Научная статья на тему 'Особенности использования основных цветов в произведениях В. Г. Распутина'

Особенности использования основных цветов в произведениях В. Г. Распутина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Г. Распутин / цветовые образы / индивидуальноавторское значение цвета / V. G. Rasputin / color image / individual author’s perception of color.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чжан Лэй

В статье рассматриваются особенности использования В. Г. Распутиным основных цветов, наиболее часто встречающихся на страницах его повестей и рассказов, – белого, черного, красного, которые используются в прямом и метафорическом значениях для описания природы, жилья, деталей вещного мира, а также в целях углубления образа персонажа. Черный и белый цвета используются также и в описании животных. В произведениях В. Г. Распутина, относящихся к раннему и зрелому периодам творчества, основные цвета используются преимущественно в своем традиционном значении, закрепленном в литературе и культуре. Вместе с тем, в отдельных случаях цвета приобретают индивидуально-авторское значение, которое может меняться на противоположное традиционному, что единично встречается в ранних произведениях и явно прослеживается в позднем периоде творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF PRIMARY COLORS IN THE WORKS OF V. G. RASPUTIN

The article examines the features of V. G. Rasputin’s use of the primary colors, which are most frequently found on the pages of his novels and short stories – white, black and red. All these colors are used in literal and metaphorical meanings to describe nature, housing, details of the material world, as well as to deepen the image of the character. Black and white colors are used to describe animals. The examples given in the article allow us to say that in the works of V. G. Rasputin, dating back to the early and mature periods, colors are used primarily in their traditional meaning, enshrined in literature and culture, however, in some cases, color acquires the author’s meaning and can change it to the opposite of traditional, which is clearly visible in the late period of creativity

Текст научной работы на тему «Особенности использования основных цветов в произведениях В. Г. Распутина»

Особенности использования основных цветов в произведениях В.Г. Распутина

Чжан Лэй,

аспирант кафедры филологии и методики, Иркутский государственный университет E-mail: 634883618@qq.com

В статье рассматриваются особенности использования В.Г. Распутиным основных цветов, наиболее часто встречающихся на страницах его повестей и рассказов, - белого, черного, красного, которые используются в прямом и метафорическом значениях для описания природы, жилья, деталей вещного мира, а также в целях углубления образа персонажа. Черный и белый цвета используются также и в описании животных. В произведениях В.Г. Распутина, относящихся к раннему и зрелому периодам творчества, основные цвета используются преимущественно в своем традиционном значении, закрепленном в литературе и культуре. Вместе с тем, в отдельных случаях цвета приобретают индивидуально-авторское значение, которое может меняться на противоположное традиционному, что единично встречается в ранних произведениях и явно прослеживается в позднем периоде творчества.

Ключевые слова: В.Г. Распутин, цветовые образы, индивидуально-авторское значение цвета.

Введение

Цвет как способ восприятия мира приобретает особую значимость в творчестве художника слова, так как отражает специфику мировидения писателя. В статье рассматриваются особенности использования основных цветов в творчестве В.Г. Распутина. Объектом исследования являются основные цветовые образы, материал исследования - рассказы и повести «Василий и Василиса» (1966), «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Наташа» (1981), «Что передать вороне? (1981), «Пожар» (1985), «Женский разговор» (1994), «В ту же землю...» (1995), «Нежданно-негаданно» (1997), «Новая профессия» (1998), «Изба» (1999), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003).

Обсуждение и результаты

В ходе выборочного анализа произведений В.Г. Распутина была составлена таблица цветов и оттенков для каждого произведения. В результате было установлено, что наиболее часто в произведениях встречается белый цвет (251 наименование), куда включаем молочный /молочнистый (по одному упоминанию каждого), белесый (12), седой (7). На втором месте черный цвет (133 упоминания). Цветоо-бозначения «красный» - на третьей позиции, при этом учитывались его оттенки «малиновый, алый, багровый» - всего 88 упоминаний (из них 1 малиновый, 3 - алый, 2 - багровый, 82 - красный).

При выборочном анализе цветообозначений учитывались слова с прямым цветовым значением, и те, у которых значение цвета является неосновным или переносным, метафорическим (ржавый, дымный, седой). Если к изменению цветовос-приятия такие слова или сочетания слов не относятся или не имеют отношения к характеристике состояния героя, то они не включаются в перечень цветообозначений и не рассматриваются (например, красная девица, желтый и черный как обозначения национальностей в повести «Дочь Ивана, мать Ивана»).

