ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
см со
О
УДК 316.346.32-053.6 DOI 10.53115/19975996_2024_03_026_034
ББК 60.543.172в682
Е.В. Шалагина
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Развитие возможностей медиаобразования сегодня становится актуальным запросом современной школы и семьи. Формируя инклюзивное образовательное пространство, предьявляющее требования индивидуализации и адаптации содержания образования с учетом особых потребностей разных категорий обучающихся, педагоги используют различные инновационные практики, среди которых в последнее время все большее внимание уделяется возможностям медиа, а родители, в свою очередь, обращаются к образовательным онлайн ресурсам для повышения своего воспитательного потенциала и сопровождения процессов обучения своего особого ребенка. Применение ресурсов медиа-образования в учебной и внеучебной деятельности в представлениях родителей выступает объектом авторского социологического исследования, часть результатов которого приводятся в статье. Делая акцент на родительских установках относительно целей, задач, форм использования медиа при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализируются трудности и противоречия, встречающиеся сегодня в школе. Если медиобразованию в России и специфике инклюзивной школы в отдельности в отечественной научной литературе существуют многочисленные исследования, сформированы целые научные школы, то предметная область применения медиа в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья пока малоизучена и обладает практикоориентированным потенциалом. Согласно результатам опроса родителей, при высоком уровне цифровизации современного общества, интересе к медиа, пониманию развивающего и обучающего потенциала медиаобразова-тельных технологий, имеющемся опыте личных обращений к образовательным онлайн ресурсам, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, пока оценивает уровень применения медиаресурсов в образовательном процессе школы как недостаточный. Сегодня позиция семьи состоит в расширении целей и задач медиобразования в инклюзивной школе за счет дополнительных функций и значений - фасилитировать образование и воспитание детей с ОВЗ (напр., через возможности визуализации, понимания содержания, мотивационной составляющей, развитием интереса к ИКТ-технологиям и медиагра-мотности, как таковой). Важную роль медиаобразования родители видят в активизации профориентационных процессов, реализуемых в школьном периоде обучении ребенка с ОВЗ, чему могут способствовать различные медиапрактики (творческие конкурсы, связанные с медиа, проектная деятельность, развитие школьных СМИ и пр.). Семья, воспитывающая особого ребенка, может стать как заказчиком, так и активным партнером школе в реализации возможностей медиаобразовании, если опереться на ее потребности, опыт и видение их предназначения.
Ключевые слова:
инклюзивное образование, медиаобразование, родители детей с ограненными возможностями здоровья.
Шалагина Е.В. Особенности использования ресурсов медиаобразования в условиях инклюзивной школы: представления родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (по результатам прикладного социологического исследования) // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 26-33. - DOI 10.53115/19975996_2024_03_026_034
© Шалагина Елена Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург; e-mail: [email protected]
Современная система образования предполагает ориентацию на образовательные потребности обучающихся: дифференцированный и индивидуальный подход в организации образовательного процесса; использование различных методов обучения, учитывающих форму, технологию, приемы обучения с учетом возможностей ребенка; целенаправленное развитие его социальных и коммуникативных навыков, универсальных компетенций. Российское образовательное пространство предполагает включение в учебную деятельность различных категорий обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, с девиантным поведением и др.). Эту практику принято обозначать терминами «инклюзия», «инклюзивное образование», что подчеркивает реализацию принципа равного доступа к получению образования [3].
Для реализации этих задач в арсенале школ появляются возможности, основанные на внедрении медиа в образовательный процесс: учебные материалы, представленные в различных форматах (аудио- и видеоуроки, кинофильмы, мультфильмы, содержание образовательных он-лайн порталов), мультимедийные презентации, интерактивные онлайн-курсы, электронные учебники и т.д. [19]. Социальные сети, чаты, форумы сегодня активно используются для развития каналов коммуникации и социального взаимодействия всех активных образовательных субъектов. Благодаря ресурсам медиаобразования учебный процесс может становиться увлекательным и разнообразным, ведь учителя получают дополнительные потенциальные возможности дифференцированно подходить к их наполнению необходимыми и достаточными образовательными материалами с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, а семья обретает дополнительные инструменты для развития у них универсальных навыков, таких как критическое мышление, решение жизненных проблем, креативность и сотрудничество [21].
