Научная статья на тему 'Особенности инвестиционно-инновационной направленности подготовки студентов в техническом вузе (на примере Донецкого региона)'

Особенности инвестиционно-инновационной направленности подготовки студентов в техническом вузе (на примере Донецкого региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / INNOVATION MANAGEMENT / ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ / ECONOMICS OF AN ENTERPRISE (ECONOMICS AND COMPANY MANAGEMENT) / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН. / DONETSK REGION.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарева Ирина Александровна, Кравченко Серегей Иванович, Мешков Андрей Витальевич

Рассмотрены базовые предпосылки получения образования в высшем учебном заведении с учетом актуальных нужд работодателя и студента в условиях современной экономической среды. Выявлены необходимость в углублении знаний студентов всех направлений подготовки по экономическому обоснованию принятия управленческих решений и потребность в формировании у них навыков внедрения инновационных подходов при управлении предприятием. Проанализирована специфика подготовки классических экономистов – бакалавров, специалистов и магистров направления подготовки «Экономика предприятия» с углубленным изучением инвестиционной и инновационной теории и практики на базе технического университета. Особое внимание уделено специфике усвоения знаний по инвестированию, управлению инвестициями, экономике и организации инновационной деятельности, экономическому анализу, финансовому менеджменту, оценке инвестиционной привлекательности предприятия, управлению изменениями. Исследованы особенности обучения магистрантов по межотраслевой специальности «Управление инновационной деятельностью». В рамках подготовки магистрантов по данной специальности на первом семестре осуществляется общеэкономическая, инвестиционная и инновационная подготовка. Применяются дифференцированные подходы при изложении ряда дисциплин студентам, которые закончили бакалавриат по экономическим и техническим направлениям подготовки. Во втором семестре преподаются дисциплины, формирующие компетенции профессионала в сфере инноваций. При выборе научных направлений исследований учитывается не только направленность научной школы, но и особенности личных интересов магистрантов, а также полученные базовые знания в различных специфических сферах: экономике, менеджменте, компьютерных науках и информационных технологиях, химической, машиностроительной промышленности, горном деле, геологии. Охарактеризовано обеспечение инновационной и управленческой подготовки магистрантов технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарева Ирина Александровна, Кравченко Серегей Иванович, Мешков Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the investment and innovative orientation in students` training in technical higher educational institution (on the example of Donetsk region)

The article describes the basic prerequisites of education in a higher education institution. The actual needs of the employer and the student in the current economic environment are taken into account. The authors emphasized the need to deepen knowledge of students of all specialties on the economic justification of administrative decisions and the need to develop skills to implement innovative approaches into enterprise management. Specifics of the classical economists training – bachelors, specialists and masters in «Economics and Company Management» with profound study of investment and innovative theory and practice on the basis of technical university are analyzed. Special attention is paid to the specifics of training of investment, investment management, economics and organization of innovative activity, economic analysis, financial management, assessment of investment attractiveness of the company, change management. Features of education of masters in interdisciplinary «Innovation Management» are investigated. A general economic, investment and innovation training as part of preparations of masters on the given specialty is carried out during the first semester. In this case, differentiated approaches to the students who received bachelor's degree in economic and technical fields of study are used. During the second semester students are taught disciplines which form their professional competence in the field of innovation. When choosing a research field, not only the trends of the scientific school are taken into account, but features of the personal interests of masters, as well as basic knowledge in different specific areas: economics, management, computer science and information technology, chemistry, mechanical engineering, mining, geology. The article describes the support of innovative and managerial education of masters in technical specialties.

Текст научной работы на тему «Особенности инвестиционно-инновационной направленности подготовки студентов в техническом вузе (на примере Донецкого региона)»

УДК 330.332+330.341]:378.147 (477.62) DOI: 10.5862/JE.223.22

И.А. Бондарева, С.И. Кравченко, А.В. Мешков

ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА)

I.A. Bondaryeva, S.I. Kravchenko, A.V. Mieshkov

FEATURES OF THE INVESTMENT AND INNOVATIVE ORIENTATION

IN STUDENTS" TRAINING IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION (ON THE EXAMPLE OF DONETSK REGION)

