Научная статья на тему 'Особенности использования инструментов интернет-маркетинга в сфере кейтеринга'

Особенности использования инструментов интернет-маркетинга в сфере кейтеринга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладких М. А., Тинякова В. И.

Обсуждаются основные тенденции развития российского рынка кейтеринга. Анализируются интернет-возможности продвижения кейтеринговых услуг и формулируются рекомендации по их использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования инструментов интернет-маркетинга в сфере кейтеринга»

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ КЕЙТЕРИНГА

© Гладких М.А*., Тинякова В.И.Ф

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Обсуждаются основные тенденции развития российского рынка кей-теринга. Анализируются интернет-возможности продвижения кейте-ринговых услуг и формулируются рекомендации по их использованию.

Совсем недавно понятие «кейтеринг» в нашей стране было известно лишь профессионалам ресторанного бизнеса. Сегодня суть этого понятия может объяснить и рядовой сотрудник, и руководитель крупной компании.

Слово «кейтеринг> пришло к нам из английского языка (catering от cater - «поставлять провизию») и означает «отрасль общественного питания, связанная с оказанием услуг на удалённых точках, включающая все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющих обслуживание мероприятий различного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции» [1].

Изобретателем кейтеринга по праву считают Франсуа Вателя, организовавшего пиры и развлечения для двора Людовика XIV. Сегодня под кейте-рингом на практике понимается выездное ресторанное обслуживание, которое включает в себя умение вкусно приготовить, красиво оформить и эффектно подать блюда в любом месте и в любое время. Презентации, банкеты, корпоративные мероприятия, свадьба, фуршет, шведский стол, барбекю - все эти праздники можно устроить с помощью ресторана выездного обслуживания. При этом организация мероприятия практически ничем не будет уступать стационарной форме обслуживания.

Преимущества кейтеринга состоят в следующем [3]:

- Исключительная мобильность. Можно провести торжество практически в любом месте, которое выберет заказчик.

- Комплексность услуги. С учетом пожеланий заказчика составляется индивидуальное меню, разрабатывается оригинальный сценарий праздника, оформляется интерьер помещения и т.д.

Как вид ресторанного бизнеса кейтеринг начал формироваться в Москве в начале 1990-х, затем получил развитие в Санкт-Петербурге, и к 2000 году кейтеринг-индустрия получила развитие в других городах Российской Фе-

* Аспирант Экономического факультета.

* Профессор кафедры Информационных технологий и математических методов в экономике, доктор экономических наук.

дерации и странах СНГ. Этим промежутком времени датировано и появление корпоративной культуры в нашей стране. Российский опыт кейтеринг-технологий начался с развития событийного кейтеринга, и его первоначальной характерной чертой, помимо спонтанности, было сомнительное качество оказываемых услуг. Цивилизованный рост качества предоставляемых кейтеринг-услуг был прерван глубоким кризисом российской экономики в 1998 году.

В конце 1999 года российский рынок кейтеринг-индустрии продолжил свое формирование и развитие. Уже с 2005 года были представлены перспективные виды оказания услуг, связанные с ресторанным бизнесом и проведением интересных и значимых мероприятий. В 2007 году прошел первый бизнес-форум Catering Director, который положил начало последующей организации большого количества специализированных выставок, таких как «Кейтеринг Expo-Show 2008», «Кейтеринг-2008» и многие другие.

В настоящее время как мировой, так и российский рынок кейтеринга характеризуются тенденцией к росту [2]. Так, рост кейтеринга в мире составляет около 13 % в год, российский рынок кейтеринга ежегодно увеличивается на 15-20 %. По данным некоторых игроков рынка, темпы ежегодного роста выше, и составляют в среднем около 30 %, а у отдельных игроков колеблются в диапазоне 25-70 %. По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем наблюдаемые темпы роста рынка кейтеринга в России сохранятся.

С точки зрения открытия нового бизнеса рынок кейтеринга привлекателен прежде всего относительно небольшим объемом стартовых инвестиций. Срок окупаемости вложений составляет 1-1,5 года, иногда и меньше. Организация доставки готовых обедов требует еще меньших первоначальных инвестиций. Как отмечают эксперты, некоторые операторы кейтеринга начинают с приготовления обедов в собственных квартирах.

