EDN: CZDGBH
И.М. Озова - к.э.н., доцент, преподаватель, Карачаево-Черкесское республиканское профессионально-образовательное учреждение «Международный колледж Полиглот», Черкесск, Россия, [email protected],
I.M. Ozova - candidate of economic sciences, associate professor, lecturer, Karachay-Cherkess Republican vocational educational institution "International Polyglot College", Cherkessk, Russia;
С.А. Аслаханова - старший преподаватель кафедры «Управление региональной экономикой и экономическая безопасность», Чеченский государственный университет им А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, Zvezdochkagoodluch @mail.ru,
S.A. Aslakhanova - senior lecturer of the department of regional economic management and economic security, Chechen state university named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia.
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНАЛИЗА СТАТЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
FEATURES OF INTERPRETATION OF THE RESULTS OF THE ANALYSIS OF THE ARTICLES OF THE BALANCE
SHEET OF A MOTOR TRANSPORT COMPANY
Аннотация. Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информативной базы. Бухгалтерский баланс является одним из способов обобщения, с одной стороны, состава и размещения хозяйственных средств (активов), а с другой - источников их образования (пассивов) в стоимостном выражении, а так же определения важнейших показателей, отражающих результат хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения и расчетных взаимоотношений с партнерами.
На сегодняшний день между статьями актива и пассива баланса существует тесная взаимосвязь. Каждая статья актива баланса имеет свои источники финансирования. Источниками финансирования долгосрочных активов, как правило, являются собственный капитал и долгосрочные заемные средства. Анализ результатов деятельности необходим для понимания того, насколько эффективно предприятие использует имеющиеся у него активы, в какой степени сбалансированы источники их формирования. В этом контексте в статье проводится анализ состава и структуры актива и пассива баланса, рассматриваются источники финансовых ресурсов, анализируется структура оборотных активов и эффективность их использования.
Abstract. The effectiveness of financial analysis largely depends on the organization and perfection of its informative base. The balance sheet is one of the ways to summarize, on the one hand, the composition and placement of economic assets (assets), and on the other hand, the sources of their formation (liabilities) in value terms, as well as determining the most important indicators that reflect the result of the economic activity of the enterprise, its financial position and settlement relationships with partners.
Today, there is a close relationship between the assets and liabilities of the balance sheet. Each item of the asset balance has its own sources of funding. As a rule, sources of financing for long-term assets are equity and long-term borrowings. An analysis of performance results is necessary to understand how efficiently an enterprise uses its assets, to what extent the sources of their formation are balanced. In this context, the article analyzes the composition and structure of the assets and liabilities of the balance sheet, considers the sources of financial resources, analyzes the structure of current assets and the efficiency of their use.
Ключевые слова: актив, пассив, структура, оборотные средства, анализ, дебиторская задолженность, горизонтальный анализ, капитал.
Keywords: asset, liability, structure, working capital, analysis, accounts receivable, horizontal analysis, capital.
Бухгалтерский баланс, с одной стороны, является одним из способов обобщения состава и размещения хозяйственных средств (активов), а с другой - источников их образования (пассивов) в стоимостном выражении.
Поскольку бухгалтерский баланс отражает состояние средств в стоимостном выражении на определенную дату, то анализ бухгалтерского баланса раскрывает структуру средств и их источников, отражает финансовое состояние предприятия, платежеспособность и стабильность.
В процессе работы предприятия как стоимость активов, так и их структура претерпевают постоянные изменения. Более общее представление об изменениях, произошедших в структуре средств и их источниках, а также о динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников.
Таблица 1 - Вертикальный анализ активов ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
АКТИВ Абсолютные величины, тыс. руб. на конец года Удельный вес, % Отклонение удельного веса, %
2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021/ 2020 2021/ 2019 2020/ 2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Основные средства 77 458 82 712 49 180 71,89 66,67 64,96 5,22 6,94 1,71
Итого по разделу I 77 458 82 712 49 180 71,89 66,67 64,96 5,22 6,94 1,71
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 4 145 14 388 5 770 3,85 11,60 7,62 -7,75 -3,77 3,98
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 0 477 0 0 0,38 0 -0,38 0,00 0,38
Дебиторская задолженность 22 463 22 754 20 233 20,85 18,34 26,72 2,51 -5,87 -8,38
Денежные средства и денежные эквиваленты 705 13 136 0,65 0,01 0,18 0,64 0,47 -0,17
Прочие оборотные активы 2 970 3 718 393 2,76 3,00 0,52 -0,24 2,24 2,48
Итого по разделу II 30 283 41 350 26 532 28,11 33,33 35,04 -5,22 -6,94 -1,71
БАЛАНС (актив) 107 741 124 062 75 712 100 100 100 0,00 0,00 0,00
Активы - это объекты, находящиеся в собственности организации и используемые ею в ходе хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.
