один из популярных сайтов, на которых обучающиеся могут размещать веб-портфолио, -https://4portfolio.ru/. Благодаря веб-технологиям возможна интеграция платформы для ведения портфолио в информационно-образовательную среду вуза. Возможность создавать сообщества учебных групп на этой базе позволит использовать инновационные формы и методы обучения.

Стремительный рост мультимедийных технологий привел к существенным изменениям в системе образования. Интерактивные мультимедийные средства были и остаются предметом многих исследований. Сегодня существует множество возможностей для повышения качества обучения с помощью интернет-ресурсов, однако их потенциал часто остается недостаточно раскрытым, на практике они используются недостаточно эффективно. Обзор различных научных работ, направленных на изучение возможностей использования мультимедиа для повышения эффективности обучении, показал, что люди, которые использовали мультимедийные средства, показали лучшие результаты по сравнению с теми, кто обучался через традиционные аудиторные лекции. Грамотное использование мультимедийных технологий способствует активизации образовательного процесса, развитию познавательных возможностей обучающихся.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать информацию более наглядной для восприятия, способствует повышению интеллектуальной составляющей учебной деятельности, более быстрому и качественному усвоению знаний. С помощью мультимедийных технологий возможен контроль знаний, анализ полученной информации, отслеживание динамики формирования компетенций обучающихся. Активное использование средств мультимедиа позволит развить творческое мышление студентов, что, несомненно, играет важную роль

для будущих выпускников, а также сформировать необходимые компетенции для решения широкого спектра профессиональных задач.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрываются особенности использования средств мультимедиа при подготовке будущих графических дизайнеров для активизации познавательной деятельности обучающихся, формирования у них компетенций проектной деятельности, информационных компетенций. Рассмотрены возможности использования образовательных мультимедийных продуктов для повышения качества обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа технологии, мультимедиа, подготовка графических дизайнеров, образовательный процесс.

SUMMARY

The article reveals the features of using multimedia in the preparation of future graphic designers to enhance the cognitive activity of students, to form their project design competencies, information competencies. The possibilities of using the educational multimedia products to improve the quality of training are considered in the article.

Key words: information and communication technology, multimedia technologies, multimedia, graphic designers training, educational process.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафурова Н. В., Чурилова Е. Ю. Педагогическое применение мультимедиа средств [Электронный ресурс]: учеб. пособ. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. - 204 с. - URL: http://biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=435678 (дата обращения: 30.11.2020).

2. Загузина Н. Н. Проблемы развития дистанционной педагогики // Вестник Кемеровского государственного университета. -2014. - № 4 (60). - Т. 3. - С. 64-66.

3. Соловьёв А. Б. Методические особенности разработки и внедрения мультимедиа в учебном процессе в современном вузе // Вестник Южно-Уральского государственного гу-

манитарно-педагогического университета. -2009. - № 1. - С. 150-159.

4. Чвала М. С. Формирование информационной компетентности будущего графического дизайнера // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 111-115.

5. The Cambridge Handbook of Multimedia Learning / ed. by Richard E. Mayer. - Cambridge University Press, 2014. - Second Edition. -928 p.

6. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. - Cambridge; London: MIT Press, 1994. - 355 p.

Ш)

И. В. Шинтяпина

УДК 78.087.68

ФОРМИРОВАНИЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО КРЫМА (НА ПРИМЕРЕ

ФОЛЬКЛОРНОГО КОНКУРСА «ЗВЕНИ, БАНДУРА!»)

овременное музыкальное и поликультурное пространство Крыма открывает широкие возможности для исполнителей в области академического, эстрадного и народного музицирования. Огромную роль в этом процессе играют фестивали и конкурсы, проводимые для разных возрастных групп и уровней профессиональной подготовки. Сегодня фестивальное движение охватило все сферы музыкальной жизни полуострова. Это фестива-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.