Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАТ-БОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАТ-БОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информатика / чат-бот / внеурочная деятельность / education / computer science / chatbot / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Ирина Валерьевна, Мутраков Олег Сергеевич

В статье рассматривается актуальность применения образовательного чат-бота во внеурочной деятельности при обучении информатике. В статье также дается несколько трактовок понятия «чат-бот». Кроме того, в статье описаны особенности использования образовательного чат-бота во внеурочной деятельности при обучении информатике, что позволяет выявить основные преимущества и проблемы использования чат-ботов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Ирина Валерьевна, Мутраков Олег Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATIONAL CHATBOT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN TEACHING COMPUTER SCIENCE

The article discusses the relevance of using educational chatbots in extracurricular activities when teaching computer science. The article also gives several interpretations of the concept «chatbot». In addition, the article describes the peculiarities of using chatbots in extracurricular activities in teaching computer science, which allows us to identify the main advantages and problems of using chatbots.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАТ-БОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ»

УДК 372.862

1 2

Ирина Валерьевна Назарова , Олег Сергеевич Мутраков

1 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1danilova. irishka89@mail. ru

2mutrakov@rambler. ru

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЧАТ-БОТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения образовательного чат-бота во внеурочной деятельности при обучении информатике. В статье также дается несколько трактовок понятия «чат-бот». Кроме того, в статье описаны особенности использования образовательного чат-бота во внеурочной деятельности при обучении информатике, что позволяет выявить основные преимущества и проблемы использования чат-ботов.

Ключевые слова: образование, информатика, чат-бот, внеурочная деятельность

1 2

Irina V. Nazarova , Oleg S. Mutrakov ,

1Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla, Ufa, Russia

1danilova.irishka89@mail.ru

2mutrakov@rambler.ru

FEATURES OF EDUCATIONAL CHATBOT IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN TEACHING COMPUTER SCIENCE

Abstract. The article discusses the relevance of using educational chatbots in extracurricular activities when teaching computer science. The article also gives several interpretations of the concept «chatbot». In addition, the article describes the peculiarities of using chatbots in extracurricular activities in teaching computer science, which allows us to identify the main advantages and problems of using chatbots.

Keywords: education, computer science, chatbot, extracurricular activities

Информатика является одним из ключевых предметов в школах и современных вузах. Анализируя опыт преподавания информатики в современной школе, можно выявить трудности, с которыми сталкиваются учителя информатики. Помимо особенностей информатики, связанных с ростом и постоянным обновлением ее содержания, в школьном учебном плане на изучение информатики отводится недостаточное количество часов. В то же время содержание предмета включает большой объем сложного и абстрактного теоретического материала, множество практических работ и заданий, что затрудняет очное обучение и организацию онлайн-обучения.

В современных условиях информатизации и модернизации образования в России в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) особое место отводится внеурочной деятельности, в рамках которой школьники должны получить не только более глубокие знания по предмету, но и удовлетворить свои индивидуальные потребности в современных научных знаниях.

Кроме того, следует отметить, что для обеспечения индивидуальных потребностей учащихся в основной образовательной программе основного общего образования помимо курсов, представляющих различный интерес для учащихся, предусмотрена внеурочная деятельность.

В области образования необходимость электронного обучения в период пандемии высветила ряд проблем и показала необходимость поиска новых эффективных форм взаимодействия преподавателей и учащихся с использованием новых медиа и информационных технологий. Образование стало более интерактивным, и новые технологические инновации смогли решить определенные задачи и сделать этот процесс эффективным [1].

Тотальная цифровизация создает новые технологии и сервисы, которые могут быть эффективно использованы в образовательном процессе и будут интересны представителям молодого поколения. Одним из актуальных трендов в ИТ-секторе последних лет является развитие чат-ботов, которые, по мнению экспертов, обладают значительными возможностями в плане применения и в будущем заменят многие приложения.

Чат-боты - «это специальные виртуальные программы, которые отвечают на вопросы пользователя и имитируют человеческое общение для получения и передачи информации. Чат-боты могут использоваться на веб-сайтах, в чатах и социальных сетях. Они отвечают на вопросы, отправляют полезную информацию» [3, с. 4].

