Peculiarities of using profiles in social media by candidates for electoral agitation on elections of City duma of Yekaterinburg in 2023
Chirkin Dmitry Yurevich, Undergraduate student
Kolmakov Andrey Dmitryevich, Undergraduate student
Ural Federal University, Ekaterinburg
The article analyzes the influence of candidates’ personal pages on their victory in the elections to the Yekaterinburg City Duma on September 11, 2023. The purpose of the study is to study the relationship between the activity of candidates on social networks and their victory in elections. The theoretical basis of the study was the concept of “information society”, according to E. Toffler and D. Bell. To understand the historical context of the study, the work of political scientists and sociologists who assessed the role of social networks in elections to regional authorities and the State Duma of Russia was reviewed. The study used a content analysis method using the Popsters service. The article reveals the effectiveness of using social networks in the election campaign. The empirical basis of the study was the candidates’ accounts on the social networks Odnoklassniki and Vkontakte. To win, candidates must have a wide audience on social networks, the audience must be active, the content of the candidate’s page must be his social activities, and the candidate must actively maintain his page. As a result, a strategy was created to use social media to improve election campaigning.
Keywords: Information society; agitation; electoral process; candidates; Yekaterinburg; social media; elections.
Цитировать: Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д. Особенности использования личных страниц кандидатов в предвыборной агитации на выборах в городскую думу Екатеринбурга в 2023 году // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №1(17). – С. 82-96. EDN: FGBGFZ. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-17.10
Чиркин Дмитрий Юрьевич, магистрант
Колмаков Андрей Дмитриевич, магистрант
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
В статье осуществляется анализ влияния личных страниц кандидатов на их победу на выборах в Городскую думу Екатеринбургу 11 сентября 2023 года. Цель исследования - изучение взаимосвязи между активностью кандидатов в социальных сетях и их победой на выборах. Теоретической базой исследования стало понятие «информационное общество», по Э. Тоффлеру и Д. Беллу. Для понимания исторического контекста исследования были рассмотрены работы политологов и социологов, проводивших оценку роли социальных сетей на выборах в региональные органы власти и в Государственную Думу России. В исследовании применялся метод контент-анализа с использованием сервиса Popsters. В статье выявляется эффективность использования социальных сетей в избирательной кампании. Эмпирической базой исследования стали аккаунты кандидатов в социальных сетях «Одноклассники» и «Вконтакте». Для победы кандидатам необходимо иметь широкую аудиторию в социальных сетях, аудитория должна быть активной, контентом страницы кандидата должна быть его общественная деятельность, а также кандидат должен активно вести свою страницу. В результате была создана стратегия использования социальных сетей для улучшения предвыборной агитации.
Ключевые слова: информационное общество; агитация; избирательный процесс; кандидаты; Екатеринбург; социальные сети; выборы.
УДК 32.324
5.5.2
Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д.
Особенности использования личных страниц кандидатов в предвыборной агитации на выборах в городскую думу Екатеринбурга в 2023 году
Теоретическая база исследования – понятие «информационное общество». Ускоренное развитие коммуникационных и компьютерных технологий в конце ХХ и начале XXI вв. сделали информацию в XXI веке ценным ресурсом, сравнимым по важности с человеческим капиталом и природными ресурсами. Важная роль информации как ресурса в XXI веке обусловлена характером постиндустриального общества, по Э. Тоффлеру: глобализация в виде транснациональных корпораций и глобального рынка, усложнение производственных процессов с использованием компьютерных технологий, появление нового слоя общества в виде «среднего класса» - образованных людей, занятых в сфере услуг, науки или на управляющих должностях, имеющих достаточный уровень дохода, чтобы создавать спрос на определённые товары [1, с. 120-127].
Для всех перечисленных факторов постиндустриального общества информация и свободный доступ к ней играет ключевую роль: для успешного бизнеса транснациональных корпораций необходимы точные и актуальные данные о рынках сбыта, для введения в эксплуатацию сложного оборудования на производстве предприятию нужны связи с поставщиками со всего мира, а для обслуживания сложного оборудования нужны специалисты, которые получают образование по мировым стандартам. Информация и её обработка стали ключевым фактором производства в постиндустриальном обществе, из-за чего американский социолог Дэниэл Белл назвал общество XXI века информационным [2, с. 632-638]. Становлению такого общества способствовала совокупность научных открытий и технического прогресса, названных «цифровой революцией». К последствиям цифровой революции можно отнести распространение сотовой связи, выход сети Интернет в открытый доступ, переход от аналоговых технологий к микросхемам в электронике, распространение доступных смартфонов с выходом в Интернет, распространение доступного широкополосного Интернета.
Вышеперечисленные факторы позволили многократно упростить сбор, передачу и распространение информации. Особое влияние получил Интернет как относительно новое средство передачи информации со своими ключевыми особенностями – мгновенная передача данных, неограниченный круг получателей информации, относительно низкая цена распространения информации и возможность создания модели коммуникации «от многих к многим», т.е. возможность вирусного распространения информации [3, с. 13-15]. Однако, наряду с экономическими факторами постиндустриального общества есть и политико-социальные: урбанизация, миграция, свободное перемещение товаров и услуг, всеобщее избирательное право, представительная демократия [4, с. 131-135]. В сложившихся условиях постиндустриального и информационного общества Интернет приобретает ключевое значение для политической сферы общества – особенности Интернета позволяют повысить эффективность политической пропаганды и агитации, вести поиск новых сторонников для политических партий, а также найти новые каналы коммуникации с каждой социальной группой. Значительную роль в политической сфере информационного и постиндустриального общества играют социальные сети. Социальные сети позволяют людям создавать свои личные страницы, указывать информацию о себе и объединяться в сообщества. Личные данные пользователей социальных сетей представляют большой интерес не только для отделов рекламы корпораций, но и для политтехнологов, так как на основании данных с личной страницы человека можно подобрать персонализированную пропаганду. Так, во время выборов президента США в 2016 году штаб кандидата Д. Трампа изучил с помощью технологии «big data» профили десятков тысяч пользователей Twitter , Facebook , Instagram , чтобы создать персонализированную агитацию почти к каждой социальной группе избирателей, что принесло победу Трампу [5, c. 367-368]. Сообщества в социальных сетях объединяют людей по общим интересам или месту жительства, что позволяет политическим партиям найти новых сторонников или членов, а политическим деятелям и политтехнологам изучить наиболее острые вопросы и проблемы членов местного или регионального сообщества, представленного в социальной сети. Также сообщества в социальных сетях обладают определённым мобилизационным потенциалом – информация, размещённая в сообществе, например, призыв выйти на митинг или демонстрацию, вскоре появится в ленте новостей у каждого члена сообщества.
