_Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИНТЕРВЬЮ В ТАКТИКЕ ДОПРОСА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ОТ РАЗВРАТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЫЖИКОВ Михаил Александрович,
аспирант кафедры криминалистики факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Проблема разработки эффективной тактики допроса несовершеннолетних потерпевших и использования новых методов допроса с целью интеграции психологических исследований в область современной методики и тактики расследования сексуальных преступлений традиционна для отечественных и зарубежных исследований. Актуальность данной темы обусловлена особенностями возрастной психики несовершеннолетних и характером восприятия данной категорией потерпевших произошедших с ними событий, спецификой формирования их показаний. В статье на основании анализа теоретических подходов и результатов эмпирических исследований, представленных в существующей психологической и криминалистической литературе, выявлены факторы, влияющие на выбор и разработку тактических приемов, применяемых при допросе несовершеннолетнего потерпевшего от развратных действий. Обоснована необходимость использования метода интервью для ведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего. Представлены новые направления в криминалистическом интервьюировании. Разработаны рекомендации для каждого этапа проведения интервью, которые могут быть использованы с целью совершенствования применяемых методик и тактик расследования развратных действий в т.ч. на стадии предварительного расследования.
Abstract. The problem of developing effective tactics of interrogation of underage victims and the use of new interrogation techniques to integrate psychological research into the area of modern methods and tactics of investigation of sexual crimes traditional domestic and foreign research. The relevance of this topic is due to the peculiarities of the age psyche of minors and the nature of the perception of this category of victims of the events that happened to them, the specifics of the formation of their testimony. In the article on the basis of analysis of theoretical approaches and empirical studies presented in the existing psychological and criminological literature, the factors influencing the choice and development of tactics used in the interrogation of a minor victim of sexual abuse. The necessity of using the interview method for questioning a minor victim is substantiated. New directions in forensic interviewing are presented. Recommendations have been developed for each stage of the interview, which can be used to improve the methods and tactics used to investigate depravity, including at the stage of preliminary investigation.
Ключевые слова: развратные действия, несовершеннолетние, потерпевшие, допрос, тактика, интервью, когнитивное интервью, открытые вопросы.
Keywords: depraved acts, minors, victims, interrogation, tactics, interview, cognitive interview, open questions.
Допрос относится к основным следственным действиям, которые сегодня производятся с участием несовершеннолетних потерпевших [8; 9; 11; 12].
Имеющий исключительно важное значение для расследования развратных действий, допрос своей целью имеет получение от несовершеннолетнего потерпевшего при помощи определенных тактических приёмов как можно более достоверных, полных и точных для уголовного дела обстоятельств (фактов), с тем чтобы определить, совершались ли в отношении ребенка или подростка развратные действия и, если да, то кем.
Возможность использования новейших достижений психологических исследований в современной методике и тактике расследования развратных действий позволит усовершенствовать этот процесс, оптимизировать деятельность следователя и получить всю необходимую информацию для выдвижения розыскных и следственных версий [13, с. 193]. Многочисленные методики опросов и собеседований, разработанные психологами для работы с несовершеннолетними - жертвами развратных действий за последние годы претерпели значительные изменения. Проведенные в последние годы исследования позволили получить ценную информацию об эффективных и надлежащих методах интервьюирования потерпевшего, к числу которых относятся «слепое интервью с утверждениями», «открытые вопросы», «когнитивные интервью», «дискуссии «правда-ложь», «сенсорный опрос» и использование анатомически детализированных кукол [6; 10; 15; 16; 17]. В комплексе с уже ставшими традиционными приемами допроса, данные методы позволяют при условии установления психологического контакта интервьюера и респондента - опрашиваемого несовершеннолетнего - помочь последнему
восстановить обстоятельства произошедшего, простимулировать его к предоставлению большего объема известной ему информации, важной для установления истины по делу [20].
К сожалению, в России при проведении допросов несовершеннолетних потерпевших на стадии предварительного расследования методы интервью используются крайне редко. Практика допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий во многом развивается стихийно. Это отчасти объясняется тем, что проведение интервью требует соответствующего уровня профессионализма интервьюера; следователь должен быть обучен всем особенностям использования данного метода, знать этапы и методические принципы интервьюирования и т.п. [24]. Формирование качественной, надежной и сопоставимой информации о преступлении в рамках интервью предполагает учет комплекса факторов, влияющих на раскрытие информации респондентом, и в этой связи подвергаться анализу и контролю со стороны следователя.
