Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ СТАНЦИЯМИ "РАДИО ДАЧА" И LOVE RADIO'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ СТАНЦИЯМИ "РАДИО ДАЧА" И LOVE RADIO Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
238
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИО / КОНТЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МЕССЕНДЖЕРЫ / RADIO / CONTENT STRATEGY AND TARGET AUDIENCE / SOCIAL NETWORKS / MESSENGERS / INTERACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Насонова Юлия Валерьевна

Автор рассматривает особенности использования социальных сетей и мессенджеров российскими радиостанциями «Радио Дача» и Love Radio в условиях, когда интернет-платформы практически вытеснили популярные ранее каналы связи. Проанализирована политика радиостанций в отношении выбранных социальных медиа, выявлены преимущества контентных стратегий данных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Насонова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS AND MESSENGERS BY THE RADIO DACHA AND LOVE RADIO STATIONS

This article discusses the interaction of Russian radio stations Radio Dacha and Love Radio with their target audiences on social networks. The author lists the web platforms most used by listeners and the special features of radio stations’ web pages depending on their target audiences. Because the characteristics of the listeners of these media are different, it was possible to consider their programming policy on social networks on a larger scale. Through the method of participant observation and the author’s interview with Andrei Trofimov, the general producer of the Krutoy Media radio holding, which includes the stations under consideration, the main objectives for the integration of social networks were identified. It was concluded that, first, the large-scale use of online platforms does not depend on the target audiences of the radio stations, yet they affect the publishing activity and the content of the published works. However, no connection was found between the station’s rating and the number of subscribers on social networks. Notably, the fact that the radio stations keep pages on online platforms creates a modern image of entertainment radio. Thus, it makes the implementation of interactivity on the air more convenient, which results in increased loyalty of the audience.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МЕССЕНДЖЕРОВ СТАНЦИЯМИ "РАДИО ДАЧА" И LOVE RADIO»

Особенности использования социальных сетей и мессенджеров станциями «Радио Дача» и Love Radio

Юлия Насонова

Автор рассматриваетособенности использования социальных сетей и мессенджеров российскими радиостанциями «Радио Дача» и Love Radio в условиях, когда интернет-платформы практически вытеснили популярные ранее каналы связи. Проанализирована политика радиостанций в отношении выбранных социальных медиа, выявлены преимущества контентных стратегий данных СМИ. Ключевые слова: радио, контентная стратегия, целевая аудитория, социальные сети, мессенджеры.

© Насонова Юлия Валерьевна

аспирантка кафедры телевидения

и радиовещания факультета журналистики

МГУ имени М.В. Ломоносова, ведущая

информационных и развлекательных программ

радиостанции «Радио Дача»

(г. Москва, Россия), yuliya_nasonova@bk.ru

Введение

Интернет-технологии в современном медиамире развиваются в геометрической прогрессии. Если еще 30 лет назад в большинстве домохозяйств имелись только радиоприемники, стационарные телефоны и телевизоры, то сейчас Интернет (в частности социальные сети и мессенджеры) стал тем пространством, где в основном осуществляется социальная коммуникация: общение с родственниками и друзьями, чтение новостей.

Результаты одного из последних опросов «Левада-Центра», проведенного в декабре 2017 г., показали, что доля россиян, пользующихся социальными сетями, по сравнению с 2012 г. выросла почти вдвое - с 35% до 59%!. Половина из них проводят в интернет-пространстве до одного часа в день, а четверть - до четырех часов. По данным компании SEO-Auditor2, которая проводит аналогичные исследования ежемесячно, наибольшим спросом у интернет-аудитории в 2017-2018 гг. пользовались социальные сети «ВКонтакте», ЕасеЬоок, «Одноклассники». Вероятно, такой масштабной популярности способствовал тот факт, что «социальные сети вобрали в себя буквально все форматы, в которых может быть представлена информация, и максимально упростили возможности ее получения»

(Литвиненко, 2015: 70). Наряду с социаль- ватели начали обмениваться сообщени-

ными сетями популярность у интернет- ями, публиковать записи, фотографии и

пользователей набирают и мессендже- видео в других социальных сетях.