Таким образом, социальные сети вносят значительный вклад в создание сетевого общества по М. Кастельсу [6, c. 680]. Свой мобилизационный потенциал социальные сети продемонстрировали во время «твиттерных революций» в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Сообщества в социальных сетях Twitter и Facebook позволили организаторам революций донести свои идеи до пользователей, объединить их и вывести на улицы на демонстрации и митинги. Однако социальные сети в политике могут быть использованы не только для изучения электората и организации сторонников на акции, но и для самопрезентации политика. Ведение аккаунта в социальной сети позволяет создать «цифрового двойника» или «цифровую личность» политика, т.е. размещать максимально выгодную информацию о себе, иногда даже ложную. Более того, наличие открытого профиля в социальных сетях (возможность получать личные сообщения и комментария под постами) добавляет дополнительный канал обратной связи с обществом, и создаёт политику имидж «открытого человека». Особый интерес представляют личные страницы кандидатов во время выборов, так как возможности социальной сети позволяют обойти ограничения на агитацию по телевидению и радио, накладываемые федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – согласно статье 63 этого закона, кандидату предоставляется не раньше чем за 28 дней до дня голосования право проводить предвыборную агитацию на телевидении, радио, в печатных и сетевых изданиях [7]. На своей личной странице в социальной сети кандидат может проводить агитацию до этого срока. Более того, именно контент личной страницы кандидата сложно отнести к предвыборной агитации со всей её отчётностью и предписаниями – кандидат может высказывать свои мысли и предложения политической программы в завуалированной форме ещё до процедуры регистрации в избирательной комиссии. Такая форма предвыборной агитации на личной странице в социальной сети может носить формат отчётов о профессиональной деятельности, информации о личной жизни, фокусирование внимания на проблемах своего избирательного округа, что может создать положительную репутацию кандидата среди его подписчиков из избирательного округа. Также стоит отметить, что материалы на личной странице кандидата имеют минимальную цену для размещения и распространения, в отличие от печатной и телевизионной продукции.
Таким образом, вышеперечисленные особенности социальных сетей дают политику дополнительные возможности для предвыборной агитации, а развитые аккаунты в социальных сетях могут даже создать конкурентное преимущество.
Исторический контекст исследования. Опыт использования социальных сетей на выборах в России
Тема влияния Интернета и социальных сетей в частности на российские избирательные процессы не нова в отечественной политологии. Так, в исследовании И.А. Надпорожского изучалось применение Интернет-технологий на выборах Президента России и Государственной Думы. Для президентских выборов для кандидатов создавались тематические сайты, знакомящие пользователя с кандидатом и его программой или позволяющие задать вопрос кандидату (www.putin2000.ru). [8, c. 119] Впоследствии, с развитием Интернета в российском обществе, на избирательных кампаниях стали применять более сложные технологии, такие как баннерная реклама, заказные сторонники партии, таргетированная реклама, основанная на приблизительном анализе интересов пользователя. Однако среди четырех наиболее крупных всероссийских партий (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия – За правду (далее СРЗП)) социальные сети длительное время оставались невостребованными для политической агитации. Об этом свидетельствует слабая активность официальных групп Единой России и КПРФ в Вконтакте, Facebook, Twitter.
Также на игнорирование серьёзного потенциала социальных сетей указывала слабая активность аккаунтов Жириновского и Зюганова в Twitter, Facebook, Вконтакте и Живом Журнале несмотря на широкий охват и большое количество подписчиков лидеров партий. Подобные тенденции характерны для избирательных кампаний в Государственную Думу 2011 и 2016 гг. С другой стороны, партии меньшего масштаба (Яблоко, Партия роста, Родина) уделили агитации в социальных сетях больше внимания. Однако в вышеуказанных исследованиях изучались или влияние Интернет-технологий на избирательный процесс в России, или сообщества партий в социальных сетях. [9, c. 11-14]
Одной из первых попыток изучить присутствие кандидатов в социальных сетях стало исследование Е.Б. Конышевой и Э.Р. Хайретдиновой, посвящённое выборам в Государственную Думу в 2016 году. Социальные сети фигурировали как один из способов присутствия кандидата в Интернете. В ходе исследования было выявлено, что социальные сети являются одним из самых популярных мест присутствия кандидатов в Интернете – страницы кандидатов в социальных сетях были развиты лучше, чем персональные сайты или блоги. Среди них особенно выделялась Вконтакте, т.к. по сравнению с другими социальными сетями (Facebook, Twitter, Instagram), в Вконтакте присутствовало большинство кандидатов. Также была отмечена взаимосвязь между уровнем агитацией кандидата в Интернете и его победой на выборах. Тем не менее, авторы отмечали низкий уровень политической агитации на личных страницах кандидатов в социальных сетях и частые случаи пустых или закрытых аккаунтов. [10, c. 160-161] Однако данное исследование фокусировалось скорее на общем понятии взаимодействия кандидата и Интернета, и акцент делался на самом факте наличия социальных сетей.
С развитием Интернета в России, ростом пользователей социальных сетей, а также в связи с эпидемией коронавируса в 2021 году, вопрос о влиянии личных страниц кандидатов на результаты выборов всё чаще стал подниматься среди российских политологов. Для борьбы с пандемией коронавируса, в 2020 году в регионах России были приняты указы и постановления о режиме повышенной готовности, как например, в Свердловской области [11], в различной степени ограничивающие возможности собраний и митингов. Данные меры лишили кандидатов одного из ключевых способов агитации – встреч с избирателями и митингов.
