ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ МЕЛОДИИ АРИ БОБОХОНОВА
"ХУРРАМ" НА ИНСТРУМЕНТЕ РУБАБ Ваисов М.Э.
Ваисов Мансур Эгамберганович - старший преподаватель кафедра "Макомное пение ", Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби, Республика Узбекистан, г. Ташкент
Аннотация: композиторское творчество Ари Бобохонова, безусловно, заслуживает похвалы. В его произведениях звучат тона узбекской нации и национальная красота. В то же время исполнение сочиненных им произведений доставляет исполнителю огромное удовольствие. И очаровывает слушателя, околдовывая его. Во всех произведениях Ари Бобохонова присутствует оригинальность и совершенство, отчетливо прослеживается музыкальная интеллигенция автора, его талант. Об этом свидетельствуют уникальные тона, стоны, техники и выбранные фаты в каждом произведении. В этой научной статье особое внимание было уделено аспектам, на которые следует обратить внимание при обучении студентов, изучающих мелодию Ари Бобохонова «Хуррам» в классе Рубаба.
Ключевые слова: рубаб, инструментальное исполнительство, песня, мелодия, ритм, композитор.
FEATURES OF PERFORMING AND LEARNING ARI BOBOKHONOV'S MELODY «HURRAM» ON THE RUBAB INSTRUMENT. Vaisov M.E.
Vaisov Mansur Egamberganovich - lecturer DEPORTAMENT "MAKAMSINGING", UZBEK NATIONAL INSTITUTE OF MUSICAL ART NAMED YUNUS RAJABI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN, TASHKENT
Abstract: ari Bobokhonov's compositional work certainly deserves praise. The tones of the Uzbek nation and national beauty resound in his works. At the same time, the performance of the works composed by him gives the performer great pleasure. And fascinates the listener, bewitching him. In all the works of Ari Bobokhonov, there is originality and perfection, the musical intelligentsia of the author and his talent are clearly visible. This is evidenced by the unique tones, moans, techniques and selected veils in each piece. In this scientific article, special attention was paid to the aspects that should be paid attention to when teaching students studying the melody of Ari Bobokhonov «Hurram» in the Rubab class.
Keywords: rubab, instrumental performance, song, melody, rhythm, composer.
Ари Бобохонов известен не только как талантливый постановщик, учитель и пропагандист музыки, но и как талантливый композитор. Он создав около ста лирических и игривых мелодий, «Земля Мира» (стихи М Кариева), «девушка-садовник» (стихи С. Абдуллы),» Хуррам»,» Зебо»,» Карашма»,» Хумор», обогативших узбекское пение совершенными музыкальными произведениями. Многие из этих мелодий и песен, которые он сочинил, до сих пор часто звучат на республиканском радио в исполнении таких известных артистов, как народные артисты Узбекистана Ариф Алимахсумов, Коммуна Исмаилова, заслуженный артист республики Тахир Раджаби и Ахтам Худойкулов.
Во время своего многолетнего преподавания в Бухарском художественном учебном заведении имени Мухтора Ашрафи Ари Бобохонов, наряду с воспитанием многих зрелых музыкантов-рубобистов, также осуществлял постоянную исполнительскую деятельность. Он является одним из музыкантов, которые, наряду с совершенным мастерством исполнения Шашмакома, также исполнял произведения современных композиторов [1].
Еще одной заслугой мастера - мастера является то, что в исполнении старшего макомного исполнителя Джалала он восстановил некоторые из своих аранжировок, которые по неизвестным причинам были оставлены в составе Бухарского Шашмакома, записанного музыковедом В. Успенским. В частности он восстановил части Чапандоза, Толкинчи, Кашкарчи, Сокийномы и Уфора таких частей как «Бебокча» из макома «Бузрук», «Рост» из макома «Савти Ушшок» и «Могулчаи айлсин Кулинг», «Наво» из макома «Могулчаи Каримкулибегим» и «Савти Байот», «Дугох» из макома «Савти Хуноб», «Сегох» из макома «Савти Джалали» и «Савти Тулкын», «Ирак», «Савти Мухаййвр», а также байот в частях мушкилота, категорийные пути нагоры Чаргоха и Ушшока, подготовил к печати относительно совершенный экземпляр Бухарского шашмакома, который до сих пор доведен до всеобщего сведения - Несколько отличается от таджикских и узбекских копий, выполненных Б. Файзуллаевым, Ш. Сахибовым, Ф. Шахобовым и Ю. Раджаби. Все дело теперь в публикации этой копии. Следовательно, награждение Ари Бобохонова нашим правительством орденом Дружбы является достойным признанием его скромных заслуг на пути развития узбекского музыкального искусства.