Исключение составляет многочисленная группа фразеологизмов, связанных со словосочетанием «белый свет», распространенных в произведениях В.Г. Распутина: на весь белый свет/ белый свет не мил / света белого не взвидеть / белый свет в глазах померк и др., которые характерны как для речи персонажей, так и для речи повествователя. Основанием для включения стала связь с определенным мировосприятием: в сознании ав-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

см о см

тора и его персонажей весь мир видится как светлый, созданный Богом, поэтому свои, и чужие поступки персонажи оценивают именно с точки зрения «Божьего мира» - белого света.

При описании цветообразов удобно было группировать их по разделам, что дает наиболее ясную картину сфер употребления цветов. Условно были выделены следующие группы цветообразов. Во-первых, это цвета, которые используются в метафорическом значении, например, для обозначения внутреннего состояния героя. Также сюда входят устойчивые цветовые сочетания, которые отражают картину мира говорящего, хотя цветовое значение в них может быть стертым или может употребляться в переносном значении. Вторую группу составили цветообразы, которые используются в описании человека. Сюда вошли цветообо-значения деталей портрета (например, цвет глаз волос и т.д.) и костюма. Третья группа - это случаи использования того Пятая группа - это случаи употребления цветов в описаниях деталей вещного мира, на которые обратил внимание автор и которые важны для понимания характера или образа жизни персонажей. Для отдельных цветообозна-чений выделена шестая группа животных и птиц.

Изучение самой многочисленной группы белого цвета в произведениях В.Г. Распутина позволяет говорить о применении цвета в его традиционном светлом значении (чистота, добродетель, радость и др.), а также об употреблении цвета как символа пустоты и смерти, которое впервые встречается в повести «Прощание с Матёрой» и становится постоянным в произведениях позднего периода. В рассказе «В ту же землю...» белый - цвет погребального покрова, которым укрывает умершую мать Пашута. Уходящий корнями в народную культуру параллелизм «снег - саван» представлен в рассказе «Изба» («под самый Покров, укрывающий землю белым саваном, накрыли и Агафью в домовине белым полотном.» [11, с. 326]).

В значении пустоты белый цвет употребляется в произведениях позднего периода для противопоставления светлой (пустой) формы и темного содержания в рассказе «Новая профессия»: «белые розы», «белые накрахмаленные скатерти», «белые туфельки» являются только формальными атрибутами свадьбы, которая названа торжественной казнью. Противоречие заложено и в описании наряда невесты: призванный символизировать чистоту и непорочность, он выглядит непристойно («белое и легкое подвенечное платье. словно не шито, не надето, а столь же нагое, как тело» [14, с. 326]). Белый цвет в рассказе символизирует не начало новой, чистой, радостной семейной жизни, а умирание духовности в формальном соблюдении традиций. Этот же мотив есть в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» («..в фате белой, а сама потрепанная.» [8, с. 142-143]).

Авторским значением цвета можно считать мотив неживой души, болезни: Егор, муж Насти, после переезда с острова заболел («прозрачный сделался, белый» [17, с. 368]) («Прощание с Матё-

рой»), и после умер - лишился души, уехав с острова. Девушку Вику, сделавшую аборт, отправили «на перевоспитание» в деревню. Наталья, ее бабушка, видит в вечернем свете свою оступившуюся внучку, как неживую («болтающаяся рука виделась неестественно белой» [9, с. 296]) («Женский разговор»).

Определение «белобрысый» приобретает авторское значение в качестве негативной характеристики персонажа в поздних произведениях: это красавчик Сашка из повести «Пожар» («со светящимся белобрысым лицом, но красота как бы подточена чем-то <...»> [15, с. 396]); белобрысый жених в рассказе «Новая профессия», у которого «... уверенности больше, чем лет» [14, с. 326]; непутевый муж Агафьи с белобрысым лицом («Изба»); ударивший Ивана скинхед («Дочь Ивана, мать Ивана»). Определение «белесый» характерно для внешности светлых, чистых душой героев: это белесые ребятишки Нади и Виктора, белесые глаза в белесых бровях и ресницах у деда Матвея («Живи и помни»), белесое лицо у Татьяны, племянницы Пашуты («В туже землю.») и у деревенской девочки Ариши («Нежданно-негаданно»). Седые волосы в портрете говорят не только о возрасте, но и о мудрости героев: соседей Кузьмы по купе («Деньги для Марии»), Василисы («Василий и Василиса»), старой Анны («Последний срок»), Ивана Савельевича («Дочь Ивана, мать Ивана»).

Наиболее распространены белый, молочный и белесый в пейзажах. Часто это детали или метафорические описания, передающие яркие зрительные и осязательные впечатления от созерцания красоты. Белый и его оттенки встречается в описании леса («дышал. белесоватым, березовым дымком» [16, с. 208]); утреннего тумана, когда все оказывается «в белой, моросящей зге » [16, с. 139]; мокрой земли, которая «задымила белым, молочным парком» [17, с. 315].

