Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТНОЙ СЕРЫ КАК МОДИФИКАТОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕРОБИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТНОЙ СЕРЫ КАК МОДИФИКАТОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕРОБИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
242
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
битум / сера / гранулированная сера / физико-химические свойства. / bitumen / sulfur / granulated sulfur / physical and chemical properties.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Сайдахмедов Игамбердли Мухтарович, Сайдахмедов Элёрбек Эгамбердиевич

в статье рассмотрена задача по изучению особенностей получения нефтяных битумов модифицированием технической серой. В качестве объектов исследования были выбраны нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90 и гранулированная сера Ферганского НПЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Сайдахмедов Игамбердли Мухтарович, Сайдахмедов Элёрбек Эгамбердиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF USING ELEMENTAL SULFUR AS A MODIFIER IN THE PRODUCTION OF SILVER-BITUMINE BINDERS

the article considers the problem of studying the features of obtaining petroleum bitumen by modifying technical sulfur. BND 60/90 grade oil road bitumen and granulated sulfur from the Fergana Oil Refinery were chosen as the objects of study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТНОЙ СЕРЫ КАК МОДИФИКАТОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕРОБИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ»

PECULIARITIES OF USING ELEMENTAL SULFUR AS A MODIFIER IN THE

PRODUCTION OF SILVER-BITUMINE BINDERS 1 2 Saidakhmedov I.M.% Saidakhmedov E.E.2 (Republic of Uzbekistan)

1Saidakhmedov Igamberdli Mukhtarovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Advisor, IP LLC "PETROMARUZ UZBEKISTAN"; 2Saidakhmedov Elerbek Egamberdievich - Doctor of Technical Sciences, Deputy Chairman of the Board - Head of

Department,

DEPARTMENT OF PREPARATION AND DEEP PROCESSING OF OIL AND GAS, JSC "O 'ZLITINEFTGAZ", TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article considers the problem of studying the features of obtaining petroleum bitumen by modifying technical sulfur. BND 60/90 grade oil road bitumen and granulated sulfur from the Fergana Oil Refinery were chosen as the objects of study.

Keywords: bitumen, sulfur, granulated sulfur, physical and chemical properties.

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТНОЙ СЕРЫ КАК

МОДИФИКАТОРА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СЕРОБИТУМНЫХ ВЯЖУЩИХ

12 Сайдахмедов И.М. , Сайдахмедов Э.Э. (Республика Узбекистан)

1Сайдахмедов Игамбердли Мухтарович - доктор технических наук, профессор, советник, ИП ООО «PETROMARUZ UZBEKISTAN»; 2Сайдахмедов Элёрбек Эгамбердиевич - доктор технических наук, заместитель председателя Правления -

руководитель департамента, департамент подготовки и углубленной переработки нефти и газа, АО «О 'ZLITINEFTGAZ», г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрена задача по изучению особенностей получения нефтяных битумов модифицированием технической серой. В качестве объектов исследования были выбраны нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90 и гранулированная сера Ферганского НПЗ. Ключевые слова: битум, сера, гранулированная сера, физико-химические свойства.

В условиях дальнейшего расширения сети и модернизации автомобильных дорог в Республике Узбекистан прогнозируется значительный рост потребления нефтяного битума в ближайшие годы. Это потребует увеличения производства нефтяных дорожных битумов с улучшенными характеристиками, что должно решаться как за счет интенсификации действующих битумных производств, так и за счет улучшения свойств нефтяных битумов с использованием различных добавок и модификаторов.

В качестве последних в мировой практике все большее внимание уделяется вовлечению в нефтяной битум дешевой и доступной серы, открывающей перспективы развития серобитумных дорожных вяжущих и сокращения расхода битума [1, 2]. При этом целесообразность модифицирования дорожных битумов серой обусловлена ее уникальными свойствами, доступностью и низкой стоимостью, что позволяет увеличить объемы производства нефтяных битумов, улучшить ряд показателей их качества [3, 4]. Для условий республики техническая сера является недорогим и многотоннажным побочным продуктом нефте- и газоперерабатывающих производств и ее производство постоянно увеличивается. Применение технической серы для модификации битумов экономически целесообразно и позволяет одновременно решать экологические проблемы.

С учетом вышеизложенного, нами поставлена задача по изучению особенностей получения нефтяных битумов модифицированием технической серой.

