вклад не для наград
особенности инвестиционных отношений
в социальной сфере российской экономики
_Анализ процесса воспроизводства общественных благ
подтверждает, что в качестве элемента теоретической основы
_для разработки экономических мер государства
_в общественном секторе российской экономики наибольший
_интерес представляет институциональная традиция.
ОкинаЛ.Е.
соискатель кафедры промышленной коммерции и маркетинга Казанского государственного технического университета им. АН. Туполева
В отличие от неоклассической традиции, для которой характерна трактовка государственного вмешательства как способа устранения препятствий на пути эффективного распределения ресурсов, представители теории прав собственности определяли роль государства как чисто инстититуциональную, заключающуюся в спецификации прав собственности и в снижении контрактных (транс-акционных) издержек.
Данный подход означал, что государственное регулирование экономики, как влияние трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), обоснованно лишь на первом этапе решения проблемы - стадии разработки контрактного законодательства. В дальнейшем конкурентная система, получившая таким образом устойчивость, функционирует самостоятельно, в режиме саморегуляции. Эффективность рыночного механизма повышается в случае интернализации экстерналий, порождаемых в ходе реализации инвестиционных отношений в социальной сфере. В этом случае исключается возможность для субъектов экономических отношений, не участвующих непосредственно в процессе воспроизводства общественных благ, получать выгоду. В экономической теории имеется целый ряд моделей (мы рассматриваем две модели: модель ценообразования Линдаля и модель налога Кларка), в которых делается попытка
кое предпринимательство, 2008, № 3
разработки механизма для решения проблемы «зайцев». Однако данные модели доказывают принципиальную невозможность «избавления от «зайцев», что приводит к выводу о необходимости вмешательства государства в финансирование инвестиций в общественные блага. При этом принудительный характер налогообложения может быть оправдан выгодой индивидов от потребления общественного блага, которую они не могли бы получить при отсутствии государственного вмешательства. Формы государственного воздействия в целях интернализации внешнего эффекта зависят от объема и интенсивности экстерналии, а также от степени делимости, исключаемости, свободы выбора потребителя, возможности количественного измерения. То, каким образом будут обеспечиваться блага, зависит от соблюдения условия эффективности их предоставления. Это условие было сформулировано Полом Самуэльсоном, исходя из критерия Парето, и является исходной точкой всех современных исследований в данной области. Государственное вмешательство в экономику должно быть сопряжено с минимально возможными затратами ресурсов. С позиции минимизации государственных расходов общественный сектор делится на государственное производство (прямые государственные инвестиции) и государственное обеспечение общественных благ. Последнее уменьшает непосредственные расходы государства и повышает эффективность стимулов к воспроизводству общественных благ. В настоящее время в России экономико-политический механизм обеспечения инвестиций в социальную сферу находится в стадии реформирования. Урегулирование прав собственности является одним из важнейших средств совершенствования инвестиционных отношений, что приобретает особое значение в условиях современной российской экономики. Эффективность распределения и перераспределения собственности может быть определена с помощью трансакционных издержек. В силу высокого уровня диверсификации благ, создаваемых в общественном секторе,
принудительный
характер
налогообложения
может быть
оправдан выгодой
индивидов
от потребления
общественного
блага, которую
они не могли бы
получить
при отсутствии
государственного
вмешательства
социальная ответственность бизнесашМ._
-&Т1
_урегулирование
прав
_собственности
_является одним
_из важнейших
_средств
совершенствования
_инвестиционных
_отношений
не представляется возможным создать единую модель трансформации отношений собственности в данном секторе. При сохранении значительного удельного веса государственной собственности увеличивается доля частной и смешанной форм. Институциональная основа экономико-политического механизма включает в себя следующие составляющие: во-первых, стабильность и четкость прав частной собственности, обеспечение которых является главным общественным благом, поддерживающим эффективное функционирование рынка как такового;
во-вторых, государственное регулирование, применяемое только в сферах, в которых невозможно использовать рыночные механизмы. Условием вмешательства государства в экономику является также его способность (даже учитывая недостатки и неизбежное давление различных лобби) обеспечивать социально эффективные и справедливые меры успешнее, чем существующий несовершенный рынок. Это подразумевает широкое использование анализа издержек и выгод. Такое ограничение сферы деятельности государства позволит высвободить средства на бесперебойное финансирование инвестиций в социальную сферу, обеспечивающих работу экономико-политического механизма в целом. Бизнес проявляет инициативу в вопросах реализации своей социальной ответственности перед обществом в целом и государством, как основополагающим фактором экономических интересов, которые данные субъекты ответственности должны преследовать. Ответственность перед потребителями должна выражаться в сохранении и повышении качества выпускаемой продукции. Ответственность перед контрагентами, как партнерами по совместным операциям, должна предусматривать такой характер связей, который бы обеспечивал установление взаимного доверия между ними. В отличие от системы, предложенной рядом зарубежных авторов, мы предлагаем иную трактовку: вполне обоснованным выглядело бы установление вертикальной связи между взаимным доверием и взаимной ответственностью.
