Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивное образование / медиаобразование / родители детей с ограненными возможностями здоровья / inclusive education / media education / family raising a child with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е В. Шалагина

Развитие возможностей медиаобразования сегодня становится актуальным запросом современной школы и семьи. Формируя инклюзивное образовательное пространство, предьявляющее требования индивидуализации и адаптации содержания образования с учетом особых потребностей разных категорий обучающихся, педагоги используют различные инновационные практики, среди которых в последнее время все большее внимание уделяется возможностям медиа, а родители, в свою очередь, обращаются к образовательным онлайн ресурсам для повышения своего воспитательного потенциала и сопровождения процессов обучения своего особого ребенка. Применение ресурсов медиаобразования в учебной и внеучебной деятельности в представлениях родителей выступает объектом авторского социологического исследования, часть результатов которого приводятся в статье. Делая акцент на родительских установках относительно целей, задач, форм использования медиа при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализируются трудности и противоречия, встречающиеся сегодня в школе. Если медиобразованию в России и специфике инклюзивной школы в отдельности в отечественной научной литературе существуют многочисленные исследования, сформированы целые научные школы, то предметная область применения медиа в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья пока малоизучена и обладает практикоориентированным потенциалом. Согласно результатам опроса родителей, при высоком уровне цифровизации современного общества, интересе к медиа, пониманию развивающего и обучающего потенциала медиаобразовательных технологий, имеющемся опыте личных обращений к образовательным онлайн ресурсам, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, п ока оценивает уровень применения медиаресурсов в образовательном процессе школы как недостаточный. Сегодня позиция семьи состоит в расширении целей и задач медиобразования в инклюзивной школе за счет дополнительных функций и значений ‒ фасилитировать образование и воспитание детей с ОВЗ (напр., через возможности визуализации, понимания содержания, мотивационной составляющей, развитием интереса к ИКТ-технологиям и медиаграмотности, как таковой). Важную роль медиаобразования родители видят в активизации профориентационных процессов, реализуемых в школьном периоде обучении ребенка с ОВЗ, чему могут способствовать различные медиапрактики (творческие конкурсы, связанные с медиа, проектная деятельность, развитие школьных СМИ и пр.). Семья, воспитывающая особого ребенка, может стать как заказчиком, так и активным партнером школе в реализации возможностей медиаобразовании, если опереться на ее потребности, опыт и видение их предназначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е В. Шалагина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF MEDIA EDUCATION IN INCLUSIVE SCHOOL: REPRESENTATIONS OF PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES (BASED ON THE RESULTS OF APPLIED SOCIOLOGICAL RESEARCH)

The development of media education capabilities today is becoming an urgent request of the modern school. Forming an inclusive educational space that imposes requirements for individualization and adaptation of educational content taking into account the special needs of different categories of students, teachers use various innovative practices, among which more and more attention has recently been paid to media. The use of media practices in educational and extracurricular activities in the views of teachers and parents is the object of the author's sociological research. The author present the results of this research in the article. Focusing on parental attitudes about goals, objectives, forms of media education of children with disabilities, the author analyze the difficulties and contradictions in contemporary school. Media education in Russia and the specifics of an inclusive school have been sufficiently studied in the Russian scientific literature: there are numerous studies, entire scientific schools have been formed. The subject area of media practice in the educational process with children with disabilities is still poorly studied and has a practice-oriented potential. According to the results of a survey of parents, with a high level of digitalization of modern society, interest in media, understanding of t he developing and learning potential of media education technologies, and the experience of personal access to online educational resources, a family raising a child with disabilities still assesses the level of use of media resources in the educational process of the school as insufficient. Today, the family's position is to expand the goals and objectives of media education in an inclusive school through additional functions and meanings – to facilitate the education and upbringing of children with disabilities (for example, through the possibilities of visualization, understanding the content, motivational component, developing interest in ICT technologies and media literacy). Parents see an important role of media education in the activation of career guidance processes implemented during the school period in the education of a child with disabilities, which can be facilitated by various media practices (creative contests related to media, project activities, the development of school media, etc.). A family raising a special child can become both a customer and an active partner of the school in realizing the possibilities of media education, if we rely on its needs, experience and vision of their purpose.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

