Научная статья на тему 'Особенности использования социальных сетей пользователями в современном Вьетнаме'

Особенности использования социальных сетей пользователями в современном Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1265
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ / TWITTER / FACEBOOK / ZALO / YOUTUBE / GOOGLE+ / INSTAGRAM / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET USER / SOCIAL MEDIA / OPPORTUNITIES OF SOCIAL MEDIA / PRIVACY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — До Тхань Ту

Представлены восприятие вьетнамскими пользователями значимости социальных сетей и характеристики их поведения в социальных сетях. Проанализированы показатели интенсивности использования гражданами Вьетнама популярных социальных сетей. Показано, что социальные сети рассматриваются вьетнамцами как пространство дистанционного общения и самопрезентации, как инструмент для поиска информации и развлечения. Иллюстрируются различия в использовании социальных сетей различными гендерными и возрастными группами. Женщины-пользователи используют возможности социальных сетей с большей интенсивностью, чем мужчины. Молодые люди и люди среднего возраста используют большинство возможностей социальных сетей, тогда как пожилые люди применяют социальные сети только для дистанционного общения и поиска информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USING SOCIAL NETWORKS IN MODERN VIETNAM

The research represents the perception of social networks significance by Vietnamese users and characteristics of their behavior in social networks. Intensity indicators of using the most popular social networks by Vietnamese citizens are analyzed. It is shown that social networks are considered by Vietnamese people as space of remote communication and self-presentation, and as instrument of information search and entertainment. The article represents distinctions in using social networks by different gender and age groups. In comparison with men, female-users use the opportunities of social networks more intensively. Young and middle-aged people use the most social networks opportunities while aged people use social networks only for distant communication and information search.

Текст научной работы на тему «Особенности использования социальных сетей пользователями в современном Вьетнаме»

Attention is drawn to the features of the processes of adaptation and integration of labor migrants. The main factors determining the success of their occurrence are identified. Based on the characteristic features of external labor migration, there is a high conflict potential, as well as limited integration of its representatives.

Key words: labor migration, theories of labor migration, the system of determination, adaptation and integration of labor migrants.

Serdyukov Konstantin Nikolaevich, postgraduate, [email protected], Russia, Vladivostok, Far Eastern Federal University

УДК 316:004.738.5

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОМ ВЬЕТНАМЕ

Т.Т. До

Представлены восприятие вьетнамскими пользователями значимости социальных сетей и характеристики их поведения в социальных сетях. Проанализированы показатели интенсивности использования гражданами Вьетнама популярных социальных сетей. Показано, что социальные сети рассматриваются вьетнамцами как пространство дистанционного общения и самопрезентации, как инструмент для поиска информации и развлечения. Иллюстрируются различия в использовании социальных сетей различными гендерными и возрастными группами. Женщины-пользователи используют возможности социальных сетей с большей интенсивностью, чем мужчины. Молодые люди и люди среднего возраста используют большинство возможностей социальных сетей, тогда как пожилые люди применяют социальные сети только для дистанционного общения и поиска информации.

Ключевые слова: интернет-коммуникация, интернет-пользователь, социальные медиа, социальные сети, конфиденциальность, Twitter, Facebook, Zalo, Youtube, Google+, Instagram.

Сегодня социальные сети распространены в большинстве стран мира, и число их пользователей неуклонно растёт. Во Вьетнаме социальные сети развиваются очень активно, количество пользователей быстро растет, особенно молодых и людей среднего возраста. Согласно докладу организации «We Are Social», по состоянию на январь 2018 года население Вьетнама составляет 96,02 миллиона человек, из которых 64 миллиона - это пользователи Интернета, а 55 миллионов - пользователи социальных сетей [10].

Как известно, феномен социальных сетей в современном мире рассматривается многими учеными. Ряд работ служат теоретической основой нашего исследования, в первую очередь, труды У. Бека, М. Кастельса, Э. Тоффлера, внесших значительный вклад в анализ информационного общества [1,5,8]; Дж. Коэна, Э. Шмидта, которые выявили основные тенденции развития цифрового мира [7]; Дж. Коулмана, установившего влияние социального капитала на динамичность и обширность социальной сети [6].

