Научная статья на тему 'Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации'

Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3258
404
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / GOVERNMENTAL BODIES / OFFICIAL WEBSITE / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Евгений Александрович

Исследуется законодательное регулирование использования интернет-технологий в государственном управлении. Особое внимание уделяется анализу официальных сайтов органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Internet Technologies Usage in Public Administration in the Russian Federation

The study addresses the issue of the legal framework of Internet technologies implementation in public administration. A special emphasis is put on the analysis of governmental bodies' official websites.

Текст научной работы на тему «Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации»

11.10. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиппов Евгений Александрович, аспирант кафедры таможенного, административного и финансового права. Место учебы: Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: filippovea@info.sgu.ru

Аннотация: Исследуется законодательное регулирование использования интернет-технологий в государственном управлении. Особое внимание уделяется анализу официальных сайтов органов государственной власти.

Ключевые слова: органы государственной власти, официальный сайт, информационная открытость.

PECULIARITIES OF INTERNET TECHNOLOGIES USAGE IN

PUBLIC ADMINISTRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Filippov Evgeny Aleksandrovich, postgraduate student at Customs, Administrative and Financial Law chair. Place of study: Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky. E-mail: filippovea@info.sgu.ru

Annotation: The study addresses the issue of the legal framework of Internet technologies implementation in public administration. A special emphasis is put on the analysis of governmental bodies' official websites. Keywords: governmental bodies, official website, transparency.

Одной из проблем российской действительности всегда выступало то, что государственная власть была по сути закрытой от широкой общественности, а система государственного управления находилась в руках узкого круга лиц. В современном обществе одним из признаков демократичности государства является информационная открытость государственного управления.

Информационная открытость состоит из двух компонентов: права на информацию и обязанности ее предоставлять. Право на информацию является одним из основных прав человека. В соответствии с ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, воспроизводить и распространять информацию любыми законными способами1. Исключение составляет лишь информация, которая в силу закона ограничена в обороте.

Вторым элементом информационной открытости выступает обязанность предоставить информацию.

Информация подразделяется на общедоступную и ограниченную в обращении.

Таким образом, информационная открытость - это организационно-правовой режим деятельности физических и юридических лиц, связанный с обеспечением доступа к информации и предоставлением информации, неограниченной в обороте, в том числе с помощью средств массовой информации, личного присут-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // РГ 21.01.2009

ствия при принятии решения и иными способами, не запрещенными законодательством для удовлетворения своих нужд.

Действующее законодательство устанавливает и ограничения информационной открытости для обеспечения безопасности конституционного строя Российской Федерации, а также жизни, здоровья, моральнонравственных качеств лица. Данные ограничения должны быть зафиксированы в законе. На сегодняшний день информационная открытость ограничена в:

1) области, затрагивающей государственную тайну;

2) области, затрагивающей иную охраняемую законом информацию: профессиональную (служебную) тайну, налоговую тайну, сведения о персональных данных и т.д.

Законодательством предусмотрено, что ряд сведений не может быть отнесен к государственной тайне. К перечню данных сведений отнесены информация о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях; о стихийных бедствиях и их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством; о фактах нарушения прав и свобод человека; о размере золотого запаса и государственных валютных резервах; о состоянии здоровья высших должностных лиц России; о фактах нарушения законности государственными органами и их должностными лицами2.

В обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и администрации организаций входит оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. В случае сокрытия данной информации, должностные лица и соответствующие юридические лица должны быть привлечены к ответственности3. Что же касается порядка обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то он может быть установлен как на федеральном, так и на региональном уровне.

Подобная информация должна распространяться оперативно. В данном случае исполнить данную обязанность наиболее эффективно реализовывается по-средствам сети Интернет. В связи с этим в статью 6 ФКЗ «О чрезвычайном положении» следует внести изменения и изложить данную статью примерно следующим образом: «Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит обнародованию по каналам радио и телевидения, незамедлительному официальному опубликованию в печатных и электронных средствах массовой информации, а так-

2 Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» в ред. от 18.07.2011 // РГ 21.09.1993

3 Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ред. от 29.12.2010 // РГ 31.12.2010

же в телекоммуникационно-информационной сети Интернет». Также следует сделать аналогичные поправки и в ФКЗ «О военном положении».

В соответствии с этим в законодательство о чрезвычайном и военном положении следует ввести также норму, согласно которой сайты в телекоммуникационно-информационной сети Интернет, используемые для оповещения граждан, определяются соответствующим Указом Президента Российской Федерации.

Сделать это следует для установления единого использования Интернет-технологий в государственном управлении при введении режима чрезвычайного или же военного положения. Следует предположить, что для извещения граждан о введении режима чрезвычайного положения разумно было бы также использовать и наиболее популярные сайты: поисковые системы и социальные сети (например, www.yandex.ru, www.odno-klassniki.ru, www.vkontakte.ru,www.facebook.com и т.д.). Вывод о разумности использования данных ресурсов можно сделать исходя из того, что аудитория данных сайтов в день значительно превышает аудиторию информационных сайтов4. Информировать пользователей в данном случае должна администрация данных сайтов.