Мелодия Ари Бобохонова» Хуррам «состоит из двух частей, первая часть написана в размере 3\4 четверти, а вторая-в размере 6\8. Мелодия написана в основном для рубоба, похожего на уфоры Шашмакома в его ноте Ушшок. Эту мелодию можно сравнить с голосом влюбленных. Именно эти аспекты делают Ари Бобохонова прекрасным знатоком Шашмакома и, безусловно, заслуживает похвалы. Потому что именно такие произведения мы будем учить молодому поколению, прививать их психике и постепенно вводить в мир макомов. То есть мы постепенно становимся более заинтересованными в макомах и, таким образом, вносим свой вклад в долговечность наших макомов и классической музыки.
Каждый исполнитель запоминает музыкальное произведение, исходя из своих способностей и возможностей. В этом отношении трудно найти единственное руководство для всех. У некоторых исполнителей более развита зрительная память, а у других слуховая память более мощная. По этой причине их методы запоминания произведения разнообразны. Дело в том, что независимо от того, каким методом запоминается музыкальное произведение, оно должно прочно закрепиться в памяти исполнителя [2]. Конечно, прежде чем учить детей этому произведению, необходимо учесть их возможности. Поскольку работа технически немного сложнее, необходимо также повысить или подготовить готовность ученика к этой ситуации. Чрезвычайно важно познакомить читателя с работой. Обязательно нужно донести до них такую информацию, как интересные факты о его авторе, в каком духе было создано произведение, кто его исполнял, на каких еще инструментах можно играть.
Хотя мелодия Ари Бобохонова «Хуррам» была написана для Рубаба, красота произведения очаровала и других создателей, и позже она была исполнена и на дуторе и афганском рубабе. Но не стоит забывать и о другом аспекте: каким бы завораживающим и красивым ни было произведение, его игра на духовых и смычковых инструментах не даст эффективного результата.
Мелодия «Хуррам» начинается в рубабе с ноты «си», тремоло, адаптированного к методу Уфори. Затем Квинта отскакивает от ноты «си», и на обратном пути вторая нота будет в пониженной лидиевой тональности, что означает, что вторая нота будет «до», а не «до диез». Миёнхат опускается на октаву ниже. Кульминация не повторяет даромад и звучит оригинально. Вторая часть мелодии «Хуррам» поэтапно поднимается вверх, звуча легким усулом Уфори доиры. И вторая нота этого не уменьшенный, т. е. это будет нотой «до диез», если он начинается с «си». Его кульминация тоже не повторяет даромад. И завершается повторением, переходя к миёнхату первой части.
Мелодия» Хуррам «помогает рубабистам отточить технические навыки. Соответствует исполнительской программе студентов 1-2 курса. Прыжки в высоту в пьесе помогают улучшить исполнительское мастерство учащихся, напоминая им о макоме Ушшок.
Мелодия вошла в исполнительскую программу всех исполнителей на рубобе, кроме Ари Бобохонова, таких как Рифатилла Касымов, Шомахмуд Шорахмедов, Рашан Абдуазимов. В процессе обучения читателей этому произведению можно использовать сравнительный стиль, транслируя магнитные записи не только Ари Бобохонова, но и других исполнителей. В процессе этого у ученика появляется возможность создать для себя подходящий исполнительский путь при исполнении мелодии «Хуррам».
Узбекская национальная музыка, сформировавшаяся на основе традиций наставничества, воплотила в себе красочные стили и способы исполнения, точнее, методы исполнения в разных регионах Узбекистана. Хотя основа у них одна, они отделены друг от друга особенностью интерпретации произведения [3].
Инструмент «рубаб» — это слово, обладающее широтой исполнительских и технических возможностей, уникальными тембровыми и звуковыми характеристиками, с возможностью исполнения любых произведений мирового масштаба. Под исполнительским мастерством понимается не только техника исполнения, но и умение полноценно исполнять произведение, в полной мере раскрывать его художественные особенности. Так что развитие исполнительского мастерства, его систематическое совершенствование - требование сегодняшнего дня.
Список литературы /References
1. Абдуазимов Р.А. «Школа исполнительства инструмента кашгарского рубаба: известные рубабисты», "Проблемы современной науки и образования» № 3 (181), 2023 год..
2. Абдугаппоров А.А. «Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий». "Проблемы современной науки и образования» № 9 (142), 2019 год.
3. Дадаев А.Ш. «Эффективность реализации стиля исполнительства наставников на гиджаке», "Проблемы педагогики» № 1 (59), 2022 год.