Интервью, проведенное с нарушением определённой методики и техники, может привести к серьезным негативным последствиям, таким как выявление ложных утверждений, под-вергание детей и семей ненужному стрессу, снижение доверия к несовершеннолетнему потерпевшему в суде и др., искажению фактов, снижению вероятности осуждения виновных лиц [14]. Чтобы избежать этого, необходимо разрабатывать новые и совершенствовать существующие методы проведения интервью в процессе допроса потерпевшего. Целью данной статьи является изучение современных методов интервью, используемых в тактике допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий, а также разработка рекомендаций для эффек-
тивной интеграции техники интервью в тактику допроса.
1. Факторы, влияющие на раскрытие инфор-
мации во время интервью
Известным является факт, что несовершеннолетние лица вне зависимости от возраста неохотно раскрывают информацию о сексуальных злоупотреблениях. Действия сексуального характера часто являются очень личной и сложной темой для обсуждения. Многие дети скрывают подобные факты от взрослых [7, с. 8-10]. Кроме того, центральной проблемой в этом случае является раскрытие способности ребенка воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, понимать характер и значение действий обвиняемого [3]. По этим причинам важно, чтобы в процессе подготовки к допросу следователем изучались факторы, препятствующие (способствующие) раскрытию потерпевшим информации. В психологической литературе было выявлено и исследовано несколько факторов, которые непосредственно влияют на раскрытие несовершеннолетним информации о совершенных в отношении него развратных действиях. Эти факторы включают индивидуальные особенности несовершеннолетнего (уровень развития ребенка, его возраст), характеристики интервьюера (прежде всего его пол), и специфику процедуры проведения интервью. Рассмотрим некоторые из них.
Несмотря на то, что пол ребенка является важным фактором, который следует учитывать при подготовке к интервью, наиболее широко изученной характеристикой ребенка, влияющей на раскрытие информации, является его возраст [1; 2; 3]. Существуют немало исследований, которые доказывают, что, дети младшего возраста, как правило, в общении с интервьюером предоставляют меньше деталей и дают более короткие ответы, чем дети школьного возраста. Так, в исследовании И. Гер-шковича (Израиль), основанном на 142 криминалистических интервью с детьми потерпевшими от сексуальных преступлений в возрасте от 4 до 13 лет, обнаружено, что 4-6 - летние дети дают более короткие ответы на вопросы и описывают гораздо меньше деталей, чем дети 7-13 лет [19]. При этом, выявлено, что в ответ на наводящие и опциональные вопросы дети дошкольного возраста дают значительно более развернутые ответы на вопросы. Открытые вопросы приводят к более развернутым и точным ответам у детей в возрасте от 12 до 14 лет, в то время как дети в возрасте от 4 до 11 лет дают более длинные ответы и более точную информацию в ответ на закрытые и конкретные вопросы. К такому выводу пришел в своем исследовании Дж. М. Дэвис и его соавторы [18]. В целом, можно сделать вывод, что подробность и полнота раскрываемой в процессе интервью информации у детей значительно увеличивается с возрастом.
Возрастные различия также можно проследить и в способе раскрытия информации. Так, дошкольники склонны раскрывать информацию случайным образом, часто после инициирующего события, в то время как дети школьного возраста обыч-
но раскрывают информацию преднамеренно [18; 22]. Дошкольники чаще проявляют физические и/или поведенческие симптомы (например, ночные кошмары, мастурбация, агрессия), чем дети школьного возраста. Есть мнение, что эти различия также необходимо учитывать при допросе несовершеннолетних [22]: при опросе детей дошкольного возраста в дополнение к устным высказываниям следует учитывать поведенческие симптомы.
При сборе информации у потерпевшего относительно посягательства сексуального характера необходимо соблюдать этические аспекты данной процедуры, применяя индивидуальный подход в каждом конкретном случае [3; 4; 5]. Влияние интервьюера определяется его личностно-психологическими, профессиональными характеристиками и непосредственно зависит от имеющимися у него навыков интервьюирования. В дополнение к этому как фактор, связанный с раскрытием информации в случаях развратных действий, совершенных в отношении несовершеннолетних, рассматривается пол интервьюера. В этой связи интересно исследование Л.Е. Ламба, который совместно с соавторами проанализировал 672 судебно-медицинских интервью детей в возрасте от 4 до 14 лет в Великобритании, Израиле и Соединенных Штатах [21]. Результаты исследований показали, что женщины-интервьюеры задавали значительно больше наводящих вопросов мальчикам, чем девочкам, в то время как мужчины-интервьюеры не демонстрировали таких различий. Кроме того, доказано, что девочки предоставляют женщинам-интервьюерам значительно больше информации, чем интервьюерам-мужчинам, в отличие от мальчиков. Дети в возрасте от 4 до 6 лет дают более подробные ответы на наводящие вопросы, заданные интервьюерами противоположного пола. Таким образом, совпадение между полом интервьюера и полом ребенка может иметь важное влияние на раскрытие информации в процессе интервью.