В отличие от описания человека, белесый и белый в описании неба связаны с мрачным или печальным настроением героев. Белесым видят из окна осеннее небо Дарья («Прощание с Матёрой») и Иван («Дочь Ивана, мать Ивана»), отягощенные своими невеселыми думами; «отяжелевшее, несвежей белизны небо» [15, с. 414] нависает над главным героем повести «Пожар», отражая душевную тяжесть, горечь и смятение.

В описании воды автор использует яркие метафоры: это «белые клочковатые мыри» [17, с. 296] при образовании пены на Ангаре во время дождя; «белый пенистый гребешок» [8, с. 219], который выбрасывает волной. Байкал. Среди прочих деталей пейзажа упоминаются «полинявшие белесые дымы» [11, с. 318], весенний снег, который отливает нежной синевой («Женский разговор»), белые ромашки («Наташа»); цветущая черемуха («Дочь Ивана, мать Ивана»). В описании последней обращает на себя внимание одна из особенностей цветописи в прозе В.Г. Распутина - это цветовой повтор «метель, белизна» как отголосок фольклорной традиции усиления цвета («черемуховые ме-

тели после цветения, покрывающие улицу белизной» [8, с. 50]»).

Белый цвет в описаниях деталей вещного мира, отражающих быт и род занятий героев, встречается во всех повестях и в рассказе «Нежданно-негаданно». Дважды встречается белый цвет в описании животных: корова с белыми и черными пятнами («Живи и помни»), котенок в доме Ивана Савельевича («Дочь Ивана, мать Ивана»).

На втором месте по частотности употребления в произведениях В.Г. Распутина находится черный цвет в его традиционном для русской и мировой культуры негативном значении, которое Е.Г. Тихомирова объясняет физиологическими и природными причинами, определяя, что черный «стал олицетворением безликого или персонифицированного зла, противопоставлением белому, свету -добру» [20, с. 890]. Как и белый, черный цвет используется в метафорическом значении, в первую очередь, в устойчивых выражениях, которые раскрывают психологическое состояние героев. Так, в трудную минуту Кузьма ощущает себя «на черном свете», а не на белом ( «Деньги для Марии»); в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» главный герой рассуждает о равновесии в мире: «сколько белого дня, столько и черной ночи» [8, с. 122]. В «Последнем сроке» фраза Анны «черного с собой не несу» [16, с. 247] говорит о спокойной совести героини, о ее безгрешной жизни. Выражение «достала черного. козыря» [10, с. 191] характеризует ситуацию признания Настены доброму свекру, что она беременна от другого, а не от беглеца-мужа («Живи и помни»). Чтобы описать крепкие выражения главного героя повести «Пожар», который был вынужден неоднократно подниматься на девятый этаж, перенося вещи, писатель использует выражение «заметно почернел вырывающимся словом» [15, с. 393]. С помощью черного цвета описано состояние Тамары после обрушившейся на ее дочь беды: «ничего, кроме затвердевшей, туго спеленавшей ее черноты, не ощущала» [8, с. 17] («Дочь Ивана, мать Ивана»).

Черный цвет в равной степени частотности используется и в описаниях портретных деталей, и в пейзажных зарисовках. Чаще всего черный цвет во внешности персонажа указывает на тяжелые жизненные обстоятельства, усталость, лишения, болезнь, и это находится в рамках традиционного значения цвета: старуха Анна подмечает, что лицо сына Михаила после выпивки «налилось нездоровой, горячей чернотой» [16, с. 280]; подруга Анны, Мирониха, всю жизнь тяжело работавшая, показана с черными руками и черным лицом («Последний срок»); беглого мужа Настена видит только черным («большая черная фигура» [10, с. 12]; «лицо, заросшее черной клочковатой бородой» [10, с. 39] («Живи и помни»)). Жук, сотрудник отдела затопления, обликом похож на цыгана («черное цыганское лицо», «.черные как смоль и кудрявые волосы» [17, с. 225]). Здесь сходством героя с цыганом автор, возможно, подчеркивает отсутствие у Жука привязанности к родной земле.

О сильной усталости Павла, сына Дарьи, узнаем из характеристики «почернел весь.» [17, с. 305] («Прощание с Матёрой»); во время пожара в одноименной повести Иван видит, что у Бориса Тимофеевича, начальника участка, «черное и сухое лицо» [15, с. 369], и поэтому не решается побеспокоить его, понимая его моральное состояние. Светлана, навещая мать в тюрьме отмечает, что родное лицо стало «почерневшим и почужевшим» [8, с. 172] («Дочь Ивана, мать Ивана»).