Рассмотрены базовые предпосылки получения образования в высшем учебном заведении с учетом актуальных нужд работодателя и студента в условиях современной экономической среды. Выявлены необходимость в углублении знаний студентов всех направлений подготовки по экономическому обоснованию принятия управленческих решений и потребность в формировании у них навыков внедрения инновационных подходов при управлении предприятием. Проанализирована специфика подготовки классических экономистов — бакалавров, специалистов и магистров направления подготовки «Экономика предприятия» с углубленным изучением инвестиционной и инновационной теории и практики на базе технического университета. Особое внимание уделено специфике усвоения знаний по инвестированию, управлению инвестициями, экономике и организации инновационной деятельности, экономическому анализу, финансовому менеджменту, оценке инвестиционной привлекательности предприятия, управлению изменениями. Исследованы особенности обучения магистрантов по межотраслевой специальности «Управление инновационной деятельностью». В рамках подготовки магистрантов по данной специальности на первом семестре осуществляется общеэкономическая, инвестиционная и инновационная подготовка. Применяются дифференцированные подходы при изложении ряда дисциплин студентам, которые закончили бакалавриат по экономическим и техническим направлениям подготовки. Во втором семестре преподаются дисциплины, формирующие компетенции профессионала в сфере инноваций. При выборе научных направлений исследований учитывается не только направленность научной школы, но и особенности личных интересов магистрантов, а также полученные базовые знания в различных специфических сферах: экономике, менеджменте, компьютерных науках и информационных технологиях, химической, машиностроительной промышленности, горном деле, геологии. Охарактеризовано обеспечение инновационной и управленческой подготовки магистрантов технических специальностей.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ; ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ; ИНВЕСТИРОВАНИЕ; ИННОВАЦИИ; ОБРАЗОВАНИЕ; ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН.

The article describes the basic prerequisites of education in a higher education institution. The actual needs of the employer and the student in the current economic environment are taken into account. The authors emphasized the need to deepen knowledge of students of all specialties on the economic justification of administrative decisions and the need to develop skills to implement innovative approaches into enterprise management. Specifics of the classical economists training — bachelors, specialists and masters in «Economics and Company Management» with profound study of investment and innovative theory and practice on the basis of technical university are analyzed. Special attention is paid to the specifics of training of investment, investment management, economics and organization of innovative activity, economic analysis, financial management, assessment of investment attractiveness of the company, change management. Features of education of masters in interdisciplinary «Innovation Management» are investigated. A general economic, investment and innovation training as part of preparations of masters on the given specialty is carried out during the first semester. In this case, differentiated approaches to the students who received bachelor's degree in economic and technical fields of study are used. During the second semester students are taught disciplines which form their professional competence in the field of innovation. When choosing a research field, not only

the trends of the scientific school are taken into account, but features of the personal interests of masters, as well as basic knowledge in different specific areas: economics, management, computer science and information technology, chemistry, mechanical engineering, mining, geology. The article describes the support of innovative and managerial education of masters in technical specialties.

INNOVATION MANAGEMENT; ECONOMICS OF AN ENTERPRISE (ECONOMICS AND COMPANY MANAGEMENT); INVESTMENT; INNOVATION; EDUCATION; DONETSK REGION.

Введение. Инновационный вектор развития современного общества предопределяет появление высоких требований к качеству формирования широкого спектра технологических навыков, а также специфических экономических знаний, необходимых для обоснования принятия управленческих решений специалистами предприятия. Владельцы капитала с двадцатипятилетним опытом рыночного хозяйствования уже осознали причину низкой эффективности предпринятых в прошлом действий — это низкий уровень или полное отсутствие общеэкономической подготовки управленцев разных уровней.

Поскольку принятие решения зависит от уровня квалификации специалиста, предприятие желает получить от высшего учебного заведения высококачественный трудовой продукт, который с самого начала будет проявлять наилучшие свойства. Поэтому все большая ответственность ложится на систему образования, которая должна обеспечить протекание двуединого процесса удовлетворения интересов студентов, в обеспечении высокого уровня образовательных услуг, и работодателей, в получении профессионалов, которые отвечают современным рыночным требованиям [1—10].

Необходимость высококачественного предоставления образовательных услуг появилась у человечества со времен создания учебных заведений. С одной стороны, сфера образования базируется на тысячелетних традициях и аксиоматических принципах развивающего и воспитательного характера образования, научности содержания и методов учебного процесса, систематичности и последовательности, осознанности, самостоятельности, наглядности, доступности, прочности, рационального объединения коллективных и индивидуальных форм учебной работы [11]. В то же время особенности конкретных социально-экономических отношений всегда накладывают свой отпечаток на структуру и средства предоставления знаний

и формирование специалиста как конечного продукта образовательной системы. На данном этапе развития рыночной среды очевидной является потребность в углублении знаний студентов всех профилей и направлений в сфере экономического обоснования принятия управленческих решений и обучении будущих специалистов способам внедрения инновационных подходов при реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля на предприятии. В первую очередь, это касается магистрантов как высшего завершающего звена теоретико-практической подготовки студентов [12].