В России в настоящее время исследовательские группы разрабатывают ряд методов, направленных на изучение социальных сетей. В связи с этим необходимо отметить методику, разработанную в рамках Мирового Интернет Проекта [2].

До сих пор во Вьетнаме не так много исследований, посвященных социальным сетям [9]. Наиболее заметными из них являются труды таких ученых, как Чан Хыу Луен, Чан Тхи Минь Дык, Буй Тхи Хонг Тхай, проанализировавших характеристики поведения студентов в социальных сетях. Однако ими не было проведено прикладное исследование, учитывающее особенности национальной выборки Вьетнама, что актуализирует данное исследование.

Обоснование и описание метода

Проведен опрос граждан Вьетнама с целью измерения влияния социальных сетей на поведение пользователей. Это опрос проводился с 1 марта по 30 июля 2017 года с 4248 респондентами, проживающими на территории Вьетнама, выборка репрезентативна по полу, возрасту и территории проживания. К основным переменным опроса относятся: популярные социальные сети, используемые вьетнамскими пользователями; мотивы вьетнамцев в использовании социальных сетей; проблемы конфиденциальности пользователей в социальных сетях; роль социальных сетей в жизнедеятельности вьетнамских пользователей. Результаты опроса были проанализированы с помощью программы SPSS Statistics 24.0 с применением анализа сопряженностей.

Результаты исследования

Аналитические результаты показывают, что вьетнамские пользователи используют следующие популярные социальные сети: 94,9 % -«Facebook», 80 % - «Youtube», 71,5 % - «Zalo», 71.4% - «Google+», 22 % -«Instagram» и 8,6 % - «Twitter» (рис. 1).

Таким образом, «Facebook» является самой популярной социальной сетью во Вьетнаме. Это понятно, потому что после того, как блог Yahoo 360° прекратил работать во Вьетнаме (2009), «Facebook» быстро завоевывал лидирующее место на рынке, благодаря таким своим функциям, как простой в использовании интерфейс на вьетнамском языке, прииенение множества утилит и др.

«Zalo» возник в 2012 году и является вьетнамским брендом среди всех используемых социальных сетей. Важно отметить, что вьетнамские пользователи используют социальную сеть «Zalo» в основном на смартфонах. В дополнение к аналогичным возможностям «Facebook» «Zalo» имеет особые преимущества, такие, как интерфейс, подходящий для вьетнамской культуры. Поэтому относительно недавно созданный «Zalo» очень быстро расширил свою долю на национальном рынке.

«Youtube» и «Google+» также используются большинством интернет-пользователей во Вьетнаме благодаря востребованности следующих функций: просмотр и публикация видео («Youtube»); хранение и отправление данных («Google+»). Следует отметить, что не существует вьетнамской социальной сети, которая имеет такие специализированные функции.

«Instagram» - социальная сеть, которая специализируется на обмене фотографиями. Необходимо подчеркнуть, что большинство вьетнамских пользователей социальных сетей удовлетворены утилитой обмена фотографиями «Facebook», а также «Zalo». Кроме того, «Instagram» совсем недавно вышла на информационный рынок Вьетнама. В силу этих причин «Instagram» используется небольшой частью вьетнамских граждан.

«Twitter» также не является предпочтительным микроблогом для вьетнамцев. По сравнению с «Facebook» возможности «Twitter» (объем использования, режим безопасности, лимиты символов, рекламные функции, «самопрезентация») не удовлетворяют потребностей вьетнамских пользователей.

100,0% 94.9

80.U 71.5 71.4

60,0%

4 о,о% 20,0% 0,0% 22.0 ■ 8.G 5.2

Faccbook Youtube Zalo Google+ Instagram Twitter He пользуюсь С.сетями

Рис 1. Популярные социальные сети, используемые вьетнамскими пользователями

Результаты исследования показывают, что основная группа возможностей социальных сетей, которыми пользуются вьетнамские пользователи, включает в себя следующие: чтение новостей (91,1 %), отправка сообщений (90,8 %), дистанционное общение (86,7 %), знакомства (85,3 %), просмотр страниц друзей (68,5 %), размещение/перепост новостей (67,3 %), комментирование контента (65,9 %) (табл. 1). Это говорит о том, что для вьетнамских людей социальные сети - это, прежде всего, средство коммуникации, канал получения и обмена информацией.

