Научная статья на тему 'Особенности исламского периода в искусстве Ирана (vii-xx вв. )'

Особенности исламского периода в искусстве Ирана (vii-xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
797
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахмад Мир Ахорли

The article devoted to the formation of the Iranian art examines substantial alterations which happened in the Iranian culture under the influence of Islam; it has left visible traces in applied art, in the techniques used in architecture and calligraphy. The article covers the following periods: Ilkhan (1256—1349), Tamerlane (1369—1530), Safavi (1499—1722), Afshar (1735—1795), Zand (1735—1748), Gajar (1795—1925).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISTINCTIVE FEATURES IN IRANIAN ART OF ISLAMIC PERIOD (VII-XX CENTURIES)

The article devoted to the formation of the Iranian art examines substantial alterations which happened in the Iranian culture under the influence of Islam; it has left visible traces in applied art, in the techniques used in architecture and calligraphy. The article covers the following periods: Ilkhan (1256—1349), Tamerlane (1369—1530), Safavi (1499—1722), Afshar (1735—1795), Zand (1735—1748), Gajar (1795—1925).

Текст научной работы на тему «Особенности исламского периода в искусстве Ирана (vii-xx вв. )»

Ахмад Мир Ахорли

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ПЕРИОДА В ИСКУССТВЕ ИРАНА (VII—XX вв.)

После захвата арабами иранских территорий в VII веке н.э. новой религией персов, традиционно исповедовавших на протяжении многих столетий зороастризм, становится ислам. Это повлекло за собой значительные изменения в культуре в целом и в изобразительном искусстве, в технике и приемах художественного письма в частности. Стоит отметить, что одной из главных причин культурных изменений в новом государстве становится запрет на любое изображение человека и животного. По новым религиозным канонам считалось, что если художник изображает себе подобного, то он пытается уподобить себя с богом, что было недопустимо. Этим объясняется огромное разнообразие в изобразительном искусстве этого периода растительных орнаментов, украшений и флористических изображений. Большое развитие получает каллиграфия в технике «Тазхиб», «Насталиг», «Куфи», «Насх» и других, что становится одной из превалирующих форм творчества художников. Каллиграфия постепенно усложняется, зачастую даже уподобляясь растительному орнаменту.

Возникший в VIII веке раскол мусульманского мира на суннитов и шиитов оказал огромное влияние и на культуру. В традиционной шиитской культуре отношение к изображению животных и человека было не столь категоричным, как у арабов-суннитов. Вполне возможно, что именно по этой причине персы, культура которых столетиями была ориентирована на изобразительное искусство, выбрали для себя шиитское направление ислама.

Территория персов первые два столетия являлась неоъемле-мой частью Халифата — нового государства мусульман («ха-

лиф» — последователь, наместник Пророка) с обширнейшей территорией от Каспия и Индии до Северной Африки и Южной Европы. Столицами Халифата поочередно были Дамаск и Багдад. Однако Персия, воспользовавшись ослабленным положением Халифата, в IX веке выходит из состава государства, предпочитая собственный путь развития.

В целом, в период 750—1349 годов (Эльханский период) происходит активное строительство городов Персии, что, несомненно, повлекло и развитие архитектуры. Дворцы правителей богато украшаются искусно выполненной резьбой по камню, все внутреннее убранство наполняется богато вышитыми коврами и гобеленами. Внешние и внутренние стены мечетей и дворцов украшаются цитатами из Корана.

Поскольку печатное слово всегда пользовалось на Востоке большим уважением, особое внимание уделялось книгам. Фолианты, богато декорированные и расписанные, строго охранялись. Библиотеки пользовались большим почетом, это место считалось средоточием мудрости, передаваемой из поколения в поколение. Книги могли изготавливаться на заказ как произведения искусства. Для создания книги требовалось довольно большое количество различных специалистов, почитаемых наравне с великими архитекторами и зодчими. Каждый труд оплачивался отдельно, что повышало себестоимость книги. Мастерская обычно находилась при дворе, художник-каллиграфист, иллюстратор, печатник чаще всего жили здесь все время изготовления книги. Для книг создавалась специальная бумага, покрашенная в различные цвета, например, лазури и хны. Самая лучшая бумага производилась в Самарканде.