В повести «Прощание с Матёрой» встречается необычное употребление черного цвета в качестве обозначения тесной связи персонажа с природой. Старожилы Матёры, Егор и Богодул, ставшие частью своей родной земли, с помощью черного цвета прикреплены автором к природному миру: дед Егор после объявления о затоплении грозит Воронцову черным корневатым пальцем [17, с. 224], ноги Богодула описаны как окаменевшие корни или ветки дерева («ноги его, разлапистые и черные... казались окостеневшими» [17, с. 227]).

Черный цвет используется в большинстве портретных деталей отрицательных персонажей и передает однозначно негативную авторскую оценку: в повести «Последний срок» напугавший Люсю в детстве беглый уголовник был «с черным небритым лицом» [16, с. 211]; в «Прощании с Матёрой» Петруха машет перед лицом Павла «перебинтованной черной тряпицей рукой» [17, с. 379], и эта деталь подтверждает его участие в поджогах; в описании гостей на свадьбе в рассказе «Новая профессия» черный цвет создает впечатление сборища нечистой силы («поджарая черная дама» [14, с. 316]; «приподнимаются под черной кружевной кофточкой горки грудей» [14, с. 328]; певица -«загорелая до черноты, вертлявая» [14, с. 346] («Новая профессия»)). В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» черный цвет так же маркирует отрицательных персонажей: это подружка Светланы, девушка из неблагополучной семьи «с узким зверушечьим лицом <...> черноволосая» [8, с. 13]; чернявый лейтенант, который на рабочем месте пил пиво; кавказец, который приставал к Свете («черный, с черным узким лицом» [8, с. 74]); группа мужчин, запугивавших семью, «в черной щетине» [8, с. 125]; старик, на квартире которого произошло преступление («чучело. в черной вязаной шапочке» [8, с. 203]).

Единично встречаются описания внешности с положительным или нейтральным значением черного цвета в описании четырех персонажей: это Кузьма с черным загорелым лицом («Деньги для Марии»); Михаил, черный лицом «от солнца да от мороза» [16, с. 135] («Последний срок»); учительница из далеких южных краев, у которой «совсем черные, коротко остриженные волосы» [18, с. 307] («Уроки французского»); описание девочек - дочерей друга, «черноволосых, глазастых и смешливых» [14, с. 312] («Новая профессия»).

В описании природы черный цвет используется для нескольких целей. В ранних произведениях с помощью него показано противопоставле-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см о см

ние природного и человеческого миров. Например, Люся видит утром в окно «в природе тихое, спокойное сияние, <.> только в деревне одиноко чернели тени» [16, с. 177] («Последний срок»). То же самое наблюдает хранитель острова: «Покойно, недвижно лежала Матёра. большими расплывчатыми пятнами чернела деревня» [17, с. 248] («Прощание с Матёрой»). Черный цвет часто встречается в описании следов огня, выжженной земли, когда человек уничтожает огнем сотворенное природой или чьим-то трудом. В «Прощании с Матёрой» описывается черный, дегтярный дым от сожжения царского лиственя. В этой же повести с помощью черного цвета характеризуется жадность женщины, которая должна быть хранительницей своего очага, а вместо этого первая соглашается на поджог дома ради денег, в результате «черная дымящаяся яма» [17, с. 329] на месте сожженной избы разделила Матёру на две части. И позже на месте богатого матёринского леса уже «на гарях чернели острые обугленные столбы» [17, с. 357]; на кладбище «чернела. выжженная земля» [17, с. 347]. Мотив разрушительной деятельности человека как бессмысленного варварства появляется в поздних произведениях: Пашу-та видит, как «зачернен кострищами» [6, с. 289] сосновый лес в пригороде («В ту же землю.»); Сеня ожидает теплоход на пустыре, где на месте когда-то стоявших деревянных домов «торчали обгоревшие доски, чернели следы кострищ» [13, с. 289] («Нежданно-негаданно»).

Черный цвет использует В.Г. Распутин в пейзажных зарисовках разных времен года, то есть однозначной привязанности цвета к определенному сезону нет. Так, при описании осеннего пейзажа черный цвет используется в повести «Последний срок», где дочь старухи Анны, Люся, черты пейзажа связывает с разрушением колхоза, когда видит брошенные недалеко от дороги почерневшие жерди. В рассказе «Уроки французского» рассказчиком дважды упоминается черная крапива (по дороге на пустырь, где ребята играли на деньги, и обратно) как символ жгучей обиды, трудностей и лишений, выпавших на долю мальчика, который учился и одновременно был вынужден сам добывать себе средства, чтобы выжить. В повести «Живи и помни» в описании весенней природы черный цвет как будто дает понять читателю, что Андрей из леса не вернется. Забрав продукты из бани и возвращаясь в зимовье, он видит, что дорога через реку «почернела и выторчилась, по ней с недовольным карканьем ходили вороны» [10, с. 139]. Черный используется при изображении плодов благодатного лета: поспевшая черная смородина упоминается в повестях «Прощание с Матерой», «Дочь Ивана, мать Ивана».