Таблица 1

Структура использования возможностей социальных сетей среди всех вьетнамцев (показаны возможности, имеющие распространение не менее 20 %)

Возможности социальных сетей %

Объявление о мероприятии 29,1

Контент, который был создан другими людьми 31

Истории из своего личного опыта, впечатления о событиях 33,4

Интересные факты 37

Окончание табл. 1

Репосты понравившихся записей у друзей или в сообществах 37,3

Контент (тексты, фотографии, аудио или видеофайлы), которые были созданы 49,6

лично

Личные фотографии/изображения, созданные лично 56,8

Подписки на блоги, группы, страницы пользователей 26,9

Информация о любимых фильмах, книгах, телепередачах 28,4

Жизненные принципы, девизы 31,3

Адрес, телефон 50,1

Личные фотографии 58,7

Место учебы/работы 66,7

Дата рождения 74,7

ФИО 81

Осуществление продаж 21,3

Организация или участие в благотворительной акции в пользу нуждающихся 31,9

Получение необходимой поддержки для себя 33,7

Совершение покупок 48,2

Знакомство с людьми 85,3

Возможность воспользоваться фото, аудио и видео контентом других пользова- 22

телей

Возможность поделиться своими идеями, творчеством 25,4

Возможность узнать подробности жизни любого человека 25,7

Возможность дистанционного общения 86,7

Размещение своих фотографий, создание фотоальбомов 56,7

Просмотр фильмов и другого видеоконтента 64,7

Комментирование контента на страницах друзей 65,9

Размещение/перепост новостей 67,3

Просмотр страниц друзей 68,5

Скачивание и прослушивание музыки 71,2

Отправка и получение личных сообщений 90,8

Чтение новостей 91,1

Далее, важная группа интернет-возможностей, используемых вьетнамским народом при выходе в социальные сети, - прослушивание музыки (71,2 %), просмотр видео (64,7 %), размещение личных фотографий (56,7 %) Остальные сервисы социальных сетей, такие, как совершение покупок, осуществление продаж и т.п., не вполне интересуют пользователей. Это свидетельствует о том, что социальные сети применяются вьетнамскими гражданами, с одной стороны, как социальная среда преимущественно досуговой деятельности. С другой стороны, глобальная сеть не рассматривается как инструмент финансовых, политических и профессиональных действий.

Большинство вьетнамских пользователей не заботятся о конфиденциальности и анонимности в глобальной сети. Они открыто размещают ФИО (81 %), дату рождения (74,7 %), место учебы/работы (66,7 %), личную фотографию (58,7 %), адрес, телефон (50,1 %). При этом мы можем видеть существование противоположных тенденций: несмотря на то, что вьетнамские пользователи не доверяют достоверности и безопасности интернет-контента, они свободно раскрывают личную информацию на своих страницах в социальных сетях.

Женщины-пользователи используют социальную сеть «Google+» больше, чем мужчины-пользователи: 74,9 и 65,9 % соответственно. Чем моложе пользователи, тем более они интересуются «Google+». В частности, доля самых молодых пoльзoвaтeлeй, которые обращаются к «Google+», превышает более чем в семь раз долю самых пожилых пользователей. Интерес к социальной сети «Google+» зависит от образовательного уровня пользователя. Вьетнамцы, имеющие высшее образование, применяют «Google+» активнее, чем пользователи с более низким уровнем образования (рис.2,3 и 4).

Доля мужчин-пользователей и доля женщин-пользователей одинакова при анализе пользовательской активности в отношении «Youtube». В аудитории данного канала доминируют молодые люди, пользователи с высшим образованием. Но также обратим внимание на то, что пожилые люди используют канал «Youtube» больше, чем «Google+»: 49,1 и 10,5 % соответственно.