Искусство каллиграфии считалось не просто ремеслом, но занятием, сродни духовному постижению жизни. Мастера письма почитались превыше других. После окончания работы каллиграфа к оформлению книги приступал иллюстратор, чья работа была не менее значима, но почитаема уже чуть меньше. Следующим над книгой работал художник-орнаменталист, заключающий иллюстрацию в богатую и сложную рамку, часто состоящую из нескольких, вложенных друг в друга, рамок. Обложка делалась в последнюю очередь, она изготавливалась обычно из бумаги или кожи и также декорировалась.

После XVI века на последней странице книги появляется подпись иллюстратора, что облегчает дальнейшую атрибуцию памятников искусства. Но миниатюру Ирана можно встретить и в доисламском, Сасанидском периоде. Это стенные росписи и ручные поделки. В доисламском Иране книги также украшались миниатюрой.

Миниатюра этого периода оказала довольно сильное влияние на культуру соседних народов. Художники почти постоянно находились в поисках финансирования, что заставляло их путешествовать по всей обширной территории древней Персии. Первоначально миниатюра использовалась в качестве иллюстрации в книгах по медицине, астрологии, математике, истории, литературе, затем с развитием ислама, миниатюра попадает и в книги религиозного содержания, рассказывающие о жизни и семье Пророка. Таких книг существовало огромное количество, но изображение подвергалось сильному обобщению и метафоризации: например, голову Пророка окружал световой нимб в виде языков пламени. Лицо Пророка никогда не изображалось, в отличие от лиц окружающих его ангелов. Популярные книги переписывались по нескольку тысяч раз, среди них «Шахнамэ» Фирдоуси, «Хамсе» Ха-ким Незами, «Бустам» и «Гулестам» Саади, «Диван» Хафеса.

Рассмотрим подробнее специфику работы иранского художника. В Иране художник не работает с натурой, а обращается прежде всего к некоему идеальному образу. Композиция, перспектива и анатомия, соответствуя общепринятому канону, часто не совпадают с законами реализма. Европейская живопись центрич-на, в картине существует смысловой центр, на который прежде всего обращает внимание зритель. В иранской миниатюре ценен каждый фрагмент со своей уникальной смысловой нагрузкой.

Одним из характерных приемов становится принцип синекдохи, части вместо целого. Так, для рассказа о военном прошлом не обязательно было прорисовывать все детали, армия замещается несколькими воинами, давая возможность дорисовать остальное фантазии зрителя, пейзаж — несколькими деревьями и т.д. Таким образом, лесная поляна, ручей, группа молодых счастливых людей будут условно-идеальным изображением рая. Дерево персика или абрикоса с цветущими ветками, вечнозеленая ель и затем береза с желтыми листьями дают зрителям образ человече-

ской жизни в ее нескольких стадиях. Время в миниатюре играет большую роль. Изображения осени или ночного времени достаточно редки в иранской живописи, главенствующее место здесь занимает временное пространство весны и солнечного дня с ярко-голубым небом. Ночь непременно изображалась со звездным небом и яркой луной.

Изображение человека было двухмерным, плоским, в нем отсутствует тень. Каждая деталь картины имеет яркие цвета. Персидская миниатюра соблюдает традиции Востока при изображении людей: яркая кожа, круглые лица, миндалевидные глаза, маленький нос. Различие в возрасте подчеркивалось схематичным изображением морщин в области глаз и носа. Фигура шаха — одна из наиболее часто встречаемых в живописи. Его всегда можно узнать по костюму зеленого цвета (цвет ислама), богато украшенному оружию и густой бороде. Этим подчеркивалась сила и могущество правителя.

Центрального персонажа также можно узнать по изображаемому сюжету (единоборство с драконом). Востоковед и искусствовед Маликян Ширвани считает, что различие между художниками Востока и Запада состоит в том, что Запад ориентирован на портрет, изображение одного человека, а в восточной традиции внимание уделяется цельности всего изображения. Для западной культуры в определенный исторический момент становится принципиально важным подчеркнуть значимость личности для истории, человек осознается как активный преобразователь мира, и окружающий его мир воспринимается художником как вспомогательный, ориентированный на центр. Для восточной же традиции изображение нескольких сюжетов на картине передает равноправность всего происходящего в мире, целостность и гармонию всего сущего, существующего на равных правах в пространстве художественной реальности.

Изображение человека в традиции персидской миниатюры напрямую зависело от содержания и качества изображаемых текстов, оно менялось вместе с ними, поэтому, чтобы понимать смысл изображаемого, необходимо параллельное исследование исторического и литературного контекстов. Для того чтобы оценить формальные изменения, достаточно сравнить миниатюры, например, XII и XVII веков, тогда станут заметными усложнение

техники, более четкая прорисовка черт лица и пр. Одним из самых известных миниатюристов этого периода был Ахмад Муса, чье творчество стало последней вехой исконной традиционной культуры. Его работы отличает насыщенный цветовой колорит, прорисовка деталей, высокая техника изображения.

