Научная статья на тему 'Особенности инвестиционного климата Сингапура и Республики Узбекистан'

Особенности инвестиционного климата Сингапура и Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
741
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ПИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИ-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО / ПООЩРЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умарова Нигина Ботировна

Статья посвящена особенностям инвестиционного климата Сингапура и Республики Узбекистан. В статье анализируются социальные, экономические и политически-правовые условия для иностранного инвестирования исходя из статистических данных Группы Всемирного Банка, Всемирного экономического форума и Программы развития ООН. Также рассмотрены перспективы и возможности дальнейшего иностранного капиталовложения в экономику Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционного климата Сингапура и Республики Узбекистан»

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА СИНГАПУРА И РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Умарова Н.Б.

Умарова Нигина Ботировна - студент, Факультет международной экономики и менеджмента, Университет мировой экономики и дипломатии, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена особенностям инвестиционного климата Сингапура и Республики Узбекистан. В статье анализируются социальные, экономические и политически-правовые условия для иностранного инвестирования исходя из статистических данных Группы Всемирного Банка, Всемирного экономического форума и Программы развития ООН. Также рассмотрены перспективы и возможности дальнейшего иностранного капиталовложения в экономику Республики Узбекистан.

Ключевые слова: инвестиционный климат, ПИИ, социально-экономические факторы, конкурентоспособность, политически-правовые факторы, инвестиционное право, поощрение инвестирования.

В условиях глобализации мирового хозяйства учёные и эксперты в сфере экономики уже давно высоко оценивают роль инвестиций в развитии развивающихся, а также многих развитых экономик мира. Сегодня мировой опыт многих активно развивающихся стран показывает, что именно прямые иностранные инвестиции (ПИИ) имеют огромное положительное воздействие на усиление и ускорение экономического роста и развития страны-реципиента. В свою очередь объём привлеченного иностранного капитала на прямую взаимосвязан с условиями для капиталовложения в страну-получателя, то есть с инвестиционным климатом и уровнем инвестиционной привлекательности, сформированной на территории страны-реципиента. Инвестиционный климат является аккумулирующим понятием, который вбирает в себя политическую ситуацию, уровень экономического развития, правовые, идеалогические, культурные и другие аспекты на территории инвестирования, которые интересуют любого потенциального инвестора. Несмотря на то, что дать точную и совершенную оценку инвестиционной привлекательности какой-либо страны или региона довольно сложно, ряд международных организаций проводят количественный и качественный анализ различных показателей изучаемого объекта, состоящий из сложных расчетов, и составляют различные отчеты и рейтинги об инвестиционном климате страны. В данной работе были анализированы результаты таких отчётов как "World Investment Report 2019", "Foreign Direct Investment in Singapore 2019", "Doing Business 2019. Economy Profile: Singapore", "Doing Business 2019. Economy Profile: Uzbekistan", "The Global Competitiveness Report 2019", "Human Development Indices and Indicators: 2019 Statistical Update", а также данные базы "World Development Indicators".

Неслучайно для сравнительного анализа инвестиционного климата Республики Узбекистан выбран Сингапур: на сегодняшний день Сингапур занимает первое место в рейтинге "The Global Competitiveness Report 2019", который оценивает способность страны обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, и эффективно использовать и распределять ресурсы, которыми располагает. А для Узбекистана главной приоритетной задачей является именно обеспечение благосостояния своих граждан и искоренение бедности населения, как утверждал в своём послании парламенту страны Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 24 января 2020 года [6]. Кроме того, появление на международной арене такой уникальной страны как Сингапур, её развитие и процветание несомненно, связано с привлечением в страну иностранного капитала. А для Узбекистана, который шагнул на новый этап

экономического развития роль иностранных инвестиций так же велика. Поэтому для нашей Республики важно изучение опыта Сингапура, одной из ведущих стран по привлечению иностранных инвестиций, проанализировав специфику инвестиционного климата в данной стране.

Таблица 1. Импорт иностранных инвестиций, 2018 год (млн долл.)

Сингапур Узбекистан

Приток 77 646 412

Накопленный 1 481 033 9 667

Источник: World Investment Report 2019.

Несомненно, обе страны прошли сквозь сложные исторические периоды после обретения независимости. В то время как стратегия дальнейшего экономического развития Сингапура была основана на привлечении иностранных инвестиций, создании благоприятного инвестиционного климата, создании широких возможностей для иностранных инвесторов и проведении активной политики «открытых дверей» [1], Узбекистан в 1990-х годах избрал «свой» расчетливый путь развития- эволюционное реформирование и постепенная интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Естественно, и результаты данных разных подходов развития оказались различными. Согласно данным доклада Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию, в 2018 году приток иностранного капитала в сингапурскую экономику был в 188 раз больше, чем приток иностранных инвестиций в узбекскую экономику [3] (таблица 1) Для того чтобы выяснить причины столь большого «разрыва» в показателях двух стран рассмотрим совокупность социально-экономических и политико-правовых факторов, влияющих на инвестиционную активность в изучаемых странах.

