Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГУЧЖЕН И ФОРТЕПИАНО В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ «YUN SHANG SU» ЧЖОУ ЮЙГО)'

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГУЧЖЕН И ФОРТЕПИАНО В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ «YUN SHANG SU» ЧЖОУ ЮЙГО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ГУЧЖЭНА / ТВОРЧЕСТВО ЧЖОУ ЮЙГО / ТВОРЧЕСТВО ЮАНЬ ША / «YUN SHANG SU» ДЛЯ ГУЧЖЭН И ФОРТЕПИАНО / ПРОГРАММНОСТЬ / КИТАЙСКАЯ КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лю Сяоси

Цель исследования - выявить композиционные, жанрово-стилевые и исполнительские особенности сочинения для гучжэна и фортепиано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго. Методы исследования: В работе использован культурно-типологический подход (рассмотрение произведения в культурно-географической дифференциации), метод семантического анализа текста (выявление программного замысла и его влияния на внутренние музыкальные процессы), структурно-функциональный метод (комплексный анализ произведения), а также герменевтический метод для толкования интерпретационной версии. Результаты исследования: В результате изучения жанровых, композиционных и стилистических особенностей сочинения для гучжэна и фортепиано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго выделены интонационные связи с традиционной китайской музыкальной лексикой (пентатоника, синкопированные ритмы) и поэтикой оперы провинции Шэньси (плачущие лирические интонации). На примере интерпретации Юань Ша обозначена специфика особых техник игры на гучжене (скольжение и вибрато), типичных для интонационного строя китайской музыки. Мастерское владение инструментом позволяет исполнительнице воплотить программное содержание произведения и сохранить стройность концертной формы. Научная новизна: данной статьи обусловлена дефицитом исследований, посвященных камерному творчеству китайских композиторов - музыке для дуэта фортепиано с традиционными национальными инструментами. На примере «Yun Shang Su» Чжоу Юйго для гучжэна и фортепиано проанализировано влияние аутентичных приемов и средств художественной выразительности традиционного инструмента на семантику образной сферы, интонационную связь с древнекитайским историческим эпосом. Практическое применение: Материалы статьи могут быть использованы в курсах теории и истории музыкального исполнительства, педагогической и концертной практике, а также для широкого круга читателей, интересующихся китайским музыкальным искусством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERFORMANCE OF PIECES FOR GUZHEN AND PIANO IN MODERN CHINESE MUSIC (ON THE EXAMPLE OF “YUN SHANG SU” ZHOU YUGUO)

Main objective of study is to reveal the genre, compositional and stylistic features of piece for Guzheng and piano «Yun Shang Su» by Zhou Yuguo. Methodology: The work uses the cultural-typological approach (consideration of the work in cultural-geographical differentiation), the method of semantic analysis of the text (identification of the program design and its influence on internal musical processes), the structural-functional method (complex analysis of the work), as well as the hermeneutic method for interpreting the interpretive version. Results: As a result of studying the genre, compositional and stylistic features of piece for Guzheng and piano «Yun Shang Su» by Zhou Yuguo the intonation connections of the work with the traditional Chinese musical lexis (pentatonic, syncopated rhythms) with the poetics of the Shaanxi province opera (crying lyrical intonations) are noted. The example of Yuan Sha’s interpretation reveals the specificity of the special techniques of the Guzheng (sliding and vibrato), typical for the intonation system of Chinese music. The performer’s mastery of playing the Guzheng allows her to embody the program content of the work and preserve the slenderness of the concert form. The scientific novelty: of this article is due to the lack of research devoted to the chamber work of Chinese composers-music for a piano duet with traditional national instruments. Using the example of “Yun Shang Su” by Zhou Yuguo for Guzheng and piano, the author analyzes the influence of authentic techniques and means of artistic expression of a traditional instrument on the semantics of the figurative sphere, intonation connection with the ancient Chinese historical epic. Practical use: The materials of the article can be used in courses in the theory and history of musical performance, pedagogical and concert practice, as well as for a wide range of readers interested in Chinese musical art.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГУЧЖЕН И ФОРТЕПИАНО В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ «YUN SHANG SU» ЧЖОУ ЮЙГО)»

- ISSN 2310-5666 -

УДК: 78.036(510):[780]61+616.432 DOI: 10.29013/EJA-21-2-28-35

ЛЮ СЯОСИ, 1

1 Национальная музыкальная академия Украины имени П. И. Чайковского, (Киев, Украина)

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ГУЧЖЕН И ФОРТЕПИАНО В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МУЗЫКЕ (на примере «Yun Shang Su» Чжоу Юйго)

Аннотация

Цель исследования - выявить композиционные, жанрово-стилевые и исполнительские особенности сочинения для гучжэна и фортепиано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго.

