Научная статья на тему 'Особенности исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами для личных целей'

Особенности исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами для личных целей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / АВТОМОБИЛИ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ДАТА ВЫПУСКА / РАБОЧИЙ ОБЪЕМ ДВИГАТЕЛЯ / CUSTOMS PAYMENTS / VEHICLES / PHYSICAL PERSONS / CUSTOMS VALUE / DATE OF ISSUE / WORKING VOLUME OF THE ENGINE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеева Ирина Михайловна

В статье рассматриваются проблемные вопросы исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами для личных целей, возникающие в практике таможенных органов, а также пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Моисеева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Calculation of Customs Payments at Import of vehicles by Physical Persons for personal use

In given article there are considered the problem questions of calculation of customs payments at import of vehicles by physical persons for the personal use, arising in practice of customs bodies, and also a way of their decision.

Текст научной работы на тему «Особенности исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами для личных целей»

И. М. Моисеева

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ АВТОМОБИЛЕЙ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ

В статье рассматриваются проблемные вопросы исчисления таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими лицами для личных целей, возникающие в практике таможенных органов, а также пути их решения.

Ключевые слова: таможенные платежи; автомобили; физические лица; таможенная стоимость; дата выпуска;рабочий объем двигателя.

При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу страны значимую роль играет расчет таможенных платежей. Исчисление и взимание таможенных платежей являются одними из ключевых функций таможенных органов. От их выполнения зависит количество денежных средств, перечисляемых в федеральный бюджет.

Следует отметить, что на сегодняшний день доходы, приносимые таможенной службой РФ, составляют около 50% всех поступлений в бюджет страны. Основная часть этих перечислений включает в себя таможенные платежи, уплачиваемые участниками внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) по совершенным ими международным сделкам. Остальное - это таможенные платежи, полученные в результате перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами. Они могут иметь существенные размеры.

В последние годы весьма интенсивному таможенно-тарифному регулированию подвергался ввоз иностранных автомобилей физическими лицами для личных целей в РФ. Ситуация осложнилась с началом функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Формирование тройственного союза повлекло за собой необходимость унификации и совершенствования таможенного законодательства входящих в него стран. Результатом данных процессов стало издание новых нормативных правовых актов, регулирующих в том числе порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования и применения к ним таможенных платежей.

При этом некоторые официальные документы РФ, ранее регулирующие подобный порядок, не отменены. В такой ситуации при совершении таможенных операций в отношении автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза физическими лицами, таможенные органы сталкиваются с рядом трудностей, которые до сих пор не урегулированы. Рассмотрим наиболее актуальные и спорные из них.

Первой трудностью является проверка правильности определения даты выпуска автомобиля и, как следствие, его возраста. Процедура установления даты выпуска автомобиля описана в Соглашении Правительств Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» [1]. Согласно данному Соглашению момент выпуска, т. е. дата изготовления автомобиля, определяется физическим лицом на основании:

1) сведений, содержащихся в документах, подтверждающих их регистрацию в государстве предыдущей регистрации;

2) информации производителя или генерального импортера, дилера;

3) иных вспомогательных источников информации.

При совершении таможенных операций в отношении ввозимого автомобиля должностное лицо таможенного органа проводит проверку правильности определения и заявления даты его изготовления. Проверка заключается в изучении документов, в которых может быть указан момент выпуска автомобиля. При отсутствии в них таких сведений должностное лицо обращается к идентификационному номеру (далее - VIN) - уникальному 17-значному номеру, присваиваемому транспортным средствам заводом-изготовителем с целью установления марки (модели, модификации) транспортного средства, наличия и подлинности государственных регистрационных знаков, года выпуска транспортного средства. Структура и содержание VIN [2] определены международным стандартом ISO 3779-1983 и представлены на рис. 1. Как правило, год выпуска автомобиля указывается на уровне 10-11 позиций идентификационного номера.

Международный код изготовителя

WMI

VDS

и и

Описательная часть

VIS

х х х х х х х х х х х х х х х х х

J F 1 G C 5 A R O E B 0 0 2 0 0 1

Описательная часть

"U"

Рис. 1. Структура и содержание VIN

Существует общепринятая система обозначений года выпуска, которая приведена в таблице.

Однако VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год - это условный год выпуска автомобиля,

который не совпадает с годом календарным, поскольку смена модельного ряда у автопроизводителей происходит не одновременно с началом нового календарного года, и у большинства автопроизводителей начинается с июля текущего года.