Таким образом, повысилась актуальность удалённых средств взаимодействия с избирателями в виде персональных сайтов и социальных сетей. Также введение антикоронавирусных мер привело к отмене массовых мероприятий, в т.ч. спортивных, отмене обслуживания в кафе и ресторанах внутри помещения, уменьшению мест в кинотеатрах, в результате чего люди стали проводить больше времени дома и в социальных сетях. В таких условиях присутствие кандидата в социальных сетях стало не менее важным, чем его присутствие на билбордах или листовках.
Высокую роль личного позиционирования в социальных сетях подтвердило исследование Д.Ю. Чиркина и А.Д. Колмакова, посвящённое анализу использования личных страниц кандидатов на предварительном голосовании партии «Единая Россия» в июне 2021 года в Свердловской области перед выборами в Законодательное собрание региона и Государственную Думу. По итогам исследования было выявлено, что кандидаты с развитыми социальными сетями побеждают в 60% округов. Для победы в голосовании, в любой из социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Instagram) кандидату необходимо было иметь не менее 1200 подписчиков, не менее 90 лайков в среднем под каждым постом, а также примерно 2 поста в неделю в любой из социальных сетей. [12, c. 666-667]
Выборы в Государственную Думу в сентябре 2021 года также привлекли внимание российских политологов в аспекте изучения роли социальных сетей в избирательном процессе. Например, в Кемеровской области наиболее активной партией в социальных сетях оказалась Единая Россия. [13, c. 6-7] Исследование И.А. Лаврова демонстрирует, что на федеральном уровне так же сохраняется тенденция доминирования Единой России в социальных сетях как наиболее крупной партии в стране. Также есть определённая корpеляция между количеством подписчиков в группе партии в социальной сети и успехом партии на выборах. [14, c. 171-174] Однако группы партий в социальных сетях отражают общепартийные позиции и идеи, но сами партии включают в себя и депутатов, присутствующих в различных представительных органах власти. Депутаты могут высказывать собственное мнение и, используя свою страницу в социальных сетях для взаимодействия с гражданами и для отчёта о профессиональной деятельности, могут повышать рейтинг партии в социальных сетях. Как показывает исследование Н.А. Юшкиной, посвящённое изучению представленности действующих депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в сентябре 2021 года, среди политиков федерального уровня также сохраняется слабый интерес к социальным сетям, как и партий. Например, 47,3% членов Совета Федерации не имеют аккаунта ни в одной из исследуемых социальных сетей (Instagram, Facebook) и на видеохостинге Youtube. На фоне слабого интереса к социальным сетям среди представителей Федерального Собрания, особенно выделяются главы регионов с их активным ведением социальных сетей. Главы регионов размещают больше постов, имеют больше лайков под постами, а также они лучше представлены в социальных сетях. [15, c. 190-192]
Тенденции из приведённых выше исследований демонстрируют, что на федеральном уровне агитация в социальных сетях не получила распространения как среди партий, так и среди действующих политиков, однако политики регионального уровня активно используют социальные сети как канал коммуникации с гражданами и инструмент формирования собственного положительного имиджа. Подобное смещение вовлечённости в социальные сети на более низкий уровень органов власти обусловлено несколькими факторами: слабый интерес граждан России к политическим партиям и парламентским выборам, о чём свидетельствует малое количество подписчиков в группах политических партий, слабая представленность «ядерного электората» большинства парламентских партий в социальных сетях (Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия – За правду), расширение полномочий губернаторов и усиление значения органов местной власти в течение пандемии коронавируса [16]).
Особенно важно учитывать низкое доверие граждан России к коллективным политическим институтам (Федеральное собрание) по сравнению с персональными политическими институтами (Президент) [17]. Подобное распределение доверия приводит к тому, что в социальных сетях отдельные представители политических партий привлекают к себе больше внимания и могут оказывать большее агитационное воздействие, чем группы политических партий.
Особенно актуальными для изучения является влияние личных страниц в социальных сетях кандидатов во время проведения выборов местного или регионального значения: в городскую думу или в законодательное собрание региона. В городах с населением от 100000 до 1000000 человек может сложиться уникальная коммуникативная матрица, когда социальные сети в их традиционном понимании как сообщества людей, объединённые общим кругом общения, входят в симбиоз с социальными сетями в интернет-пространстве. В подобных городах, в силу их населения и особенностей избирательных округов, где в силу их малого размера по сравнению с округами для федеральных выборов, социальные связи избирателей и кандидата могут формироваться в оффлайн-пространстве.
Избиратели могут знать своего кандидата как директора школы, директора завода или начальника цеха, руководителя спортивного комплекса или директора института, или как местного активиста, ещё до выборов. Данные социальные статусы привлекают к себе внимание независимо от выборов, и если кандидат является директором школы, то на его страницу в социальных сетях люди будут подписываться из-за профессионального статуса, что позволяет нарастить базу подписчиков среди своего избирательного округа. Собрав достаточное количество подписчиков, такой кандидат в период избирательной кампании может распространять свою политическую агитацию на своей странице и использовать её как канал связи с избирателями.
Региональный контекст исследования. Социальные сети в политике Екатеринбурга
Учитывая описанные выше тенденции развития предвыборной агитации в социальных сетях, особенности присутствия кандидатов в социальных сетях и использования личных страниц для предвыборной агитации, особый интерес вызывает роль личных страниц кандидатов на выборах в городскую думу Екатеринбурга в 2023 году. Во время агитационной компании кандидаты были ограничены в выборе социальных сетей для агитации, так как Facebook и Instagram на момент выборов были запрещены в России, а Twitter был заблокирован. [18] Запрет данных социальных сетей делает их непривлекательными для агитации, несмотря на популярность Instagram до запрета, так как для доступа к ним требуется сложная настройка VPN, что отталкивает российских пользователей.