На основании анализа данных, приведенных в таблице 1 можно сделать следующие выводы: в 2021 году по отношению к 2020 году удельный вес внеоборотных активов увеличился на 5,22 %. В общей структуре активов внеоборотные активы занимают наибольший удельный вес - 71,89 %. Это связано с тем, что предприятие приобретает новые автомобили для осуществления своей деятельности.
Для наглядности структуру актива баланса можно представить в виде диаграммы (рисунок 1).
2019г. 2020г. 2021г.
Рисунок 1 - Структура актива баланса ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
В структуре оборотного капитала наибольшую долю занимает дебиторская задолженность, возникающая в результате текущей (основной) деятельности, связанной с продажей услуг, предоставляемых организацией. Формирование дебиторской задолженности в организации связано с образованием имущественных претензий к покупателям, которые не оплатили услуги, или к поставщикам, которые не предоставили товары, работы или услуги.
Горизонтальный анализ актива баланса заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Таблица 2 - Горизонтальный анализ активов ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
АКТИВ Абсолютные величины, тыс. руб. на конец года Отклонения абсолютных величин, тыс. руб. Темп роста, %
2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021/2020 2021/2019 2021/2020 2021/2019 2020/2019
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Основные средства 77 458 82 712 49 180 -5 254 28 278 93,65 157,50 168,18
Итого по разделу I 77 458 82 712 49 180 -5 254 28 278 93,65 157,50 168,18
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 4 145 14 388 5 770 -10 243 -1 625 28,81 71,84 249,36
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 0 477 0 -477 0 0,00
Дебиторская задолженность 22 463 22 754 20 233 -291 2 230 98,72 111,02 112,46
Денежные средства и денежные эквиваленты 705 13 136 692 569 5423,08 518,38 9,56
Прочие оборотные активы 2 970 3 718 393 -748 2 577 79,88 755,73 946,06
Итого по разделу II 30 283 41 350 26 532 -11 067 3 751 73,24 114,14 155,85
БАЛАНС (актив) 107 741 124 062 75 712 -16 321 32 029 86,84 142,30 163,86
Для наглядности динамику актива баланса можно представить в виде диаграммы.
90000 80000 70000 60000 ЬОООО 40000 30000 20000 10000
Рисунок 2 - Динамика актива баланса ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
По данным таблицы 2 и рисунка 2 можно сделать вывод, что стоимость основных средств за три года увеличилась в 1,5 раза и темп роста составил 157,5 %. Оборотные средства за три года увеличились на 14,4 %. Дебиторская задолженность увеличилась на 11,02 %. Оборотные активы увеличиваются за счет дебиторской задолженности. В данном случае увеличение рассматриваемой статьи говорит о значительном увеличении объемов оказания услуг с отсрочкой платежа.
Необходимо отметить, что рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно. При расширении деятельности предприятия, растет и число покупателей, а следовательно, и дебиторская задолженность. С другой стороны, снижение дебиторской задолженности может свидетельствовать о сокращении реализации услуг, следовательно, об уменьшении числа покупателей.
Так, за последние три года, начиная с 2019 года и заканчивая 2021 годом, можно сделать следующий вывод: сумма средств на предприятии на 2019 год составляла 75 712 тысячи рублей, на 2020 год увеличилась на 48 350 тысяч рублей и составила 124 062 тысяч рублей. На 2021 год сумма средств на предприятии уменьшилось на 16 321 тысячи рублей и составила 107 741 тысяч рублей, что к величине на 2012 год составляет 86,84 %. Уменьшение итога по активному разделу свидетельствует о сокращении масштабов хозяйственной деятельности, что обычно свидетельствует о проблемах и снижении платежеспособности.
Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства находятся в его распоряжении и куда они вложены.
Информация, представленная в пассиве баланса, позволяет определить, какие изменения произошли в структуре собственного и заемного капитала, сколько долгосрочных и краткосрочных заемных средств задействовано в обороте предприятия, т.е. пассив показывает, откуда пришли средства и кому компания их должна.
