Научная статья на тему 'Особенности использования предметов культурного и природного наследия в образовательной деятельности современных краеведческих музеев'

Особенности использования предметов культурного и природного наследия в образовательной деятельности современных краеведческих музеев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
992
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЭКСПОНАТ / НАСЛЕДИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПОСЕТИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корженко О.М., Шулика М.В.

В статье рассматривается проблема использования экспонатов краеведческих музеев в системе образовательной работы. Анализируются суть и значение такой работы, ее основные принципы. Рассматриваются основные направления образовательной деятельности современных краеведческих музеев, в которых используются предметы культурного и природного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF USE OF PIECES OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF MODERN MUSEUMS OF LOCAL LORE

The article discusses the use of exhibits in museums in the system of educational work. Examines the nature and value of such work and its underlying principles. The basic directions of educational activities of modern local history museums that use objects of cultural and natural heritage.

Текст научной работы на тему «Особенности использования предметов культурного и природного наследия в образовательной деятельности современных краеведческих музеев»

УДК 069.1

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ МУЗЕЕВ

О.М.Корженко1), М.В.Шулика2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: o.korzhenko@mail.ru

В статье рассматривается проблема использования экспонатов краеведческих музеев в системе образовательной работы. Анализируются суть и значение такой работы, ее основные принципы. Рассматриваются основные направления образовательной деятельности современных краеведческих музеев, в которых используются предметы культурного и природного наследия.

Ключевые слова: краеведческий музей, образовательная деятельность, воспитание, культура, экспонат, наследие, краеведение, посетитель.

Сегодня большое распространение получила идея активизации роли музеев в системе образования. Музейные работники отказываются от главенства задач хранения и изучения коллекций в пользу диалога с посетителем, образовательных задач.

В самом деле: современный музей является уникальной точкой взаимодействия и взаимопроникновения культуры и образования. Это в полной мере относится и к краеведческим музеям. Актуальность их деятельности обусловлена активным развитием краеведения, изучения родного края и, в частности, родной культуры, развитием туристско-краеведческой деятельности учащихся.

Усиление краеведческой составляющей образования - позитивная тенденция нашего времени и, в частности, прекрасная основа для воспитания подрастающего поколения.

Краеведческая работа издавна входит в учебно-воспитательный процесс, но сегодня эта функция существенно расширяется и модифицируется. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края, специфические потребности и интересы региона в области образования. Подчеркнем, что музеи активно включились в эту работу.

Как показывает практика, наиболее эффективны такие формы и методы образовательной деятельности на базе музеев, где дети и молодежь сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность - следовательно, деятельность краеведческого музея в данном направлении приобретает в современных условиях важнейшее значение.

Следует сказать, что само понятие «образовательная деятельность» - довольно молодое; оно получило распространение в начале 1990-х годов. Это вызвано появлением новых подходов в работе с музейными посетителями. До конца 1980-х годов научно-просветительная работа в музеях должна была проводиться в основном в соответствии с коммунистической идеологией. Затем, в связи с «перестройкой»

появилась необходимость пересмотреть отношение к получению информации о музейных предметах. Сегодня она перестает восприниматься сквозь призму идеологических парадигм; формируется новое ценностное отношение к историко-культурному наследию, а значит, актуально и развитие образовательной деятельности в рамках работы музеев (в том числе - краеведческих).

Ведущая тенденция на современном этапе - переход от единичных и эпизодичных контактов с посетителями к созданию многоуровневой системы музейного образования. Также происходит и постепенное приобщение к культуре музея, правил поведения в нем.

Сегодня музей является полноправным партнером образовательных учреждений по решению задач, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только детей, но и взрослых. Большая роль принадлежит при этом предметной среде, которая во многом выполняет функции учителя, воспитателя, преподавателя, а посетитель музея, в свою очередь является зрителем, учеником. Он получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая всевозможную информацию, всесторонне развивая свою личность. Предметы культурного и природного наследия обладают огромной силой убеждения, и талантливо составленная экспозиция побуждает зрителя к большему, нежели простое созерцание - к мышлению, развитию душевных качеств и формированию определенного отношения к миру и самому себе.

Экспонаты передают сведения не только о самих себе, но и о тех фактах, явлениях и процессах, символом или знаком которых выступают. Следовательно, для организации успешной образовательной деятельности в краеведческом музее огромное значение имеют сведения о научной, информативной, эстетической ценности отдельных предметов, полученные в процессе изучения фондов. Именно они играют первостепенную роль при отборе музейных предметов для экспонирования. При подготовке экспозиции, помимо ценности предметов, также нужно предусмотреть, какие эмоции могут испытывать посетители (особенно - дети) при получении информации от того или иного экспоната.

