Научная статья на тему 'Особенности инвестиционной деятельности на территории Калининградской области в современных условиях'

Особенности инвестиционной деятельности на территории Калининградской области в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
465
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / INVESTMENT / FINANCE / TAX BREAKS / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова О.А.

В статье дана характеристика современным особенностям осуществления инвестиционной деятельности в Калининградской области. Исследуется опыт организации инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Дана сравнительная характеристика организации финансов в особых режимах хозяйствования. Проанализированы некоторые финансовые аспекты инвестиционной деятельности организаций Калининградской области до и после 1 апреля 2016 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE TERRITORY OF THE KALININGRAD REGION IN MODERN CONDITIONS

In article the characteristicis given to modern features of implementation of investment activity in the Kaliningrad region. Experience of the organization of investment activity in the Russian Federation is investigated. The comparative characteristic of the organization of finance in specific modes of managing is given. Some financial aspects of investment activity of the organizations of the Kaliningrad region till April 1, 2016 are analysed.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционной деятельности на территории Калининградской области в современных условиях»

УДК 336.025

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

О.А. Игнатова, магистрант 2-го года ИФЭМ ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

В статье дана характеристика современным особенностям осуществления инвестиционной деятельности в Калининградской области. Исследуется опыт организации инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Дана сравнительная характеристика организации финансов в особых режимах хозяйствования. Проанализированы некоторые финансовые аспекты инвестиционной деятельности организаций Калининградской области до и после 1 апреля 2016 года.

особая экономическая зона, инвестиционная деятельность, финансы, налоговые льготы, таможенные пошлины

Одним из факторов инвестиционной привлекательности региона, безусловно, является стабильность законодательства в области инвестирования и осуществления предпринимательской деятельности. Стабильный режим хозяйствования, предусматривающий определенные ставки налогообложения и таможенных сборов, требований к производственным и управленческим процессам, создает гарантии для инвесторов и снижает инвестиционные риски.

Обеспечение инвестиционной привлекательности Российской Федерации и ее субъектов является задачей государственных органов власти. В настоящее время большое значение уделяется региональной инвестиционной политике, направленной на рост инвестиционной привлекательности региона и снижения рисков инвестиционной деятельности. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления наделены полномочиями, позволяющими влиять на инвестиционную политику.

Исследование этапов развития законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность на территории Калининградской области, позволило выявить ряд особенностей, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность региона.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) «Янтарь» был создана на территории Калининградской области 3 июня 1991 г., а уже через три года таможенные льготы были упразднены. С этого времени произошел спад инвестиционной активности в регионе, особенно со стороны иностранных инвесторов.

С 1996 г. действовал Федеральный закон от 22 января 1996 № 13-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области». В дальнейшем правовой режим ОЭЗ корректировался в соответствии с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [1]. И затем уже принятием Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [2].

Согласно Федеральному закону №16-ФЗ основной акцент сделан на налоговых льготах, в отличие от таможенных преференций, которые устанавливались законом об ОЭЗ от 1996 г.

Кроме того на территории Калининградской области в Зеленоградском районе действовало Постановление Правительства РФ от 03 февраля 2007 г. №73 «О создании на терри-

тории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа» [3], однако оно утратило силу.

В 2010 году на территории Российской Федерации начало действовать «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [4] которое регламентирует правовой статус резидентов СЭЗ, в соответствии с которым для Калининградской области устанавливается ряд исключений применения указанного Соглашения на переходный период: не применяются положения о сроке нахождения товаров под таможенной процедурой свободной таможенной зоны (ТП СТЗ) и ряд других, однако в целом ТП СТЗ в Калининградской области регулируется нормами соглашения.

Вышесказанное позволяет сделать заключение о том, что изменение условий ведения инвестиционной деятельности на территории Калининградской области, с одной стороны, направлено на совершенствование инвестиционных процессов в регионе, однако, с другой стороны, не позволяет инвесторам осуществлять стратегическое планирование, что снижает инвестиционную привлекательность области.

В настоящее время Особая экономическая зона в Калининградской области продолжает находиться в стадии реформирования, поскольку с 1 апреля 2016 года отменяется большинство таможенных льгот [5], что некоторым данным может привести к снижению валового регионального продукта на 15,9% и сокращению более 47 тыс. рабочих мест.

По данным Правительства Калининградской области по состоянию на 01 января 2015 года в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области включено 100 организаций. Общий объем заявленных инвестиций резидентов ОЭЗ в Калининградской области составлял 90,3 млрд. рублей.

Инвестиции осуществляются в различные сферы деятельности (рис. 1), основными из которых являются девелопмент (29%), производство продуктов питания (26%).