При анализе аудитории социальной сети «Facebook» мы также можем наблюдать отсутствие существенной разницы между процентом мужской и женской групп (см. рис.2). Аналогичным образом, нет больших различий в пользователях социальной сети «Facebook» с точки зрения их возраста и уровня образования. Представляет интерес тот факт, согласно которому процент пожилых пользователей «Facebook» в семь раз больше, чем «Google+», в пять раз больше, чем «Zalo», и в 1,5 раза больше, чем «Youtube» (см. рис. 4). Можно утверждать, что «Facebook» является доминирующей социальной сетью во Вьетнаме, ею пользуются все категории населения, в том числе пожилые и люди с невысоким уровнем образования.

Социально-демографическая характеристика пользователей социальной сети «Zalo» фактически воспроизводит особенности «Google+». В этой социальной сети также имеет место небольшое доминирование женщин по сравнению с мужчинами (соответственно 74, 8 и 66,4 %) (см. рис. 2), существует преобладание молодых возрастных групп по сравнению с более старшими возрастными группами (см. рис. 4), обнаруживает себя превалирование высокообразованных групп по сравнению с группами с более низким образованием (см. рис. 3). С другой стороны, процент людей с незаконченным средним образованием на «Facebook» в два раза больше, чем в «Zalo» (см. рис. 3), процент пожилых пользователей в «Facebook» в пять раз больше, чем в «Zalo» (см. рис. 4).

В социальной сети «Instagram» наблюдается незначительная разница между долей женщин-пользователей и долей мужчин-пользователей (23,8 и 19,1 % соответственно). Эти данные также показывают, что как мужчины, так и женщины используют социальную сеть «Instagram» слишком мало по сравнению с остальными социальными сетями (см. рис. 2). Еще одна особенность заключается в том, что социальная сеть «Instagram» в основном используется молодыми пользователями и высокообразованными пользователями (см. рис. 3 и 4). В частности, в социальной сети «Instagram» нет пожилых пользователей (см. рис. 4).

Микроблог «Twitter» характеризуется некоторым преобладанием мужчин (мужчины - 9,4 %, женщины - 8,1 %). Как и в социальной сети

«Instagram», в «Twitter» нет пожилых пользователей. Молодые пользователи применяют «Twitter» в 10,5 % случаев. Пользователи «Twitter» с незаконченным средним образованием составляют 12,7 % (см. рис. 2,3 и 4).

Рис 2. Использование различных социальных сетей мужчинами и женщинами во Вьетнаме, в %

Рис. 3. Использование различных социальных сетей вьетнамцами разного

уровня образования, в %

Рис 4. Использование различных социальных сетей вьетнамцами

разного возраста, в %о

Вместе с тем, аналитические данные также отражают тендерную структуру использования возможностей социальных сетей. Прежде всего, главная группа возможностей социальных сетей, которыми пользуются мужчины и женщины с одинаковой интенсивностью, включает в себя чтение новостей, отправку сообщений, дистанционное общение, завязывание знакомств. Но женщины чаще, чем мужчины, применяют такие возможности, как прослушивание музыки, просмотр страниц друзей, комментирование контента, размещение/перепост новостей, просмотр видео, размещение личных фотографий, совершение покупок, осуществление продаж. Как мужчины, так и женщины регулярно сообщают о своих личных данных и с почти одинаковым процентом, -ФИО, дату рождения, место учебы/работы, адрес, телефон. Также женщины чаще размещают личные фотографии в своих профилях в социальных сетях (табл. 2). Однако в целом существенной разницы в тендерных стратегиях социальных сетей не выявлено.