Часто используется черный цвет для описания вечерних или ночных пейзажных зарисовок, которые символизируют неизвестность в жизни героя, темноту и горечь в его душе. Андрей Гуськов видит в ночных кошмарах бой: «полоса черной, пропоротой незакрепленными сошниками земли» [10,

с. 106]. Сбежавший из дома за вдохновением герой видит в окно автобуса, как лес «отваливался. плотной черной боковиной» [19, с. 376] («Что передать вороне?»). Возвращающийся домой после пожара в одноименной повести герой, не знающий, как дальше жить, видит перед собой чернеющий лес. Пашута со Стасом во время разговора о похоронах видят из окна туман, путающийся «в черных и острых ветках яблони» [6, с. 279] («В ту же землю.»), это деревце передает черную печаль и тоску героев о страшном времени, в котором приходится жить, и в конце рассказа оно снова «также черно и коряво» [6, с. 297] заглядывает в окно. Алексей, герой рассказа «Новая профессия», вынужденный променять науку на хороший заработок на свадьбах, возвращается домой и замечает, что «быстро и неожиданно стемнело до вязкой черной пестроты», «дома жутко и неотрывно, наползая и приближая черные провалы, смотрят пустыми глазницами окон» [14, с. 353]. Дорога к дому в темноте становится символической деталью: герой так и не находит ответа на вопрос, можно ли считать жизнью то, как он живет. Горе и страх родителей Светы в повести «Дочь Ивана, мать Ивана» подчеркиваются с помощью черного цвета в описании ночи. Тамара, напрасно ожидая дочь, вглядывается «в любую тень в черном до темна сквере» [8, с. 7]; в поисках Светланы едет с мужем на машине, которая «вспарывает перед собой фарами черную плоть» [8, с. 12].

Без мрачных оттенков используется черный в описании плодородной земли. Весеннее поле, «уже почерневшее с нижнего края, <.> казалось, приветило, утешило» [10, с. 123] беглеца Гусько-ва («Живи и помни»); печалится о непродуманном распахивании земель и затратах на это сил и времени сын старухи Дарьи, Павел («Сверху земля черная, а подняли ее - она красная» [17, с. 271]). Иван Савельевич, дождавшись прекращения дождя, привез в огуречную гряду «три возка черной земли»; его дочь, освободившись из тюрьмы, замечает поля с «валами черной пашни» [8, с. 226] («Дочь Ивана, мать Ивана»).

В описании жилья человека черный цвет сохраняет свое традиционное негативное значение разрушения, умирания, заброшенности. Так, умирающая Анна видит ночью отражение своей комнаты «в окне, как в зеркале, замазанном с той стороны черным» [16, с. 249]; дезертир Гуськов живет в зимовейке с черными стенами, с черной золой на полу, с крышей, «черной от дождя и времени» [10, с. 181]. Символом запустения в деревенском хозяйстве Дарьи из «Прощания с Матёрой» становятся стайки, которые «почернели и похилились» [17, с. 209], и изба Агафьи, которая после смерти хозяйки стала «почерневшей и потрескавшейся» [11, с. 299] в рассказе «Изба»; внук Иван, приехав к деду, видит забор, который «совсем почернел, осел и прогнулся» [8, с. 220].

В произведениях В.Г. Распутина при включении черного цвета в описания деталей вещного мира закономерности не выявляются, однако мож-

но говорить о повторяющемся цветообразном мотиве именно на примере черного цвета, когда одни и те же детали одного цвета встречаются в разных произведениях. Не было выявлено только повторов для следующих деталей: «черное, как пуговка, колесико» Миронихиного радио; черные простыни старой Анны, которыми попрекает Михаила его сестра; черное платье, которое собиралась шить Люся на похороны при еще живой матери («Последний срок»), церковные свечи, «старые, почерневшие» [10, с. 38], которые купила Настена в лавке для мужа («Живи и помни»), черный поясок, который покупала матери Пашута, но увидела его среди вещей, приготовленных на погребение («В ту же землю.»).

В двух произведениях черный цвет включен в описания домашних животных: это описание молодого коня «с лоснящейся от черноты спиной» [10, с. 114], и пестрой коровы («Живи и помни»); также единично встречается в рассказе «Нежданно-негаданно» черный щенок, с которым играет приемная дочь Сени.