Методы исследования: В работе использован культурно-типологический подход (рассмотрение произведения в культурно-географической дифференциации), метод семантического анализа текста (выявление программного замысла и его влияния на внутренние музыкальные процессы), структурно-функциональный метод (комплексный анализ произведения), а также герменевтический метод для толкования интерпретационной версии.

Результаты исследования: В результате изучения жанровых, композиционных и стилистических особенностей сочинения для гучжэна и фортепиано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго выделены интонационные связи с традиционной китайской музыкальной лексикой (пентатоника, синкопированные ритмы) и поэтикой оперы провинции Шэньси (плачущие лирические интонации). На примере интерпретации Юань Ша обозначена специфика особых техник игры на гучжене (скольжение и вибрато), типичных для интонационного строя китайской музыки. Мастерское владение инструментом позволяет исполнительнице воплотить программное содержание произведения и сохранить стройность концертной формы.

Научная новизна: данной статьи обусловлена дефицитом исследований, посвященных камерному творчеству китайских композиторов - музыке для дуэта фортепиано с традиционными национальными инструментами. На примере «Yun Shang Su» Чжоу Юйго для гучжэна и фортепиано проанализировано влияние аутентичных приемов и средств художественной выразительности традиционного инструмента на семантику образной сферы, интонационную связь с древнекитайским историческим эпосом.

Практическое применение: Материалы статьи могут быть использованы в курсах теории и истории музыкального исполнительства, педагогической и концертной практике, а также для широкого круга читателей, интересующихся китайским музыкальным искусством.

Ключевые слова: произведения для гучжэна, творчество Чжоу Юйго, творчество Юань Ша, «Yun Shang Su» для гучжэн и фортепиано, программность, китайская камерно-инструментальная музыка.

Для цитирования: Чжу Лин. «L'ESULE» Дж. Верди в исполнении Лян Нин: особенности интерпретации // European Journal of Arts, 2021, №2. - С. 28-35. DOI: https://doi.org/10.29013/ EJA-21-2-28-35

Введение. Камерно-инструментальная музыка всегда являлась важнейшим сегментом китайского музыкального искусства, что подтверждается долгой и продуктивной историей развития традиций игры на национальных инструментах. Стремительное преобразование данной сферы творчества, ставшей частью

концертной практики, в Китае началось чуть более ста лет назад и продолжается до сих пор. Вместе с тем, за такой короткий период китайским композиторам удалось создать огромный массив произведений, уровень которых без преувеличения достиг высоты академического искусства западного образца. Раскрытие

ISSN 2310-5666

потенциала камерно-ансамблевой музыки с участием народных китайских инструментов оказалось возможным, прежде всего, ввиду ассимиляции китайской культурой традиций западной академической музыки. Подтверждением тому стали многочисленные опусы китайских авторов, сочетающих интонационное богатство народного фольклора и композиционную стройность западных музыкальных форм.

Интересной областью китайской камерно-инструментальной музыки является жанровая сфера фортепианных дуэтов с традиционными народными инструментами, среди которых - деревянные духовые и ударные (шэн, гуань), смычковые (эрху, даху), щипковые и молоточковые струнные (гуцинь, гучжэн, саньсянь). В таких произведениях нормы классических музыкальных форм и богатство динамических и фактурных возможностей фортепиано синтезированы с учетом китайской музыкальной лексики и тембро-во-колористических особенностей национального инструментария. Репертуарность таких сочинений в Китае и за его пределами становится поводом для актуализации проблематики изучения подобного рода опусов и введения их в музыковедческий оборот.

Методы. Методология исследования фортепианных дуэтов с традиционными народными инструментами китайских композиторов заключается в сочетании: культурно-типологического подхода (рассмотрение произведения в культурно-географической дифференциации), метода семантического анализа текста (выявление программного замысла и его влияния на внутренние музыкальные процессы), структурно-функционального метода (комплексный анализ произведения), а также герменевтического метода для толкования интерпретационной версии.