производство машин ..производство и оборудования го

1% металлических

изделий 1%

производства продуктов питания 26%

деволопмент 29%

химическое сельское

производство хозяйство 5% транспорт _3% 20%

производство электрооборудо вания 2%

производство транспортных

средств и оборудования 2%

производство строительных материалов 5%

производсво телевизионных и другой бытовой электронной техники 6%

Рисунок 1 - Структура инвестиций резидентов ОЭЗ

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области, сумма налогов, перечисленных резидетами ОЭЗ в 2014 году, составила 5 570 млн. рублей, что в 1,6 раза превышает объем уплаченных налогов в 2013 году (рис. 2) [6].

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Рисунок 2 - Суммы налогов, перечисленных резидентами ОЭЗ, млн. руб.

В том числе благодаря предприятиям-резидентам ОЭЗ в Калининградской области в 1-м квартале 2016 года обеспечен прирост промышленного производства - индекс составил 109,1% [5], в то время как индекс промышленного производства России демонстрирует снижение - 99,4% [6].

Таким образом, экономические выгоды от режима ОЭЗ для Калининградской области очевидны. При этом стоит отметить и социальные эффекты: на 31 декабря 2014 года фактически на предприятиях-резидентах занято 11 981 человек, планируемая среднесписочная численность работников при выходе предприятий-резидентов на проектную мощность составит более 19 тыс. человек.

В числе резидентов ОЭЗ такие известные предприятия, имеющие репутацию далеко за пределами области, как ЗАО «Содружество-Соя», ООО «Роскон», ОАО «НПО «ЦТС», ООО «Калининградский деликатес», ЗАО «Автотор». Перечисленные предприятия вполне можно назвать «флагманами» для региональной экономики, а многие из них являются системообразующими, формирующими научно-технологические кластеры, что является важной особенностью в современных условиях.

Вследствие наличия положительных социально-экономических эффектов от функционирования ОЭЗ на территории Калининградской области и в условиях отмены таможенных льгот, органами власти разрабатываются и реализуются различные сценарии дальнейшего существования особой зоны.

В соответствии с данными Калининградской торгово-промышленной палаты, утверждены три варианта вывоза товаров:

1) уплачиваются пошлины на готовую продукцию;

2) уплачивается пошлина на сырьё (для этого надо пройти процедуру идентификации при вывозе готовой продукции);

3) вывоз продукции, изготовленной из сырья со статусом товара Таможенного союза.

Предусмотрены два вида субсидий:

- на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение, локализацию сборочного производства и улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе;

- на частичную компенсацию расходов на железнодорожные грузовые перевозки.

Субсидии будет предоставлять региональное министерство экономики, которое в целях информирования и разъяснения организовало на базе ГКУ «Информационно-расчетный центр» работу телефонной горячей линии министерства.

Источником финансирования субсидий станет федеральный бюджет. Субсидии будут предоставляться региональным Министерством экономики, при условии заключения соглашения о взаимных обязательствах по сохранению условий и параметров осуществления деятельности.

Правительство Российской Федерации подтвердило право Калининградской торгово-промышленной палаты выдавать заключения об идентификации иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны.

Изменения коснутся предпринимателей, зарегистрированных до 1 апреля 2006 года и отгружающих продукцию, произведенную на территории Калининградской области на остальную территорию Таможенного союза без уплаты пошлин [7].

Для минимизации финансовых потерь бизнеса в Калининградской области, Госдума приняла в окончательном чтении закон о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ, которые освобождают калининградские предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения, от уплаты таможенного НДС за товары, произведенные на территории ОЭЗ с использованием иностранных компонентов, если они будут проданы в страны таможенного союза в течение 180 дней.

В изменяющихся условиях осуществления инвестиционной деятельности на территории Калининградской области представляется актуальным изучение опыта организации специальных режимов хозяйствования в Российской Федерации. Автором проведен сравни-

тельный анализ законодательства, регламентирующего инвестиционную деятельность в особых режимах хозяйствования: Федеральный закон от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ФЗ №116), Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 16), Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ФЗ № 473) [1, 2]. Проведенный анализ позволил выявить ключевые особенности организации финансов в особых режимах хозяйствования, отдельные аспекты которых отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Некоторые особенности организации инвестиционной деятельности в особых режимах хозяйствования в РФ___

№ п/п Параметры сравнения Федеральный закон от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ФЗ № 116) Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградско й области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 16) Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально -экономического развития в Российской Федерации» (ФЗ № 473)

1. Особенности налогообложения В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах Ставка налога на имущество - 0% в отношении имущества созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта. Ставка налога на прибыль - 0% в течение 6 лет; снижение на 50% налога с 7 года. Нет льгот по земельному налогу. Освобождение от уплаты налога на имущество. Налог на прибыль - в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Освобождение от уплаты земельного налога.