В рамках программ основного общего, среднего общего и профессионального образования сегодня активно начинают реализовываться образовательные блоки (элективные курсы, дисциплины, факультативы и т.д.), связанные с медиа, которые направлены на изучение медиапростран-ства, развитие навыков и умений использования медиаисточников и медиаресурсов в образовательных целях, формирование медиакомпетентности и медиаграмотности
у различных образовательных субъектов [20; 22].
Целью статьи стало изучение представлений родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) об использовании медиа в условиях инклюзивных школ, в которых обучаются их дети, с точки зрения их реального опыта и представлений о потенциальных перспективах. Для этого в период 2023-2024 гг. преподавателями кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета в рамках внутреннего гранта УрГПУ было проведено социологическое исследование на тему «Медиапрак-тики в инклюзивном образовании»1. В нем приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья (n -90 чел.), педагоги, имеющие опыт работы в инклюзивной среде (N - 35 чел.), педагоги образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы (N - 12 чел.).
Обзор литературы
Компилятивный характер темы нашего исследования требует изучения целого ряда «полей»: инклюзивное образование как социокультурный и институциональный феномен в современной системе образования, обучение и воспитание детей с ОВЗ в российской школе, медиаобразова-ние как особое направление отечественной педагогики. В настоящее время по каждому из них в отдельности накоплен достаточно серьезный опыт как теоретических, так эмпирических исследований в области психологии, дефектологии, социальной педагогики, культурологии.
Весомый вклад в развитие научных представлений об инклюзии внесли С.В. Алехина, Н.Н. Малафеев, М.М. Семаго и др. Педагоги сегодня начинают рассуждать о возможностях медиа для индивидуализации обучения в инклюзивной среде [1], медиапродукты рассматриваются ими как средства обогащения учебного материала уроков, их визуализацию.
1 Научный коллектив, выигравший университетский конкурс научных грантов для работников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в 2023 году: Н.А. Симбирцева, доктор культурологии, профессор, Е.В. Шалагина, кандидат социологических наук, доцент, И.М. Ко-лотовкина, специалист по учебно-методической работе (медиаменеджер) Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» УрГПУ, Е.В. Цыбина, студент УрГПУ, О.Н. Обухова, студент УрГП У.
см со
О
Проблемам российского медиаобразова-ния были посвящены работы О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельда, Л.С. Заз-нобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Т.А. Стефа-новской, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Ша-рикова и др. [6; 17; 18]. Большинство исследователей понимают медиаобразование сегодня как образовательно-практический комплекс, который может быть включен в традиционный образовательный процесс, поскольку позволяет обучающемуся реализовать себя во взаимодействии с современными медиа, приобрести навыки, помогающие критически воспринимать, аналитически осмыслять и творчески воспроизводить медиаконтент [5]. «Целью ме-диаобразования... является развитие меди-акомпетентности школьников, подготовка к жизни в современных информационных условиях, развитие способности мыслить критически и независимо от той или иной информации, сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, овладевать способами современной коммуникации», - подчеркивает Рыжих Н.П., резюмируя роль использования медиа в решении педагогических задач [16, с. 6].
На наш взгляд, медиаисследователи на сегодняшний день достаточно активно включились в теоретическую разработку и практическую интеграцию медиаобра-зовательных практик в России. Молодые ученые, работающие в сфере исследований медиакоммуникации и медиакультуры, интересуются вопросами медиаграмотности и спецификой медиапотребления современных школьников [2; 10].