ры. По данным Telecom Daily от 12 марта Споры о природе и смысле социаль-

2018 г., в 2017 г. использование SMS в Рос- ных сетей между теоретиками не умолка-

сии уменьшилось на 20%3, в то время как, ют. Одни называют их «средствами мас-

по данным компании Mediascope4, пользо- совой информации нового поколения»

ватели отдали предпочтение таким при- (Браславец, 2009: l26). Другие видят в

ложениям-мессенджерам, как WhatsApp, них опасность для СМИ: «С бурным ро-

Viber, Telegram. стом социальных сетей и их влияния на

Феномен популярности социальных публичную сферу значимость института сетей в медиапространстве рассматри- СМИ как "четвертой власти" стала под-вался исследователями неоднократно. вергаться сомнению и в российских, и в Понятие «социальная сеть» появилось в зарубежных исследованиях» (Джазоян, 19Б4 г. благодаря социологу Джеймсу Барнсу. 2014: 9Б). М.С. Безбогова (2016) выделила В работе «Классы и собрания в норвеж- три свойства социальных сетей, которые ском островном приходе» исследователь помогли им стать настолько востребован-употребил данное словосочетание при ными у интернет-аудитории. Это вирту-описании структуры, состоящей из групп альность, медийность и интерактивность. узлов - социальных объектов (люди или Под виртуальностью следует понимать аб-организации) и связи между ними (соци- страгирование пользователя от реального альные взаимоотношения). Другими сло- мира, в котором он постоянно находится, вами, можно сказать, что социальная сеть - и создание иллюзорного мира, к которо-это группа людей, где одного конкретного му его подталкивает виртуальная реаль-человека можно сравнить со стволом де- ность, включая и позиционирование себя рева, а его знакомых - с ветками. В даль- среди других пользователей (как истин-нейшем этот термин распространился по- ное, так и вымышленное). Медийность, в чти на все области гуманитарного знания свою очередь, дает возможность челове-и до сегодняшнего дня не потерял своего ку в интернет-пространстве значительно значения в информационном обществе. расширить круг не только реального, но и В социологии под социальной сетью по- виртуального общения. Наилучший принимают социальную структуру, которая мер - блогеры, которые благодаря выбо-состоит из множества агентов (индиви- ру контента в социальных сетях не только дуальных или коллективных), а также со- значительно увеличили количество своих вокупности связей между ними (Губанов, подписчиков (аудиторию), но и смогли мо-Новиков, Чхартишвили, 2010: 22B). Приме- нетизировать данный виртуальный успех. нительно к Интернету понятие «социаль- Между тем интерактивность, как одно из ная сеть» впервые использовал в 200Б г. свойств социальных сетей, является важ-Тим О'Рейли, являющийся основополож- ным аспектом в развитии современных ником концепции Web 2.0Б. СМИ, в том числе радиостанций.

Первая социальная онлайн-сеть Classmates. Изучая данный вопрос, Г.Г. Щепилова

com появилась в США в 199Б г.6 В Рунете (2014: БЗ) выдвинула гипотезу, что «чем

аналогичные платформы начали разви- выше уровень проникновения Интерне-

ваться с 2006 г., когда для интернет-об - та, тем меньше внимания оказывает ау-

щения стали доступны «Одноклассники» дитория традиционным СМИ для полу-

и «ВКонтакте». Затем российские пользо- чения новостей, отдыха и развлечения,

самообразования и саморазвития». Рас- предоставить ей более полные возмож-сматривая взаимодействие популярных ности для реагирования и участия в ин-российских телеканалов и социальных формационном обмене. сетей, Г.Г. Щепилова и Л.А. Круглова де- В свою очередь, Е.Ю. Агамян (2009) вы-лают вывод, что «редко каналы пытаются деляет функции интерактивных программ привлечь интернет-аудиторию к сотворче- на современных радиостанциях: функция ству, используя интерактивную функцию обогащения контента, звукового многосоциальных сетей» (Щепилова, Круглова, образия и развлекательная функция. 2018: 13). Изучением принципов выбора Вполне типичными в этой ситуации российскими новостными медиа площа- являются радиостанции «Радио Дача» и док для создания групп в социальных се- Love Radio, использующие интерактив-тях занимается Е.Д. Першина (2017). ную функцию. Радиостанции ведут свои

В этом контексте естественный и жиз- страницы на таких медиаплатформах, как ненно важный путь развития традицион- «ВКонтакте»7, Facebook8, Instagram9, «Од-ных средств массовой информации - об- ноклассники»10. О важности WhatsApp ращение к социальным сетям и мессенд- говорит тот факт, что радиостанции Love жерам для связи со своей аудиторией. Это Radio и «Радио Дача» в 2017-2018 гг. пол-особенно необходимо для музыкальных ностью отказались от SMS в пользу мес-радиостанций, которые в основном вы- сенджера. По состоянию на 28 сентября полняют развлекательную функцию, где 2018 г., общее количество подписчиков интерактивные программы являются обя- Love Radio на всех платформах состави-зательной частью эфира. Одна из главных ло более миллиона человек". Суммарная задач подобных программ - повышение аудитория «Радио Дача» в социальных се-лояльности аудитории. тях составила около 300 тыс. человек^.

