Научная статья на тему 'Особенности использования инструментов кредитно-денежной политики в России в условиях мирового финансового кризиса'

Особенности использования инструментов кредитно-денежной политики в России в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / MONEY / MONETARY POLICY / MONETARY POLICY INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Содикова Сабина Шухратжоновна

Мировой экономический кризис оказал значительное воздействие на денежно-кредитную политику в России и привел к появлению ее новой модели и существенным изменениям в инструментарии. В настоящей статье приведен анализ антикризисной де-нежно-кредитной политики, проводившейся в России в период с 2007 по 2009 гг.; вы-явлены ее характерные особенности, определены основные недостатки, а также пред-ложен ряд мер по реформированию монетарного инструментария для обеспечения гиб-кости, оперативности и готовности реагировать на внешние шоки и деформации миро-вых финансовых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The global economic crisis had a significant impact on monetary policy in Russia and led to the emergence of a new model and significant changes in its tools. The present article provides an analysis of anti-crisis monetary policy pursued by Russian Central Bank in the period from 2007 to 2009.; reveals its characteristic features, the basic flaws, as well as a number of measures to reform the monetary tools to ensure flexibility, responsiveness and readiness to respond to external shocks and strain the world's financial markets.

Текст научной работы на тему «Особенности использования инструментов кредитно-денежной политики в России в условиях мирового финансового кризиса»

РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

С. Ш. Содикова

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Аннотация

Мировой экономический кризис оказал значительное воздействие на денежнокредитную политику в России и привел к появлению ее новой модели и существенным изменениям в инструментарии. В настоящей статье приведен анализ антикризисной денежно-кредитной политики, проводившейся в России в период с 2007 по 2009 гг.; выявлены ее характерные особенности, определены основные недостатки, а также предложен ряд мер по реформированию монетарного инструментария для обеспечения гибкости, оперативности и готовности реагировать на внешние шоки и деформации мировых финансовых рынков.

Annotation

The global economic crisis had a significant impact on monetary policy in Russia and led to the emergence of a new model and significant changes in its tools. The present article provides an analysis of anti-crisis monetary policy pursued by Russian Central Bank in the period from 2007 to 2009.; reveals its characteristic features, the basic flaws, as well as a number of measures to reform the monetary tools to ensure flexibility, responsiveness and readiness to respond to external shocks and strain the world's financial markets.

Ключевые слова

Деньги, денежно-кредитная политика, денежно-кредитные инструменты.

Key words

Money, monetary policy, monetary policy instruments

Процессы глобализации, развивающиеся в мировой экономике и проявившиеся наиболее глубоко в финансовой сфере, оказывают значительное воздействие на развитие национальных экономик и их кредитно-денежную политику. Особенно отчетливо это проявилось в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., который продемонстрировал несовершенство регуляторных систем большинства стран мира, подтвердил необходимость совершенствования инструментов монетарной

политики, а также их функций в обеспечении финансовой стабильности.

В России в докризисный период сложилась специфическая модель сочетания кредитно-денежной и бюджетноналоговой политики. Центральный банк, используя валютные интервенции, фактически осуществлял таргетирование номинального валютного курса, а Министерство финансов - регулирование денежной массы посредством Стабилизационного фонда. В результате удавалось относительно успешно

регулировать как валютный курс, так и денежное предложение.

Однако первые потрясения на мировом финансовом рынке в августе

2007 г. внесли изменения в кредитноденежную политику России. В связи с нехваткой ликвидности у российских банков направления монетарной политики были пересмотрены. Основные ее инструменты (за исключением валютных интервенций), использовавшиеся, наряду с бюджетно-налоговой политикой для целей стерилизации, были переориентированы на предоставление ликвидности. С августа 2007 г. возобновились аукционы прямого РЕПО, был временно снижен норматив обязательного резервирования. К концу 2007 г. появились признаки увеличения оттока капитала из страны, снижения вкладов населения, ускорения темпов инфляции, вызванные ростом мировых цен на продовольствие, следствием чего явилось ужесточение кредитноденежной политики, проявившееся в повышении норматива обязательного резервирования и ставки рефинансирования сначала с 11 до 12%, а затем еще на один процентный пункт - до 13% годовых. Однако при этом продолжалось наращивание валютных резервов, способствовавшее росту предложения денег.

Острая фаза кризиса в России началась осенью 2008 г. Денежнокредитная политика достаточно быстро отреагировала на полномасштабный финансово-экономический кризис, однако проводилась по двум во многом противоположным направлениям. Во-первых, была продолжена политика помощи банковской системе, уже проводившаяся на первой волне кризиса, только в большем масштабе. С августа-сентября 2008 г. резко увеличилось предоставление средств коммерческим банкам по традиционным каналам. При этом основным механизмом кредитования банков были операции РЕПО, а

пик предоставления помощи пришелся на конец 2008 - начало 2009 гг.