см со

О

УДК 316.346.32-053.6 DOI 10.53115/19975996_2024_03_026_034

ББК 60.543.172в682

Е.В. Шалагина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ШКОЛЫ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Развитие возможностей медиаобразования сегодня становится актуальным запросом современной школы и семьи. Формируя инклюзивное образовательное пространство, предьявляющее требования индивидуализации и адаптации содержания образования с учетом особых потребностей разных категорий обучающихся, педагоги используют различные инновационные практики, среди которых в последнее время все большее внимание уделяется возможностям медиа, а родители, в свою очередь, обращаются к образовательным онлайн ресурсам для повышения своего воспитательного потенциала и сопровождения процессов обучения своего особого ребенка. Применение ресурсов медиа-образования в учебной и внеучебной деятельности в представлениях родителей выступает объектом авторского социологического исследования, часть результатов которого приводятся в статье. Делая акцент на родительских установках относительно целей, задач, форм использования медиа при взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), анализируются трудности и противоречия, встречающиеся сегодня в школе. Если медиобразованию в России и специфике инклюзивной школы в отдельности в отечественной научной литературе существуют многочисленные исследования, сформированы целые научные школы, то предметная область применения медиа в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья пока малоизучена и обладает практикоориентированным потенциалом. Согласно результатам опроса родителей, при высоком уровне цифровизации современного общества, интересе к медиа, пониманию развивающего и обучающего потенциала медиаобразова-тельных технологий, имеющемся опыте личных обращений к образовательным онлайн ресурсам, семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, пока оценивает уровень применения медиаресурсов в образовательном процессе школы как недостаточный. Сегодня позиция семьи состоит в расширении целей и задач медиобразования в инклюзивной школе за счет дополнительных функций и значений - фасилитировать образование и воспитание детей с ОВЗ (напр., через возможности визуализации, понимания содержания, мотивационной составляющей, развитием интереса к ИКТ-технологиям и медиагра-мотности, как таковой). Важную роль медиаобразования родители видят в активизации профориентационных процессов, реализуемых в школьном периоде обучении ребенка с ОВЗ, чему могут способствовать различные медиапрактики (творческие конкурсы, связанные с медиа, проектная деятельность, развитие школьных СМИ и пр.). Семья, воспитывающая особого ребенка, может стать как заказчиком, так и активным партнером школе в реализации возможностей медиаобразовании, если опереться на ее потребности, опыт и видение их предназначения.

Ключевые слова:

инклюзивное образование, медиаобразование, родители детей с ограненными возможностями здоровья.

Шалагина Е.В. Особенности использования ресурсов медиаобразования в условиях инклюзивной школы: представления родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (по результатам прикладного социологического исследования) // Общество. Среда. Развитие. - 2024, № 3. - С. 26-33. - DOI 10.53115/19975996_2024_03_026_034

© Шалагина Елена Владимировна - кандидат социологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург; e-mail: [email protected]

Современная система образования предполагает ориентацию на образовательные потребности обучающихся: дифференцированный и индивидуальный подход в организации образовательного процесса; использование различных методов обучения, учитывающих форму, технологию, приемы обучения с учетом возможностей ребенка; целенаправленное развитие его социальных и коммуникативных навыков, универсальных компетенций. Российское образовательное пространство предполагает включение в учебную деятельность различных категорий обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, с девиантным поведением и др.). Эту практику принято обозначать терминами «инклюзия», «инклюзивное образование», что подчеркивает реализацию принципа равного доступа к получению образования [3].

Для реализации этих задач в арсенале школ появляются возможности, основанные на внедрении медиа в образовательный процесс: учебные материалы, представленные в различных форматах (аудио- и видеоуроки, кинофильмы, мультфильмы, содержание образовательных он-лайн порталов), мультимедийные презентации, интерактивные онлайн-курсы, электронные учебники и т.д. [19]. Социальные сети, чаты, форумы сегодня активно используются для развития каналов коммуникации и социального взаимодействия всех активных образовательных субъектов. Благодаря ресурсам медиаобразования учебный процесс может становиться увлекательным и разнообразным, ведь учителя получают дополнительные потенциальные возможности дифференцированно подходить к их наполнению необходимыми и достаточными образовательными материалами с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, а семья обретает дополнительные инструменты для развития у них универсальных навыков, таких как критическое мышление, решение жизненных проблем, креативность и сотрудничество [21].

