Научная статья на тему 'Особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах'

Особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
687
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ / ПОСТАНОВКА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ ИСТОРИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / STAGING OF CULTURAL PROGRAMMES OF A HISTORICAL NATURE / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORIC MEMORY / HISTORIKO-HOUSEHOLD DANCE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ершова О.В.

В статье описываются особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах исторического характера. Раскрывается понятие: историко-бытовой танец. Даётся информация о М.В. Васильевой-Рождественской, как о главном исследователе танцев прошлых веков. Предлагается хронология танцев XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of use historic-household dances in cultural programs

This article describes the features of the use of historical and domestic dance in cultural and entertainment programs of the historical character. The notion: Historical-bytovoy dance. Provides information on M.V. Vasilyeva-Rojdestvenskay as the principal investigator of dance of the last centuries. It proposed a chronology of the XX century dance.

Текст научной работы на тему «Особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах»

Humanity space International almanac VOL. 6, No 2, 2017: 137-141

Особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах

О.В. Ершова

Московский государственный институт культуры 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная д.7 Moscow State Institute of Culture Library str. 7 , Khimki, Moscow Region 141406 Russia e-mail: olli65@mail.ru

Ключевые слова: историко-бытовой танец, историческая память, постановка культурно-досуговых программ исторического характера. Key words: historiko-household dance, historic memory, staging of cultural programmes of a historical nature.

Резюме: В статье описываются особенности использования историко-бытовых танцев в культурно-досуговых программах исторического характера. Раскрывается понятие: историко-бытовой танец. Даётся информация о М.В. Васильевой-Рождественской, как о главном исследователе танцев прошлых веков. Предлагается хронология танцев XX века. Abstract: This article describes the features of the use of historical and domestic dance in cultural and entertainment programs of the historical character. The notion: Historical-bytovoy dance. Provides information on M.V. Vasilyeva-Rojdestvenskay as the principal investigator of dance of the last centuries. It proposed a chronology of the XX century dance.

[Ershova O.V. Features of use historic-household dances in cultural programs]

В современной культурно-досуговой деятельности осуществляется огромное количество культурно-досуговых программ на основе исторического материала. Зачастую они приурочены к какой-либо исторической дате, юбилею, или реконструкции исторического события. Они проводятся в учреждениях культуры, в дополнительном образовании, даже в туристической индустрии аниматоры используют яркие краски прошлых эпох. В организации корпоративных праздников, юбилеев, свадеб также используют историческую стилистику XVII - XIX веков, 30-80- ых годов XX века.

При дворцах культуры и творчества создаются коллективы исторического танца. Участники реконструируют костюмы, аксессуары, восстанавливают атмосферу в постановке бальных вечеров.

В музеях и галереях, в архитектурно-исторических комплексах проводятся перфомансытой или иной эпохи, соответствующие выставке картин или музейных ценностей. Осуществляются музыкально-театральные миниатюры на историческом материале.

В парках культуры и отдыха, на улицах и городских площаках, в летнее время, проходят массовые представления исторического характера, которые зачастую длятся не один день.

Интерес к истории культуры и искусства констатируется у всех возрастных категорий населения. В школах и в системе дополнительного образования ставятся спектакли драматургов прошлых веков или культурно-досуговыепрограммы, посвященные различным деятелям прошлого в науке, искусстве, культуре.

Известный деятель науки А.Д. Жарков пишет, что «подрастающему поколению необходимо воспитание исторической памяти, как логическое продолжение формирования мировоззрения. Каждое общество всегда сплачивается вокруг исторических воспоминаний. Такого рода феномены коллективной памяти являются проявлением исторического и культурного сознания, служа предпосылкой групповой идентичности. Историческая память обнаруживает себя в качестве инструмента построения нормативной модели культуры».

Каждая культурно-досуговая программа, основанная на историческом материале не обходится без пластико-хореографического оформления историко-бытовыми танцами.

Термин «историко-бытовой танец» в хореографическое искусство внесла М.В. Васильева-Рождественская. В прошлом талантливая балерина, в дальнейшем педагог ГИТИСа.

Перейдя на преподавательскую работу, она стала выдающимся исследователем историко-бытового

хореографического наследия. Многие артисты столичных и периферийных балетных трупп - были ее воспитанниками.