Научная новизна данной статьи обусловлена отсутствием исследований, посвященных фортепианным дуэтам с традиционными народными инструментами китайских композиторов. Вместе с тем, при написании статьи учитывались результаты работ по инструментальному искусству Китая (Е. Бай [1], Ин Ван [2], Син Синь [8]), публикаций, посвященных камерно-инструментальной ансамблевой (И. Польская [6], Ху Пин [9]) и программной музыке (Ли Чжен и И. Красовская [4], Д. Чжоу [10]), а также трудов, в которых рассматриваются проблемы межкультурной коммуникации (А. Самойленко [7]) и интерпретации музыкального текста (В. Москаленко [5]).

В качестве материала для анализа использовано произведение известного китайского композитора Чжоу Юйго (ZhouYuguo) для гучжэна и фортепиано «Yun Shang Su», а также исполнительская версия этого сочинения в интерпретации известной исполнительницы на гучжэне Юань Ша.

Цель статьи - выявить композиционные и жанро-во-стилистические особенности произведения «Yun Shang Su» Чжоу Юйго в их взаимосвязи с программным замыслом, техническими возможностями гучже-на и тенденциями исполнительской интерпретации.

Дискуссия. Произведения для гучжэна и фортепиано в китайской музыке встречаются достаточно часто. Назовем некоторые из них: «Кленовый мост ночью» Ван Цзяньминя (WangJianmin), «Распускающийся лотос» Су Чан (Su Chang), «Генерал Нанке» Чжао Цзысян (Zhao Zixiang) и др. Все эти произведения связаны наличием программного замысла, который непосредственно влияет на особенности формы и содержания каждого сочинения.

Программность, как известно, стала особенным художественным принципом в сфере китайского музыкального искусства. По мнению Ли Чжен и Е. Кра-совской [4], программные произведения китайских композиторов связаны с философско-мировоззренче-скими константами религиозных направлений Китая, песенным и танцевальным фольклором, искусством игры на национальных инструментах, традициями театра и т.д. Это обусловливает определенный тип образности, в которой отражены сцены народной жизни, величие китайской природы. Вместе с тем, как указывают исследователи, под влиянием интеграционных процессов, охвативших китайскую музыкальную культуру в ХХ веке, наряду с картинной программностью все большее внимание композиторов стала привлекать сюжетная программность, характеризующаяся «развернутым последовательно-сюжетным развитием событий, допускающих конфликт или сопоставление контрастных образных сфер» [4, с. 100-101]. Интонационной основой для программных произведений становятся мелодии и мотивы, опирающиеся на народные лады, ритмы, тембры, связанные с национальным песенно-танцевальным и театральным творчеством.

К программным произведениям для гучжэна и фортепиано примыкает и композиция «Yun Shang Su» (в буквальном переводе с китайского - «Мелодия для радужного облака»), написанная в 2002 году профессором Чжоу Юйго - доцентом, заведующим

European Journal of Arts 2 (2021)

Section 2. Musical arts

ISSN 2310-5666

кафедрой национальной инструментальной музыки Сианьской консерватории (провинция Шань-си), композитором и дирижером Восточного национального симфонического оркестра Сианьской консерватории, сфера интересов которого сосредоточена на развитии традиций этнической музыки. Особенности избранного сочинения обусловлены, в первую очередь, программностью и тембрально-техническими качествами инструмента гучжен, оказывающими влияние на систему жанрово-стилевых признаков, композицию и характер исполнения.

Программа произведения. В основу «Yun Shang Su» положена сюжетная программность: история отношений танской наложницы Ян Юйхуань (или Ян Гуйфэй, Yang Yuhuan) и императора Сюань-цзу-на (Xuanzong) [3], описанная в поэме великого китайского поэта Бо Цзюйи (Bai Jui) «Вечная печаль». Первая часть повествует о любви между главными героями; вторая описывает «восстание Ань-ши» (или мятеж Ань Лушаня), в ходе которого император Тан Сюань-цзун был вынужден убить Ян Гуйфэй; наконец, третья часть передает глубокую тоску императора по возлюбленной.