В соответствии с этим Президент РФ, как глава государства, должен издать Указ об использовании средств телекоммуникационно-информационной сети Интернет для оповещения граждан о чрезвычайной ситуации. При этом указывать список социальных сетей в данном документе не представляется разумным вследствие постоянной модификации сети Интернет. В данном Указе должны быть указаны лишь требования к данным сайтам. Примерный перечь требований, относящих сайт к социальным сетям, может быть следующим:

- регистрация на данных сайтах может быть свободной;

- данные сайты обладают возможностью самопре-зентации, то есть пользователь по своему желанию заполняет свой профиль фотографиями, видеозаписями, какой-либо информацией (например, информация о том, в какой школе пользователь обучался), а также может вести свой блог;

- данные сайты обладают коммуникативными свойствами, то есть пользователи имеют возможность без использования дополнительного программного обеспечения общаться между собой;

- возможность социализации, то есть возможность искать «друзей» и вступать в «группы» или «сообщества».

При использовании социальных сетей для информирования граждан о чрезвычайной ситуации, сообщение о введении режима ЧС или его отмене должно приходить от администрации портала. Вопрос визуального оформления данного сообщения должна решать непосредственно администрация социальной сети.

Внесение данных изменений в законодательство поспособствует реализации принципа информационной открытости и использования интернет-технологий в государственном управлении.

4 Рейтинг информационных ресурсов Рунета. Академия языков

КУДН http://www.adbase.ru/actual/ratings/news1 по данным Веб 2.0 Эксперт - Сарафанное радио http://www.sarafannoeradio.org/; Информационные ресурсы Рунета: 43% российских интернет-

пользователей посещают новостные ресурсы. К11метрика. Циф-

ры в интернете http://rumetrika.rambler.ru/review/0/3722? article=3722

С развитием Интернет-технологий непременным атрибутом органов государственной власти стал официальный сайт.

В информационном праве существует несколько определений такого явления современности, как официальный сайт организации или учреждения. Официальный сайт организации это место публикации всех новостей и сообщений, которые данная организация хочет донести до общественности5.

В соответствии с ФЗ №8 от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - это сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления6.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что официальный сайт - это совокупность электронных документов, расположенная в информационнотелекоммуникационной сети Интернет, имеющая минимум одно доменное имя и содержащая сведения о владельце данного электронного ресурса, в том числе и информацию о режиме работы данного учреждения, структурных подразделениях, справочных службах, принимаемых нормативных актах и т.д.

На официальном сайте должны размещаться следующие сведения: касающиеся обновления законодательства, режима работы государственного органа, кадровые перестановки в данном государственном органе, а также должны публиковаться внутренние нормативно-правовые акты и иные документы.

За работой официального сайта должны следить и отвечать специалист и обеспечивающий специалист. Кроме того, контроль за надлежащей работой официального сайта должны обеспечивать: руководитель органа, его заместители или же иные должностные лица данного органа по поручению руководителя или его заместителя. Одновременно с этим контроль за работой сайта может осуществляться и со стороны пользователей. Например, пользователи имеют право на получение достоверной информации. В том случае, если размещенная на сайте информация не является достоверной или же утратила свое значение, пользователи могут сообщить о данном факте в приемную государственного органа. Подобные сообщения должны заносится в отдельный журнал, в котором должно быть зафиксировано: пользователь, сообщивший о проблеме, суть сообщения и время, когда данное сообщение было передано в государственный орган. В дальнейшем данному пользователю должно быть выслано автоматическое уведомление о том, что его сообщение принято, зарегистрировано и сообщению присвоен соответствующий входящий номер. Текст же самого сообщения должен быть распечатан и передан на рассмотрение руководителю данного органа для принятия решения о необходимости проведения проверки по данному факту. В том случае, если будет установлена вина сотрудника, то данный сотрудник должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Пецевич М. Что такое официальный сайт? // иК1_: http://statiami.com/s/intemet/chto-takoe-oficialnyy-sayt.php

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // РГ 13.02.2009

Также в государственных органах должны проводится обобщения по результатам работы официального сайта за отчетный период. Данные обобщения должны делать сотрудники государственного органа по поручению руководителя данного органа. В обобщении должно быть указано: за какой период рассматривались результаты работы сайта; количество обращений пользователей к сайту; замечания, сделанные пользователями; были ли внеплановые остановки работы сайта.

Сайты судов были созданы по единому образцу, поэтому и многие трудности, возникающие при их использовании также одинаковы.