Интерактивные программы выполняют рекреативную функцию журналистики,

целью которой, согласно формулировке Мегодм^ия исследования Е.П. Прохорова (2011: 80), является «со- В рамках данного исследования было здание условий для отдыха, интересного рассмотрено взаимодействие двух входя-проведения досуга, приятного заполнения щих в топ-20 российских радиостанций -свободного времени, снятия усталости Love Radio и «Радио Дача»" - с подписчи-и напряжения, восстановления и укре- ками в социальных сетях и мессенджерах, пления душевного покоя и равновесия». особенно в интерактивных программах Е.А. Стрельникова (2007) считает, что ин- (2018 г.). Различие этих двух радиостан -терактив сплачивает незнакомых людей, ций - в возрасте целевой аудитории (Love и это дает ощущение психологического Radio - 16-35 лет, «Радио Дача» - 30-50). единства и сопричастности. М.М. Лукина Гендерно эти СМИ по большей части ори-и И.Д. Фомичева (2005: 71) полагают, что ентированы на девушек/женщин, а значит, интерактивные программы в СМИ позво- и подходы к ведению интернет-страниц ляют редакциям: примерно одинаковы. У выбранных радио-

1) расширить не только объемы инфор- станций больший рейтинг, чем у других мации, но и ее содержание; СМИ, входящих в холдинг Krutoy Medial4,

2) выразить смысл послания с помо- но они не являются конкурентами. Krutoy щью разных кодов общения; Media - один из ведущих радиохолдин-

3) использовать для «работы» с ауди- гов России, объединяющий радиостан-торией разнообразные формы общения, ции Love Radio, «Радио Дача», «Такси FM»,

123

«Восток FM», «Весна FM», «Радио Русский А.Э. Трофимов отмечает: «Одна из глав-

хит», ведет свою историю с 2000 г. Сеть ных задач интерактивных программ на

регионального вещания KrutoyMedia, в музыкальных станциях - создавать ори-том числе и собственных филиалов, - гинальный контент, основную роль в этом

одна из самых развитых на рынке. На процессе играет слушатель. Другими сло-

сегодняшний день радиостанции хол- вами, аудитория - это некий инструмент

динга звучат на всей территории России, для получения конечного качественного

а также в странах ближнего зарубежья. эфирного продукта. Вторая задача инте-

Требования руководства к контент-стра- рактивных программ - повышение ло-

тегиям и к ведению интернет-страниц в яльности аудитории»^.

социальных сетях данных радиостанций Следует обратить внимание на тер-

идентичны. мин «лояльность». В Большом энцикло-

Задача исследования - определить педическом словаре он определяется как степень реализации интерактивной «корректное, благожелательное отноше-функции социальных сетей радиостан- ние к кому-либо или чему-либо»16. При-циями Love Radio и «Радио Дача». Нами менительно к радиовещанию его следует были выбраны количественный и каче- использовать в контексте многократного ственный методы исследования контента. включения и длительного прослушиваВ результате прослушивания эфира и изуче- ния одной и той же радиостанции. Иными ния официальных сайтов радиостанций в словами, лояльность аудитории коррели-рандомный период с сентября по октябрь руется с ее положительной динамикой и 2018 г. были получены общие данные по позитивной оценкой слушателей, которую количеству и хронометражу интерактив- они могут продемонстрировать посредст-ных программ с участием слушателей. Ме- вом участия в интерактивных программах тод включенного наблюдения позволил радиостанций.