Несмотря на кажущуюся привлекательность, работать на рынке кейте-ринга в России сегодня непросто. Из-за выраженной конкуренции в последние годы наблюдается тенденция к снижению рентабельности кейтеринго-вых предприятий. Помимо фактора конкуренции, деятельность специализированных кейтеринговых компаний осложняет активное развитие кейтерин-гового направления ресторанами традиционного обслуживания.

Российский рынок кейтеринга на сегодняшний день по-прежнему преимущественно сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Выделяются два приоритетных сегмента:

- выездное обслуживание (в том числе, проведение банкетов и фуршетов);

- стационарное обслуживание - обеспечение каждодневного питания сотрудников компаний и предприятий.

Несмотря на высокую прибыльность организации выездного ресторанного обслуживания, эксперты отмечают большую перспективность сегмен-

та стационарного обслуживания предприятий и организаций. Главным фактором здесь является высокая конкуренция между игроками рынка в сегменте выездного ресторанного обслуживания и существенно меньшая ее выраженность в сегменте организации каждодневного корпоративного питания, поскольку все больше современных компаний считают необходимым обеспечить свой персонал горячим полноценным питанием в рабочее время.

Основными потребителями кейтеринговых услуг в России являются корпоративные клиенты, доля корпоративных заказов составляет порядка 70 %. Если на этапе зарождения кейтерингового рынка в России локомотивом его развития были иностранные компании, то сегодня до 80 % корпоративных заказов на рынке кейтеринга приходится на российские компании.

Несмотря на активное развитие рынка кейтеринга в России, далеко не все компании предрасположены к заказу подобного рода услуг. Результаты исследований свидетельствуют о том, что среди работников московских предприятий и коммерческих фирм лишь 9 % обедают в столовой кейтерин-говой фирмы, еще 6 % заказывают доставку обедов в офис/на предприятие. Почти пятая часть работников предприятий и коммерческих фирм обедает в ближайших к офису столовых, кафе, ресторанах.

В условиях ограниченных бюджетов на продвижение своих услуг кей-теринговые компании стараются минимизировать издержки взаимодействия с целевой аудиторией. Широкие возможности для решения этой задачи предоставляет Интернет.

Рассмотрим пять логически связанных этапов эффективного использования инструментов интернет-маркетинга, обеспечивающих повышение SEO-усилий и продвижение кейтеринговых услуг.

1. Локальное продвижение для клиентов, которые находятся рядом с компанией. Так, если Вы локальный ресторатор, то Вам необходимо проникнуть в сознание тех людей, которые находятся на близлежащей территории. Вы должны знать, когда у них будут свадьбы, дни рождения, юбилеи и годовщины. Для того чтобы выстроить такую коммуникацию, надо войти в Твиттер и найти людей, которые находятся с Вами в одном районе. Для этого следует использовать сервис Twitter Grader. После того, как Вы нашли таких людей, следует просто начать общаться с ними, не стараясь сразу приглашать их в свое заведение. Когда у людей будет необходимость, то они обязательно вспомнят и про Ваше кейтеринговое предприятие и свяжутся с Вами. В случае, если надо расширить свои коммуникационные связи, то можно сосредоточиться, например, на ТОП 100 пользователей из города Москва, и постоянно мониторить новых людей, которые добавляются каждую неделю, месяц, и налаживать с ними отношения.

2. Сеть и формы взаимоотношений с заинтересованными блогерами. Блогеры - это люди, которых знают благодаря тому, что ни пишут и зачастую имеют много (или не очень) читателей, которые добавляют блогеров в

свои RSS-каналы (англ., Really Simple Syndication - это международный формат представления новостной информации, с помощью которого можно автоматически экспортировать новости и обновления с сайтов на другие ресурсы или на компьютер пользователя) и в закладки в браузере. Кейтерин-говая компания может извлечь для себя пользу двумя путями:

- Найти популярных блогеров среди кулинаров (или людей, размещающих интересные рецепты). Количество читателей обычно отражается на странице блога. Если не отражается, можно воспользоваться сервисом Technorati (www.technorati.com). Затем надо построить эффективную коммуникацию с владельцем блога: рассказать ему, что у вас есть бизнес и вы благодарны ему за новинки с его блога, что вы можете и хотите принимать участие в развитии его блога. Так, например, если Вы продвигаете диабетическое питание, предложите блогеру свою серию рецептов по этой тематике, если низкокалорийные блюда - то соответственно рецепты в этом ключе. Цель -сделать себя нужным и интересным для целевой аудитории блога. Ели Вы это сделаете, то получите лояльность целевой аудитории и известность среди прочих кейтеринговых компаний Вашего региона. Синергетический эффект поможет вам реализовать поставленные цели. К рецепту нужно прикладывать ссылку на интернет-сайт Вашей компании.

- Найди популярные свадебные блоги, которые представляют собой другие нишы для кейтерингового бизнеса. Повторите выбор партнера через сервис Technocrat! Когда Вы найдете необходимые блоги, то будьте готовы к тому, что нужно будет предоставить качественные фотографии и видео о Ваших проектах и работе. Свадебная индустрия максимально нацелена на визуализацию всего процесса свадьбы, поэтому надо сделать так, чтобы контент выглядел наилучшим образом. Не следует делать 90-минутные ролик со всем процессом кейтеринга мероприятия, будет достаточно 5-7-минутного видео о том, как просто и быстро Ваша компания может обеспечить свадьбу качественным сервисом и блюдами.

3. Размещение видеоконтента. Рассмотрим вариант, с кейтеринговым бизнесом, связанным изготовлением и обеспечением барбекю-шоу. Снимите 10-минутное видео том, как тщательно Вы выбираете мясо, как выбираете оборудование, и главное - как Вы готовите прекрасные стейки на барбекю. Пусть видео будет интересным и насыщенным, больше улыбайтесь, постройте эффективную коммуникацию, основанную на той радости, которую принесет ваше барбекю шоу для клиентов. Видео необходимо разместить на сайте Вашей компании, на видеохостинге YouTube и в блогах, с которыми вы сотрудничаете. Такие видео на самом деле очень востребованы в малом

бизнесе, потому что показывают клиентам доброе отношение Вашей компании к ним. После загрузки видео необходимо убедиться в том, что описание сделано правильно, и что ролик можно найти в поисковых системах. Заметим, что ролики с рецептами на YouTube собирают более 100 000 просмотров.

4. Оптимизация сайта кейтеринговой компании под поисковые запросы. Не совсем правильно строить поисковые запросы на слове «кейтеринг», поскольку, кроме Вашей компании, в этой категории поиска сосредоточено огромное количество компаний со всей страны. Лучшим путем будет оптимизировать сайт под поисковые запросы: «кейтеринг Москва», «кейтеринг Мытищи».

5. Управление трафиком через Flickr. Flickr - еще один прекрасный сервис для управления трафиком в малом бизнесом и, кроме того, добавления 200 фотографий, рассказывающих о Вашем бизнесе и блюдах, которые вы готовите. После загрузки фото на Шскг необходимо:

- Расставить тэги. Например, названия блюда «котлета по-киевски», «стейк рибай», «еда», «рецепт», «кейтринг», «мытищи», т.е. любое то слово, которое поможет пользователям найти Вас на сервисе Flickr.

- Использовать правильные названия в описании файла: внимательно вводите информацию в разделы «Заголовок» и «Описание», 85 % пользователей оставляют в описании название файла и в результате получается, что-то типа «ГМС5952300». Пользователи очень заняты и не будут тратить свое время на фотографии с подобными заголовками.

- Поместите ссылку на свой сайт в описании. Пользователи с Flickr неохотно ходят по сторонним ссылкам, но все-таки порядка 15-20 % активно по ним переходят. Это даст дополнительный импульс и трафик на ваш веб-сайт и, в конечном итоге, развивает Ваш бизнес. Кроме того, обязательно размещайте ссылки на Flickr в блогах, с которыми Вы сотрудничаете и в видео, которые размещены на видеохостинге.

При правильном выполнении указанных этапов кейтеринговая компания сможет занять желаемую рыночную нишу.

Список литературы:

1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org.

2. Обзор российского рынка кейтеринга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.marketcenter.ru/content/doc-2-10915.html.

3. Что такое кейтеринг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.best-catering.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.