Связь музыки с историческими событиями эпохи Тан подкрепляется обращением композитора к тембру специфического национального китайского инструмента - гучжэна, который часто называют «китайской арфой» или «китайским фортепиано». Это один из старейших щипковых струнных инструментов Китая. Он приобрел популярность именно во времена династий Тан и Сун на территории современной провинции Шаньси (родина композитора, а также поэта Бо Цзюйи). Настраивается этот инструмент по звукам пентатоники. Вместе с тем, звучание произведений для гучжэна характеризуется широким спектром микротоновой хроматики, что формирует его необычайно колоритный тембр, богатство которого представлено через смешение традиционных и оригинальных исполнительских приёмов (mo, tuo, yao). Современное звучание гучжэна отражает влияние западной музыки, адаптацию нетипичных для народной техники исполнения приемов игры, что повлияло на обретение инструментом особенной тембровой окраски, близкой звучанию арфы или фортепиано. Гучжэн часто выступает в сольном амплуа. Однако не менее популярными являются ансамблевые или оркестровые сочетания тембров: гучжэн - оркестр традиционных инструментов, гучжэн - оркестр струнных инструментов,

гучжэн - тангу (традиционный ударный инструмент), гучжэн - пипа, гучжэн - фортепиано и др.

В «Yun Shang Su» фортепиано выполняет оркестровую функцию (заметим, что существуют также версии этого произведения для гучжэна и оркестра традиционных инструментов) - оно дополняет, поддерживает и оттеняет ориентальный тембр гучжэна. Звучание фортепиано позволяет добиться более тесного контакта западной и восточной традиций музицирования, добавляя в звучащую версию европейский оттенок «рапсодийности».

«Yun Shang Su» отличается использованием уникальной техники игры на гучжэне, которая направлена на воплощение программного замысла. С самого начала мелодия в партии гучжэна приобретает философский оттенок. Здесь и раздумья императора о судьбе страны, и рассказ о зарождении чувств к наложнице Ян Гуйфэй. В музыке первого раздела в качестве музыкального материала используется цитата из древней разновидности национальной оперы провинции Шэньси под названием Ваньваньцян (Wanwanqiang). Опера Ваньваньцян (в дословном переводе - «пение чаш») названа в честь медных чаш, используемых в качестве основной аккомпанирующей перкуссии. Характерной особенностью этого оперного жанра является использование романтической и нежной музыки. Этим требованиям абсолютно отвечает элегантная и пластичная тема первой части «Yun Shang Su», в то время как вибрато гучжэна напоминает звучание музыкальных чаш.

Вторая часть произведения обозначена оживлением движения, динамизацией мелодии. Здесь изображена сцена побега императора с наложницей в сопровождении войска после восстания Аньши. Музыка подражает завыванию ветра и цокоту копыт. Кульминационным в драматургическом плане является момент разрушения чувств между Тан Сюань-цзуном и Ян Гуйфэй. Мелодия насыщается резкими интонациями - широкими скачками, диссонантными интервалами, ритм приобретает все большую настойчивость. Гучжэн издает агрессивный звук, как будто оповещая о дилемме, возникшей перед императором: долг или чувство. В соло гучжэна звучат отчаянные вздохи, полные печали, раздумий и решимости императора убить свою наложницу. В последней части произведения мелодия становится еще более проникновенной, чем в начальном Adagio, и отражает состояние тоски Тан Сюань-цзуна по Ян Гуйфэй. В партии гучжэна непрерывно используются щемящие вибрато, глиссандо к опорным

ISSN 2310-5666

тонам мелодии. Медленный перебор по струнам придает музыке характер повествовательности, погружения в давний сюжет любовной трагедии.

Ладовой основной опуса становится пентатоника от «d», дополненная широкими возможностями микротоновых скольжений. Развитие тематического материала в «Yun Shang Su» происходит за счет приемов мотивной работы и орнаментального варьирования, весьма характерных для китайской музыки.

В композиционном отношении это виртуозное произведение представляет собой трехчастную ре-призную форму с контрастными в тематическом, темповом и хара'ктерном отношении разделами А В А, эпической интродукцией-вступлением, каденцией, репризой первой темы и кодой (Presto). Первичной жанровой основой служит рапсодия, о чем свидетельствует наличие сюжетной программы, использование фольклорного материала и принципы работы с ним, а также композиционные параметры. Форма произведения строится на контрасте «медленно-быстро-медленно», где первая и третья часть (Lento) связаны с выражением чувств и эмоций, а вторая (Allegro) - с изображением действия.

В то же время в «Yun Shang Su» не менее рельефными являются черты концертности как красочного, виртуозно-репрезентативного типа инструментализма, в котором отсутствует борьба-противостояние двух инструментальных сфер и отмечается мирное когерентное их сосуществование, обусловленное особенностями эпической драматургии.