Изменения затронули и условия предоставления ликвидности, которые были аналогичны изменениям, имевшим место в развитых странах и направленным на расширение числа финансовых институтов, имеющих доступ к ресурсам Центрального банка. Так, был расширен перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам; удлинены сроки предоставления ликвидности; введены новые инструменты кредитно-денежной политики, основным из которых стали беззалого-вые кредиты; началось предоставление кредитов под обеспечение «нерыночными» активами (залог векселей, права требования по кредитным договорам) [1, с. 12].

В качестве инструмента прямого регулирования ликвидности в начале 2009 г. использовались обязательные резервные требования. Основной причиной использования данного инструмента явилась присущая ему функция оперативного воздействия на величину денежной массы, которая за январь— март 2009 г. сократилась в абсолютном выражении на 10,2% (для сравнения за январь—март 2008 г. она увеличилась на 0,8%).

В целях оказания определенной поддержки кредитным организациям были перенесены ранее установленные сроки поэтапного увеличения нормативов обязательных резервов с 1 февраля до 1,5% и с 1 марта 2009 г. до 2,5% на 1 мая и 1 июня 2009 г. соответственно. Кроме того, в апреле 2009 г. было принято решение о реструктуризации повышения нормативов обязательных резервов с проведением его не в два, а в четыре этапа (на 0,5 процентного пункта на каждом этапе). Нормативы были установлены по каждой категории резервируемых обязательств в следующем размере: с 1 мая 2009 г. - 1,0%; с 1 июня 2009 г. - 1,5%; с 1 июля 2009 г. -

2,0%; с 1 августа 2009 г. - 2,5%. С 1 ноября 2009 г. вступило в силу новое Положение Банка России "Об обязательных резервах кредитных организаций", которым уточнены категории резервируемых обязательств, что позволило устанавливать при необходимости дифференцированные нормативы обязательных резервов. В сентябре 2009 года было принято решение о сохранении ранее установленных нормативов обязательных резервов в размере 2,5% по каждой из категорий резервируемых обязательств, что позволило банкам использовать дополнительные средства для проведения расчетов и кредитования.

Наметившиеся замедление инфляционных процессов, стабилизация национальной валюты, рост вкладов населения с начала года 2009 года предопределили решение о снижении ставки рефинансирования в конце апреля 2009 года. К концу октября ставка была понижена до рекордной отметки в 9,5%. В течение этого же периода ЦБ РФ существенно ослабил свое воздействие на динамику валютного курса рубля. Общий эффект от кредитноденежной политики в этот период был связан с некоторым ростом денежной массы (на 15,7% с 1 февраля по 1 ноября 2009 г.) [2, с. 5]

Для регулирования кредитноденежной сферы с целью предоставления дополнительной помощи банковской системе использовались и другие инструменты экономической политики: размещение временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах; субординированные кредиты банкам, собственники которых увеличили их капитал в период кризиса, а также кредиты Внешэкономбанку в иностранной валюте под 8% годовых на обслуживание внешних займов компаний (сделанных до 25 сентября 2008 г.). Необходимо отметить, что последний выдавал ссуды

предприятиям с маржой около 4 п. п., а ставка в 12% значительно превышала (после всеобщего понижения ставки рефинансирования) рыночные ставки на мировых рынках, что создавало дополнительные трудности реальному сектору в получении кредитов.

В связи с резким ростом невозвратов кредитов и необходимостью компенсировать банкам возможный дефицит капитала в июле 2009 г. был запущен механизм докапитализации банков через обмен привилегированных акций на облигации федерального займа (ОФЗ). В бюджете на 2009 год на выпуск ОФЗ для банков было предусмотрено 150 млрд руб. Предполагалось, что в 2010 году программа господдержки банковского сектора в виде ОФЗ увеличится до 250 млрд руб. Однако в середине октября 2009 стало очевидно, что в связи со стабилизацией финансового сектора банки не стремились воспользоваться данной программой. Поэтому расходы на докапитали-зацию банков были сокращены в 2,5 раза - до 100 млрд. рублей.

Таким образом, первое направление денежно-кредитной политики в период острой фазы кризиса было напрямую связано с использованием функций ее инструментов увеличения денежного предложения и поддержания деловой активности. Однако концентрация потоков средств, вливаемых в финансовый сектор в небольшую часть банков, оказалась неоправданной, потому как не обеспечила оживления межбанковского рынка. Кроме того, размещение бюджетных средств на депозитах в избранных банках, кредитовавших малые и средние банки, фактически создавало трехуровневую банковскую систему, которая неэффективна по сравнению с двухуровневой, где Центральный банк имеет разветвленную систему территориальных подразделений, хорошо информированных о финансовом состоянии коммерческих

банков, и развитую платежную систему. В качестве альтернативы можно было увеличить в аналогичных масштабах рефинансирование коммерческих банков по примеру антикризисной денежно-кредитной политики Еврозоны, в рамках которой были расширены операции на открытом рынке как в части снижения процентных ставок по операциям, так и в части долгосрочно-сти их проведения.