В качестве объектов исследования были выбраны нефтяной дорожный битум марки БНД 60/90, как наиболее многотоннажный из производимых нефтяных битумов и гранулированная сера Ферганского НПЗ, основные физико-химические свойства которых представлены в табл. 1 и 2, соответственно.

Таблица 1. Основные физико-механические свойства нефтяного дорожного битума БНД 60/90

№ Наименование показателей Значения

1. Глубина проникания иглы, 0,1мм: при 25 °С при 0 °С 81 23

2. Растяжимость, см:

при 25 °С 58

при 0 °С 4,2

3. Температура размягчения, °С 49

4. Температура хрупкости, °С -17

5. Интервал пластичности 66

6. Коэффициент структуры 1,14

Таблица 2. Основные характеристики технической серы

Показатель Температура, °С

20 150

1. Плотность, кг/м3 2050 1760

2. Цвет желтый желтый

3. Прочность при сжатии, МПа 12 - 22 -

4. Температура плавления, °С 119 -

5. Вязкость, Пас - 0,1

6. Температура кипения, °С 444,8 -

7. Теплоемкость, кДж/кг 0,7 1,84

8. Степень чистоты, % 99,9 -

Серобитумные вяжущие получали в лабораторной емкости, снабженной перемешивающим устройством и электрообогревом. Принципиальная схема установки для получения модифицированных нефтяных битумов представлена на рис. 1.

1 - баня изолированная, 2 - масло силиконовое ПМС, 3 - карман для термопары, измерение температуры в масле, 4 - карман для термопары, измерение температуры в битуме, 5 - емкость с битумом, 6 - мешалка лопастная, 7 -измеритель температуры, 8 - блок регулирования двигателем, 9 - электродвигатель, 10 - нагреватель электрический ТЭН, 11 - лабораторный автотрансформатор.

Рис. 1. Схема лабораторной установки получения модифицированных битумных вяжущих

Приготовление серосодержащих битумов осуществляли перемешиванием при температуре 135-140°С и скорости вращения пропеллерной мешалки 500 об/мин, продолжительность перемешивания составила 30 мин. Количество серы в битуме изменялось от 1 до 20 % мас. После термообработки смесей, их выдерживали в течении 24 часов и затем определяли свойства модифицированных битумов.

Выбор температурного диапазона обусловлен тем, что при превышении вышеуказанной температуры наблюдается интенсивное выделение токсичных газов, ниже - не происходит химического взаимодействия серы с нефтяным остатком. Скорость реакции заметно возрастает при повышении

температуры до 175оС, когда сера присутствует в смеси в виде линейного полимера. Исследование химического состава серобитумных вяжущих методом ИК-спектроскопии показало, что в процессе получения серосодержащего вяжущего при температуре 180 - 200оС линейные молекулы серы взаимодействуют с непредельными углеводородами, которые постоянно образуются в результате реакции дегидратации. Происходит сшивание молекул и образование сетчатых структур, что ведёт к резкому возрастанию вязкости и теплоустойчивости серобитумных вяжущих.

Свойства исследованных образцов серосодержащих битумов определяли по методикам, принятым для испытания вязких дорожных битумов. Основные физико-механические свойства серосодержащих битумов даны в табл. 3.

Таблица 3. Основные физико-механические свойства серосодержащих битумов

Показатели Содержание се ры в битуме, %мас.

1 2 5 10 15 20

Глубина проникания иглы, 0,1мм:

при 25 °С при 0 °С 82 83 84 80 75 69

24 25 24 22 20 17

Растяжимость, см:

при 25 °С 60 62 63 57 55 51

при 0 °С 4,9 5,1 5,3 5,2 4,2 3,9

Температура размягчения, °С 55 54 53 49 47 44

Температура хрупкости, °С -19 -21 -20 -17 -15 -14

Интервал пластичности, °С 74 75 72 66 62 68

Коэффициент структуры 1,23 1,21 1,14 1,16 1,13 1,33

Потеря массы после прогрева 2 2 2 3 3 3

Как видно из таблицы, добавление серы приводит к изменению основных физико-механических свойств нефтяного битума. Это свидетельствует об изменении структуры битума.

