Научная статья на тему 'Особенности инвестиций в объекты искусства в РФ'

Особенности инвестиций в объекты искусства в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / АРТ-РЫНОК / РЫНОК ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА / ART MARKET / ALTERNATIVE INVESTMENT / INVESTMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверьянова Д.А.

В статье анализируется новое для инвестиционного рынка РФ направление арт-сегмент. Отмечается его посткризисная волатильность, но благоприятные перспективы, развитие арт-консалтинга интернет-проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ART INVESTMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article focuses on the features of the art investments in the Russian Federation. It highlights the post-crisis volatility of the Russian art market and also pays attention to the favorable perspective and current trends in the development of the art segment in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиций в объекты искусства в РФ»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБЪЕКТЫ ИСКУССТВА В РФ Д.А. Аверьянова, магистрант

Московский государственный институт международных отношений (Россия, г. Москва)

Аннотация. В статье анализируется новое для инвестиционного рынка РФ направление - арт-сегмент. Отмечается его посткризисная волатильность, но благоприятные перспективы, развитие арт-консалтинга интернет-проектов. Ключевые слова: инвестиции, арт-рынок, рынок предметов искусства.

В зарубежной практике инвестиционной деятельности вложения в предметы искусства используются давно, рынки стабильно развиваются, подпи-тываясь средствами и индивидуальных коллекционеров - состоятельных индивидуумов, и институциональных инвесторов, играющих важную роль в системе международных финансов [4].

В последнее время инвестиции в объекты искусства в России также становятся все более популярными, что объясняется целым рядом причин. Во-первых, на рынке появились покупатели, способные позволить себе покупку дорогостоящих предметов искусства. Во-вторых, у отечественных инвесторов появилось понимание, что арт-рынок -это достоянная альтернатива традиционным инвестициям и возможность диверсификации своего портфеля, в особенности, когда фондовые рынки нестабильны, а движения курсов акций либо валют довольно сложно спрогнозировать [2]. В-третьих, произведения искусства приносят не только прибыль, но и удовольствие от владения, к тому же наличие дорогостоящего арт-объекта повышает социальный статус коллекционера/инвестора.

В последнее время в России стараются повысить инфраструктуру арт-рынка: развивается арт-консалтинг, создаются специальные сайты по искусству, публикуются различные аналитические журналы и специализированные каталоги. Все больше стала востребована исследовательская деятельность, которая позволяет провести качественную экспертизу и вызвать интерес у общества к арт-рынку. За последние годы в стране выросло количество проводимых вы-

ставок, люди стали больше интересоваться искусством [5].

Тем не менее, на арт-рынке в России присутствуют и отрицательные факторы, которые препятствуют повышению его инвестиционной привлекательности. Отечественные инвесторы зачастую инвестируют в проверенных и менее рискованных западных художников, а современное российское искусство в связи с этим продолжает оставаться невостребованным. Российский арт-рынок крайне неликвиден, поэтому менее привлекателен для отечественных и зарубежных инвесторов. В стране практически не прилагаются усилия по продвижению современных художников. Зачастую русские художники делают карьеру на Западе. Существенной проблемой на рынке является отсутствие достаточного количества профессиональных критиков и кураторов. Со стороны государства прилагается мало усилий в сторону улучшения качества образования в сфере искусства. На отечественном рынке искусства крайне необходимо активизировать профессиональную подготовку специалистов арт-рынков, а именно критиков, кураторов, арт-менеджеров.

Развитый арт-рынок позволит повысить стоимость работ художников, высокая стоимость привлекает внимание общественности и, главное, инвесторов. Для того чтобы улучшить современный российский рынок искусства необходимо: увеличивать количество арт-пространств и художественных ярмарок; развивать галерейный бизнес, наладить логистику произведений искусств, отменить законы, препятствующие вывозу предметов искусства;

крайне важна также подготовка профессиональных арт-дилеров и других игроков рынка; отечественные коллекционеры должны стараться повышать имидж российского современного искусства.

Что касается инвестиций, в России сейчас не самое лучшее время, чтобы рассчитывать на короткий срок возврата инвестиций [5]. Сегодня покупатели думают не только о будущей стоимости картины или иного художественного произведения. Многие коллекционеры на рынке в России стараются хранить в своей коллекции работы художников, которых с охотой приобретут другие коллекционеры в случае кризиса. В принципе, даже если не принимать во внимание кризис, инвесторы предпочитают инвестировать в работы художников, на которых есть спрос у большинства участников рынка [3].

Во время кризисов за рубежом, как правило, цены на предметы крайне высокого качества не падают. Но в отличие от российского, зарубежный арт-рынок более развит, на нем большее число участников, нет запретов на экспорт. Начавшийся в 2014 г. кризис показал, что даже если у коллекционера на российском рынке есть не самая известная картина Айвазовского (стоимостью 300 000 долларов), которую можно было бы продать на аукционе Sotheby's за 500000 долларов, в конечном итоге, коллекционер с огромным трудом продаст её за 250000 долларов. Для российского внутреннего рынка это очень серьезная сумма, а по закону вывозить антикварный шедевр за границу либо слишком дорого, либо запрещено (если предмету искусства больше 100 лет).

