УДК 78
Мунтян Ш.Б.
преподаватель кафедры «Фортепиано» Приднестровский государственный институт искусств им. А.Г. Рубинштейна (г. Тирасполь, Молдова)
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ С.В. РАХМАНИНОВЫМ СОБСТВЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы особенности мелодики, фактуры, стилистические черты произведения С.В. Рахманинова. Принципы мелодии, гармонии, структуры в контексте целостного охвата музыкального материала.
Ключевые слова: Рахманинов, мелодия, звук, интерпретация, пианизм, исполнительское искусство.
Прежде чем приступить к педагогическому анализу нотного материала Второго концерта С. Рахманинова, необходимому для совершенствования исполнительской деятельности обучающихся в специальных учебных заведениях, представим аспекты рахманиновского пианизма, собственно, его интерпретаторскую концепцию.
Эволюция Рахманинова-композитора и Рахманинова-пианиста на протяжении всего творческого пути тесно взаимосвязана и во многом обусловлена изменением рахманиновского композиторского почерка. По точному замечанию Ю. Понизовкина, исключительная ясность звуковой графики, которую мы слышим в записях игры пианиста, — это не только следствие технического прогресса, но и пианистическое отражение нового, «графического» фортепианного стиля композитора - стиля «Вариаций на тему Корелли» и «Рапсодии на тему Паганини» [4, с. 24].
Исполняя собственные сочинения в течение многих лет, С. Рахманинов совершенствовал их интерпретацию как пианист, и редко вносил в них изменения как композитор. Примерами творческого преображения ранних произведений могут служить вторые редакции «Мелодии» ор.3, «Серенады» ор.3, «Юморески» ор.10.
Создавая новые трактовки ранее сочиненных произведений, С.В. Рахманинов иногда ограничивался незначительными изменениями гармонии, фактуры и нюансировки, оставляя общий облик произведения почти неизменным. Такова вторая редакция Музыкального момента ор.16 №2, в которой композитор подверг переработке лишь отдельные детали текста.
Нередко С. Рахманинов, исполняя произведение, создавал еще одну, уже «исполнительскую редакцию» произведения, не существующую в нотной записи. Такое исполнение собственных сочинений по существу является своеобразным созданием «вторых редакций» данных произведений. Отсюда существует мнение, что «рахманиновское исполнение ряда собственных сочинений - это не только итог многолетней работы пианиста над интерпретацией произведения, но и результат работы композитора над совершенствованием самого произведения» [4, с.24].
Отточенная до предела эффектная виртуозность укрепила рахманиновскую манеру игры. В результате роста виртуозного мастерства в игре С. Рахманинова произошли определенные стилистические изменения. Его пианизм с течением времени стал более суровым, сдержанным, классически уравновешенным, сохранившим при этом огромную эмоциональную насыщенность и богатство звуковой палитры.
Особенность глубокого жизненного обаяния рахманиновского пианизма, по заключению Б. Асафьева, - в его песенной напевности и распевности. Так, в Рахманинове-пианисте всегда присутствует русская лирико-творческая стихия, хоть и скованная в своем проявлении высоким забронированным академическим мастерством, но хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей, и «говор» и тишину лесов и полей». Примером может служить
несравненная авторская интерпретация лирических тем Второго концерта. Восхищает рахманиновское чувство меры, удивительная гармоничность и естественность яркого эмоционального высказывания, заключенная в строгую и благородную оправу формы.
Мелодическое начало пианизма С. Рахманинова проявляется в рельефном интонировании всех голосов музыкальной ткани. Эта особенность игры С.В. Рахманинова связана с манерой письма композитора, который уделял большое внимание полифонической разработке музыкальной фактуры. Так, в моментах одновременного исполнения мелодии и подголоска, С.В. Рахманинов нередко применяет форшлаги и арпеджиато. Возникающие благодаря этому ритмические «несовпадения», создают впечатление полной независимости голосов в свободном полифоническом сплетении. Ярким примером служит исполнение С.В. Рахманиновым каденции Первого концерта. В разделе Allegro moderato пианист нередко оттеняет таким приемом ритмического вычленения линии подголосков.
В игре С.В. Рахманинова поражает поистине гениальное владение мелодическим интонированием, умение создать гибкую, подлинно вокальную мелодическую линию, при этом полностью преодолеть «ударную» природу фортепиано. Красота звучания инструмента, искусство «пения» на фортепиано, выраженное в способности пластично вести мелодию, формировать фразу, показывать мелодическую линию в ее поступательном движении, в развитии, ярко выявляя наиболее важные интонационные моменты, искусно подготавливать кульминационные точки — все это составляет исполнительское мастерство С.В. Рахманинова. Любая сыгранная им мелодия приобретает неповторимую «рахманиновскую» речевую выразительность, декламационную рельефность и убедительность фразировки [5, с.71-72].