Таблица 3 - Вертикальный анализ пассивов ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
ПАССИВ Абсолютные величины, тыс. руб. Удельный вес, % Отклонение удельного веса, %
На конец года
2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021/ 2020 2021/ 2019 2020/ 2019
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 500 500 500 0,46 0,40 0,66 0,06 -0,20 -0,26
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 27 846 24 879 11 635 25,85 20,05 15,37 5,79 10,48 4,69
Итого по разделу III 28 346 25 379 12 135 26,31 20,46 16,03 5,85 10,28 4,43
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства 23 519 10 729 4 002 21,83 8,65 5,29 13,18 16,54 3,36
Прочие обязательства 17 823 22 309 7 835 16,54 17,98 10,35 -1,44 6,19 7,63
Итого по разделу IV 41 342 33 038 11 837 38,37 26,63 15,63 11,74 22,74 11,00
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Кредиторская задолженность 38 053 65 645 51 740 35,32 52,91 68,34 -17,59 -33,02 -15,42
Итого по разделу V 38 053 65 645 51 740 35,32 52,91 68,34 -17,59 -33,02 -15,42
БАЛАНС (пассив) 107 741 124 062 75 712 100 100 100 0,00 0,00 0,00
В структуре собственного капитала произошли определенные изменения. Уставный капитал был сформирован полностью и не увеличивался за весь рассматриваемый период, нераспределенная прибыль в течение анализируемого периода увеличивался, и на конец 2021 года его сумма составила 25,85 % валюты баланса. Слово «нераспределенная» отражает тот факт, что эта прибыль не выплачивались акционерам в качестве дивидендов, а оставались у компании.
В целом за анализируемый период собственный капитал ООО «Рус-Автотранс» вырос на 16 211 тысяч рублей, что является положительной тенденцией. Средства собственного капитала составляют в валюте баланса 26,31 % на конец 2021 года против 16,03 % на конец 2019 года.
Таблица 4 - Горизонтальный анализ пассивов ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
ПАССИВ Абсолютные величины, на конец года тыс. руб. Отклонения абсолютных величин, тыс. руб. Темп роста, %
2021 г. 2020 г. 2019 г. 2021/ 2021/ 2021/ 2021/ 2020/
2020 2019 2020 2019 2019
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал (складочный капитал, уставный
фонд, вклады товарищей) 500 500 500 0 0 100 100 100
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 27 846 24 879 11 635 2 967 16 211 111,93 239,33 213,83
Итого по разделу III 28 346 25 379 12 135 2 967 16 211 111,69 233,59 209,14
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства 23 519 10 729 4 002 12 790 19 517 219,21 587,68 268,09
Прочие обязательства 17 823 22 309 7 835 -4 486 9 988 79,89 227,48 284,74
Итого по разделу IV 41 342 33 038 11 837 8 304 29 505 125,13 349,26 279,11
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Кредиторская задолженность 38 053 65 645 51 740 -27 592 -13687 57,97 73,55 126,87
Итого по разделу V 38 053 65 645 51 740 -27 592 -13687 57,97 73,55 126,87
БАЛАНС (пассив) 107 741 124 062 75 712 -16 321 32 029 86,84 142,3 163,86
За анализируемый период сумма краткосрочных кредитов и займов в целом по организации уменьшилась на 27 592 тысяч рублей. Стабильное погашение краткосрочных кредитов на фоне увеличения собственного капитала организации отражает положительную динамику в деятельности предприятия.
Для наглядности динамику актива баланса можно представить в виде диаграммы:
70 000 60 ООО 50 ООО 40 НЮ 30 000 70 000 10 ООО 0
7071г. 2020г. 2019г.
Рисунок 3 - Динамика пассива баланса ООО «Рус-Автотранс» за 2019-2021 гг.
Долгосрочные займы на конец 2021г. занимают наибольший удельный вес в составе пассивов баланса - 38,37 % и за последние три года, начиная с 2021 года и заканчивая 2019 годом, в целом увеличились в 2,5 раза.
Анализ пассива баланса предприятия показал, что имущество ООО «Рус-Автотранс» на протяжении анализируемого периода сформировано в основном (более чем на 73,69 %) за счет заемного капитала, а именно долгосрочных обязательств. Увеличение доли заемного капитала, в свою очередь, негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия, ухудшая его финансовую устойчивость.
Ликвидность баланса - это степень, в которой обязательства компании покрываются активами со сроками погашения, соответствующими срокам погашения обязательств. Платежеспособность предприятия зависит от уровня ликвидности баланса.
Для анализа ликвидности баланса активы группируются в соответствии со степенью их ликвидности - от наиболее легко конвертируемых в денежные средства до наименее. Пассивы же группируют по срочности оплаты обязательств.