Екатеринбург – четвёртый по населению (на 2020 год) город России, и выборы в котором могут представлять собой по масштабу переходный этап между региональными и местными. Также Екатеринбург известен политическими процессами с вовлечением социальных сетей. Об этом свидетельствует победа на выборах мэра Екатеринбурга в 2013 году оппозиционера Евгения Ройзмана , активно использовавшего Twitter, Вконтакте и Livejournal для агитации и выражения своей политической программы [19, с. 19]. Также социальные сети (Вконтакте) активно использовались протестующими против строительства храма у Драмтеатра для координации в 2019 году [20, с. 146-147]. Для агитации через социальные сети имеется и инфраструктура региона – 75% жителей Свердловской области имеют доступ в Интернет, учитывая, что большинство проживает в Екатеринбурге. [21] К тому же, есть ещё и опосредованный фактор роста актуальности агитации через личные страницы в соцсетях для кандидатов – более тесное взаимодействие выборов и Интернета в ходе электронного голосования. Во время выборов в Городскую думу Екатеринбурга в 2023 году впервые в регионе на выборах подобного масштаба использовалась технология электронного голосования. Для использования данного вида голосования избирателю было необходимо иметь аккаунт на Госуслугах и доступ в Интернет. Желание проголосовать удалённо через электронное голосование давало избирателю ещё один повод зайти в Интернет, а в особенности в социальные сети, чтобы получить больше информации о политике, за которого он будет голосовать. Объект исследования – личные страницы кандидатов в Городскую думу Екатеринбурга в социальных сетях Вконтакте и Одноклассники.
Предмет исследования – влияние личных страниц в социальных сетях на победу кандидата на выборах в Городскую думу Екатеринбурга в 2023 году. Целью исследования стало изучение взаимосвязи активности кандидата в социальных сетях и его победы на выборах в Городскую думу. Вследствие данных факторов и социально-политических особенностей города, возникает необходимость изучить роль и особенности использования личных страниц кандидатов в предвыборной агитации на выборах в Городскую думу Екатеринбурга. Для исследования был выбран период с 20 июня по 10 сентября 2023 года, так как именно 20 июня было официально объявлено о дате голосования, что считается началом избирательной кампании.
В ходе исследования применялся метод контент-анализа. Для изучения были выбраны кандидаты по одномандатным округам, так как именно на выборах по одномандатным округам личность кандидата имеет большое значение, и происходит больше прямого взаимодействия кандидата и избирателей. Для сбора статистических данных о личных страницах кандидатов в социальных сетях использовался сервис Popsters. Для обработки статистических данных использовалась программа IBM ISPSS. Всего было проанализировано наличие или отсутствие страниц в социальных сетях и их контент у 154 кандидатов.
Как уже было сказано ранее, Facebook ,Twitter и Instagram потеряли свою привлекательность для агитации, поэтому можно выдвинуть гипотезу, что основные усилия кандидатов по агитации на личных страницах будут сконцентрированы в Вконтакте и Одноклассниках. Именно эти социальные сети были выбраны для исследования (рис. 1). План исследования активности личных страниц кандидатов был основан на плане исследования Д.Ю. Чиркина и А.Д. Колмакова, посвящённого изучению влияния личных страниц кандидатов в социальных сетях на победу в предварительном голосовании партии «Единая Россия» в 2021 году. План исследования включает в себя:
1. Наличие у кандидата аккаунта в одной из социальных сетей: «Вконтакте» или «Одноклассники».
2. Количество постов на определённые темы. Для исследования был выбран набор тем, потенциально ожидаемых от политика, часто присутствующий на страницах в социальных сетях, а также наиболее интересный среднему пользователю. К таким темам можно отнести отчёты об общественной деятельности, предвыборную агитацию и решение о баллотировании. Имидж как гражданина и человека формируют посты о волонтёрстве, информация о личной жизни, а также сообщения об обнаружении на территории избирательного округа проблем или их решение. К традиционной для социальных сетей теме можно отнести поздравление с разного рода праздниками, что тоже показывает близость кандидата с избирателями, так как демонстрирует, что кандидат разделяет те же ценности, что и избиратель. K имеющимся темам добавилось и три новых: репост контента из соцсети (позволяет изучить долю «не-авторского» контента на странице), репост контента из группы партии или однопартийца (позволяет изучить близость кандидата к собственной партии) и тема спецоперации, ставшей актуальной для всего российского общества в 2023 году.
3. Количество подписчиков. Данный критерий позволит узнать потенциальную аудиторию кандидата.
4. Средние и максимальные показатели лайков, репостов и просмотров. Это позволит выявить, насколько интересен сетевой профиль кандидата для его аудитории.
5. Победа кандидата. Данный критерий позволит узнать – была ли эффективной онлайн-активность кандидата в достижении его цели.
Результаты исследования
В результате голосования 9 и 10 сентября 2023 года на выборах в Городскую Думу Екатеринбурга по одномандатным округам 23 мандата получили кандидаты от партии «Единая Россия», 1 мандат получил кандидат от партии «ЛДПР», 1 мандат получил кандидат от партии «КПРФ». Среди победителей от партии «Единая Россия» 19 имели аккаунт Вконтакте, 18 имели аккаунт в Одноклассниках, 17 имели аккаунты в Вконтакте и Одноклассниках. Победитель от ЛДПР имел только аккаунт в Вконтакте, а победитель от КПРФ имел аккаунт только в Одноклассниках.
Рисунок 1 - Присутствие кандидатов в социальных сетях(n=154)
На данной диаграмме демонстрируется обширное присутствие кандидатов в социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». В соответствии с трендами, популярность Вконтакте значительно превышает «Одноклассники». Однако, именно о вовлечении кандидатов в социальные сети свидетельствует то, что почти половина из них имеет аккаунты в двух социальных сетях. Наличие аккаунтов в двух исследуемых социальных сетях означает нацеленность кандидата на расширение каналов связи с избирателями и каналов демонстрации своего политического имиджа (рис. 2).
Рисунок 2 - Присутствие кандидатов-победителей в социальных сетях
О тесной взаимосвязи выборов и социальных сетей, в особенности ведения кандидатами своих личных страниц, свидетельствует и широкая представленность победителей в социальных сетях. Около 80% зарегистрированы в Одноклассниках или в Вконтакте, и 68% имеют сразу 2 аккаунта в двух социальных сетях. Данные факты позволяют предположить, что с запретом Facebook и Instagram на территории России, отечественные социальные сети, даже не самые популярные, такие как «Одноклассники», повысили свою значимость для политиков и их аудитории.