Таблица

Обозначение года выпуска в VIN

Год Знак Год Знак Год Знак Год Знак

1980 А 1990 L 2000 Y 2010 A

1981 B 1991 M 2001 1 2011 B

1982 C 1992 N 2002 2 2012 C

1983 D 1993 P 2003 3 2013 D

1984 E 1994 R 2004 4 2014 E

1985 F 1995 S 2005 5 2015 F

1986 G 1996 T 2006 6 2016 G

1987 H 1997 V 2007 7 2017 H

1988 J 1998 W 2008 8 2018 J

1989 K 1999 X 2009 9 2019 K

Например, у автомобиля, фактически выпущенного в октябре 2008 г., в VIN будет указан 2009-й модельный год. На территории США и Канады регистрация и учет транспортных средств осуществляются по модельному году, а не по году фактического выпуска.

В то же время автопроизводители не обязаны указывать год выпуска и использовать для его обозначения рекомендуемые знаки и позиции для них (рис. и табл.). Для примера расшифруем несколько VIN:

1. WDB1240301A000001

WDB - Германия, изготовитель - «Даймлер Бенц»; 124 - код серии «W124»; 030 - тип двигателя (первая цифра 0 - бензиновый); 1 - расположение рулевой колонки «левое»; А - сборочный завод «Зиндель финген/ФРГ»; 000001 - номер изделия; указание года выпуска отсутствует.

2. W0L000058N2100098

WOL - Германия, изготовитель - «Адам Опель»; 0000 - свободные позиции; 58 - код модели Опель/Vauxhall; N - год выпуска - 1992; 2 - сборочный завод «Бохум/ФРГ»; 100098 - номер изделия.

Таким образом, при проверке правильности заявленной физическим лицом даты изготовления автомобиля таможенный орган сталкивается с тремя проблемами, которые законодательно на данный момент не решены.

Во-первых, в VIN чаще всего указывают модельный год автомобиля, который не является годом его выпуска и не может быть использован таможенными органами в качестве основы при определении возраста автомобиля; данные о дате выпуска автомобиля вообще могут отсутствовать в VIN, и, как правило, точную дату выпуска возможно установить, только обратившись к базе данных завода-изготовителя. Такие возможности у таможенных органов отсутствуют; существуют случаи нарушения таможенного законодательства РФ со стороны физических лиц, перемещающих автомобили, которые выражаются в: затирании идентификационного номера, подделке сопроводительных документов. Во избежание подобных случаев таможенные органы должны прибегать к тем формам

таможенного контроля (в том числе с использованием технических средств), которые позволят обеспечить соблюдение физическими лицами обязанности по уплате таможенных платежей за ввозимые ими легковые автомобили.

Во-вторых, существует проблема определения таможенной стоимости автомобиля с учетом его комплектности. Таможенная стоимость ввозимых физическими лицами автомобилей определяется и заявляется самими физическими лицами и подтверждается чеками, счетами и иными документами, указывающими на факт их приобретения и стоимость.

Автомобили чаще всего выпускаются с разной комплектацией - базовой либо с учетом дополнительного оборудования. Покупая автомобиль за рубежом в базовой комплектации и добавляя к нему дополнительные опции, которые увеличивают цену автомобиля, физическое лицо при декларировании ввозимого автомобиля вполне может представить недостоверную информацию об отсутствии опций. Так, при наличии более полной комплекции он может представить таможенному органу счет, который выписан на автомобиль с базовой комплектацией. Выявить подобное нарушение можно только при таможенном досмотре. Однако даже самый опытный инспектор таможни не сможет отличить, к примеру, какая в автомобиле стоит магнитола - CD или MP3, если на ней нет соответствующих надписей, или были в наличии коврики или нет и т. д. Все эти нюансы влияют на окончательную стоимость автомобиля, которая будет принята таможенным органом за основу расчета ввозной таможенной пошлины.

При проведении оценки достоверности представленных документов и сведений таможенный орган осуществляет сверку заявленной стоимости автомобиля со стоимостью аналогичного автомобиля в той же комплектации, представленной в автокаталогах, имеющихся в распоряжении таможенного органа (Eurotax «Schwackeliste» или «Superschwacke», Kelley Blue Book, N.A.D.A.) [3].

В-третьих, такие каталоги, конечно, есть в таможнях в минимальном количестве, но как можно определить стоимость автомобиля 2011 г. выпуска, если сами каталоги 2009 г. выпуска? Снабжение таможенных органов соответствующими актуализированными справочниками и каталогами находится в настоящий момент времени на низком уровне. При отсутствии вышеупомянутых справочников определить таможенную стоимость автомобиля можно только с помощью автоэкспертизы.

Возможны также случаи, когда конкретная марка или модель автомобиля, например антикварного, отсутствует в имеющихся каталогах. Таможенные органы, которые не имеют выхода в сеть Интернет, не смогут воспользоваться даже электронными каталогами, поскольку вся информация на таких сайтах является платной. В таможнях нет и специальных баз или программ, которые могли бы дать полную информацию о транспортных средствах.