Вместе с тем, на сегодняшний день отмечается недостаточное внимание к тем вопросам инклюзивного образования, которые сосредоточены на изучении возможностей медиа как нового и перманентно возобновляющегося ресурса, обладающего значительным потенциалом для формирования образовательного содержания, каналов коммуникации в образовательном пространстве, механизмов и условий для решения образовательных задач в отношении детей с ОВЗ [4; 7].
Кроме того, противоречивый характер социального взаимодействия в инклюзивной школе основных образовательных субъектов (родителей, педагогов, обучающихся, управленцев) предполагает использование социологического анализа, позволяющего выявить специфические потребности и интересы представителей различных социальных общностей, включенных в эти взаимодействия, в отношении использования
медиаресурсов в учебно-воспитательном процессе [8; 15].
Методология и методы
Любое образование, в том числе и инклюзивное, во многом определяется характером коммуникаций, происходящих между учениками, учителями и родителями, а также взаимодействиями внутри образовательного сообщества [14].
В связи с этим возникают вопросы: родители и педагоги способны по-разному воспринимать процессы использование медиа в образовании и рассуждать о их роли в образовании детей с ОВЗ? Действительно, следует предположить, что часть современных родителей могут быть склонны к преувеличению значимости технических устройств и образовательных практик, использующих таковые: рассматривать смартфоны, планшеты, интерактивные доски как символы присутствия современных технологий в образовании. А другие станут подчеркивать их функциональность в качестве средств формирования учебной мотивации сегодняшних школьников. Для третьих будет принципиальна сама возможность создания с помощью них позитивной учебной атмосферы через развитие социальных навыков у детей с различными образовательными потребностями. Четвертым окажется гораздо важнее альтернативный и дополнительный образовательный контент, доступный в рамках использования медиаресурсов [9].
Акторно-сетевая теория Бруно Латура, по нашему мнению, может стать весьма продуктивной для анализа медиаобразования вообще, и реализации его возможностей с различными категориями обучающихся, в частности. Она вводит ряд новых понятий, которые позволяют особым образом анализировать ориентацию на использование медиапрактик в современном образовательном пространстве: актант, проводник, посредник [11]. Оперируя ими, становятся доступнее интерпретации ролей участников социального взаимодействия при обращении к возможностям медиа в образовательных задачах. Так актантами в медиаобразовании инклюзивной школы способны выступать родители учеников, педагоги, обучающиеся, специалисты по ме-диаобразованию - все те образовательные субъекты, которые потенциально способны к активному и творческому действию с учебными медиаматериалами и оборудованием, медиа-платформами и технологиями. А вот роли проводников и посредников еще предстоит социологически осмыслить и из-
учить, ведь в контексте медиаобразования каждый участник взаимодействия способен выполнять роли как «проводника», и как «посредника» в отношении использования медиа в современной инклюзивной школе. Примером «проводника» в данном контексте может стать родитель или учитель, который выполняет функцию предоставления доступа обучающимся к медиаобъектам, без предварительной фильтрации или модификации. Или родитель, который организует своему ребенку просмотр некоего видеоматериала (напр., мультфильма) без оценки и учета его содержания, или соответствия возрасту. С другой стороны, посредники могут вмешиваться, модифицируя восприятие медиаконтента и обогащая его интерпретацией. Так, учитель использует определенные сцены из кинофильма, опираясь на них для обсуждения вопросов восприятия, эмоционального вовлечения или, акцентирования социокультурных и исторических аспектов, затронутых в данном фрагменте, тем самым влияя и модифицируя их инте-риоризацию обучающимися.
Специалисты служб психолого-педагогического сопровождения, коррекци-онные педагоги, тьюторы - одним словом, те, кто выступает флагманами по образованию детей с особыми образовательными потребностями, в своей работе, используя медиапрактики, также могут изменять контент, формат или методы медиаобразова-нию, чтобы сделать его доступным и понятным для всех участников образовательного процесса.