Таблица 1 - Распределение партий по соцсетям
Распределение партий по соцсетям (n=153)
Единая Россия(n=25) КПРФ (n=22) Новые люди (n=23) ЛДПР (n=24) СРЗП (n=24) Яблоко (n=21) само-выдви-женец (n=14)
Наличие
у кандидата ВК 21 15 20 19 19 19 10
Наличие
у кандидата ОК 20 19 7 10 15 10 5
Наличие
у кандидата ОК
и ВК 19 13 7 9 13 9 5
Таблица 1 демонстрирует, что большинство партий ориентируется на Вконтакте на основной канал связи с избирателями и создания политического имиджа. Больше всего в Вконтакте присутствовали партии Яблоко (91% кандидатов), Новые люди (87% кандидатов), Единая Россия (84% кандидатов). Одноклассники остаются «резервной» социальной сетью для большинства кандидатов, однако некоторые партии вовлечены в неё не меньше, чем в ВК. Больше всего в Одноклассниках имеют аккаунты кандидаты от партий КПРФ (87% кандидатов), Единая Россия (80% кандидатов), Справедливая Россия – За правду (63% кандидатов). Больше всего кандидатов, имеющих аккаунты в Вконтакте и Одноклассниках, имеют партии Единая Россия (76% кандидатов), КПРФ (60% кандидатов), Справедливая Россия – За правду (55%).
Таблица 2 - Сравнение статистики социальных сетей всех кандидатов и победителей
Статистика личных страниц в социальных сетях у всех кандидатов (n=153) Статистика личных страниц в социальных сетях у победителей (n=25)
Среднее Среднее
Количество постов ВК 34,61 45,79
Количество постов OK 34,45 44,50
Количество подписчиков ВК 1850,19 3794,85
Количество подписчиков OK 546,70 876,75
Cpeднее лайков ВК 40,02 61,58
Cpeднее лайков OK 18,85 29,73
Максимальное число лайков в ВК 107,14 180,53
Максимальное число лайков в ОК 75,23 114,09
Частота постов в неделю ВК 3,49 4,16
Таблица 2 демонстрирует явное преимущество кандидатов-победителей над другими кандидатами в плане ведения личных страниц. Победители за время избирательной кампании разместили больше постов в ВКонтакте и Однокласники, имели больше подписчиков в данных социальных сетях и больше лайков. Также победители чаще размещали посты на своей странице. Иными словами, можно сделать вывод, что для успеха на выборах в представительный орган города размера Екатеринбурга, кандидату необходимо за 80 дней до дня выборов необходимо сделать не менее 44 постов в Вконтакте и Одноклассники, иметь к началу избирательной кампании не менее 3794 подписчиков в Вконтакте и 876 подписчиков в Одноклассниках, его посты должны набирать не менее 61 лайка в Вконтакте и 29 лайков в Одноклассниках, а частота постов должна быть в среднем 4 поста в неделю в двух указанных социальных сетях.
Таблица 3 - Статистика социальных сетей кандидатов по партиям
Единая Россия КПРФ Новые люди ЛДПР СРЗП Яблоко Само-выдви-женец
Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее
Количество постов ВК 49,05 68,20 14,67 22,77 22,77 22,92 57,00
Количество постов OK 49,46 25,00 15,50 16,00 22,38 2,00 62,50
Количество подписчиков ВК 3861,24 3112,55 1445,35 792,25 1145,67 644,12 1959,75
Количество подписчиков OK 1221,88 305,15 771,25 99,14 149,36 195,00 692,60
Cpeднее лайков ВК 59,20 46,80 39,67 27,00 25,42 32,69 39,00
Cpeднее лайков OK 31,50 9,00 3,00 6,00 9,57 . 10,00
Maксимальное
лайков в ВК 176,05 115,60 91,93 80,46 78,15 77,46 86,33
Максимальное
лайков в ОК 122,25 20,00 11,00 15,00 57,00 . 21,00
Частота постов
в неделю ВК 4,15 5,10 1,62 2,17 2,69 3,25 8,40
Частота постов
в неделю OK 4,92 2,50 1,00 3,00 3,00 1,00 8,50
Таблица 3 демонстрирует активность в социальных сетях кандидатов от различных партий. В некоторых категориях лидируют определённые партии, однако для победы необходимо сочетание характеристик активности личных страниц. Так, кандидаты от партии «Единая Россия» лидируют почти по всем категориям активности, кроме среднего количества постов и частоты постов в неделю, где первенство принадлежит КПРФ. Это объясняет, почему кандидаты от «Единой России» получили наибольшее число мандатов, и статистика победителей основывается на статистике активности именно этой партии. Затем, за Единой Россией идёт КПРФ при относительно незначительном отставании от Единой России в категориях среднего числа подписчиков в Вконтакте и максимального и среднего числа лайков в Вконтакте. Среди оставшихся партий Новые Люди, ЛДПР, Справедливая Россия – за правду и Яблоко явных лидеров в сфере общей активности в социальных сетях нет – есть лишь отдельные категории, где превалирует отдельная партия. Например, кандидаты от партии Новые люди среди оставшихся партий имеют больше всего подписчиков в Вконтакте и Одноклассники, наибольшее среднее число лайков в Вконтакте под постами, однако имеют наименьшую частоту и количество постов среди всех партий. Кандидаты от партий ЛДПР, СРЗП, Яблоко имеют относительно схожие показатели активности в социальных сетях. Яблоко имеет меньше всего постов в Одноклассниках и меньше всего подписчиков в Вконтакте, однако среднее число лайков под постами кандидатов от этой партии больше, чем у кандидатов от партий ЛДПР и СРЗП).