Методика и результаты исследования. Обозначенная проблема в Донецком регионе на протяжении многих лет решалась, преимущественно, в Донецком национальном техническом университете (ДонНТУ), где на базе кафедры «Экономика предприятия» была создана одна из сильнейших в Украине научных школ инвестиционной и инновационной теории и практики под руководством доктора экономических наук, профессора В.М. Хобты.

На протяжении последнего десятилетия научная школа решает ряд важных для области и вуза задач, среди которых основные:

— подготовка классических экономистов — бакалавров, специалистов и магистров направления подготовки «Экономика предприятия» с углубленным изучением инвестиционной и инновационной теории и практики;

— подготовка магистрантов по межотраслевой специальности «Управление инновационной деятельностью»;

— обеспечение инновационной и управленческой подготовки магистрантов технических специальностей «донецкого Политеха».

На специфике их выполнения остановимся далее.

По мнению ведущих ученых-экономистов ДонНТУ одной из самых важных сфер усиления профессиональных знаний специали-

стов отрасли знаний «Экономика и предпринимательство» является инвестиционная и инновационная деятельность [13—20]. Это связано, в первую очередь, с тем, что любые экономические и предпринимательские процессы базируются на капиталовложениях, которые являются разными по форме, особенностям формирования и использования. Квалифицированные специалисты должны знать инструменты привлечения средств, уметь их использовать с целью оптимизации эффективности хозяйственно-экономических процессов на предприятии. В то же время высокая эффективность проектов в конкурентных условиях достигается, чаще всего, в случае внедрения предприятиями новых нестандартных прогрессивных подходов, форм деятельности, продуктов и услуг, которые в комплексе являются следствием активизации инновационной деятельности.

При составлении структурно-логической схемы подготовки студентов направления подготовки «Экономика предприятия» в ДонНТУ для обеспечения получения теоретических знаний и формирования практических навыков управления механизмом функционирования инвестиционно-инновационного процесса предложено использовать следующую последовательность взаимосвязанных дисциплин (см. таблицу).

Из перечисленных дисциплин нормативной для направления подготовки «Экономика предприятия» является лишь дисциплина «Экономика и организация инновационной деятельности», другие шесть предлагаются студентам как выборочные. Таким образом, изучение блока дисциплин инвестиционной теории и практики, которое длится шесть семестров (четыре семестра бакалавриата и два семестра магистратуры) и которое выбрано большинством студентов, включает семь дисциплин общим объемом 918 ч. Контроль и оценивание уровня знаний студентов осуществляется с помощью проведения трех экзаменов и четырех зачетов. В завершающий год бакалаврской подготовки студенты выполняют две курсовые работы и один курсовой проект именно по дисциплинам углубленного изучения инвестиционной и инновационной теории и практики, при этом будущие бакалавры осуществляют широкий спектр расчетов, базирующихся на реальной информации, полученной ими во время прохождения производственной практики на разных предприятиях Донецкой области. Кроме того, вопросы и задачи по дисциплине «Экономика и организация инновационной деятельности» включаются в перечень заданий комплексного экзамена по специальности, проводимого по окончании бакалавриата.

Дисциплины инвестиционной и инновационной подготовки, которые включены в учебные планы направления подготовки / специальности «Экономика предприятия» ДонНТУ выпуска 2014—2015 гг.

Дисциплина (вид дисциплины) Форма обучения, семестр Аудиторная нагрузка, ч Общий объем, ч Форма контроля

«Инвестирование» (выборочная) Б, пятый 3 126 Зачет

«Управление инвестициями» (выборочная) Б, шестой Б, седьмой 4 108 18 Экзамен. Курсовая работа

«Экономика и организация инновационной деятельности» (нормативная) Б, седьмой Б, восьмой 5 162 36 Экзамен. Курсовой проект

«Экономический анализ» (выборочная) Б, седьмой Б, седьмой 3 126 18 Зачет. Курсовая работа

«Финансовый менеджмент» (выборочная) М, спец,, первый 2 72 Зачет

«Оценка инвестиционной привлекательности предприятия» (выборочная) М, спец,, первый 2 72 Зачет

«Управление изменениями» (выборочная) М, второй 4 144 36 Экзамен. Курсовой проект

Примечание . Б — бакалавриат; М — магистратура.

Однако все выше отмеченное во многом отражает формальную составляющую формирования профессионала в сфере экономики предприятия с углубленным изучением инвестиционно-инновационной теории и практики. Структурно-логическая схема обеспечения специфики подготовки такого студента включает два основных элемента: общую теорию и практику инвестирования, а также особую сферу инвестиционной деятельности — инновационную. Последняя является специфической по своей сути, хотя и базируется на общей инвестиционной теории. Как результат, дисциплина «Экономика и организация инновационной деятельности» излагается лишь после рассмотрения двух базовых дисциплин — «Инвестирование» и «Управление инвестициями», а курс «Управление изменениями» подытоживает шести-семестровый период обучения.

