Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / цифровое пространство / социальные сети / взаимодействие / творческое мышление / профессиональные компетенции / information technologies / digital space / social networks / interaction / creative thinking / professional competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Тростин Василий Львович

В качестве основной цели воспитательной деятельности в вузе выступает обеспечение благоприятных условий для развития личностного и профессионального потенциала будущих специалистов.Формирование необходимых навыков в современных условиях воспитания осуществляется посредством использования электронных ресурсов.Соответствующие электронные ресурсы являются дополнительным инструментом, благодаря которым обеспечивается целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся. Наблюдается тенденция увеличения доли использования электронных ресурсов в воспитательной деятельности педагога вуза.В процессе определения наиболее востребованных и результативных электронных ресурсов, способствующих личностному и профессиональному росту современных студентов, были выделены такие электронные ресурсы как Вконтакте, «Твой ход», eLIBRARY.RU, Культура.РФ, Финансовая культура. Применение электронных ресурсов в современном процессе воспитания способствует развитию имиджа преподавателя как компетентного специалиста: студент ориентирован на использование цифровых технологий, виртуального общения, инновационных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна, Тростин Василий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goal of educational activities at the university is to provide favorable conditions for the formation of personal and professional potential of future specialists. The formation of the necessary skills in modern conditions of education is carried out through the use of electronic resources. The corresponding electronic resources are an additional tool, thanks to which a purposeful process of interaction between the teacher and students is ensured. There is a tendency to increase the share of the use of electronic resources in the educational activities of a university teacher. In the process of determining the most popular and effective electronic resources that contribute to the personal and professional growth of modern students, such electronic resources as Vkontakte, "Your Move", eLibrary were allocated.RU, Culture.Russian Federation, Financial culture. The use of electronic resources in the modern process of education contributes to the development of the image of the teacher as a competent specialist: the student is focused on the use of digital technologies, virtual communication, innovative teaching methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.14

директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск); магистрант Баланова Софья Александровна

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (г. Нижний Новгород); Дзержинский политехнический институт (г. Дзержинск); кандидат химических наук, доцент Тростин Василий Львович

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГА ВУЗА

Аннотация. В качестве основной цели воспитательной деятельности в вузе выступает обеспечение благоприятных условий для развития личностного и профессионального потенциала будущих специалистов.Формирование необходимых навыков в современных условиях воспитания осуществляется посредством использования электронных ресурсов.Соответствующие электронные ресурсы являются дополнительным инструментом, благодаря которым обеспечивается целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся. Наблюдается тенденция увеличения доли использования электронных ресурсов в воспитательной деятельности педагога вуза.В процессе определения наиболее востребованных и результативных электронных ресурсов, способствующих личностному и профессиональному росту современных студентов, были выделены такие электронные ресурсы как Вконтакте, «Твой ход», eLIBRARY.RU, Культура.РФ, Финансовая культура. Применение электронных ресурсов в современном процессе воспитания способствует развитию имиджа преподавателя как компетентного специалиста: студент ориентирован на использование цифровых технологий, виртуального общения, инновационных методов обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровое пространство, социальные сети, взаимодействие, творческое мышление, профессиональные компетенции.

Annotation. The main goal of educational activities at the university is to provide favorable conditions for the formation of personal and professional potential of future specialists. The formation of the necessary skills in modern conditions of education is carried out through the use of electronic resources. The corresponding electronic resources are an additional tool, thanks to which a purposeful process of interaction between the teacher and students is ensured. There is a tendency to increase the share of the use of electronic resources in the educational activities of a university teacher. In the process of determining the most popular and effective electronic resources that contribute to the personal and professional growth of modern students, such electronic resources as Vkontakte, "Your Move", eLibrary were allocated.RU, Culture.Russian Federation, Financial culture. The use of electronic resources in the modern process of education contributes to the development of the image of the teacher as a competent specialist: the student is focused on the use of digital technologies, virtual communication, innovative teaching methods.

Key words:information technologies, digital space, social networks, interaction, creative thinking, professional competencies.