2. Методы, используемые в допросах несовер-
шеннолетних потерпевших
Исходя из зарубежной практики использования интервью в расследовании сексуальных преступлений, данный метод наиболее эффективен при допросе несовершеннолетних потерпевших [17; 20]. Конкретные методы интервьюирования так же, как и личные характеристики ребенка и интервьюера, могут влиять на показатели раскрытия информации. В существующей литературе рассмотрены различные методы, некоторые из которых, как представляется, достаточно эффективны для получения подробных и точных сведений в процессе допроса несовершеннолетних потерпевших. Речь здесь идет о слепых интервью с утверждениями, открытых вопросах, когнитивных методах интервью, дискуссиях «правда-ложь», сенсорных опросах и использовании анатомически детализированных кукол.
Особенную популярность в практике расследований сексуальных преступлений, совершаемых против несовершеннолетних, в последние годы сыскал «набор из четырех методов
интервьюирования, известных как когнитивное интервью». Метод когнитивного интервью был разработан Р.Э. Гайзедменом и его коллегами в 1980-х годах для использования при опросах совершеннолетних свидетелей и потерпевших. Эти методы включают в себя мысленную реконструкцию события (т. е. восстановление ментального контекста), сообщение каждой детали события (независимо от воспринимаемой важности), воспоминание события в различных последовательностях и описание события с различных точек зрения. В целом, исследования показали, что когнитивные интервью эффективны для целей стимулирования и активизации детской памяти, восстановления обстоятельства произошедшего, тем не менее, этот метод признан более перспективным для опросов детей старшего возраста.
К.Дж.Сайвиц адаптировал оригинальный метод когнитивного интервью для опросов детей разного возраста [26] и провел рандомизированное исследование, изучающее полезность проведения практического когнитивного интервью о «несвязанном безобидном событии до допроса ребенка о событиях, связанных с совершенным в отношении него преступлением» [26]. «Событие, связанное с совершенным преступлением, включало спор между детьми в возрасте от 8 до 12 лет по поводу использования проектора во время слайд-шоу» [26]. Результаты показали, что когнитивное интервью способствовало улучшению вспоминания правильных фактов по сравнению со стандартными методами интервьюирования на 26%.
В своем исследовании И. Гершкович сравнил эффективность таких компонентов когнитивного интервью, как восстановление ментального контекста и восстановление физического контекста [19]. Восстановление физического контекста включает в себя ознакомление человека с фактической обстановкой, в которой произошло событие (т.е. ознакомление несовершеннолетнего с предполагаемым местом преступления). Исследование показало, что дети из группы «восстановления психического контекста» давали более развернутые ответы, чем дети из контрольной группы и группы восстановления «физического контекста», а также более подробные ответы, чем дети из группы «восстановления физического контекста». Эти результаты позволяют предположить, что восстановление психологического контекста может быть полезным компонентом когнитивного интервью в тактике допроса несовершеннолетнего.
Существующие методы интервью постоянно изучаются и совершенствуются в рамках психологических и криминалистических исследований, но есть несколько новых направлений в криминалистическом интервьюировании, которые заслуживают, на наш взгляд, особого внимания. Многообещающим подходом к опросам несовершеннолетних, которые могут быть интегрированы в тактику допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий, является использование структурированных и полуструктурированных интервью. Преимущества использования
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 1(181)
структурированного подхода включают ограниченные требования к компетенциям следователя, удобные и гибкие протоколы, доказанность эффективности структурированных интервью в рассматриваемых случаях и значительное улучшение качества полученной информации [16; 23].
3. Последствия для исследований и практики
Анализ существующих исследований позволил выработать ряд рекомендаций, которые могут быть использованы с целью совершенствования применяемых методик и тактик расследования развратных действий в т.ч. на стадии предварительного расследования. Важным представляется обращение внимание следователя на этапы проведения криминалистического интервью.