Для эффективного осуществления образовательной деятельности на базе музея надо, чтобы содержание и форма экспозиции находились в единстве. Эта проблема начинает решаться уже на стадии отбора предметов культурного и природного наследия для экспозиции. Тут определяются и самые рациональные формы размещения экспонатов в отдельных комплексах. Оформление экспозиции с эстетической точки зрения также должно составлять единое целое: сочетание цветового, светового и пространственного решения, и оформление сопроводительного текста и этикетажа, и применение аудио - визуальных средств и новейших технологий.

В практике экспозиционной деятельности разработан целый ряд принципов, которые обусловливают группировку экспозиционных материалов в музее. Среди них выделим следующие:

- историко-хронологический принцип, который предписывает группировать экспозиционные материалы в соответствии с принятой в той или иной науке хронологией;

- как альтернатива ему может выступать эстетический принцип, то есть сравнение музейных предметов друг с другом по аналогии или контрасту;

- комплексно-тематический принцип (согласно ему, экспозиционные материалы разных типов организуются так, чтобы они были связаны единой темой);

- проблемный принцип (здесь предполагается группировать экспонаты в соответствии с проблемой,поставленной на этапе научного проектирования).

При правильном подборе предметов культурного и природного наследия они должны составлять определенную систему образов, раскрывая тем самым поставленную тему. Исходя из этого, мы можем отметить воздействие предметов на эмоциональную и познавательную сферу посетителя. Музейный работник, должен точно представлять, это воздействие любого из свойств экспоната на посетителя. Опытные сотрудники музеев умеют пользоваться различными приемами для выявления и усиления свойств предметов, представленных в экспозиции.

Кроме того, для установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся различные научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, таблицы, графики и т.д. В их использовании необходимо соблюдать правильный баланс (они не должны отвлекать от экспонатов-подлинников своей излишней яркостью или оформлением). Также большое место в экспозиции краеведческих музеев принадлежит текстам. Они должны быть однозначными, ясными, по возможности - лаконичными и доступными для разных категорий посетителей.

В современной музейной практике существуют различные способы (иначе говоря - экспозиционные приемы) группировки предметов культурного и природного наследия. Среди них наиболее распространены такие, как:

- выделение центральных экспонатов, которые в целостной экспозиции несут максимальную смысловую и образовательную нагрузку;

- «массированный» показ материалов одного типа, собранных на небольшой площади;

- для привлечения внимания посетителей музея вокруг какого-либо важного экспоната уместно создание разрядки: вокруг него оставляется пустое пространство -оно-то и служит акцентом;

- «экспозиция в окне»: особый экспозиционный прием, позволяющий посетителям как бы заглянуть в другое время и пространство.

Конечно, этим перечнем не ограничиваются возможности группировки музейных предметов. На сегодня творческие коллективы сотрудников музеев придумывают и внедряют собственные оригинальные приемы организации экспозиционных комплексов.

Поскольку музейный образовательный процесс пронизывает все сферы деятельности краеведческого музея, это учитывается на всех этапах: при отборе, изучении, комплектовании и хранении музейных предметов. Всегда рассматривается потенциальное включение последних в разнообразные виды образовательной деятельности музея. При этом очень важно уметь анализировать потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучать особенности их восприятия пространства музея и вырабатывать дифференцированные методики работы.

Среди перспективных направлений работы последних лет - внимание к культурно-образовательной работе краеведческих музеев. Они становятся центрами как официального, так и неофициального общения для всех категорий населения (начиная с самых маленьких и заканчивая людьми в возрасте). Мы видим что, взаимодействие с музейной аудиторией нуждается в постоянном улучшении тематики экскурсий и появлении новых видов экскурсий, разработке новых программ для аудитории краеведческих музеев, появление новых видов уроков (например, урок-атрибуция). Краеведческие музеи имеют много разновидностей, определяемых уникальностью территорий, спецификой музейной сети, своеобразием региональной культуры. Их важная миссия - обучение, развитие и воспитательная работа разной направленности.

Образовательная деятельность сегодня является одним из ведущих и активно развивающихся аспектов работы музеев. Можно сказать, что сложился широкий спектр форм подобной деятельности. Так, специалисты-музееведы выделяют 10 базовых форм: экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (вечер, театрализованное представление), праздник, историческая игра1.

На сегодняшнем этапе развития музеев проявляется и новый характер работы. Так в последнее время (особенно - после 2010 года), огромной популярностью пользуется праздник на территории музея. Он может быть различной направленности - исторический, этнографический, литературный, фольклорный и другие. Музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной практики, отвечающей определенной специфике и профилю конкретного краеведческого музея.

К активным формам работы музеев, где используются предметы культурного и природного наследия, можно отнести музейные кружки, музейный клуб, студию. Для участников проводят конкурсы, олимпиады и викторины.

Кроме прочего, внедряются формы работы, заимствованные из иных сфер культуры, образования или науки. Ряд форм распространяется благодаря разработке новых технологий музейной деятельности и внедрению компьютерной техники. Это -такие нетрадиционные (инновационные) формы, как историческая игра, мастер-классы, квесты, использование в работе музея мультимедиа, интернета, новейшего оборудования (например - 3Б витрин), которое обеспечивает посетителям как бы погружение в иную реальность.