Шащ. КАПИТАЛ kl Ш РЕЗЕРВЫ В_ elV, ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Г »V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
[
Таблица 5 - Анализ ликвидности баланса ООО «Рус-Автотранс» в 2022 г.
Актив Сумма, тыс. руб. Пассив Сумма, тыс. руб. Излишек (недостаток)
На начало года На конец года На начало года На конец года На начало года На конец года
А1 - наиболее ликвидные активы 13 705 П1 - наиболее срочные обязательства 65645 38053 -65632 -37348
А2 - быстро реализуемые активы 22754 22 463 П2 - краткосрочные пассивы 0 0 22754 22463
А3 - медленно реализуемые активы 18583 7115 П3 - долгосрочные пассивы 33038 41342 -14455 -34227
А4 - трудно реализуемые активы 77458 82712 П4 - постоянные пассивы 25379 28346 52079 54366
Таблица 5 показывает, что баланс анализируемого предприятия не является абсолютно ликвидным. Анализируемому предприятию не хватает средств для погашения наиболее срочных обязательств, медленно реализуемые активы не покрывают долгосрочные обязательства, труднореализуемые активы превышают постоянные обязательства. Положительным аспектом является избыток активов, подлежащих быстрому погашению, для покрытия краткосрочных обязательств.
Таким образом, рост экономической эффективности предприятий транспортной отрасли напрямую связан с развитием экономики страны в целом.
Можно констатировать, что наиболее эффективными мерами по увеличению прибыли являются: повышение качества обслуживания клиентов за счет вложения средств в обучение сотрудников и повышение их квалификации; увеличение грузооборота за счет выхода на новые рыночные сегменты и упрощение процесса перевозки с помощью новых онлайн сервисов.
Эффективность сочетания факторов экономического роста в разных условиях неодинакова, но на примере успешных предприятий можно понять общие принципы и использовать их для определения стратегии развития других организаций данной отрасли и, соответственно, повысить их конкурентоспособность.
Однако анализ 2021 года показал хорошую динамику, поэтому, если ориентироваться на данные баланса, можно предположить, что организация способна изменить ситуацию, взыскав дебиторскую задолженность с дебиторов и погасив полученные от кредиторов средства.
Источники:
1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
2. Гарнова В.Ю. Экономический анализ: Учебное пособие - Под ред. Н.Б. Акуленко. / В.Ю. Гарнова, -М.: НИЦ ИНФРА-М, -2013. - 157 с.
3. Брялина Г. И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России / Г. И. Брялина // ИВД. 2011.- №1. URL: cyberleninka.ru/ article/n/mehanizmy-podderzhki-razvitiya-malogo-biznesa-v-rossii.
4. Гусева А. Н. Скользящее бюджетирование как переосмысление всей системы управления ресурсами организации сферы услуг / А. Н. Гусева // ИВД.- 2011. -№»1. URL:cyberleninka.ru/article/n/skolzyaschee-byudzhetirovanie-kak-pereosmyslenie-vsey-sistemy-upravleniya-resursami-organizatsii-sfery-uslug.
5. Ефимова О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: Учебник. / О.В. Ефимова. -М.: Омега-Л, - 2018. - 349 с.
6. Киреева, Н.В. Экономический и финансовый анализ: Учебное пособие. / Н.В.Киреева, - М.: НИЦ ИНФРА-М, -2016. - 293 с.
7. Кузнецов С.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. / С.И. Кузнецов -М.: Форум, -2012. - 464 с.
8. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие. / Н.Н. Селезнева - М.: ЮНИТИ, - 2018. - 639 с.
9. Уткин М.С. Оборотный капитал: понятие, сущность, источники формирования в современной экономике / М.С.Уткин // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2016. -.№26-2. URL: cyberleninka.ru/article/n/oborotnyy-kapital-ponyatie-suschnost-istochniki-formirovaniya-v-sovremennoy-ekonomike.
10. Хутова Л.А., Аслаханова С.А. Оценка состояния и эффективности использования активов предприятия / Л.А. Хутова, С.А. Аслаханова // Вестник Академии знаний. - 2021. - .№6 (47).URL:cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sostoyaniya-i-effek:tivnosti-ispolzovaniya-aktivov-predpriyatiya.
11. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа предприятия . / А. Д. Шеремет -М.: 2013. -278 с.
12. Шардан С.К., Никаева Р.М. Экономическая оценка ключевых показателей деятельности предприятия / С.К. Шардан, Р.М. Никаева // Вестник Академии знаний. -2021. - .№2 (43).URL:cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-otsenka-klyuchevyh-pokazateley-deyatelnosti-predpriyatiya.