В многочисленных воспоминаниях современников С. Рахманинова сохранились свидетельства о высоком «вокальном» характере его интонирования на рояле. При этом Б. Асафьев справедливо заметил, что «в словесной речи рахманиновское интонационное дарование равнялось бы гению
величайших мастеров ораторского искусства, особенно в сфере возвышенного пафоса, от интонаций трагической судьбы до скорби величаво-торжественного ликования, от забавной шутки до изощреннейшей лукавой иронии» [1].
Важной составляющей в игре любого музыканта являются вопросы звукоизвлечения. Известно, что в нотах замысел автора зафиксирован с разной градацией точности: от высокой степени в обозначении метро-высотных параметров произведения до приблизительного обозначения таких компонентов нотного текста как, например, динамика, и почти полного отсутствия других обозначений, к которым можно отнести, например, педализацию.
Звук, его тембр, его эмоциональные особенности менее всего поддаются точным обозначениям в нотном тексте. В тексте фортепианной музыки темброво-звуковые координаты иногда присутствуют лишь в виде словесных пояснений. Однако никакие слова не в состоянии выразить все звуковое разнообразие. В игре крупных мастеров звуковая самобытность - могучее исполнительское средство.
Изучение манеры звукоизвлечения С.В. Рахманинова дает нам возможность более глубокого познания стиля композитора, постижения мастерства гениального пианиста и как результат - повышение собственного профессионального уровня. Рахманиновский звук отличался тембровым и динамическим разнообразием. Удивительное богатство красок, многоплановость звучания фортепианной фактуры под пальцами Рахманинова способна передать даже технически несовершенная запись начала XX века.
В пианизме С.В. Рахманинова поражает способность создавать легкое, серебристое» звучание. Одним из наиболее ярких примеров, в котором можно слышать эту особенность звукоизвлечения С.В. Рахманинова, является прелюдия ор.32 №13, в прозрачно-фоновых фигурациях которой Рахманинов создает живописную картину звенящих бубенцов.
Подвластны С. Рахманинову были и мощные, грандиозные фортепианные звучания. Фактура многих произведений композитора, - монументальная, с многозвучными плотными аккордами, создающая образы колокольного звона,
безумного праздника, требует от исполнителя большого мастерства и физической силы, а также больших рук. Рахманинов блестяще справлялся с этими техническими задачами. По воспоминаниям Б. Асафьева, С.В. Рахманинов с исключительной силой и мужественной энергией «погружался в инструмент, когда стремился передать суровейшие ритмо-наскоки звучаний» [2, с. 361].
Слушая авторское исполнение таких произведений, как Прелюдия ор. 23 №5, Прелюдия ор. 3 №2, а также некоторые эпизоды фортепианных концертов, несмотря на техническое несовершенство записи, достаточно ясно ощущается сила и мощь рахманиновской игры, особенно в исполнении аккордовой фактуры, наделенной в этих сочинениях тематическим значением.
Гигантская техника С. Рахманинова, его виртуозность являлись своеобразным уточнением музыкальных образов. Композитор и друг Рахманинова, Н. Метнер, характеризуя его творчество, отмечал, что виртуозный блеск и декоративная красочность в игре Рахманинова никогда не являлись самоцелью, а служат раскрытию каждого отдельного образа и содержания всего произведения в целом [3].
Следует подчеркнуть, что необыкновенная полнота и мощь звучаний, также, как и певучесть рахманиновского звука во многом зависит не только от его изумительного мастерства звукоизвлечения, но и от великолепного владения педалью.
Искусство педализации, которое является важным выразительным средством красочно-звуковой сферы интерпретации, имеет огромное значение при создании музыкальных образов в фортепианных произведениях С.В. Рахманинова.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л. ,1982.;
2. Асафьев Б.В. С.В. Рахманинов.- М.,1945.;
3. Метнер Н.С. Воспоминания о Рахманинове. - М., 1967.;
4. Понизовкин Ю.В. Рахманинов - пианист, интерпретатор собственных произведений. - М., 1965. - 95 с.;
5. Скурко Е.Р. О роли вариантно-вариационного метода развития в творчестве С. Рахманинова : дис. ... кандидата искусствоведения. - Москва, 1978.
Muntyan Sh.B.
Pridnestrovian State Institute of Arts (Tiraspol, Moldova)
FEATURES OF SERGEI RACHMANINOV'S INTERPRETATION OF HIS OWN COMPOSITIONS
Abstract: the article discusses the issues of the peculiarities of melody, texture, stylistic features of the work of S.V. Rachmaninov. The principles of melody, harmony, structure in the context of the holistic coverage of musical material.
Keywords: Rachmaninov, melody, sound, interpretation, pianism, performing arts.