В рамках программ основного общего, среднего общего и профессионального образования сегодня активно начинают реализовываться образовательные блоки (элективные курсы, дисциплины, факультативы и т.д.), связанные с медиа, которые направлены на изучение медиапростран-ства, развитие навыков и умений использования медиаисточников и медиаресурсов в образовательных целях, формирование медиакомпетентности и медиаграмотности

у различных образовательных субъектов [20; 22].

Целью статьи стало изучение представлений родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) об использовании медиа в условиях инклюзивных школ, в которых обучаются их дети, с точки зрения их реального опыта и представлений о потенциальных перспективах. Для этого в период 2023-2024 гг. преподавателями кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета в рамках внутреннего гранта УрГПУ было проведено социологическое исследование на тему «Медиапрак-тики в инклюзивном образовании»1. В нем приняли участие родители детей с ограниченными возможностями здоровья (n -90 чел.), педагоги, имеющие опыт работы в инклюзивной среде (N - 35 чел.), педагоги образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы (N - 12 чел.).

Обзор литературы

Компилятивный характер темы нашего исследования требует изучения целого ряда «полей»: инклюзивное образование как социокультурный и институциональный феномен в современной системе образования, обучение и воспитание детей с ОВЗ в российской школе, медиаобразова-ние как особое направление отечественной педагогики. В настоящее время по каждому из них в отдельности накоплен достаточно серьезный опыт как теоретических, так эмпирических исследований в области психологии, дефектологии, социальной педагогики, культурологии.

Весомый вклад в развитие научных представлений об инклюзии внесли С.В. Алехина, Н.Н. Малафеев, М.М. Семаго и др. Педагоги сегодня начинают рассуждать о возможностях медиа для индивидуализации обучения в инклюзивной среде [1], медиапродукты рассматриваются ими как средства обогащения учебного материала уроков, их визуализацию.

1 Научный коллектив, выигравший университетский конкурс научных грантов для работников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в 2023 году: Н.А. Симбирцева, доктор культурологии, профессор, Е.В. Шалагина, кандидат социологических наук, доцент, И.М. Ко-лотовкина, специалист по учебно-методической работе (медиаменеджер) Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» УрГПУ, Е.В. Цыбина, студент УрГПУ, О.Н. Обухова, студент УрГП У.

см со

О

Проблемам российского медиаобразова-ния были посвящены работы О.А. Баранова, Е.А. Бондаренко, И.В. Вайсфельда, Л.С. Заз-нобиной, И.С. Левшиной, С.Н. Пензина, Г.А. Поличко, А.В. Спичкина, Т.А. Стефа-новской, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, А.В. Ша-рикова и др. [6; 17; 18]. Большинство исследователей понимают медиаобразование сегодня как образовательно-практический комплекс, который может быть включен в традиционный образовательный процесс, поскольку позволяет обучающемуся реализовать себя во взаимодействии с современными медиа, приобрести навыки, помогающие критически воспринимать, аналитически осмыслять и творчески воспроизводить медиаконтент [5]. «Целью ме-диаобразования... является развитие меди-акомпетентности школьников, подготовка к жизни в современных информационных условиях, развитие способности мыслить критически и независимо от той или иной информации, сравнивать и оценивать сообщения, передающиеся по каналам медиа, овладевать способами современной коммуникации», - подчеркивает Рыжих Н.П., резюмируя роль использования медиа в решении педагогических задач [16, с. 6].

На наш взгляд, медиаисследователи на сегодняшний день достаточно активно включились в теоретическую разработку и практическую интеграцию медиаобра-зовательных практик в России. Молодые ученые, работающие в сфере исследований медиакоммуникации и медиакультуры, интересуются вопросами медиаграмотности и спецификой медиапотребления современных школьников [2; 10].