Согласно вузовской концепции подготовки студентов по направлению подготовки «Экономика предприятия» с углубленным изучением инвестиционной и инновационной теории и практики студентам последовательно даются специфические знания и навыки. Пятый семестр посвящается формированию теоретических знаний относительно сущности механизма функционирования инвестиционного процесса, а именно: содержанию и методологическим основам инвестирования, субъектам и объектам инвестиционного процесса, формам и классификациям инвестиций, инструментам привлечения капитала, обоснованию и оценке эффективности инвестиционных проектов, организационно-правовому механизму регулирования инвестиционных процессов. На шестом семестре в рамках курса «Управление инвестициями» формируются умения по оптимизации управления инвестиционными процессами в их разнообразных проявлениях, а также раскрываются сущность и особенности средств повышения эффективности инвестирования. По результатам, в следующем семестре, выполняется курсовая робота, а также читаются дисциплины «Экономика и организация инновационной деятельности» и «Экономический анализ». Инновационные процессы на седьмом и восьмом семестрах изучаются соответственно требованиям образовательно-профессиональных программ с це-

лью формирования знаний и навыков рациональной организации и экономического обоснования направлений инновационной деятельности предприятия с учетом современных тенденций развития экономики.

Во втором семестре магистратуры полученные теоретические знания относительно экономики инновационного предприятия углубляются и получают широкую практическую апробацию во время выполнения задач курса «Управление изменениями». В свою очередь, «Экономический анализ» является первой из трех дисциплин, формально включенных в блок, который формирует навыки определения уровня инвестиционной привлекательности предприятия. Особое внимание при изложении данной дисциплины отводится методам проведения экономического анализа, его видам и информационному обеспечению, тщательному, последовательному и научно обоснованному исследованию использования активов предприятия и эффективности экономических процессов.

На базе программы подготовки бакалавров на первом семестре магистратуры и спе-циалитета завершается изучение смыслового блока дисциплин общей теории и практики инвестирования. Содержательная нагрузка курса «Финансовый менеджмент» сводится к формированию системы знаний по управлению финансами предприятий, операционной и инвестиционной деятельностью, определению стратегии и тактики финансового обеспечения субъектов хозяйствования. Все это достигается с помощью изучения основ и сущности финансового менеджмента, средств управления финансовыми ресурсами и денежными потоками на предприятии, механизма оценки стоимости и структуры капитала, инструментов анализа финансовой отчетности, финансового планирования и прогнозирования. Параллельно с изучением данного курса студентам излагается дисциплина «Оценка инвестиционной привлекательности предприятия», которая сводит воедино две основные ветви общей теории и практики инвестирования и предоставляет возможность студенту в дальнейшей своей практической деятельности принимать решения относительно целесообразности осуществления конкретных капиталовложений. Целью изложения этого материала является

формирование системы знаний относительно сущности механизма управления уровнем инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования. Для ее реализации студентами осуществляется изучение характеристик формирования инвестиционной привлекательности предприятия на разных уровнях, методов определения уровня инвестиционной привлекательности субъекта хозяйствования, факторов и резервов повышения инвестиционной привлекательности предприятий, механизма принятия решения по осуществлению инвестиции.

Во втором семестре магистратуры в рамках предмета «Управление изменениями» студенты изучают сущность и последовательность этапов проведения изменений в организации, способы управления процессом изменений, развитием способностей по внедрению и восприятию изменений в организации. Полученные знания и практические навыки в рамках данной дисциплины заканчивают формирование специалиста с углубленным изучением инвестирования и инноваций.

На основе полученных знаний и умений большинство студентов выполняет дипломные работы с общетеоретическими научными рекомендациями и конкретными практическими предложениями в области управления инвестиционными и инновационными процессами, сфере повышения уровня инвестиционной привлекательности предприятия, что позволяет окончательно сформировать готового профессионала в соответствии с требованиями современных работодателей.

Аналогичная структурно-логическая схема применяется также для обучения студентов, получающих второе высшее образование по специальности «Экономика предприятия». Данная программа является наиболее показательной в краткосрочной перспективе, поскольку симбиоз полученных технических и экономико-управленческих знаний наряду с возможностью их одновременного использования в своей практической деятельности позволяет большинству выпускников получить продвижение по службе уже в ближайшие годы после окончания университета.