2. Требования к инвестиционным проектам Осуществление капитальных вложений на сумму не менее 120 млн. руб., 40 млн. в течение не более 3 лет (промышленно-произв.ОЭЗ); Для портовой зоны в случает реконструкции объектов инфраструктуры кап.вложения фиксируются на уровне 400 или 120 млн. руб. (Ст. 12) Реализация проектов на территории Калининградской области, инвестиции в форме капвложений объемом не менее 150 млн. руб. размещенные в течение не более 3 лет (ст. 4) Критериями оценки являются: виды деятельности, величина инвестиций, соотношение собственных и земных средств; суммы налоговых поступлений в бюджет, добавленная стоимость, величина бюджетных инвестиций и пр.

3. Гарантии инвестору Четко прописаны гарантии резиденту (Гл. 9) Четко прописаны гарантии резиденту (Ст. 6) Не прописаны

Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать заключение, что Федеральный закон №16-ФЗ более финансово привлекательный для резидентов, поскольку в большинстве случаев платежи по налогу на прибыль у хозяйствующих субъектов гораздо выше, чем по земельному налогу. Тем не менее, федеральные законы №116 и №473 предусматривает большое число других преференций, связанных с арендной платой, пользованием объектами инфраструктуры, консультационной поддержке и др.

Различные требования у анализируемых законов и в части финансирования проектов: ФЗ №116 содержит более строгую регламентацию, по сравнению с ФЗ №16; в ФЗ №473 четкие количественные критерии не устанавливаются.

Разница в рассматриваемых режимах существует в области ограничений по видам деятельности: согласно ст.4 п.5 Федерального закона от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ФЗ № 116) ограничения по режиму ОЭЗ в России касаются разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов; производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов); возможны и другие ограничения по решению Правительства РФ.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ № 16) ограничения наложены на добычу нефти, природного газа, оказание услуг в этих областях; производство этилового спирта, алкогольной продукции, производство табачных изделий и других подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов) в соответствии со списком, утверждаемым Правительством Российской Федерации; оптовая и розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовую деятельность.

Федеральный закон от 29.12.2014 №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ФЗ № 473) не предусматривает конкретных ограничений, однако ссылается на такую возможность по решению Правительства РФ (ст. 3).

Таким образом, в настоящее время Особая экономическая зона в Калининградской области находится в стадии реформирования, научным сообществом и органами власти разрабатываются различные сценарии дальнейшего функционирования зоны. Главной задачей выступает разработка и принятие таких решений, который позволят резидентам ОЭЗ продолжать осуществлять свою деятельность в условиях государственных гарантий и улучшения условий ведения бизнеса. В связи с этим представляется актуальным изучение опыта организации и функционирования специальных режимов хозяйствования в других субъектах Федерации с целью использования положительного опыта для ОЭЗ в Калининградской области.

Представляется необходимым создать такой инвестиционный режим, который бы действовал в течение долгого времени и позволил бы предпринимателям осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты в условиях предсказуемой внешней среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182765 (дата обращения: 15.05.2016).

2. Федеральный закон от 10.01.2006 №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/12144318 (дата обращения: 23.05.2016).

3. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. №73 «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа» (утратило силу) // Гарант [Электронный ресурс]. URL http://base.garant.ru/12151859 (дата обращения: 08.04.2016).

4. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной тамо-

женной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 08.05.2015) // Гарант [Электронный ресурс]. URL http://base.garant.ru/12177099 (дата обращения: 17.05.2016).

5. Зверев Ю. Особая экономическая зона в Калининградской области и перспективы развития туристско-рекреационной деятельности [Электронный ресурс] // Журнал «Балтийский курс». - URL: http://www.baltic-course.com/rus/kruglij_stol/?doc=106567 (дата обращения: 17.05.2016).

6. КТПП: 66 миллиардов рублей получит региональный бизнес [Электронный ресурс] // Калининградская торгово-промышленная палата [Офиц. сайт]. - URL: http://kaliningrad.tpprf.ru/ru/news/127961/ (дата обращения: 17.05.2016).

7. Федеральный закон от 29.12.2014 №473-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]. URL http:// http://base.garant.ru/70831204 (дата обращения: 02.03.2016).

FEATURES OF INVESTMENT ACTIVITY IN THE TERRITORY OF THE KALININGRAD

REGION IN MODERN CONDITIONS

O. Ignatova, Undergraduate, Kaliningrad State Technical University

In article the characteristicis given to modern features of implementation of investment activity in the Kaliningrad region. Experience of the organization of investment activity in the Russian Federation is investigated. The comparative characteristic of the organization of finance in specific modes of managing is given. Some financial aspects of investment activity of the organizations of the Kaliningrad region till April 1, 2016 are analysed.

special economic zone, investment, finance, tax breaks, customs duties

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.