Роль «проводников» в медиаобразова-
нии инклюзивной школы также могут выполнять печатные и электронные учебные пособия, компьютерные программы и образовательные онлайн ресурсы (порталы, приложения и пр), а также - телевизоры, планшеты, смартфоны и другие технические устройства.
К «посредникам» следует отнести интерактивные медиауроки, образовательные проекты и интерактивные образовательные программы, адаптированные для особых категорий обучающихся.
Следовательно, именно в условиях инклюзивной школы «проводники» и «посредники» начинают играть важные роли в обеспечении равных возможностей для всех обучающихся через реализацию ме-диапрактик. Ведь они способны устранять разного рода барьеры, предоставляя уникальный доступ к образовательным ресурсам самого широкого круга. Тем самым, современное образовательное пространство наполняется инновационным содержани-
ем и нетривиальными механизмами его
трансляции, которые оказываются весьма востребованными сегодня всеми образовательными субъектами.
Для изучения представлений родителей как активных образовательных субъектов об имеющемся опыте использования ресурсов медиаобразовательных технологий, его оценке и перспективах применения в условиях инклюзивной школы нами был проведен онлайн опрос по оригинальному авторскому инструментарию. В нем приняли участие 90 человек - это родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по различным программам дополнительного образования в отделении дистанционного обучения ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс» г. Екатеринбург. Респонденты проживают в различных городах Свердловской области, их дети являются обучающимися с ОВЗ (у всех имеются заключения ПМПК) таких образовательных организаций, которые осуществляющих свою деятельность в условиях инклюзии 2. Таким образом, представленную выборочную совокупность мы характеризуем как результат целевой выборки, разновидность - выборки типичного случая, так как респонденты являются жителями разных типов поселений Свердловской области, их дети - особая категория обучающихся (дети с ОВЗ), образовательный процесс осуществляется в массовых школах уральского региона. Объем выборочной совокупности определен списочным составом данного подразделения и представлен сплошным опросом.
Результаты и обсуждение
Изучая личный опыт обращения родителей к образовательным онлайн ресурсам, который реализуется ими как в целях саморазвития, так и для оказания помощи своему ребенку в процессе обучения, следует сделать вывод об их достаточно высоком интересе к ним, активной включенности, определенном опыте использования и разнообразных практиках, которые мы выявили в ходе опроса (табл. 1).
Итак, больше трети родителей имеют опыт использования медиа ресурсов по обработке графики и созданию коллажей, мемов (34,8%), а также 32,6% опрошенных активно обращаются к онлайн урокам, учебным курсам, проверочным тестам.
2 Автор выражает благодарность коллективу ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс» г. Екатеринбург, лично директору И.А. Третьяковой и заместителю директора А.П. Ляпину за помощь в организации и проведении онлайн опроса.
Таблица 1
Опыт обращения родителей к онлайн ресурсам для решения образовательных задач
Вариант ответа Доля респондентов, %
Да Нет Затрудняюсь ответить
Обработка графики, создание коллажей, мемов (Editor.Pho. To, AdobePhotoshop.Com, Photofunia (фото врисунок), Fotor, Fotostars, Flyvi.Io/Ru) 34,8 57,3 7,9
Онлайн уроки, курсы, тесты (CORE, GoogleClassroom, Udoba, OnlineTestPad,ZipGrade, PlayPos.it, Edpuzzle, iSpring, Sli.do, Vacademia) 32,6 64,0 3,4
Онлайн курсы (напр. Лекториум) 27,0 67,4 5,6
Образовательные онлайн порталы, просветительские проекты (напр.ARZAMAS, Наука^О...) 25,8 67,4 6,7
Онлайн кинотеатр (напр. Детский онлайн кинотеатр «Ноль плюс») 22,5 74,2 3,4
Виртуальная библиотека (напр.Библиотека М.Мошкова) 14,6 78,7 6,7
Досуговые онлайн платформы (Google Arts& Culture (ранее Google Art Project) 14,6 76,4 9,0
Мультимедийные лонгриды (лендинг, мультискрипт, квиз-сайт) - Tilda.cc,Flexbe.ru 12,4 80,9 6,7
Интеллект-карты (MindMeister, WiseMapping, Coggle.it, Mind42, Bubble.us, Popplet, Cacoo, Lucidchart, FreeMind, Graphonline) 11,2 84,3 4,5
Скрайбинг и анимация (PowToon, Sparcol, Goanimate, Animoto, Vyond, Videoscribe, App.animaker, Doodly, Voki) 7,9 87,6 4,5
Создание аудиогида (Izi.TRAVEL,TurCreator ) 6,7 88,8 4,5
Сторителлинг, интерактивные книги (Storyjumper, Bookcreator, Nearpod,Writereader) 6,7 87,6 5,6
Ресурсы создания инфографики (Studio.polotno, Visme, Vistacreate, Easel.ly,Piktochart, Infogr.am, Ru.Postermywall ) 5,6 86,5 7,9
см со
О
Оказывается, образовательный ресурс медиа весьма востребован родительским сообществом. Так, онлайн курсами, например, Лекториумом, пользуются около трети родителей (27,0%).