Вместе с тем, на сегодняшний день отмечается недостаточное внимание к тем вопросам инклюзивного образования, которые сосредоточены на изучении возможностей медиа как нового и перманентно возобновляющегося ресурса, обладающего значительным потенциалом для формирования образовательного содержания, каналов коммуникации в образовательном пространстве, механизмов и условий для решения образовательных задач в отношении детей с ОВЗ [4; 7].

Кроме того, противоречивый характер социального взаимодействия в инклюзивной школе основных образовательных субъектов (родителей, педагогов, обучающихся, управленцев) предполагает использование социологического анализа, позволяющего выявить специфические потребности и интересы представителей различных социальных общностей, включенных в эти взаимодействия, в отношении использования

медиаресурсов в учебно-воспитательном процессе [8; 15].

Методология и методы

Любое образование, в том числе и инклюзивное, во многом определяется характером коммуникаций, происходящих между учениками, учителями и родителями, а также взаимодействиями внутри образовательного сообщества [14].

В связи с этим возникают вопросы: родители и педагоги способны по-разному воспринимать процессы использование медиа в образовании и рассуждать о их роли в образовании детей с ОВЗ? Действительно, следует предположить, что часть современных родителей могут быть склонны к преувеличению значимости технических устройств и образовательных практик, использующих таковые: рассматривать смартфоны, планшеты, интерактивные доски как символы присутствия современных технологий в образовании. А другие станут подчеркивать их функциональность в качестве средств формирования учебной мотивации сегодняшних школьников. Для третьих будет принципиальна сама возможность создания с помощью них позитивной учебной атмосферы через развитие социальных навыков у детей с различными образовательными потребностями. Четвертым окажется гораздо важнее альтернативный и дополнительный образовательный контент, доступный в рамках использования медиаресурсов [9].

Акторно-сетевая теория Бруно Латура, по нашему мнению, может стать весьма продуктивной для анализа медиаобразования вообще, и реализации его возможностей с различными категориями обучающихся, в частности. Она вводит ряд новых понятий, которые позволяют особым образом анализировать ориентацию на использование медиапрактик в современном образовательном пространстве: актант, проводник, посредник [11]. Оперируя ими, становятся доступнее интерпретации ролей участников социального взаимодействия при обращении к возможностям медиа в образовательных задачах. Так актантами в медиаобразовании инклюзивной школы способны выступать родители учеников, педагоги, обучающиеся, специалисты по ме-диаобразованию - все те образовательные субъекты, которые потенциально способны к активному и творческому действию с учебными медиаматериалами и оборудованием, медиа-платформами и технологиями. А вот роли проводников и посредников еще предстоит социологически осмыслить и из-

учить, ведь в контексте медиаобразования каждый участник взаимодействия способен выполнять роли как «проводника», и как «посредника» в отношении использования медиа в современной инклюзивной школе. Примером «проводника» в данном контексте может стать родитель или учитель, который выполняет функцию предоставления доступа обучающимся к медиаобъектам, без предварительной фильтрации или модификации. Или родитель, который организует своему ребенку просмотр некоего видеоматериала (напр., мультфильма) без оценки и учета его содержания, или соответствия возрасту. С другой стороны, посредники могут вмешиваться, модифицируя восприятие медиаконтента и обогащая его интерпретацией. Так, учитель использует определенные сцены из кинофильма, опираясь на них для обсуждения вопросов восприятия, эмоционального вовлечения или, акцентирования социокультурных и исторических аспектов, затронутых в данном фрагменте, тем самым влияя и модифицируя их инте-риоризацию обучающимися.

Специалисты служб психолого-педагогического сопровождения, коррекци-онные педагоги, тьюторы - одним словом, те, кто выступает флагманами по образованию детей с особыми образовательными потребностями, в своей работе, используя медиапрактики, также могут изменять контент, формат или методы медиаобразова-нию, чтобы сделать его доступным и понятным для всех участников образовательного процесса.

Роль «проводников» в медиаобразова-

нии инклюзивной школы также могут выполнять печатные и электронные учебные пособия, компьютерные программы и образовательные онлайн ресурсы (порталы, приложения и пр), а также - телевизоры, планшеты, смартфоны и другие технические устройства.