Чат-бот (chat-bot, от англ. chat - беседа, bot - робот) - «это компьютерная программа, которая может «общаться» с человеком на обычном языке, в виде текста или речи, и взаимодействовать с ним через простой, интуитивно понятный интерфейс» [4, с. 17].

Чат-боты используются для автоматизированного диалога в самых разных предметных областях профессиональной деятельности и повседневной жизни людей. Используя распознавание речи, синтез речи и методы машинного обучения, чат-боты могут создавать диалоги между пользователями и программным обеспечением, приближенные к человеческому общению. Необходимость этих технологий подтверждается многочисленными исследованиями, которые показывают, что количество пользователей, обращающихся в различные службы за поддержкой через текстовые или голосовые сообщения, растет с каждым годом. В ближайшие пять лет 90% запросов в таких областях, как здравоохранение, промышленность и банковское дело, будут обрабатываться чат-ботами [2, с. 41].

Отмечая очевидные практические потребности чат-ботов, следует также отметить, что сам процесс разработки чат-ботов требует таких умений, как:

- создать логичную и последовательную диалоговую систему;

- рассматривать все возможные варианты решения проблемы пользователя;

- понимания природы управляющих структур «ветвление» и «зацикливание».

Формирование этих умений способствует развитию логического и алгоритмического

мышления.

Чат-бот может быть использован в качестве учебного пособия. Он может предлагать школьникам дополнительные задания и ссылки на необходимые ресурсы. Обучение -ответственный и сложный процесс. Диалог под управлением чат-бота не может заменить опыт и искусство преподавателя. Ведь преподавание требует большого количества разнообразных действий, решения различных организационных задач, создания отчетов, включая разнообразные простые или рутинные задания. Чат-бот может быть запрограммирован на выполнение действий, использующих относительно несложные алгоритмы [5].

В учебном процессе чат-боты могут быть использованы следующим образом:

- организация представления основных понятий изучаемой темы;

- организация представления определенных образовательных проблем и их решений;

- последовательность выполнения заданий, решение задач;

- изучение этапов технологического процесса;

- тезисный план;

- связи между процессами, понятиями, событиями;

- движение мышления в процессе формирования материалов, ознакомления с проблемой;

- эффективная организация дистанционного обучения.

Преимущество чат-ботов еще и в том, что они не наказывают. Ребенок имеет право на ошибку: он может попробовать несколько раз и в итоге найти правильный ответ. В целом, использование образовательных чат-ботов во внеклассной работе при обучении информатике имеет следующие преимущества:

- увеличение объема и глубины понимания школьниками изучаемого материала;

- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем на выполнение положительных домашних заданий;

- возможность усвоения новых знаний в рамках домашнего задания;

- повышение познавательной активности;

- изменение мотивации к обучению;

- развивается самоконтроль;

- более разнообразные формы учебного сотрудничества.

Это средство дает возможность учащимся приобрести практические навыки исследовательской работы, развить критическое мышление и познавательный интерес [3].

При проведении внеурочного занятия должны использоваться современные образовательные технологии в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. В преподавании используются лингвистические, наглядные, практические и проектные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Необходимо тщательно продумывать каждый этап обучения, подбирать проблемы, активизировать детей, используя различные методы.

На всех этапах обучения дети должны активно мыслить и участвовать в практической деятельности, дети должны использовать то, что они уже приобрели и усвоили в ходе освоения программы, и применять это на практике. Этапы программы должны быть тесно связаны между собой, а различные виды деятельности должны чередоваться. Умственная деятельность основывается на практической и подкрепляется ею. Для достижения педагогических целей каждый этап должен сопровождаться заданиями, логически связанными с темой.

В обычной жизни роботы могут надоесть, особенно если они полностью заменят живых консультантов, но в сфере образования роботы станут незаменимыми помощниками. Интеллектуальные роботы смогут взять на себя значительную часть работы, освободив время и силы преподавателей для основной деятельности, а также принося дополнительный доход. Преподаватели не имеют возможности делегировать всю свою деятельность чат-ботам. Однако некоторые виды работ чат-боты могут выполнять на самом высоком уровне.

