Особенности использования компьютерных игр в образовательной работе с детьми
дошкольного возраста
Features of using computer games in educational work with preschool children
Захарова Алена Викторовна,
Студент 4 курса Факультет Психологии и педагогики Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Россия, г. Елабуга e-mail: alena. laguzina98@mail. ru
Zakharova Alyona Viktorovna,
Student 4 term Faculty of Psychology and Pedagogy Yelabuga Institute of the Kazan Federal State Educational Institution (Volga Region) Federal University"
Russia, Yelabuga e-mail: alena. [email protected]
Научный руководитель Нуриева Алеся Радиевна
старший преподаватель, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ, отделение психологии и педагогики, Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Россия, г.Елабуга e-mail:ARNurieva@kpfu. ru
Scientific supervisor Nurieva Olesya Radievna
senior lecturer, b/s, Elabuga Institute (branch) of KFU, Department of Psychology and Pedagogy, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education
Russia, Yelabuga e-mail:ARNurieva@kpfu. ru
Аннотация.
С помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль за процессом и ходом работы.
Невозможно развитие современного человека в обществе без применения компьютерных технологий, индивид не может быть оторван от потока информации, которая поступает к нему сегодня со всех сторон. Для того чтобы, верно, интерпретировать данные, сортировать материал по значимости для себя, использовать их в положительных целях необходимо в совершенстве владеть особенностями использования современных информационно-коммуникативных технологий. Дети должны с самого раннего возраста понимать и постигать специфику применения компьютерных технологий на практике.
Компьютер вызывает живой интерес ребенка, он не замечает, как процесс игры, плавно переходит в обучение.
Annotation.
With the help of computer games, a child learns to overcome various kinds of complex tasks independently in practice, evaluate the results of his activities, monitor the process and progress of work.
It is impossible to develop a modern person in society without the use of computer technology, an individual cannot be cut off from the flow of information that comes to him today from all sides. In order to correctly interpret the data, sort the material according to its significance for oneself, and use them for positive purposes, it is necessary to master the features of using modern information and communication technologies perfectly. Children should understand and comprehend the specifics of the use of computer technology in practice from an early age.
The computer arouses the child's keen interest, he does not notice how the game process smoothly turns into
learning.
Ключевые слова: компьютерная игра, обучение и воспитание, развитие, дошкольник, обучение,
задания.
Key words: computer game, education and upbringing, development, preschooler, training, tasks.
Двадцать первый век характеризуется бурным развитием информационных технологий и науки в целом. Все области деятельности личности пронизаны компьютеризацией. Не осталось в стороне и образование. Современные информационные технологии в сфере обучения и воспитания представляют собой систему учебных материалов, средств вычислительной техники, а также виды и способы их использования для облегчения труда педагогов, воспитателей, психологов и др.
Информационно-коммуникационные технологии направлены как на работников сферы образования, так и на учеников (их развитие, обучение, воспитание, диагностику, коррекцию имеющихся отклонений).
Применение компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, способствует результативности их обучения и развития в целом.
Повсеместно наблюдается тенденция, когда ребенок дошкольник предпочитает играть в компьютерные игры (на планшете, телефоне, ноутбуке) по сравнению с традиционными играми известными на практике.
Само содержание Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает необходимость включения детей дошкольного возраста в систему информационно-коммуникативных технологий.
Чем раньше дошкольник постигнет мир цифровых технологий, тем быстрее он в дальнейшем сможет включиться в сферу вычислительной техники.
Использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации помогает существенно расширить представления детей об окружающем мире, общении и построении взаимоотношений с близкими.
Ряд исследований в указанной области подтвердили тот факт, что компьютерные игры позволяют расширить внимание ребенка и укрепляют его память.
Это можно объяснить следующими причинами. Каждый дошкольник имеет в качестве преобладающего типа непроизвольную форму внимания и компьютерные обучающие игры здесь являются незаменимыми.
Любая игра на компьютере всегда представлена в ярком, интересном, динамичном формате, что всегда привлекает интерес дошкольника и позволяет удерживать его внимание на протяжении длительного времени.