Вторым направлением кредитно-денежной политики России в острой фазе кризиса стало регулирование динамики валютного курса. Если первое направление находилось в русле основных тенденций антикризисной кредитно-денежной политики развитых стран, то второе в большей степени характерно для стран с развивающейся рыночной экономикой. Это было связано со стремлением поддержать внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность собственных производителей с высоким уровнем внешних заимствований, с наличием значительных активов, номинированных в иностранной валюте и обращающихся в национальной экономике. Причем эти факторы оказывали разнонаправленное влияние на желаемый уровень валютного курса. Во время кризиса сталкивались две противоположные тенденции: с одной стороны, стремление удержать национальную валюту от стремительного обесценивания и связанных с этим неуправляемых инфляционных процессов и оттока капитала, с другой - поддержать конкурентоспособность национальной экономики посредством управляемого снижения валютного курса.

В начале кризиса проводилась политика, направленная на обесценение российского рубля по отношению к доллару США и бивалютной корзине. Одной из основных причин подобной политики был значительный объем внешней задолженности корпоративно-

го и банковского секторов в России в докризисный период (на 1 октября 2008 г. внешний долг этих двух секторов уже приближался к 500 млрд. дол.). Необходимость предотвращения внезапного роста внешнедолгового бремени предопределила оправданность подобной политики.

Регулируемое снижение валютного курса происходило в несколько этапов: до ноября 2008 г. курс рубля поддерживался относительно бивалютной корзины (в условиях движения курсов мировых валют это означало на тот момент падение его курса к доллару); в ноябре-декабре 2008 г. происходило понижение уже целевых показателей курса рубля относительно бивалютной корзины; наконец, ко второй половине января 2009 г. по ряду признаков падение курса приняло обвальный характер. Продажа иностранной валюты достигла максимума в декабре 2008 г. (нетто-продажи доллара США составили около 57, 4 млрд. дол.) [3, с. 49].

Следует отметить, что в период стремительного падения курса рубля, в январе 2009 г., было объявлено о границах валютного коридора, тогда как до этого практиковалось имплицитное таргетирование валютного курса. Очевидно, что переход к той или иной форме явного таргетирования валютного курса в период кризиса при невыполнении цели угрожает подрывом доверия к национальной валюте.

Общим результатом двух направлений кредитно-денежной политики на острой стадии кризиса стало сокращение денежной массы, что свидетельствовало о преобладании направления, связанного с регулированием валютного курса. Таким образом, стоявшая перед кредитно-денежной политикой задача поддержать совокупный спрос не была решена. У подобной политики была альтернатива, которая позволила бы избежать столь значитель-

ной растраты валютных резервов и сохранения процентных ставок на высоком уровне: издержки денежно-

кредитной политики по борьбе с кризисом могли бы быть снижены в случае применения валютных ограничений (как это было сделано в случае кризиса 1998 г). Использование этой меры позволило бы сэкономить валютные резервы.

После завершения фазы обесценивания рубля направление кредитноденежной политики в России вновь изменилось. Новый этап в ее проведении начался со стабилизации курса рубля и с возобновления роста цен на нефть на мировом рынке в середине февраля -марте 2009 г. Объемы помощи банковской системе в части предоставления ликвидности существенно сократились. Стабилизация внутреннего валютного рынка привела к снижению спроса кредитных организаций на дополнительную ликвидность. Если в январе 2009 г. в условиях недостатка ликвидности спрос кредитных организаций на операции по рефинансированию со стороны Банка России находился на высоком уровне: средний дневной объем операций по предоставлению ликвидности составлял около 820 млрд. рублей, то в феврале - марте средний дневной объем операций Банка России по предоставлению ликвидности снизился до 430 млрд. рублей, в апреле - сентябре 2009 г. - до 81,9 млрд. рублей.

Анализируя общие итоги проведения денежно-кредитной политики в период кризиса, можно сделать следующие выводы. Во-первых, главным результатом антикризисной кредитноденежной политики стало поддержание на плаву банковской системы в целом. Во-вторых, несмотря на поддержку финансовой системы и совокупного спроса, предотвратить значительный спад производства, который продолжался до октября 2009 г., мерами денежно-кредитной политики не удалось.

В этом результаты кредитно-денежной политики в России качественно отличаются от результатов в развитых странах, потому как глубина падения основных макроэкономических показателей в нашей стране была гораздо больше.