На начальном этапе следователь должен дать возможность допрашиваемому ребенку успокоиться, чтобы освоиться в непривычной обстановке, установить с ним психологический контакт для активизации желания несовершеннолетнего дать правдивые показания и поддерживать процесс общения. Внимательность к ребёнку, повышенная эмпатия, проявление особой чуткости и сочувствия, мягкость в голосе позволяют ребёнку быстрее освоиться и довериться незнакомому человеку. Поэтому следователь должен иметь опыт работы с детьми, предыдущую подготовку в использовании метода интервью, знать особенности развития ребенка. Важна объективная и непредвзятая позиция следователя и его способность конструктивно воспринимать полученную информацию. Когда это возможно, интервью следует проводить в безопасной, нейтральной и предпочтительно благоприятной для детей обстановке.
Успешные интервью несовершеннолетних должны соответствовать уровню их развития. Дети с проблемными или развивающимися коммуникативными навыками могут нуждаться в экспертной помощи для общения на своем уровне. Таким детям в т.ч. должно быть позволено рисовать или делать письменные записи в качестве дополнения к устным ответам на вопросы следователя [20].
При выборе методов интервью следует учитывать возраст ребенка. Открытые вопросы следует использовать с более старшими детьми, когда это возможно, в то время как приглашения и конкретные, но не ведущие вопросы следует использовать с младшими детьми. Всегда следует избегать наводящих вопросов. При планировании допросов должен учитываться пол интервьюера. Для структурированные интервью целесообразно использовать протоколы в связи с их эффективностью, простотой использования и ограниченными требованиями к обучению.
В задачу следователя входит объяснение цели интервью допрашиваемому несовершеннолетнему и инструктаж о том, что в ходе интервью необходима максимальная концентрация, точность и последовательность показаний. Основные правила должны быть изложены для ребенка в начале интер-
вью, включая то, что должно произойти, если ребенок не знает ответа, не понимает вопроса, не помнит что-то, не хочет отвечать на вопрос или если интервьюер делает ошибку. Прежде чем обсуждать утверждения о злоупотреблениях, интервьюер должен обсудить с ребенком разницу между правдой и ложью, последствия лжи и получить согласие ребенка говорить правду.
Для того чтобы инициировать свободный рассказ, следователь должен задавать вопросы, способствующие изложению событий произошедшего, внимательно слушать и фиксировать полученные ответы, задавать уточняющие вопросы.
Для уточнения конкретной информации следует предложить ребенку сконцентрироваться на событии произошедшего и постараться его описать более подробно. Когнитивные методы интервью должны использоваться, когда это возможно (особенно с детьми старшего возраста), чтобы получить более подробную информацию о злоупотреблении. Исследование прикосновений может быть использовано в качестве метода для выявления деталей о хороших и плохих прикосновениях, которые ребенок испытал, хотя его следует использовать в сочетании с другими эмпирически подтвержденными методами. Уровень развития ребенка должен учитываться при определении того, какие методы могут быть наиболее полезными [13; 15; 26].
На обзорном этапе следователю необходимо зачитать все, что было зафиксировано в протоколе и предложить допрашиваемому дополнить свои показания. Для обеспечения реальной возможности допрашиваемого раскрыть всю инфор-
мацию о произошедшем событии может потребоваться более одного интервью. Недавние исследования показывают, что проведение более чем одного интервью может иметь преимущества с точки зрения получения новой или более подробной информация [25]. Некоторым детям требуется больше времени и знакомства, чтобы чувствовать себя комфортно и развивать доверие как к процессу, так и к интервьюеру. Недавние исследования показывают, что «многочисленные сеансы когнитивного интервью могут дать малолетним, излишне зажатым или травмированным детям возможность более четко и полностью обмениваться информацией» [17]. При этом важно избежать вторичной травматизации ребенка, которая может произойти, например, если ребенок вынужден неоднократно говорить о неприятных для него событиях [17].
Завершающий этап требует уточнения необходимой информации о личности допрашиваемого и предоставления контактной информации допрашиваемому или его представителю для уточнения данных показаний [4]. Кроме того, следует выразить благодарность ребенку и похвалить его за помощь следствию.
Данные рекомендации при условии интеграции их в тактику допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий будут способствовать повышению эффективности следственных действий, наиболее полному восстановлению обстоятельств произошедшего, стимулированию потерпевшего к предоставлению большего объема известной ему информации, важной для установления истины по делу.
Библиография:
1. Бертовский Л.В. Особенности допроса детей в возрасте до 7 лет // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-doprosa-detey-v-vozraste-do-7-let (дата обращения: 13.11.2019).
