УДК 623.746.-519
Посохов А.С.
магистрант, управление летной работой, Высшая школа аэронавигации, 3 курс Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А. А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БВС И БАС
С МАКСИМАЛЬНОЙ ВЗЛЕТНОЙ МАССОЙ 30 КГ И БОЛЕЕ
Аннотация: в работе рассмотрены особенности использования беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 кг и более.
Ключевые слова: БПЛА, авиационные системы, авиация.
В последние годы наблюдается стремительный рост интереса к беспилотным воздушным судам и беспилотным авиационным системам, которые находят широкое применение в различных сферах человеческой деятельности. С увеличением максимальной взлетной массы до 30 кг и более эти системы открывают новые возможности для выполнения сложных задач, требующих высокой грузоподъемности и дальности полета. Беспилотники с такой массой применяются в сельском хозяйстве для мониторинга полей и точного распрыскивания удобрений, в логистике для доставки товаров, а также в сфере безопасности и охраны окружающей среды.
Тем не менее, использование БВС и БАС с максимальной взлетной массой свыше 30 кг сопряжено с рядом особенностей, связанных с их эксплуатацией, техническими характеристиками и требованиями к регулированию. Важно учитывать не только преимущества, но и вызовы, такие как необходимость обеспечения безопасности полетов, соблюдения правовых
норм и защиты окружающей среды. В данной статье будут рассмотрены ключевые аспекты использования беспилотных систем данного класса, а также их практическое применение.
В структуру общих понятий также входят такое определение, как «Беспилотное воздушное судно (БВС)» - управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту». Помимо чёткости понимания определения БВС, стоит, однозначно, обратить пристальное внимание на такое понятие, как БАС, т.е. Беспилотные авиационные системы. Фактически данный термин подразумевает под собой целый комплекс, использующий одновременно 2 и более БВС, вдобавок применяются так называемые НТС или наземные технические средства, а также оборудование ведения связи и навигации, используемые с целью координирования полета рассматриваемых БВС.
Беспилотное воздушное судно SH-3000 (Рисунок 1), разработанное отечественной компанией "Аeшmax", является выдающимся представителем категории беспилотников с максимальной взлетной массой 30 кг и более. Это устройство не только демонстрирует высокие технические характеристики, но и открывает широкие возможности для выполнения разнообразных задач в самых различных сферах. Благодаря своим передовым технологиям и надежной конструкции, SH-3000 способен эффективно решать внушительный спектр задач, связанных с наблюдением и мониторингом, транспортировкой тяжелых грузов, а также выполнением исследований и инспекцией удаленных территорий. Его многофункциональность делает его незаменимым инструментом логистика, экология и безопасность, подчеркивая важность инновационных решений отечественного производства на рынке беспилотной авиации.
Рисунок 3. Пример БВС с МВМ 30 кг и более Аеrоmах SH - 3000.
Беспилотные воздушные с МВМ свыше 30 кг на данный момент времени могут достигать размеров, сравнимых с обычной авиационной техникой. Для наглядного примера сравним SH - 3000 с Ми-2 - с многоцелевым вертолётом, произведённым в СССР и разработанным ОКБ М.Л. Миля в начале 60-х годов прошлого века (Таблица 1). До 1992 г. было произведено свыше 5400 единиц, что является весьма существенным. Он широко и повсеместно применяется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Таблица 1. Сравнительная таблица ТТХ БВС SH-3000 и вертолета Ми-2.
Характеристика 8И-3000 Ми-2
Максимальная взлетная масса 3600 кг 3700 кг
Масса пустого 2300 кг 2350 кг
Масса полезной нагрузки 1000 кг 800 кг
Характеристика SH-3000 Ми-2
Продолжительность полета 5 ч 2 ч 06 мин
Максимальная дальность полета 900 км 580 км
Расход топлива 200 л /ч 235-240 кг/ч
Максимальная скорость полета 210 км/ч 210 км/ч
Крейсерская скорость полета 190км/ч 190км/ч
Диапазон рабочих температур от -40°C до +45°C от -60°C до +60°C
Исходя из данных таблицы видно, что рассматриваемые типы ВС схожи по многим параметрам, однако у модели SH-3000 есть целый ряд преимуществ:
1) Продолжительность полёта более чем в 2 раза превосходит показатели конкурента,
2) Максимальная полезная нагрузка на 20% выше,
3) Максимальная дальность полёта SH-3000 почти в 2 раза больше.
К этому прибавим отсутствующий экипаж - гораздо больше полезного места для распределения груза и по итогу получим закономерный результат -модель SH-3000 от Aeromax становится явным фаворитом.
Развитие секторов микроэлектроники и радиосвязи поспособствовало уменьшению линейных габаритов внутренней начинки и различных компонентов, что позволило сделать их гораздо доступнее для сектора гражданского использования.
Главным нюансом БАС является осуществление различных операций без людей на борту ВС. Это требует внедрения и реализации принципиально новых подходов и нового уровня координации в отношении использования воздушного пространства для снижения уровня риска столкновения с другими его пользователями.
Передислокация человека из стальной кабины ВС на землю сводит на нет необходимость иметь на борту оборудование системы жизнеобеспечения для летного экипажа. С другой стороны, требуется значительное усовершенствование средств навигации, вычислительной техники, качества и надежности фотоаппаратуры, различных датчиков повышенной точности, алгоритмов автопилотов и систем, аналогичных ТСАS и EGPWS, для поддержания на приемлемом уровне безопасности и эффективности полетов.
В итоге, применение беспилотных воздушных судов и авиационных систем с максимальной взлетной массой 30 кг и более открывает широкие горизонты для различных секторов экономики. Эти современные решения проявляют свою эффективность в таких областях, как сельское хозяйство, логистика, экология и безопасность, значительно способствуя оптимизации процессов и снижению затрат.
Таким образом, перспектива использования беспилотных авиационных систем с высокой взлетной массой выглядит многообещающей, при условии разработки эффективных механизмов управления и мониторинга, что позволит в полной мере раскрыть потенциал этих технологий и обеспечить безопасность полетов. В конечном счете, оптимальное сочетание инновационных подходов и социальной ответственности создаст новые возможности для развития беспилотной авиации и ее успешной интеграции в повседневную жизнь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.08.2024);
2. Распоряжение Правительства РФ от 21.06.2023 г. № 1630-р «Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2035 г. и плана мероприятий по ее реализации»
Posokhov A.S.
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)
PECULIARITIES OF THE USE OF UAV AND UAS WITH MAXIMUM TAKE-OFF WEIGHT OF 30 KG OR MORE
Abstract: post considers the peculiarities of the use of unmanned aerial vehicles and unmanned aircraft systems with a maximum take-off weight of 30 kg and more, including aspects of their application in various spheres.
Keywords: UAVs, aviation systems, aviation.