. <российское предпринимательство, 2008, № 3 8 8
Общественность устанавливает рамки, которые задают социально-ответственное поведение в экономическом, экологическом и этическом аспектах. Государство, как экономическая территория, является фактором экономических интересов для всех резидентов данной страны. Однако государство как политический фактор в силу своих возможностей может исполнять роль аппарата принуждения, и в этом плане его место в сфере институтов социальной ответственности бизнеса отнюдь не последнее.
Исследование показывает, что для российского предпринимательского сообщества характерно противоречие между институциональной готовностью к проведению социальных программ и низкими показателями эффективности их реализации. Это отражается, в частности, в существенной разнице при определении объемов социальных инвестиций, направляемых в отрасли российской экономики. Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд рекомендаций для государственных органов с целью активизации частных инвестиций в социальную сферу. Государству следует развивать законодательную базу, закрепляющую обязательства бизнеса в области налоговых, трудовых, экологических и других отношений, а также в сфере социальной отчетности. При этом дальнейшего развития требует и действующая в России система контроля выполнения предпринимательскими структурами законодательных норм, что предполагает исключение дублирования функций контрольных органов.
Государство должно способствовать формированию благоприятной общественной атмосферы в отношении российского бизнеса как внутри страны, так и в рамках мирового сообщества. В свою очередь, предпринимательские структуры должны:
- в полном объеме выполнять социальные обязательства, установленные законом;
- не препятствовать официальным органам в выполнении ими функции контроля над соблюдением установленных обязательных норм;
_Литература
1. Салжаницын А.И. Современные проблемы развития материальной базы отраслей социальной сферы России. - М.: ПрофВариант, 2002.
2. Собственность в XX столетии. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.
3. Тарасов В.И. Формирование негосударственных институтов в сфере социальных услуг. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
4. Финансовые аспекты реформирования отраслей социальной сферы. - М.: Издательство Института экономики переходного периода (ИЭПП), 2003.
5. Россия: федеральные округа и регионы (география, недра, история, население, религия, власть, экономика, социальная сфера, достопримечательности, стратегия развития): Энциклопедия. - М.: Содружество, 2002.
социальная ответственность бизнеса
-89
- расширять сложившийся круг ключевых стейкхолдеров (государство, собственники, персонал) путем вовлечения в систему корпоративной ответственности местных сообществ, общественных объединений, деловых партнеров и т.п.;
- последовательно реализовывать возможности, связанные с подготовкой социальной и экологической отчетности, использованием международных стандартов в данной сфере, что создаст доступ российским компаниям к международным рынкам капитала, будет способствовать укреплению доверия и репутации за рубежом. Отечественным предприятиям следует осуществлять жесткий учет и контроль финансовых средств, направляемых на социальные программы; активизировать усилия по поиску конкретных направлений и механизмов осуществления социальных инвестиций, которые дают наибольший социальный и экономический эффект.
Okina, L.Ye.
PhD student, Industrial Commerce and Marketing Department, Tupolev Kazan State Technical University
Characteristic aspects of investment relations in the social sphere of the Russian economy
The author highlights distinctive aspects of investment relations in the social sphere of modern market-driven economy, which is characterized by open-ended nature of reproduction due to the absence of exchange phase. This implies the necessity of using non-market mechanisms of securing investment resources to achieve a baseline level of their production and consumption based on social standards (initiation of competition at the stage of access to the production of public goods: government procurement; contracting; formulation of state standards for the services financed using budget funds; introduction of performance and productivity indicators for the investment resources used, etc.). The item is meant for researchers into mechanisms of functioning of modern market-driven economy, as well as for those who are interested in how business performs social functions.
российское предпринимательство, 2008, № 3
_государству
следует развивать
_законодательную
базу, закрепляющую
_обязательства
_бизнеса в области
_налоговых,
_трудовых,
_экологических
_и других
_отношений,
_а также в сфере
_социальной
_отчетности