Таблица 4 - Сравнение тематики постов у всех кандидатов и у победителей
Teматика постов на личных страницах всех кандидатов (n=153) Teматика постов на личных страницах победителей
Темы постов: Среднее Среднее
Праздники в ВК 4 6
Праздники в ОК 7 8
Агитация в ВК 16,51 10,78
Агитация в ОК 8,12 6,45
Волонтёрство в ВК 6,90 8,67
Волонтёрство в ОК 5,88 8,00
Работа и общественные мероприятия в ВК 20,94 27,28
Работа и общественных мероприятия в ОК 23,76 28,00
Проблемы в ВК 13,26 12,00
Проблемы в ОК 5,91 4,44
Личная жизнь в ВК 5 8
Личная жизнь в ОК 3,62 3,67
Баллотирование в ВК 2,00 1,21
Баллотирование в ОК 2,40 1,71
Репост контента из ВК 7,04 6,83
Репост контента из ОК 8,89 9,67
Репост партийного контента из ВК 4,27 5,58
Репост партийного контента из ОК 5,54 3,71
Тема спецоперации в ВК 2,58 1,80
Тема спецоперации в ОК 2,46 1,75
Таблица 4 определяет наиболее популярные темы среди кандидатов как работа и общественные мероприятия (среднее 20,78 постов), агитация (среднее 16,78 постов), проблемы города и избирательного округа (13,78 постов) в социальной сети Вконтакте. В Одноклассниках наиболее популярными темами стали paбота и общественные мероприятия (среднее 23,76 постов), агитация (среднее 8,12 постов), репосты контента (8,89 постов). Наиболее популярные посты победителей в среднем повторяют общие тенденции направленности контента: работа и общественная деятельность (среднее 27,28), проблемы (среднее 12), агитация (среднее 10,78) и волонтёрство (среднее 8,67). В Одноклассниках больше всего постов победители разместили на темы работы и общественной деятельности (среднее 28), репоста контента (среднее 9,67), агитации (среднее 8) и поздравлений с праздниками (среднее 8). При сравнении тем постов всех кандидатов в совокупности и победителей по самым популярным направлениями постов «средний» кандидат превосходит победителя по темам агитации (16,51 против 10,78) и темам проблем города и избирательного округа (13,51 против 12), что создаёт диссонанс с идеей положительной коррелляции между количеством постов и успехом кандидата. Однако, кандидаты-победители с заметным отрывом опережают «среднего» кандидата по количеству постов на тему работы и общественной деятельности (27,28 против 20,78). Возможно, именно активная общественная деятельность (встречи с избирателями, отчёты о взаимодействии с органами власти, выполнение просьб жителей избирательного округа, реставрация объектов ЖКХ или декорация дворов) позволяет избирателю увидеть, что кандидат способен к реальным поступкам и активному взаимодействию с людьми, а также обладает необходимой энергией и ресурсами для улучшения жизни избирателей ещё до получения статуса депутата. При агитационных постах, когда кандидат заявляет свою предвыборную программу или произносит лозунги, или сообщает, что он намерен изменить, избиратель видит стандартный образ политика, не подкреплённый реальными действиями. С другой стороны, если кандидат публикует проблемы своего округа или города, но не может предпринять действий по их решению, то скорее всего избиратели и его подписчики будут относиться к нему как к блогеру.
Вконтакте остаётся для большинства кандидатов основной площадкой для ведения избирательной кампании – именно в этой социальной сети присутствует больше всего социально-политического контента (работа и общественная деятельность, агитация, проблемы, волонтёрство). Одноклассники используются же как вспомогательная социальная сеть - об этом свидетельствует меньшее количество постов не только на социально-политические темы, но и на остальные темы. Единственный вид контента с личных страниц кандидатов, где Одноклассники превосходят Вконтакте – это репосты контента из социальной сети. Однако, если тема действительно важная для победы на выборах, то кандидаты дублируют её как в Вконтакте, так и в Одноклассниках, о чём свидетельствует малый разрыв между количеством постов на тему работы и общественной деятельности в двух этих социальных сетях. Если рассматривать Вконтакте как основную социальную сеть, то присутствие в топе популярных постов контента на социально-политические темы (работа и общественная деятельность, агитация, проблемы, волонтёрство) демонстрирует использование своей личной страницы как инструмента создания собственного политического имиджа и формирование собственного политического бренда. Темы, не относящиеся непосредственно к избирательному округу и деятельности кандидата в нём, такие как поздравления с праздниками, личная жизнь кандидата, репосты контента) были наименее популярными. Отдельно стоит тема спецоперации. Несмотря на то, что как в Вконтакте (среднее 2,58), так и в Одноклассниках (среднее 2,46) данная тема является почти самой непопулярной, (среди победителей постов на эту тему еще меньше в среднем 1,80 и 1,75 в Вконтакте и Одноклассниках соответственно), нельзя не отметить, что она всё же присутствовала на личных страницах кандидатов, даже на выборах городского уровня. Это свидетельствует о важной роли специальной военной операции в жизни каждого россиянина, так как на городских выборах обычно тема внешней политики не упоминается вообще.
Таблица 5 - Сравнение тематики постов по партиям
Партия
Единая Россия КПРФ Новые люди ЛДПР СРЗП Яблоко Само-выдви-женец
Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее Среднее
Праздники
в ВК 6 3 2 2 5 3 3
Праздники
в ОК 9 4 6 4 4
Агитация в ВК 13,89 46,4 5,58 11,64 13,88 9,38 24,67
Агитация в ОК 6,25 6,67 7 15 11,5 14
Boлонтёрство
в ВК 11,12 8,14 2,25 3,00 3,80 3,50 8,33
Волонтёрство
в ОК 7,70 3,67 4,00 1,00 1,00
Работа и обще-ственные меро-приятия в ВК 30,16 33,5 10,3 11,13 10,8 14,9 30,2
Работа и обще-ственных меро-приятия в ОК 32,54 9,8 5 15 11 34,5
Проблемы в ВК 15 24,22 6,5 8,13 7,86 7,8 22,8
Проблемы в ОК 5,3 4,4 4 7,25 11
Личная жизнь
в ВК 8 4 2 5 4 4 7
Личная жизнь
в ОК 4,71 4 2 1 2,83 4,5