Хотелось бы выделить следующие основные направления образовательной деятельности современных краеведческих музеев, в которых используются предметы культурного и природного наследия:

1. Разработка культурных и образовательных программ и проектов для тех или иных категорий музейных посетителей. Для каждой такой категории (например, для дошкольников, учащихся младших классов, студентов и пр.) разрабатываются программы соответственно их возрасту, интересам и уровню знаний.

2. Создание и внедрение в практическую деятельность новых музейно-педагогических технологий. Главное тут - развитие способности учащихся воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции, развитие воображения, фантазии, творческой активности. Популяризация наиболее удачных новых технологий музейного образования происходит в форме отдельных проектов и осуществляется на разных площадках.

3. Взаимодействие и постоянное сотрудничество с различными образовательными организациями и учреждениями - школами, детскими садами, вузами, дворцами детского творчества, детскими оздоровительными лагерями и пр.

4. Обобщение и изучение (а затем и внедрение у себя) опыта воспитательной и учебной деятельности различных музеев.

5. Включение предметов материального наследия в процесс музейной коммуникации. При этом комплексно изучается и нематериальное наследие народа -фольклор, народные ремесла, игра на инструментах и пр., которое на сегодняшний момент очень нуждается в популяризации и трансляции новым поколениям.

1 Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. 154 с. С.104.

Отметим, что ныне во многих музеях краеведческого профиля имеются адресные программы, ориентированные и на детскую, и на взрослую аудиторию. В некоторых музеях, кроме того, создаются целые отделы образования, детские центры и т.п. Происходит рассмотрение новой, актуальной проблематики; реализуются интересные методики, и все это, разумеется, находит отражение в инновационных культурно-образовательных программах и проектах.

Особое внимание отводится в наше время проектной деятельности музеев. Определение «проекта» позволяет выделить из всего многообразия видов музейной деятельности именно те, которые, существенно отличаются от рутинной работы или прожектов. Свойства проекта - инновационность, единство, целенаправленность, определенные временные рамки и высокая степень адаптированности ко внешним условиям. 2

Как правило, музейный образовательный проект предусматривает создание экспозиции (то есть использование предметов) и проведение цикла определенных мероприятий. По сути дела, любой такой музейный замысел - это психологическая и социальная попытка создания чего-то нового независимо от того, участвуют ли в его проектировании и исполнении подходящие эксперты. Можно, следовательно, сказать, что проект - это оригинальный метод и форма организации музейной деятельности, без которой не представляется полноценная жизнь современных музеев.

В экспозиции многих краеведческих музеев есть превосходнейшие образцы архитектуры и зодчества, живописи, скульптуры, декоративно - прикладного мастерства. Помимо них и в комплексе с ними наши музеи используют в своей социально - культурной и образовательной практике практически все компоненты народной культуры: музыку, хореографиию, обряды и праздники, костюм и т.д. Таким образом, они являются хранителями и активными трансляторами культурной памяти и народных традиций. На этой основе и происходит совершенствование образовательной и просветительской работы российских краеведческих музеев

Итак, мы можем с уверенностью утверждать, что образовательная деятельность -это одно из приоритетных направлений работы современных краеведческих музеев, и в данной работе главная роль принадлежит грамотному и творческому использованию предметов культурного и природного наследия.

Список литературы

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1989. - 154 с.

2. Галкина, Е.Л. Детское краеведческое движение и музей: (по материалам конкурса исследовательских работ Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество") / Галкина Е.Л. // Внешкольник. - 2004. - № 7. - С. 12-13.

3. Ивашина, Н.Н. Музеи Белгородчины - хранители истории и культуры края / Н.Н. Ивашина // Областные краеведческие чтения. Сборник материалов. - Белгород: Везелица, 2005. - С. 73-79.

4. Нагорский, Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Нагорский Н.В. // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 3-12.

5. Юренева, Т. Ю. Музееведение : учеб. для высш. шк. / Т.Ю. Юренева. - 4-е. изд., испр. и доп.- М. : Академический Проект, 2007. - 560 с.

2 Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство / Нагорский Н.В. // Педагогика. 2005. №5. С. 3-12, 5.

FEATURES OF USE OF PIECES OF CULTURAL AND NATURAL HERITAGE IN EDUCATIONAL ACTIVITY OF MODERN MUSEUMS OF LOCAL LORE

O.M. Korzhenko1), M.V. Shulika2)

1,2) Belgorod state Institute of arts and culture '2)e-mail: o.korzhenko@mail.ru

The article discusses the use of exhibits in museums in the system of educational work. Examines the nature and value of such work and its underlying principles. The basic directions of educational activities of modern local history museums that use objects of cultural and natural heritage.

Keywords: Museum, education, upbringing, culture, exhibit, heritage, history, visitor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.