Научная статья на тему 'Особенности использования Интернет технологий в образовательном процессе вуза'

Особенности использования Интернет технологий в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4396
576
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапсигов Мурат Мухамедович, Карданова Эмма Шупаговна, Гучапшев Хусейн Музарифович

Интернет -практически единственная глобальная телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего и среднего образования. Интернет-технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность, с использованием прикладных и инструментальных программных средств. Основным направлением использования глобальных сетей является разработка научно-педагогических основ создания и использования информационной среды непрерывного образования на основе создания Единого образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапсигов Мурат Мухамедович, Карданова Эмма Шупаговна, Гучапшев Хусейн Музарифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования Интернет технологий в образовательном процессе вуза»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

ШАПСИГОВ МУРАТ МУХАМЕДОВИЧ

кандидат экономических наук, (АНО ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И

ПРАВА»,

Нальчикский институт кооперации (филиал), Россия, КБР, г. Нальчик)

[email protected] КАРДАНОВА ЭММА ШУПАГОВНА кандидат экономических наук (АНО ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И

ПРАВА»,

Нальчикский институт кооперации (филиал), Россия, КБР, г. Нальчик)

[email protected] ГУЧАПШЕВ ХУСЕЙН МУЗАРИФОВИЧ

кандидат технических наук

(АНО ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И

ПРАВА»,

Нальчикский институт кооперации (филиал), Россия, КБР, г. Нальчик)

[email protected]

Аннотация: Интернет -практически единственная глобальная

телекоммуникационная сеть, повсеместно используемая в системе общего и среднего образования. Интернет-технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность, с использованием прикладных и инструментальных программных средств. Основным направлением использования глобальных сетей является разработка научно-педагогических основ создания и использования информационной среды непрерывного образования на основе создания Единого образовательного пространства.

Abstract: Internet is almost the only global telecommunications network, widely used in the system of General and secondary education. Internet technologies provide the educational process of training activities, with application and software tools. The main direction of using global networks is the development of scientific and pedagogical bases of creation and use of information environment of continuous education on the basis of creation of a Single educational space.

Ключевые слова: Интернет, глобальные сети учебный процесс,

информационная среда, образовательная деятельность, информационная технология.

Keywords: Internet global network, educational process, information environment, education, information technology.

Компьютерные рабочие места для студентов и преподавателей высших учебных заведений сейчас являются стандартным рабочим инструментом в образовании, широко использующимся при проведении всех видов учебных занятий и при решении вспомогательных задач. Интенсивное развитие и совершенствование компьютерных информационных технологий привело к их глубокому проникновению в образовательный процесс, уменьшение значимости или отказ от использования компьютера в системе образования практически невозможны.

После принятия федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, роль компьютерных технологий в образовании должна только возрасти: новые требования предусматривают использование для каждой

дисциплины электронных учебно-методических комплексов, охватывающих все ее разделы.

При всем многообразии информационных и телекоммуникационных технологий, всемирная информационная компьютерная сеть Интернет занимает центральное место. Интернет-технологии обеспечивают в образовательном процессе учебную деятельность, с использованием прикладных и инструментальных программных средств. Основным направлением использования глобальных сетей является разработка научно-педагогических основ создания и использования информационной среды непрерывного образования на основе создания Единого образовательного пространства.

Современный Интернет характеризуется наличием серьезной проблемы организации глобального поиска информации. Разработаны, так называемые, поисковые системы, которые по нужному слову или сочетанию слов находят ссылки на те страницы в сети, в которых представлено это слово или сочетание.

Сеть Интернет предоставляет возможность коллективного доступа к учебным материалам, которые могут быть представлены как в виде простейших учебников (электронных текстов), так и в виде сложных интерактивных систем, компьютерных моделей, виртуальных учебных сред и т.д.

В практике работы преподавателей вузов, для осуществления контроля знаний используются тематические тесты, тестирующие программы(в режиме off-line или в режиме on-line,) для оценки уровня подготовки студентов и для самообследования образовательного учреждения при подготовке к комплексной оценке (интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО), интернет тренажеры).

Сегодня образовательные учреждения имеют доступ к ресурсам Всемирной сети, а некоторые из них собственные Интернет-страницы, на которых располагаются методические разработки, учебные программы и т.п.

Помимо этого, существуют специализированные компьютерные программы (приложения), так называемые генераторы тестов, которые позволяют создавать тестирующие программы. В этом случае преподаватель самостоятельно программирует ход тестирования и вопросы теста.

Применение современных информационных технологий значительно повышает эффективность самообразования. Это, в первую очередь, связано с тем, что при работе с информацией, записанной в цифровом (электронном) виде, легко организовать автоматический поиск необходимых данных. В электронный вид переведены многие, всемирно известные, энциклопедии и словари, существует большое количество электронных книг и учебников. Растет популярность дистанционного образования, когда задания и методические рекомендации обучающийся получает через Интернет или по электронной почте.