В то же время актуальные потребности рынка труда последнего десятилетия привели к тому, что в 2007 г. в четырех вузах Украи-

ны начал осуществляться набор магистрантов по специальности «Управление инновационной деятельностью». У истоков этой межотраслевой специальности, находящейся на стыке экономической и технических сфер инновационных исследований, также стояли профессора кафедры «Экономика предприятия» ДонНТУ В.М. Хобта и С.И. Кравченко, которые заложили основу подготовки множества магистрантов на базе как экономического, так и технического бакалавриата. В рамках подготовки магистрантов по данной специальности на первом семестре осуществляется общеэкономическая, инвестиционная и инновационная подготовка студентов, имеющих высокий уровень подготовки в бакалавриате, но далеко не всегда владеющих достаточным объемом экономических знаний. При этом применяются дифференцированные подходы при изложении ряда дисциплин студентам, которые закончили бакалавриат по экономическим и техническим направлениям подготовки. Во втором семестре преподаются дисциплины, формирующие компетенции профессионала в сфере инноваций с последующим дипло-мированием в третьем семестре. При выборе научных направлений исследований, отраженных в дипломных работах магистров, учитывается не только направленность научной школы, но и особенности личных интересов магистрантов, а также полученные базовые знания в различных специфических сферах: экономике, менеджменте, компьютерных науках и информационных технологиях, химической, машиностроительной промышленности, горном деле, геологии и т. д. Выпускники магистратуры специальности «Управление инновационной деятельно -стью» имеют существенное преимущество при трудоустройстве, получая, наряду с качественными знаниями и широтой кругозора, два диплома о высшем образовании: образовательно-квалификационного уровня «бакалавр» — по престижной экономической или технической специальности, и образовательно-квалификационного уровня «магистр» — по востребованной инновационной специальности.

В соответствии с видением ведущих ученых университета на протяжении последних 15 лет в магистратуре по всем техническим

специальностям ДонНТУ ведущими преподавателями школы инвестиционной и инновационной теории и практики читается дисциплина «Экономическое обоснование инвестиционных решений». Актуальность и важность данной дисциплины продиктована необходимостью наличия у магистрантов (многие из которых в будущем занимают руководящие должности на предприятиях) экономических навыков грамотного принятия управленческих решений при реализации разнообразных, в первую очередь, инновационных проектов. Полученные студентами знания дают возможность применять в изменчивых условиях гибкие и универсальные инструменты оценки эффективности принимаемых ими решений, основываясь не только на технических, но и на экономико-финансовых аргументах.

Очевидно, что процесс обучения проходит намного эффективнее, когда сам студент осознает ценность получаемых им знаний. В связи с этим следует отметить, что важность и полезность данной дисциплины признаны не только работодателями, но и самими студентами: по анонимным опросам магистрантов технических специальностей ДонНТУ среди предметов, читаемых всем потокам магистрантов, дисциплина «Экономическое обоснование инновационных решений» (лекторы — профессор В.М. Хобта, доцент А.В. Мешков) заняла второе место после дисциплины «Интернет-технологии» (лектор — профессор А.Я. Аноприенко), которая также, по своей сути, является инновационной [21, 22].

Кроме того, в новых образовательных стандартах появилась дисциплина «Инновационное развитие предприятия», которая читается ведущими преподавателями кафедры «Экономика предприятия» магистрантам ведущих экономических специальностей факультетов экономики и менеджмента: «Международная экономика», «Экономика предприятия», «Финансы и кредит», «Маркетинг», «Учет и аудит», «Управление персоналом и экономика труда». Наличие данной дисциплины также продиктовано современными требованиями рынка труда к специалистам высшего уровня и позволяет студентам перечисленных специальностей, в первую очередь, получить навыки: обоснования направлений приоритетного инновационного

развития с учетом потребностей национальной экономики; сбора и систематизации маркетинговой информации для отбора целевых рынков, измерения и прогнозирования спроса на инновационный товар; оценивания состояния, динамики и эффективности использования инновационного потенциала предприятия, а также обоснования приоритетных направлений его наращивания; обоснования управленческих решений по обеспечению эффективности инновационного развития субъектов хозяйствования; оценки и контроля рисков инновационной деятельности; обоснованию выбора способов охраны прав интеллектуальной собственности предприятия.

За последние пять лет, до середины 2014 г., научной школой инвестирования и инноваций ДонНТУ подготовлено 140 магистров по специальности «Экономика предприятия», 134 магистра по специальности «Управление инновационной деятельностью» (кроме них, еще 26 по родственной специальности «Менеджмент инновационной деятельности»), около двух сотен специалистов по экономике предприятия, более двухсот выпускников программы второго высшего образования, а также принято участие в подготовке более тысячи магистрантов технических специальностей, большинство из которых успешно трудоустроены на многих ведущих предприятиях.