Например, нет необходимости обращаться к преподавателю, если речь идет о сопроводительном материале для курса или обучающего вебинара или даже марафона. Использование этих программ позволяет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями преподавателя. При этом обеспечивается качество учебных материалов.

Включение чат-ботов в содержание образования школьников актуально, поскольку соответствующие цифровые технологии необходимы и в образовании, и в профессии, и в повседневной деятельности человека. Применение чат-ботов в процессе преподавания информатики в школе создает условия для расширения междисциплинарных связей этого предмета с другими областями знаний и развивает у школьников цифровую компетентность.

Чат-боты, имеющие образовательное значение, призваны облегчить процесс обучения. Такие чат-боты можно разделить на две категории:

1) Чат-боты, обеспечивающие основу учебного процесса. Чат-боты этого типа адаптируют, отбирают и организуют содержание учебного материала в соответствии с индивидуальными потребностями и ходом работы обучаемого, помогают в рефлексивном и метакогнитивном процессе и обеспечивают мотивацию к обучению;

2) Чат-боты, помогающие освоить и отработать навыки. Данный тип чат-бота представляет собой программу, задающую вопросы, на которые учащийся дает ответы. Чат-бот автоматически оценивает ответы и предоставляет учащемуся мгновенную обратную связь.

Подводя итог, можно сделать вывод, что существует необходимость внедрения чат-ботов в сферу образования. Необходимо дальнейшее совершенствование существующих педагогических технологий, разработка и внедрение новых технологий в учебно-методическую и административную деятельность, связанную с образованием. Чат-боты станут одним из наиболее успешных инструментов помощи в административной и консультационной деятельности. Первые шаги по внедрению чат-ботов в образовательный процесс оказались весьма успешными, что подтверждает перспективы дальнейшего развития в этой области.

Таким образом, образовательные чат-боты являются весьма полезным средством во внеурочной деятельности при обучении информатике, они занимательны и просты в использовании как для учащихся, так и для преподавателей. Кроме того, они отвечают потребностям молодого поколения, обучающегося в цифровой среде.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Антонов С. Что такое чат-боты и зачем они нужны? [Электронный ресурс]. URL: https://informburo.kz/cards/chto-takoe-chatboty-i-zachem-oni-nuzhny.html (дата обращения: 25.11.2023).

2. Богданова А.Н. Чат-боты как компонент содержания обучения основам искусственного интеллекта в школе [Текст] / А.Н. Богданова, Г.А. Федорова Информатика в школе. 2022; (2) С. 39-45.

3. Жук А.И. Стратегия подготовки педагогических кадров для развития электронного образования [Текст] / А.И. Жук, О.А. Минич // Адукацыя i выхаванне (Образование и воспитание). 2018. №2. С. 3-9.

4. Кузнецов В.В. Перспективы развития и использования чат-ботов в образовании [Текст] / В.В. Кузнецов // Успехи современной науки, 2016. - Т.8. - № 12. - С. 16-19.

5. Урок цифры. Искусственный интеллект в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://xn--h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/ai-in-education (дата обращения: 25.11.2023).

REFERENCES

1. Antonov. S. What are chatbots and why are they needed? [Electronic resource]. URL: https://informburo.kz/cards/chto-takoe-chatboty-i-zachem-oni-nuzhny.html (date of application: 25.11.2023).

2. Bogdanova. A.N. Chatbots as a component of the content of teaching the basics of artificial intelligence at school [Text] / A.N. Bogdanova. G.A. Fedorova Computer science at school. 2022; (2). - 39-45 P.

3. Zhuk. A.I. Strategy of teacher training for the development of e-education [Text] / A.I. Zhuk. O.A. Minich // Adukatsyya i vykhavanne (Education and upbringing). 2018. №2. - 3-9 P.

4. Kuznetsov V.V. Prospects for the development and use of chatbots in education [Text] / V.V. Kuznetsov // Successes of modern science. 2016. - T.8. - № 12. - 16-19 P.

5. Lesson numbers. Artificial intelligence in education [Electronic resource]. URL: https://xn-h1adlhdnlo2c.xn--p1ai/lessons/ai-in-education (date of application: 25.11.2023).

Информация об авторах

И.В. Назарова — студент;

О.С. Мутраков — кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors

I. V. Nazarova - student.

O.S. Mutrakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.