Таблица 2

Структура использования мужчинами и женщинами возможностей социальных сетей (показаны возможности, имеющие распространение

не менее 20 %)

Возможности социальных сетей Пол

женщины мужчины

Объявление о мероприятии 29,3 28,8

Контент, который был создан другими людьми 30,8 31,2

Истории из своего личного опыта, впечатления о событиях 32,5 34,8

Окончание табл. 2

Интересные факты 35,9 38,7

Репосты понравившихся записей у друзей или в сообществах 38,5 35,3

Контент (тексты, фотографии, аудио или видеофайлы), которые бы- 48,5 51,5

ли созданы лично

Личные фотографии/изображения, созданные лично 58 54,8

Подписки на блоги, группы, страницы пользователей 29,9 22

Информация о любимых фильмах, книгах, телепередачах 30,9 24,3

Жизненные принципы, девизы 32,9 28,7

Адрес, телефон 49,1 51,6

Личные фотографии 62 53,4

Место учебы/работы 67,8 64,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дата рождения 75,7 73,1

ФИО 79,9 82,7

Осуществление продаж 22,7 19

Организация или участие в благотворительной акции в пользу нуж- 32,9 30,4

дающихся

Получение необходимой поддержки для себя 31,6 36,8

Совершение покупок 54 38,9

Знакомство с людьми 85,1 85,6

Возможность воспользоваться фото, -аудио и видеоконтентом дру- 22,3 21,6

гих пользователей

Возможность поделиться своими идеями, творчеством 24,4 26,9

Возможность узнать подробности жизни любого человека 28,2 21,6

Возможность дистанционного общения 86,9 86,4

Размещение своих фотографий, создание фотоальбомов 61,4 49,1

Просмотр фильмов и другого видеоконтента 67,9 59,7

Комментирование контента на страницах друзей 70 59,4

Размещение/перепост новостей 69,1 64,5

Просмотр страниц друзей 72,4 62,3

Скачивание и прослушивание музыки 75,2 64,7

Отправка и получение личных сообщений 91,8 90

Чтение новостей 92,6 87,9

Особенности использования социальных сетей молодыми вьетнамцами показаны на рис.4 и в табл. 3. В популярных социальных сетях во Вьетнаме молодые пользователи - самая большая аудитория, только 2 % всех молодых людей не используют социальные сети. <^асеЬоок», «УоиЭиЬе», <^оо§1е+» и «Га1о» - это наиболее популярные сети для молодых пользователей (96,2, 85,7, 76,6 и 73,4 % соответственно).

Таблица 3

Структура использования вьетнамскими пользователями молодого,

среднего и пожилого возраста возможностей социальных сетей (показаны возможности, имеющие распространение не менее 20 %)