Наконец, обратимся к особенностям исполнения произведения. Следует отметить, что «Yun Shang Su» является очень репертуарной композицией. Наиболее предпочтительной для анализа представляется интерпретационная версия сочинения Юань Ша (Yuan Sha) - широко известной исполнительницы и педагога игры на гучжэне, члена профессионального комитета гучжэна Китайского национального оркестрового общества, профессора Центральной консерватории музыки, вице-президента Китайско-европейского гуманитарного комитета искусств. Юань Ша является лауреатом конкурсов в Китае и за рубежом. Ее исполнение «Yun Shang Su» отличается высокой эмоциональностью, необычайной техничностью, тембровой колористичностью, а также активным диалогом с партией фортепиано.

Один из частых приемов исполнения, к которому прибегает Юань Ша в «Yun Shang Su»,- глиссан-

до - волнообразное, напоминающее звучание арфы (тт.4-5, тт.189-191, тт.202, тт. 236-239) или однонаправленное (тт. 8, тт.22-23), подчеркивающее определенные звуки мелодии; быстрое или медленное, короткое или протяженное.

Другим приемом игры в <^ип Shang Su» является вибрато для левой руки. При этом левая рука зажимает струну и удерживает ее, а правая рука играет на той же струне до следующей ноты и отпускает ее одновременно с левой рукой. В первой части в исполнении Юань Ша вибрато звучат при окончании фраз (в партитуре вибрато прописано не везде), подчеркивая певучесть темы. Мелодии широкого дыхания оказываются непростой задачей для исполнения на гучжэне как струнно-щипковом инструменте. Для музыканта игра вибрато связана с определенными сложностями, однако движения левой руки Юань Ша очень точные, что позволяет справиться с интонационными особенностями лирической темы. Помимо точности высоты звука при игре также особенно важен контроль за амплитудой вибрато - от этого напрямую зависит богатство тембра. Техника скольжения, обеспечивающая микротоновые «подъемы» при звукоизвлече-нии (своего рода глиссандо). Эту технику Юань Ша использует в крайних частях <^ип Shang Su», что не только способствует лиризации мелодии, но и подчеркивает особенности стиля музыки Шэньси.

Юань Ша также обращается к долгому вибрато (или встряхиванию большого пальца правой руки), когда большой палец используется для непрерывного удержания и разделения струн, а также для попеременного быстрого щипка струн. Движение всего пальца широко применяется при исполнении мелодии, длинных и коротких тонов. Длинное вибрато так же, как и вибрато левой руки, позволяет придать лирической теме <^ип Shang Su» певучий характер.

Еще один прием, к которому прибегает Юань Ша в пьесе - это портаменто левой рукой (т. 5 и т. 28). В партитуре для него указана ремарка «большой», отражающая особенности игры на гучжэне в провинции Шаньси. Она обозначает, что данная нота должна быть получена путем нажатия на струны большим пальцем левой руки. Используя этот прием, Юань Ша добивается точного ритма и избегает случайного нажатия на струны в быстрой теме средней части, где также встречается «техника дробления» - повторение звуков для подчеркивания двойных нот, когда пальцы как бы соскальзывают со струн, позволяя

European Journal of Arts 2 (2021)

Section 2. Musical arts

ISSN 2310-5666

исполнительнице добиться нужного драматического эффекта при игре динамичной середины.

Наконец, Юань Ша демонстрирует прием «двойной поддержки» -большой палец правой руки «зажимает» две струны одновременно, а затем левая рука быстро или медленно их цепляет. Данный прием придает кульминации «Уип Shang Su» драматический колорит, подчеркивая характер главного героя (цифра 5). Вместе с тем, эффект скольжения в левой руке обеспечивает тембровое богатство и привносит очарование народного музицирования в духе традиций провинции Шаньси.