выявить объемы интеграции социальных Интерактивные программы выходят

сетей в программную политику средств в эфире большинства как развлекатель-

массовой информации. ных, так и информационных станций. Со-

Более полную информацию о контент- гласно данным аналитической компании стратегиях радиостанций и редакцион- Mediascopeза январь-июнь 2018 г. 17, в пер-ной политики относительно социальных вую пятерку популярных российских радиосетей и мессенджеров удалось получить, станций вошли: «Европа плюс» (суточное используя эксклюзивное экспертное ин- количество слушателей от целевой группы тервью автора с генеральным продюсе- 12+ -18,2%), «Авторадио» и «Дорожное ра-ром Krutoy Media А.Э. Трофимовым. дио» (по 15,3%), «Русское радио» (13,8%),

«Ретро FM» (13,2%). В эфир каждой из пе-

Интерактивные ради°пр°граммы речисленных станций выходят интерак-

как спосо6 повысить л°яльн°с1ъ тивные программы (см. табл. 1), и можно с аудитории r г

' г уверенностью заявить, что они являются

Постоянство слушательской аудито- обязательной частью эфира как элемент рии и высокий рейтинг - главная зада- повышения лояльности аудитории. ча, к которой стремятся абсолютно все В целях получения более точной инфор-радиостанции. Интерактивные програм- мации по исследуемой теме предлагается мы в этом играют не последнюю роль, как рассмотреть радиостанции Love Radio18 и элемент интересного и уникального кон- «Радио Дача»!9 с разной целевой аудито-тента. Генеральный продюсер Krutoy Media рией, чтобы понять, зависит ли насыщен-

Таблица 1. Реализация интерактивности на пяти самых популярных радиостанциях России (сентябрь 2018 г.)

Радиостанция Общее кол-во программ Кол-во интерактивных программ

Европа плюс 16 8

Авторадио 13 4

Дорожное радио 13 4

Русское радио 16 7

Ретро НМ 8 5

Источник: мониторинг официальных сайтов радиостанций, 1-7 октября 2018 г.

Таблица 2. Реализация интерактивности в будние дни (сентябрь 2018 г.)

Радиостанция Интерактивная Хронометраж Кол-во слушателей,

программа интерактивных программ участвующих

в эфире за сутки (мин.) в интерактивных

программах за сутки

Love Radio Красавцы 240 20

Love message 11 68

Итого 251 88

Радио Дача Тайны судьбы 15 2

Города удачи 2 1

Удачный час 120 24

Удачный момент 24 24

Итого 161 51

Источник: мониторинг эфира радиостанций, 3-10 сентября 2018 г.

Таблица 3. Реализация интерактивности в выходные дни (сентябрь 2018 г.).

Радиостанция Интерактивная программа Хронометраж интерактивных программ в эфире за сутки (мин.) Кол-во слушателей, участвующих в интерактивных программах за сутки

Love Radio Big love 20 Love message 120 22 88

Итого 142 88

Радио Дача Удачный час Удачный момент 240 48 48 48

Итого 288 96

Источник: мониторинг эфира радиостанций, 3-10 сентября 2018 г.

125

ность эфира интерактивными програм- в их задачи входит ведение социальных мами от возраста слушателей. сетей. Какими качествами должны обла-

Полученные методом включенного наб- дать контент-менеджеры? Грамотностью, людения данные наглядно демонстриру- вовлеченностью в специфику и процесс ют, что в будние дни такие показатели, как работы, креативным мышлением, считает хронометраж интерактивных программ и А.Э. Трофимов2!.

количество слушателей-участников в них Очевидно, что контент социальной на Love Radio гораздо больше, чем на «Ра- сети, а также ее выбор зависит от пред-дио Дача» (см. табл. 2). Иная ситуация от- почтений целевой аудитории конкрет-мечена в выходные (см. табл. 3). Целевая ной радиостанции. Рассмотрим полити-аудитория Love Radio - это люди, которые ку ведения социальных сетей Love Radio в основном слушают радиостанцию, ког- и «Радио Дача».

да едут на учебу/работу, поэтому в буд- По состоянию на 28 сентября 2018 г. ние дни они более активные. Слушатели количество подписчиков Love Radio соста-«Радио Дача», напротив, в выходные от- вило в «ВКонтакте» - 782 500 человек, дыхают за городом в компании родных Instagram - 305 000, «Одноклассники» -и близких. 20 200, Facebook - 18 00022. в данных со-