Возможности социальных сетей Возрастные группы

18-24 35-44 Старше 60

Объявление о мероприятии 31,3 29,6 0

Контент, который был создан другими людьми 38 26,6 7

Истории из своего личного опыта, впечатления о событиях 35,5 32 0

Интересные факты 35,3 36,7 68,4

Репосты понравившихся записей у друзей или в сообще- 40,9 33,6 0

ствах

Контент (тексты, фотографии, аудио или видеофайлы), ко- 55,7 45,2 12,3

торые были созданы лично

Личные фотографии/изображения, созданные лично 58,7 53,4 54,4

Подписки на блоги, группы, страницы пользователей 37 21,9 7

Информация о любимых фильмах, книгах, телепередачах 37,3 19,3 0

Жизненные принципы, девизы 39,6 23 0

Адрес, телефон 53,4 52,4 7

Личные фотографии 58,7 53,4 54,4

Место учебы/работы 69,9 67,3 3,5

Дата рождения 77,6 74,3 70,2

ФИО 81,7 80,5 84,2

Осуществление продаж 22,6 21,8 1,8

Организация или участие в благотворительной акции в 40 24,2 7

пользу нуждающихся

Получение необходимой поддержки для себя 33,5 34,1 45,6

Совершение покупок 48 48,9 0

Знакомство с людьми 86,2 85,9 82,5

Возможность воспользоваться фото, аудио и видео контен- 23,8 19,6 7

том других пользователей

Возможность поделиться своими идеями, творчеством 21,8 28,6 22,8

Возможность узнать подробности жизни любого человека 29,8 19,5 14

Возможность дистанционного общения 85,2 90,2 100

Размещение своих фотографий, создание фотоальбомов 61,8 50,9 8,8

Просмотр фильмов и другого видеоконтента 72,1 57,2 8,8

Комментирование контента на страницах друзей 73,2 59,5 8,8

Размещение/перепост новостей 70,8 66 12,3

Просмотр страниц друзей 71,9 69,3 5,3

Скачивание и прослушивание музыки 81,3 63,3 3,5

Отправка и получение личных сообщений 92,5 90,4 82,5

Чтение новостей 90,6 93,1 84,2

Подчеркнем, что для молодых людей социальные сети, в первую очередь, являются пространством связи и получения информации. Чаще всего молодыми вьетнамцами используются следующие опции: отправка сообщений (92,5 %), чтение новостей (90, 6%), приобретение новых знакомств (86, 2 %),

дистанционное общение (85,2 %), комментирование контента на страницах друзей (73,2 %), просмотр страниц друзей (71,9 %), размещение/перепост новостей (70,8 %). Далее, социальные сети рассматриваются молодыми людьми как среда развлечения и творчества (прослушивание музыки (81,3 %), просмотр видео (72,1 %), создание и размещение своих фотографий (61,8 %), создание и размещение своего/чужого контента (55,7 %)). Наконец, социальные сети используются молодыми пользователями для выполнения других видов деятельности, таких, как совершение покупок (48 %), участие в благотворительных акциях (40 %). Особо следует отметить, что 10 % молодых вьетнамцев вступают в брак с человеком «из сети».

Исследование выявило то, что значительная доля молодых пользователей стремится к размещению персональной информации о себе: ФИО (81,7 %), дата рождения (77,6 %), информация и месте работы/учебы (69,9 %), личные фотографии (63,7 %). Кроме того, некоторая часть молодых людей публикуют информацию о любимых фильмах, книгах, телепередачах (37,3 %), размещают личные истории (35,5 %), интересные факты (35,3 %). Основными характеристиками стратегии использования социальных сетей молодыми вьетнамским пользователями являются предпочтение внешних социальных сетей и доминирование коммуникации и развлечения.

Особенности использования социальных сетей вьетнамскими пользователями среднего возраста (35 - 44 лет) показаны на рис.4 и в табл. 3). Популярными социальными сетями для людей среднего возраста являются <^асеЬоок» (95,4 %), «Га1о» (71,7 %), «УоиЭиЬе» (70 %), <^оор1е+» (67,1 %) и только 4,1 % всех людей среднего возраста не используют социальные сети.

Возможности социальных сетей, которые применяются вьетнамскими пользователями среднего возраста, делятся на две группы. Первую группу наиболее многочисленную, составляют люди среднего возраста, которые предпочитают чтение новостей, отправка сообщений, дистанционное общение, приобретение новых знакомств (от 85,9 до 93,1 %). В этой целевой группе доля людей среднего возраста и доля молодых людей примерно равны с небольшим преобладанием молодежи в чтении новостей и в дистанционном общении. Вторую группу представляют люди среднего возраста, их стратегии - просмотр страниц друзей (69,3 %), размещение/перепост новостей (66 %), прослушивание музыки (63,3%), комментирование контента на страницах друзей (59,5 %), просмотр видео (57,2 %), создание и размещение своих фотографий (50,9%). Эти рекреационные возможности социальных сетей реже используются людьми среднего возраста, чем молодыми.

Подобно молодым людям, люди среднего возраста также ориентированы на размещение персональной информации о себе: ФИО, дата рождения, информация и месте работы/учебы. Можно сказать, что люди среднего возраста имеют менее активную стратегию поведения в социальных сетях, чем молодежь, и в основном используют социальные сети для общения и доступа к информации.

Особенности использования социальных сетей вьетнамскими пользователями пожилого возраста показаны на рис. 4 и в табл. 3. Так, 41,2 % пожилых вьетнамцев не являются пользователями электронных социальных сетей. Фактически единственной сетью, используемой большинством пожилых пользователей (75,4 %) является «Facebook». Следующая социальная сеть, используемая пожилыми людьми, - «Youtube» (49,1 %), в «Instagram» и «Twitter» практически нет пожилой аудитории.