Баллотирование в ВК 1,2 1,6 1,56 1,71 1,78 1,42 9,75
Баллотирование в ОК 1,71 1,5 3 3 2,33 7
Репост контента из ВК 7,54 25,5 5,33 4,89 4 2,2 7,33
Репост контента из ОК 8,57 4,67 5,67 22,33 2 4,5
Репост партийного контента из ВК 5,46 3 5,5 4,44 2 3 3
Репост партийного контента из ОК 3,89 4 2 4 10,86 4 3
Тема спецопе-рации в ВК 1,75 3 1,5 2,5 3,25 3
Тема спецопе-рации в ОК 1,75 2 2,8 5
Таблица 5 демонстрирует основные темы постов от кандидатов разных партий. Кандидаты от КПРФ, несмотря на их малую представленность в Вконтакте (15 кандидатов из 23, из которых 5 аккаунтов не имели постов на момент избирательной кампании) смогли проявить более заметную активность в социальных сетях, чем кандидаты от партии «Единая Россия». Кандидаты от КПРФ размещали больше постов в Вконтакте на такие важные для победы темы как работа и общественная деятельность (среднее 33,5), агитация (среднее 46,4), проблемы города и избирательного округа (среднее 24,22). Стоит учитывать, что столь серьёзное перераспределение постов по данным темам в среднем у кандидатов партии КПРФ произошло из-за аномального количества постов у кандидата Ивана Морозова, с его 443 постами Вконтакте. На тему работы и общественных мероприятий у него было 216 постов, на тему агитации – 358 постов, на тему проблем – 168 постов. У кандидатов-единороссов по аналогичным темам в среднем по 30,16, 13,89, и 15 постов соответственно. Однако кандидаты от «Единой России» провели более тщательную работу над своим имиджем в социальной сети «Одноклассники» - ориентируясь на максимальное освещение темы работы и общественных мероприятий, которые организуют или в которых они участвуют, кандидаты-единороссы освещали данную тему с такой же активностью, как и в Вконтакте: в среднем 32,54 поста. Схожую стратегию синхронной ориентации на Вконтакте и Одноклассники в деле создания своего имиджа выбрали и кандидаты от партии Справедливая Россия – за правду: количество постов на определённые темы в Вконтакте и Одноклассниках приближается к одинаковому значению. Такими темами стали агитация (среднее 13,88 и 11,5 соответственно), работа и общественная деятельность (среднее 10,8 и 11 соответственно), проблемы (7,86 и 7,25 соответственно). Третьей партией, в которой кандидаты создавали себе образ активных общественных деятелей в Вконтакте, стала партия Яблоко – на тему работы и общественной деятельности в среднем было сделано 14,9 постов. У кандидатов от партий Новые Люди, ЛДПР, Справедливая Россия – за правду количество постов в Вконтакте на тему работы общественных мероприятий разнится от 10,3 до 11,13. Тем не менее, несмотря на то, что от ЛДПР победил кандидат, не имеющий аккаунта в Одноклассниках, именно в этой социальной сети кандидаты от ЛДПР разместили больше всех постов на тему агитации (в среднем 16) и заняли второе место по постам на тему работы и общественной деятельности (в среднем 15). На тему специальной военной операции в общем подсчёте достаточно мало постов, но наибольшую активность на эту тему в ВКонтакте проявили кандидаты от партий КПРФ (среднее 3 поста) и Справедливой России – За правду (3,25 постов).
Заключение
Изучение активности личных страниц кандидатов на выборы в городскую Думу Екатеринбурга показали тесную взаимосвязь победы на выборах и активности в социальных сетях. Избирательная кампания проходила в условиях цифровой реальности, когда у 80% кандидатов был аккаунт в самой популярной социальной сети в России – в Вконтакте, а более половины кандидатов имели аккаунт в Одноклассниках. Около 50% кандидатов имели аккаунты в обеих социальных сетях. Уровень вовлечённости кандидатов-победителей в социальные сети ещё выше – около 80% победителей были зарегистрированы или в Вконтакте, или в Одноклассниках, а 68% имели аккаунт в двух социальных сетях. Также кандидаты активно вели свои социальные сети – в среднем у кандидата было 35 постов в Вконтакте и Одноклассниках, около 2000 подписчиков Вконтакте и около 550 подписчиков в Одноклассниках, а посты в среднем набирали 50 лайков в Вконтакте и около 20 лайков в Одноклассниках. Частота постов была в среднем 3,5 поста в неделю в любой из социальных сетей. Победители же отражают преимущество качественного ведения своих страниц в социальных сетях и на их примере можно выявить необходимые количественные характеристики личной страницы кандидата в социальных сетях, необходимые для победы на выборах в представительный орган города размера Екатеринбурга. Для победы кандидату необходимо разместить в среднем 45 постов в Вконтакте и Одноклассниках, 3794 подписчика в Вконтакте и 876 подписчиков в Одноклассниках, на постах в среднем должно быть 61 лайк в Вконтакте и 29 лайков в Одноклассниках. Посты следует размещать с частотой 4 поста в неделю в обеих социальных сетях. Наиболее представленными в социальных сетях оказались партии Единая Россия, Яблоко, Новые Люди (более 84% кандидатов от этих партий имели аккаунт в Вконтакте и 80% кандидатов от Единой России имеют аккаунт в Одноклассниках) и КПРФ (87% кандидатов от этой партии имеют аккаунт в Одноклассниках). Однако наиболее активными в социальных сетях являются кандидаты именно от партий Единая Россия и КПРФ. В среднем, кандидаты от этих партий имеют наибольшее количество подписчиков в Вконтакте (более 3000), больше всех постов в Вконтакте (49 и 68 соответственно), больше всех в среднем лайков под постами в Вконтакте (59 и 46 соответственно). Однако в Одноклассниках по публичности (количеству постов, количеству подписчиков и среднему количеству лайков) лидируют кандидаты от партии «Единая Россия». Тем не менее, для победы на выборах в городскую думу важно не просто регулярно делать посты на своей личной странице в социальной сети на значительную аудиторию, но тщательно выбирать темы постов – правильно подобранные темы позволят создать положительный имидж кандидата.