Выводы. Таким образом, сочинение «Yun Shang Su» Чжоу Юйго сочетает в себе художественную концепцию концертного музыкального произведения с особенностями традиционной музыки провинции Шэньси. Это проявляется в широком использовании интонаций плача, а также техники скольжения и быстрого вибрато, которые усиливают образные ассоциации с сюжетной канвой. Музыка произведения рисует пейзаж, мысли и чувства людей, а также события, трансформирующие отношения героев. Этому сюжету подчинена и «классическая» форма произведения - сложная трехчаст-

ная с контрастной серединой и динамизированной репризой, наполненная орнаментальным тематиз-мом. Тема первой части с её плавными линиями, напоминающими изящную фигуру наложницы Ян, связана с мелодией национальной оперы провинции Шэньси. Средний раздел, воплощающий картину погони, построен на синкопированных ритмах и пентатонных интонациях, наконец, реприза динамизируется за счет исполнительских ремарок. Интерпретация «Yun Shang Su» Юань Ша отличается высокой степенью виртуозности и богатой эмоциональной амплитудой. Мастерское владение исполнительницы широким спектром приемов игры на гучжэне позволяет ей убедительно воплотить содержание, продемонстрировать традиции исполнения музыки в провинции Шэньси, сохраняя при этом архитектонику европейской концертной формы. Гармоничное сочетание в «ГУип Shang Su» звучания национального музыкального инструмента с тембром фортепиано позволяет судить о качественном взаимодействии западной и восточной музыкальных традиций как одного из эффективных проявлений диалога культур.

Список литературы

1.

Бай Е. Китайская фортепианная музыка в контексте интеграционных процессов мирового музыкального искусства: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03. - Харьков, 2014.- 19 с. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов ХХ -ХХ1 веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02.- Санкт-Петербург, 2008.- 25 с. Загадка жизни и смерти наложницы Ян Гуйфэй [Электронный ресурс] // URL: https://www.abirus.ru/co ntent/564/623/624/20915/20929/21217.html/ (Дата обращения 21.05.2021).

Ли Чжен, Красовская И. Программные произведения китайских композиторов как предмет освоения в классе фортепиано в высших учебных заведениях Китая // Музыкальное искусство и образование. 2017.-№ 4 (20).- С. 99-111.

Москаленко В. Анализ в ракурсе музыкальной интерпретации. Журнал Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского: научный журнал. - Киев: НМАУ им. П. И. Чайковского, 2008. - № 1. - С. 206.

6. Польская И. Камерный ансамбль: история, теория, эстетика.- Харьков: ХГАК, 2001.- 390 с.

7. Самойленко О. I. Дiалог як музично-культуролопчний феномен: методолопчш аспекти сучасного музи-кознавства: автореф. дис. ... д-ра мистецтвознавства.- Киев, 2003.- 27 с.

8. Син Синь. Некоторые вопросы специфики музыкальной формы в китайской традиционной музыке. Вестник культуры и искусств. 2018. - № 4 (56).- С. 133-137.

9. Ху Пин. Развитие украинских и китайских культурных традиций в камерно-инструментальных ансамблях второй половины ХХ века: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03.- Львов, 2013. - 218 с.

10. Чжоу Д. Особенности жанровой системы китайской сольной фортепианной музыки // Европейский журнал искусств. 2019. - Выпуск 2. - С. 59-62.

2.

3.

4.

S.

- ISSN 2310-5666 -

Информация об авторах

Лю Сяоси, аспирантка кафедры теории и истории музыкального исполнительства Национальной музыкальной

академии Украины имени П. И. Чайковского, Киев, Украина

Адрес: 01001, Украина, Киев, вул. Архггектора Городецького 1-3/11

E-mail: [email protected]; Tel.: +38 (044) 279-07-92

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1065-1168

LIU XIAOXI, 1

1 National Music Academy of Ukraine named after P.I. Tchaikovsky, (Kiev, Ukraine)

FEATURES OF PERFORMANCE OF PIECES FOR GUZHEN AND PIANO IN MODERN CHINESE MUSIC (ON THE EXAMPLE OF "YUN SHANG SU" ZHOU YUGUO)

Abstract

Main objective of study is to reveal the genre, compositional and stylistic features of piece for Guzheng and piano «Yun Shang Su» by Zhou Yuguo.

Methodology: The work uses the cultural-typological approach (consideration of the work in cultural-geographical differentiation), the method of semantic analysis of the text (identification of the program design and its influence on internal musical processes), the structural-functional method (complex analysis of the work), as well as the hermeneutic method for interpreting the interpretive version.