Введение.Организация воспитательного процесса в высшем учебном заведении является сложной, динамично развивающей системой, требующей внедрения инновационных решений и подходов [7]. В качестве основной цели воспитательной деятельности в вузе выступает обеспечение благоприятных условий для формирования личностного и профессионального потенциала будущих специалистов. Студенты должны обладать творческим мышлением, занимать активную жизненную позицию, самостоятельно решать поставленные задачи и брать ответственность за принятые решения, а также выстраивать долгосрочные и продуктивные взаимоотношения с окружающими [8]. Формирование личностных и профессиональных способностей в современных условиях воспитания осуществляется посредством использования электронных ресурсов [1].

Электронные ресурсы, размещаемые в сети Интернет для реализации воспитательной деятельности педагога вуза, включают в себя дидактические, программные и технические комплексы, направленные на повышение качества воспитательного процесса в образовательной организации. Соответствующие электронные ресурсы являются дополнительным инструментом, благодаря которым обеспечивается целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся [5].

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, воспитание подрастающего поколения рассматривается в качестве общенационального приоритета, требующего усилий со стороны различных систем гражданского общества. В документе также указано, что расширение воспитательных возможностей предполагает использование электронных ресурсов. Благодаря реализации информационных технологий, студенты учатся действовать в условиях больших потоков информации. Электронные ресурсы позволяют распространить традиционные культурные ценности среди молодежи [4].

Обновленные ФГОС устанавливают новые требования к педагогам. Они должны грамотно использовать весь потенциал современных информационных технологий с целью достижения высоких личностных, профессиональных результатов студентов.

Электронные ресурсы в воспитательной деятельности педагогаудобны в использовании: логичный и понятный интерфейс, возможность обмена данными, техническая поддержка, инструкции, что позволяет преподавателю в короткие сроки познакомиться и освоить цифровую платформу. Возможности электронных ресурсов в процессе воспитания студентов позволяют тратить меньше времени на подготовку мероприятий, открытых занятий. Информационные источники предоставляют широкий спектр уже готовых занятий различной направленности. Педагог может выбрать наиболее подходящий шаблон и создать уникальное мероприятие, подходящее под потребности конкретной группы студентов.

Изложение основного материала статьи. Использование электронных ресурсов в процессе воспитательной деятельности способствует развитию креативных способностей, навыков выстраивания межличностных контактов. Однако различные электронные ресурсы могут по-своему влиять на формирование личностных качеств обучающихся. И.А. Заболотскихвыделяет «Мобильное электронное образование», благодаря которому учебно-воспитательный процесс может быть организован в полном объеме. Электронный ресурс позволяет организовывать онлайн-встречи, делегировать задания, подготавливать совместные проекты. Функция личных сообщений помогает студентам круглосуточно оставаться на связи и принимать совместные решения. Содержание платформы предполагает возможность отправлять файлы, комментировать полученные материалы [3].

Ж.В. Тома, С.С. Пашковская, В. Н. Емелинотмечают, что воспитательная деятельность педагога вуза в условиях реализации электронных технологий в первую очередь состоит из передачи информации студентам о предстоящих мероприятиях, событиях культурно-массового характера. Однако сюда же относится и развитие способностей налаживания контактов, работы в коллективе, формирование этики общения. Воспитание современной личности предполагает совокупность процессов социальной, психологической и педагогической направленности, а также использование индивидуальныххарактеристик участников воспитательной деятельности [6].

Е.И. Башмакова отдает предпочтение использованию современных электронных библиотек для решения воспитательных задач. Одной из крупнейших и обладающих возможностями поиска и анализа научной литературы является электронная библиотека eLIBRARY.RU. Она обеспечивает электронный доступ к иностранным и русскоязычным публикациям и в настоящий момент является ведущей электронной библиотекой на русском языке в мире [2].

Стоит выделить три аспекта использования электронных ресурсов в воспитательной деятельности педагога вуза. Цифровое пространство выступает распространенным коммуникационным источником, способствующим взаимодействию неограниченного количества пользователей. Информационная среда отличается общедоступным хранилищем данных. Благодаря применению электронных ресурсов обеспечивается социализация и самореализация личности в обществе.