В XIII веке Персия была захвачена монголами, что повлекло за собой значительные изменения в изобразительной культуре. Начался Ильханский период персидской культуры (1256—1349), получивший свое название по названию созданного монголами государства. Эта культура соединила в себе черты персидской, монгольской, китайской и византийской культур. Захватчики привезли с собой художников из Китая: у изображаемых людей стали заметны монголоидные черты лица, появились традиционные для китайской культуры изображения гор, деревьев, драконов. Оружие, позы людей были заимствованы из монгольской культуры, лица захватчиков постепенно появляются в традиционных героических сюжетах персидской миниатюры. Византийская культура привнесла в изображение черты объемности: на одежде стали видны складки. Также вокруг голов некоторых персонажей появились нимбы.

Художники все чаще проявляют интерес к изображению жизни обычных людей, иллюстрации книг начали дополнять содержание текста. Каждый обладатель рукописного варианта «Шахнамэ» понимал, что его экземпляр уникален, это не только повышало себестоимость книги, но и делало ее частью личной жизни владельца. Такому отношению к книге способствовало и то, что изображаемым героям часто придавалось сходство с заказчиком и членами его семьи, таким образом, каждая книга была еще и своеобразным рисованным фотоальбомом.

Авторство книжных изображений установить сейчас практически невозможно, в Иране не принято было подписывать свои работы. После XVI—XVII веков под картинами появляются подписи, но они не всегда подлинны, часто старинные книги и картины были подписаны гораздо позднее уже другими авторами. В это же время получила распространение практика копирования известных работ прошлого, что стало своеобразной школой мастерства для молодых авторов. Каждая работа художника свидетельствовала об уровне его профессионализма,

его отношении к изображаемому, навыке в использовании цвета, создании композиции, ритма.

В искусстве миниатюры стала развиваться портретная живопись, она имела также и прикладное значение: маленькие портреты было удобно всегда держать при себе. Небольшой размер картин способствовал популяризации художественного творчества.

Следующий период иранской культуры носит название Та-мерланский (1369—1510).

Столицей в это время стал Самарканд, начался этап активной застройки города, наступает время архитектурного бума. В живописи преобладает китайский стиль эпохи Минг, он принес в персидскую изобразительную технику духовное наполнение. Деспотизм и аскетизм Тамерлана в чем-то ограничил персидское искусство, но не запретил его.

После смерти Тамерлана место правителя занимает его сын Шахрох, покровитель литературы и искусства. При нем во дворце активно работают художники, создается обширная библиотека с уникальными образцами иранской миниатюры. Центром творчества становится город Хорат. Одним из ярких представителей Тамерланского периода является Махмуд-каллиграф, его работа «Хамсе Незами» (1430) была создана специально для Шахроха. В этой книге 38 миниатюр, и каждая внизу имеет своеобразную подпись-название, отражающее сюжет картины.

Камальэддин Бехзад — один из самых известных иранских миниатюристов этого периода. Его творчество составляет значимый этап развития иранской живописи. Его стиль уникален, он имеет свое название — «Хоратский стиль». В своих работах Бех-зад особое внимание уделял изображению человека, его расположению в пространстве, композиции картин, его позе. Изображение человека уже почти реалистично и необычайно гармонично по отношению ко всей картине, сохраняются соотношения пропорциональности. Обновляется колористическая гамма, появляются новые оттенки, цвета смешиваются. Наряду с героическими сюжетами появляются новые, связанные с обыденностью, — моление, отдых, развлечение, причем картины сохраняют внутреннюю цельность, все элементы гармонично связаны между собой.

Сафавийский период (1499—1722) начался с захвата Хората шахом Исмаилом, столицей был назван Тибрис. Официальной

религией стал шиизм. К миниатюре Хоратского стиля добавляется Туркменский, что прослеживается прежде всего на уровне костюма: на головном уборе религиозных служащих стала видна палка-основа. Изменился размер миниатюры — она стала больше. Получил популярность портрет, работа над которым ведется очень аккуратно, основа наносится карандашом.

Изображение влиятельных лиц часто было намеренно женственным — так живописцы стремились передать красоту правителей. Фигуры еще оставались плоскими, отсутствовала тень и перспектива. Такие художники, как Тусмахамад, Мирмусават, Мир Сейдали, являются одними из самых ярких представителей этого периода.