В образовании данная проблема ощущается особенно остро: образовательные информационные ресурсы если и представлены в сети, то, как правило, представлены не системно. Отсутствие системного подхода к размещению подобных ресурсов, а также отсутствие единообразия в решении психологопедагогических, технологических, эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке и эксплуатации образовательных ресурсов сети Интернет приводит к практическому неиспользованию преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качества образовательного процесса.

Интернет технологии позволяют привнести в работу Вуза следующие подходы:

— использование информации, размещенной на учебных и научных сайтах сети Интернет (Web-сайтах), для подготовки учебно-методических материалов;

— организацию представительства учебного заведения в сети Интернет;

— создание сайта, посвященного содержанию дисциплин и размещение его в сети Интернет;

— размещение личных Web-сайтов преподавателей и студентов. Большинство информационных ресурсов сети Интернет представлено так

называемыми Web-страницами, организованными по принципам гипермедиа.

По мере развития сети Интернет и увеличения числа опубликованных в ней информационных ресурсов все большее значение приобретает проблема поиска необходимых ресурсов,которая заключается в поиске таких информационных ресурсов, опубликованных в сети, которые смогли бы на практике повысить эффективность системы подготовки студентов.Подобный поиск основан на взаимодействии с информационными ресурсами, опубликованными во всемирной телекоммуникационной сети Интернет.

В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, собирающих ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе образования вуза.Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:

-оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;

-организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;

-применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;

-объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности студентов с требованиями государственного образовательного стандарта;

-управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;

-создания условий для индивидуального самостоятельного обучения студентов;

Целесообразными к использованию в образовательном процессе вуза могут оказаться самые разные информационные ресурсы сети Интернет. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные Интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий,

электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.

Наибольшее количество информационных ресурсов нацелено на использование преподавателями и студентами в ходе учебного процесса. Часть таких ресурсов предназначена для использования в традиционной системе обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами и примерными программами по каждой учебной дисциплине. Другие образовательные ресурсы предназначены для внеучебной работы студентов, углубления знаний и самостоятельного изучения. Выделяются ресурсы справочного и энциклопедического характера, а также средства измерения, контроля и оценки результатов учебной деятельности.

В настоящее время Вузы предоставляет учащимся и преподавателям возможность использовать в учебном процессе:

- электронную почту для обмена информацией, как внутри сети, так и с внешними абонентами, что особенно важно для развития партнерских отношений и осуществления обмена информацией со студентами других ВУЗов;

— участие в телеконференциях, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;

— доступ к открытым файловым серверам сети Intemet для получения свободно распространяемых программных средств;

— удаленный доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных материалов по предметам;

— получение электронных периодических изданий по избранной тематике;

— участие в on-line телеконференциях сети Internet;

— самостоятельное и контрольное тестирование.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, педагоги могут более эффективно управлять познавательной деятельностью студентов, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня и качества знаний учащихся, целенаправленно совершенствовать педагогическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к требуемой информации учебного, методического и организационного характера.

Преподаватели, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретают дополнительную возможность использования фрагментов образовательных ресурсов, опубликованных в сети, делая необходимые ссылки и соблюдая авторское право.

Дидактические свойства сети Интернет в образовательном процессе вуза:

1. Публикация учебно-методической информации в гипермедийном варианте;

2. Педагогическое общение в реальном и отложенном времени между субъектами и объектами учебного процесса;

3. Открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Доступ студентов к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в Вузе, выполнения заданий преподавателя, самостоятельного обучения и организации досуга.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, администрация образовательных учреждений принимает эффективные управленческие решения, соотнося их с действующим законодательством и нормативными документами, объективно оценивать деятельность педагогов, оперативно взаимодействовать с

коллегами, повысив общий уровень планирования и администрирования деятельности учебного заведения.

Важно понимать, что использование информационных ресурсов сети Интернет должно быть предварительно соотнесено педагогами с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - целями,

содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Используемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить и соответствовать ее компонентам.

В настоящее время идет полная информатизация образования. Создаются различные обучающие и справочные системы на основе гипертекстовой технологии. Формирование современного образования не представляется возможным без мощной системы связи и телекоммуникационных систем.Для успешного внедрения Интернета в учебный процесс надо решить ряд важных задач: определить соответствующую структуру в образовательном учреждении, разработать учебнометодическое обеспечение, спланировать интернет-обучение, подготовить

преподавателей и обучающихся, организовать материально-техническое и финансовое обеспечение, адаптировать документооборот. Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить,

персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.

Библиографический список

1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Учебник - шаг на пути к системе обучения "Информатизации образования". // В сборнике научных трудов "Проблемы школьного учебника". / Научно-методическое издание. М.: ИСМО РАО, - 2005. С. 219-222.

2. Г риншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

4. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике. // Диссертация канд. пед. наук. / М. - 2006. 172 с.

5. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в

образовании и науке(1Т&Т ES2007): Материалы международной научной

конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

6. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании» М.:2011. - 182 с.

7. http ://www.biblion.m/product/775899/

8. http://network-ioiimal.mpei.ac.m/cgi-bm/main.pl?ar=2&l=m&n=19&pa=10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.