Results: As a result of studying the genre, compositional and stylistic features of piece for Guzheng and piano «Yun Shang Su» by Zhou Yuguo the intonation connections of the work with the traditional Chinese musical lexis (pentatonic, syncopated rhythms) with the poetics of the Shaanxi province opera (crying lyrical intonations) are noted. The example of Yuan Sha's interpretation reveals the specificity of the special techniques of the Guzheng (sliding and vibrato), typical for the intonation system of Chinese music. The performer's mastery of playing the Guzheng allows her to embody the program content of the work and preserve the slenderness of the concert form.

The scientific novelty: of this article is due to the lack of research devoted to the chamber work of Chinese composers-music for a piano duet with traditional national instruments. Using the example of "Yun Shang Su" by Zhou Yuguo for Guzheng and piano, the author analyzes the influence of authentic techniques and means of artistic expression of a traditional instrument on the semantics of the figurative sphere, intonation connection with the ancient Chinese historical epic.

Practical use: The materials of the article can be used in courses in the theory and history of musical performance, pedagogical and concert practice, as well as for a wide range of readers interested in Chinese musical art.

Keywords: pieces for Guzheng, Zhou Yuguo's creativity, repertoire ofYuan Sha, «Yun Shang Su» for Guzheng and piano, program music, Chinese chamber instrumental music.

References

1. Bai G. Chinese piano music in the context of integrated processes of light musical music: abstract of Ph.D. dis. ...

Cand. Master of Arts: 17.00.03. - Kharkiv, 2014. - 19 p.

2. Wang Ying. Implementation of national traditions in the piano music of Chinese composers of the XX-XXI

centuries: author. dis. ... Cand. art history: 17.00.02. - St. Petersburg, 2008. -25 p.

- ISSN 2310-5666 -

3. The mystery of the life and death of the concubine Yang Guifei [Electronic resource] // URL: https://www. abirus.ru/content/564/623/624/20915/20929/21217.html/ (Date of treatment 05/21/2021).

4. Li Zheng, Krasovskaya I. Program works of Chinese composers as a subject of mastering in the piano class in higher educational institutions of China // Musical art and education. 2017. - No. 4(20). - P. 99-111.

5. Moskalenko V. Analysis from the perspective of musical interpretation. The hour-painting of the National Musical Academy of Ukraine named after P. I. Tchaikovsky: Science Journal. - Kiev: NMAU im. P. I. Tchaikovsky, 2008. - No. 1. - 206 p.

6. Polskaya I. Chamber ensemble: history, theory, aesthetics. - Kharkov: KhGAK, 2001. - 390 p.

7. Samoylenko O. I. Dialogue as a musical-cultural phenomenon: methodological aspects of contemporary music knowledge: abstract of Ph. D. dis. ... Dr. Mistress. - Kiev, 2003. - 27 p.

8. Xing Xin. Some questions of the specificity of the musical form in Chinese traditional music. Bulletin of culture and arts. 2018. - No. 4(56). - P. 133-137.

9. Hu Ping. Development of Ukrainian and Chinese cultural traditions in chamber instrumental ensembles of the second half of the 20th century: dis. ... Cand. art history: 17.00.03. - Lviv, 2013. - 218 p.

10. Zhou D. Features of the genre system of chinese solo piano music // The European Journal of Arts. 2019.-Issue 2.- P. 59-62.

Information about the authors

Liu Xiaoxi, Postgraduate student of the Department of Theory and History of Musical Performance P. Tchaikovsky

National Music Academy, Kyiv, Ukraine

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Adress: 01001, Ukraine, Kyiv, st. Architect Gorodetsky 1-3 / 11; Тел.: +38 (044) 279-07-92

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1065-1168

ЛЮ СЯОСЮ, 1

1 Нащональна музична академiя Украши iMeHi П. I. Чайковського, (Knie, Украша)

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКОНАННЯ ТВОР1В ДЛЯ ГУЧЖЕН I ФОРТЕП1АНО В СУЧАСН1Й КИТАЙСЬК1Й МУЗИЦ1 (на прикладi «Yun Shang Su» Чжоу Юйго)

Анотацт.

Мета дошдження - виявити композицшш, жанрово-стильовi i виконавськ особливосп твору для Гучжен i фортетано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго.

Методи дошдження: У робот використаний культурно-типолопчний тда!д (розгляд твору в культур-но-географiчнiй диференщацп), метод семантичного аналiзу тексту (виявлення програмного задуму i його впливу на внутршш музичт процеси), структурно-функцюнальний метод (комплексний аналiз твору), а також герменевтичний метод для тлумачення штерпретацшно! версп.