Священники достаточно резко относились к искусству живописи, считая его грехом, что обусловило большой отток живописцев в соседние страны, где они пытались найти себе покровителей. В 1555 году умирает шах Тахмаз, заканчивается первая часть Сафавийского периода. В это время самой популярной книгой становится «Шахнамэ». Следующий правитель, шах Аб-бас (1586—1627), переносит столицу в город Исвахан, который становится и культурным центром империи. Город начинает отстраиваться лучшими архитекторами, его яркий загадочный образ не раз служил источником вдохновения для художников. Искусство вновь переживает подъем, начинается новый виток в истории персидской миниатюры. Это обусловлено не в последнюю очередь и тем, что шах Аббас поддерживает и развивает культурно-деловые связи не только с соседними странами, но и с Западом. В империю приезжают уже не только восточные художники, но и европейские. Шах Аббас II, желая вывести искусство миниатюры на новый уровень, отправляет группу художников на обучение в Рим. С этого момента начинается проникновение западной культуры в персидскую, что, конечно, отразилось и на миниатюре.

Самый знаменитый персидский миниатюрист того времени — Реза Аббаси, вторая часть его имени — это имя шаха, данное ему в качестве награды за его творчество. Произведение «Шахнамэ» работы художника Реза Аббаси явилось одним из самых значительных созданий того времени. Долгое время Реза работал во дворце, создавая свой уникальный стиль. Он стано-

вится лидером так называемой Исваханской школы живописи. Его изображение человека максимально реалистично. К концу жизни художник возвращается к яркой колористической палитре, заимствованной из Сафавийского стиля живописи. Он пишет практически одни и те же сюжеты, как правило, человека, сидящего под деревом; черты лица меняют пропорции, форма глаз, так же как и подбородок, несколько увеличена.

Внимание в это время уделяется изображению человека в движении, фигуры теряют статуарность, художники через изгибы тела пытаются передать динамику. Фигуры людей часто можно увидеть на заднем плане, изображения женщин очень редки. Орнамент на костюме сильно отличается от предыдущего периода.

Пейзаж в это время принимает фантастические образы и выходит на первый план. Дерево изображается перекрученным, завитым, часто оно занимает большую часть картины. Изображение деревьев иллюстрирует ощутимое китайское влияние на персидскую живопись. Преобладают зеленый, фиолетовый, розовый, бирюзовый цвета. Одним из популярных сюжетов того времени становится изображение сказочной птицы Симор из персидского фольклора, ее яркое оперение необычайно гармонирует с фантастическим пейзажем. Несмотря на яркость красок, в картинах сохраняется гармония цвета и внутренней композиции. Также часто встречаются фигуры дивов, мифологических существ и ангелов. Изображение зверей также принимает нереальный колорит, что отсылает нас к раннему периоду развития живописи, когда одним из самых распространенных (в том числе и в камне) было изображение борьбы человека со злом, которое принимало обличья странных, полуреальных, полуфантастических существ. Продолжая традицию, художники, таким образом, стараются вывести ее на новый уровень, придавая этим животным реалистические пропорции.

Шах и его окружение, дворец правителя, сцены сражения, единоборство человека с животным, со злым духом, пейзаж, портрет в полный рост, бытовые сценки (ученый спор, беседа на базаре), религиозная, сказочная и любовная тематика — вот основной круг интересов персидских живописцев этого периода.

Пропорции человека меняются, голова становится меньше, она, как и шея, более вытянута. Фигура также заметно удлиняет-

ся. Изображения пожилых людей, за счет утрирования примет старости, становятся карикатурными. Появляются первые эксперименты со светом и тенью, перспективой. Все чаще встречаются изображения ночи, небесных светил — солнца.

Хоратская школа, Туркменская школа, Тебризская школа, Газвинская школа и Исваханский стиль — как мы видим, этот временной период чрезвычайно насыщен разнообразными техниками.

Авчарийский период (1735—1795) связан с именем Надир-шаха. Он сломил монгольскую армию, дойдя со своим войском до столицы Индии. Живопись в это время переходит на работу маслом, в стороне оказывается рисование на холстах и бумаге, художники расписывают предметы утвари, сундуки и пр. Ощутимо меняется мода. Картины все больше европеизируются: тени четко очерчены, появляется объем, складки на одежде, композиция становится более плотной и продуманной. Изображение отныне сконцентрировано в центральной части картины.