Долгие годы М.В. Васильева-Рождественская пристально изучала историю бального танца, вела поиски хореографических образцов отдаленных эпох среди архивных материалов,

восстанавливала их на основе музыки и живописи, расшифровывала записи танцев минувших столетий. Ее исследование - ценный вклад в хореографическую науку, как ученого и педагога: ею воссозданы живые картины и образцы танцевальной культуры прошлого, дано четкое разграничение истинно народной и придворной, салонной хореографии. Колоссальный по объему материал был методологически выверен, систематизирован, оформлен на фоне важнейших исторических событий и событий музыкально-культурной жизни каждой эпохи. Знаток историко-бытового танца, М.В. Васильева-Рождественская разработала методологию их преподавания.

Именно на эту методологию должен опираться постановщик вводящий историко-бытовые танцы в свою культурно-досуговую программу.

Профессиональный подход к осуществлению исторических постановочных проектов требует точное знание бытовых танцев различных эпох, умение передавать их живые черты, стилевые особенности.

Историко-бытовыми считаются танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю. Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или социальной среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и пластике.

Постановщикам культурно-досуговых программ нередко приходится воссоздавать картины прошлого, вводить старинные танцы, поклоны приветствия. Необязательно досконально восстанавливать танцевальный репертуар прошлого и давно отжившего. Но понимание и реконструкция многообразных форм необходимы. Изучение историко-бытового танца

обогащает знания постановщика и дает ему возможность для более творческого подхода к осуществлению реализации программ исторического характера.

Историко-бытовые танцы можно разделить по векам. В учебном пособии М.В. Васильева-Рождественская предлагает свое деление, но мы опираясь на педагогический опыт предлагаем более оптимальный вариант. Основанный на практической деятельности, учитывая современный запрос зрителя и участниковкультурно-досуговых программ:

Бытовые танцы средних веков: народный бранль (крестьянский, булочников, прачек и т.п.); светский бранль (басдансы, дворцовый, танец средневековый знати); фарандола (веселый хороводный танец, который танцевали на праздниках).

Танцы эпохи Возрождения: павана, сарабанда, вольта, гальярда (сдержанные, в эмоциональном плане, и достаточно аскетичные по хореографии)

Танцы XVIII века: менуэт, гавот, полонез (уже более изысканные, торжественные и жизнерадостные)

Танцы XIX века: французская кадриль, вальс, мазурка, полька, падеграс (основные танцы, которые танцевали на балах).

Научные изыскания М.В. Васильевой-Рождественской заканчиваются XX веком. Автор статьи предлагает обратить внимание постановщиков культурно-досуговых программ на основные танцы XX века, в таком порядке: фокстрот (квикстеп), чарльстон, мамба, танго (аргентинское и европейское), степ(чечетка), рио-рита, рок-н-ролл, диско, брейк-данс, хип-хоп. Эти танцы были отождествлением нового веяния в культуре, искусстве, моде, в изменении общественной жизни.

Все танцы прошлого века стоят в хронологическом порядке, в зависимости от времени в которое они появились.

Особенности использования историко-бытового танца зависит от тематики культурно-досуговой программы. От ее принадлежности к месту проведения, исторической эпохи отражающей тему и идею.

Постановщик должен понимать, что он хочет выразить посредством историко-бытового танца. Поставить его самостоятельно, если владеет навыками пластико-

хореографического искусства, или пригласить хореографа, которому сможет объяснить идею и сверхзадачу постановки, определить стилистику танцевального номера.

Любой танец имеет свое рождение из музыки. Появляется новая музыка - появляется новый танец. Особенно это характерно для танцев XXвека.

«Постоянно ускоряющиеся темпы цивилизационного развития, - пишет Жарков А.Д. - все больше делают будущее, с точки зрения исторической памяти, трудно доступным. Это ускорение сокращает пространство исторического опыта, устраняет константные характеристики, актуализирует принципиально новые, не изученные факторы общественной жизни. Иными словами, мы существуем в эпоху постоянных изменений и постоянного ускорения». Поэтому, осуществляя постановку исторических культурно-досуговых программ, постановщик обязан адаптировать историко-бытовую хореографию, в зависимости от потребностей современности. Сделать ее зрелищной, мобильной и сценически яркой.

ЛИТЕРАТУРА

Жарков А.Д. 2013. Теоретико-методологические основы социально-

культурной деятельности. Монография. М.: МГУКИ. 455 с. Васильева -Рождественская М.В. 2005. Историко-бытовой танец: Учеб.пособие. М. Издательство ГИТИС.

Получена / Received: 10.02.2017 Принята/Accepted: 26.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.