К «посредникам» следует отнести интерактивные медиауроки, образовательные проекты и интерактивные образовательные программы, адаптированные для особых категорий обучающихся.

Следовательно, именно в условиях инклюзивной школы «проводники» и «посредники» начинают играть важные роли в обеспечении равных возможностей для всех обучающихся через реализацию ме-диапрактик. Ведь они способны устранять разного рода барьеры, предоставляя уникальный доступ к образовательным ресурсам самого широкого круга. Тем самым, современное образовательное пространство наполняется инновационным содержани-

ем и нетривиальными механизмами его

трансляции, которые оказываются весьма востребованными сегодня всеми образовательными субъектами.

Для изучения представлений родителей как активных образовательных субъектов об имеющемся опыте использования ресурсов медиаобразовательных технологий, его оценке и перспективах применения в условиях инклюзивной школы нами был проведен онлайн опрос по оригинальному авторскому инструментарию. В нем приняли участие 90 человек - это родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися по различным программам дополнительного образования в отделении дистанционного обучения ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс» г. Екатеринбург. Респонденты проживают в различных городах Свердловской области, их дети являются обучающимися с ОВЗ (у всех имеются заключения ПМПК) таких образовательных организаций, которые осуществляющих свою деятельность в условиях инклюзии 2. Таким образом, представленную выборочную совокупность мы характеризуем как результат целевой выборки, разновидность - выборки типичного случая, так как респонденты являются жителями разных типов поселений Свердловской области, их дети - особая категория обучающихся (дети с ОВЗ), образовательный процесс осуществляется в массовых школах уральского региона. Объем выборочной совокупности определен списочным составом данного подразделения и представлен сплошным опросом.

Результаты и обсуждение

Изучая личный опыт обращения родителей к образовательным онлайн ресурсам, который реализуется ими как в целях саморазвития, так и для оказания помощи своему ребенку в процессе обучения, следует сделать вывод об их достаточно высоком интересе к ним, активной включенности, определенном опыте использования и разнообразных практиках, которые мы выявили в ходе опроса (табл. 1).

Итак, больше трети родителей имеют опыт использования медиа ресурсов по обработке графики и созданию коллажей, мемов (34,8%), а также 32,6% опрошенных активно обращаются к онлайн урокам, учебным курсам, проверочным тестам.

2 Автор выражает благодарность коллективу ГБОУ СО ЦППМСП «Ресурс» г. Екатеринбург, лично директору И.А. Третьяковой и заместителю директора А.П. Ляпину за помощь в организации и проведении онлайн опроса.

Таблица 1

Опыт обращения родителей к онлайн ресурсам для решения образовательных задач

Вариант ответа Доля респондентов, %

Да Нет Затрудняюсь ответить

Обработка графики, создание коллажей, мемов (Editor.Pho. To, AdobePhotoshop.Com, Photofunia (фото врисунок), Fotor, Fotostars, Flyvi.Io/Ru) 34,8 57,3 7,9

Онлайн уроки, курсы, тесты (CORE, GoogleClassroom, Udoba, OnlineTestPad,ZipGrade, PlayPos.it, Edpuzzle, iSpring, Sli.do, Vacademia) 32,6 64,0 3,4

Онлайн курсы (напр. Лекториум) 27,0 67,4 5,6

Образовательные онлайн порталы, просветительские проекты (напр.ARZAMAS, Наука^О...) 25,8 67,4 6,7

Онлайн кинотеатр (напр. Детский онлайн кинотеатр «Ноль плюс») 22,5 74,2 3,4

Виртуальная библиотека (напр.Библиотека М.Мошкова) 14,6 78,7 6,7

Досуговые онлайн платформы (Google Arts& Culture (ранее Google Art Project) 14,6 76,4 9,0

Мультимедийные лонгриды (лендинг, мультискрипт, квиз-сайт) - Tilda.cc,Flexbe.ru 12,4 80,9 6,7

