Научная статья на тему 'Особенности использования музыкального фольклора в социальном воспитании младших школьников'

Особенности использования музыкального фольклора в социальном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА / КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА / ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артёмкина Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются традиционные и современные способы передачи культурного опыта, позволяющие обосновать механизмы освоения музыкального фольклора, выявить особенности и возможности его эффективного использования в социальном воспитании младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артёмкина Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования музыкального фольклора в социальном воспитании младших школьников»

УДК 316.34 А 861

Т.Е. Артёмкина

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются традиционные и современные способы передачи культурного опыта, позволяющие обосновать механизмы освоения музыкального фольклора, выявить особенности и возможности его эффективного использования в социальном воспитании младших школьников.

Ключевые слова: механизмы освоения музыкального фольклора; контекстуальное прочтение фольклора; особенности использования музыкального фольклора.

Фольклор как носитель национальных и общечеловеческих ценностей, обладая эмоциональными, познавательными, ценностно-мотивационными, деятельностными, коммуникативными, творческими, инструментальными потенциалами, представляет собой одно из эффективных воспитательных средств.

В вопросах решения важнейших современных этнокультурных воспитательно-образовательных проблем выявилось явное несоответствие между уровнем осознания ценностей культуры устной музыкальной традиции и уровнем научнотехнологического и научно-методического обеспечения различной деятельности в этом направлении, обусловленной возможностями и особенностями использования музыкального фольклора. В границах данного проблемного поля -актуализация генетически-функциональных форм и особенностей взаимодействия музыкальной культуры устной традиции и современного общества в различных социокультурных и системно-педагогических контекстах, конкретизация сферы, содержания, технологии информационного и деятельностного насыщения воспитательного процесса. Воспитание в контексте социализации школьника рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности. Формирование многих личностных черт человека, по мнению М.И. Рожкова непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культура обладает способностью к социальному и историческому само-воспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию. С целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приёмов и средств их использования, выступает социокультурная коммуникация как один из базо-

вых механизмов социокультурного процесса. Процесс освоения культурного опыта через созданный людьми предметный мир по К. Марксу - есть «распредмечивание» сущностных сил человека, что само по себе предполагает постижение смыслов культурных ценностей (их выявление, понимание, освоение, применение). В социально-гуманитарной науке применяются близкие по смыслу понятия культурной коммуникации, культурной трансмиссии, культурной традиции, как механизмы передачи, трансляции культурного опыта. В рамках культурологической парадигмы воспитания акцент делается на формирование этнической идентичности личности [5]. Младший школьный возраст занимает особое место в этом процессе. Как отмечал Ж. Пиаже, на протяжении младшего школьного возраста ребёнок в онтогенезе проходит два этапа из трёх в развитии этнической идентичности [3].

В решении воспитательных задач социальнопсихологического, естественно-культурного, социально-культурного развития личности младшего школьника именно отношения соответствия, адекватности содержания технологии самой фольклорной деятельности этим задачам могут обеспечить социальную, творческую, педагогическую эффективность музыкального фольклора как средства воспитания. Выявление традиционных и современных способов передачи культурного опыта позволяет осмыслить особенности и возможности продуктивного использования воспитательного потенциала музыкального фольклора на современном этапе, обосновать механизмы его освоения на основе анализа сложившихся подходов в области историко-социологических, конкретно-социологических, психологопедагогических исследований.

Область технологии данного воспитательного средства охватывает основной комплекс осо-

© Т.Е. Артёмкина, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

321

бенностей его использования, сосредоточенный в системе механизмов освоения и контекстуального прочтения музыкального фольклора.

Учитывая вышесказанное и полагаясь на мнения Г.З. Каганова, Э.А. Орловой, А.М. Столярен-ко, А.С. Каргина, Т.Г. Стефаненко, И.М. Быхов-ской, А.Я. Флиер и других авторов, мы выделили социально-культурные, социально-психологические, социально-педагогические механизмы освоения музыкального фольклора.

К взаимосвязанным и взаимодополняющим социально-культурным механизмам мы относим преемственность и наследование. Под преемством понимается прямая передача и усвоение культурных норм, образов, смыслов и артефактов. Под наследованием понимается передача и усвоение культурных норм, образов не прямым путём, а через то или иное посредство или на временной дистанции, то есть, исключающим непосредственный контакт. В традиционном обществе преобладает механизм преемственности, основным способом трансляции и освоения музыкального фольклора является устный контакт; основным способом регуляции освоения становится коллективная оценка результатов совместной деятельности. Современный механизм освоения музыкального фольклора опирается как на традиционные способы, так и на современные (институциональные). Главным его достижением является рефлексия, открывающая возможности для взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности, передачи культурного опыта, связи поколений. Механизм наследования способствует включению музыкального фольклора в новое культурное пространство, новые социальные и культурные параметры, определяет новые ракурсы рассмотрения устных традиций; соответственно, в центре внимания оказывается не текст в качестве «имманентной структуры», а предтекстовые формы, интертекстуальные и контекстные отношения, что обуславливает значимость активизации механизма наследования в современном обществе. Выделенные социально-культурные механизмы обеспечивают культурную трансмиссию между поколениями как в синхронном, так и в диахронном измерении.