Кроме этого, еще 25,8% опрошенных обращались к ресурсам образовательных онлайн порталов и различных просветительских проектов.
Безусловно, досуговая функция медиа тоже весьма актуальна: 22,5% респондентов отметили онлайн кинотеатры, 14,6% респондентов - виртуальную библиотеку и досуговые онлайн платформы.
11,2% родителей имеют опыт в использовании интеллект-карт. 7,9% опрошенных указали скрайбинг и анимацию. 6,7% респондентов создавали аудиогиды, занимались сторител-лингом, знакомы с интерактивными книгами.
Ресурсами по созданию инфографики пользовались 5,6% родителей.
Несмотря на то, что большинство родительского сообщества, воспитывающее детей с ОВЗ, как показывают результаты, представленные в табл. 2, пока нельзя назвать активными потребителями ме-диаресурсов, около трети опрошенных таковыми уже выступают. Причем основную долю из предложенного перечня занимают те позиции, которые призваны осуществлять именно образовательные и просветительские функции. Такое положение дел заставляет рассматривать возможности медиа в школьном образовательном пространстве в качестве весомого и востребованного ресурса. Причем в условиях развития сотрудничества родительского и педагогического сообще-
Таблица 2
Зачем использовать медиа в образовании детей с ОВЗ: представления родителей
Характеристики Доля респондентов, %
Улучшение визуализации и понимания учебного материала 77,4
Повышение интереса ребенка к обучению 75,8
Развитие интереса к ИКТ-технологиям 37,1
Развитие медиаграмотности ребенка с ОВЗ 35,5
Улучшение коммуникационных навыков 35,5
Развитие креативности мышления 29,0
Развитие критического мышления 29,0
ства эти возможности имеют серьезный
потенциал к росту.
Насколько родители сегодня информированы об использовании практик ме-диаобразования на уроках в школе и насколько они реально вплетены в ткань образовательного процесса? По результатам нашего исследования, 36% респондентов отмечают, что педагоги применяют медиапрактики в своей работе. 17% родителей убеждены в том, что в учебном процессе их нет. А около половины опрошенных родителей (47%) не смогли ответить на этот вопрос.
Соответственно, можно сделать вывод о том, что осведомленность родителей о внедрении медиапрактик учителями сегодня не высока. Вместе с тем, выделена доля родителей, которая может быть определена как «высокоинформированные». Согласно результатам онлайн опроса, чуть больше трети опрошенных (36%) уверены в их регулярном использовании.
Эта уверенность может формироваться в результате целенаправленного информирования школой, а также вырастать из личного опыта - через участие ребенка в разного рода школьных медиапрактиках.