Социально-экономические факторы. Согласно данным текущего рейтинга глобальной конкурентоспособности (2019), Сингапур занимает 1-е место среди 140 стран мира по уровню экономической конкурентоспособности с 84,8 баллами (из 100 баллов) (к сведению, 2-е место - США (83,7), 55 - Казахстан (62,9), 96 - Кыргызстан (54), 104 -Таджикистан (52,4)) [5]. К сожалению, Республика Узбекистан не была включена в этот мировой рейтинг, который основывается на результатах оценки 12 параметров, как и в период 2015-2018 годов, так же и в 2019 году. По данным отчёта, Сингапур является одной из лучших стран в мире по уровню развития инфраструктуры. Государство занимает 1-е место в мире по эффективности товарного рынка, 3-е по эффективности учреждений и рынка труда и 5-е по уровню развития финансовой системы.

По данным рейтинга ООН «Индекс человеческого развития 2019» Сингапур (0,935) занимает 9-е место среди стран с самым высоким уровнем человеческого развития, тогда как Узбекистан (0,71) будучи в категории стран с высоким уровнем человеческого развития занимает лишь 108-е место среди 189 стран мира (таблица 2).

Таблица 2. Индикаторы социального развития, 2019 год

Узбекистан (108) Сингапур (9)

Население (млн чел.) 33,47 5,85

Индекс человеческого развития 0,710 0,935

Средняя продолжительность обучения (лет) 11,5 11,5

Ожидаемая продолжительность обучения (лет) 12,0 16,3

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет) 71,6 83,5

ВНД по ППС на душу населения (долл. США) 6462 83 793

Источник: Таблица составлена автором на базе обобщения данных отчёта «Индекс человеческого развития 2019».

Существенные различия в макроэкономических показателях стран можно увидеть в таблице 3. Экономика Сингапура тесно интегрирована в мировую экономику: внешний долг страны в 4,2 раза превышает валовой внутренний продукт страны. Объем экспорта доминирует в квоте внешней торговли, и превышает ВВП на 73%. Экономика Сингапура сильно зависит от экспорта, особенно в области бытовой техники, информационных технологий, фармацевтики и финансовых услуг.

Таблица 3. Макроэкономические показатели, 2019 год

Узбекистан Сингапур

Внешний долг (% ВВП) 35,6 422,5

Инфляция(%) 20,6 0,5

Импортная квота (% ВВП) 39 149

Экспорт квотаси (% ВВП) 30 173

Источник: databank.worldbank.org. Country profiles.

И наоборот, внешний долг Узбекистана значительно ниже, а экспортные и импортные операции составляют 30% и 39% ВВП страны соответственно. По данным Международного валютного фонда, уровень инфляции относительно высок, но данный показатель свойственен странам с переходной экономикой, в которых осуществляется процесс либерализации. Одним из основных препятствий на пути экономического развития страны является «теневая» экономика. По оценкам экспертов, доля «теневой» экономики в ВВП составляет более 50%. В результате ликвидации такой экономики экономика будет развиваться, доходы бюджета будут увеличиваться, а налоговая база будет расширяться. Ещё одним фактором, который негативно влияет на экономический рост Узбекистана, является высокий уровень безработицы (9,3% - 2018). Доля населения трудоспособного возраста в следующем десятилетии составит 60% от общей численности населения. Человеческий капитал является самым ценным и неисчерпаемым ресурсом в мире, и если он будет направлен в правильном направлении, Узбекистан сможет выйти на новый этап экономического развития.

Политико-правовые факторы. С точки зрения политико-правовых условий осуществления капитальных вложений в страну, инвесторы обращают особое внимание на национальную правовую базу, регулирующую эту сферу. В Узбекистане принят Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об инвестиционной деятельности» и ряд других законов, регулирующих инвестиции и инвестиционную деятельность. Закон Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях» № 609-1 от 30 апреля 1998 года является основным документом, определяющим правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.

В соответствии с требованиями времени в разные годы (1998, 1999, 2008, 2012) в данный закон были внесены поправки, а также статьи о дополнительных льготах инвесторам. Согласно закону, правовой режим для иностранных инвесторов не может быть более неудобным, чем соответствующий режим, созданный для внутренних инвесторов, справедливый и равный правовой режим для инвесторов, их полная и постоянная защита и безопасность обеспечиваются Законом РУз. Ситуация по правовым факторам в Сингапуре полностью отличается от ситуации в Узбекистане. В частности, в Сингапуре нет специальной правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность и инвестиционное законодательство.

Это также имеет место в большинстве развитых стран, где, в отсутствие конкретной правовой базы, инвестиционная деятельность и инвестиционные процессы регулируются общими законами (такими, как Общий закон о договорах или

Сингапурский Закон о компаниях) или специальным законодательством в рамках различных секторов экономики. Правительство ограничивает привлечение иностранного капитала исключительно с точки зрения национальной безопасности, только в такие секторы экономики как производство оружия, военный сектор, телекоммуникации, СМИ, землевладение, а также в сферу услуг авиаперевозок и в военно-морской флот [2]. Также иностранные инвесторы должны получить специальные лицензии от Сингапурского валютного управления для создания компаний, занимающихся банковской деятельностью, финансами, страхованием и торговлей ценными бумагами. Из-за ограниченной территории страны иностранцы строго ограничены в покупке земли и недвижимости.