Зандийский стиль (1735—1748) зарождается на юге Ирана параллельно вышеописанному периоду. Центром становится город Шираз во главе с Карим-ханом, который стремится сделать из своей столицы второй Исвахан, украшая ее многочисленными архитектурными находками. Здесь, на юге, начинают активно развиваться торговые отношения с Францией и Англией, которые постепенно заселяют страну своими торговыми представителями.

Изображение предметов постепенно становится трехмерным, появляется флористический орнамент, который используется повсюду, от вышивки на одежде до стенных и потолочных росписей. Становится популярной лаковая живопись, выполняемая в технике настенных росписей и рисунка маслом. Именно в Зан-дийский период впервые появляются расписанные и покрытые лаком шкатулки для различных нужд. Они чаще всего были вытянутой формы, бока были расписаны орнаментом, а лицевую часть крышки украшала миниатюра.

В живописи этого времени фигуры людей уже не так вытянуты, исчезает борода у мужчин, женщины изображаются уже чаще. Одеты они в полупрозрачные рубашки, шаровары, украшенные лентами, наряд дополняли диадемы в волосах или кожаные

головные уборы. Такие костюмы были свойственны только Зан-дийскому стилю. От Гаджарского периода их отличают длинные туники, вышитые драгоценными камнями.

Гаджарский период (1795—1925) — один из самых плодотворных и интересных в развитии персидской миниатюры, он аккумулировал в себе национальные традиции старых мастеров и западноевропейское влияние.

В это время история Европы и Ирана чрезвычайно насыщена событиями: появление Наполеона Бонапарта, колонизация Ирана Великобританией, Русско-персидская война и заключение Турк-манчайского мира.

Правление Фатали-шаха — это чрезвычайно напряженный период иранской истории, характеризующийся многочисленными дипломатическими и военными конфликтами. (Так, именно во время его правления в Тегеране был убит посол России А. С. Грибоедов.) Но именно в этот период в Иран приезжают студенты художественных школ Великобритании, чтобы учиться живописи. Сложная ситуация в стране стабилизировалась с приходом к власти Насреддин-шаха, премьер-министром становится Амир Кебир. При Амир Кебире открылся первый университет, появилась первая газета, сократилось финансирование нужд дворца и придворных, ограничилось влияние других государств на внутреннюю политику страны. В 1872 году Насреддин-шах посетил Россию и Европу. Так состоялось его знакомство с культурой европейских стран. Увлечение Насреддин-шаха европейской культурой многими не поддерживалось. Недовольные такой политикой шаха приближенные, объединившись с дипломатическими миссиями, добились смещения правительства. Спустя четыре года Амир Кебир был убит. Популярность шаха стремительно падала, и в день своего пятидесятилетия он был убит.

Сын Насреддин-шаха, Моххамед Али, унаследовал от отца любовь к Западу, он также много раз посещал европейские страны. С его приходом в Иран постепенно проникали демократические идеи с Запада, появляется замысел создания парламента по образцу европейских стран. Моххамед Али-шах был одним из первых, кто заговорил об этом, но сильное влияние России на шаха отодвинуло реализацию этой идеи на неопределенный срок. Ситуация дошла до абсурда: по приказу шаха здание парламента бы-

ло растреляно из пушки. Оппозиция свергла шаха, поставив на его место его малолетнего сына Ахмад-шаха, который стал последним гаджарским правителем. В течение двадцати лет он лишь формально возглавлял страну, вся власть была отдана канцлерам.

Искусство Гаджарского периода характеризуется сильным влиянием европейской живописи на персидскую. Художники работают с маслом и холстами, живопись на бумаге почти не встречается. Турецкие традиции обусловили большое развитие пейзажной живописи. Стиль книжной миниатюры постепенно уходит в прошлое. Популярным становится придворный парадный портрет, жанр, пришедший с Запада. Большое внимание уделяется разработке света и тени.

Для Гаджарского стиля характерно соблюдение особенных установлений при изображении внешности мужчин: так, их бороды должны быть черными, взгляд устремлен на зрителя, талия сильно зауженной. Руки располагаются либо на кинжале, заткнутом на поясе, либо рядом. Изображение женщины также соответствовало канону: круглые лица, сросшиеся брови, руки украшены узорами из хны.

Специфика изображений Гаджарского периода заключается и в имплицитной связи с древним Ахаманитским периодом, когда мастера каменной живописи делали объемные скульптуры, словно выходящие из камня. Художники Гаджарского стиля создают картины, имеющие иллюзию объемности, что достигалось за счет сложной графической техники и росписи.