18,8% родители отметили, что педагоги используют показ видеороликов при обучении, создают авторские презентации (15,6%), используют интерактивные доски (12,5%). В одинаковых долях (по 6,3%) родители указывали на обращения к заданиям с порталов Учи.ру, Яндекс.учебника, РЭШ. Также родители знакомы с работами своих детей в онлайн-тетрадях, с онлайн тестами, тренажерами, ребусами, кроссвордами, а также - с обращениями к потенциалу образовательных каналов в социальной сети «ВКонтакте».
Описывая личный опыт, родители указали на целый ряд конкретных медиапрактик,
используются не затрудняюсь
используются ответить
Рис.1. Представления родителей детей с ОВЗ об использовании медиапрактик в школе, %
в которых их ребенок принимал участие в последнее время. Так, 36% родителей отмечают разные варианты включения в них через изобразительное творчество. 18% опрошенных вспоминают создание подка-стов, столько же (18%) - участие в аудио- и видеозаписях. 16% родителей говорят об участии ребенка в реализации тематических школьных мультимедийных проектов. 6% респондентов рассказывают о ведение ребенком блога и участии в социальных медиа под руководством педагога (рис. 2).
Итак, около 60% опрошенных родителей видят преимущества в использовании ресурсов медиаобразования в образовательных задачах инклюзивной школы. И эти преимущества они связывают, прежде всего, с повышением эффективности усвоения учебного материала ребенком с ограниченными возможностями здоровья и развитием у него 0 учебной мотивации (см. табл. 2). Е^
Помимо широких возможностей фа- Ц силитации учебного процесса у ресурсов ^
Рис. 2. Представления родителей об участии ребенка с ОВЗ в школьных медиапрактиках
Рис. 3. Опыт участия ребенка с ОВЗ в конкурсах, связанных с использованием медиапрактик
см со
О
медиаобразования, необходимо обратить внимание на то, что сами родители указывают на важность развития у детей интереса к ИКТ - технологиям, что актуально для 37% респондентов.
Потенциал медиапрактик бесспорен для 36% родителей при работе с развитием медиаграмотности как таковой, а также социальных компетенций особого ребенка - его коммуникативных навыков, креативности, критичности мышления.
Образовательные планы, которые родители формируют относительно маршрута своего особого ребенка, - достаточно проблемный вопрос в воспитании детей с ОВЗ. Возможности инклюзивной школы, в рамках которой семья получает психолого-педагогическое сопровождение на пути создания специфического образовательного маршрута, выходящего за границы исключительно школьного этапа образования, становятся важным предметом социологического анализа. Согласно результатам проведенного опроса, оказалось, что именно профориентационное направление, реализуемое в рамках образовательного процесса школы, выступает для родителей сегодня одним из самых актуальных. Деятельность педагога в области профориентации с детьми с ОВЗ - в приоритете у родителей, а медиа способны помогать в профессиональном выборе наилучшим образом: 47% опрошенных родителей указали на это.
Еще один ресурс, позволяющий судить о возможностях применения практик медиаобразования в инклюзивной школе через представления родителей, это опыт участия их ребенка в соответствующих конкурсах.
Больше половины (62,9%) родителей отметили, что их ребенок никогда не участвовал в подобных конкурсах. 14,6% родителей затруднились ответить. Участие в конкурсах, связанных с использованием медиапрактик, указали 22,5% респондентов.
Таким образом, можно сказать, что сегодня стимулирование интереса детей к медиаобразованию через привлекательные для них конкурсы для развития медийных навыков может выступать ресурсной составляющей образовательного процесса. Среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые посещают инклюзивные образовательные организации, есть те, кто весьма заинтересованы в развитии у них навыков в области медиа: они готовы поддерживать и сопровождать процессы конкурсной деятельности ребенка, участия в проектах, связанных с медиа.
Заключение и выводы
— При высокой востребованности со стороны родительского сообщества использование ресурсов медиобразования в современной школе пока не стало ее активной составляющей. Выполняя роль актанта, как деятельного начала процесса социального взаимодействия в рамках инклюзивной образовательной среды, родители, воспитывающие детей в ОВЗ, склонны рассматривать внедрение элементов медиаобразования в качестве необходимого и ресурсного потенциала.