Интеллект-карты (MindMeister, WiseMapping, Coggle.it, Mind42, Bubble.us, Popplet, Cacoo, Lucidchart, FreeMind, Graphonline) 11,2 84,3 4,5

Скрайбинг и анимация (PowToon, Sparcol, Goanimate, Animoto, Vyond, Videoscribe, App.animaker, Doodly, Voki) 7,9 87,6 4,5

Создание аудиогида (Izi.TRAVEL,TurCreator ) 6,7 88,8 4,5

Сторителлинг, интерактивные книги (Storyjumper, Bookcreator, Nearpod,Writereader) 6,7 87,6 5,6

Ресурсы создания инфографики (Studio.polotno, Visme, Vistacreate, Easel.ly,Piktochart, Infogr.am, Ru.Postermywall ) 5,6 86,5 7,9

см со

О

Оказывается, образовательный ресурс медиа весьма востребован родительским сообществом. Так, онлайн курсами, например, Лекториумом, пользуются около трети родителей (27,0%).

Кроме этого, еще 25,8% опрошенных обращались к ресурсам образовательных онлайн порталов и различных просветительских проектов.

Безусловно, досуговая функция медиа тоже весьма актуальна: 22,5% респондентов отметили онлайн кинотеатры, 14,6% респондентов - виртуальную библиотеку и досуговые онлайн платформы.

11,2% родителей имеют опыт в использовании интеллект-карт. 7,9% опрошенных указали скрайбинг и анимацию. 6,7% респондентов создавали аудиогиды, занимались сторител-лингом, знакомы с интерактивными книгами.

Ресурсами по созданию инфографики пользовались 5,6% родителей.

Несмотря на то, что большинство родительского сообщества, воспитывающее детей с ОВЗ, как показывают результаты, представленные в табл. 2, пока нельзя назвать активными потребителями ме-диаресурсов, около трети опрошенных таковыми уже выступают. Причем основную долю из предложенного перечня занимают те позиции, которые призваны осуществлять именно образовательные и просветительские функции. Такое положение дел заставляет рассматривать возможности медиа в школьном образовательном пространстве в качестве весомого и востребованного ресурса. Причем в условиях развития сотрудничества родительского и педагогического сообще-

Таблица 2

Зачем использовать медиа в образовании детей с ОВЗ: представления родителей

Характеристики Доля респондентов, %

Улучшение визуализации и понимания учебного материала 77,4

Повышение интереса ребенка к обучению 75,8

Развитие интереса к ИКТ-технологиям 37,1

Развитие медиаграмотности ребенка с ОВЗ 35,5

Улучшение коммуникационных навыков 35,5

Развитие креативности мышления 29,0

Развитие критического мышления 29,0

ства эти возможности имеют серьезный

потенциал к росту.

Насколько родители сегодня информированы об использовании практик ме-диаобразования на уроках в школе и насколько они реально вплетены в ткань образовательного процесса? По результатам нашего исследования, 36% респондентов отмечают, что педагоги применяют медиапрактики в своей работе. 17% родителей убеждены в том, что в учебном процессе их нет. А около половины опрошенных родителей (47%) не смогли ответить на этот вопрос.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что осведомленность родителей о внедрении медиапрактик учителями сегодня не высока. Вместе с тем, выделена доля родителей, которая может быть определена как «высокоинформированные». Согласно результатам онлайн опроса, чуть больше трети опрошенных (36%) уверены в их регулярном использовании.

Эта уверенность может формироваться в результате целенаправленного информирования школой, а также вырастать из личного опыта - через участие ребенка в разного рода школьных медиапрактиках.

18,8% родители отметили, что педагоги используют показ видеороликов при обучении, создают авторские презентации (15,6%), используют интерактивные доски (12,5%). В одинаковых долях (по 6,3%) родители указывали на обращения к заданиям с порталов Учи.ру, Яндекс.учебника, РЭШ. Также родители знакомы с работами своих детей в онлайн-тетрадях, с онлайн тестами, тренажерами, ребусами, кроссвордами, а также - с обращениями к потенциалу образовательных каналов в социальной сети «ВКонтакте».