Красный цвет в произведениях В.Г. Распутина находится на третьем месте по частоте употребления. Он встречается в три раза реже, чем белый и почти в два раза реже, чем черный. Традиционно в русской культуре красный обозначает радость и любовь [1, с. 139]. В произведениях В.Г. Распутина красный представлен также единичными оттенками: алым, малиновым, багровым. С помощью устойчивых выражений с включением красного цвета писатель передает стихию живой народной речи: например, в «Прощании с Матёрой» в авторском отступлении выражено сожаление о том, что после уничтожения острова «не поднимутся в небо человечьи глаза: где там <.> красное солнышко?» [17, с. 308]. В качестве деталей внешнего облика персонажей красный цвет встречается редко: это красные глаза Богодула, красная нитка в замызганном светлом костюме Петрухи («Прощание с Матёрой»), красноватые рубцы от ран на груди Алексея Гуськова («Живи и помни»). Единично представлен в «Прощании с Матёрой» красный цвет в описании петуха с «нахальными красными глазами» [17, с. 218]. Сходство птицы с обликом Богодула (красный глаз) отметили Н.В. Ковтун и В.А. Степанова [4, с. 10].

В облике героев в произведениях В.Г. Распутина часто встречается покраснение: покрасневшее от плача лицо видит Кузьма у Галины, он же наблюдает, как после спирта раскраснелся и тоскливо смотрит председатель («Деньги для Марии»); покрасневшая Надя радуется, что угодила родственникам («Последний срок»); молодая учительница покраснела от смущения, когда мальчик раскрыл ее затею с посылкой, «раскрасневшаяся и взлохмаченная», [18, с. 317] она играла с ним на деньги чтобы помочь («Уроки французского»).

Много подобных деталей в повести «Живи и помни». Так, автор отмечает красное от загара лицо у Настены, когда она спит в зимовейке; на ее лицо, которое «пылало чистой малиновой красно-

той» [10, с. 81 ] смотрит муж Андрей; во время работы у печи за разговором Лиза поворачивает к подруге лицо «красное от огня» [10, с. 156], вернувшийся с войны Максим «веселый, с красным лицом» [10, с. 159] обещает пришедшим женщинам, что еще нагуляются они, как закончится война. «Покраснела и смутилась» [12, с. 389] при встрече с рассказчиком Наташа в одноименном рассказе. В ранних и зрелых произведениях В.Г. Распутина способны краснеть персонажи, роль которых в сюжете произведений положительная. Н.В. Ковтун, рассматривая «ангельское» в женских образах произведений В.Г. Распутина, говорит о красном как о софийном, иконописном цвете, о том, что красный выделяет «ангельских» персонажей среди обычных людей [3, с. 27]. Под эту категорию не подходят герои «Последнего срока» Илья и Михаил, покраснение лиц у которых объясняется пьянством.

В поздних произведениях писателя красный цвет связан с негативной авторской оценкой ситуации, человека или с описанием сложного психологического состояния. Так, в рассказе «Новая професия», готовясь к нелюбимой работе, Алеша моется, «до боли и красноты натирая тело [14, с. 311] («Новая профессия»); в создании образа свадьбы как разгульного представления важную роль играют детали красного цвета: один из гостей смело целует соседку «в ядовитые красные губы» [14, с. 337]; певица в откровенном, « переливающемся огнями красном платье» [14, с. 346] похожа на циркачку, перед ней вприсядку танцует румяный гитарист. В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» лицо Анатолия «напряглось и покраснело» [8, с. 83] после телефонного звонка с предложением денег за то, чтобы он забрал заявление об изнасиловании дочери; при обыске в квартире Тамары в понятые пригласили «боцмана <.> красномордого живого старика» [8, с. 118]. Единично красный цвет в описании внешности очень уставшего героя применен в повести «Прощание с Матёрой», когда Воронцов после ночных поисков в тумане «сидел, бессмысленно глядя перед собой красными.глазами» [17, с. 386].

Традиционно используется красный цвет в описаниях деталей живой природы, которые помогают понять состояние героев. В «Прощании с Матёрой» красная ягода кислицы в котелке у Андрея, которую он собрал, как в детстве, и красная рябина на разоренном кладбище, которую замечает Дарья, и летящий по ветру красный осиновый лист, с которым отождествляет себя Павел, «становятся скрытой метафорой состояний героев» [2, с. 14]. В рассказе «Что передать вороне?» герой устало смотрит, как «миликает напротив на ряжах красным светом маленький маячок» [19, с. 386]; девочка Катя в принявшей ее семье осваивает непривычные для нее бытовые действия: старательно выбирает на салат самые спелые из начинающих краснеть помидоров, собирает с Сеней рыжики, «налюбовавшись красной шляпкой» [13, с. 358] («Нежданно-негаданно»); Алеша без настроения

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

идет на работу в майский субботний день и наблюдает, как остатки туч «заслоняют солнце и ало трепещут под ним» [14, с. 313] («Новая профессия»).