— В условиях инклюзии родители склонны наделять медиапрактики дополнительными функциями и значениями, призванными фасилитировать образование и воспитание детей с ОВЗ (улучшение визуализации и понимания содержания, мотивационная функция, интерес к ИКТ-технологиям и пр.). Таким образом, в вопросах использования медиа в инклюзивной школе ими подчеркивается важность роли «посредника», которую способны взять на себя «актанты», каковыми могут выступать как учителя, так и сами родители, будучи заинтересованными и весьма компетентными.
— В решении профориентационных важным решением вопросов повыше-задач при работе с детьми с ОВЗ родите- ния уровня родительских компетенций, ли также рассчитывают на потенциальные информационно-просветительского сопро-возможности медиа в школе, которые через вождения процессов обучения ребенка, интепретативные механизмы и рефлексии а также - досуга.
смыслов способны формировать у них инте- — Родители позитивно рассматривают
рес к конкретным профессиям и соотносить возможности активного включения детей
их с собственными профессиональными с ОВЗ в различные медиапрактики школы,
траекториями. готовы их сопровождать в этих вопросах,
— Для семей детей с ОВЗ опыт об- настроены на активное включение в кон-ращения к медиаресурсам выступает курсныедвижения.
Список литературы:
[1] Воронова А.А., Кравец К.К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2019, № 10. - С. 52-64. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm (06.07.2024)
[2] Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021, № 5. - С. 3-26.
[3] Джаней Р., Снелл М.Е. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. - М.: Перспектива, 2013. - 265 с.
[4] Зыкова Н.В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 20. - 2016. - С. 35-38. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm ( 05.06.2024)
[5] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.
[6] Кирия И.В., , Новикова А.А. История и теория медиа. - М.: ВШЭ, 2017. - 608 с.
[7] Кирякова А.Ю. Технологии медиаобразования в школе // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Приоритет культуры в образовании и науке: материалы Международного форума (г. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - С. 174-177.
[8] Коломиец В.П. Медиа и медиакоммуникация - пространство социологического знания // Медиа-скоп. - 2023, вып. 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2800 (10.07.2024)
[9] Кузьмина М.В., Федяева А.Ф. Преемственность в реализации медиаобразования: от школы до вуза и не только - диапазон расширяем (из опыта практической деятельности) // Медиа. Информация. Коммуникация. Т. 38. - 2024, № 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mic.org.ru/vyp/38-1/38-1-kuzmina.pdf (15.06.2024)
[10] Лапин Д.А. Актуальные форматы медиаобразования в московских школах // Медиаскоп. - 2021, вып. 2.-Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2702. - DOI: 10.30547/mediascope.2.2021.5 (10.06.2024)
[11] Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 58 с.
[12] Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / Под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. - М.: Фак. журналистики Московского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова: Медиа-Мир, 2010. - 310 с.
[13] Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / Под ред. Е.Л. Вартановой. -М.: Фак. журн. МГУ, 2018. - 41 с.
[14] Мурзина И.Я. Медиапрактики в образовании: реализация воспитательных задач // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021, № 3(93). - С. 66-81.
[15] Островская Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований // Медиалингвистика. - 2023, № 10 (4). - С. 598-620. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.409 (15.06.2024)
[16] Рыжих Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей / Под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 232 с.
[17] Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. - М., 1998. - С. 55.
[18] Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. - М.: «Информация для всех», 2015. -450 c.
[19] Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, меди-акомпетентности. - М.: «Информация для всех», 2014. - 64 c.
[20] Фролова Т.И., Образцова А.Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2017, № 4. - С. 58-77.
[21] Чемерилова И.А., Иванова Н.В. Возможности применения медиаобразовательных технологий в современной школе // Тенденции развития науки и образования. - 2019, № 48-1. - С. 57-61.
[22] Чурекова Т.В. Формирование творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 239 с.