Описывая личный опыт, родители указали на целый ряд конкретных медиапрактик,

используются не затрудняюсь

используются ответить

Рис.1. Представления родителей детей с ОВЗ об использовании медиапрактик в школе, %

в которых их ребенок принимал участие в последнее время. Так, 36% родителей отмечают разные варианты включения в них через изобразительное творчество. 18% опрошенных вспоминают создание подка-стов, столько же (18%) - участие в аудио- и видеозаписях. 16% родителей говорят об участии ребенка в реализации тематических школьных мультимедийных проектов. 6% респондентов рассказывают о ведение ребенком блога и участии в социальных медиа под руководством педагога (рис. 2).

Итак, около 60% опрошенных родителей видят преимущества в использовании ресурсов медиаобразования в образовательных задачах инклюзивной школы. И эти преимущества они связывают, прежде всего, с повышением эффективности усвоения учебного материала ребенком с ограниченными возможностями здоровья и развитием у него 0 учебной мотивации (см. табл. 2). Е^

Помимо широких возможностей фа- Ц силитации учебного процесса у ресурсов ^

Рис. 2. Представления родителей об участии ребенка с ОВЗ в школьных медиапрактиках

Рис. 3. Опыт участия ребенка с ОВЗ в конкурсах, связанных с использованием медиапрактик

см со

О

медиаобразования, необходимо обратить внимание на то, что сами родители указывают на важность развития у детей интереса к ИКТ - технологиям, что актуально для 37% респондентов.

Потенциал медиапрактик бесспорен для 36% родителей при работе с развитием медиаграмотности как таковой, а также социальных компетенций особого ребенка - его коммуникативных навыков, креативности, критичности мышления.

Образовательные планы, которые родители формируют относительно маршрута своего особого ребенка, - достаточно проблемный вопрос в воспитании детей с ОВЗ. Возможности инклюзивной школы, в рамках которой семья получает психолого-педагогическое сопровождение на пути создания специфического образовательного маршрута, выходящего за границы исключительно школьного этапа образования, становятся важным предметом социологического анализа. Согласно результатам проведенного опроса, оказалось, что именно профориентационное направление, реализуемое в рамках образовательного процесса школы, выступает для родителей сегодня одним из самых актуальных. Деятельность педагога в области профориентации с детьми с ОВЗ - в приоритете у родителей, а медиа способны помогать в профессиональном выборе наилучшим образом: 47% опрошенных родителей указали на это.

Еще один ресурс, позволяющий судить о возможностях применения практик медиаобразования в инклюзивной школе через представления родителей, это опыт участия их ребенка в соответствующих конкурсах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Больше половины (62,9%) родителей отметили, что их ребенок никогда не участвовал в подобных конкурсах. 14,6% родителей затруднились ответить. Участие в конкурсах, связанных с использованием медиапрактик, указали 22,5% респондентов.

Таким образом, можно сказать, что сегодня стимулирование интереса детей к медиаобразованию через привлекательные для них конкурсы для развития медийных навыков может выступать ресурсной составляющей образовательного процесса. Среди родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, которые посещают инклюзивные образовательные организации, есть те, кто весьма заинтересованы в развитии у них навыков в области медиа: они готовы поддерживать и сопровождать процессы конкурсной деятельности ребенка, участия в проектах, связанных с медиа.

Заключение и выводы

— При высокой востребованности со стороны родительского сообщества использование ресурсов медиобразования в современной школе пока не стало ее активной составляющей. Выполняя роль актанта, как деятельного начала процесса социального взаимодействия в рамках инклюзивной образовательной среды, родители, воспитывающие детей в ОВЗ, склонны рассматривать внедрение элементов медиаобразования в качестве необходимого и ресурсного потенциала.

— В условиях инклюзии родители склонны наделять медиапрактики дополнительными функциями и значениями, призванными фасилитировать образование и воспитание детей с ОВЗ (улучшение визуализации и понимания содержания, мотивационная функция, интерес к ИКТ-технологиям и пр.). Таким образом, в вопросах использования медиа в инклюзивной школе ими подчеркивается важность роли «посредника», которую способны взять на себя «актанты», каковыми могут выступать как учителя, так и сами родители, будучи заинтересованными и весьма компетентными.