Сегодня выгоднее всего вкладывать средства в послевоенный модернизм, чем в антикварную классику. В России лучше всего покупать картины шестидесятников, они пользуются достаточно высоким спросом на рынке. Также на российском арт-рынке хорошо продаются предметы искусства нижнего ценового сегмента, приблизительно до 60000 рублей. В кризис инвесторам необходимо постоянно анализировать

свои покупки, стараться приобретать картины разных художников [6].

Таким образом, российская действительность характеризуется следующим: во-первых, нет четкого понимания, как долго будет продолжаться кризис (если в прошлом падения на рынки имели естественные предпосылки и были предсказуемы, то сегодня многое зависит от политической ситуации); во-вторых, сейчас арт-рынок характеризуется низкими ценами, они ниже, чем во время кризиса 2007-2008 гг. На сегодняшний день отечественным коллекционерам не нужно играть против российского арт-рынка, скорее всего, цены на работы авторов, не пользующихся спросом, не будут расти. Поэтому также не следует существенно переплачивать за работу.

Для оценки арт-рынка в России применяют семейство индексов ARTIMX (ART Investment Market Index). Данную линейку инструментов разрабатывают специалисты интернет-проекта

ARTinvestment.RU [1]. С помощью индексов ARTIMX можно оценить текущее положение рынка, отследить динамику изменения цен и ценовых уровней в различных сегментах рынка или для творчества отдельных художников, также они позволяют рассмотреть изменения покупательной активности на рынке. Расчеты основываются на данных о результатах продаж работ отечественных художников на аукционах с 2000 г. Сведения, которые получают с аукционов из разных стран, позволяют аналитикам ARTinvestment.RU проанализировать динамику стоимости произведений. При расчете данной группы индексов не рассматриваются произведения, которые отмечены довольно высоким показателем инвестиционного риска. Индикатор риска включает в себя следующее: спрос на произведения художника в данный момент; соотношение цены и качества работы; ясность в отношении подлинности произведения. Показатели инвестиционного риска основываются на имеющихся сведениях об экспертизах и мнениях экспертов. Различают три индикатора инвестиционного риска произведения: высокий

s

инвестиционныи риск, когда между экспертами существуют серьезные разногласия по поводу инвестиционной привлекательности конкретного произведения; средний инвестиционный риск, когда для принятия окончательного решения о целесообразности приобретения конкретного произведения необходимо провести дополнительные экспертизы и исследования, т.к. мнения экспертов расходятся; низкий инвестиционный риск, когда большинство экспертов высказываются положительно в отношении инвестиционной привлекательности конкретного произведения искусства.

На данный момент публикуются следующие индексы: ценовые индексы

русского искусства ARTIMX-RUS (ARTIMX RUSSIAN ART), ценовые индексы мирового искусства ARTIMX-WORLD (ARTIMX WORLD ART), индексы покупательной активности ARTIMXba (ARTIMX*buying activity), ценовые индексы художников Artist's ARTIMX.

Ценовые индексы русского искусства ARTIMX-RUS позволяют определить уровень цен и условную доходность вложений в арт-объекты в России. В основе индексов лежит информация о продажах графики и живописи на аукционах как в РФ, так и за рубежом (рис. 1).

А1ШМХ Общий

Источник: artinvestment.ru

Рисунок 1. Ценовые индексы русского искусства ARTIMX-RUS

Ценовые индексы мирового искусства ARTIMX-WORLD показывают общее состояние рынка, ценовую конъюнктуру и инвестиционную привлекательность мирового аукционного рынка искусства. Графики изменения ARTIMX-WORLD строятся и для мирового арт-рынка, и для его отдельных

сегментов: послевоенного и современного искусства, старых мастеров, импрессионистов и т. д.

В целом, российский рынок искусства развивается, а интерес российских инвесторов к альтернативным объектам капиталовложений, среди которых лидируют произведения искусства, растет.

Библиографический список

1. Индексы арт-рынка ARTIMX // Сайт интернет-проекта ARTinvestment.Ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artinvestment.ru/indices/

2. Международные валютные отношения / под общ. ред. Эскиндарова М.А., Звоновой Е.А. - М.: Кнорус, 2018. 540 с.

3. Подойницына К., Барышева А., Глеков С., Орлова Е., Пуликова И. Аналитический обзор рынка российского современного искусства InArt 2017. - InArt, 2017. 157 с.

4. Хмыз О.В. Вопросы коллективного инвестирования // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 9. С. 40-46.

5. ARTinvestment.Ru. 2017. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://artinvestment.ru/invest/collector/20170123_how_invest_in_russian_art.html

6. Collecting and investing in Art. // Сайт интернет-проекта Artprice_[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.artprice.com/artprice-reports/the-art-market-in-2017/collecting-and-investing-in-art/

FEATURES OF THE ART INVESTMENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

D.A. Averianova, graduate student

Moscow state institute of international relations

(Russia, Moscow)

Abstract. The article focuses on the features of the art investments in the Russian Federation. It highlights the post-crisis volatility of the Russian art market and also pays attention to the favorable perspective and current trends in the development of the art segment in Russia.

Keywords: investments, alternative investment, investment strategy, art market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.