Кроме того, для притока иностранного капитала большое значение имеет не только законодательная база в стране, но и бизнес-среда. Этот аспект подробно рассматривается в ежегодном докладе Всемирного банка «Doing Business». Чтобы сравнить бизнес-среду в двух странах рассмотрим сколько времени требуется инвесторам в Сингапуре и Республике Узбекистан для выполнения определенного набора мероприятий (табл. 4).

Таблица 4. Затраты времени при ведении бизнеса, 2019 год

Узбекистан Сингапур

Создание предприятий (дней) 4 1,5

Получение разрешений на строительство (дней) 246 41

Подключение к электросетям (дней) 88 30

Регистрация собственности (дней) 46 4,5

Платёж налогов (часы в году) 181 49

Экспорт товара (дней) 8,6 0,5

Импорт товара (дней) 11,8 1,5

Обеспечение исполнения контрактов (дней) 225 164

Разрешение неплатежеспособности 2 0,8

предприятий (лет)

Источник: Таблица составлена автором на базе обобщения данных отчётов "Doing Business 2019. Economy Profile: Singapore", "Doing Business 2019. Economy Profile: Uzbekistan".

Как мы видим, сингапурскому предпринимателю требуется максимум 164 и минимум полдня для выполнения различных бюрократических процедур в одном и том же списке. В Узбекистане один и тот же процесс занимает максимум 246 дней и минимум 4 дня. Эти данные об условиях для ведения бизнеса объясняют позиции стран в рейтинге: в 2019 году Сингапур занял 2 место, а Узбекистан - 76 место [4].

До недавнего времени Узбекистан, который специализировался только на производстве сырья, сегодня стремится занять достойное место в мировом сообществе, и встать в ряд таких развитых стран Азии как Сингапур, Малайзия, Япония, Китай, а для этого в первую очередь чрезвычайно важны иностранные инвестиции. История развития этих стран показывает, что ключом к развитию являются иностранные инвестиции, привлеченные в результате рациональной инвестиционной политики, создания благоприятного инвестиционного климата. В последние годы в результате ряда мер, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, отмечается рост инвестиций.

Сегодня у Узбекистана есть политическая, правовая и экономическая основа для того, чтобы стать одним из крупнейших получателей иностранных инвестиций. Однако этих оснований недостаточно для заключения о том, что были приняты все

23

меры для привлечения иностранного капитала. Наряду с эффективным использованием существующих возможностей и минимизацией или полным устранением инвестиционных угроз, можно существенно повысить рейтинг инвестиционной привлекательности Узбекистана в глазах иностранных инвесторов и мирового сообщества.

Список литературы

1. Ли Куан Ю. Сингапурская история: Из третьего мира - в первый. M.: МГИМО, 2005. 20 с.

2. Пахомова Л.Ф. Модели процветания (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия). М.: Институт востоковедения РАН, 2007. 256 с.

3. Doing Business 2019. Economy Profile: Singapore, 16th edition. World Bank Group, 2019.

4. Навруззода Б.Н., Навруззода Л.Б. Предпринимательская концепция формирования и развития человеческого капитала // Современная наука, 2014. № 1.

5. Таирова М.М., Рахматуллаева Ф.М. Условия формирования инновационной экономики // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы, 2015. № 1. С. 115-118.

6. Хуррамов О. Особенности использования маркетинговых инструментов в социальных медиа // Alatoo Academic Studies, 2016. № 2. С. 236-249.

7. Кайимова З.А., Таирова М.М. Инвестиционная деятельность коммерческих банков Республики Узбекистан // Современные тенденции развития аграрного комплекса, 2016. С. 1602-1603.

8. Khurramov O.K., Fayzieva S.A., Saidova F.K. The aspect and influence of use the global internet in tourism // Достижения науки и образования, 2019. № 13 (54).

9. Kayumovich K.O. The highlight priorities for the development of digital tourism in Uzbekistan // International scientific review, 2020. № LXIX.

10. Таирова М.М., Жумаев Б.Р. Инвестиционная политика Узбекистана: приоритеты и реформы // Наука-эффективный инструмент познания мира, 2019. С. 112-113.

11. Хуррамов О.К. Цифровой туризм и его значение в экономике Узбекистана // European research, 2020. № 3. С. 61.

12.Хасанова Г.Д. Роль государства в формировании инновационной стратегии на промышленных предприятиях // Вопросы науки и образования, 2020. № 14 (98).

13. Таирова М.М., Кодирова Н.Р. Инновация-концептуальная основа модернизации // Наука и образование сегодня, 2020. № 2 (49).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.