Существует тенденция увеличения доли использования электронных ресурсов в воспитательной деятельности педагога вуза. Целесообразно определить наиболее востребованные и результативные электронные ресурсы, способствующие личностному и профессиональному росту современных студентов. Для этого был проведен опрос среди педагогических работников высших учебных заведений. Все педагоги имеют стаж воспитательной работы больше 5 лет. Числовая выборка составила 94 респондента. Педагогам было предложено ответить на 20 вопросов. Все они были направлены на определение электронных ресурсов, обеспечивающих высокое качество воспитательной деятельности педагога вуза. Например: «Какие электронные ресурсы позволяют обеспечить индивидуализацию воспитательной работы с учетом личностных особенностей, способностей, интересов?», «Какие электронные ресурсы позволяют обеспечить обратную связь?», «На каких электронных ресурсах удобно проводить дискуссии, и круглые столы?» и т.д. Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты опроса педагогов о востребованных электронных ресурсах, используемых в

воспитательном процессе вуза

Полученные ответы позволили прийти к выводу, что, по мнению респондентов, eLIBRARY.RU (85,6%) является наиболее подходящим ресурсом для обеспечения воспитательного процесса в вузе. Платформа обладает богатыми возможностями поиска и анализа научной информации.

Использование социальной сети Вконтакте (81,9%) также является одним из распространенных способов организации и обеспечения воспитательного процесса в вузе. Одной из форм работы в социальной сети выступает создание закрытого сообщества для участников воспитательной деятельности. Благодаря возможностям Вконтакте можно проводить видеовстречи, организовывать мастер-классы, проводить опросы, подготавливать проекты, сообщать информацию, делиться материалами. Рассматриваемый вариант предполагает возможность обеспечения обратной связи. Перед проведением воспитательных мероприятий важно определиться с правилами ведения виртуального диалога, способами высказывания личного мнения.

Всероссийский студенческий конкурс «Твой ход» (70,1%) включает в себя подготовку студентами собственных проектов, прохождение тестов на самоопределение. Различные направления конкурса предполагают участие обучающихся в развитии студенческой среды, получение индивидуальных рекомендаций по профессиональному и личностному становлению.

Существует также портал «Культура.РФ» (65,5%), благодаря функциям которого участники воспитательного процесса могут участвовать в виртуальных турах, посещать крупнейшие музеи и художественные галереи. На электронном ресурсе размещены необходимые для воспитательной деятельности материалы об искусстве, знаменитых людях, истории и древнейших городах.

Информационно-просветительский электронный ресурс «Финансовая культура» (62,3%) направлен на формирование финансовой культуры граждан. Данное направление воспитательной деятельности является актуальным, поскольку

финансовая грамотность дает инструменты и навыки, необходимые для грамотного управления денежными средствами. Материала сайта включают в себя различные ситуации, которые разбираются участниками. На ресурсе размещены различные конкурсы, олимпиады и игры, что позволяет сделать воспитательный процесс интерактивным.

Вариант «Другое» (12,4%) включает в себя электронные ресурсы, получившие небольшое распространение среди респондентов. Среди вариантов ответов встречались Образовательный сайт «Дистанционное и электронное обучение», онлайн-платформа CORE, «Образовариум», Авторская графика LenaGold.

В процессе прохождения опроса педагоги нередко указывали на возможность реализации онлайн-проектов на базе электронных ресурсов. По мнению респондентов, данная функция способствует повышению качества образовательной деятельности в вузе, повышает коммуникативные навыки студентов, способствует личностному и профессиональному

Исходя из запроса педагогов, необходимо выделить алгоритм организации соответствующих онлайн-проектов. К примеру, студентам в рамках реализации воспитательной деятельности можно предложить задание на тему «Электронные ресурсы в формировании студенческих коммуникаций». Студенты исследуют проблематику, ставят стратегическую цель, разрабатывают план действий, презентуют проект, осуществляют его в действительности. Также от студентов потребуется делегирование полномочий среди участников онлайн-проекта, определение сроков, выявление необходимых инструментов для достижения высоких показателей онлайн-проекта. Все указанные действия выполняются на любом удобном электронном ресурсе.