В-четвертых, определение рабочего объема двигателя автомобиля, от которого зависит ввозная таможенная пошлина как на автомобили, с момента выпуска которых прошло более трех лет, так и на новые автомобили (хотя для последних установлена комбинированная ставка, зависящая и от таможенной стоимости, и от рабочего объема двигателя).

Информацию об объеме двигателя можно узнать из сопроводительных документов к автомобилю и из данных о типе двигателя. Каждый автопроизводитель вправе сам устанавливать место расположения на кузове автомобиля тех цифр, по которым

можно идентифицировать двигатель. Зачастую эта информация указывается в таких местах кузова, в которые без специальных приборов, например зеркал, проникнуть трудно, что усложняет процесс таможенного досмотра. Ко всему прочему, физические лица, перемещающие автомобили, стараясь уменьшить размер причитающихся к уплате таможенных платежей, затирают номер двигателя.

В практике таможенных органов встречаются случаи, когда заявленные физическим лицом для таможенных целей типы двигателя конкретных марок автомобилей вообще не выпускаются для этих моделей. Это можно объяснить следующим образом: физическое лицо, перемещающее автомобиль, сознательно заявляет недостоверные сведения путем затирания данных о типе двигателя; перемещаемый легковой автомобиль является так называемым «конструктором», т. е. он собран по частям из автомобилей разных марок. Так, двигатель может быть от Toyota, кузов от BMW, а мелкие детали от других машин. Полученный автомобиль не будет соответствовать марке декларируемого автомобиля. Законодательно это никак не регулируется.

Таким образом, существующий на сегодняшний день порядок исчисления таможенных платежей в отношении автомобилей, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, несовершенен, так как:

1) существует противоречие между нормативными правовыми актами Таможенного союза и еще не отмененными официальными документами РФ;

2) нет единого порядка или методики действий, учитывающих все нюансы определения даты выпуска автомобиля;

3) отсутствует должное обеспечение таможенных органов актуализированными ценовыми справочниками и каталогами, а также современными техническими средствами таможенного контроля.

Дальнейшее отсутствие решений вышеперечисленных трудностей может привести к негативным последствиям.

1. Предоставление физическим лицом недостоверных сведений о ввозимом автомобиле приведет к недополучению таможенных платежей.

2. Следствием неполной уплаты таможенных платежей будет дефицит федерального бюджета.

3. Попытки уйти от уплаты таможенных платежей либо занизить их размер повлекут за собой увеличение количества преступлений в таможенной сфере.

Анализ указанных проблем дает возможность наметить один из путей их решения. При возникновении ситуаций, связанных с недостаточностью сведений об автомобиле, а также с проверкой достоверности заявляемых сведений, таможенные органы практически не имеют возможности обратиться непосредственно к зарубежному продавцу. По мнению автора статьи, ФТС России целесообразно заключить соглашения с официальными дилерами автомобильных компаний, находящимися на территории РФ, о предоставлении таможенным органам полной и достоверной информации об автомобилях.

Порядок взаимодействия таможенных органов и дилеров может быть следующим: при ввозе автомобиля физическим лицом для личных целей таможенный орган обращается с запросом к тому автомобильному дилеру, который реализует ввозимую марку транспортного средства; дилер предоставляет таможенному органу полную информацию о конкретном автомобиле. Такая возможность позволит таможенным органам проводить более точный и достоверный контроль

за ввозимыми автомобилями, что, безусловно, может повлиять на быстроту и верность расчета таможенных платежей, а соответственно и на их собираемость.

Таким образом, совершенствование соглашений и решений правительств стран Таможенного союза, касающихся порядка применения таможенных платежей к товарам, ввозимым физическими лицами для личных целей, должно быть нацелено на создание единой методики исчисления таможенных платежей. Существование такой методики совместно со своевременным снабжением таможенных органов ценовой информацией приведет к правильному определению параметров (даты выпуска, рабочего объема двигателя, стоимости), на основе которых рассчитываются таможенные платежи. Соответственно суммы таможенных пошлин, взимаемых с физических лиц, будут в полном размере перечислены в федеральный бюджет РФ.

Использованные источники

1. Соглашение Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО № 001МР/СЭ (утв. НИИАТ Минтранса РФ от 12.10.2004; РФЦСЭ при Минюсте РФ от 20.10.2004; ЭКЦ МВД РФ от 18.10.2004; НПСО «ОТЭК» от 20.10.2004) // СПС «КонсультантПлюс», 2004.

3. Письмо ФТС России от 25.12.2007 № 05-11/49697 «О направлении методических рекомендаций по работе с автомобильными справочниками».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.