Характер изменения показателя пенетрации нефтяного битума от содержания серы носит экстремальный характер. В пределах концентрации до 5 % значение пенетрации увеличивается с 81 до 84 ед. Дальнейшее увеличение содержания серы снижает данный показатель до значения меньше, чем для исходного битума, то есть сера начинает инициировать реакции поликонденсации в битуме, и происходит увеличение твердости битума. Увеличение значений пенетрации объясняется, по-видимому, способностью серы при определенных концентрациях пластифицировать структуру битума, а снижение значений пенетрации свидетельствует о ее способности структурировать систему. Это обусловлено влиянием процессов взаимодействия серы с битумом.

Зависимость низкотемпературных свойств нефтяных битумов от содержания серы также носит экстремальный характер. Так, температура хрупкости битума при добавлении серы до 5 % уменьшается с минус 17 °С до минус 20 °С, что является положительным эффектом. Однако при дальнейшем увеличении содержания серы температура хрупкости повышается на 4°С и для битума, содержащего серу в количестве 20%, значение этой температуры составляет минус 14 оС. То есть, битум по этому показателю перестает отвечать требованиям стандарта.

Значение потери массы после прогрева серобитума при добавлении серы до 5% несколько уменьшается, но при увеличении концентрации серы становится соизмеримым с показателем для исходного битума. Это свидетельствует о некотором улучшении термоокислительной устойчивости битумов. Показатель растяжимости также при содержании серы 5 % достигает величины 63 см, при дальнейшем увеличении серы уменьшается до 51 см, что меньше допустимого значения по ГОСТ.

Анализ полученных данных показывает, что при увеличении содержания серы в нефтяном битуме более 5%, наблюдается тенденция ухудшения основных показателей образцов серосодержащих битумов. Данное обстоятельство, по-видимому, обусловлено тем, что добавление больших количеств серы приводит к образованию кристаллов серы в растворе битума, что неблагоприятно отражается на основных показателях качества битумов.

При взаимодействии битума с серой протекают две основные химические реакции. Первая реакция протекает при температуре ниже 140 °С, при которой происходит взаимодействие открытых цепей серы (образовавшихся вследствие разрыва кольцевых связей) с углеводородами в направлении создания связей сера-углерод. Процессы образования сероуглеродных связей основаны на взаимодействии расщепленного серного кольца или его фрагментов и ненасыщенных углеводородных компонентов смол, а также алкенов, присутствующих в незначительном количестве в тяжелых ароматических углеводородах масляных компонентов. Поэтому наиболее вероятными продуктами взаимодействия с серой являются смолы.

Другая реакция протекает при температуре выше 140 °С, при которой происходит дегидрогенизация компонентов органического вяжущего, признаком которой является выделение сероводорода, образующегося вследствие соединения двуокиси серы с водородом. Дегидрогенизированные цепи подвергаются циклизации, в результате чего увеличивается количество структурообразующих комплексов типа асфальтенов и других высокомолекулярных соединений. На этой стадии происходит «сшивка» органических фрагментов серой.

Таким образом, образование в результате химического взаимодействия сероорганических соединений способствует повышению вязкости и улучшению ряда важных физико-механических свойств серобитумных вяжущих, что является важным фактором улучшения показателей качества битумов, таких как пенетрация, температура хрупкости, коэффициент структуры. Наряду с этим, модифицирование битумов серой позволит обеспечить квалифицированное применение побочного продукта нефте- и газоперерабатывающих предприятий республики и вовлечь в производство вяжущих материалов дополнительные ресурсы в количестве до 5 % в виде элементной серы.

Список литературы /References

1. Ludwig A.C. Plasticited Suhlfur Asphalt Replacements / A.C. Ludwig // Industrial and Engineering Chemistry Product Research and Development, 1982. V.21. Р. 65-68.

2. Теляшев И.Р. Влияние технологических параметров на взаимодействие серы с нефтяными остатками / И.Р. Теляшев, С.А. Обухова // В кн. Нефтепереработка и нефтехимия: проблемы и перспективы. Уфа, 2001. С. 76-80.

3. Гуреев А.А. Дорожные битумы - вчера, сегодня, завтра / А.А. Гуреев, Н.В. Быстров // Нефтепереработка и нефтехимия, 2013. № 5. С. 3-6.

4. Шилов К.И. Влияние элементарной и модифицированной серы на процесс получения битумного вяжущего для дорожного строительства / К.И. Шилов, О.П Арашкевич, Н.Г. Евдокимова, Б.С. Жирнов, К.В. Кортянович // Нефтепереработка и нефтехимия, 2003. № 10. С. 65-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.