Детали вещного мира красного цвета раскрывают особенности быта героев, характеризуют эпоху. Тетка Наталья хранит накопленное на свои похороны в чемодане «в красной тряпке» [7, с. 100] («Деньги для Марии»); о размеренном быте жителей Матёры говорит старый самовар Дарьи, «красно отливающий чистой медью» [17, с. 217]; в день объявления Победы над фашистами описывается, как люди украшают дома: «.прикрутила к шесту сыновью красную рубаху» [10, с. 150] («Живи и помни»). Бакены, «три красных и два белых» [10, с. 164], которые помогала устанавливать Настена, укажут ей потом путь к гибели; красный материал для обивки гроба матери покупает Па-шута в долг («В ту же землю.»). Красные яблоки как символ далекой и прекрасной жизни находит в посылке от учительницы герой рассказа «Уроки французского»; «с виду неукусными», но красивыми яблоками («тугие, краснобокие» [13, с. 333]) Правдея угощает попутчиков, заранее зная, что они откажутся, Катя любуется никогда невиданным ею переливом синей и красной красок варенья в чае («Нежданно-негаданно»); Алексей покупает красные розы по дороге на работу и думает не о празднике, а о том, «что розы обошлись ему в недельный бюджет» [14, с. 315] («Новая профессия»).

В описании интерьера красный (алый) цвет связан со взглядом повествователя как снаружи, так и изнутри жилища героев. Андрей Гуськов с улицы смотрит, как родное окно «занялось прерывистым алым мерцанием» [10, с. 110] от затопленной рано поутру печи («Живи и помни»). В бараке Богодула на том месте, где была печь, натоптана «красная пыль от кирпичей» [17, с. 366]; при «красноватом и тусклом мерцании» [17, с. 364] лампы украшает пихтой свою избу Дарья («Прощании с Матёрой»).

Заключение

Таким образом, наиболее часто в творчестве В.Г. Распутина встречаются в порядке убывания белый, черный и красный цвета, которые в большинстве случаев отражают традиционное цветовое восприятие. В отдельных случаях цвета приобретают индивидуально-авторское значение. Например, белобрысый в описании отрицательных персонажей, белесый и красный в описании внешности положительных героев. Также можно говорить о том, что в позднем творчестве писателя основные цвета преимущественно используются для характеристики отрицательных персонажей и негативных ситуаций, при этом нередко традиционное позитивное значение цвета меняется ° на негативное, характеризуя неправильное устрой" ство мира. Все цвета используются для описания природы, человека, дома, деталей вещного мира; для описания животных используются только белый и черный цвета.

Литература

1. Денисова, В.Л. Символика цвета в русской и китайской культуре // Язык и культура. 2015. № 16. С. 137-140.

2. Иванова, В.Я. Наследие Валентина Распутина в современной иркутской литературе: статьи, очерки. Иркутск: Издательство иГу, 2020. 146 с.

3. Ковтун, Н. В. «Ангельские создания» в прозе В. Распутина: специфика репрезентации, функционал // Филологический класс. 2020. Т. 25. № 2. С. 19-32.

4. Ковтун, Н. В., Степанова, В.А. Проблема гендерной идентификации мужских образов в творчестве В. Распутина: дуализм психически-интеллектуальных доминант // Филологический класс. 2014 (2). С. 7-28.

5. Кошеренкова, О.В. Символика цвета в литературе // Аналитика культурологии. 2015. № 2 (32). С. 163-169.

6. Распутин, В. Г. В ту же землю.// В поисках берега: Повести, рассказы, статьи / В.Г. Распутин. М.: Русскм мiръ: Московские учебники, 2008. С. 264-298

7. Распутин, В.Г. Деньги для Марии // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 29-126.

8. Распутин, В.Г. Дочь Ивана, мать Ивана // Дочь Ивана, мать Ивана: Повесть, рассказы. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. С. 5-232.

9. Распутин, В.Г. Женский разговор // Нежданно-негаданно: повесть и рассказы / Валентин Распутин. М.: Дет. лит., 2008. С. 285-300.

10. Распутин, В.Г. Живи и помни // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Молодая гвардия, 1984. С.5-206.

11. Распутин, В.Г. Изба // В поисках берега: Повести, рассказы, статьи / В.Г. Распутин. М.: Русскм мiръ: Московские учебники, 2008. С. 299-330.

12. Распутин, В.Г. Наташа // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 388-397.

13. Распутин, В.Г. Нежданно-негаданно // В поисках берега: Повести, рассказы, статьи / В.Г. Распутин. М.: Русскм мiръ: Московские учебники, 2008. С. 331-368.

14. Распутин, В.Г. Новая профессия // Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. С. 308-355.