В соответствии с Приказом от 16.11.2009 г. №470 «О требованиях к технологическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти», к навигационным средствам официального сайта предъявляются следующие требования:

1) вся размещенная на официальном сайте информация должна быть доступна пользователям информацией путем последовательного перехода по гиперссылкам, начиная с главной страницы официального сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более пяти;

2) пользователю информацией должна предоставляться наглядная информация о структуре официального сайта и о местонахождении отображаемой страницы в этой структуре;

3) на каждой странице официального сайта должны быть размещены: главное меню, явно обозначенная ссылка на главную страницу, ссылка на карту официального сайта, наименование федерального органа исполнительной власти (территориального органа федерального органа исполнительной власти);

4) заголовки и подписи на страницах должны описывать содержание (назначение) данной страницы, наименование текущего раздела и отображаемого документа; наименование страницы, описывающее ее содержание (назначение), должно отображаться в заголовке окна веб-обозревателя;

5) текстовый адрес в сети Интернет (универсальный указатель ресурса, Ш1_) каждой страницы должен отображать ее положение в логической структуре сайта и соответствовать ее содержанию (назначению), а также в текстовом адресе должны быть использованы стандартные правила транслитерации7.

При изучении главных страниц сайтов районных судов, нами был сделан вывод о том, что множество ссылок вполне можно объединить друг с другом. Например, можно объединить разделы о суде, пресс-службы и справочной информации в один; также можно объединить в один и такие разделы, как судебные акты, судебное делопроизводство, документы суда и нормативные акты. Кроме того, на главной странице разумно было бы расположить информацию о приемной суда, о реквизитах для уплаты государственной пошлины, а также сделать кнопку «Поиск по сайту» более заметной.

Сделать это следует для того, чтобы облегчить доступ гражданам к интересующей их информации. Наличие многочисленных разделов и ссылок, которые еще похожи и по названию, вводит пользователей в заблу-

7 Приказ Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N 470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» // РГ 27.01.2010

ждение и из-за этого получается, что доступ к информации по-прежнему для пользователей осложнен.

Также, исходя из анализа ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и предоставляемой через Интернет информации о деятельности судов, можно сказать следующее. Наибольшей популярностью пользуются разделы с судебными актами. Но на официальных Интернет-сайтах судов РФ приводятся, во-первых, далеко не все тексты определений, постановлений и решений, а только тех, где не затрагивается охраняемая законом тайна; во-вторых, в тексте не указываются фамилии, имена и отчества участников процесса. Обжаловать решение суда, которое было скачано с официального Интернет-сайта, также не получится - представленный документ документом по сути не будет, так как в нем нет не только данных об участниках процесса, но и печати суда и подписи председательствующего судьи. Соответственно, лицу надо будет обращаться с заявлением в суд о выдаче копии решения. Ссылку на оформление данного заявления также было бы разумно разместить на сайте суда.

Одновременно с реализацией своей основной задачи, а именно обеспечение доступа к информации неограниченного круга лица, данный закон позволит решить и несколько дополнительных. Например, одним из источников информации являются библиотеки, в них хранится огромной объем информации - от периодических изданий и документальных работ до новейшей художественной литературы. С принятием данного закона библиотеки должны быть подключены к сети Интернет8.

В связи с первыми зарубежными опытами по созданию электронных судов необходимо поручить представителям судебной системы разработать проект аналогичных судов в Российской Федерации, а также разработать соответствующие поправке в действующее законодательство о судебной системе и процессуальное законодательство.

В 2010 специалистами Института развития свободы информации (ИРСИ) был проведен мониторинг официальных сайтов органов государственной власти. При проведении исследования специалисты руководствовались несколькими сотнями критериев, основное содержание которых сводилось к уровню доступа и открытости для пользователей информации, ее полноты, объективности и всесторонности изложения. Данные проведенного исследования показывают, что по состоянию на 2010 год ни один из государственных органов не является открытым для пользователей на все сто процентов 9

Из всех изученных официальных сайтов можно выделить сайт Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования - http://www.pnmd-nadzor.ru. Все страницы данного сайта выполнены в спокойных тонах, все страницы сайта доступны при последовательных переходах. Интерфейс страницы выполнен программным обеспечением, которое позволяет свободно изменять масштаб страницы с помощью веб-браузера пользователя. Поиск нужной информации не осложнен какими-либо препятствиями, в том числе доступен поиск и при выключенной функции

8 Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ред. от 11.07.2011 // РГ 15.07.2011

9 Рейтинг информационной открытости государственных органов орган власти России в 2009 году // gt.market Новости гуманитарных технологий http://gtmarket.ru/news/state/2010/02/19/2524

отображения графических элементов страниц в вебобозревателе. Текст самих ссылок и текст информации набран достаточно крупным шрифтом, интерфейсы страниц не содержат устаревшей или лишней информации. Строка «поиск» расположена с левой стороны. Несмотря на то, что данная строка расположена практически в самом низу страницы, найти ее не составляет труда благодаря цветовой схеме, в которой выполнен сайт - белый и темно-зеленый.