Существенные различия в антикризисной монетарной политике России и развитых стран прослеживаются, прежде всего, в выборе инструментов, используемых для стабилизации экономической конъюнктуры. В первую очередь это касается инструмента регулирования процентных ставок. Если монетарные власти развитых стран начали снижение процентных ставок с начала финансовых потрясений до рекордно низких величин, то ЦБ РФ не только не снижал ставку рефинансирования, а напротив, повышал ее, что создало еще большие диспропорции на кредитном рынке и ограничило терпящим нехватку ликвидности коммерческим банкам доступ к ресурсам Центробанка. В результате такой «антикризисной» кредитно-денежной политики в первые месяцы развертывания кризиса в январе 2009 г. средние кредитные ставки по операциям на срок до 1 года по России в целом (без учета Сбербанка) выросли до 17,4%. Это максимальное значение показателя с мая 2002 года, когда ставка достигала 17,7%.

Кроме того, если в развитых странах финансовая помощь предоставлялась в основном банковскому сектору, то российские монетарные власти стали выделять огромные средства из Резервного фонда для кредитования небанковских предприятий, испытывавших кризис ликвидности, что создало риск повышения инфляции и оппортунистического поведения со стороны 295 компаний, входивших в список предоставления финансовой помощи. Поддержка должна оказываться не заранее известным компаниям, а финансовым институтам, испытывающим

временные затруднения, не обусловленные низким качеством корпоративного управления и высокорискованными вложениями.

Эффективность курсовой политики в кризисный период, в частности, плавная девальвация курса рубля, представляется не вполне оправданной, потому как манипуляции валютным курсом имеют негативные последствия. Преднамеренное укрепление рубля приводит к избыточному притоку капитала и удешевлению денег, а движение курса по заданной траектории в обратном направлении провоцирует избыточный отток капитала и резкое удорожание национальной валюты. И то, и другое деформируют денежные рынки, и именно это случилось в России в конце 2008 г. и в январе 2009 г. Проведение Банком России масштабных валютных интервенций в рамках политики постепенной девальвации рубля привело к снижению международных резервов органов денежно-кредитного регулирования.

Все вышеперечисленное свидетельствует о двойственности антикризисной кредитно-денежной политики России, потому как первое направление было связано с поддержкой банковского сектора и соответственно увеличением предложения денег, результатом же второго направления стало сокращение денежной массы в экономике. Кризис выявил недостатки используемого монетарного инструментария для решения поставленных перед ней задач, в частности, выбор инструментов регулирования не отличался оперативностью и гибкостью. Кроме того, кризис привел к трансформации функции Центрального банка, который стал не просто кредитором, но фактически спонсором финансового рынка последней инстанции. Очевидно, что необходима реформа методов и средств монетарного регулирования в России. Эта реформа должна обеспечивать не толь-

ко снижение темпов инфляции, но и устойчивое повышение экономической активности и доходов граждан, что невозможно без создания инновационной экономики, конкурентоспособной в условиях глобализации. Для этого необходимо пересмотреть приоритеты целей, обновить спектр и функции инструментов денежно-кредитного регулирования для обеспечения гибкости, оперативности и готовности реагировать на внешние шоки и деформации мировых финансовых рынков. Впоследствии эффективная монетарная политика должна способствовать обеспечению финансирования инвестиций в развитие высокотехнологичных предприятий, конкурентоспособных не

только на внутреннем, но и на внешнем рынке, переходу на инновационный путь развития, предусмотренный Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития России до 2020 г.

Библиографический список

1.Акиндинова Н., Миронов В., Петро-невич М., Пухов С., Смирнов С. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики. 2009. №9.

2.Алексашенко С. Обвальное падение закончилось, кризис продолжается // Вопросы экономики. 2009. №5.

3.Некипелов А., Головнин М. Стратегия и тактика кредитной политики в условиях мирового экономического кризиса // Вопросы экономики. 2010. №1.

4. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2008 г // Вестник Банка России. 2009. №19.

5.Состояние денежной сферы и реали-

зация денежно-кредитной политики в I квартале 2009 г //

http://www.cbr.ru/analytics

Bibliographic list

1.Akindinova N., Mironov V., Petronevich M., Puhov S., Smirnov S. Russian Economy Against the Background of World Crises: Current Trends and Prospects // Questions of Economics. 2009. №9.

2.Aleksashenko S. The Slump Is Over, the Crisis Continues // Questions of Economics. 2009. №5.

3.Nikipelov A., Golovin M. Strategy and Tactics of Monetary Policy in the Global

Economic Crisis // Questions of Economics. 2010. №1.

4.Money Market State and the Implementation of Monetary Policy in

2008 // Bulletin of the Bank of Russia. 2009. №19.

5.Money Market State and the

Implementation of Monetary Policy in the I Quarter of 2009 //

http://www.cbr.ru/analytics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.