Интерактивных программ в эфире Love циальных сетях выходит одинаковое ко-Radioбольше, чем на волне «Радио Дача»: личество постов - контент-менеджеры их (23,3 ч общего недельного хронометра- «разбрасывают», иными словами одина-жа против 17,2 ч). С чем связана данная ковую по содержанию заметку выклады-разница в наполнении эфира, объяснил вают в сети одновременно (за сутки по-генеральный продюсер радиохолдинга являются 10 новостей). Исключение со-Krutoy Media А.Э. Трофимов: «Интерактив- ставляет Instagram, где число публикаций ные программы предпочтительны для ра- больше. Количество постов может увели-диостанций с любой целевой аудиторией читься из-за появления новых важных для только в той или иной пропорции. На мо- целевой аудитории информационных по-лодежных станциях такого контента боль- водов, рекламных анонсов и пиар-акций, ше, на "возрастных" меньше»20. мероприятий, проходящих при информа-

ционной поддержке радиостанции, про-ИнтегРа1дии социальных сетей грамм, выходящих в эфир и требующих

в эфир радиостанций дополнительных анонсов. Согласно прове-

Вне зависимости от целевой аудитории денному автором исследованию, больше главными каналами связи радиоведущего всего просмотров в сентябре 2018 г. на -и слушателя являются студийный телефон брали новости о жизни звезд шоу-бизне-и социальные сети (разнятся только про- са как российского, так и западного, а так-порции объема их использования). Появ- же подборки самых обсуждаемых постов ление новых технологических площадок артистов на их персональных страницах побудило работников медиа и, в частности, в социальных сетях. радиостанций к осваивать новые журна- Таким образом, предпочтения поль-листские компетенции. Контент-менедже- зователей социальных сетей Love Radio ры в начале развития Интернета занима- полностью обусловлены интересами лись наполнением официальных своих целевой аудитории. Страницы Love Radio порталов новостями, информацией о вне- наиболее популярны в социальных сетях эфирных мероприятиях и тех, которые они «ВКонтакте» и Instagram, что обусловлено поддерживали информационно. Сейчас совпадением целевых аудиторий данной

радиостанции с перечисленными интер- ности дополнительно анонсировать меро-нет-платформами. приятия, которые проводит радиостанция,

По состоянию на 28 сентября 2018 г. коли- и, конечно, повысить лояльность аудито-чество подписчиков «Радио Дача» распреде- рии". В свою очередь, в 2015 г. исследо-лилось следующим образом: «ВКонтакте» - ватель И.В. Литвиненко (2015: 85) пришла 216 500 человек, «Одноклассники» - 55 000, к выводу: «Правильно подобранный для Instagram- 16 000, Facebook-1 900.Таким соцсетей контент и его оптимальный вид образом, самыми популярными у слуша- способствуют формированию положитель-телей являются страницы в социальных ного образа радиостанции и увеличению сетях «ВКонтакте» и «Одноклассниках»23. количества переходов на официальный Во всех социальных сетях ежедневно выхо- сайт. Все это дает право утверждать, что дит одинаковое количество публикаций - новые возможности, связанные с исполь-три. Они посвящены новостям из жизни зованием печатного текста и изображе-звезд российского шоу-бизнеса, то есть ис- ний, особенно важны для радиовещания полнителей, песни которых звучат в эфи- в условиях рыночной конкуренции». Это ре радиостанции, актеров, снимающихся утверждение остается актуальным и сев фильмах и сериалах, направленных на годня, на практике доказывая, что инте-аудиторию, аналогичную аудитории «Ра- ресные, с точки зрения слушателей, стра-дио Дача». Кроме того, публикуются пос- ницы в социальных сетях радиостанций ты - анонсы программ в эфире, развле- действительно формируют их положи-кательные посты, а также информация об тельный образ.

акциях в эфире, внеэфирных мероприя- Стоит отметить, что страницы радио-тиях и городских событиях, которые про- станций в социальных сетях не могут су-ходят при информационной поддержке ществовать обособленно, они входят в радиостанции. Количество таких постов кроссплатформенную политику СМИ. При-не ограничено. зыв посетить портал станции,поделиться

Сравнительный анализ полученных своим мнением, подписаться и поставить данных показывает, что страницы в со- лайк всегда звучит в эфирных анонсах, по-циальных сетях более популярны у слуша- этому интерактивные программы также телей Love Radio. Однако вряд ли это мож- необходимы для повышения лояльности но считать показателем популярности са- аудитории, а любая социальная сеть - это мой радиостанции. По данным компании лишь еще один канал связи радиостанции Mediascope за январь-июнь 2018 г., доля со слушателями. слушателей Love Radio среди всех слушателей радио в России составила 6,4, «Ра- Использование мессенджеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дио Дача» - 11,124. Таким образом, коли- в эфире развлекательных