В своем исследовании специалисты ИРСИ указали основные причины того, почему официальные сайты не соответствуют всем требованиям законодательства. Во-первых, это не желание самих чиновников размещать для общего доступа открытую информацию, но которая носит специфический характер; во-вторых, это неоцененность официальных сайтов, как способа реального информирования граждан10.

Решение проблемы, рассмотренной специалистами ИРСИ, заключается в следующем:

а) ужесточение контроля за своевременным и оперативным размещением открытых сведений на официальном сайте организации или учреждения ответственным должностным лицом;

б) развитие официальных сайтов органов государственной власти путем проведения опросов на самом сайте о том, какую информацию, по мнению посетителей сайта, следует добавить, удалить или обновить.

Таким образом, для повышения эффективности использования интернет-технологий в государственном управлении необходимо реформирование законодательства в сфере информирования граждан (необходим переход на способы донесения информации с использованием 1Т-технологий); мониторинг официальных сайтов органов государственной власти; привлечение граждан для выявления недочетов, пробелов, нарушений органов государственной власти при использовании интернет-технологий.

Список литературы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // РГ 21.01.2009 Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: ФЗ от 09.02.2009 N 8-ФЗ // РГ 13.02.2009 Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: ФЗ от 22.12.2008 N 262-ФЗ ред. от 11.07.2011 // РГ 15.07.2011 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: ФЗ от 21.12.1994 N 68-ФЗ ред. от 29.12.2010 // РГ 31.12.2010 О государственной тайне: закон от 21.07.1993 N 5485-1 ред. от 18.07.2011 // РГ 21.09.1993 О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти: Приказ Минэкономразвития РФ от 16.11.2009 N 470 // РГ 27.01.2010 Пецевич М. Что такое официальный сайт? // 11Р1_: http://statiami.com/s/internet/chto-takoe-oficialnyy-sayt.php Рейтинг информационных ресурсов Рунета. Академия языков КУДН http://www.adbase.ru/actual/ratings/ по данным Веб 2.0 Эксперт - Сарафанное радио http://www.sarafannoe radio.org/; Информационные ресурсы Рунета: 43% российских интернет-пользователей посещают новостные ресурсы. РЫметрика. Цифры в Интернете http://rumetrika. rambler.ru/review/0/3722? article=3722

10 Т-

Там же.

Рейтинг информационной открытости государственных органов орган власти России в 2009 году // gt.market Новости гуманитарных технологий http://gtmarket.ru/ news/state/2010/02/19/2524

Literature list:

The constitution of the Russian Federation About providing of access to the information on activity of state structures and local governments About providing of access to the information on an activity of the courts in the Russian Federation About protection of the population and territories against emergency situations of natural and technogenic character About the state secret

About requirements to technological, program and linguistic means of maintenance of using official sites of federal enforcement authorities Pecevich M. «What is the official site?» // URL: http://statiami.com/s/internet/chto-takoe-oficialnyy-sayt.php Rating of information resources of a Runet. Academies of languages of the Kazakhstan university of friendship of the people. Information resources of a Runet: 43 % of the Russian Internet users visit news resources. RUметрика. Figures on the Internet

Rating of an information openness of state structures authority of Russia in 2009//gt.market News of humanitarian technologies

Рецензия

на статью Филиппова Е.А., аспиранта кафедры таможенного, административного и финансового права юридического факультета Саратовского государственного университета на тему: «Особенности использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации»

Представленная на рецензию работа представляет собой правовое исследование использования интернет-технологий в государственном управлении Российской Федерации. Актуальность и практическая значимость этой темы несомненна. В настоящее время на всех уровнях власти проводится политика информатизации, которая призвана обеспечить большую эффективность государственного и муниципального управления.

Как справедливо отмечает автор статьи, информационная открытость состоит из двух компонентов: права на информацию и обязанности ее предоставлять. Автором также исследуются вопросы ограничений открытости информации и, в частности, случаи отнесения отдельных видов информации к конфиденциальной.

В статье также высказываются интересные предложения относительно распространения некоторых видов общезначимой информации, в частности, посредством использования социальных сетей. На этой основе автором формулируются требования, которые позволяют относить сайт к социальным сетям.

Заслуживают также предложения автора о совершенствовании различных сайтов официальных органов власти.

Рецензируемая статья подготовлена на хорошем уровне, затрагивает серьезные проблемы и представляет собой завершенное правовое исследование. В связи с выше-из-ложенным представляется, что статья Е.А. Филиппова может быть рекомендована к опубликованию в журнале, входящем в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, в том числе, в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина доктор юридических наук, доцент С. Е. Чаннов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.