Самыми популярными возможностями социальных сетей для пожилых вьетнамских пользователей служат дистанционное общение, отправка сообщений, чтение новостей, приобретение новых знакомств. Следует отметить, что 100 % пожилых пользователей используют возможность дистанционного общения социальных сетей. В то же время пожилые люди ценят моральную поддержку социальных сетей в большей степени, чем молодые люди и пользователи среднего возраста. Персональные данные, размещаемые пожилыми людьми в социальных сетях, - это ФИО (84,2 %), дата рождения (70,2 %). В частности, по сравнению с молодыми пользователями, а также пользователями среднего возраста пожилые люди чаще размещают интересные факты в социальных сетях (68,4 %). Таким образом, мотивы пожилых пользователей, в первую очередь, связаны с умением удовлетворять потребность в завязывании знакомств, дистанционной коммуникации и поиске информации о своем окружении.

Таким образом, мы видим некоторые особенности вьетнамской национальной аудитории социальных сетей:

- вьетнамская аудитория одновременно использует разные типы социальных сетей;

- вьетнамские пользователи, особенно люди молодого возраста, имеющие высокий уровень образования, предпочитают использовать зарубежные социальные сети и каналы, такие, как «Facebook», «Youtube» и «Google+»;

- для вьетнамских пользователей, особенно для молодежи, социальные сети являются пространством осуществления различных форм соцальной активности;

- в целом, вьетнамские пользователи применяют социальные сети для социального взаимодействия, удовлетворения информационных потребностей, развлечения и самопрезентации;

- большинство вьетнамских пользователей не стремятся к конфиденциальности и анонимности в социальных сетях;

- существует зависимость структуры использования возможностей социальных сетей от возраста пользователей: с увеличением возраста уменьшается частота и объём используемых сетевых ресурсов;

- нет существенных тендерных различий в стратегии использования социальных сетей вьетнамскими пользователями.

Список литературы

1. Бек У. Что такое глобализация?. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

2. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Синяков А. В. Стратегии использования социальных сетей в современной России: результаты многомерного шкалирования // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 1. С. 283 - 296.

3. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Иванов И.С. Изменение стратегий онлайн-поведения российской интернет-аудитории: результаты сравнительного кластерного анализа (2012-2014 гг.) // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 173 - 187.

4. Бубнов А.Ю., Дмитриева О.В., Шаповалов В.Л. Интенсивность вовлеченности россиян в Интернет-коммуникацию // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 3. С.19 - 27.

5. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121 - 139.

7. Коэн Дж., Шмидт Э. Новый цифровой мир. М.: Манн, Иванов и Фер-бер, 2013.

8. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: Изд-во ACT, 2002.

9. Чан Хыу Луен, Чан Тхи Минь Дык, Буй Тхи Хонг Тхай. Социальные сети со студентами. Ханой.: Изд-во. Ханойский государственный университет, 2015.

10. We are social URL: https://digitalreport.wearesocial.com/ (дата обращения: 10.12.2018).

До Тханъ Ту, аспирант, dothanhtu0482@gmail. com, Россия, Москва, Московский педагогический государственный университет

FEATURES OF USING SOCIAL NETWORKS IN MODERN VIETNAM

T. T. Do

The research represents the perception of social networks significance by Vietnamese users and characteristics of their behavior in social networks. Intensity indicators of using the most popular social networks by Vietnamese citizens are analyzed. It is shown that social networks are considered by Vietnamese people as space of remote communication and self-presentation, and as instrument of information search and entertainment. The article represents distinctions in using social networks by different gender and age groups. In comparison with men, female-users use the opportunities of social networks more intensively. Young and middle-aged people use the most social networks opportunities while aged people use social networks only for distant communication and information search.

Key words: Internet communication, internet user, social media, opportunities of social media, privacy, Twitter, Facebook, Zalo, Youtube, Google+, Instagram.

Do Tkhan' Tu, postgraduate, dothanhtu0482@,gmail.com, Russia, Moscow, Moscow State Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.