Предлагаемые решения. Продолжительный срок воспитания магистрантов по специальностям «Экономика предприятия», «Управление инновационной деятельностью», а также магистрантов технических специальностей в ДонНТУ показывает, что и после получения диплома о высшем образовании многие выпускники продолжают исследования в аспирантуре в рамках научной школы инвестиционной и инновационной теории и практики ДонНТУ. Об успешности научной школы свидетельствует то, что за последние годы защищено более десятка диссертационных работ на получение научной степеней кандидата и доктора экономических наук (научные руководители — профессора В.М. Хобта, С.И. Кравченко, О.Ю. Попова, доцент И.А. Бондарева), выполнены госбюджетные темы, выпущены монографии (монография

«Активизация и повышение эффективности инвестиционных процессов на предприятиях», написанная в соавторстве профессорами В.М. Хобтой, О.Ю. Поповой и доцентом А.В. Мешковым [23], в конце прошлого десятилетия получила диплом победителя конкурса «Книга Донбасса» в номинации «Экономика»), учебные пособия, сотни статей в специализированных изданиях и тезисов научных конференций разных уровней, что подтверждает не только практическую, но и общенаучную ценность и эффективность работы, проведенной вузом, и целесообразность более широкого внедрения опыта ДонНТУ при формировании профессионалов в других учебных заведениях.

К сожалению, последние события нанесли большой урон материальной базе и кадровому составу предприятий и организаций Донбасса, поэтому, несмотря на все позитивные достижения, основные усилия в самом Донецком

регионе должны быть направлены на восстановление научного и экономического потенциала, в первую очередь, на уровне университетов и их ведущих научных школ.

Выводы. Передовой опыт научных школ Донецкого региона при подготовке профессионалов в сфере инвестирования и инноваций с учетом специфики образовательных программ технического вуза дает перспективы получения высококачественного кадрового продукта, который может быть использован как в промышленности, так и в других сферах экономической деятельности. В то же время, в дальнейших исследованиях следует учесть, что стремительно меняющаяся политическая и экономическая обстановка вносит существенные коррективы в структуру и формы подготовки студентов, которые в будущем должны составлять основу трудового потенциала предприятий региона, страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аноприенко А.Я. Современные информационные технологии в процессах глобализации // Глобализация международного рынка труда: роль и задачи высшей школы. Донецк, 2006. С. 80—86.

2. Бабенков В.И., Афанасьев М.В., Бабенков А.В. Механизмы взаимодействия государства и бизнеса по приоритетным инновационным проектам // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 102—110.

3. Кузнецова В.П., Мыльникова С.А. Способы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в образовательной среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 4(199). С. 221—225.

4. Пасека С.Р. Проблемы использования интеллектуального потенциала как условие инновационного развития предприятий Украины // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2014. № 6(209). С. 133—142.

5. Скворцова И.В., Федорец О.В. Методические подходы к исследованию и оценке инновационного потенциала вуза // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 5(156). С. 194—200.

6. Бабкин А.В., Хватова Т.Ю. Модель нацио-

нальной инновационной системы на основе экономики знаний // Экономика и управление. 2010. № 12(62). С. 170—176.

7. Аврамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 37—46.

8. Зущик Ю. Роботодавщ йдуть назус^ч // Освгга Украши. 2012. № 49. С. 6.

9. Тимошенко I. Чому роботодавщв не задовшьняе рiвень квалiфiкацii випускниюв внз // Освгга. 2011. № 22. С. 4.

10. Кравченко С.1., Корнева О.В. Оцшювання щтелектуального капиталу вищих навчальних закладв // Маркетинг i менеджмент шновацш. 2011. № 3. С. 55—61.

11. Пидкасистый И.П. Педагогика: учеб. пособие. М.: Высшее образование, 2006. 430 с.

12. Хобта В.М., Шилова Л.1. Методичш аспекта науково! пщготовки мапсщв. иКЬ:М1р://еа.ёопп1и. огв:8080/]зрш/ЬапШе/123456789/22125 (дата обращения: 20.05.2015).

13. Вишневский В.П., Дементьев В.В. Инновации, институты и эволюция // Вопросы экономики. 2010. № 9. С. 41—62.

14. Дементьев В.В., Вишневский В.П. Почему Украина не инновационная держава: институциональный анализ // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. 2009. Вып. 36—1. С. 5—16.

15. Хобта В.М. Управлшня швестищями: нав-

чальний поибник. Видання 2-е, перероблене та доповнене. Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ», 2009. 448 с.

16. Кравченко С.1., Корнева О.В. Оцiнка достатностi iнновацiйного потенщалу пщприемства // Науковi працi Донецького нацiонального технiчного унiверситету. Серiя: економiчна. 2009. Вип. 36—1. С. 125—132.