1 радиостанций

чество подписчиков в социальных сетях г

не отражается на рейтингах радиостан- Исследователи Института современ-ции. Возникает вполне логичный вопрос: ных медиа в январе 2018 г. провели опрос в чем целесообразность ведения страниц среди жителей России с целью выяснить, на интернет-платформах, если это не влия- какими сервисами обмена сообщениями ет на рейтинги радиостанции? они пользуются. По результатам ответов

Генеральный продюсер Krutoy Media более 100 000 респондентов был опреде-А.Э. Трофимов видит основные задачи со- лен самый популярный у россиян мессен-циальных сетей в создании нужного и сов- джер. Им стал WhatsApp, которым пользу-ременного образа радиостанции, возмож- ются 59% опрошенных по всей стране2б.

127

Конечно, данное интернет-приложение постоянно следить за новыми трендами. не могли проигнорировать и радиостанции, Один из них (применительно к данному особенно ориентированные на молодую исследованию) - желание слушателей вли-аудиторию. Практически сразу произошла ять на радиоэфир. В результате появились рокировка: связь со слушателями по SMS интерактивные программы, которые побыла заменена на сообщения в мессенд- лучили исчерпывающую положительную жерах. Это связано и с тем, что операторы оценку как теоретиков, так и практиков. связи требовали плату за отправку SMS, В свою очередь, развитие интернета благодаря появлению страниц радиостан- технологий послужило импульсом к во-ций в социальных сетях и мессенджеров влечению в интерактивные программы слушатель получил возможность попасть новых каналов связи со слушателями. На в эфир, оплатив только интернет-трафик. смену полностью исчезнувшим из эфира Сообщения читаются в эфире в качестве SMS пришли сообщения из социальных приветов, поздравлений. К примеру, такая сетей и мессенджеров. Корреляция их с опция есть на Love Radio. Ведущие читают работой радиостанций является мало-их из WhatsApp дважды в течение часа - изученной темой. Социальные страницы, по три-четыре сообщения за один выход. которые ведут популярные радиостанции К слову, следить за новинками интернет- Love Radio и «Радио Дача», имеющие раз-технологий - основная задача сотрудника ную целевую аудиторию, были представ-радио, занимающегося развитием интер- лены в качестве «оппонентов», способ-нет-платформ конкретного СМИ. А что- ных продемонстрировать разный подход бы отвечать всем запросам слушателей к социальным сетям и политику ведения и сделать их связь с радиостанцией мак- страниц в соцсетях. симально удобной и современной - Love В первую очередь стоит отметить, что Radio, например, в музыкальном сезоне использование социальных сетей не за-2018/2019 запустило новую интерактив- висит от целевой аудитории радиостан-ную функцию: слушатели могут записать ций. Набор интернет-платформ у обеих свое сообщение с помощью голосового перечисленных радиостанций одинаков. сервиса WhatsApp,отправить на номер ра- Однако количество подписчиков больше диостанции и затем услышать его в эфире. у Love Radio и оно более активно ведет В контексте коммуникационных интер- свои страницы в социальных сетях. Свя-нет-новинок следует рассмотреть и эфир зано это главным образом с тем, что ауди-«Радио Дача». В этом случае ведущие в тория Love Radio значительно моложе ау-прямом эфире называют координаты офи- дитории «Радио Дача» и, соответственно, циального сайта, социальных сетей, упо- более активно пользуется Интернетом. минают мобильное приложение радио- Ведение радиостанциями страниц в станции для смартфонов. Воспользовав- социальных сетях создает современный шись им, слушатели так же могут попасть образ развлекательного радио. Это делает в эфир радиостанции. Однако призывов к реализацию функции интерактивности в использованию мессенджеров на данной эфире удобнее и проще ввиду популяри-радиостанции не зафиксировано. зации и масштабности развития интернет-

платформ. Радиостанции также получают Заключение «бонусы» - оценку эфирного контента и

Радиостанции, как и любые средства социальной интернет-политики. Помимо массовой информации, в целях прояв- этого, данные платформы дают возмож-ления интереса к ним аудитории должны ность бесплатно рекламировать собствен-

ные проекты без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. В результате можно слелать вывод о дальнейшем укреплении позиций социальных сетей в радиоэфире. Более того, с появлением до-

полнительных опций, вероятно, станции будут включать их в качестве еще одного способа связи со своей аудиторией. Слушатели нуждаются в радио точно так же, как и радио в них.