— В решении профориентационных важным решением вопросов повыше-задач при работе с детьми с ОВЗ родите- ния уровня родительских компетенций, ли также рассчитывают на потенциальные информационно-просветительского сопро-возможности медиа в школе, которые через вождения процессов обучения ребенка, интепретативные механизмы и рефлексии а также - досуга.

смыслов способны формировать у них инте- — Родители позитивно рассматривают

рес к конкретным профессиям и соотносить возможности активного включения детей

их с собственными профессиональными с ОВЗ в различные медиапрактики школы,

траекториями. готовы их сопровождать в этих вопросах,

— Для семей детей с ОВЗ опыт об- настроены на активное включение в кон-ращения к медиаресурсам выступает курсныедвижения.

Список литературы:

[1] Воронова А.А., Кравец К.К. Формирование медиаграмотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2019, № 10. - С. 52-64. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2019/191065.htm (06.07.2024)

[2] Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2021, № 5. - С. 3-26.

[3] Джаней Р., Снелл М.Е. Инклюзивная практика обучения: изменение и адаптация школьных учебных программ. - М.: Перспектива, 2013. - 265 с.

[4] Зыкова Н.В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 20. - 2016. - С. 35-38. -Интернет-ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56322.htm ( 05.06.2024)

[5] Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический проект, 2005. - 448 с.

[6] Кирия И.В., , Новикова А.А. История и теория медиа. - М.: ВШЭ, 2017. - 608 с.

[7] Кирякова А.Ю. Технологии медиаобразования в школе // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Приоритет культуры в образовании и науке: материалы Международного форума (г. Екатеринбург, 14-15 апреля 2014 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - С. 174-177.

[8] Коломиец В.П. Медиа и медиакоммуникация - пространство социологического знания // Медиа-скоп. - 2023, вып. 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2800 (10.07.2024)

[9] Кузьмина М.В., Федяева А.Ф. Преемственность в реализации медиаобразования: от школы до вуза и не только - диапазон расширяем (из опыта практической деятельности) // Медиа. Информация. Коммуникация. Т. 38. - 2024, № 1. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mic.org.ru/vyp/38-1/38-1-kuzmina.pdf (15.06.2024)

[10] Лапин Д.А. Актуальные форматы медиаобразования в московских школах // Медиаскоп. - 2021, вып. 2.-Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2702. - DOI: 10.30547/mediascope.2.2021.5 (10.06.2024)

[11] Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 58 с.

[12] Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / Под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. - М.: Фак. журналистики Московского гос. ун-та им. М.В. Ломоносова: Медиа-Мир, 2010. - 310 с.

[13] Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / Под ред. Е.Л. Вартановой. -М.: Фак. журн. МГУ, 2018. - 41 с.

[14] Мурзина И.Я. Медиапрактики в образовании: реализация воспитательных задач // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021, № 3(93). - С. 66-81.

[15] Островская Е.А. Институциональный подход социологического изучения медиатизации: концептуальные составляющие и примеры исследований // Медиалингвистика. - 2023, № 10 (4). - С. 598-620. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://doi.org/10.21638/spbu22.2023.409 (15.06.2024)

[16] Рыжих Н.П. Использование медиаобразования в воспитании детей / Под ред. А.В. Федорова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 232 с.

[17] Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся десятого-одиннадцатого класса общеобразовательной школы // Основы экранной культуры. - М., 1998. - С. 55.

[18] Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. - М.: «Информация для всех», 2015. -450 c.

[19] Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, меди-акомпетентности. - М.: «Информация для всех», 2014. - 64 c.

[20] Фролова Т.И., Образцова А.Ю. Медиаграмотность школьников в оценке учителей и родителей: результаты исследований // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. - 2017, № 4. - С. 58-77.

[21] Чемерилова И.А., Иванова Н.В. Возможности применения медиаобразовательных технологий в современной школе // Тенденции развития науки и образования. - 2019, № 48-1. - С. 57-61.

[22] Чурекова Т.В. Формирование творческих способностей учащихся старшего школьного возраста при реализации медиаобразования. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. - 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.