К социально-психологическим механизмам освоения музыкального фольклора следует отнести подражание, эмпатию, комбинирование, импровизацию. Механизм подражания позволяет воспроизвести в действии, скопировать вне-

шние проявления активности других людей: элементов деятельности, поведения, суждений, перенять правильные эстетические и этические нормы, способы осуществления фольклорной деятельности, способствует более быстрому освоению материала, выполняет не только ориентационную, но и корреляционную функции. Особенно большое значение подражание имеет на ранних этапах развития личности, выступая элементом научения в различных видах деятельности, в том числе в сфере искусства. Действие механизма эмпатии основывается на способности людей вчувствоваться в психические состояния, переживания друг друга. Как механизм освоения музыкального фольклора, эмпатия имеет эстетический характер. Механизм комбинирования обеспечивает членам группы необходимую степень изменчивости и многообразия действий, поведения, событий при сохранении структурной самотождественности, культурной идентичности группы; «эволюционную» постепенную модификацию содержания групповых норм. Импровизация как механизм является полем свободной самореализации личности, предполагает демонстративное выражение индивидуального видения при определении и оценке фольклорных явлений, используемых в группе объектов традиционной культуры, личностного своеобразия действий поведения, нового взгляда на фольклорный текст. Основными функциями этого механизма являются: новационная, стимуляционная, корреляционная.. Социально-психологические механизмы освоения музыкального фольклора полностью обеспечивают селекцию и усвоение наследуемого культурного опыта в традиционном обществе и частично - в современном.

Социально-педагогические механизмы освоения музыкального фольклора (игра, анализ, интерпретация, адаптация) направлены на «перевод» знаково-выразительной системы музыкального языка фольклора в сферу доступного, то есть понимаемого и воспринимаемого, обеспечивают интериоризацию этнокультурных ценностей детьми, способствуют их включению в новое культурное пространство. Игра как средство общения, обучения, накопления жизненного опыта обладает многими функциями: диагностической, терапевтической, познавательной, коммуникативной, развлекательной. Как форма познавательной деятельности игра стимулирует мышление, воображение, активизирует эмоциональную сфе-

ру. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов, позволяет сделать привлекательными для ребят другие сферы жизнедеятельности, создаёт для них благоприятные условия. Всё это делает игру одним из эффективных социально-педагогических механизмов освоения музыкального фольклора. Анализ музыкального фольклора с целью его освоения и планирования фольклорной деятельности включает в себя структурный, семиотический, системный, жанровый, исторический, культурологический, интертекстуальный, свободных ассоциаций. Структурный анализ направлен на организацию и выстраивание материала с целью наилучшего восприятия, усвоения (по жанрам, по степени сложности, в соответствии с дидактическими принципами, целями и задачами воспитательного процесса). Семиотический анализ раскрывает смыслы явлений музыкального фольклора через дифференциацию и расшифровку используемой в нём знаковой системы. Системный анализ позволяет представить музыкальный фольклор в его многочисленных связях с другими системами народной традиционной культуры. Жанровый анализ направлен на выявление принадлежности осваиваемого фольклорного текста к сложившейся в данной традиции группе фольклорных произведений. Исторический анализ выявляет условия возникновения и функционирования явлений музыкального фольклора в контексте культуры конкретного общества. Интертекстуальный анализ позволяет рассматривать фольклорные явления в структуре культурного текста, понимаемого в широком смысле. Анализ свободных ассоциаций предполагает обращение к накопленному эмоциональному, интеллектуальному и социальному опыту ребёнка. Сложный противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества, представляющий собой явление фольк-лоризма по своей сути является творчеством, основанным на фольклоре. Комплекс проблем, связанный с новыми формами жизни фольклора, включает в себя вопрос его интерпретации, которую правомерно отнести к механизмам освоения музыкального фольклора. Техника интерпретации освоения музыкального фольклора, проявляющаяся как его скрытая ангажированность определяет вектор самой фольклорной деятельности и насыщает учебно-воспитательный процесс новыми технологическими возможностями.