15. Распутин, В.Г. Пожар // Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. М.: Молодая гвардия, 1994. С. 355415.

16. Распутин, В.Г. Последний срок // Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С.127-289.

17. Распутин, В.Г. Прощание с Матёрой // Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М.: Молодая гвардия, 1984. С.205-389.

18. Распутин, В.Г. Уроки французского // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 290-317.

19. Распутин, В.Г. Что передать вороне? // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С.369-387.

20. Тихомирова, Е.Г. Философия цвета: смыслы черного // Актуальные проблемы науки и техники: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 16-18 марта 2022 года. Ростов-на-Дону: Изд-во ДГТУ, 2022. С. 889-891. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https:// ntb.donstu.ru/conference2022 (дата обращения: 02.04.2024)

FEATURES OF THE USE OF PRIMARY COLORS IN THE WORKS OF V.G. RASPUTIN

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhang Lei

Irkutsk States University

The article examines the features of V.G. Rasputin's use of the primary colors, which are most frequently found on the pages of his novels and short stories - white, black and red. All these colors are used in literal and metaphorical meanings to describe nature, housing, details of the material world, as well as to deepen the image of the character. Black and white colors are used to describe animals. The examples given in the article allow us to say that in the works of V.G. Rasputin, dating back to the early and mature periods, colors are used primarily in their traditional meaning, enshrined in literature and culture, however, in some cases, color acquires the author's meaning and can change it to the opposite of traditional, which is clearly visible in the late period of creativity

Keywords: V.G. Rasputin, color image, individual author's perception of color.

References

1. Denisova V.L. Symbolism of color in Russian and Chinese culture // Language and culture. 2015. No. 16. P. 137-140.

2. Ivanova V. Ya. The legacy of Valentin Rasputin in modern Irkutsk literature: articles, essays. Irkutsk: ISU Publishing House, 2020. 146 p.

3. Kovtun N.V. "Angelic creatures" in the prose of V. Rasputin: specificity of representation, functionality // Philological class. 2020. T. 25. No. 2. P. 19-32.

4. Kovtun, N. V., Stepanova, V.A. The problem of gender identification of male images in the works of V. Rasputin: dualism of mental-intellectual dominants // Philological class. 2014 (2). P. 7-28.

5. Kosherenkova O.V. Symbolism of color in literature // Analytics of cultural studies. 2015. No. 2 (32). pp. 163-169.

6. Rasputin V.G. To the same land...// In search of the shore: Stories, short novels, articles / V.G. Rasputin. M.: Russian world: Moscow textbooks, 2008. P. 264-298

7. Rasputin V.G. Money for Maria // Selected works: in 2 volumes. T. 1. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 29-126.

8. Rasputin, V.G. Ivan's daughter, Ivan's mother // // Ivan's daughter, Ivan's mother: Short novel, stories. Irkutsk: Publisher Sapro-nov, 2007. P. 5-232.

9. Rasputin V.G. Women's conversation // Unexpectedly: a short novel and stories / Valentin Rasputin. M.: Det. lit., 2008. P. 285300.

10. Rasputin V.G. Live and remember // Selected works: in 2 volumes. T. 2. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 5-206.

11. Rasputin V.G. Hut // In search of the shore: Short novels, stories, articles / V.G. Rasputin. M.: Russian world: Moscow textbooks, 2008. pp. 299-330.

12. Rasputin V.G. Natasha // Selected works: in 2 volumes. T. 1. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 388-397.

13. Rasputin V.G. Unexpectedly // In search of the shore: Short novels, stories, articles / V.G. Rasputin. M.: Russian world: Moscow textbooks, 2008. P. 331-368.

14. Rasputin V.G. New profession // // Collected works. In 4 volumes. T.4. Irkutsk: Publisher Sapronov, 2007. pp. 308-355.

15. Rasputin V.G. Fire // Collected works: In 3 vols. T. 2. M.: Molodaya Gvardiya, 1994. P. 355-415.

16. Rasputin V.G. Deadline // Selected works: In 2 vols. T. 1. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 127-289.

17. Rasputin, V.G. Farewell to Matera // Selected works: in 2 volumes. T. 2. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 205-389.

18. Rasputin V.G. French lessons // Selected works: in 2 volumes. T. 1. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 290-317.

19. Rasputin V.G. What should I tell to the crow? // Selected works: in 2 volumes. T. 1. M.: Molodaya Gvardiya, 1984. P. 369-387.

20. Tikhomirova E.G. Philosophy of color: the meanings of black // Current problems of science and technology: Materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference, Rostov-on-Don, March 16-18, 2022. Rostov-on-Don: DSTU Publishing House, 2022. P. 889-891. [Electronic resource]. Access mode: URL: https://ntb.donstu.ru/conference2022 (access date 02.04.2024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.