Примечания

1 Волков Д., Гончаров С. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ - 2017 // Левада-Центр. 2017. Авг., 22. Режим доступа: https://www. levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 27.09.2018).

2 Официальный сайт компании SEO-Auditor. Режим доступа: http://www.gs.seo-auditor.com.ru

3 Официальный сайт информационного агентства Telecom Daily. Режим доступа: http://www.tdaily.ru.

4 Данный опрос был проведен в апреле 2018 г. социологической компанией Mediascope. Режим доступа: http://mediascope.net

5 O'Reilly T. (2005) What is Web 2.0. O'Reilly, September 30. Режим доступа: https:// www.oreilly.com/pub/a//web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 27.09.2018).

6 Семенов Н. Все о социальных сетях. Влияние на человека // SECLGroup. 2011. Июнь, 8. Режим доступа: http://secl.com.ua/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html (дата обращения: 27.09.2018).

7 Страница Love Radio в «ВКонтакте». Режим доступа: https://vk.com/loveradio.

8 Страница Love Radio в Facebook. Режим доступа: https://www.facebook.com/ LoveRadioRu/

9 Страница Love Radio в Instagram. Режим доступа: https://www.instagram.com/ loveradioofficial/

10 Страница Love Radio в «Одноклассниках». Режим доступа: https://ok.ru/ group/53913946816530

11 Количество подписчиков на официальных страницах в социальных сетях по состоянию на 28 сентября 2018 г.

12 Там же.

13 Mediascope: аудитория радио в России. Режим доступа: http://mediascope.net/ press/news/847514/?sphrase_id=9104

14 Официальный сайт радиохолдинга Krutoy Media. Режим доступа: http://www. krutoymedia.ru/holding.htm

15 Интервью автора с генеральным продюсером радиохолдинга Krutoy Media А.Э. Трофимовым. 2017. Дек., 26.

16 Лояльность // Большой энциклопедический словарь. Режим доступа: https://dic. academic.ru/dic.nsf/enc3p/182794 (дата обращения: 27.09.2018).

129

17 Опрос провела социологическая компания Mediascope. Режим доступа: http:// mediascope.net/press/news/847514/ (дата обращения: 27.09.2018).

18 Официальный сайт Love Radio. Режим доступа: http://www.loveradio.ru

19 Официальный сайт «Радио Дача». Режим доступа: http://www.radiodacha.ru

20 Интервью автора с А.Э. Трофимовым.

21 Там же.

22 Количество подписчиков на официальных страницах в социальных сетях по состоянию на 28 сентября 2018 г.

23 Количество подписчиков на официальных страницах в социальных сетях по состоянию на 28 сентября 2018 г.

24 Опубликованный на официальном сайте компании Mediascope отчет. Режим доступа: http://mediascope.net (дата обращения: 27.09.2018).

25 Интервью автора с А.Э. Трофимовым.

26 Исследование Института современных медиа. Режим доступа: http://momri.org/ 2018/momrinews/issledovanie-telegram-auditorii/ (дата обращения: 27.09.2018).

Библиография

Агамян ЕЮ. Взаимодействие с аудиторией посредством интерактивных программ на социальные темы как один из способов повышения эффективности программирования радиостанции // Вестн. НГУ. Сер.: Социально-экономические науки. 2009. Т. 9. Вып. 4. С. 90-98.

Безбогова М.С. Социальные сети как фактор формирования социальных установок современной молодежи: дис. ... канд. филол. наук. М., 2016.

БраславецЛ.А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2009. С. 125-132.

Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010.

Джазоян А.Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети модернизируют журналистику // Ученые записки Забайкальск. гос. ун-та. Сер.: Филология. История. Востоковедение. 2014. Вып. 2. С. 93-100.

Литвиненко И.В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования (на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009-2014 гг.): дис. ... канд. филол. наук. М., 2015.

Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Фак. журн. МГУ, 2005. Першина Е.Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях // Медиаскоп. 2017. Вып. 2. Режим доступа: http:// www.mediascope.ru/2304

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2011. Стрельникова Е.А. Интерактивное вещание на региональном радио (на примере Оренбургской области): дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Телеканалы и социальные сети: специфика взаимо-действия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 3. С. 3-16.

Щепилова Г.Г. Потребность аудитории в Интернете и традиционных СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 46-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.