Современные дети могут быстро усвоить правила компьютерной игры, они оперативно справляются с заданиями разного уровня, что гораздо сложнее реализовать при организации игр в традиционной форме, например с использованием дидактического, раздаточного материала [2].
То же касается и процессов памяти дошкольника, он более прочно и надолго запоминает тот материал, который подается ему в интересной, форме (анимационная картинка, видео сюжет, яркие, красочные иллюстрации, аудиозапись и др.).
Компьютерные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста используются с целью развития у детей внимания, мышления, интеллекта, воображения. С помощью компьютерных игр можно развивать абсолютно все сферы восприятия дошкольника. Внедрение в образовательную работу компьютерных игр позволяет сформировать цельную личность. Особенно эффективны компьютерные игры в обучении детей подготовительной группы, в процессе подготовки их к школе.
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением
исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике.
Готовность детей к школе волнует не только специалистов, но и родителей. Эмоциональная и интеллектуальная готовность должна стать прочной базой, на которой будет основано все дальнейшее образование.
С помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль за процессом и ходом работы.
Как правило компьютерные игры для дошкольников имеют самые разные направления:
-логопедические компьютерные игры;
-игры на развитие психических процессов (память, речь, мышление, воображение, внимание и др.);
-игры творческой направленности;
-компьютерные игры из серии подготовка к школе;
-игры, направленные на изучение английского (татарского) языка и др. [5].
Любая компьютерная игра развивает процессы восприятия ребенка, его нравственно-волевые и моральные качества, эмоциональную сферу.
Как правило каждая компьютерная игра содержит в себе сказочного героя, персонажа из сказок, любимых детских мультфильмов, которые выдают задания для дошкольника, разъясняют правила игры, процесс выполнения упражнений, оценивают итоги работы и др.
Сюжет игры может быть построен таким образом, что дошкольники ищут пути выхода из проблемной ситуации, в которой оказался кот Леопольд (Лунтик, Машенька и др.).
Чтобы убедиться в эффективности компьютерных игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста, мы провели небольшое исследование. Базой исследования стало муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Нами были целенаправленно выбраны две подготовительные к школе группы детей дошкольного возраста. Примерный возраст воспитанников на момент проведения эксперимента - 6-7 лет. Одна группа - экспериментальная, вторая контрольная.
На первом этапе нами было организованно наблюдение над дошкольниками, это помогло выявить предрасположенность детей к обучению, позволило изучить индивидуальные особенности каждого воспитанника.
В начале эксперимента мы выявили психологическую готовность детей старшего школьного возраста к школе. Психологическая готовность включает в себя два компонента:
- желание дошкольника учиться, его активность в процессе изучения чего-то нового;
- объективные показатели развития ребенка.
В соответствии с этими критериями мы подобрали методику «последовательные картинки» (аналог тестам Бине-Симона и Векслера).
По методике, направленной на выявление уровня мышления, результат оказался невысоким. Сразу несколько детей оказались с низким уровнем мышления. Эти дети не видят причинно-следственных, пространственно-временных и логических связей; их монологическая речь развита плохо, они все время путаются и не могут объяснить свой выбор.
Отразим полученные данные в диаграмме в процентном соотношении, чтобы наглядно видеть результат диагностики дошкольников контрольной группы (Рисунок 1).
20%
40% ■ Низкий
■ Средний
■ Высокий
40%
Рисунок 1. Процентное соотношение результата диагностики детей старшего дошкольного возраста
контрольной группы
Подобным образом были продиагностированы и воспитанники экспериментальной группы. Их результаты оказались примерно такими же, как и результаты дошкольников из контрольной группы.
Чтобы проще было воспринимать информацию, отразим ее в диаграмме в процентном соотношении (Рисунок 2).
20%
44% ■ Низкий
■ Средний
■ Высокий
36%
Рисунок 2. Процентное соотношение результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста
экспериментальной группы
Как наглядно видно в диаграмме, большинство преобладают дети со средним уровнем, что отвечает
требованиям готовности к обучению в школе. Но при этом было выявлено очень мало воспитанников, у которых показатели высокие, а также многие из детей оказались за низким порогом, что недопустимо в старшем дошкольном возрасте.