Результати до^дження: В результат вивчення жанрових, композицшних i стил^тичних особливостей твору для Гучжен i фортетано «Yun Shang Su» Чжоу Юйго видглет штонацшт зв'язки з традицшною китай-ською музичною лексикою (пентатотка, синкоповат ритми) i поетикою опери провшцп Шеньа (засмучет лiричнi штонацп). На прикладi штерпретацп Юань Ша позначена специфжа особливих техтк гри на гучжен (ковзання i вiбрато), типових для штонацшного ладу китайсько! музики. Майстерне володшня iнструментом дозволяе виконавищ втглити програмний змiст твору i зберегти стрункiсть концертно! форми.

Section 2. Musical arts - European Journal of Arts 2 (2021) - ISSN 2310-5666 -

Наукова новизна: дано! статп обумовлена дефщитом дослiджень, присвячених камернш творчостi китай-ських композиторiв - музицi для дуету фортетано з традицiйними нацiональними iнструментами. На прикладi «Yun Shang Su» Чжоу Юйго для Гучжен i фортетано проаналiзовано вплив автентичних прийомiв i засобiв художньо! виразностi традицiйного шструмента на семантику образно! сфери, штонацшний зв'язок з давньо-китайським шторичним епосом.

Практичне застосування: Матерiали статп можуть бути використаш в курсах теорп та Гсторп музичного виконавства, педагопчнш та концертнiй практицi, а також для широкого кола читачiв, як1 цiкавляться китай-ським музичним мистецтвом.

Ключовi слова: твори для Гучжен, творч1сть Чжоу Юйго, творч1сть Юань Ша, «Yun Shang Su» для Гучжен i фортетано, програмн1сть, китайська камерно-1нструментальна музика.

Список лтератури

1. Бай С. Китайська фортетанна музика в контекст штеграцштх процес1в СВ1ТОВОГО Музичне мисте-цтво: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03. - Харк1в, 2014. - 19 с.

2. Ван 1н. Вт1лення нац1ональних традиц1й в фортетаннш музиц1 китайських композитор1в ХХ-ХХ1 стол1ть: автореф. дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.02. - Санкт-Петербург, 2008. - 25 с.

3. Загадка життя i смерт1 наложниц1 Ян Гуйфей [Електронний ресурс] // URL: https://www.abirus.ru/conte nt/564/623/624/20915/20929/21217.html/ (дата звернення 21.05.2021).

4. Чи Чжен, Красовська I. Програмт твори китайських композитор1в як предмет освоения в клас1 фортепiано у вищих навчальних закладах Китаю // Музичне мистецтво i осв1ту. 2017. - № 4(20). - С. 99-111.

5. Москаленко В. Анал!з у ракура музично! штерпретацп. Часопис Нацюнально! музично! академГ! Укра!ни iменi П. I. Чайковського: науковий журнал. - Ки!в: НМАУ гм. П. I. Чайковського, 2008.- № 1.- С. 206.

6. Польська I. Камерний ансамбль: ГсторГя, теорГя, естетика. - Харк1в: ХДАК, 2001. - 390 с.

7. Самойленко О. I. Д1алог як музично-культуролог1чн1й феномен: методолог1чн1 аспекти сучасного музи-кознавство: автореф. дис. ... д-ра мистецтвознавства. - Ки!в, 2003. - 27 с.

8. Син Синь. ДеякГ питання специф1ки музично! форми в китайськГй традиц1йн1й музиц1. В1сник культури i мистецтв. 2018. - № 4(56). - С. 133-137.

9. Ху П1н. Розвиток укра!нських i китайських культурних традиц1й в камерно-шструментальних ансамблях друго! половини ХХ столГття: дис. ... канд. мистецтвознавства: 17.00.03. - Льв1в, 2013. - 218 с.

10. Чжоу Д. Особливоси жанрово! системи китайсько! сольно! фортетанно! музики // Европейский журнал искусств. 2019. - Випуск 2. - С. 59-62.

Iнформацiя про автор1в

Лю Сяосю, астрантка кафедри теорп та ктори музичного виконавства Нацюнально! музично! академГ! Укра!ни

1мен1 П. I. Чайковського, Ки!в, Укра!на

Адреса: 01001, Ukraine, Kyiv, st. Architect Gorodetsky 1-3 / 11;

E-mail: [email protected]; Tel.: +38 (044) 279-07-92

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1065-1168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.