В процессе совместной деятельности по созданию проекта в виртуальной среде, происходит взаимовыгодное сочетание воспитательных и образовательных аспектов. С одной стороны, совместная деятельность ориентирована на обсуждение, сотрудничество, получение высоких баллов в рейтинг. С другой стороны, студенты развивают творческое мышление, навыки диалогового общения и выстраивания межличностных контактов, формируют профессиональные компетенции.

В результате участия студентов в онлайн-проекте, на сайте образовательной организации целесообразно запустить рубрику, посвященную воспитательной деятельности студентов. В рубрике обучающиеся могут высказать мнение о полученном опыте, сформированных навыках для реализации будущей профессиональной деятельности.

Участие студентов в онлайн-проектах в процессе реализации воспитательной деятельности способствует развитию студенческих инициатив, мотивации к реализации коммуникаций среди молодого поколения. Использование электронных ресурсов в работе со студентами усиливает эффективность взаимодействия, позиционирует профессиональный имидж обучающихся.

Выводы. Современный процесс обучения представляет собой не просто передачу знаний от педагога студенту, нормативных требований к правилам поведения, но и работу с системой жизненных ценностей, что способствует социализации и самореализации личности. Воспитательный процесс в вузе в максимальной степени способен продемонстрировать спектр ценностей, который важно донести до молодого поколения. Целесообразность использования электронных ресурсов состоит в том, чтобы педагог мог упрощать техническую сторону своей работы и больше времени посвящать планированию будущей воспитательной деятельности.

Применение электронных ресурсов в современном процессе воспитания способствует развитию имиджа преподавателя как компетентного специалиста: студент ориентирован на использование цифровых технологий, виртуального общения, инновационных методов обучения. Работа в информационном пространстве направлена на овладение студентами профессиональных и личностных компетенций. Это, в свою очередь, говорит о высоком качестве реализации воспитательной деятельности в вузе.

Литература:

1. Акимова, О.В. Онлайн обучение как педагогическая инновация / О.В. Акимова // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2023. - № 2(38). - С. 79-83. - EDNIPLTUF

2. Башмакова, Е.И. Воспитательные возможности информационных технологий на примере библиотечных систем / Е.И. Башмакова // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания: доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях, Москва, 14-16 декабря 2017 года. Том Часть 2. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2017. - С. 274-280. - EDN UOGRMG

3. Заболотских, И.А. Организация учебной и воспитательной работы с применением дистанционных образовательных технологий / И.А. Заболотских // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2020. -№ 2. - С. 55-59. - EDN LPJJLD

4. Плужникова, H.H. Основные направления воспитательной работы в современном вузе: от цифровизации к человеку / H.H. Плужникова// Вестник педагогических наук. - 2022. - № 6. - С. 121-124. - EDN ZDCUMU

5. Стрельникова, B.C. О практическом применении информационно-библиотечных ресурсов в образовательном процессе / B.C. Стрельникова // Вестник ВИЭПП. - 2023. - № 1. - С. 48-53. - EDN BFJCPA

6. Тома, Ж.В. Профессиональное воспитание студентов с использованием платформы электронной образовательной среды вуза / Ж.В. Тома, С.С. Пашковская, В.Н. Емелин // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 6-1. -С. 20.-D01 10.17513/spno.32187. -EDNLNXWAQ

7. Чеснова, E.H. Дистанционное образование и цифровые образовательные технологии в реализации дисциплин в высшей школе / E.H. Чеснова, Е.Г. Мартьянова // Цифровая трансформация современного образования: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Чебоксары, 02 ноября 2020 года / Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Чебоксары Чувашской Республики. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020. - С. 223-227. - EDN YVAFBQ

8. Яковлева, О.В. Ценностный компонент цифровой образовательной среды в контексте профессионального воспитания будущих педагогов / О.В. Яковлева // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2020. - № 2. - С. 257-274. - EDN JWMKTL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.