Это и подтолкнуло нас на дальнейшую работу по совершенствованию обучения с детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы с помощью инновационных методов обучения, а именно посредством компьютерных игр.
Нами были подобраны ряд компьютерных игр, которые направлены на подготовку к обучению в школе. Использование компьютерных игр в развитии дошкольников имеет много положительных сторон. Если ребенку интересно содержание игры, он узнает в ней что-то новое, игра открывает ему мир огромных возможностей, позволяет сделать процесс обучения достаточно простым и эффективным. Компьютерные игры содействуют развитию умственных способностей дошкольников в том случае, если в них учитываются возрастные особенности детей. Красочность и наглядность помогут легче усвоить материал. Компьютерные игры приучают детей к самостоятельности, развивают навык самоконтроля. Все эти факторы имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
Все обучение, которое строилось с помощью компьютерных игр, детям старшего дошкольного возраста очень понравилось, вызвало у них восторг. Атмосфера на занятиях была творческая.
Далее была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики контрольной группы представлены на рисунке 3.
■ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рисунок 3. Процентное соотношение результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста контрольной группы на контрольном этапе эксперимента Диагностику прошли и воспитанники, входящие в экспериментальную группу. У детей также возникали
трудности. Матвей П. в этот раз справился со всеми заданиями, проявлял активность и интерес к выполнению
задания. Расул С. спутал 2 картинки, но благодаря наводящим вопросам смог поменять их местами, текст был
связный, но с большими паузами, иногда педагогу приходилось задавать уточняющие вопросы. Результаты снова
отразим в диаграмме (Рисунок 4).
■ Низкий
■ Средний
■ Высокий
Рисунок 4. Процентное соотношение результатов диагностики детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента Изменения, произошедшие в уровне готовности детей к школе, в экспериментальной группе, были
кардинальными. Высокий уровень вырос в несколько раз. После обучения с помощью компьютерных игр
осталось всего несколько дошкольников, которые не смогли справиться с заданиями диагностики. Эти дети
младше остальных и, возможно, что им следует остаться в дошкольной образовательной организации еще на
один год, в силу возрастных особенностей и психической неготовности к обучению в школе.
Таким образом, делая выводы отметим, что двадцать первый век характеризуется бурным развитием
информационных технологий и науки в целом.
С помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода
сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль за процессом и ходом работы.
Невозможно развитие современного человека в обществе без применения компьютерных технологий,
индивид не может быть оторван от потока информации, которая поступает к нему сегодня со всех сторон. Для
того чтобы, верно, интерпретировать данные, сортировать материал по значимости для себя, использовать их в
положительных целях необходимо в совершенстве владеть особенностями использования современных
информационно-коммуникативных технологий. Дети должны с самого раннего возраста понимать и постигать
особенности применения компьютерных технологий на практике.
Компьютер вызывает живой интерес ребенка, он не замечает, как процесс игры, плавно переходит в обучение.
Список используемой литературы:
1. Исаева, Е.А. Компьютерные технологии в обучении дошкольников / Е.А. Исаева. - Новочеркасск: Дизайн и графика, 2019. - 189 с.
2. Кирсанова, А.А. Возможности компьютерных игр для всестороннего развития детей / А.А. Кирсанова. - Казань: Свет, 2019. - 288 с.
3. Леонтьев, М. Обобщение опыта практикующих воспитателей в применении компьютерных игр в образовательном процессе / М. Леонтьев // Развитие и становление. - 2019. - №1. - С. 208.
4. Махало, А.Т. Особенности использования компьютерных игр в образовательной работе с детьми дошкольного возраста / А.Т. Махало. - Ржев: Взгляд, 2019. - 59 с.
5. Наскоков, В. Презентации и анимации для дошкольников / В. Наскоков // Воспитание и образование. - 2019. - №10. - С. 84.
6. Никитин, А. Игра в жизни ребенка дошкольного возраста / А. Никитин // Проблемы современной педагогики и психологии. - 2018. - №2. - С. 69.