Научная статья на тему 'Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии'

Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиходжаева Мархамат Тиллаходжаевна

Данная статья посвящена вопросу «Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии». Использование ИКТ в педагогической деятельности способствует тому, чтобы учебный процесс соответствовал передовым требованиям педагогической науки, сочетал в себе все лучшее из старой советской системы классической педагогики с инновациями, что в итоге принесет пользу ученику. Использование информационных технологий позволяет нам перейти к вопросу о преподавании биологии с качественно новой точки зрения. Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в образовании в области биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии»

портфолио по выбранной теме; презентация компьютера или слайд-шоу в выбранной стране с использованием следующих предметов: герб, гимн, флаг страны; культурное наследие страны; этнографические особенности страны; фольклор; национальная кухня страны; утверждение сказки «Планета моей мечты» с использованием не только текстовой части, но и иллюстративных компонентов; мифология в планетах Солнечной системы; планет в стихах; музыкальная шкатулка; галактические головоломки, используя шарады, загадки, загадки, кроссворды, анаграммы и т. д.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детстве. 3-е изд. Москва, 1991.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ БИОЛОГИИ Алиходжаева М.Т.

Алиходжаева Мархамат Тиллаходжаевна - учитель биологии, школа № 45, Паркентский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена вопросу «Особенности использования ИКТ в повышении эффективности уроков биологии». Использование ИКТ в педагогической деятельности способствует тому, чтобы учебный процесс соответствовал передовым требованиям педагогической науки, сочетал в себе все лучшее из старой советской системы классической педагогики с инновациями, что в итоге принесет пользу ученику. Использование информационных технологий позволяет нам перейти к вопросу о преподавании биологии с качественно новой точки зрения. Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в образовании в области биологии. Ключевые слова: ИКТ, повышение эффективность, биология.

Сегодня, в век новых информационных технологий, степень влияния окружающего мира на молодое поколение значительно расширилась. В настоящее время практика преподавателей биологии наряду с традиционной методологией включает методы активного обучения: ролевые игры, бизнес, организационные и образовательные игры, метод поддержки легенд, интерактивные, модульные технологии обучения и многие другие. «Сегодня концепция образовательной технологии широко рассматривается как область педагогической науки и как особая образовательная технология» [1]. Компьютерные технологии открывают новые возможности и позволяют создавать условия для развития познавательного интереса к биологии для школьников. Действительно, в теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Когнитивный интерес Гальперина заключается в том, что цель воспитания как средства формирования личности как условия для эффективности учебного процесса как важного элемента структуры личности как мотива обучения. Большой вклад в теорию и практику образовательных технологий внесли такие ученые, как Талызина Н.Ф., Беспалько В.П. [2].

Не стоит забывать о целесообразности использования информационных технологий для достижения следующих педагогических целей: развития личности студента; подготовка к самостоятельной производственной деятельности в условиях информационного общества.

В нашей школе мы используем новые информационные технологии: мультимедийное образование, образовательные порталы, материалы для веб-конференций, проведение мультимедийных уроков, использование анимационных моделей в образовании, а также в школьных классах биологии мы используем метод образовательного проекта для выявления творческого потенциала студентов и их индивидуальность.

Проект представляет собой набор действий, специально организованных преподавателем и независимо исполняемых студентами, кульминацией которых является создание творческого продукта.

Студенты в работе над проектами:

Г Определить актуальную проблему, по которой они либо индивидуально, либо в групповой работе, выявлять проблемы в различных областях знаний;

L Задавайте задания, составляйте план работы, ищите способы решения проблемы, определяйте объект исследования;

L Проложить гипотезы, экспериментировать с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из различных источников;

Подведение итогов, и учитель на этом этапе должен помочь детям развить способность спорить о выводах, обрабатывать экспериментальные данные, обрабатывать результаты и, конечно, работать вместе, сотрудничать;

Г Подготовка защиты проекта, использование компьютера, мультимедийного оборудования, построение логической системы доказательств;

Г Презентация проекта, цель которого - представить результат своей деятельности, довести проблему до общественности, способы ее решения, и это позволит учащимся развивать навыки в области искусства и культуры общения, и для этого учитель сам "должен быть квалифицированным учителем, его навыки преподавания велики.

Технология подготовки проекта учитывает возраст и индивидуальные особенности детей, стимулирует независимость, необходимость самореализации.

Наличие в классе биологии интерактивной доски CLASUS дает возможность сочетать компьютерные и традиционные методы организации образовательной деятельности, используя различные методы индивидуальной и совместной работы со студентами, они начинают понимать более сложные материалы в результате более четкого, более эффективное и динамичное представление материала, становясь уверенным в себе. С помощью компьютерной программы Microsoft PowerPoint был разработан цикл мультимедийных уроков биологии для 6-11 классов. PowerPoint может использоваться не только для презентации ярких иллюстраций к уроку, но и для создания поучительных (при выполнении лабораторных работ) карт задач для тестирования знаний (введения диаграмм, таблиц, рисунков). Такие карты помогают детям сосредоточиться на выполнении задач с большим объемом, а время в уроке используется наиболее эффективно.

Использование ИКТ в педагогической деятельности способствует тому, чтобы учебный процесс соответствовал передовым требованиям педагогической науки, сочетал в себе все лучшее из старой советской системы классической педагогики с инновациями, что в итоге принесет пользу ученику. Использование информационных технологий позволяет нам перейти к вопросу о преподавании биологии с качественно новой точки зрения.

Все это будет способствовать успешному использованию ИКТ в образовании в области биологии. Задача современного учителя состоит не только в том, чтобы иметь представление о новых технологиях обучения, но и осваивать их и применять их в своей практике.

Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению - это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя.

Список литературы

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема к философии / М. Сентябрь,

1996. С. 8.

2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель. № 4, 2000. С. 255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.