МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
спортсменки.
Итак, проведенное исследование выявило отсутствие практического применения теоретических знаний о течении фаз ОМЦ при планировании тренировочного процесса тяжелоатлеток. Список использованной литературы:
1. Гурулев П.С. Женская тяжелая атлетика / П.С. Гурулев, Э.Р. Румянцева М.: Советский спорт., 2006. - 162 с.
2. Доскин В.А. Некоторые особенности работоспособности спортсменок в различные фазы менструального цикла / В.А. Доскин, Т.В. Козеева, Т.С. Лисицкая // Физиология человека.-1979. Т. 5, № 2. - С. 221-227.
3. Радзинский П.А. Физиологическое обоснование управления тренировочным процессом у женщин с учетом фаз менструального цикла / П.А. Радзинский, Л.Т. Шахлина, Т.Т. Степановы // Теория и практика физической культуры. 1990. - № 6 - С. 47.
© Терзи К.Г., 2015
УДК 372.851
Тополя Лариса Сергеевна, студентка 3 курса, ИНПО Савченко Владимир Владимирович, студент 3 курса, ИНПО Научный руководитель: кпн, доцент, А.Г. Толмашов ХГУ им. Н.Ф. Катанова, Россия, Абакан Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИСЛОВЫХ РЕБУСОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
В статье рассказывается об изучении числовых ребусов и их использований во внеурочной деятельности младших школьников.
Ключевые слова
Числовые ребусы, внеурочная деятельность.
Одной из форм организации свободного времени учащихся и составной частью учебно-воспитательного процесса в школе является внеурочная работа. Ее основными задачами признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы. На внеурочных занятиях дети узнают новое из областей: истории, литературы, родного языка, а так же математике. Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.
Математические школы, факультативные занятия и кружки призваны углублять математические знания школьников, уже определивших основной круг своих учебных интересов. Учитывая, что потребность в специалистах - математиках сейчас очень велика, необходимо формировать соответствующий интерес еще в школе. Поэтому роль внеурочной работы заключается в:
1. Повышение интереса к изучению математики;
2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
3. Воспитание высокой культуры математического мышления;
4. Развитие у младших школьников умений самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-
популярной литературой;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
Предполагается, что это частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия по математике.
Проблема преподавания во внеурочной работе по математике числовых ребусов в начальном курсе математике затронута лишь в некоторых исследованиях. Например, в работе Л.М. Лихтарникова определяются знания, умения и навыки, которые могут быть сформированы у младших школьников, и приводятся характеристики заданий, с помощью которых учащиеся приобретают указанные знания, умения и навыки. Л.М. Лихтарников дает определение понятию числовые ребусы, «числовые ребусы -арифметические выражения, обычно записанные в виде равенства, в которых все или не которые числа заменены символами (буквами, звездочками, геометрическими фигурами и т.д.)» [1, с.7]
В настоящее время в методической и математической литературе все чаще стал подниматься вопрос о формировании логического мышления, представления о числовых ребусов. На наш взгляд, большое влияние на развитие у младшего школьника логического мышления, влияют числовые ребусы.
Приведем примеры числовых ребусов, которые могут пригодиться учителю во внеклассной работе. Приведем «веселую» задачу.
1) ОВЦА 2917 + ЕСТ +485 СЕНО 3402
2) КОЗА 5812 +ПЬЕТ 4063 ВОДУ 9875
Справа записано одно из возможных решений данного числового ребуса. Ученики третьего класса вполне могут найти сами или под руководством учителя другие решения примера[2, с.56]
Определенный занимательный и воспитательный потенциал имеют следующие числовые ребусы на русском языке.
А * Р = И - Ф = М : Е = Т- И = К : А 2*1=7-5=6:3=9-7=4:2
Г + О = Л - О = В * О = Л - О = М - К = А
4+2= 8-2= 3*2= 8-2=7-1=6
мате 8692
* м * 8
атика 69536
М * А = Т - Е = М: А= Т: И = К - А 2*1=8-6=2:1=8:4=3-1
Справа от числового ребуса представлено одно из возможных решений. Остальные решения можно предложить учащимся найти самостоятельно.
На наш взгляд, огромный потенциал в развитии способностей, талантов, одаренности ребенка средствами математики имеют нестандартные задания в форме числовых ребусов, которые тренируют память, формируют гибкость мышления, учат мыслить, анализировать, развивают у школьника интерес к математике.
Список использованной литературы:
1. Лихтарников Л.М. Числовые ребусы и способы их решения. - СПБ.: Издательствово «Лань», Книготорговая фирма «МИК», 1996. - 125 с.
2. Толмашов А.Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2012. — 96 с.
© Тополя Л.С., Савченко В.В., 2016