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Догадина М. А., Пережогин Л. О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4, 5; 2008, № 2, 3, 4, 5. http://drlev.ru/about.php?r=3&t=mono4.
4. Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология: учебное пособие. М.: Проспект, 2011. C. 133.
5. Карагодин В.Н. Ситуационные факторы, обуславливающие тактику допроса несовершеннолетних потерпевших // Российский следователь. 2018. №9. С. 9-12.
6. Кокорин Д.Л., Мосина С.В. Отдельные аспекты тактики допроса несовершеннолетнего // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2016. №2. С. 21-24.
7. Коченов М.М., Осипова Р.Н. Психология допроса малолетних свидетелей: метод. пособие. М., 1984. 20 с.
8. Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних. М.: Экзамен, 2004. 94 с.
9. Лицкевич А.М. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 5. С. 191-194.
10. Милованова М.М. Методика расследования сексуальных преступлений, совершаемых в отношении малолетних детей: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2003. 239 с.
11. Субочев В.А., Хаснутдинов Р.Р. Некоторые особенности тактики допроса несовершеннолетних // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 1. № 11 (28). С. 685-687.
12. Федосеев А.В. Психологические особенности допроса несовершеннолетних // Аллея науки. 2019. Т. 3. № 6 (33). С. 529-534.
13. Холевчук А.Г. Использование тактики «когнитивного интервью» в целях получения достоверной информации о запланированных действиях допрашиваемого: современные зарубежные подходы // Инновационная наука. 2015. № 11. С. 193-195.
14. Шостакович Б.В., Ушакова И.М., Потапов С.А. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект. Ростов-н/Д.: Изд-во ЛРНЦ "Феникс", 1994.
15. Boat B., Everson M. Concerning practices of interviewing when using anatomical dolls in child protective services. Child Maltreatment. 1996. № 1, рр. 96-104.
16. Cantlon J., Payne G., Erbaugh, C. Outcome-based practice: Disclosure rates of child sexual abuse comparing allegation blind and allegation informed structured interviews // Child Abuse and Neglect. 1996. № 20, рр. 1113-1120.
17. Cross T.P., Jones L.M., Walsh W.A., Simone M., Kolko D. Child forensic interviewing in Children's Advocacy Centers: Empirical data on a practice model // Child Abuse and Neglect. 2007. № 31, рр. 1031-1052.
18. Davies G. M., Westcott H. L., Horan N. The impact of questioning style on the content of investigative interviews with suspected child sexual abuse victims // Psychology, Crime, and Law. 200. № 6, рр. 81-97.
19. Hershkowitz I., Orbach Y., Lamb M., Sternberg K. J. A comparison of mental and physical context reinstatement in forensic interviews with alleged victims of sexual abuse // Applied Cognitive Psychology. 2002. № 16, рр. 429-441.
20. Korkman J., Pakkanen T., Laajasalo T. Child Forensic Interviewing in Finland: Investigating Suspected Child Abuse at the Forensic Psychology Unit for Children and Adolescents. In: Johansson S., Stefansen K., Bakketeig E., Kaldal A. (eds) Collaborating Against Child Abuse. Palgrave Macmillan, Cham, 2017.
21. Lamb M.E., Fauchier A. The effects of question type on self-contradictions by children in the course of forensic interviews // Applied Cognitive Psychology. 2001. № 15, р. 483-491.
22. Lanning K. Criminal investigation of sexual victimization of children. In J. E. B. Myers, L. Berliner, J. Briere, C. T. Hendrix, C. Jenny, & T. A. Reid (Eds.), The APSAC handbook on child maltreatment (Second edition). Thousand Oaks, CA7 Sage Publications, Inc., 2002.
23. LaRooy D., Brubacher S., Aromaki-Stratos A. The NICHD Protocol: A Review of an Internationally-used Evidence-Based Tool for Training Child Forensic Interviewers // Journal of Criminological Research, Policy and Practice. 2015. № 1, рр. 76-89.
24. Newiin C., Steele L.C., Chamberlin A. Child Forensic Interviewing: Best Practices. Juvenile Justice Bulletin, U.S. Department of Justice, 2015. http://www.ojjdp.gov/pubs/248749.pdf.
25. Poole D.A., Dickinson J.J. Evidence Supporting Restrictions on Uses of Body Diagrams in Forensic Interviews // Child Abuse and Neglect. 2011. № 35, рр. 659-669.
26. Saywtz K. J., Geiselman R. E., Bornstein G. К Effects of cognitive interviewing and practice on children's recall performance // Journal of Applied Psychology. 1992. №77, р.744-756.