17. Евдокимов Ф.И. Методологические аспекты оценки реализации инвестиционных проектов в условиях неопределенности // нуков! пращ Донецького нацюнального техтчного ушверситету. Серiя економiчна. 2012. Вип. 41. С. 116—121.

18. Кендюхов О.В., Кривчиков А.А. Методи та критерц оцнки ефективност! yправпiння 1нновац1йним процесом // Наугета працi Донецького нацюнального техтчного ушверситету. Серiя економiчна. 2012. Вип. 41. С. 161—166.

19. Мешков А.В., Бондарева 1.О., Метель О.Ю., Скабцова С.М. Пдвищення ефективност! швестицшних процесiв на шдприемств1 в сучасних умовах украшсько! економжи // Вюник схщноукрашського нацiонального ушверситету iменi Володимира Даля. Луганськ, 2012. № 11(182). C. 328—334.

20. Мешков А.В., Ментель О.Ю. Удосконален-ня щструменпв ощнки щвестицшно! привабливосп

пщприемства у вщповщносл до сучасних проблем ринку i змш джчого законодавства // Журнал «Проблеми економiки». Hаyково-дослiдний центр iндyстрiальних проблем розвитку НАН Украши. Харкав, 2014. № 4. С. 298—304.

21. Аноприенко А.Я., Резник В.Н., Гавриленко Д.Ю., Акименко Е.Г. Опыт и перспективы инновационного развития инфраструктуры web-ресурсов в ДонНТУ // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия «Информатика, кибернетика и вычислительная техника» (ИКВТ—2003). 2003. Вып. 70. С. 71—82.

22. Аноприенко А.Я. Университет в современном информационном пространстве: тенденции, рейтинги и опыт развития портала магистров Дон-НТУ // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: «Информатика, кибернетика и вычислительная техника» (ИКВТ—2011). 2011. Вып. 13(185). С. 224—235.

23. Хобта В.М., Попова О.Ю., Мешков А.В. Акт^защя i щдвищення ефективност1 iнвестицiйних процесiв на тдприемствах: монографiя / НАН Украши. 1нститут економiки промисловостъ МОН Украши. ДонНТУ. Донецьк: Норд-Пресс, 2005. 343 с.

REFERENCES

1. Anoprienko A.Ia. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v protsessakh globalizatsii. Globalizatsiia mezhdunarodnogo rynka truda: rol'i zadachi vysshei shkoly. Donetsk, 2006. S. 80-86. (rus)

2. Babenkov V.I., Afanas'ev M.V., Babenkov A.V. Mechanisms of interaction between the state and business on priority innovation projects. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2015, no. 1(211), pp. 102-110. (rus)

3. Kuznetsova V.P., Mylnikova S.A. Ways of involving youth in innovative activity in the educational environment. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 4(199), pp. 221—225. (rus)

4. Paseka S.R. Problems of using intellectual potential as condition of Ukrainian enterprises' innovative development. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2014, no. 6(209), pp. 133—142. (rus)

5. Skvortsova I.V., Fedorets O.V. Methodological approach for research and assessment of innovation potential of higher school. St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 2012, no. 5(156), pp. 194—200. (rus)

6. Babkin A.V., Khvatova T.Iu. Model' natsional'noi innovatsionnoi sistemy na osnove ekonomiki znanii. Ekonomika i upravlenie. 2010. № 12(62). S. 170—176. (rus)

7. Avramova E.M., Verpakhovskaia Iu.B. Rabotodateli i vypuskniki vuzov na rynke truda: vzaimnye ozhidaniia. Sotsiologicheskie issledovaniia. 2006. № 4. S. 37—46. (rus)

8. Zushchik Iu. Robotodavtsi idut' nazustrich. Osvita Ukraïni. 2012. № 49. S. 6.

9. Timoshenko I. Chomu robotodavtsiv ne zadovil'niae riven' kvalifikatsiï vipusknikiv vnz. Osvita. 2011. № 22. S. 4.

10. Kravchenko S.I., Korneva O.V. Otsiniuvannia intelektual'nogo kapitalu vishchikh navchal'nikh zakladiv. Marketing i menedzhment innovatsii. 2011. № 3. S. 55-61.

11. Pidkasistyi I.P. Pedagogika: ucheb. posobie. M.: Vysshee obrazovanie, 2006. 430 s. (rus)

12. Khobta V.M., Shilova L.I. Metodichni aspekti naukovoï pidgotovki magistriv. URL:http://ea.donn tu. org:8080/jspui/handle/123456789/22125 (data obrashcheniia: 20.05.2015).