В результате исследования было выявлено, что кандидаты используют свою личную страницу в социальных сетях в период избирательной кампании именно для агитации, создания положительного имиджа и выстраивания личного бренда. Наиболее популярными темами постов в Вконтакте стали социально-политические темы: работа и общественные мероприятия (в среднем 20,94 постов), агитация (в среднем 16,51 постов) и проблемы города и избирательного округа (в среднем 13,26 постов). В Одноклассниках контент на страницах кандидатов был менее похож на контент со страницы общественного деятеля, однако тема работы и общественных мероприятий сохранила своё лидерство (в среднем 23,76 постов), и после которой идут темы репоста контента из соцсети (в среднем 8,89 постов) и агитация (в среднем 8,12 постов). Кандидаты-победители так же использовали свою страницу как трибуну для заявлений и обращали внимание на проблемы в округе, однако старались построить свой образ на активной общественной деятельности, чему посвятили больше постов, что и принесло им победу. К такому выводу подводит тематика контента со страниц победителей в Вконтакте: теме работы и общественной деятельности посвящено в среднем 27,28 постов, на тему проблем округа и города сделано 12 постов в среднем, на тему агитации размещено 10,78 постов в среднем. Больше всего постов на социально-политическую тематику Вконтакте сделали кандидаты от партий «Единая Россия» и КПРФ – на тему работы и общественных мероприятий 30,16 и 33,5 постов в среднем соответственно, на тему агитации 13,86 и 46,4 постов соответственно, на тему проблем 15 и 24,22 постов соответственно. Однако, большинство постов на данные темы от партии КПРФ были размещены на странице кандидата Ивана Морозова, что делает его самым активным кандидатом в Вконтакте, что тем не менее, не принесло ему победы. У кандидатов от партии Единая Россия данные посты присутствовали на страницах большинства кандидатов. В Одноклассниках больше всего постов было сделано кандидатам от партии Единая Россия, но значительная часть этих постов была про работу и общественные мероприятия кандидатов (32,54 постов в среднем). Кандидаты от партий ЛДПР и Справедливая Россия – за правду предпочитали размещать посты про свою работу и общественные мероприятия, а также агитационные посты в Одноклассниках, чем в Вконтакте.
В результате исследования можно сделать вывод, что образ и активность кандидата в социальных сетях оказывают значительное влияние на победу кандидата на выборах. Кандидатам-победителям удалось частично конвертировать своих подписчиков в избирателей, пришедших на избирательные участки, а лайки – в голоса. Однако, российская региональная политика всё ещё далека от полностью «цифрового кандидата» - социальные сети не вытесняют традиционные средства работы с избирателями, о чём свидетельствует победа кандидатов со слабо развитыми социальными сетями. Следует отметить, что таких кандидатов меньшинство, что свидетельствует о том, что активное ведение личных страниц в социальных сетях не может полностью заменить оффлайн-работу с избирателями и мобилизацию избирателей на выборы, однако серьёзно облегчает данный процесс. В качестве вывода можно прийти к заключению, что хорошо развитая страница в социальных сетях обеспечивает 70% успеха кандидата на выборах в городскую думу города-миллионника.
Примечания:
1. Тоффлер. Э. Третья волна. – М.: АСТ, 2004. - 345 с.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. - Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. CLXX. - 788 с.
3. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. - 2017. - №1. - С. 13-18.
4. Нисневич Ю.А. Политические реалии в условиях постиндустриального транзита. Моделирование реальности в пространстве разнообразия // Гуманитарные исследования общественных процессов: материалы Международной науч. конф. (25 октября 2012 года). - M.: ЛЕНАНД, 2012. - С.131-138.
5. Керимов А.А., Попцов Д.А. Имидж политического лидера в эпоху цифровых медиа-технологий: особенности формирования // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2020. - №3. - С. 366-370
6. В. Ю.Тимошко. Концепция «сетевого общества» М. Кастельса: социально-философский анализ: материалы 79-й науч. конф. студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, Минск, 10–21 мая 2022 г. В 3 ч. Ч. 2 / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Сафонов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2023. – С. 679-682.
7. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 14. 02.2014] // Собрание законодательств РФ. 2014. № 8(ч.1). Ст. 740.
8. Надпорожский И.А, Применение интернет-технологий в российских избирательных кампаниях // Скиф. - 2018. - №1. - С. 117-121.
9. Танцура М.С., Гриценко Р.А., Прокопчук Д.Д. Сравнительный анализ использования интернет-технологий для политической агитации в России в избирательных циклах 2011 и 2016 гг. // Общество: политика, экономика, право. - 2018. - №1. - С. 9-14
10. Конышева Е.Б., Хайретдинова Э.Р. Оценка активности избирательных кампаний региональных политиков в пространстве сети Интернет накануне выборов в Государственную Думу VII созыва // PolitBook. - 2016. - №4. - C. 144-165.
11. Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) // [Электронный ресурс] URL: http://gubernator96.ru/uploads/document/633/100-ug_180320.pdf (дата обращения 11.11.2023)
12. Чиркин Д.Ю., Колмаков А.Д. Активность в социальных сетях как фактор победы кандидата на примере праймериз в Свердловской области // Культура, личность, общество в условиях пандемии и пост-пандемии: методология, опыт эмпирического исследования: материалы ХХV Международ. конф. памяти проф. Л.Н. Когана, Екатеринбург, 17-19 марта 2022 года / отв. ред. А.Н. Новгородцева – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 657-669.
13. Aлагоз А.В. Интернет и социальные сети как каналы коммуникации политических партий с избирателями в Кемеровской области - Кузбассе (результаты анализа веб-сайтов и сетевого контента) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2022. - №1. - C. 1-11.
14. Лавров И.А. Партии в цифровых джунглях // Вестник ГУУ. - 2021. - №12. - C. 168-178.
15. Юшкина Н. А. Электоральный потенциал публичных политиков в социальных сетях // Вестник ГУУ. - 2022. - №1. - C. 188-191.
16. Путин расширил полномочия губернаторов для борьбы с коронавирусом // Ведомости. [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/04/02/826921-putin-rasshiril-polnomochiya (дата обращения 02.11.2023)
17. Деятельность государственных институтов // ВЦИОМ [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-gosudarstvennykh-institutov/page (дата обращения 04.11.2023)
18. Россия запретила Instagram и Facebook за экстремизм // ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/14135927 (дата обращения 10.11.2023)
19. Сотников С.А., Сотников А.А., Камнева Г.П. Особенности применения технологий интернет-коммуникации в политических кампаниях России // Вестник ЗабГУ. - 2019. - №2. - С. 96-104.
20. Попцов Д.А. Новые медиа в контексте формирования общественного мнения // Дискурс-Пи. - 2020. - №3(40). - С. 140-152.
21. В Свердловской области выросла доля активных пользователей интернета. [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты. URL: https://ural.aif.ru/society/v_sverdlovskoy_oblasti_vyrosla_dolya_aktivnyh_polzovateley_interneta (дата обращения 01.11.2023)