Сохранила свою популярность лаковая живопись, особенно в Исвахане, успешно развивается прикладное творчество, рисунок на холсте теряет свое значение, т.к. появляются первые печатные станки. Иллюстраторы переходят на акварель. Сильное увлечение европейской живописью столкнулось с укоренявшейся в течение нескольких веков манерой письма. Этот необычный синтез заметен в творчестве художника Саниоль Моль, где традиция смешивается с западным академизмом.

После смерти Насреддин-шаха в 1895 году персидская миниатюра потеряла свою уникальность. Художники разделились на два течения: тех мастеров, кто пытался спасти исконную манеру персидского письма, и тех, кто приняли европейский стиль.

Но увлечение чужими традициями изобразительного искусства не было плодотворным для иранских мастеров.

Синтез двух культур имел свои особенности, часто картины, написанные под влиянием европейского искусства, не были так гармоничны и цельны, как живописные полотна мастеров-традиционалистов, хотя и были выполнены на высоком уровне изобразительной техники. Картина «Фатали-шах» (1810) Мехре Али является одним из ярких примеров этого синтеза. Шах изображен в полный рост, на его голове надета корона, одна рука на поясе, в другой руке он держит трость, богато инкрустированную драгоценными камнями. Сверху трость украшена птицей, символом мудрости. Тонкая техника письма, аккуратная прорисовка деталей делают эту картину одной из лучших в своем роде.

Среди книг большой популярностью пользуется «1000 и 1 ночь», содержащая 110 уникальных иллюстраций. Экземпляр этой книги хранится в библиотеке Гулестана. Книга была сделана художником Сани Аль Мольком, под его руководством трудились 34 мастера, работа велась на протяжении семи лет.

Сани Аль Молька называют «отцом графики», он первым начал работать с печатью. Стоит упомянуть и художника Камал Аль Молька, который в своем творчестве полностью перешел на классический европейский стиль, развивая принципы реализма в иранской живописи. Его работы, несмотря на их цельность и законченность, являются переходными от синтетического периода иранского искусства к «модернизму». Этот период совпал с переходом из XIX в XX век.

Новое поколение художников XX века уже разделено на два паралелльных течения: мастера, занимающиеся традиционной персидской миниатюрой, передающие свои знания ученикам, и группа художников — последователей Камал Аль Молька, приверженцев европейского стиля.

История Ирана знает несколько серьезных вмешательств иноземцев, что обусловило многонациональную структуру страны, и влияние художественных практик разных стран на традиционную иранскую культуру. Но иранская миниатюра осталась в основе своей неизменной, сохранились ее основные черты: яркие цвета, рамка вокруг изображения с богатым и сложным орнаментом, подобным ювелирному обрамлению, высокое мастерство в

проработке деталей — все это делает ее уникальным художественным явлением в мировой культуре.

Персидская миниатюра прошла сложный путь эволюции, чему способствовало развитие художественных навыков мастеров, помощь меценатов и влияние других культур. Персидские миниатюры являются не только историческими памятниками, но рассказывают о быте, укладе, социальном устрое прошлого.

Литература

1. ShayestehfarM. Introduction to Persian Islamic Art. ISBN 964-5896-33-9.

2. Полякова Е., Рахимова З. Миниатюра и литература Востока: Эволюция образа человека. Ташкент, 1987.

3. Welch A. Artists for the Shah: late sixteen-century / Painting at the imperial court of Iran. 1976. ISBN 964-8802-73-5.

4. Rahnavard Z. Persian Art History in Islamic Period: Miniature. ISBN 978964-530-150-5.

5. Canby SheilaR. Persian Painting. ISBN 964-6218-17-2.

6. Persian Miniature Painting, in the Contemporary Period (1921—1971) Text: Seyed Mahmud Eftekhari Illustrations: the various artists featured in the book. ISBN 964-7679-16-5.

7. Encyclopaedia Iranica, Edited by ehsan Yarshater. ISBN 964-00-0905-9.

THE DISTINCTIVE FEATURES IN IRANIAN ART OF ISLAMIC PERIOD (VII—XX CENTURIES)

Ahmad Mir Ahorli

The article devoted to the formation of the Iranian art examines substantial alterations which happened in the Iranian culture under the influence of Islam; it has left visible traces in applied art, in the techniques used in architecture and calligraphy. The article covers the following periods: Ilkhan (1256—1349), Tamerlane (1369—1530), Safavi (1499—1722), Afshar (1735—1795), Zand (1735—1748), Gajar (1795—1925).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.