13. Vishnevskii V.P., Dement'ev V.V. Innovatsii, instituty i evoliutsiia. Voprosy ekonomiki. 2010. № 9. S. 41-62. (rus)

14. Dement'ev V.V., Vishnevskii V.P. Pochemu Ukraina ne innovatsionnaia derzhava: institutsional'nyi analiz. Nauchnye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: ekonomicheskaia. 2009. Vyp. 36-1. S. 5-16. (rus)

15. Khobta V.M. Upravlinnia investitsiiami: navchal'nii posibnik. Vidannia 2-e, pereroblene ta dopovnene. Donets'k: DVNZ «DonNTU», 2009. 448 s.

16. Kravchenko S.I., Korneva O.V. Otsinka dostatnosti innovatsiinogo potentsialu pidpriemstva. Naukovi pratsi Donetskogo natsional'nogo tekhnichnogo universitetu. Seriia: ekonomichna. 2009. Vip. 36—1. S. 125—132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Evdokimov F.I. Metodologicheskie aspekty otsenki realizatsii investitsionnykh proektov v usloviiakh neopredelennosti. Naukovi pratsi Donets'kogo natsional'nogo tekhnichnogo universitetu. Seriia ekonomichna. 2012. Vip. 41. S. 116-121.

18. Kendiukhov O.V., Krivchikov A.A. Metodi ta kriterii otsinki efektivnosti upravlinnia innovatsiinim protsesom. Naukovi pratsi Donets'kogo natsional'nogo tekhnichnogo universitetu. Seriia ekonomichna. 2012. Vip. 41. S. 161-166.

19. Meshkov A.V., Bondareva I.O., Mentel' O.Iu., Skabtsova S.M. Pidvishchennia efektivnosti investitsiinikh protsesiv na pidpriemstvi v suchasnikh umovakh ukrains'koi ekonomiki. Visnik skhidnoukra'ins'kogo natsional'nogo universitetu imeni Volodimira Dalia. Lugans'k, 2012. № 11(182). C. 328-334.

20. Meshkov A.V., Mentel' O.Iu. Udoskonalennia instrumentiv otsinki investitsiinoi privablivosti pidpriemstva u vidpovidnosti do suchasnikh problem rinku i zmin diiuchogo zakonodavstva. Zhurnal «Problemi ekonomiki».

Naukovo-doslidnii tsentr industrial'nikh problem rozvitku NAN Ukraini. Kharkiv, 2014. № 4. S. 298-304.

21. Anoprienko A.Ia., Reznik V.N., Gavrilenko D.Iu., Akimenko E.G. Opyt i perspektivy innovatsionnogo razvitiia infrastruktury web-resursov v DonNTU. Nauchnye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia «Informatika, kibernetika i vychislitel'naia tekhnika» (IKVT-2003). 2003. Vyp. 70. S. 71-82. (rus)

22. Anoprienko A.Ia. Universitet v sovremennom informatsionnom prostranstve: tendentsii, reitingi i opyt razvitiia portala magistrov DonNTU. Nauchnye trudy Donetskogo natsional'nogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: «Informatika, kibernetika i vychislitel'naia tekhnika» (IKVT-2011). 2011. Vyp. 13(185). S. 224235. (rus)

23. Khobta V.M., Popova O.Iu., Meshkov A.V.

Aktivizatsiia i pidvishchennia efektivnosti investitsiinikh protsesiv na pidpriemstvakh: monografiia. NAN Ukraini. Institut ekonomiki promislovosti. MON Ukraini. DonNTU. Donets'k: Nord-Press, 2005. 343 s.

БОНДАРЕВА Ирина Александровна — и.о. декана Донецкого национального технического университета, кандидат экономических наук.

83001, ул. Артема, д. 58, г. Донецк. E-mail: bondareva.donntu@gmail.com

BONDARYEVA Irina A. — PhD (Economy), Donetsk National Technical University.

83001. Artema str. 58. Donetsk. E-mail: bondareva.donntu@gmail.com

КРАВЧЕНКО Серегей Иванович — декан Донецкого национального технического университета, кандидат экономических наук.

83001, ул. Артема, д. 58, г. Донецк. E-mail: skrava@mail.ru

KRAVCHENKO Seregei I. — PhD (Economy), Donetsk National Technical University.

83001. Artema str. 58. Donetsk. E-mail: skrava@mail.ru

МЕШКОВ Андрей Витальевич — доцент Донецкого национального технического университета, кандидат экономических наук.

83001, ул. Артема, д. 58, г. Донецк. E-mail: andrew_mesh@rambler.ru

MIESHKOV Andrei V. — PhD (Economy), Donetsk National Technical University.

83001. Artema str. 58. Donetsk. E-mail: andrew mesh@rambler.ru

© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.