Механизм адаптации направлен на приспособление фольклора и «фольклорной литературы» к конкретным воспитательно-образовательным условиям и целям. При этом учитываются возрастные особенности, возможности воспитанников. Творческое освоение музыкального фольклора осуществляется посредством аранжировки (редактирования народно-песенных партитур: ритмического, текстового; их облегчённого изложения и переложения). В этой связи адаптивные задачи могут выполнять контексты как смысловое «окружение» фольклора. Контекст в переводе с лат. contextus означает соединение-связь. Контекст - это относительно законченный отрывок, письменный или устный текст, в пределах которого наиболее точно выявляется значение отдельных, входящих в него слов, выражений и так далее [1, с. 63]. В рамках контекстуального прочтения фольклор может выступать как знание и как контекст. В соответствии со словарём С.И. Ожё-гова, прочтение - есть истолкование, трактовка [2, с. 627]. В настоящем исследовании прочтение фольклорных текстов отождествляется с их интерпретацией и рассматривается как механизм работы с текстами как знаковыми системами, ставит задачи «считывания смыслов текста». Текст как форма дискурса и целостная функциональная структура открыт для множества смыслов, существующих в системе социальной коммуникации. В современной психологии и педагогике, как считает А.А. Вербицкий, можно найти многообразные данные, отражающие механизмы контекстного влияния на содержание процессов психической деятельности человека, развитие его личности. Это, прежде всего, смыслообразующее влияние, которое можно и нужно использовать в обучении для того, чтобы наполнить личностным смыслом многообразные формы активности, сформировать познавательную мотивацию [4, с. 4]. При контекстном подходе знания приобретают действенный характер ещё на этапе их усвоения, поскольку непосредственно используются в регуляции деятельности. Подобная деятельность создаёт предпосылки для совершенствования способов коммуникации, помогает ученикам придать знаниям личностный смысл, создаёт условия для формирования самооценки в процессе интенсивного общения. В процессе деятельности по освоению музыкального фольклора младшими школьниками, роль смысловых контекстов выполняют различные знаковые системы

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

323

(вербальные и невербальные): нотные знаки, слова, графические рисунки, счёт, ритмические задачи, метрические ребусы и т.д. Смысловые контексты определяют эффективные формы и методы воспитательного процесса. Контекстное окружение интенсифицирует процесс усвоения материала, даёт возможность использовать знания, полученные детьми ранее, на предметах гуманитарного и естественного циклов в процессе обучения в игровой деятельности, создаёт заинтересованность в учебной работе. Восприятие элементов музыкальной речи основано не на их прямой передаче, а на творческом усвоении того, что находится в наследуемом материале, рефлексии по поводу общения и взаимодействия участников воспитательного процесса на основе анализа, интерпретации, адаптации, игровых форм освоения музыкального фольклора. В контексте настоящего исследования механизмы освоения музыкального фольклора определяют возможность достижения способности его адекватного восприятия и умения пользоваться его языком. Регуляция механизмов освоения опирается на анализ: уровня и состояния кумуляции культурного опыта, удерживающихся и меняющихся элементов культуры, социокультурной сферы, среды, в которой происходит накопление и использование культурного опыта формирования личности, её социокультурной идентификации.

Таким образом, нами были выявлены особенности использования музыкального фольклора, опосредованные комплексом социально-культурных, социально-психологических, социально-педагогических механизмов его освоения, контекстуального прочтения. Особенностями использования музыкального фольклора как средства социального воспитания младших школьников

являются: вариативное применение механизмов освоения музыкального фольклора; контекстуальное прочтение музыкального фольклора; учёт объективных и субъективных факторов, влияющих на успешность процесса воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора. Вариативное применение механизмов освоения музыкального фольклора предполагает комбинирование, вариативность и комплексность их выбора в зависимости от социально-педагогических условий организации процесса воспитания младших школьников средствами музыкального фольклора. Контекстуальное прочтение музыкального фольклора позволяет эффективно использовать его потенциалы в конкретных воспитательных целях. Учёт объективных и субъективных факторов, влияющих на успешность процесса воспитания младших школьников средствами фольклора, включает анализ ресурсов среды, уровня готовности участников воспитательного процесса к организации фольклорной деятельности, состояния имеющихся личностных ресурсов.

Библиографический список

1 Большая советская энциклопедия. Т. 13. -М.: Изд-во «Сов. энциклопедия», 1973.

2. Ожёгов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999.

3. Пиаже Ж Речь и мышление ребёнка. - Л., 1932.

4. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / Вербицкий А.А. Моделирование и компьютеризация в учебном процессе. - М.: Знание, 1987.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.